Вот совсем недавно казалось, что платформа AMD начала невероятно успешное победное шествие. Наконец-то ее высокотехнологичное детище Atlon64 начало обретать полноценную поддержку в программном обеспечении (Microsoft выпустила долгожданный Windows XP Professional x64 Edition. А с легкой руки NVIDIA, благодаря выпуску революционного чипсета nForce 4, эта платформа обрела поддержку всех новейших технологий и стала самой перспективной и производительной. Технология SLI сделала решение на Athlon64 очень лакомым для геймеров. Появились перспективы расширения своей рыночной доли. Но не может быть все так хорошо.
Всего за несколько последних месяцев, платформа Intel обросла невероятным количеством новинок, дающих право поставить AMD снова на свое место. Во-первых, теперь все новые процессоры обрели поддержку 64-разрядных расширений. Во-вторых, NVIDIA, пытаясь охватить как можно больший рынок, выпустила чипсет nForce 4 SLI Intel Edition, а это привело к потере эксклюзивности SLI в платформе AMD. В-третьих, сама Intel тоже не сидела сложа руки и успешно приступила к выпуску новых двухъядерных процессоров и чипсетной обвязки, поддерживающей их.
Еще недавно приближающаяся к AMD пальма первенства теперь снова начала отдаляться, и опять придется участвовать в неравной схватке с гигантом, даже несмотря на то, что есть чем ответить. А тут еще и подозрение в нечестном бизнесе. Именно это и вынудило ее нарушить напряженный мир и перейти к военным, т.е судебным, действиям. Основательно подготовившись, AMD начала отстреливаться исками против Intel. Чем тяжба судебных разбирательств закончится, судя по всему, мы узнаем еще не скоро, а вот новые продукты, усложнившие жизнь AMD, мы можем рассмотреть уже сейчас.
Попробуем собрать все воедино, проанализировать и подкрепить выводы тестовыми данными.
Кроме шумного анонса дорогих, но перспективных с точки зрения Intel, двухъядерных процессоров, был и чуть более скромный анонс процессоров для рабочих станций с индексом 5x1. Эти чипы отличаются от своих младших братьев модельного ряда 5xx только одним - поддержкой 64-разрядных расширений. Говорят, это тоже очень понадобится в скором времени. Но, о том, насколько скоро настанет это время, мы поразмыслим чуть позже. Сейчас же мы остановимся на честной производительности новых процессоров в сегодняшних задачах.
В нашу тестовую лабораторию "любезно" попали две новинки - одноядерный Pentium 4 531 (3000 МГц с поддержкой Hyper-Threading) и двухъядерный Pentium 4 830 (те же 3000 МГц, но без поддержки Hyper-Threading). У нас появилась возможность сравнить реальную и виртуальную двухъядерность.
Еще раз напомню позиционирование этого процессора - домашние мультимедийные ПК и рабочие станции сегодня и в перспективе. Перспективность достигается за счет поддержки технологии Intel® Extended Memory 64, обеспечивающей полную совместимость с уже появляющимся 64-разрядным программным обеспечением и доступными операционными системами. Кроме этого поддерживается функция Execute Disable Bit, дающая аппаратно-программную защиту от некоторых вирусов и червей. Ну и Hyper-Threading никуда не делся.
Название процессора
|
Процессор Intel® Pentium® 4 531
с поддержкой технологии Hyper-Threading |
Архитектура
|
90-нм технология, LGA775
|
Кэш-память
|
2 уровня объемом 1 МБ
|
Тактовая частота
|
3,0 ГГц
|
Системная шина
|
800 МГц
|
Истории создания и позиционирования этого процессора более интересны. Своим появлением двухъядерные процессоры обязаны тому факту, что дальнейшее наращивание производительности только за счет тактовых частот стало затруднено. Полная переработка архитектуры с целью получения более эффективного процессора с такими же тактовыми частотами, в принципе возможна, но не оправдана. Время и средства, ушедшие на разработку нового процессора, окупятся не скоро, а компьютеры собирать надо уже сегодня. Косметическими изменениями ничего особенного не добиться. Хотя… Если взять вполне успешную архитектуру NetBurst, т.е. Pentium 4, ядро Prescott, и упаковать два таких ядра в один кристалл, то можно получить почти удвоение производительности в некоторых (многопоточных) задачах. Осталась только одна проблема, сегодня таких задач мало, даже не задач, а программного обеспечения. Но зато можно запустить два ресурсоемких приложения и они будут работать одновременно без существенного падения производительности каждого. Вот что говорят в Intel по этому поводу: "Два рабочих ядра в одном физическом процессоре позволяют выполнять больше задач за меньшее время, повышая продуктивность Вашей работы на ПК". С другой стороны, сделав двухъядерный процессор массовым, можно ожидать и появление в ближайшее время ПО и игр, способных эффективно с ними работать. Вот как раз этим целям и служат модели 820, 830 и 840. Благодаря тому, что стоимость готовой системы с такими процессорами должна быть ниже полноценной двухпроцессорной конфигурации, появляются виды на всенародное признание.
Ну а мы поближе познакомимся с Intel Pentium 4 830 - центральной особой процессорного ряда двухъядерных чипов. Процессор поддерживает уже упомянутые Intel® Extended Memory 64 и Execute Disable Bit. Кроме того, в него встроена поддержка технологии Intel SpeedStep, позволяющей управлять энергопотреблением и тепловыделением процессора, в ущерб производительности в те моменты, когда нагрузка на систему далека от максимума. Кстати, очень актуальна тема тепловыделения для этих чипов, способных в пике рассеивать до 160 Вт!
Название процессора
|
Процессор Intel® Pentium® D 830
|
Архитектура
|
90 нм , LGA775
|
Кэш-память
|
2x1 MБ кэш-памяти 2 уровня
|
Тактовая частота
|
3,0 ГГц
|
Частота системной шины
|
800 MHz
|
Сам процессор был извлечен из демонстрационной системы, поэтому внешность у него немного нестандартная, с "татуировкой".
Рассмотрение новых процессоров - ничто без рассмотрения чипсетов и материнских плат, поддерживающих их. Несмотря на то, что анонсы чипсетов уже были освещены, да и материнские платы на их основе тоже, напомним коротко основные особенности новинок.
Чипсет
|
NVIDIA nForce4 SLI Intel Edition
|
Intel 955X
Express
|
Intel 945P
Express
|
Intel 945G
Express
|
Intel 925XE
Express
|
Рыночный сегмент
|
Производи-
тельный ПК
|
Производи-
тельный ПК
|
Производи-
тельный ПК
|
Производи-
тельный ПК
|
Производи-
тельный, Массовый ПК
|
Позиционируется для процессоров
|
Pentium D,
Pentium Extreme Edition,
Pentium 4
|
Pentium D,
Pentium Extreme Edition,
Pentium 4
|
Pentium D,
Pentium Extreme Edition,
Pentium 4, Celeron D
|
Pentium D,
Pentium Extreme Edition,
Pentium 4, Celeron D
|
Pentium Extreme Edition (одноядерные),
Pentium 4
|
Поддержка технологии Hyper-Threading
|
Оптимизирован для технологии Hyper-Threading
|
Оптимизирован для технологии Hyper-Threading
|
Оптимизирован для технологии Hyper-Threading
|
Оптимизирован для технологии Hyper-Threading
|
Оптимизирован для технологии Hyper-Threading
|
Системная шина (FSB), МГц
|
1066/800
|
1066/800
|
1066/800/533
|
1066/800/533
|
1066/800
|
Процессорный сокет
|
LGA775
|
LGA775
|
LGA775
|
LGA775
|
LGA775
|
Число процессоров
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Северный мост (MCH)
|
nForce4 SLI Intel Ed. (Crush19)
|
82955X MCH
|
82945P MCH
|
82945G MCH
|
82925XE MCH
|
Тип корпуса северного моста
|
н / д
|
652 mBGA
|
1202 FC-BGA
|
1202 FC-BGA
|
1210 FC-BGA
|
Поддержка модулей памяти
|
2 модуля 2-х канальной памяти DIMM
|
2 модуля 2-х канальной памяти DIMM
|
2 модуля 2-х канальной памяти DIMM
|
2 модуля 2-х канальной памяти DIMM
|
2 модуля 2-х канальной памяти DIMM
|
Тип памяти
|
DDR2 667/533
|
DDR2 667/533
|
DDR2 667/533/400
|
DDR2 667/533/400
|
DDR2 533/400
|
Максимальный объем памяти, Гбайт
|
16
|
8
|
4
|
4
|
4
|
Поддерживаемые чипы памяти
|
н / д
|
256 Mbit/512 Mbit/1Gbit
|
256 Mbit/512 Mbit/1Gbit
|
256 Mbit/512 Mbit/1Gbit
|
256 Mbit/512 Mbit/1Gbit
|
Поддержка ECC
|
Non-ECC
|
ECC/Non-ECC
|
Non-ECC
|
Non-ECC
|
ECC/Non-ECC
|
Шина для внешней графики
|
PCI Express x16 или 2 PCIe x8 для SLI
|
PCI Express x16
|
PCI Express x16
|
PCI Express x16
|
PCI Express x16
|
Поддержка SLI
|
Есть
|
Возможна
|
Возможна
|
Возможна
|
Нет
|
Интегрированная графика
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Intel GMA 950
|
Нет
|
Шина связи между мостами
|
Линк HyperTransport 800 МГц (3,2 Гбайт/с )
|
Direct Media Interface (2 Гбайт/с )
|
Direct Media Interface (2 Гбайт/с )
|
Direct Media Interface (2 Гбайт/с )
|
Direct Media Interface (2 Гбайт/с )
|
Южный мост
|
MCP04
|
Семейство Intel ICH7: ICH7, ICH7R
|
Семейство Intel ICH7: ICH7, ICH7R
|
Семейство Intel ICH7: ICH7, ICH7R
|
Семейство Intel ICH6: ICH6, ICH6R
|
Тип корпуса южного моста
|
н/д
|
652 mBGA
|
652 mBGA
|
652 mBGA
|
609 mBGA
|
Шины PCI и PCI Express
|
3 или 4 PCI Express x1, до 6 PCI 2.3
|
4 (ICH7) или 6 (ICH7R) линий PCI Express x1, до 6 PCI 2.3
|
4 (ICH7) или 6 (ICH7R) линий PCI Express x1, до 6 PCI 2.3
|
4 (ICH7) или 6 (ICH7R) линий PCI Express x1, до 6 PCI 2.3
|
4 линии PCI Express x1, до 6 PCI 2.3
|
Порты Serial ATA
|
4 SATA II
|
4 SATA II
|
4 SATA II
|
4 SATA II
|
4 SATA
|
Порты Parallel ATA
|
2 Ultra ATA/133
|
1 Ultra ATA/100
|
1 Ultra ATA/100
|
1 Ultra ATA/100
|
1 Ultra ATA/100
|
Поддержка SATA RAID
|
0, 1, 5, 10
|
0, 1, 5, 10 (Intel Matrix Storage Technology в ICH7R)
|
0, 1, 5, 10 (Intel Matrix Storage Technology в ICH7R)
|
0, 1, 5, 10 (Intel Matrix Storage Technology в ICH7R)
|
0, 1 и Matrix RAID для ICH6R
|
Порты USB 2.0
|
10
|
8
|
8
|
8
|
8
|
Сетевой адаптер MAC
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Выделенная сетевая шина стандарта Gigabit Ethernet
|
Встроенный GbE + firewall (ActiveArmor)
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Есть
|
Интегрированная аудио подсистема
|
AC-97 24-bit (96 kHz) audio up to 7.1 channel
|
Intel High Definition Audio, AC97/24-bit (192kHz) audio
|
Intel High Definition Audio, AC97/24-bit (192kHz) audio
|
Intel High Definition Audio, AC97/24-bit (192kHz) audio
|
Intel High Definition Audio, AC97/24-bit (192kHz) audio
|
Управление подсистемой ввода/вывода
|
HyperTransport 800 МГц
|
SMBus 2.0 / GPIO
|
SMBus 2.0 / GPIO
|
SMBus 2.0 / GPIO
|
SMBus 2.0 / GPIO
|
Вот так выглядят технические характеристики новых чипсетов по сравнению с недавним флагманом Intel 925XE Express.
Этот чипсет спроектирован для замены "устаревающего" Intel 925XE Express и должен обеспечить поддержку таких новшеств как двухъядерные процессоры Pentium D и Pentium Extreme Edition в связке с более быстрой памятью DDR2-667 (теперь официально, т.к. 925XE тоже с нею неплохо работал). В зависимости от установленного ICH может быть увеличена поддержка линий PCI-Express до шести, и организована более надежная, гибкая и быстрая система хранения информации на жестких дисках. Кстати, жесткие диски теперь получили полноценную поддержку SATA II или SATA 300, как еще называют этот интерфейс. Кроме того, новый чипсет позволяет создавать материнские платы с двумя слотами для видеокарт, т.е. организовать SLI-конфигурацию (а возможно и CrossFire), вот только производители видеокарт всячески препятствуют этому.
На тестовом стенде этот чипсет был представлен материнской платой ASUS P5WD2 Premium.
По сравнению со своим старшим братом эти чипсеты лишены наверняка ненужной в массовых ПК поддержки памяти с коррекцией ошибок (ECC) и замедлены за счет отсутствия Intel Memory Pipeline. Зато возвращена поддержка процессоров с частотой системной шины 533 МГц и памяти DDR2-400, более подходящих для построения массового ПК компонентов. Технологии Intel Flex Memory и Intel Active Management оставлены в неизменном виде.
Intel 945G отличается от Intel 945P наличием встроенного графического ядра Intel Graphics Media Accelerator 950, поддерживающим Microsoft DirectX 9.0, с приемлемой для офисных решений производительностью.
В тестировании принимала участие материнская плата D945GNT, на i945G Express, производства Intel. Была предоставлена вместе с Pentium D 830 для ознакомления.
Первый чипсет от NVIDIA для процессоров Intel, вносящий в эту архитектуру такое ноу-хау как SLI. И, соответственно, предназначен для топовых систем. Кроме того, он поддерживает все новые процессоры (хотя с Pentium D 820 есть какие-то сложности), а также память DDR2, жесткие диски с интерфейсом SATA II, встроенный гигабитный сетевой контроллер и фирменные технологии ActiveArmor и MediaShield.
Контроллер двухканальной DDR2 в этом чипсете состоит из двух независимых 64-разрядных, способных совместно работать в 128-разрядном режиме. К каждому слоту памяти идут выделенные линии адреса и управления, что должно обеспечивать быструю выборку данных даже в асинхронном относительно FSB режиме работы.
Еще одной особенностью nForce 4 SLI Intel Edition является встроенный тактовый генератор. Это позволяет тактировать независимо, т.е. асинхронно, все шины - PCI, PCI-Express и системную шину (FSB).
Кроме поддержки SATA II этот чипсет обладает еще и фирменной технологией MediaShield, позволяющей объединить в RAID уровней 0, 1, 5 и 0+1 жесткие диски SATA и PATA с оповещением в случае отказа одного из них (функция NVIDIA disk alert) и автоматической заменой на резервный.
Технология ActiveArmor Firewall - это аппаратное средство сетевой защиты от хакеров и несанкционированного доступа к сетевому трафику. "NVIDIA ActiveArmor защищает ваш компьютер от почти всех известных способов атак, включая IP-spoofing и ARP cache poisoning. ActiveArmor также обеспечивает простую настройку, удаленный мониторинг и конфигурирование" - говорят официальные источники.
Этот чипсет в тестировании представляла материнская плата P5ND2-SLI Deluxe, производства ASUS. До перепрошивки BIOS на самую последнюю версию отказывалась увидеть второе ядро процессора Pentium D 830, хотя позволила системе стартовать и установить Windows XP.
Процессоры
|
Intel Pentium 4 531
Intel Pentium D 830
|
Материнские платы
|
Intel D945GNT (i945G)
|
Охлаждение
|
Cooler Master CI5-9JD3A-0L
|
Память
|
2x Hynix DDR2-533 PC4200 (HYMP564U64P8-C4)
|
Видеокарты
|
|
Жесткие диски
|
Samsung HD160JJ 160Gb SATA300 7200rpm 8Mb
|
Блок питания
|
Chieftec HPC-420-102-DF 420W
|
Операционная система
|
Widows XP Professional SP2 Ru
|
Драйверы
|
Intel Chipset Software Installation Utility 7.0.0.1019
NVIDIA nForce Chipset Driver 7.13
|
Первостепенной целью тестирования было сравнение новых чипсетов между собой и оценка перспективности применения двухъядерных процессоров. Для получения ответа на эти вопросы мы дали системам типичные нагрузки синтетическими и игровыми тестами, проверили время сжатия и кодирования информации, ну и поиграли в современные игры. Чтобы дать адекватную оценку двухъядерному чипу, нужны многопоточные тестовые, а еще лучше реальные, приложения, но таковых сегодня практически нет. Поэтому пришлось создавать многопоточность вручную с помощью фонового сжатия и кодирования информации.
Но прежде скажем пару слов о тепловыделении тестовых систем. То, что процессор Pentium D горяч, мы подозревали еще до тестирования. Благо штатный кулер от Cooler Master не дал ему прогреться выше 61°C даже в "борне", но разгонял в стороны очень теплый воздух. Без нагрузки температура колебалась в пределах 56-57°C. Первой тестирование проходила плата Intel D945GNT. Посреди тестов она нас поставила в затруднительное положение - машина без видимых причин выключилась! Сразу родилась масса предположений - система охлаждения не справляется, блок питания не потянул, неверные показания датчиков температуры. Но, пройдясь по компонентам платы рукой, виновные сразу были установлены. Вот этот огромный радиатор на MCH был просто раскален. Пришлось извернуться и организовать очумелыми ручками ему активное охлаждение.
Больше эксцессов с перегревом не было. На всякий случай мы установили вентиляторы и над северными мостами остальных материнских плат. Самым же холодным, и в общем-то не нуждающимся в вентиляции, оказался MCH у i955X, видимо не зря он упакован в 652 mBGA.
Как обычно начинаем с синтетики, с SiSoftware Sandra 2005 (2005.SR2a-1060).
Как видите, теоретически арифметические операции двухъядерный процессор выполняет в 2 раза быстрее, и в связке с SSE тоже есть прирост производительности. Что касается чипсетов, то тут они показали минимальное влияние на производительность.
И здесь тоже двухъядерник дал прирост производительности почти в 2 раза. Чипсеты по-прежнему оказывают малое влияние, хотя фотофиниш показывает мизерное превосходство "интеловцев". В следующем же тесте влияние чипсетов на результат должно быть больше.
Как и положено более дешевому чипсету, i945G проиграл, а топовые показали расхожие результаты - nForce 4 лучше работает с двухъядерным процессором, i955X больше понравился одноядерный.
Далее следует офисная синтетика и практика.
Несмотря на то, что в некоторых тестах производительность Pentium D и Pentium 4 оказалась равной, а иногда второй одерживал победу, общий рейтинг свидетельствует о 12-13% приросте производительности первого. Маловато, но все же! Чипсеты i955X и nForce 4 IE здесь оказались примерно равными.
Чем быстрее, тем лучше! На практике быстрая работа с памятью nForce 4 в связке с Pentium D сделала абсолютными лидерами при сжатии в WinRar. i945G отстал, как и положено.
Здесь тоже быстрейший - лучший. И связка Intel 955X Express и Pentium 4 531 отобрала "желтую майку лидера", оставив nForce 4 SLI Intel Edition на втором месте.
Несмотря на то, что большинство пакетов трехмерного моделирования/проектирования умеют работать на многопроцессорных платформах, у нас сложилось мнение, что SPECviewperf 8 эту возможность не задействует. Результат вы видите. Остается только поздравить nForce 4 с победой в этом тесте.
Теперь игровая синтетика.
Этот тестовый пакет чувствителен к скорости обращений к памяти и производительности процессора. Поэтому вполне логично выглядит превосходство двухъядерного Pentium D над простым Pentium 4, и i955X над i945G, а nForce 4 IE снова лидер. Хотя если внимательно посмотреть на цифры, то победы не такие значительные, как хотелось бы.
В более современном тестовом пакете происходит смена лидера. Intel 955X в паре с Pentium D 830 демонстрируют самый высокий результат (зато с Pentium 4 531 становится аутсайдером). Неожиданно порадовал результатами i945G.
Еще один полусинтетический/полуигровой тест, подтверждающий незначительное преимущество двухъядерной системы, и небольшое отставание массового i945G от топовых чипсетов.
Игровая практика.
Плавно переходим к практическим тестам. Игра Quake III уже давно превратилась из экшена в синтетический тестовый пакет, красноречиво реагирующий на изменение пропускной способности памяти и производительности CPU. Результаты перед вами. Ответ на вопрос: "Какой чипсет лучше работает с памятью?", - думаю, и так понятен.
Чтобы не повторять все еще раз, отмечу только неожиданно хороший результат i945G с обоими процессорами.
И здесь никаких переломных моментов нет.
Эта игра на "фотофинише" выводит в лидеры Intel 955X Express, отлично отработавшего с обоими процессорами.
Предварительный вывод.
Хотя двухъядерный процессор Pentium D 830 дал прирост производительности, мы пока не видим необходимости в переходе на такую платформу. Ведь придется сменить материнскую плату, наверняка блок питания и систему охлаждения, да и сам процессор не копейки стоит. Но вот для критичных к производительности систем, да еще и собираемых с нуля, возросшие финансовые вложения должны в скором времени окупиться (особенно когда появится многопоточное ПО).
Что касается чипсетов, то, в первую очередь, поздравим NVIDIA с созданием функционального и производительного nForce 4 SLI Intel Edition, на равных конкурирующего с Intel 955X Express. Действительно на равных, так как при тестировании подавляющего превосходства того или другого зафиксировать не удалось (где-то быстрее один, где-то другой, или наравне).
Так как действительно популярных многопоточных тестов/приложений пока нет, мы решили воспользоваться тем, что ОС Windows XP умеет работать с несколькими процессорами и, надеемся, эффективно распределять нагрузку между ними. Перед запуском тестового пакета или игры, мы запускали архивирование и/или кодирование и смотрели, к какому падению производительности приведут эти фоновые процессы.
Для начала мы решили глянуть, на сколько замедлится кодирование WAV в MP3, если эту задачу выполнять одновременно с архивированием WinRar-ом.
Как видите, двухъядерная система практически не ощутила появления второго ресурсоемкого процесса.
В этом тесте с помощью 3DMark'05 мы выяснили, что разные фоновые задачи по-разному влияют на общую производительность. Потоковая задача перекодирования вызвала меньшее падение "марков", чем работа WinRar'а. Запуск одновременно Lame и WinRar в виде фона 3DMark'а привел к их фатальному замедлению и отсутствию снижения производительности основной задачи. Двухъядерный CPU в таком режиме дал прирост производительности до 47%.
А на сколько реально играть в современные игры, пока система что-то кодирует или сжимает?
Для начала не самая ресурсоемкая игра из последних хитов - Half-Life 2. Поскольку WinRar оказался более "нагружающим", то от кодирования параллельно с этой игрой мы отказались. При появлении тяжелых фоновых процессов даже с Pentium D производительность упала на 11%, а с одноядерным Pentium 4 на все 43%! Интересно еще и то, что операционная система при появлении второго фонового процесса увеличила приоритет основного.
Здесь ситуация повторяется. Интересный результат показал Pentium D при фоновой перегонке WAV в MP3 - производительность, в пределах погрешности измерений, вообще не изменилась!
Здесь появляется новый игрок - 7zip. Как видите, чем больше потоков и чем больше им нужно системных ресурсов, тем выгоднее смотрится двухъядерный процессор, дающий прирост производительности в среднем 33%. Если это перевести в рабочее время, то теперь тот же объем работы можно выполнить за пять с половиной часов вместо восьми.
Обновленные выводы.
После тестирования системы в новых режимах были обнаружены дополнительные плюсы - средний прирост производительности в многопоточных приложениях/задачах составил 33%. Жаль, но выполнение таких задач пока редкость, но перспективы есть.
Еще один герой нашего теста - материнская плата на чипсете Intel 945G Express. G - значит, что там есть интегрированное видео на новом ядре Intel Graphics Media Accelerator 950, часть обновленной архитектуры. У нас появилось неуемное желание посмотреть, с какими задачами оно может справиться. Ведь среди заявленных характеристик - поддержка DirectX 9.0 и Open GL 1.4, и увеличенная до 400 МГц рабочая частота с возможностью доступа к 224 Мб системной памяти.
Технические характеристики:
А также поддержка форматов изображения 16x9 и 16x10, аппаратная декомпрессия высокоскоростных потоков MPEG2, фильтрация оверлеев 5x3.
В качестве соперника мы выбрали видеокарту GigaByte GV-RX30S128D-B 128 Мб на чипе ATI Radeon x300 SE, почти самую бюджетную.
В результате экспресс-тестирования выяснилось что:
В тесте на производительность в офисных пакетах (точнее, при выполнении большинства офисных задач) производительности Intel GMA950 более чем достаточно (результат больше 1000 марков), но от Х300 SE отстает.
Судя по этому результату, ядро Intel GMA950 позволит замечательно поиграть во все игры, которые старше двух лет, а для новых… впрочем, это вопрос к следующему тесту.
Да, в современные игры поиграть будет очень тяжело, даже при минимальных настройках.
Еще одно тому подтверждение. Отставание от Х300 SE уже 65%.
Как и было сказано, старые игры новой интегрированной графике от Intel более чем по зубам.
И здесь ожидаемый результат. Даже при 640х480 и минимальных настройках качества нет и 25 кадров в секунду. Играть в Far Cry невозможно.
Half-Life 2 радует чуть больше. Все-таки, при огромном желании на обеденных перерывах его можно попытаться пройти.
А здесь результат совсем плачевный, но игра запустилась!
Выводы о Intel® Graphics Media Accelerator 950.
Если позиционировать это решение не как временную замену полноценной внешней видеокарте, а как замечательный повод сэкономить на офисном компьютере, то Intel GMA 950 можно считать удачным. Видеоядро обеспечит качественный вывод изображения, отличную производительность в 2D-режиме и возможность работы с простыми 3D-приложениями. Кроме того, на нем удастся запустить любую игру, чтобы хотя бы приблизительно оценить ее или проверить работоспособность.
Для заядлых геймеров и одновременно поклонников процессоров Intel, корпорация NVIDIA сделала неоценимый подарок в виде nForce 4 SLI Intel Edition (впрочем, и ATI с CrossFire идет к этому, но в сегодняшнюю тему разговора они не попадают). Теперь появилась возможность объединить усилия двух видеокарт в SLI-конфигурации для построения сцен любимой игры при невероятном разрешении и настройках качества.
И хотя мы провели серию тестов, графиков вы не увидите, да и разговор пойдет в другом русле.
С построением SLI на nForce 4 SLI Intel Edition, естественно, никаких проблем не было. Взяли две Gigabyte GV-NX66T128D (GeForce 6600GT), перевернули ключ на материнской плате (ASUS P5ND2-SLI Deluxe), установили карты в слоты PCI-Express 16x, подключили дополнительное питание и включили компьютер. Система сразу же нашла вторую видеокарту, установила драйверы и предложила включить режим SLI, что мы с радостью сделали.
Несмотря на прирост производительности в разрешении 1600х1200 до 62% в Far Cry и 64% в Doom 3 или возможности включения всех настроек качества в разрешении 1024х768 без падения производительности, были выявлены и минусы. Во-первых, заметно возросла шумность тестового стенда, увеличилось энергопотребление и тепловыделение. Во-вторых, мощности процессора с тактовой частотой 3000 МГц было недостаточно, чтобы загрузить две GeForce 6600GT, т.е. увеличения частоты кадров ни в одной игре добиться не удалось, а на больших разрешениях даже падение до 40-45 fps, чего продвинутому геймеру будет мало (одна видеокарта в таком разрешении давала 26-30 fps). И это все с GeForce 6600GT. А что будет, если поставить 6800? Напрашивается вывод, что, имея процессор с тактовыми частотами ниже 3,6-3,8 ГГц, нужно дважды подумать, прежде чем покупать вторую видео для создания SLI. Вполне вероятно для получения ожидаемого эффекта нужно будет заменить процессор или беспощадно разогнать имеющийся.
Но это только пол разговора. Материнская плата ASUS P5WD2 Premium на чипсете i955X тоже имеет два разъема PCI-Express 16x. Попытаться? Ну, конечно же, мы попытались и здесь организовать SLI, вопреки спецификациям. Собрать систему не проблема, здесь и ключа нет, только установили, соединили и включили. Windows радостно установил драйверы на вторую видеокарту, но…
Драйверы видеокарты не дают создать SLI-конфигурацию на каком-либо чипсете, кроме nForce 4. Информацию о модифицированных драйверах в сети Internet разыскать удалось довольно быстро, но вот сами драйверы найти не удалось за отведенное на тестирование время. Принудительное включение SLI методом модификации системного реестра тоже не увенчалось успехом (ее вы сможете найти на некоторых сайтах).
Хочу обратить внимание только на тот факт, что все уперлось в "правильно" написанное программное обеспечение, а не аппаратные проблемы. Коллеги из сети, которым удалось, благодаря подправленным драйверам, все же запустить SLI на i955X, утверждают о падении производительности на 30% и бесперспективности всей этой затеи, так как обновленные драйверы с внесенными изменениями не найти "днем с огнем" - NVIDIA будет всячески противиться этому. Хотя вполне возможно, со временем ситуация изменится. А сегодня вторая видеокарта нам позволила только расширить рабочий стол (до четырех мониторов!).
Все новые процессоры имеют поддержку Intel® Extended Memory 64, а это, если верить рекламе, должно позволить устанавливать в ПК больше оперативной памяти (зачем больше 4 Гб?) и увеличить производительность. Вот производительностью мы и заинтересовались. Благо Microsoft сейчас "бесплатно" делится этой операционной системой, и нам ничего не стоило ее получить и установить.
Хотя разговор должен идти только о результатах тестов, без маленького экскурса в особенности реализации этой ОС, окончательный вывод будет не совсем понятен, да и результаты тестов тоже.
В Windows XP Professional x64 Edition программисты Microsoft окончательно отказались от поддержки 16-разрядного кода, а его место по статусу (только в целях совместимости) заняли 32-разрядные приложения, т.е. создается виртуальное пространство и производится трансляция вызовов (x86 эмулятор Windows на Windows 64). На все это, пусть и немного, но будут уходить процессорные ресурсы. Новое 64-разрядное программное обеспечение появляется пока не так охотно, как хотелось бы. В процессе тестирования мы наткнулись и на камни - Aquamark 3 запустить не удалось, вместо теста предлагалось отправить отчет! А PCMark'04 отказался запускаться без установленных Windows Media Player 9 и Windows Media Encoder 9, 64-разрядные версии которых должны только появиться в скором времени.
Для нормальной работы с аппаратным обеспечением операционной системе нужны драйверы. Windows XP x64 Edition нужны ТОЛЬКО 64-разрядные драйверы. С одной стороны, это повлечет за собой отказ работать с приличным числом девайсов, ранее отлично работавших. И далеко не к каждому будет написан/перекомпилирован драйвер. С новыми устройствами чуть проще, производители стараются, чтобы с Windows XP x64 Edition они замечательно работали - только скачай. Опять же не у всех будет возможность выкачивать приличного объема файлы из сети. Чтобы все устройства заработали в обновленной ОС, нам пришлось выкачать не так уж и много, всего 76 Мб. Неприятностей добавляет еще и тот факт, что многие драйверы пока "сыроваты". Но мы брали самые свежие.
Теперь, когда все правильно работает, осталось только рассмотреть результаты.
Синтетика нас сразу начала радовать. 8-10% прироста, на той же системе, только с новой ОС и драйверами.
А здесь прирост еще больше, особенно на двухъядерной конфигурации.
А скорость обращений к памяти не возросла.
Синтетика это хорошо, но возвращаемся в реальность.
И? Вот она виртуализация и трансляция! Налицо падение производительности.
Перекодирование WAV в MP3 тоже не стало быстрее.
3DMark'05 тоже продемонстрировал чуть худшие результаты. Тут мы начали расстраиваться…
И снова тот же эффект. Хотя здесь потеря 20-30 fps мало что решает, но все равно неприятно.
Почти 20% потеряно! Хотелось поставить больше восклицательных знаков, но всетаки смягчу горесть поражения - реально 18 с лишним процентов.
И в этих играх картина особо не изменилась. Положительный результат Doom 3 не хочется списывать на погрешность измерений, но верится с трудом.
Вывод напрашивается неутешительный. Переход на Windows XP Professional x64 Edition совершенно несвоевременен. Еще минимум пол года нужно подождать, а может и того больше, т.к. пока самым активным перекомпилятором является сама Microsoft. В ближайшее время ожидается переход на 64-разрядность офисных приложений, серверных пакетов и кодеков вместе с плеерами. Игры на 64-разряда переходят неохотно, хотя в анонсах такие новости изредка мелькают. А если вспомнить печально известный 64-разрядный патч к Far Cry, весивший более гигабайта(!), то нужен ли он? Но это вывод сегодняшнего дня, со временем все кардинально изменится, и о тех же Quake 3 или Half-Life будем вспоминать так, как сейчас о DOS-овских анахронизмах.
Осталось только сделать окончательный вывод о целесообразности внедрения новых технологий, скопившихся вокруг Intel. Как обычно, за новое нужно платить, и порой много, при этом четко себе представляя, что в ближайшее время не удастся полностью задействовать весь потенциал нового оборудования. И даже когда программисты порадуют возможностью задействовать "отдыхающие" узлы и технологии, нужно быть готовым к побочным эффектам. Но беспокоиться не стоит, со временем все наладится, отполируется и притрется - будет работать с полной отдачей и лучше старого. Правда, к тому времени наверняка появятся другие Новые Технологии, и мы будем спорить о целесообразности их внедрения.
Что качается сегодняшних героев, то NVIDIA поздравим с созданием отличного чипсета для игровой станции в лице nForce 4 SLI Intel Edition. Intel поздравим с выпуском оптимального чипсета для высокопроизводительны универсальных систем - Intel 955X Express, которому не хватает только SLI, чтобы стать лидером, а также поздравим с созданием привлекательного для массового ПК чипсета Intel 945P/G Express. Выпуск двухъядерного процессора перспективен и своевременен, дает прирост производительности уже сейчас, хотя и не такой большой. Но пока такие решения мало востребованы, да и дороговаты - не каждый будет переплачивать за возможные выгоды, многие решат немного подождать. А неизбежный переход на 64-разрядность медленно и уверенно приближается. Очень похоже, что Windows XP x64 Edition является только затравкой, приучающей пользователя к 64-разрядным мыслям и готовящей почву для скорого полномасштабного наступления Windows Longhorn.