Первые модули памяти DDR2, анонсированные с июньским выходом платформы LGA775, отнюдь не порадовали своими спецификациями - максимальная частота 533Mhz и тайминги 4-4-4-12 - совсем не то, о чем мечтали. Но тем не менее, таковы были принятые стандарты. Дело кончилось тем, что новая платформа не могла продемонстрировать хоть какого-либо преимущества в производительности по сравнению с Socket 478. Просто эра DDR, Socket 478 и шины AGP закончилась и оставалось только ожидать взросления и шлифовки новых платформ. Что и происходит.
На сегодня мы имеем:
1. Intel i915 - шина 800Mhz, память DDR2-533
2. Intel i925XE - шина 1066Mhz, память DDR2-533
В состоянии ожидания:
3. nVidia nForce4 Intel Edition - шина 1066Mhz, память DDR2-667 (анонс намечен на 6 апреля)
4. Intel i955X - шина 1066Mhz, память DDR2-667 (анонс перенесен на апрель)
5. ATI RD400 - шина 1066Mhz, память DDR2-667 (информации по анонсу нет)
Как видим, все следующее поколение чипсетов под процессоры Intel имеет шину 1066Mhz и поддержку памяти следующего стандарта DDR2-667. Добавим к этому тот факт, что все следующие процессоры от Intel серии Pentium будут иметь 2Mb кэш памяти второго уровня... Суммарно эти факторы могут дать качественный скачок производительности. Но при одном условии - улучшение существующих таймингов работы памяти.
Дело в том, что связка CPU-Mem сейчас является самым узким местом для развития той же самой графической индустрии. А для кодирования, моделирования и баз данных - вообще помолчим, там сколько ни есть - всё мало. Просто для карт уровня X850XT и GeForce6800 Ultra сейчас не существует так называемого "оптимального процессора" - все что есть - слишком слабы. Для иллюстрации достаточно привести всего-лишь один график:
Тесты сняты на вывернутых по максимуму опциях графики и на серьезных настройках качества рендеринга (8xAA/16xAF), а если выключить анизотропную фильтрацию и антиальязинг, то вообще будут ровные прямые линии, которые продемонстрируют только тот печальный факт, что вся производительность уперлась в расчет детализации сцен, которой как раз и занимается связка CPU-Mem.
Единственная возможность приподнимания этой прямой - улучшение характеристик процессоров и памяти, а не установка более скоростной видеокарты :-)
Подобная ситуация не может не расстраивать ATI и nVidia. В их планы не входит сидеть сложа руки, достаточно напомнить о предстоящем весеннем анонсе ATI R520 с удвоенной производительностью по отношению к X850XT (!!!). И как это прикажете продавать? И где процессор под эту карту?
Работа идет по всем направлениям - разработчики игр лихорадочно пытаются освоить DirectX9 в его полном функционале, Microsoft уже года три работает над Windows Graphics Foundation (WGF 2.0) (в прошлом известен как DirectX10), а AMD и Intel вводят 64-битность и многоядерность в свои процессоры.
А вот с памятью - всё грустно. DDR2-533 (4-4-4-12) - это тот максимум, на который еще недавно мог ориентироваться требовательный пользователь. Ситуация изменилась буквально на днях... на CeBit2005 уже практически все компании продемонстрировали DDR2-667 (4-4-4-12), и только компания Geil имела даже образец DDR2-667 (3-3-3-8). Но это все задел на недалекое будущее, а сегодня мы рассмотрим долгожданный комплект DDR2-538 с улучшенными таймингами (3-3-3-8) производства американской компании Corsair, которые уже можно найти в российской рознице.
Плашки пришли в прозрачной пластиковой упаковке, которая позволяет рассмотреть подробный стикер с характеристиками модулей.
На сайте Corsair нашлась листовка в формате .pdf с достаточно минимальной информацией о модулях. Это два модуля памяти DDR2 533 (PC4300) по 512 МБ подобранные для работы в паре (matched Pair), предназначенные для работы на номинальной частоте 266 МГц с таймингами 3-3-3-8 вместо стандартных 4-4-4-12.
Обратите внимание, на стикере указано 538Mhz - мягкий намёк на частотный запас для любителей экспериментов.
Разобрать модули и посмотреть на чипы оказалось невозможно. Вся конструкция накрепко склеена. На верхней поверхности модулей смонтирована светодиодная плашка, функциональное назначение которой - сигнализировать о состоянии нагрузки модулей. При работе они весело подскакивают и любители всего "стильного" это по достоинству оценят.
При инсталяции на материнскую плату Foxconn 925XE-7AA модули тут же определились как 3-3-3-6 в режиме 200Mhz (1:1), хотя в SPD плашек прописано только одно значение:
Первые же тесты показали, что никакой разницы в производительности между 3-3-3-6 в режиме 200Mhz (1:1) и 3-3-3-8 в режиме 266Mhz (3:4) нет. Все значения в пределах погрешности и не принципиальны. Поэтому дальнейшее тестирование проводилось в рекомендованном режиме 3-3-3-8.
Понятно, что пользователь, покупающий такую память как Corsair DDR2 XMS2, не использует "офисные" варианты материнских плат. Для тестов использовалась платформа Foxconn 925XE-7AA (FSB 1066Mhz, чипсет i925XE) c процессором Intel Pentium4 3.6GHz степпинг D0.
Стенд:
Материнская плата: | Foxconn 925XE-7AA |
Процессор: | Intel Pentium4 3.6GHz LGA775 степпинг D0 |
Память: | Corsair DDR2-538 XMS2 2x512Mb (3-3-3-8)
Reference DDR2-533 2x512Mb (4-4-4-12) |
Видео: | ASUS Radeon X850XT Platinum (PCI-E)
ASUS GeForce 6800 Ultra (PCI-E) |
Soft: | WinXP SP2 + DirectX9.0c
Catalyst 5.3 ForceWare 71.84 |
Цель тестирования - определение "системной добавки" от перехода с таймингов 4-4-4-12 на 3-3-3-8. В качестве стандартной плашки использовался комплект плашек из семплового набора Intel на чипах компании Micron.
Corsair DDR2-538 XMS2 2x512Mb (3-3-3-8)
Reference DDR2-533 2x512Mb (4-4-4-12)
И полная расшифровка:
И полная расшифровка:
Во всех тестах Corsair 538 DDR2 XMS2 стабильно демонстрировал свое ожидаемое преимущество.
Тест на производительность процедуры кодирования аудиофайла. Использовалась первая композиция с альбома Fripp & Eno *1973 "No Pussyfooting" - The Heavenly Music Corporation `22min 55 sec.
Объем файла в формате WAV - 212Mb. Кодирование производилось в формат mp3.
Corsair 538 DDR2 XMS2 | 1 мин 34 сек |
Reference 533 DDR2 | 1 мин 36 сек |
Преимущество почти не ощутимо на операциях кодирования. И это правильно - вся работа по операциям кодирования звука преимущественно ложится на математический блок ALU CPU, а обращение к памяти - не критично.
3DMark2005 и 3DMark2003 являются тестами графической подсистемы, т.е. теоретически расхождение в результатах возможно только в самых нижних разрешениях, что прекрасно подтвердилось на практике.
Но самое интересное - реальное увеличение производительности, хотя бы в тех же самых играх. Первым на очереди Half-Life2 как одна из самых системно-зависимых игр.
Тестирование проводилось в реальных условиях игры - со включенным звуком. Интересно, но даже в фантастическом разрешении 1920x1440 есть разница в целых пол-кадра для карты ATI. Тесты прогонялись много раз - разница есть, что совершенно невероятно.
И совсем красивая картина получается при добавлении в график результатов, снятых на процессоре P4 3.46 Extreme Edition:
Представитель лагеря nVidia - DOOM3:
Разница не так велика, как в случае с HL2 - всего полтора-два кадра, но факт подъема системного потолка игры налицо в обоих случаях и для ATI и для nVidia.
Corsair 538 DDR2 XMS2 - уникальные модули. Со временем до этих высот подтянутся и аутсайдеры, но сегодня с таймингами 3-3-3-8 (DDR2-533) мы имеем только эту память в реальном массовом производстве. Тщательно отобрав чипы - можно показать на выставках совершенно невероятные вещи - другое дело запустить серию и положить её на полки. Компании Corsair это удалось.
Серия XMS2, идеальный вариант для процессоров Extreme Edition FSB 1066 - именно в этом случае получается кратная связка по частотам и максимально возможная производительность. С выходом чипсетов под процессоры AMD с поддержкой DDR2 сфера применения этой памяти резко возрастет, а пока почитателям продукции AMD придется терпеливо ожидать новых материнских плат. Мы обязательно сделаем тесты этих модулей на платформе AMD по мере их появления.
Но любителям "всего наилучшего" придется раскошелиться на 324$ за эту пару суммарным объемом 1Gb. Это не мало, но такова цена жизни на острие технологического прогресса.