Оригинал материала: https://3dnews.kz/173082

GeXcube Radeon 9800XT

Стр.1 - Дизайн видеокарты; комплектация


Производитель: Gigacube

GeXcube Radeon 9800XT

До недавнего времени потребность в видеокартах high-end уровня была относительно невелика. Дело в том, что большинство трехмерных игр, представленных на рынке, имеют примитивную графику, которая спокойно "переваривается" картами среднего уровня. Различные угрозы разработчиков игр выпустить супер-пупер игру (HalfLife2, Doom3 итд), на практике означали лишь очередной перенос сроков выхода (естественно на более позднюю дату :).

Ситуация резко изменилась с выходом игры FarCry, которая сразу же поразила великолепным качеством графики (правда с несколько противоречивым геймплеем :). Многие владельцы карт среднего уровня (а также high-end плат предыдущих поколений), с удивлением обнаружили, что их система попросту "не тянет" эту игру на максимально возможном качестве изображения. И это при том, что антиалиазинг в игре не включается, небо имеет неподвижную текстуру (в смысле - проигрывает ужасно древней игре Unreal :), а взорванные машины разлетаются на 4-5 темных обломков (тогда как по настоящему обломков должно быть в 100раз больше :).

Впрочем, разработчиков игры FarCry (также как и остальных разработчиков) можно понять: владельцев карт high-end уровня (а также мощных платформ со скоростными процессорами и большим объемом оперативной памяти) очень мало - по некоторым оценкам ~5%. В результате "графические красоты" усекаются под корень, что бы игра хоть как-то шла на средних системах. Но все же игры уровня FarCry это большой шаг вперед: покупка high-end карты мгновенно дает реальную отдачу, и во многих случаях становится насущной необходимостью для нормального геймплея. Поэтому сегодня мы рассмотрим типичную high-end плату на чипе ATI Radeon9800XT: это GeXCube Radeon9800XT (более подробно о этой компании можно почитать в обзоре GeXcube Radeon 9600XT Extreme ).

Видеокарта упакована в картонную коробку средних размеров.


В ней, помимо карты, находятся следующие компоненты:

  • Переходник питания (разветвитель);
  • Переходник DVI-to-D-Sub;
  • Кабель S-Video
  • Удлинитель RCA
  • Переходник S-Video=>RCA
  • Руководство пользователя на 6 языках (русского - нет);
  • Диск с драйверами Catalyst + технологические демки.
  • Игра Black Hawk Down (полная версия);
  • Лицензионная версия Power DVD XP 4.0;
  • Купон на получение игры HalfLife 2

Особый интерес представляет купон для бесплатного получения игры HalfLife 2.


На нем есть серийный номер, который закрыт непрозрачным, стираемым слоем. Как только игры официально выйдет, то с помощью этого номера можно заказать бесплатную доставку (если такая опция доступна для вашей страны) или получить ссылку для скачивания игры.

Естественно мы не советуем открывать номер раньше времени. Иначе могут возникнуть проблемы при агрейде видеокарты (а судя по постоянно откладывающимся срокам выхода HL2 - вероятность апгрейда Radeon9800XT довольно велика :).

Теперь посмотрим на саму плату. Как и на всех high-end платах, GeXCube Radeon9800XT требует внешнего питания и имеет дополнительный Molex-разъем. И как только я распаковал карту, то обнаружил что к этому разъему уже подключен довольно длинный кабель-разветвитель (таким образом количество свободных разъемов питания от БП не уменьшается). Мелочь - а приятно.


Сама карта является точной копией референс-дизайна ATI Radeon9800XT. Это означает, что интерфейс карты - AGP 4X8X, ядро работает на частоте 412Мгерц, а объем памяти DDR SDRAM равен 256Мбайт.


Подробно о памяти. На видеокарте установлено восемь BGA микросхем HY5DU573222 производства Hynix , которые расположены на лицевой и обратной стороне PCB.


Время выборки памяти равно 2.5нс, что соответствует частоте работы 400 (800) МГерц. Но согласно референс-дизайну память работает на частоте 365 (730) МГерц, а ширина шины памяти = 256бит. То есть память имеет некоторый запас по увеличению частоты (читай потенциал для разгона :).

Частота работы чипа = 412Мгерц.


Тут стоит упомянуть о режиме "Overdrive", который переводит карту в режим "динамического разгона". Так при запуске какого-либо 3D приложения, драйвер увеличивает частоту видеочипа. Максимально возможная частота = 432Мгерц; есть также промежуточная ступень, на которой частота чипа равна 418Мгерц.


Решение о выборе той или иной ступени осуществляет драйвер на основе информации о температуре чипа. Так до 52 градусов C возможна работа на максимальной частоте (432Мгерц), в диапазоне от 52 до 65 C чип работает на частоте 418Мгерц, и при превышении 65C частота сбрасывается до "стандартной" (412Мгерц). В результате "Overdrive" это очень простая и полезная функция, которая позволяет получить прибавку производительности в случае отличной вентиляции корпуса. Естественно, все тесты производительности мы проводили при отключенном режиме "Overdrive".

Стр.2 - Разгон и тепловыделение

Разгон и тепловыделение.

Сразу после получения видеокарты я провел серию экспериментов по разгону. В результате зафиксированы следующие максимальные частоты: частота чипа = 429 Мгерц, частота памяти = 391(782)Мгерц.


Дальнейшее повышение частот приводило к появлению артефактов. Также плата очень сильно нагревалась, что говорит о необходимости модифицировать систему охлаждения для продолжения разгона. А продолжать есть куда: плата хоть с небольшими артефактами, но продолжала работать на частотах вплоть до 450-460Мгерц (по чипу) и 400(800)Мгерц (частота памяти).


Разгон карты осуществлялся с помощью суперпопулярной программки RivaTuner, которая никак не выйдет из состояния Release Candidate (что собственно и не удивительно, учитывая огрехи в интерфейсе пользователя :).

Стоит отметить, что результаты разгона вещь сугубо индивидуальная, и для каждой конкретной карты максимальные частоты могут быть разными. Впрочем, разброс результатов редко бывает слишком большим. Причем это справедливо не только для видеокарт одного производителя, но и для подавляющего большинства карт основанных на одном чипе (в данном случае ATI Radeon 9800XT).

Очень редко бывает ситуация, когда производителей отходит от требований референс-дизайна и устанавливает более быструю память, либо изменяет рабочие напряжение (как известно более высокое напряжение на чипе и памяти позволяет достичь более высоких рабочих частот). С другой стороны это позволяет пользователям не особо волноваться за судьбу видеокарты: штатный кулер гарантирует отличное охлаждение как на стандартных, так и на повышенных частотах.

Кстати рассмотрим кулер.


Инженеры GeXCube не стали ломать голову над разработкой собственного кулера, а позаимствовали конструкцию с референс-дизайна. На практике кулер порадовал очень тихой работой.

Также стоит отметить, что система охлаждения очень компактная и не блокирует соседний PCI слот.



Для разгона до частот 450400 мы использовали дополнительные вентиляторы

Кулер состоит из медной пластины-основания, вентилятора и пластиковой крышки, которая направляет движение воздуха. Специально отметим, что вентилятор установлен не точно над ядром, а с некоторым смещением. Это сделано для ликвидации "мертвой" зоны и максимально эффективного использования воздушного потока.


Медная пластина устанавливается на ядро и закрепляется с помощью четырех штифтов. Также эта пластина предназначена для охлаждения микросхем памяти. В соответствующих местах на пластине есть выдавленные площадки, которые обеспечивают плотных контакт с памятью. Между памятью и пластиной есть слой весьма сомнительного термоинтерфейса.


А вот для видеочипа 9800XT термоинтерфейса не пожалели (уже другой тип пасты :).


И наконец, память с обратной стороны платы охлаждает медная пластина, на которой нанесен термоинтерфейс третьего типа :).


К этому компоненту также никаких претензий: во время тестов задняя пластина жутко нагревалась, что говорит о хорошей теплопередаче от чипов памяти. Кстати качество сборки очень понравилось: пластина идеально подходит как к видеочипу, так и к каждой микросхеме памяти. Тоже самое можно сказать и о задней пластине. Но вот качество термоинтерфейса лицевой пластины оставляет желать лучшего: после замены на термопасту Zalman, я смог увеличить рабочие частоты чипа с 429 до 440Мгерц.

Стоит обратить внимание, что вентилятор кулера подключен через трехпиновый разъем. Это означает возможность регулировки скорости вращения. Правда пользователю она недоступна - все происходит в автоматическом режиме.

Еще раз напомним о сильном нагреве карты (даже на открытом стенде). Поэтому на летний период настоятельно рекомендуем установить дополнительное охлаждение, особенно если карта находится в закрытом корпусе.

Стр.3 - Производительность и выводы

Производительность

Для тестирования производительности была собрана самая мощная система из доступных комплектующих. В частности это материнская плата Abit IC7-MAX3 (чипсет Intel 875P). Далее - мы установили процессор Pentium4 на ядре Prescott, и выбрали рабочую частоту = 3.6Ггерц (225х16). При этом память (PC3200 Corsair TwinX) работала в асинхронном режиме на частоте 180Мгерц с таймингами 2-3-6-3.

Понятно, что чем мощнее система - тем лучше. Это дает нам возможность максимально полно загрузить видеокарту и оценить ее истинный потенциал.

Теперь о тестах. Первое что нас интересует, это скорость работы карты GeXCube Radeon9800XT относительно аналогичного продукта другого производителя (была выбрана карта Asus Radeon 9800XT). Далее - нас интересует падение производительности при максимальном увеличении качества 3D изображения (сглаживание и анизотропия). Ну и напоследок посмотрим на производительность карты на повышенных частотах.

Мы использовали следующий набор тестов:

  • MadOnionFutureMark 3DMark2001 SE;
  • MadOnionFutureMark 3DMark2003 v340;
  • CodeCult Codecreatures v1.0.0 (DirectX 8.1 приложение, шейдеры, Hardware T&L);
  • Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2004 Demo (Direct3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing. Использовалось демо "DM-RANKIN");
  • Yeti studious Gun Metal Benchmark 2 v1.20s (DirectX 9.0 бенчмарк, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 1.1, Hardware T&L);
  • Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3);
  • Microsoft HALO: Combat Evolved (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
  • Massive Development AquaMark 3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L,);
  • Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, вершинные шейдеры, Hardware T&L, Dot3, cube texturing, качество, предлагаемое программой BenchemAll).
  • Core Design / Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0,Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию, демозаписи "Paris5_4", "Paris3");
  • Demo Crytek / UbiSoft FarCry (DirectX 9.0, Pixel Shaders 2.0);
  • ID Software Return to Castle Wolfenstein (OpenGL).

Процессор Процессор Intel Pentium4 (Prescott-C0); 16x225=3.6Ггерц;
Материнская плата Abit IC7-MAX3 на чипсете Intel 875P
Кулер Zalman 7000Cu
Звуковая карта Creative Live 5.1 (disable)
HDD IBM DTLA 307030 30Gb
Память 2x256 Мбайт PC3200 DDR SDRAM Corsair TwinX
Корпус Inwin506 с блоком питания PowerMan 300W
Soft Windows XP SP1
Catalyst 4.3
Unwinder's RivaTuner v12.2
Render's BenchemAll v2.55
Режим Overdrive - отключен.

Вначале посмотрим на результаты синтетических тестов.



Тест 3D Mark 2001 уже устарел, поэтому мы использовали его как дань традиции :). Производительность в первых трех тестах ("терминатор", "дракончик" и "матрица" :) уже больше, чем достаточная (fps зашкаливают за 300-400), поэтому мы ограничились только последним тестом "ПриродаNature".











И последний синтетический(или полу-синтетический :) тест. Далее будем использовать реальные игровые приложения.


К игре Comanche хочу сделать следующий комментарий: в этом приложении большую роль играет тип процессора, а не видеокарты. В частности использование процессора с ядром Northwood дает значительную прибавку производительности (средние fsp поднимаются до 70 !). Более подробно можно почитать в нашем обзоре ядра Prescott.


А вот в тесте CodeCreatures скорость платформы совершенно не играет никакого значения. Производительность в этом тесте зависит исключительно от используемой видеокарты.


А вот и "гвоздь программы" - игра FarCry. Как мы видим на максимальных настройках скорость игры явно не велика. И это при том, что в качестве тестовой платформы использует процессор Pentium4 с частотой 3.6Ггерц. Не стоит обольщаться цифрой >60fps. Это "усредненный" результат, что в свою очередь означает возможное падение производительности в время жарких батальный сцен (или "мяса" :)).


Поскольку в тесте GunMetal режим антиалиазинга постоянно включен (по умолчанию AA2X), то мы решили сразу тестировать в режиме AA 4X.



Теперь посмотрим на производительность в OpenGL приложении. Если классический Quake3 является идеальным средством для тестов процессоров, памяти и системных плат, то для тестирования видеокарт он не годится, из-за слишком упрощенной графики. Поэтому мы использовали игру Return to Castle Wolfenstein, которая хоть и основана на движке Q3, но отличается более качественной графикой.




Еще один, тяжелый для видеокарт, тест с активным использованием DirectX 9.0. Примечательно, что продукты nVidia весьма серьезно проигрывают в этом тесте конкурентам на чипах ATI. Причем настолько серьезно, программисты nVidia не смогли ликвидировать отставание даже с помощью "оптимизацийзаточек". В результате разработчики игры под давлением nVidia, в последнем патче отключили функцию бенчмарка.


Еще один интересный тест, с точки зрения противостояния nVidia и ATI. Так как игра не имеет встроенного бенчмарка, программисты nVidia не стали делать под нее заточки (как например для Unreal Tournament). Однако разработчик программы BenchemAll, Александр Кондратюк нашел возможность активировать функцию бенчмарка (за что ему отдельный респект :), и программа показала, что новые версии драйверов nVidia совершенно не поднимают производительность в этой игре.



Последний, достаточно тяжелый тест, которых хоть и не использует в полной мере DirectX 9.0, но способен серьезно "нагрузить" вашу видеокарту. Особенно это заметно после включения антиалиазинга.

Что касается производительности платы в режиме разгона, то прирост производительности составляет в среднем ~10%. Но тут важно отметить, что работа на частотах 450400 без артефактов возможна только после серьезной переделки системы охлаждения. А если кулер руками не трогать (и тем самым сохранить гарантию на очень дорогую плату), то максимально возможные частоты = 429-432Мгерц по чипу, и 380Мгерц по памяти. В этом случае прирост производительности будет чуть больше 5%.

Про режим максимального качества (антиалиазинг и анизотропия) скажу только то, что включать его имеет смысл только на тех играх, в которых скорость превышает 100fps. В этом случае скорость конечно уменьшится (на 30-50%), но это изменение не повлияет на качество геймплея.

Выводы

На сегодняшний день видеокарты на чипе Radeon 9800XT являются одними из самых быстрых видеоускорителей. Они практически не имеют серьезных недостатков, за исключением очень высокой цены, которая превышает 450$. Именно последний фактор является крупный препятствием их широкому распространению.

Однако в ближайшее время ситуация может кардинально изменится. Прежде всего цена может быстро снизится из за активного внедрения новой шины PCI Express. Напомню, что в начале лета выходят новая платформа Intel - Socket LGA775, для которой предназначены чипсеты i915 и i925, которые в принципе не поддерживают шину AGP. Поэтому по возможности стоит отказаться от приобретения плат на Radeon 9800XT, до тех пор пока цена не упадет до отметки в 300$. Именно в этом случае, видеокарты этого типа смогут составить серьезную конкуренцию платам на Radeon 9800 и Radeon 9800Pro, которые на данный момент имеют лучшее соотношение "ценапроизводительность".

То же можно посоветовать оверклокерам: подождать. Так как Radeon 9800XT (R360) представляет собой экстремально разогнанный вариант ядра R350 (а по большому счету ядра R300), то потенциал разгона очень невелик. Так что владельцы переделанных(т.е. со всеми включенными конвейерами) карт Radeon9500 и Radeon 9800SE могу спать спокойно: скорость их плат не намного уступает Radeon9800XT. Тоже самое можно сказать владельцам разогнанных плат на Radeon 9800 (Pro :).

Теперь конкретные выводы по карте GeXCube Radeon 9800XT. Данная карта представляет собой отлично выполненный продукт на референс-дизайне. В результате она как минимум не уступает остальным платам на Radeon 9800XT как по производительности, так и по разгонному потенциалу. Впрочем, для серьезного разгона придется улучшить систему охлаждения, которая, кстати, порадовала практически бесшумной работой в штатных режимах. Так же никаких претензий не возникло по вопросу комплектации платы. Что касается цены платы, то на сегодняшний день она приблизительно равна 462$, (т.е. одна из самых дешевых плат на Radeon 9800XT). Поэтому если есть твердое желание купить именно плату на чипе Radeon 9800XT, то продукт GeXCube может рассматриваться как один из возможных кандидатов.

Дополнительные материалы

GeXCube Radeon9600XT Extreme
Asus Radeon9800XT
Gigabyte GV-N595U-GT (NVIDIA FX 5950 Ultra)
MSI GeForce FX 5950 Ultra
GeXCube Radeon9600XT Extreme
Asus Radeon9800XT
Gigabyte GV-N595U-GT (NVIDIA FX 5950 Ultra)
MSI GeForce FX 5950 Ultra

Вопросы, пожелания и предложения просьба оставлять в конференции.

Автор выражает благодарность компании Санрайз-Ростов и Санрайз за предоставленную видеокарту GeXCube Radeon 9800XT.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/173082