Оригинал материала: https://3dnews.kz/173093

Sapphire Radeon 9700 Pro

Стр.1 - Спецификация Sapphire Radeon 9700 Pro

В 1997 году, посетив очередной Комтек, мы увидели на стенде существовавшей тогда еще Diamond Multimedia обыкновенный Quake с необыкновенной графикой. Над тремя или четырьмя мониторами красовалась надпись DiamondMonster3D. Увиденное зрелище столь глубоко ранило душу, что узнав у менеджера, что для все что нужно для такой красоты, это трехмерный ускоритель, я решил, что обязательно обзаведусь такой штуковиной. Не прошло и недели, как я уже ходил по Митинскому радиорынку и выискивал долгожданную железку... Вот только найти её тогда мне не удалось, не вышла она еще, зато, все продавцы в один голос утверждали, что будущее уже наступило и что совершенно незачем покупать каких то там монстров когда есть ОНО.

А оно и правда было весьма впечатляющим на тот момент. Карта называлась ATI Rage Pro, несла на себе целых 8 Мб оперативной памяти, да еще и поддерживала акселерацию трехмерной графики. И цена была столь же впечатляющей - что-то около $300. В те дни я бездумно и сразу, не остановившись ни на секунду, отдал последние и кровью да потом заработанные. Радость сменилась разочарованием через полтора часа, ибо именно это время мне потребовалось для того, чтобы доехать до дома и попробовать запустить игру. Ну не работал тогда ATI Rage Pro c Quake. Он почти ни с чем не работал, кроме маленькой тестовой утилиты под DOS, в которой была заветная надпись Test3D. Так началось знакомство с трехмерной игровой графикой и компанией ATI.

Прошли годы. Печален тот факт, что цены на топовые 3D акселераторы за прошедшее пятилетие практически не изменились, и если хочешь купить лучшую модель, то в любом случае отдашь $300-400. За это время компания ATI выпустила очень много различных чипов и карт, но исторически сложилось, что по популярности продукция ATi стабильно держалась на вторых-третьих-четрвертых позициях. Причиной этого был слабый маркетинг, никудышная команда программистов и политика систематических задержек чипов после анонса. Так, выпустив на рынок Rage 128 с отвратительными драйверами, компания подорвала авторитет этого, довольно неплохого чипа, и надолго составила предвзятое мнение о своих продуктах. Затем, выпустив первые карты на базе Radeon, вновь повторила эту же ошибку, поспешив с драйверами. Времена были тяжелые, и каждый месяц в лаборатории грозил провалом на рынке.

Только через год ATI удалось исправить недостатки драйвера, но время, когда Radeon мог бы сыграть, прошло. И, в тот момент, когда конкурентная борьба выглядела уже скорее победой NVidia над всеми, ATI предпринимает ход конем и выпускает новый чип R200. Фактически, это был последний шанс ATI занять свою нишу и она им воспользовалась. Карты на базе R200 (Radeon 8500) хоть и вышли через полгода после появления NV20 (GeForce3) имели ряд технологических новшеств, которые привлекали внимание потенциальных покупателей и были явно видным прогрессом по отношению к продуктам от nVidia. Так технология N-Патчей, названная ATI красивым словом TrueForm и адаптивный антиализинг еще до сего момента не нашли адекватного ответа у nVidia, и поддержка этих функций ожидается только в новом чипе NV30.

Для наглядности современного положения дел на графическом рынке мы повторим сравнительную таблицу чипов GeForce4 Ti4600 и последних разработок ATI:

NVIDIA GeForce4 Ti4600 ATI Radeon 8500 ATI Radeon 9000 PRO ATI Radeon 9700 PRO
Технология чипа 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит
Техпроцесс 0,15 мкм 0,15 мкм 0,15 мкм 0,15 мкм
Число транзисторов 63 млн 60 млн - -
Шина памяти 128 бит DDR 128 бит DDR 128 бит DDR 256 бит DDR
Пропускная способность памяти 10,4 Гбайт/с 8,8 Гбайт/с 8,8 Гбайт/с 19,8 Гбайт/с
Шина AGP 1x/2x/4x 1x/2x/4x 1x/2x/4x/8x 1x/2x/4x/8x
Память 128 Мб 64/128 Мб 64/128 Мб 128/256 Мб
Частота чипа 300 МГц 275 МГц 275 МГц 325 МГц
Частота памяти 325 МГц (650 DDR) 275 МГц (550 DDR) 275 МГц (550 DDR) 325 МГц (650 DDR)
Упаковка памяти BGA 2,8 нс SD/BGA 3,3 нс SD BGA 2,x нс
Число блоков вершинных программ 2 2 2 4
Число пиксельных конвейеров 4 4 4 8
Текстурных блоков на конвейер 2 2 1 1
Текстур на текстурный блок 4 3 6 8
Версия вершинных программ 1.1 1.1 1.1 2.0
Версия пиксельных программ 1.3 1.4 1.4 2.0
Поколение DirectX 8.0 8.1 8.1 9.0
Режимы FSAA Мультисемплинг Суперсемплинг Суперсемплинг Мультисемплинг
Оптимизация памяти LMA II Hyper Z II Hyper Z II Hyper Z III
Число выходов на дисплеи 2 2 2 2
Внутренний Ramdac 2 x 400 МГц 2 x 400 МГц 2 x 400 МГц 2 x 400 МГц
Внешний Ramdac - - - -
Число битов на канал цвета 8 8 8 10
Особенности - - TV кодек на чипе; FullStream TV кодек на чипе; FullStream

После выхода NV25 (GeForce 4) карты на базе R200 стали выглядеть бледно и пальма первенства вновь было перешла к NVidia, которая не дремала, и грамотно построив ценовую политику на линейку GeForce, фактически, заполнила все ниши рынка. Традиционным запоздалым ответом от ATI стал чип R300, который мы и рассмотрим в настоящем материале. Он позиционируется как высокопроизводительное решение, а карты на его основе, как следствие, стоят в пределах $300-400. Не так давно ATI осознала, что "один в поле не воин", и, отказавшись от монопольного производства карт только собственными силами, начала программу передачи производства графических акселераторов сторонним производителям.

Это решение можно назвать абсолютно верным, так как конкуренция среди производителей создаст больший разброс цен на карты с одним и тем же чипом, а также даст большую гибкость в выборе для конечных пользователей. Фактически, ATI перешла на схему распространения продуктов, идентичную политике Nvidia. Конечно, есть некоторые особенности, но... об этом в другой раз.

В предыдущем обзоре, мы описали теоретическую часть, касающуюся чипа R300. В этом обзоре мы постараемся рассказать, как на практике ведет себя новый продукт ATI. Для этого, мы взяли на тестирование карту Sapphire, которая по праву может считаться наиболее близкой к оригинальным платам от ATI, так как производятся они на одних и тех же заводах. Вообще, сложившаяся на данный момент ситуация с картами от ATI на базе R300 довольно забавна. ATI поставляет партнерам-производителям уже полностью готовые карты, а они лишь крепят кулер собственной конструкции на чип и упаковывают готовый продукт в собственную упаковку с набором ПО и проводами. Поэтому, встретить карту не на reference дизайне невозможно, хотя, по заверениям ATI в ближайшее время эта ситуация должна измениться. Но, вернемся к Sapphire 9700 Pro.

Sapphire 9700 Pro


Спецификация:
Карта Sapphire 9700 Pro - 128 MB
Графический процессор ATI RADEON 9700 PRO
Память (Max) 128 MB - DDR SDRAM
Частота процессора/памяти 325/310 MHz
Частота RAMDAC 400 MHz
API OpenGL, DirectX, Direct3D
Поддержка двух мониторов Да
Видео выход 2048 x 1536 / 60 Hz - 24-bit (16.7M colours)
Интерфейс AGP 8x
Порты и тип коннектора 1 x DVI-Analogue Digital - 29 pin DVI
1 x VGA - 15 pin HD D-Sub (HD-15)
1 x S-video output
Максимальное разрешение 2048x1536 / 60 Hz

Карта имеет ярко красный цвет PCB, так полюбившийся в последнее время производителям Hi End ускорителей. Цвет роли не играет, куда важнее то, что PCB шестислойная, а значит, довольно дорога в производстве. Второе отличие карт на Radeon 9700 - наличие разъема для подключения внешнего питания.


Разъем идентичен тому, что используется для подключения питания к дисководу, но все равно, в комплекте к каждой карте поставляется отдельный провод питания, который дает достаточную свободу для подключения карты к БП компьютера. На обратной стороне PCB установлен дополнительный радиатор охлаждения элементов, находящихся недалеко от выхода на монитор.


Сильно нагревающихся во время работы акселератора частей в современных картах становится все больше и больше. Память производства Samsung в форм-факторе BGA установлена с обеих сторон PCB, и имеет маркировку K4D26323RA-GC2A. Всего на карте установлено восемь чипов памяти. Такое их количество связано с особенностями организации 256 битной шины.


Судя по документации на сайте производителя памяти, максимальная частота работы этой памяти 350МГц (700МГц DDR), а время выборки составляет 2.86нс. Чип имеет степпинг A13 и произведен на 30 неделе 2002 года, что соответствует середине июля.


Система охлаждения

На Sapphire 9700 используется стандартная система охлаждения, имеющая довольно небольшие размеры. Это слегка нас удивило, так как подвод дополнительного электропитания означает его большое потребление и фактически, рассеивание большого количества тепла. Кулер крепится стандартными пластмассовыми штифтами, но при этом, в достаточной степени плотно прилегает к чипу. Что касается прослойки меж чипом и кулером, то она достойна отдельного упоминания. По своей консистенции она напоминает двусторонний скотч или липкую бумагу, поэтому самое лучшее что с ней можно сделать - содрать без малейшей пощады и заменить на качественную термопасту.. В противном случае, качество охлаждения чипа будет неэффективным. Кстати о памяти. У нее охлаждения не предусмотрено, как не было его и в референс дизайне. Что хорошо, система охлаждения графического ядра не будет мешать установке стороннего комплекта для охлаждения памяти. Если все действия, описанные выше в этом разделе все же проделать, то стабильность работы карты будет значительно выше, а потенциал разгона, при наличии соответствующих утилит, заметно увеличится.

По непроверенным данным, некоторые карты имеют забавный глюк с организацией охлаждения чипов. Дело в том, что боковая рамка бывает выше чем ядро практически на треть миллиметра и мешает плотному прилеганию кулера к чипу. На кулере стоит теплопроводная пластинка смазанная с обеих сторон термопастой, о эффективности этой системы можно даже и не спорить, она однозначно отвратительна, так как теплопроводная пластинка со своими функциями не справляется. Тут и можно, а порой и нужно дать волю авторской фантазии, чтобы придумать новую систему охлаждения для карты после отдирания термопластинки. Только сразу не торопитесь отдирать, самый простой способ с намазыванием туда пяти грамм термопасты не пройдет, при таком зазоре она высохнет через пару недель и после этого, охлаждения у чипа не станет вовсе. Так что, без медной пластинки или правильно отфрезированного кулера никуда не деться. К счастью, наша карта была без этой достопримечательности, и проблем не возникло, тем не менее, будьте настороже ... предупрежден - значит вооружен :).

2D

Качество 2D, как всегда у ATI, особенных нареканий не вызвало. Есть лишь несколько моментов, которые необзодимо отдельно упомянуть. В первую очередь, на нашем экземпляре наблюдался очень неприятный артефакт в виде горизонтальных полос на темном фоне (думаю, что и на светлом они есть, но их просто не видно). Эти полосы возникали случайно и так же случайно исчезали, но при этом были весьма заметны. Артефакт не зависел от компьютера в который устанавливалась карта и от монитора. НО, повторюсь что с моей точки зрения этот артефакт является недостатком одной конкретной платы и не присутствует во всей серии. Мы проверим это в самое ближайшее время. Возникла и еще одна проблема. После установки новых бета-драйверов под DirectX9, полностью пропала возможность использовать монитор, подключенный к DVI выходу. Карта просто его не видела, при этом проблем с TV-Out не возникло.

D-Sub DVI & TV-Out.

При подключении всех трех устройств и включении компьютера, включился монитор, подключенный к D-Sub и телевизор в режиме NTSC. Однако, монитор подключенный к DVI, включился только после загрузки Windows и активации монитора в панели управления. TV-Out поддерживает все телевизионные стандарты и позволяет выводить на телевизор все нижние разрешения, вплоть до 1024х768. Качество вывода можно назвать удовлетворительным, так как вновь были замечены горизонтальные полосы на темном фоне, но какой то другой природы - они не двигались. Еще нужно отметить, что так как карта имеет только один DVI разъем, подключение к карте двух DVI панелей одновременно невозможно.

Стр.2 - Тестирование

Тестирование

Мы провели тестирование карты Sapphire ATI 9700Pro на платформе со следующей конфигурацией:

(Hi-End система):

  • Процессор Intel Pentium 4 2.8 ГГц;
  • Материнская плата Intel 850EMV (чипсет i850E, 512 Mb RDRAM PC800, AGP 4x);
  • Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy;
  • Жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm

Мы протестировали производительность AsusV9280S в следующих пакетах и приложениях:

  • Return to Castle Wolfenstein - Checkpoint demo (OpenGL, ядро Quake 3);
  • Unreal Tournament 2003 Demo (ресурсоёмкий Direct3D тест);
  • DooM III E3 Demo - крайне ресурсоёмкий тест с шейдерами, рельефным текстурированием, OpenGL и массой того, что будет актуально ближе к концу 2003 года;
  • Codecreatures demo - сложный DirectX 8 тест;
  • 3DMark 2001SE - синтетический Direct3D тест.

3DMark 2001SE

Этот тест, с одной стороны, является наиболее объективным тестом, так как акселератор тестируется во всем диапазоне 3D приложений, и результат "собирается" из совокупности этих тестов. К сожалению, с его помощью нельзя протестировать самые современные возможности нового акселератора, но это и не стольк актуально, так как другие акселераторы их не поддерживают, а игр, заточенных специально под DirectX9 и функции ATi Radeon 9700 на рынке нет. Когда появятся новые акселераторы, стоящие на одном уровне с этим по функциональным возможностям, тогда и появятся новые программы для тестирования. Мы ожидаем выхода Unreal 2 и 3DMark 2003 для тестирования возможностей как новых графических чипов так и нового API DirectX 9 от Microsoft. Именно им и будет корректно тестировать разницу производительности NV30 и R300, а сейчас мы мы можем сравнить R300 только с картами предыдущего поколения:


Как видно из теста, разница между топовым на настоящий момент чипом от Nvidia и тестируемой картой становится видна только к верхним разрешениям, причем отрыв R300 нельзя назвать выдающимся. Впрочем, даже то, что продукт ATi опережает nVidia по производительности, это уже очень хороший показатель. В нижних же разрешениях разницы нет вообще, и Ti4600 обгоняет соперника. Совершенно очевидно, что нижнее разрешение висит на процессоре. Тут нужно учитывать, что в наших тестах использовалась предпоследняя модель Pentium 4. На системах с меньшей частотой велика вероятность, что разница в тестах будет находиться в пределах погрешности.

Ключевое отличие даже не в FPS, а в функциональности. На текущий момент программное обеспечение не умеет извлекать из Radeon особенную пользу. Однако, на подходе Unreal 2 и DooM 3, а также некоторые другие игры, которые, возможно, сумеют использовать возможности R300 если не в полной мере, то как минимум, задействует их значительную часть.

Unreal Tournament 2003 Dem

Тяжелый и ресурсоемкий тест, который сильно загружает как процессор так и видео подсистему.


Вот, где начинает проявляться вся мощь R300. Будь процессор чуть послабее, результат в высоких и низких разрешениях различался бы минимально. Только в максимальном разрешении нагрузка стала достаточной, чтобы оторвать результат от планки процессорозависимости, при этом, все соперники остались далеко позади. В двух нижних разрешениях ВСЕ карты висят на процессоре, что означает, что для увеличения производительности нужен процессор заметно быстрее Pentium4 2.8 GHz, но чем выше разрешение, тем лучше видна разница.

Return to Castle Wolfenstein

Этот тест можно смело назвать тестом на процессорозависимость. Мы чаще всего его используем для тестирования слабых карт, так как его требования к графическому акселератору нельзя назвать очень высокими, ибо движок Quake3, на базе которого построена эта игра, достаточно легок для современных акселераторов.


Картина абсолютно ожидаемая, все разрешения имеют практически один и тот же результат. Только в верхнем разрешении виден легкий отскок в 10 кадров от общего результата. Такой результат дает одну хорошую возможность - использовать во время игры улучшенную анизотропную фильтрацию и антиалиазинг, так как включение этих функций не снижает на производительность.

Codecreatures demo

Тяжелый тест, очень тяжелый. Похоже, что ребята из Codecult решили сделать тест, который должен был бы положить на лопатки любой акселератор. Количество полигонов в кадре иногда превышает 500000, что примерно соответствует уровню заявленных характеристик всех новых, еще не вышедших игр, а иногда и превышает его.


Глядя на результаты, мы видим, что основным лимитирующим фактором в Codecreatures является не процессор, а акселератор. Вероятно, что и NV30 не изменит ситуацию. Динамика прежняя, и вновь, ATI 9700Pro выглядит следующей ступенью эволюции акселераторов. Очень показательный тест. Именно так выглядит чистая производительность ATI 9700 Pro по отношению к картам от Nvidia, продающимся на настоящий момент.

DooM III E3 Demo

Иногда так хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть, как там все будет устроено. Некоторые наши читатели считают, что после выхода финальной версии DooM в нем будет проведена оптимизация, и все будет работать быстрее чем сейчас. Другие считают, что в прочем соответствует и моему мнению, что после того, как в DooM введут все отсутствующие на настоящий момент возможности (мягкие тени, полная физика в независимости от места и т.д.), игра будет работать если не медленнее чем сейчас, то как минимум также.


"Ого!", сказал я, увидев этот график,- "вот ведь как здорово!". Что можно сказать однозначно, так это то, что играть в DooM3 на этой карте можно с достойным FPS, а значит, и в играх на движке D3 Radeon 9700Pro в грязь лицом не ударит. Конечно, выше разрешения 800x600 играть по прежнему тяжело, FPS невысок, однако высокие разрешения здесь предназначены уже для следующих поколений чипсетов, а в полную силу ядро заиграет поколения через два. Однако, результат Radeon 9700 Pro в 1024x768 лучше, чем у GeForce 3 в 640х480.

Показатели карты Sapphire на примере этой демки можно назвать просто отличными, и это при том, что оптимизации под Radeon iD не проводила - DooM3 оптимизирован под NV25, NV30 и... R100 - то есть, обыкновенный Radeon. На оптимизацию под ATI R300 в финальной версии можно рассчитывать, чего нельзя сказать о NV17 и прочих малобюджетных чипах. Подождем и поиграем...

Выводы

Остается загадкой, что сделала ATI на этот раз. То ли, наконец, сделала хитовый продукт, который хоть и вышел позднее Ti4600, однако способен отобрать у него значительную долю рынка. То ли, ATi просто в кои то веки опередила nVidia и выпустила карту, которая обладает всеми функциями ускорителя нового поколения и способна конкурировать с еще не появившимся чипом NV30 от nVidia. Подождем NV30 и посмотрим, сейчас делать выводы еще рано. Но... Одно можно сказать уже сейчас - мощный, если даже не топовый центральный процессор является обязательным для тех, кто желает выжать весь потенциал из Radeon 9700 Pro.

Для того чтобы такая карта показала себя в полную силу, требуется процессор от двух с половиной гигагерц, в противном случае, система будет неправильно сбалансирована. Колонна, как известно, движется со скоростью самого медленного участника этой колонны, это правило, так что, не ожидайте сверх-высоких FPS на играх, основанных на движке Q3 и хорошей производительности в ресурсоемких новых играх на слабых процессорах, один 3D ускоритель ничего не решает.

Новый чип от ATI является первым образчиком новейших акселераторов, отличающихся от предыдущего поколения именно на функциональном уровне, а не на уровне производительности. Как мы уже отметили ранее, производительность этого чипа, всего лишь следующая ступенька в эволюции акселераторов, хотя и довольно высокая. Функциональность R300 на настоящий момент может показаться невостребованной, тем не менее, в ближайшем будущем ожидается достаточное количество продуктов в которых эта функциональность может оказаться весьма не лишней.

Рекомендация: не стоит идти в ближайший магазин компьютерных комплектующих и покупать 9700 Pro для апгрейда GeForce 3. Её цена на настоящий момент чрезмерно высока, а игр, и других продуктов, использующих DirectX 9 пока нет, тем не менее, при сборке нового компьютера и нежелании в ближайшие полгода или год его апгрейдить, этот ускоритель является лучшим выбором.

Плюсы:

  • Беспрецедентная производительность в 3D, особенно в высоких разрешениях;
  • Аппаратная поддержка DirectX 9.

Минусы:

  • Слабая система охлаждения;
  • Артефакты в 2D;
  • Высокая цена.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/173093