Оригинал материала: https://3dnews.kz/173205

Обзор V3, TNT2, Savage4, Rage128, G400

Вступление. Voodoo 3.

Stanislav Vasiliev, Kuzin Andrey

Крошечное вступление

Сегодня на рынке существует свыше 50-ти производителей видео акселераторов, десятки фирм, производящих чипы для них, и уже трудно понять, что же нам вообще надо, и какую из сотен карт на одном из десятка чипов предпочесть. Давать какие-либо конкретные советы покупателям, да и просто высказывать своё мнение, довольно рискованное занятие, и можно легко обрушить себе почтовый ящик добрыми и полезными посланиями на тему "Как ты смел так плохо сказать о карте X" и "Какой ты молодец, у меня есть карта Y и я тебя полностью поддерживаю"... Пусть так. Но именно этого читатели зачастую и ждут. И да минует нас читательский гнев, долг обязывает представить краткую информацию для каждого нового чипа и некоторых картах от разных производителей.

Voodoo 3

Последний чип от 3dfx и на этот раз используется в основном компанией STB, потому как она была приобретена самой 3dfx. Будут ещё карты от ASUS и игровое оборудование Alienware (фирма, которая экспериментирует с технологией PGC, о которой наверняка многие слышали, но поскольку информация по этим картам пока недоступна, сказать что-либо определённое, кроме того, что решение с 2xV3 будет крайне шустрым, довольно сложно). Хотелось бы несколько вернуться назад и вспомнить, что давал режим SLI для карт Voodoo2. Ведь на самом деле эти карты имели на борту по 8Мб текстурного буфера как максимум, и даже их объединение не удваивало этот объём, а всё потому, что принцип работы карт был довольно оригинальным. Каждая из пары формировала своё изображение, ровно в половину от показываемого, и поэтому реально игра в 800x600 должна была в идеале работать так же быстро, как игра на одном Voodoo2 в 640x400. Но этого не происходило по банальной причине - недостаточности процессорной скорости, так как нагружать карту в 640x400 гораздо легче, чем в 800x600, ну а уж про 1024x768 и выше я вообще умолчу. На сегодняшний день ситуация такова, что карты на Voodoo3 старших моделей (и младших под разгоном) обогнали Voodoo2 SLI уже на несколько процентов (а иногда даже довольно прилично). Однако ситуация с процессором остаётся в силе, так как реально процессоры x86 дня сегодняшнего уже не могут загрузить свежие карты, и как результат, скорость карты на системах разного уровня зависит только от количества Mhz процессора 3DNow и SSE... или их отсутствия. А означает это то, что, получив тесты карты на быстрой системе, их реально не удастся воспроизвести на более медленной. Это создает дополнительные сложности для тестирующих на производство тестов на как можно большем количестве процессоров, в идеале на всех изделиях от Intel, AMD и IBM.

Представленное на фотографии чудо - не что иное, как Voodoo3 серии 3000 с огромным радиатором. Причём дабы все не подумали, что чип у него под стать радиатору, прошу обратить внимание на место закрепления этой железяки болтами, и если убрать от этого квадрата ещё по сантиметру, это и будет чип. Карта традиционно страшно греется. Но при оборудовании дополнительным вентилятором система даёт возможность безопасно разгоняться в некотором интервале, индивидуальный разгон того или иного вида карт зависит только от случайности, так, например, серия 2000 может быть, как правило, разогнана до 180 Mhz, что даже больше, чем у 3000... Возможно, нам просто повезло с тестовым образцом, и попалась карта из партии, где из 1000 штук чипов 10 штук не стали работать на 166, но завелись на 143 мегагерца, и всю партию перемаркировали как 2000. Ребятам из iXBT досталась карта, заработавшая на 200Mhz! Чего не бывает... Выше уже не получится. Тут срабатывает технологический барьер памяти. Так как чип Voodoo3 работает на одинаковой частоте с памятью, то установка на плату менее быстрой памяти здорово ограничивает разгонябельность и самого чипа, и, может быть, именно поэтому попавшийся нам в руки Voodoo3 3000 практически не гнался. Бог с ним с разгоном. Основная проблема чипа Voodoo3, всячески подчеркивающаяся всеми конкурентами, состоит из трех пунктов.

1. Во-первых, чип не умеет работать с текстурами более 256x256 точек. Что мы при этом теряем? Ничего... Единственная игра, имеющая текстуры реально большего размера, это печально знаменитый Quake3. Печально - потому, что из-за этой игры произошёл очередной капитальный передел сфер влияния на рынке. Некоторые западные обзорники смогут себе купить ещё пару новых Ferrari на деньги, вырученные от фирм, пытавшихся придушить 3Dfx. Вообще, практика, когда драйвер устройства делается под игру, а не наоборот - довольно комична. Реально чип Voodoo 3 устареет ровно к концу этого года, когда в массовой продаже появится большое количество игр, которым кровь из носа надо будет уметь показывать большие текстуры. А Voodoo 4, выходящий уже под Рождество, будет лишён этого и некоторых других недоразумений, о которых ниже. Точно такая же участь мгновенного устаревания ожидает TNT2 после осеннего выхода NV10.

2. Вторая проблема - Voodoo 3 не умеет показывать 3D больше чем в 16 бит, и хотя есть некая фирменная 22-х битная технология, для покупателя всегда приятнее наблюдать дикие цифры вместо того, чтобы реально попытаться вникнуть в суть вопроса. Именно это и происходило, да и сейчас происходит с серией Sound Blaster, когда однажды некий умник проснулся с мыслью назвать свежую разработку не SB16+табличный синтез, а AWE32, что многие воспринимали как 32-х битную звуковую карту. Теперь вспомните о свежем 24-х битном формате, у которого не то 160 с чем-то, не то 192Khz качество сэмплирования. Оцените новые "512 битные AWE 512 PCI" звуковые карты от Creative, ссылки на которые нельзя найти нигде, кроме как в прайсах московских фирм... Да возрадуются юзеры и да воспечалятся ламеры... 512 - the best... вот только никому особо дома не потребуется. Это же старичок Live!, и называть его надо так, как надо... ну да опять меня не в ту степь потянуло... Так вот эти самые 16 бит являются ничем иным как 65 тысячами цветов. В своё время мне один специалист с НТВ говорил, что их рекламные заставки делаются в 3DS4 для DOS и оптимизируются тысячи так под 4 цветов... Ну и смотрите на цифры сами. Я уже писал в одном тексте, что вся эта любовь к 32-м битам - не более чем лень разработчиков игр, и реально нужно только в фотошопе и рекламной полиграфии, опять же сравните Quake 2 и Quake 3. В последнем нет никакой возможности поставить 8 бит текстуры. Теперь сравните графику и подумайте, а стоит ли это того торможения, которое мы получим в результате? По-моему не особенно, хотя через год никто уже не станет вспоминать 16 бит цвет в играх, так как сейчас никто не вспоминает о досовском VGA 320x200256 цветов, а тех, кто ещё помнит CGA и текстовые адаптеры, осталось вообще мало. Помню, как сильно балдел от полиграфического издательства с 286-12Mhz суперкомпьютерами, а ведь люди с графикой работали... Конечно, все могут думать об этом, что они хотят, но вот по скорости в играх Voodoo3 обгоняет всех конкурентов везде, кроме Quake3. Качество текстур можете сравнить по картинкам ниже:

 voo_ceil.jpg (13669 bytes)
Текстура на Voodoo3
 s3_ceil.jpg (18447 bytes)
Текстура на картах со сжатием, типа S3 Savage с его S3TC технологией.

В перспективе следует ожидать момента, когда будет достигнут порог разрешения, видимого глазом, и когда создать высоко детализированные текстуры и очень сложные модели станет гораздо важнее банальных криков типа "Наша карта может показывать 1000 кадров в секунду при 10000 на 8000 при 128-и битном цвете..." И вот именно это время и будет временем расцвета игр как таковых, максимально приближая их к реальности и фотографическому качеству (и даже лучше) изображения. Но сейчас и в ближайший год это нам не грозит. Центральные процессоры ещё не достигли необходимой производительности, и сами карты ещё слабоваты. Кстати, где-то читал, что для реалистичного отображения окружающего, надо где-то около 80 миллионов треугольников в кадре, а сегодня максимальная теоретическая скорость игровых карт по выводу полигонов в секунду стоит на уровне 10-15 миллионов... В секунду, заметьте, а надо кадров так 60... Делите и складывайте сами, тем более что и по этому вопросу информацию найти можно.

3. Третья проблема - карты на Voodoo3, как и все их предшественники, не умеют работать с AGP текстурированием. В идеале мы может быть и увидим ситуацию, когда не будет вообще такого понятия как выделенная память 3D акселератора, и не на примитивном уровне DirectAGP и UMA, а на гораздо более высоком, но сейчас не поддержка такой вещи довольно спорна... Да, современные игры (кроме Quake3) не достигли ещё такого уровня детализации текстур, когда надо выделять под них единовременно объём более 10-12Мб, ведь это довольно большое число, но вот уже в скором времени ситуация должна измениться, и появятся игры, утилизирующие большие объёмы текстурной памяти. Живой пример - старенькая игра G-Police, которая даже сегодня не даёт на акселераторах Voodoo3 максимальной детализации текстур. Система же текстурирования у Voodoo3 осталась от старичка Voodoo2. Остаётся надеяться, что 3Dfx не последует дурному примеру Intel и Microsoft с их печально известными 640Кб основной памяти, от которых уже пару лет как стоило отказаться, даже потеряв совместимость с софтверным барахлом времен нашей юности.

Сразу после публикации этой статьи в ICQ появился собеседник, который заявил, что AGP текстурирование вообще не нужно и обосновал это тем, что нереально использовать массив текстур в 20Мб в одном кадре. На что я примерно подсчитал количество текстур на 20Мб в 32 бита, и вышло, что их должно быть немногим более сотни для того, чтобы покрыть такой размер. Теперь представим 5 сложных объектов с двадцатью текстурами на каждом при размере текстур 256x256. Вот и готово около 20Мб текстур. Что будем делать со скоростью? Не зря же на NV10 обещают 64Мб. nVidia не любит выбрасывать деньги, и значит, они рассчитывают, что вскоре такие объёмы текстур будут легко утилизироваться. 100 текстур в 32 бита при размере 512x512, использованные в одном кадре, займут около 76Мб текстурной памяти. В Quake3 уже такие текстуры и сегодня, старт дан, чего же ждать от Trinity? Не ругать надо технологию Voodoo, а благодарить за сдерживающий фактор маленьких текстур, иначе бы еще полгода назад разработчики игр начали бы их активное внедрение, и пришлось бы поголовно и всем миром покупать только самые современные платы. Причём каждые полгода.

Возвратимся к Voodoo 3, чип имеет поддержку нескольких API - OpenGL ICD, MiniGL транслятор в OGL из Glide, сам Glide, да ещё и "любимый" всеми Direct3D, от которого не убежать, как от ночного кошмара, по крайней мере, так о нём говорят некоторые весьма знаменитые личности от мира игровых разработчиков. Поддержка ICD на сегодня находится на зачаточном уровне, и её использование сильно просаживает скорость карты, но только Quake III этим ICD и пользуется, и именно этой игре мы обязаны возникновением поддержки этого вида OpenGL реализации. Старые игры реально пользуются MiniGL и спокойно им обходятся. Стоит упомянуть о памяти - стандартно используется более дешёвый SDRAM, но, как всегда, на старших моделях его заменяют на SGRAM. Ещё стоит сказать о технологии PGC, некий аналог которой впервые был применен на картах Wicked3D SLI и их же Banshee. Сама технология была представлена на CeBit и произвела большой фурор. PGC сможет распределять нагрузку среди разных карт, что вообще на сегодня представляется едва ли не чудом, впрочем, команда программистов, реализующая PGC технологию, состоит из русских, и ожидать чудес поэтому вполне закономерно. Скоро должны будут представить PGC на Voodoo3 2000. Но в результате локального конфликта с 3dfx нельзя гарантировать появление этих карт в продаже. 3dfx обожает дуть губки и как последняя курсистка обижается при малейшем взгляде на сторону своих партнеров.

Большой плюс и одновременный минус карт на чипе 3Dfx Voodoo3 - это их сегодняшняя одинокость в плане производителей плат. Это означает, что отныне нет внутренней конкуренции, то есть драйвера делаются в одном месте. Отмирает понятие референсных драйверов. Карты продаются по той цене, которая сравнивается не с возможностями аналогичных решений на таких же чипах, а с более дорогими и функциональными адаптерами.., что обычно не способствует падению цен.

Количество желающих потанцевать на могиле неплохой фирмы - огромно. Сложилась ситуация, когда 3dfx столкнулась с массовой усиленной дискредитацией ее продукции со стороны всех других производителей. Изначально выдавая на рынок именно то, что необходимо, начиная с Voodoo 1, когда они перевернули стойкое болотце так называемого рынка "3D карт" того времени (вспомните S3 Virge и Matrox Mystique), и кончая современными разработками. Повторюсь, скорости Voodoo 3 на ближайший год для игр хватит, а завтра посмотрим. Общая ситуация с ростом производительности 3D чипов и появления новых возможностей подходит под закон Мура, помноженный ровно вдвое, и время моральной смерти линейки сверхновой продукции сократилось до 9 месяцев. Объединённые рекламные усилия десятков производителей карт на TNT2 обрушились на головы бедных покупателей с насмешками о принципиальной кастрированности Voodoo 3 и технологической отсталости. И одна 3dfx в финансовом плане, естественно, не в состоянии противопоставить этому массированному потоку чистейшей рекламы, а зачастую и заказухи, сколько-нибудь громкий голос в свою защиту и отбивается несколько вяло, думая, что покупатели уже все такие умные, что сами разберутся... Да хрен вам. Зря рассчитывают на всеобщую осведомленность... 32/32/32 - хороший слоган и отлично бьёт в больное место игромана, только нам забыли рассказать, кому и зачем это нужно.

Общий вывод по карте неутешителен. Вы, вероятно, могли заметить, что мне пришлось неоднократно использовать в тексте фразу "на сегодня хватит", то есть всё в этой карте на пределе - "только на сегодня", а между прочим даже ботинки детям покупают на вырост, гамеры же в каком-то отношении вечные дети... Поэтому хотя сегодня карта была бы откровенно лучшим решением в плане скорости, но уже осенью с этим можно будет успешно поспорить. Кстати, в основном виновато AGP текстурирование, так как менее детализованные текстуры всё же легче терпеть, чем страшные тормоза из-за текстурного свопинга в системную память... А вот у карт на TNT2 всё более радужно.

nVidia TNT2

Чип nVidia Riva TNT2

Чип TNT2 появился очень давно, около года назад, и назывался он почти так же, вот только цифры 2 не было. Ещё со школы не любил двойки, и совершенно не обманулся. За большие деньги нам "впаривают" тот же TNT1, но с некоторыми изменениями. Отличия таковы:

  1. Новая, улучшенная система производства, когда вместо 0.35 используются 0.25 микронные проводники, что реально даёт простую возможность увеличения тактовой частоты чипа без сверхвысокого разогрева. Вспомните Intel, точно не вспомню, но мне кажется, что примерно с 333 или 350Mhz Pentium II перешёл на более тонкую технологию, и при этом хватило скромности не назвать этот переход "Pentium III".

  2. Увеличена скорость работы с AGP, теперь это не 2x, а 4x. С условием, что TNT карты умеют работать с DIME режимом, это открывает вроде бы довольно приятные перспективы, когда системное ОЗУ начинает ещё быстрее передавать данные чипу, при этом как бы являясь локальной текстурной памятью. А что на самом деле? Ну, во-первых, сегодня нет материнских плат с AGP4x. Значит, может произойти ситуация как с процессорами MMX, которые вроде бы держали все мамки, но потом выяснились проблемы с dual voltage и всякие хитрости, и все с матюгами стали впаривать эти платы друг другу... Во-вторых, AGP текстурирование сегодня нигде кроме тестов не актуально. Почему? Посмотрите на Voodoo3, у него вообще нет AGP текстурирования. Жив курилка? Ну и надо оно нам? Конечно! Но не завтра, а послезавтра.

  3. Пошёл в народ слоган 32x32x32, когда и Z-Buffer, и 3D изображение, и локальной памяти всего по "32" где мегабайт, где бита. Оно нам надо? Ну, вообще-то, пока игр, которым эти 32 бита жизненно необходимы нет, кроме разве что Quake 3, но об этом много сказано выше... В общем Джонни обленился вконец. Мало того, что обидел многих с первым Q3Test не на наиболее распространённом PC, а на MacG3, но ведь даже сам сказал почему: "На Маке проще делать OpenGL игры". Проще, как известно, удел ленивых. Кроме того, реально 32 бит цвет серьезно затормаживает карту, сама nVidia в своих Reference драйверах умудряется убрать мультитекстурирование как класс, вставив нечто принципиально новое, никому неизвестное. Правда, позднее они частично одумались и даже умудрились сделать так, что карты стали работать в 32 бит быстрее, чем в 16. Прочитать об этом более подробно можно в статье о сравнении версий драйверов Detonator. Честно говоря, опять попахивает зеленью и маркетинговыми уловками. Ну а карта с 32Мб памяти стоит почти в два раза дороже 16 мегового варианта, так что 90% народа могут думать о 32x32x16... и не больше.

Ну вот и всё, остальное несущественно. Вывод: новое - это хорошо забытое старое, нам предлагают старый чип по новой цене. Предлагаю продавать карты TNT1 со слоганом "Немного меньшая производительность за существенно более низкую цену". Конечно нельзя не учитывать, что сегодняшние камешки реально не грузят эти акселераторы, так что через год ситуация может сильно измениться. Теперь перейдём на личности и будем показывать пальцем. Итак, для начала родной ASUSTeK с его...

ASUS V3800

На фото - внешний вид платы с TV входом и выходом двух видов - S-Video и Composite. Хотелось бы напомнить, что платы не поддерживают сколько-нибудь приличного аппаратного сжатия, всё происходит при помощи процессора и, как правило, после акта записи. Как? Вы не знаете, сколько занимает непожатое видео? Искренне рекомендую попробовать ;-) Я когда-то был в шоке, чего и вам желаю. Не зря же есть такой класс накопителей как винты для работы с реал видео. Пораскиньте чем надо. Единственный плюс TV In - это возможность подключить видео магнитофон или камеру и забыть про всякие там тюнеры, пользуясь встроенными возможностями этих железяк. Кто кричит SECAM? Нет у нас такого, ушёл на обед, будет неизвестно когда... Большой плюс карты от ASUS - память стоит SGRAM. Кстати, описывать буду только Ultra варианты TNT2, так как неультровые даже умудряются при некотором искривлении рук стать медленнее TNT1. Бывает и такое. Тут ситуация похожа на Voodoo3 разных серий, вот только с психологической точки зрения названо неправильно, тут 3Dfx сделал умнее, назвав серии, начиная с 2000. Ведь вспомните, какие винды все ждут? Именно 2000. Новый Век в сознании масс наступит в 2000 году. Кстати и конец всем компьютерам, и нам вместе с ними по статьям в СМИ тоже тогда же. В конце концов, это действует, и купить карту 2000 не зазорно, но вот когда у тебя просто динамит, а у соседа ультра динамит, воспринимается примерно как, когда у тебя просто жена, а у соседа - топ модельного типа, и никого не тревожит, что у неё подразогнаны некоторые комплектующие и качество некоторых деталей повыше (я про жену)... Леди с подиума - это совокупность всего лучшего, вот и Ultra карты воспринимаются так. Не знаю как кто, но я бы себе "просто" TNT2 не взял, хотя бы подсознательно..., как специалист по рекламе, PR и заморочке мозгов. Кстати то, что у этой карты SGRAM, опять же делает её дороже. При количестве памяти в 16 или 32Мб разница в скорости может стать серьезно ощутимой по сравнению с картами от других производителей типа Hercules и Diamond, которые выпускают свои изделия на SDRAM, пусть даже весьма шустрых модификаций. Говорят, правда, что карты от ASUS не очень здорово гонятся именно из-за типа памяти, и это тоже добавит коликов менеджерам фирмы, а хитрецы из Hercules будут пользоваться более разгоняемым SDRAM. Как пример - SGRAM гонится обычно на этих картах до 160Mhz, а SDRAM ставят дома, как правило, на 166Mhz... О типах памяти подробно рассказано в статье Обзор технологий оперативной памяти. Выводы попытайтесь сделать сами. Это как с шинами - можно более скоростные, но страшно дорогие, а можно попроще да "подешевше". Кстати, наличие видеовхода/выхода лимитирует фанатов на использование только фирменных драйверов, а они всегда на пару месяцев выходят позже референса. А что делать? За навороты надо платить... Кстати в одном из текстов, из которых я черпал информацию, была забойная фраза - "Я тут сегодня разговаривал с людьми в ASUS и они обещали прислать плату, которая будет побыстрее", вот кто бы приставал ко мне с мольбами принять более быструю или лучше гонящуюся плату взамен на мою старую?! Теперь о другой карте на том же чипе...

LeadTek WinFast S320 II

Фотография карты LeadTek WinFast S320 II на чипе TNT2 "не ультра". По умолчанию инженеры LeadTek разогнали чип до 140Mhz и память до 150, при этом у меня карта стабильно заработала на 160185, то есть даже быстрее, чем некоторые Ultra варианты. В комплекте шло очень много софта, был TV Out и кабели к нему. Драйвера в коробке были свежие, вроде бы базированные на детонаторах версии 1.20. Вентилятор доверия особого не внушал, но, несмотря на это, прекрасно справлялся со своими функциями. Притом, что в Москве карты LeadTek одни из самых дешёвых, нареканий на них не было ни разу. Весьма приличная скорость, которая выше чем у всех остальных "не ультра" карт, отличный софт и драйверы. В общем, внушает доверие. Есть ещё вариант S320v и S320, первый на Vanta, а второй на TNT1. Обе карты так же весьма неплохи, а Vanta вообще поразила качеством картинки, но вот скорость, к сожалению, подкачала, да и 8Мб памяти - хороший выбор для тех, у кого очень мало денег. Или для нормальной публики, желающей поиметь просто приличную карту за гроши в 60$.

MSI 8802

 photo-msi8802.jpg (486719 bytes)

Даже на фото выглядит менее наворочено, что уж говорить о жестокой реальности. Итак: память - SDRAM, TV фишек нет, что с кулером - непонятно, вроде дохловат сам и висит на дохлом радиаторе. Гонится не особо, запоминает не больше 16 метров всякого добра, особо не блещет скоростью, в общем, я бы сказал, "для покупателей в бюджете", если переводить эту любимую забугорную фразу дословно. А по-русски - отстойное дерьмо.

Guillemot Maxi Gamer Xentor 16

 photo-xentor.jpg (443634 bytes)

Знаете, за что я люблю черное население Африки? Не отгадаете... За их врождённо-благоприобретённую стойкость к жаре. А скажите честно, вам жалко 5 баксов за вентилятор? Мне нет, а вот спецы фирмы со странным названием, правильное чтение которого вроде как Гульмо (если нет, думается господин huMMer в своём обзоре джойстика с фидбеком меня поправит), так не считают. Ещё эти умные дядьки считают, что повышение скорости чипа мегагерц так на 10 ничего плохого не сделает... Плата по заверениям работает нормально при разгоне до Ultra характеристик в 150183Mhz чипапамяти, но по определению это как раз та самая "обычная" жена мелкого рогатого фэпээсовода... Есть ещё нормальный вариант Ultra, зовут его так же, только вот цифирь на нём 32, а не 16. Интересно, а там вентилятор есть? Если нет, то получается прямо какое-то Г..улмо на палочке, экономят на ГЛАВНОМ. То есть на нервах гамера, в десятый раз перезапускающего свой писюк даже не тремя пальцами и давящегося пригоревшей яичницей, сделанной на системном блоке.

Diamond Viper 770U

 photo-v770u.jpg (485967 bytes)

Вот и Diamond разродился Uльтра картой, вентилятор однако колоритный, но ничего лишнего, кроме кучи памяти, спецконнектора и надписи, кем помэйденно. Правда комплектуется потрясными драйверочками, прямо как у SB Live!, позволяющие делать пресеты на игры. Представляю себе комбинацию этих карт - воистину ядерно, одни только пресеты делать задолбаемся. Зато потом здорово играть будет - захотел в старой игрушке качества - просто стартанул, а нужно скорости в новой - сделал то же самое, да ещё и звук у каждой будет другой. Вот уж точно сладкая парочка выйдет. Карту реально заставили работать в следующих вариантах чип/память прямо в драйверах:

  • 150 / 183
  • 155 / 187,5
  • 165 / 192,5
  • 170 / 197,5
  • 175 / 200

А вот простые люди так не думали, и, пользуясь заветами маркиза Де'Сада, заставили карту жить на 175/210, как всегда не забыв продуть ей дополнительно мозги свеженьким холодненьким воздухом.

Hercules Dynamite TNT2

 photo-dyntnt2.jpg (476524 bytes)

Опять передвинули место коннектора монитора, так сказать, не главное, какой забор, главное где калитка! Радиатор и вентилятор опять отрывные, причём с понтом - специально задумано направление обдува и ни кубосантиметра воздуха мимо. Есть фичеконнектор, правда не столь эстетичный, как у Diamond, и цвет платы не так радует глаз... Ну, а если серьёзно, то это одна из лучших плат TNT2. А как известно, лучших не любят, поэтому коротко скажу: гонится лучше, работает здорово, стабильно, все хвалят драйвера и изготовитель без башни - шлёт ежедневно письма, с детским бахвальством перечисляя ссылки на приятные им обзоры и меговые PSD-шники заполученных этой картой наград. Это чудо заставляли работать аж на 180220 (надо же, как прямо сознались). Но что-то я разхуморился, на самом деле карта действительно потрясная, да ещё и, как оказалось, вентилятор на ней не просто какой-то, а фирменный TennMax, отдают его немного дороже, но это того стоит. Ну и напоследок коротко о недужных... в смысле дешёвых платах.

nVidia TNT Vanta - Guillemot Maxi Gamer Phoenix 2

 photo-phoenix2.jpg (429153 bytes)

У нас уже были краткие обзоры карт на Vanta, причём, по-моему мнению, более достойных. На Лидтековских даже радиатор был солидный, а тут - нет. Кто не знает, Максим Матвейко на русском сайте Diamond родил потрясный слоган для Monster Fusion (который Banshee) - "Купи себе танк и пришей ему уши", я так полагаю , чтобы было за что его из грязи вытаскивать. Тут ситуация та же. Испугаю сразу - 8Мб локальной памяти... Обнадёжу тут же - есть AGP текстурирование. Обломаю мгновенно - не сильно помогает. Чип работает на 90 к 100, при этом по всем тестам не тянет даже на TNT1. Реально подумав, прихожу к выводу, что у него примерно от 2 до 6Мб под текстуры. Кто не помнит Voodoo Graphics - лицом к стене и под расстрел. Несмотря на обнажённый чип, карта ни разу не свалилась под Quake, а вариант от LeadTek меня вообще порадовал своей насыщенной цветовой гаммой и запуском 17" монитора в 1900x1200, о чём я даже никогда не думал... Причём 60Hz и без особых проблем с замыливанием. Здорово. Собственно на этом хочется закончить с семейством динамитовых и перейти к разделу саважевых.

S3 Savage 4 Pro

S3 Savage 4 Pro

Вот уж точно извращенцы эти товарищи из S3. Если бы Intel был бы таким же дурным, то пентиумом Pro называли бы уже пентиум 90. То есть это тот же Savage 4, но для более профессиональных игроков, у которых побольше денег и амбиций, в связи с чем охота иметь Mhz повыше. Скорость карт на этом чипе сильно зависит от разрешения, так как они здорово ограничены в FillRate, что вообще-то сегодня странно, конечно не Vanta, но тем не менее... Конечно, не сравнить в скорости с зубрами типа TNT2 и Voodoo3, но вот качество... ох, это вообще на самом деле отдельная статья. Коротко можно сказать, что они там у себя сделали классную систему пакования текстур, благодаря которой можно засунуть в акселератор раз в 6 больше текстур за те же деньги. Две картинки в начале статьи, там, где написано про вуду, как раз и есть сравнение стандартной и S3TC текстуры. Кстати, стандарт лицензируем, только никто не желает за него платить, а nVidia прямо заявила, что разрабатывает похожую технологию, но свою, а зря. Получим массу новых стандартов, которые никто из производителей игр, конечно же, не будет поддерживать. Да в гробу они видели весь этот геморрой.
Конечно 30fps не моя цель жизни, мне бы сотню хотелось, но всё же за державу-то обидно, ведь качество текстур просто обалденное. Тестовый P2-400 со 128Мб памяти тянет эти сжатые текстуры весьма неплохо, осталось помечтать увидеть реальные игры, а не спец уровни к старичкам Q и Unreal. Кстати, Q3 поддерживает сжатие текстур, надо бы проверить...

Number Nine SR9

 photo-sr9.jpg (569341 bytes)

Это карточка от N9 сделана шутниками. В БИОСе самые любознательные обнаружат фразы типа "Работает восемь дней в неделю" и "Сделано с помощью друзей". Но смех смехом, а реально на карте 16Мб памяти, нет вентилятора, как, впрочем, и на всех остальных Savage4 картах, но вот радиатор маловат. Кроме того, карта не знает специального выхода для жидкокристаллических панелей, что, конечно же, просто ужасно в нашей ситуации, когда хлебом не корми, дай купить такой монитор. Ну и, кроме того, карта ещё и самая медленная среди представленных ниже. В общем, ничего хорошего от этого юмора ждать не приходится. Все чисто по-русски - пока делали, веселились, а посмотрели и прослезились. Революционеры хреновы...

Creative 3D Blaster Savage 4

Вот ведь досада, никак не пойму, неужели Creative считает, что рисовать надо на супер 3D акселераторе, а играть на чём похуже? Если это не так, то поясните, почему TNT у них проходит в серии Graphics Blaster, а заведомо более дохлый саваж в 3D Blaster?! Хотя, похоже, теперь они осознали ошибку и новый TNT2 у них уже в серии 3D Blaster. Памяти поставили, правда, 32Мб, да затормозили её до 125Mhz как на Savage4, а ведь карта на Savage4 Pro. В общем, не пень так колода... Кстати, предыдущая карта была именно Savage4, а внимательные обратят внимание на отличия в конструктиве AGP слота. То, что на этой картинке, называют AGP 4x ;-). В общем, реально эта карта ничего особенного по сравнению с обычными четвертыми саважами не представляет. Кстати, если вы раскатали губки, увидев вентилятор, срочно закатать на место. Карточка предоставлена Андреем Воробьевым с лично прикрепленным кулером, отдирать который для реализма фотографии не хотелось.

Diamond Stealth III S540

 photo-stealth3.jpg (475898 bytes)

А вот в Diamond всегда работали умницы, и чёрненькие разъёмы на месте, и радиатор отличный, и главное, что карту отнесли не в серию монстров, а в более скромный раздел стелсов, куда всегда помещалась продукция на основе чипов S3, что совершенно правильно. Учитесь политкорректности и продуманности маркетинговой политики. Единственная запоротая на корню линия - Монстры. Запорота до такой степени, что сами даймондовцы произносят это слово, скрепя зубами, а что делать... чипов не дали, а произносить приходится - есть же еще и Звуковой Монстер - MX300.
Карта работает на 125143 в отличие от 125125 у коллег, имеет 16Мб памяти SDRAM и, естественно, после всего этого работает несколько шустрее. До Комтека`99 ходил слух о карте S520 на обычном саваже 4, но, слава Богу, проект успешно загнулся. Вот собственно несколько жидкий супчик из информации по саважам, теперь надо препарировать G400 и Rage128...

ATI Rage128, G400

ATI Rage128

На время выхода - конец 1998 начало 1999 года - Rage128 был один из самых скоростных чипов, что позволило ему своим появлением открыть эру 3D чипсетов третьего поколения. По утверждениям компании ATI, падение производительности при переходе с 16-ти битового режима на 32-х битный составляло около 3%. По нашим тестам получилось примерно 10-15%. Конечно, сейчас вышедшие TNT2 и Voodoo3 быстренько сбросили с почётного пьедестала производительности ATI Rage128, но видео часть этой карты как всегда остаётся вне конкуренции, в основном благодаря отличной реализации технологии Motion Compensation, которая нужна для проигрывания DVD Video с наименьшей загрузкой процессора. Карта комплектуется большим количеством софта, но несколько нестабильными драйверами, что, по меньшей мере, странно, так как они одни из немногих производителей карт, постоянно получающих сертификат WHQL от Microsoft с включением этих драйверов в стандартную поставку очередных версий Windows. Кстати, карты на Rage128 являются единственным и неповторимым в своём роде 3D акселератором для нового поколения компьютеров Apple. И все помнят, на какой платформе вышла первая тестовая версия Quake 3...

Matrox G400

Ну, наконец-то, разродились. Видимо роды были тяжёлыми и опять с осложнениями на голову, то есть опять две модели - Millenium G400 и то же самое, но с добавкой MAX. Рынки они типа так делят. Для экстремальной публики и нормальной. Опять вырабатывают комплекс неполноценности, да ещё и давят разницей в размерах радиаторов, причём в отличие от 3dfx в обратном порядке, то есть чем карта тормознее, тем радиатор больше. Картинки можете посмотреть сами:


(Millenium G400)


(Millenium G400 MAX)

Разница видна невооружённым взглядом только в вентиляторах. Реальная же разница заключена в скоростях чипа и памяти. При тестировании отличие между 640, 800 и 1024 режимах практически минимально, похоже, что отсутствие масштабируемости перенесено и на эту модель. Карта прилично отстаёт от TNT2 и Voodoo3 в разрешениях ниже 1024x768 и догоняет, и обгоняет их в разрешениях выше или равных. При этом качество графики вне конкуренции. Так что стоит задуматься о том, что у G400 есть environment mapped bumpmapping, который не то же самое, что обычный environment bumpmapping у других карт, да и качество 2D и 3D лучше, чем у всех. Имея мощнейший процессор, похоже стоит покупать именно карты на основе G400. Но традиционная боль Матрокса - драйверы. Над их созданием в поте лица трудится слаженный коллектив программистов в количестве ДВЕ ШТУКА. Пожелаем им поменьше спать и побольше трудится. Через полгодика сделают что-нибудь приличное.

The end. The END ?! No...

Отгремели упражнения в словоблудии и можно запустить Quake... Ан нет, тут ещё море таблиц и графиков...

Выводы

Коротко о памяти и драйверах

Карта Чипсет Обьём памяти Тип памяти Драйвер
Voodoo 3 3000 3dfx Voodoo 3 3000 16 Mb 6 ns SDRAM 0441-1.00
V3800 nVidia Riva TNT2 32 Mb 7 ns SGRAM 4.11.01.0115
Rage Fury 32 TV out ATI Rage 128 GL 32 Mb 8 ns SDRAM 4.11.6109
Rage Fury 16 ATI Rage 128 GL 16 Mb 8 ns SDRAM 4.11.6109
3D Blaster Savage 4 S3 Savage 4 Pro 32 Mb 8 ns SDRAM 4.10.01.2100
Stealth 3 S540 S3 Savage 4 Pro 16 Mb 7 ns SDRAM 4.10.01.0201
Viper V770u nVidia Riva TNT2 Ultra 32 Mb 5.5 ns SDRAM 4.11.01.0172
Maxi Gamer Phoenix 2 nVidia Vanta 8 Mb 8 ns SDRAM 4.11.01.0122
Maxi Gamer Xentor 16 nVidia Riva TNT2 16 Mb 6 ns SDRAM 4.11.01.0172
Millennium G400 Matrox G400 16 Mb 6 ns SGRAM 5.10.008
Millennium G400 MAX Matrox G400 Max 32 Mb 5 ns SGRAM 5.10.008 MAX
Dynamite TNT nVidia Riva TNT 16 Mb 8 ns SDRAM 0.59.10109
Dynamite TNT2 ULTRA nVidia Riva TNT2 Ultra 32 Mb 5.5 ns SDRAM 4.11.01.0173
AGPhantom 8802 nVidia Riva TNT2 16 Mb 5.5 ns SDRAM 4.11.01.0121
SR9 S3 Savage 4 Pro 16 Mb 7 ns SDRAM 8002-8.02.10

Тестовая система имела Intel Pentium II 400 и 128 Mb PC 100 SDRAM, Windows 98 с DirectX 6.1

Результаты замеров скорости

Если приглядеться, то сразу заметно лидерство в скорости при 16-ти битах Voodoo3 3500. Надеюсь никто не забыл про стоимость, но не стоит забывать и про разгонябельность серии 2000. После Voodoo 3 идёт TNT2 от Геркулеса, тщательно разогнанный чёрт-знает как. Карты от LeadTek, к сожалению, не уместились в график, но их результаты лишь чуть ниже, чем у Ultra TNT2. Карты Fury с 16 и 32 мегами памяти, как это ни странно, вообще повсюду рядом... 3D Blaster Savage4 отстаёт везде, где только можно, и только супер-низкобюджетный TNT Vanta пропускает его вперёд, впрочем не сильно, а иногда и не нежничает, оставляя позади.

Если верхняя таблица вас смущает, можете воспользоваться нижеследующей анимашкой:

Так же были проведены тесты по 3D Mark 99MAX, график результатов ниже:

В 32 бит режиме карты Voodoo3 совсем умерли, и бенчей их нет, и быть не может. На первом месте как всегда Геркулес, рядом с ним Даймондовский Вайпер 770U, ну и рядом же сидят LeadTek, опять в таблицу не вошедшие. Миллениумы отстали весьма не сильно, а Vanta оказалась в полной заднице, впрочем, не стоит забывать, что это тестовая программа 3DMark99MAX.

Кроме того Quake II был протестирован в 32 бит режиме:

В Q2 всех сделал разогнанный TNT2. Но только не при 1024, тут рулит уже G400. Если камни будут увеличивать свою скорость и дальше, то буквально в ближайшие месяцы мы забудем о чём-либо ниже. В общем "Да здравствует Матрокс!!!"

Выводы

Savage4 не тянет по скорости, качество 2D - откровенно плохое и единственный сомнительный плюс - технология сжатия текстур.

Карты на Voodoo3 вероятно останутся для фанатов FPS, которым не особенно важно качество текстур.

Порекомендовать всем без исключения можно карты на TNT2, как имеющие отличную скорость вместе с приличным качеством и довольно большими дополнительными эффектами типа анизотропной и трилинейной аппроксимации и environment bump mapping. Нового тут нет ни единого эффекта - все это есть и в первом TNT. Недостаток - цена 32-х мегового варианта.

Чип Vanta годится абсолютно для всех юзеров, не считающих себя профессиональными геймерами, но желающими иметь и поддержку нормального 3D на всякий случай. Кстати таковых - большая половина пользователей. Рынок у этого чипа - огромный, что бы не говорили.

Карты на G400 как всегда блещут качеством графики. Кроме того, эти карты обладают некоторыми недоступными конкурентам возможностями типа подключения к одной карте двух мониторов и enviornment bump mapping, так что, вероятно, их имеет смысл посоветовать профессионалам от графики.

ATI как обычно, пытается угодить всем и каждому, но лучшая сфера применения это ее TV выход и просмотр DVD.





Оригинал материала: https://3dnews.kz/173205