Для владельцев карт на чипах TNT, компания Creative выпустила лакомую фишку - Unified драйвер, который позволяет запускать на этих карточках игры, поначалу рассчитанные только на 3Dfx карты (то есть идущие через Glide). Но мало того что этот драйвер по своей сути является простым транслятором Glide в Direct3D, Creative пошла дальше и добавила некоторые приятные возможности, которые оригинальные карты на Voodoo чипах не умеют, например поддержка текстур более чем 256x256 точек, 32 и 24 бит цвет, AGP текстурирование и некоторые другие возможности. Просто запустив Glide игрушку всего этого добра нам увидеть не удасться, придётся попросить разработчиков сделать патчик, и потом уже играться в пропатченную игрушку. Лично удалось убедиться в играбельности лишь некоторых доступных Glide игр - Unreal, Quake2 (через MiniGL, то есть двойная трансляция - OpenGL - Glide - D3D, что не есть быстро и не есть нужно совершенно никому, но сам факт запуска игрушки отраден), да Turok1. Полный же список оттестированных Креативом игрушек и опубликованный на официальном сайте таков:
Предварительно по таблице можно сказать следующее - если в графе "Как пошла" написано:
Игрушка | Издатель | Как пошла | Комментарии |
F-16 Multirole Fighter | Novalogic | Запустилась | Вполне играбельно, правда есть некоторые проблемы с туманом и состыковкой плоскостей. Вскоре постараются проблему решить. |
GEX Enter the Gecko | Crystal Dynamix | Не пошла | Выдаёт ошибку "Cant find font: FONT.3df" - проблема с подзагрузкой 3df шрифтов будет решена в следующих версиях драйвера. |
Grand Prix Legends | Sierra | Запустилась | Мышка оставляет следы, испорченные текстуры, всё это из за неподдерживаемой функции альфа смешения. Вскоре должно быть исправлено. |
iF 16 Flighting Falcon | I-Magic | Не пошла | Выпала на рабочий стол. Наверное нужен будет патч. |
Incubation: time is running out | Blue Byte | Не пошла | Выдала "3Dfx Card not found" (3Dfx карта не найдена), на Voodoo3 тоже не пошла. |
Independence War | Particle Systems | без данных | Игра тестируется |
MiG-29 Fulcrum | Novalogic | Запустилась | Те же проблемы что и у F-16 Multirole Fighter, и всё из за неподдержки некоторых режимов смешивания. Проблема будет решена. |
Myth: The Fallen Lords | Bungie | Запустилась | Проблемы с курсором |
NBA Live'98 | EA Sports | Не пошла | NBAWIN.EXE вызвал ошибку в памяти из за проблем с линейным буфером кадров. Ошибка будет исправлена. |
Need For Speed IISE | Electronic Arts | Не пошла | Ошибка MLD3D.CPP (строка 1351) |
NHL Hockey'98 | Electronic Arts | Не пошла | Выкинуло на рабочий стол и Voodoo3 тоже не потянул. |
Nuclear Strike (только DX5) | Electronic Arts | Не пошла | Идёт только при наличии пятой версии DirectX5, на V3 тоже не запустился |
Pro Pilot 99 | Sierra | Не пошла | Не хочет идти в Glide режиме. Диагностика в процессе. |
Red Baron 3D (Red Baron 2) | Dynamix | Запустилась | Вполне играбельна, проблемы с текстурами, отсутствует текст из за неподдержимаемых режимов смешения. В будущем будет исправлено. |
Red Guard | Bethesda SoftWorks | Не пошла | Выбросила на рабочий стол. Возможно нужен будет патч. |
Skiing 99 | Dynamix | Запустилась | Некоторые проблемы с тенями, текстурами и прозрачностью из за проблем со смешиванием. |
Spec Ops | Ripcord Games | нет данных | Тестируется |
Starsiege: Tribes | Sierra | Запустилась | Проблемы с курсором, некоторые проблемы с текстурами и всё из за тех же проблем со смешением. |
SWIV 3D (с патчем) | Interplay | Запустилась | Некоторые проблемы с текстурами и тенями. Причина - смешение. |
Test Drive 4 | Accolade | Не запустилась | Assertion FailureProgram=3.exe; File=mld3d.cpp; Line=157; Expression; M_Pd3ddev3!=null. Вероятно будет нужен патч. |
TigerShark | GT Interactive | Запустилась | Проблемы с текстурами, смешение. |
Tripple Play'99 | EA Sports | Не пошла | Выкинула на рабочий стол. Вероятно нужен будет патч. |
Uprising | 3DO | Запустилась | Проблемы с текстурами и croma keying. |
Vigilance | SegaSoft | Запустилась | Проблемы с текстурами. Всё то же смешение. |
Теперь хотелось бы откомментировать таблицу - ну так как я не особый фанат большинства игр, в ней представленных, могу только посетовать на невозможность запуска NFS2SE. В остальном удивило отсутствие каких либо игр, идущих без проблем, хотя в описании и присутствует опция "прошла". Кроме того, большинство проблем похоже связаны с отсутствием некоторых возможностей смешения. Более точную информацию получить не удалось, но насколько помнится язык Glide имеет существенно больше всеразличных ключей и мелких возможностей нежели D3D или OpenGL, что в основном и затрудняет портирование. После выхода самого драйвера у пользователей стали возникать вопросы и Creative выпустила FAQ. Поскольку сам драйвер сначала находился в стадии тестирования и был предназначен в принципе только для жителей Канады и США (то есть той части пользователей, которые имеют телефонную техническую помощь), то для получения и тестирования драйвера надо было иметь номер карты и в принципе ещё и проживать "за бугром". Но как и в ситуации с первой частью Звёздных Войн, наш народ уже тогда подсуетился и драйвер давно можно было скачать где угодно. Теперь скачивание разрешено всей планете, но всё же пришлось несколько адаптировать FAQ для Российских читателей.
Вопрос: Сколько ещё драйвер будет "бетой"?
Ответ: Вероятно релиз выйдет к концу Июня. Но конечно же всё зависит от количества проблем.
В: Почему бы сразу не сделать драйвер, вместо этих заморочек с "бета" версиями?
О: Потому что Unified это новая технология требующая обкатки. Благодаря тестерам удастся отследить как она ведёт себя на различных комбинациях софта и оборудования.
В: Я не могу найти номерок карты для скачивания
О (оригинал): Обычно номер есть на наклейке, которая в свою очередь есть на карте. Там может быть 14 или 17 символов. Но к сожалению бывают ситуации когда номерок отдирают при продаже или в других ситуациях. Похоже что в такой ситуации мы ничем вам помочь не сможем.
В: Как мне отчитаться о глюках в драйвере?
О (россиянам): Никак, и даже забудьте об этой идее. Вы со своим "отличным" английским просто замучаете саппорт. Ну и кроме того программа beta тестирования рассчитана только на жителей Канады и США.
В: Будет ли драйвер работать на других картах?
O: Нет, пока не будет. Очевидно что на этот момент используются специальные возможности чипа TNT (и совместимых с ним Vanta, TNT2), а вот в финальной версии мы думаем будут поддерживаться большее количество наших карт.
В: Смогут ли карты на чипах от 3Dfx использовать Unified технологию?
О: Нет, из за того, что они много чего не могут перенос драйвера на эти карты смысла иметь не будет.
В: Дадите ли вы лицензию на драйвер сторонним фирмам?
О: Пока что у нас нет таких планов.
В: А если игрушка может идти и в D3D и в OpenGL и в Glide,
может быть лучше играть с Unified драйвером?
О: Нет, лучше выберите D3D или OpenGL, всё же это полноценные технологии, на которые игра была заточена заранее.
В: А что можно сказать о скорости?
О: Ну пожалуй где-то на уровне Direct3D.
В: А поддерживаются и Glide2x и Glide3x?
О: Нет, пока только Glide2x. Новые игрушки, написанные для 3x идти не будут.
В: Если у меня уже есть карточка от 3Dfx типа Voodoo2, мне надо сносить её Glide?
О (россиянам): Даже и не думай. И вообще пока особо не приспичит не играйся на этом Unified. Пока нет реальных игр, которые его используют, но вот проблем как раз наоборот много. В любой ситуации зайди в раздел Download
и скачай Glide switcher, который помогает иметь на одной машине несколько Glide карточек.
В: Надо ли сначала поставить Glide от 3Dfx, а потом поставить Unified поверх?
О: Нет, надо просто поставить Unified. Он поставляется как отдельный комплект и ему ничего больше не надо.
В: А смогу я с Unified поставить две карточки TNT2 Ultra и сделать из них SLI?
О: Нет, SLI никак не завязан на Glide, это аппаратная технология 3dfx.
В: А в каком разрешении я смогу играть?
О: В любом из тех, которые поддерживает TNT карта.
В: А как посмотреть какая версия Unified у меня стоит?
О: Зайдите в системную папку Windows и вызовите свойства файла Glide2x.dll, там написано.
Отдельно хочется коротко сказать о принципе работы и установке драйвера: он поставляется в exe файле, при запуске которого инициируется инсталляционный процесс, который копирует некоторые файлы с системную папку Windows. На самом деле основная часть драйвера - файл Glide2x.dll, который практически перехватывает обращения к нему и транслирует их в D3D. Файл назван так-же как и аналогичная библиотека Glide у 3dfx драйверов потому, что некоторые игры не опрашивают карту на предмет того, есть она или её нет, а просто смотрят, есть ли такой файл в системной папке. После установки больше ничего не требуется, нет никаких дополнительных менюшек, никаких настроек, в общем то вообще ничего нет. Понять что тут поставился какой-то драйвер вообще нельзя. Для использования же надо просто запустить нужную игру и выбрать в ней использование 3dfx Glide или что-то в этом роде... Если игра пошла, то отлично, это означает что вам повезло и возможно даже вы сможете без особых проблем поиграть. Если же нет, то не особенно огорчайтесь, в конце то концов никто особого чего-то не обещал.
Всегда свежий Unified со снятой защитой находится в разделе Файлы