Только шесть месяцев назад вышел революционный программируемый GPU GeForce3, но несмотря на его революционность, вряд ли стоило рекомендовать его для покупки. Первые карты стоили слишком дорого, а новые возможности не задействованы в современных играх. Если вы закупаетесь на несколько лет вперед и не планируете заниматься регулярной модернизацией, возможно GeForce3 была бы для вас хорошим выбором. Если вы уже купили GeForce3, то не придется ли вам рвать себе волосы после нынешнего маркетингового шага NVIDIA? Давайте проверим, является ли лозунг "производительность GeForce3 за полцены" реальностью.
Этой осенью мы получили "обновление" линейки GeForce3, которого с нетерпением ждали уже несколько месяцев. Обновленная линейка демонстрирует не только лучшую производительность, но и более приятные цены для карт класса GeForce3. А это, согласитесь, никогда не помешает.
NVIDIA никогда долго не думала над названиями своих продуктов, и новая линейка отличается добавлением слова "Titanium". 1 октября были анонсированы три карты:
GeForce3 Ti 500 - это старший брат GeForce2 Ultra, и точно так же он получен тщательной выборкой чипов, работает на большей тактовой частоте и оснащен более быстрой памятью. Если быть более точным, то ядро Ti 500 работает на 240 МГц и использует 64 Мб 250 МГц DDR SDRAM (эффективные 500 МГц). По сравнению с нормальной GeForce3, тактовая частота ядра Ti 500 на 20% больше и частота памяти - почти на 9% больше. Как вы понимаете, вряд ли такие характеристики приведут к полуторному приросту производительности по сравнению с GeForce3. Карта будет продаваться по цене $349,99-$399,99.
Следующая, и, вероятно, самая интересна карта в линейке - GeForce3 Ti 200. Этот чип дается NVIDIA меньшими силами, нежели предыдущий, так как он работает на меньшей тактовой частоте чем нормальная GeForce3. Меньшая частота означает, что при производстве чипа можно отобрать большее число подходящих образцов, что снижает стоимость. Ядро GeForce3 Ti 200 работает на 175 МГц, а частота памяти - 200 МГц DDR (эффективное значение - 400 МГц).
Причины, по которым NVIDIA может говорить об этой карте "дающая производительность GeForce3" заключаются в том, что в большинстве случаев производительность ограничивается пропускной способностью памяти, а не скоростью заполнения, то есть нам важнее частота работы памяти, а не частота работы ядра. Уменьшение пропускной способности памяти уменьшает общую производительность, поэтому вряд ли стоит ожидать от Ti 200 ту же скорость, что и от GeForce3. Однако она достаточно близка и "дышит ей в затылок". GeForce3 Ti 200 призвана конкурировать с ATi Radeon 7500, ее цена составляет $199.
Обе карты GeForce3 Ti поддерживают все функции GeForce3.
И последняя выпущенная карта - GeForce2 Ti 200. На карте частота GeForce2 увеличена до 250 МГц (что мы уже видели у Ultra), в то время как частота памяти сохраняется на уровне 200 МГц DDR (эффективные 400 МГц). Карта будет находиться в ценовом диапазоне GeForce2 Pro - $149-$179. Функциональность GeForce2 Ti 200 идентична GeForce2 Pro. Кстати, как можно заметить, GeForce2 Ti 200 медленнее GeForce2 Ultra.
Не стоит думать, что NVIDIA не принимает никакого участия в этой игре. Мы были удивлены, когда наша эталонная карта по умолчанию работала с частотами 240/258 МГц (ядро/память) вместо должных 240/250 МГц. Мы поинтересовались у NVIDIA причиной такого изменения, и нам ответили, что OEM-карты будут работать на 240/258 МГц, в то время как retail-версии - на 240/250 МГц. Итак, NVIDIA решила дать OEM рынку большую производительность. Насколько большую? На самом деле, 0-3%.
Почему же ATI и NVIDIA решили пойти на такое небольшое увеличение тактовой частоты (7% ATI и 3% NVIDIA)? Не забывайте, что обе компании играют в игры тактовых частот именно на OEM рынке, который дает наибольшую прибыль. Увеличение частоты - эта одна из функций, которая должна понравиться OEM. В то же время, в ситуациях, когда обе карты показывают примерно равную производительность, процент или два в сторону прироста могут изменить картину. Поэтому всегда смотрите на величину отрыва, а не просто на сам факт.
В случае GeForce3 Ti 500 мы протестировали карту на тех частотах, которые будут выставляться у обычной "коробочной" версии - 240 МГц ядро и 250 МГц память. Если вам интересна производительность 258 МГц карты, вы просто можете добавить 1-2% к результатам тестов.
Кстати, новые драйверы DetonatorXP призваны исправить некоторые "недостатки" GeForce3. Когда в марте 2001 года был анонсирован новый чип GeForce3, в некоторых документах значилась поддержка объемных текстур и теневых буферов, в других - не значилась. В конце концов, стало ясно, что GeForce3 не поддерживает эти функции. На самом деле, в чип была заложена такая функциональность, но проблема заключалась в драйверах. В момент выпуска DetonatorXP все изменилось. Теперь все карты на GeForce3 могут поддерживать объемные текстуры и теневые буферы. Поэтому заявленная NVIDIA увеличенная производительность новых карт связана с тем, что для сравнения "старой" GeForce3 использовались старые драйверы. Как заявила NVIDIA "Мы позиционируем теневые буферы и объемные текстуры как новые возможности, так как они поддерживаются новыми драйверами. Честно говоря, они прекрасно работают и на мартовской GeForce3 с драйверами Detonator XP, но мы не стали рекламировать новые возможности на старом продукте. Мы делаем на них упор в наших новых продуктах". Как говорится, "без комментариев".
Уже вышедший Radeon 7500, к сожалению, не так впечатляет. Как мы уже упоминали раньше, карта должна быть дешевле, если она желает конкурировать с GeForce2 Pro и теперь уже с GeForce3 Ti 200. Единственное отличие между августовским Radeon 7500 и тем, что поставляется сейчас, заключается в приросте 20 МГц к тактовой частоте ядра и несколько улучшенных драйверах. В обзоре мы не смогли получить финальные драйверы, которые поставляются с видеокартой, и использовали несколько более раннюю версию - 5.13.3249. Тем более что отличие между этой и финальной версией состоит в исправлении ошибок, а не в увеличении производительности.
В следующей таблице представлена сравнительная характеристика возможностей плат.
Компания | ||||||||||
Карта | Radeon | Radeon 7500 | Radeon 8500 | GeForce2 Pro | GeForce2 Ti 200 | GeForce2 Ultra | GeForce3 | GeForce3 Ti 200 | GeForce3 Ti 500 | Kyro II |
Число транзисторов | ||||||||||
Техпроцесс, мкм | ||||||||||
Число конвейеров рендеринга | ||||||||||
Количество текстурных блоков на конвейер | ||||||||||
Частота ядра (МГц) | ||||||||||
Частота памяти (МГц) | ||||||||||
Шина памяти | ||||||||||
Пропускная способность памяти (Гбайт/с) | ||||||||||
Особые технологии | SmoothVision |
HRAA |
Мы использовали несколько обновленную версию Detonator XP (21.85). Производительность по сравнению с оригинальными Detonator XP не изменилась, зато новые драйверы правильно опознали всю серию Titanium.
Процессор | Intel Pentium 4 2,0 ГГц |
Материнская плата | ABIT TH7-II RAID |
Память | 256 Мб PC800 Mushkin RDRAM |
Жесткий диск | IBM Deskstar 30 Гб 75GXP 7200 об/мин Ultra ATA/100 |
Видеокарты | ATI Radeon 7500 64 Мб DDR
ATI Radeon 64 Мб DDR NVIDIA GeForce3 Ti 500 64 Мб DDR
Hercules 3D Prophet 4500 64 Мб SDR |
Операционная система | Windows 2000 Professional Service Pack 2 |
Видеодрайверы | ATI Beta R200/RV200 Unified Drivers (5.13.3249 provided by ATI)
NVIDIA Detonator 4 v21.85 Hercules 3D Prophet 4500 8.162a Drivers |
Тестирование проводилось при разрешении 1024 х 768 х 32, а также при 1600 х 1200 х 32 с максимальной детализацией. Средний показатель fps измерялся с помощью fraps на заставке к игре, где семья с ребёнком путешествует к воде (вводный ролик был пропущен). Заметим, что последние версии fraps действительно измеряют средний показатель fps, а не приближенно оценивают его.
При разрешении 1024 х 768 х 32 GeForce3 Ti 500 на 10% быстрее, чем GeForce3. В свою очередь, GeForce3 на 9 % быстрее, чем GeForce3 Ti 200. Как и ожидалось, у GeForce2 Ti 200 и GeForce2 Pro почти одинаковые показатели, потому что они имеют одинаковую шину памяти. Обе эти карты на 10% быстрее, чем Radeon 7500.
В этом тестировании даже Kyro II без технологии T&L проявила себя лучше, чем обычная Radeon 64DDR.
При разрешении 1600 х 1200 наибольшее значение имеет ширина шины памяти, и эффективность её использования. Ti 500 по-прежнему на высоте, карта на 14% быстрее, чем GeForce3. Radeon 7500 приближается к лидеру, но она всё ещё медленнее, чем сравнимая по цене GeForce3 Ti 200.
Kyro II обогнал GeForce2 Pro, но, в основном, благодаря неэффективному использованию шины памяти в GeForce2.
Если вы - поклонник Quake III Arena, то вы, должно быть, уже светитесь от счастья. Могли ли вы представить себе скорость 223 fps при разрешении 1024 х 768 х 32, когда игра только вышла? Тогда было счастьем достичь отметки в 40 fps.
Расклад сил в Quake III Arena не изменился. С преимущество в 9% над GeForce3 по-прежнему лидирует над GeForce3 Ti 500. 10% отставание GeForce2 Ti 200 от GeForce3 объясняется более низкой частотой памяти.
GeForce2 Ti 200 и GeForce2 Pro, похоже, опять идут вровень, обгоняя Radeon 7500 на 6-9%.
Если бы Radeon 7500 вышла раньше, среди поклонников ATI она считалась бы достойным приобретением, если учесть её показатели в этом тестировании. Однако с GeForce3 Ti 200, которая будет продаваться по сходной цене, этой карте будет трудновато конкурировать.
При увеличении разрешения результаты вполне предсказуемы. Действительно впечатляет то, что и GeForce3 Ti 500, и GeForce3 показывают скорость более 100 fps при полной детализации в разрешении 1600 x 1200 x 32.
В настройках мы включили режим "High Quality", фильтрация текстур была изменена с билинейной на трилинейную. Чтобы самому запустить тест, сделайте следующее:
Как вы видите, первая демо сильно загружает систему. Все конкуренты, кроме Radeon 64DDR и Kyro II идут с отставанием примерно в 10% друг от друга. Похоже, чтобы нормально играть в Wolfenstein, вам будет необходимо нечто большее, чем просто быстрая видеокарта.
При разрешении 1600 х 1200 решающее значение имеет величина шины памяти, поэтому три карты на базе GeForce3 выходят вперёд. Radeon 7500 немного потеснила GeForce2 Ti 200 с четвёртой позиции. Их показатели опять приблизительно одинаковы.
В этой демо к картам не предъявляется таких жёстких требований, однако они всё ещё не могут достигнуть показателей fps как в Quake III. Конечно, это ещё не финальный выпуск игры, а лишь тестовая версия, так что мы, возможно, еще увидим некоторые улучшения в скорости, но вряд ли они будут сильно менять картину.
И здесь мы видим довольно хорошие результаты первых трёх-четырёх карт. Единственным вопрос заключается в том, как сильно будет падать fps в реальной игре. Чуть раньше вы уже видели не столь приятные результаты, примерно в два раза меньшие.
Распределение сил в Max Payne не сильно отличается от увиденного ранее. Разница в производительности карт сократилась, так как Max Payne требовательнее к производительности процессора/платформы, даже при разрешении 1024 х 768. Вот почему Ti 500 всего на 7% быстрее GeForce3, а та, в свою очередь, опережает GeForce3 Ti 200 всего на 6%.
GeForce2 Ti 200, GeForce2 Pro и Radeon 500 всё так же идут группой, замыкают таблицу всё те же Radeon 64DDR и STMicro Kyro II.
Всё то же самое, лишь разница в производительности становится заметней из-за неодинаковых скоростей шин памяти. Теперь GeForce3 Ti 500 лидирует с преимуществом в 16% против 7% при разрешении 1024 х 768.
К сожалению, у драйверов версии 5.13.3249, похоже, появляются проблемы в UT. Это и обусловило слишком заниженные показатели производительности.
При разрешении 1024 х 768 х 32 разница показателей в группе лидеров невелика.
Лишь при увеличении разрешения до 1600 х 1200 становится заметна разница между показателями производительности разных карт. Эти результаты во многом зависят от пропускной способности памяти этих карт. Видно, что Radeon 7500 справилась значительно лучше своего предшественника, хотя у обоих из них существуют проблемы с драйвером в этом тесте.
Картина и здесь не изменилась. Теперь у вас уже должно сформироваться представление о возможностях тестируемых карт.
Одно из замечательных достоинств Serious Sam - наличие встроенного синтетического теста, который использует собственный алгоритм для подсчёта реального значения скорости заполнения. Приведённые ниже значения - это реальная скорость заполнения при мультитекстурировании с использованием движка Serious Sam и глубиной прорисовки 32 бита.
Вот где осознаешь, как мало значат теоретические значения скорости заполнения. NVIDIA утверждает, что GeForce3 Ti 500 способна прорисовать 3,8 миллиарда пикселей в секунду при использовании сглаживания. Наше тестирование показало реальную цифру - 600 миллионов пикселей в секунду. При использовании сглаживания это цифра уменьшится, по крайней мере, вдвое.
Здесь же видно, почему Radeon 7500 не способна конкурировать с GeForce3 Ti 200 ни в одном из тестов несмотря на применение HyperZ для увеличения эффективной пропускной способности шины памяти. Radeon 7500 может предложить лишь 3/4-ых реальной скорости заполнения по сравнению с GeForce3 Ti 200.
при мульти- текстурировании (МТексель/с) |
|||||||
ATI Radeon 7500 | |||||||
ATI Radeon 64DDR | |||||||
NVIDIA GeForce3 Ti 500 | |||||||
NVIDIA GeForce3 Ti 200 | |||||||
NVIDIA GeForce3 | |||||||
NVIDIA GeForce2 Ti 200 | |||||||
NVIDIA GeForce2 Pro | |||||||
STMicro Kyro II |
Принимать эти числа или не принимать - дело ваше, но вы только что сами видели реальную производительность данных видеокарт.
Карты на Radeon 7500/8500 не принимали участие, так как на Tom`s Hardware до сих пор еще не поступила их финальная версия. Kyro II на Tom`s Hardware также не тестировался, впрочем, здесь мы можем посмотреть сравнительные характеристики GeForce2 Ultra.
При использовании полноэкранного сглаживания:
Для карт на GeForce2 указывалось полноэкранное сглаживание 2X.
Для карт на GeForce3 указывалось полноэкранное сглаживание Quincunx.
Операционная система - Windows Me, в отличие от Windows 2000 на Anandtech.
Процессор | Intel Pentium 4 2,0 ГГц |
Материнская плата | Asus P4T, BIOS 1005 |
Память | 256 Mб Infineon PC800 RDRAM |
Жесткий диск | IBM DTLA-307030, ATA100, 7200 об/мин |
Видеокарты | NVIDIA GeForce3 Ti 500 64 Мб DDR
NVIDIA GeForce3 64 Мб DDR NVIDIA GeForce3 Ti 200 64 Мб DDR NVIDIA GeForce2 Ti 200 64 Мб DDR NVIDIA GeForce2 Pro 64 Мб DDR NVIDIA GeForce2 Ultra 64 Мб DDR |
Операционная система | Windows Me |
Видеодрайверы | NVIDIA Detonator 4 v21.85 |
Явно видно, что GeForce3 Ti500 - самая быстрая видеокарта, одновременно "старые" GeForce3 и GeForce2 Ultra превосходят своих "новых" Titanium-братьев.
Та же самая ситуация повторяется и при включении полноэкранного сглаживания (GF3 - quincunx/GF2 - 2x). GeForce2 Ti с трудом удается превзойти старую добрую GeForce2 Pro.
Если посмотреть на скорость заполнения, то лучше всех GeForce3 Ti500, впрочем "старый" GeForce3 превосходит GeForce3 Ti200. Вряд ли GeForce2 Ti лучше "старого" GeForce2 Pro. GeForce2 Ultra, без сомнения, обходит обоих.
Эти теоретические тесты показывают, что повышение частоты ядра без увеличения частоты памяти по крайней мере хорошо сказывается при большом числе полигонов. Что удивительно, GeForce2 здесь превосходит GeForce3.
Конечно же, играть на GeForce3 Ti 500 в 1280x1024 и 1600x1200 намного приятнее, чем на GeForce3. Однако текущим владельцам GeForce3 вряд ли стоит задумываться о модернизации, разве что если для вас принципиален вопрос наличия самого быстрого на сегодняшний момент ускорителя.
Кстати, GeForce3 становится весьма привлекательной покупкой, так как теоретически выход GeForce3 Ti 500 должен опустить цены вниз. Впрочем, что еще более вероятно, как только складские запасы изготовителей видеокарт исчерпаются, NVIDIA повысит цену на обычную GeForce3, чтобы заставить производителей предлагать решения только на базе чипов Titanium. Произойдет то же самое, что и с Ultra после выпуска GeForce2 Pro.
GeForce3 Ti 200 может оспорить звание "лучшая покупка", и понятно, что эта карта явно превосходит Radeon 7500 (помните, что цены на них одинаковые). В 1024x768x32 в большинстве игр вы получите производительность, очень близкую к оригинальной GeForce3. Без сомнения, мы рекомендуем покупать GeForce3 Ti 200 если только вы не найдете более дешевую GeForce3.
В то время как GeForce2 Ti 200 должна произвести революцию на массовом рынке "добавочных" видеокарт, она не превзойдет в этом плане GeForce2 Pro. Если вы внимательно посмотрите в прайс-листы, то обнаружите, что OEM GeForce2 Pro карты продаются за $149 (и дешевле), по той же цене будет предлагаться GeForce2 Ti 200. Будем надеяться, что появление новой карты еще больше опустит цены на GeForce2 Pro, что увеличит их привлекательность. Кстати, грубо говоря, обе карты предлагают равную производительность. Да и по цене $180 и даже меньше сейчас можно приобрести более производительную GeForce2 Ultra.
И как уже было упомянуто, на Radeon 7500 нужно либо заметно понизить цены, либо заметно увеличить производительность. Хотя он легко обходит GeForce2 Ti 200, по цене он равняется GeForce3 Ti 200, а эта карта явно превосходит Radeon 7500, не забывайте и о полной поддержке DirectX 8 в GeForce3.
Впрочем, идеальным будет отложить решение о покупке до выпуска Radeon 8500. Хотя нам не очень понравились результаты Radeon 7500, у Radeon 8500 явно есть потенциал в виде лучше пропускной способности памяти чем GeForce3 Ti 500. Мы увидим следующее решение от NVIDIA только через шесть месяцев, так что у ATI есть шанс.
Единственная вещь, которая может отбросить ATI обратно - их "ахиллесова пята", драйверы...