Оригинал материала: https://3dnews.kz/173296

nVidia GeForce2 MX Guide

Оригинал: http://www.sharkyextreme.com/
Перевод: Арсеньев Николай

Не все готовы платить $300 за новую мощную графическую карту, что бы получить высочайшую производительность. В конце концов, пройдет полгода, и появиться еще более мощное решение на рынке. Но если вы все же хотите получить высокую производительность и потрать на это не более $179, то вам стоит посмотреть на GeForce2 MX от NVIDIA, который ранее имел кодовое имя NV11. Данный чип должен предоставить вам производительность сравнимую с GeForce256 SDR, но за цен всего лишь $119-179, в зависимости от комплектации (коих будет много) и кроме этого вы еще получите много новшеств, которые поддерживает только семейство GeForce2.

Архитектура рендеринга

Обзор архитектуры будет идти по пути сравнения GeForce2 MX и GeForce2 GTS.
Оба чипа производятся по 0.18 мк тех. процессу, но ядро MX установлено на скорость 175МГц, а у GTS не меньше чем на 200МГц. Оба чипа имеют T&L второго поколения, но T&L часть чипа у MX имеет скорость обработки 20млн. полигонов/сек, а у GTS этот показатель на 5 млн. выше. Такая разница имеет простые корни - разная скорость работы ядра.

Если приложение изначально поддерживают аппаратный T&L, то вся работа по расчету T&L ложится на графическую систему, а у процессора освобождаются ресурсы для выполнения других функций. Нынешний T&L от NVIDIA реально имеет более высокую производительность, нежели предыдущий процессор, так что с помощью аппаратного T&L можно будет строить более сложные и комплексные сцены. Ниже, вы можете посмотреть шоты сложной сцены, в которой используется аппаратный T&L. На одном шоте вы видите сцену с текстурами, на другой, так называемый "проволочный" режим (без текстур).


сцена с текстурами


"проволочный" режим

MX имеет 2 пиксельных конвейера и два текстурных блока на каждом конвейере, таким образом, он может обрабатывать 2 пикселя за такт и накладывать 4 текстуры за такт. Обработка двух пикселей за такт при скорости работы 175МГц, дает пиковую производительность 350 Мегапикселей в секунду. А это в свою очередь означает, что он имеет производительность наложения текстур 700 Мегатекселей в секунду. Если сравнивать с GTS, который имеет 4 конвейера рендеринга, каждый из которых способен обрабатывать 1 пиксель с наложением 2 текстур за такт при скорости ядра 200МГц дает теоретическую скорость заполнения 800 Мегапикселей и 1600 Мегатекселей. Заодно стоит напомнить, что у GeForce 256 эти показатели равны 480 Мегапикселей и столько же Мегатекселей. Рассматривая эти теоретические показатели, можно сказать, что производительность MX ближе к 256 и далеко позади от GTS.

Архитектура памяти

MX имеет SDR память, работающую на частоте 166МГц и 128-битный интерфейс. Та карта, которая нам досталась от NVIDIA несла на борту обычную SDR SDRAM, но компания уверила нас, что те карты, которые мы с вами увидим в розничной продаже будут иметь уже SDR SGRAM. Так же MX может иметь и другие конфигурации, использовать 64-битный интерфейс, который может использоваться для работы с SDR или DDR памятью, хотя такие конфигурации NVIDIA пока не собирается реализовывать. Так как сейчас SDR память намного дешевле, чем DDR память, хотя цены на SDR память постоянно растут, а на DDR постепенно снижаются. Для сравнения, GTS несет на борту 166МГц DDR SDRAM или DDR SGRAM с 128-битным интерфейсом. Это дает GTS вдвое большую максимальную ширину канала памяти в сравнении с MX. А столь высокая пропускная способность особенно полезна при работе в высоких разрешениях, где производительность главным образом ограничивается пропускной способность. Так же это благоприятно действует и на скорость работы FSAA режимов. Меньшая пропускная способность памяти и меньшее количество конвейеров рендеринга ограничивает производительность MX в высоких разрешениях, что и было целью nVidia. Компания желает предоставить рынку эффективное и недорогое решение, но при этом, которое не стало бы конкурировать с их флагманским GTS.

3D фичи

MX имеет идентичные 3D возможности, что и GTS. В каждый конвейер заложена технология NVIDIA Shading Rasterizer (NSR), который позволяет работать с пиксельными шейдерами в Direct3D 8, обрабатывая их в реальном времени. NSR способна обрабатывать до 7 пикселей за один проход. MX так же поддерживает 32-битные 3D текстуры с разрешением до 2048х2048, компрессию текстур, FSAA, кубическое наложение карт среды, vertex blending, то есть все, как и у GTS.


Cube Environment Mapping


NSR включено


NSR выключено

Display архитектура

MX имеет 2 дисплейных конвейера (display pipelines). Так же как и карты с технологией DualHead от Matrox, MX может выводить изображения сразу на два монитора. Каждый из двух видео выходов на MX можно настроить на VGA, TV и цифровой выход. Это позволяет гибко конфигурировать выходные сигналы, выбирая необходимые. Но подавляющее большинство карт на базе MX будут иметь один, обычный VGA выход. Более дорогие карты будут иметь TV выход, а большинство бизнес ориентированных карт будут комплектоваться цифровым выходом. Один из дисплейных конвейеров будет иметь интегрированный TMDS трансмиттер для цифрового выхода. Другие смогут воспользоваться внешним TMDS трансмиттером, который может быть использоваться для подключения второго цифрового дисплея.
Для использования в бизнесе, возможность вывода изображения на два монитора, является неоспоримым преимуществом. Эта возможность делает работу с бизнес и графическими приложения гораздо комфортней и эффективней. Технология DualHead была всегда сильной стороной G4xx серии, но теперь и в этой области у Matrox появился конкурент. Но вот только G400 имеет возможность работы с цифровыми дисплеями при наличии дополнительной карты DVI. Но с MX дело все таки обстоит проще. Хотя у Matrox есть свое решение для цифровых дисплеев - монстр G2+/QuadP, который построена на шине PCI, объединяет в себе 4 чипа G200 и может работать с четырьмя мониторами(!), но стоит такое решение около $699.
А вот GTS имеет только один 1 дисплейный конвейер, который включает TMDS и TV выход.

Энергопотребление

GeForce2 MX потребляет всего лишь около 4ватт, а уж если сравнивать с энергоемкими GeForce256 и Voodoo5 6000 с его внешним источником питания(!), 4 ватта оказываются приятным сюрпризом. Столь малое потребление имеет свои плюсы.
При потреблении 4-х ватт чип мало греется и ему не нужен внешний куллер или пассивный радиатор (если вы, конечно, не разгоняете его), что в свою очередь снижает цену. Но, кроме того, это дает возможность для хорошего разгона платы. Если плата может работать на скорости 175МГц, без какого либо дополнительного охлаждения, то представьте, как же вы можете разогнать ее при использовании большого пассивного радиатора и мощного куллера. Второе преимущество, это меньшее суммарное потребление энергии, что позволяет использовать менее мощные источники питания, а, следовательно, и более дешевые. Все это играет на руку NVIDIA, которая рвется на рынок OEM поставок для недорогих систем и систем бизнес класса.

Рынок мобильных систем

Когда мы говорим о малом потреблении, мысли сразу же идут в сторону мобильных систем. В роадмэпах NVIDIA можно было видеть, что NV11 планировался компанией для выхода на рынок мобильных устройств. Но 4 ватта это все таки много для мобильных систем и даже большая производительность не может спасти чип на этом рынке - ATI Rage Mobility 128 при работе с 3D потребляет всего 2.1 ватт и для того, что бы решение на базе MX было конкурентоспособным, необходимо уменьшить потребление чипа до 2 ватт. В любом случае, по словам NVIDIA, чип MX в большей степени проектировался как решение для рынка недорогих систем, нежели для мобильного.

Тестирование

Конфигурация систем, участвующих в тестировании:
  • Системная плата - Intel Vancouver i820;
  • Память - 128Мб RDRAM @ PC800 с ECC;
  • HDD - IBM DPTA-372730 (27.3Гб);
  • Звук - Creative SB Live (A06);
  • DVD привод - Hitachi GD-5000 8xDVD-ROM;
  • Сетевая карта - 3C905C NIC Ethernet Card;
  • Операционная система - Windows 98 Second Edition;
  • Дополнительно - DirectX 7.0a.
Графические платы, используемы в тестировании:
  • NVIDIA NV11 GeForce2 MX с драйверами версии 5.30;
  • NVIDIA GeForce2 GTS (с референтным дизайном) с драйверами 5.16, 5.22 и 5.30;
  • NVIDIA GeForce 256 DDR (с референтным дизайном) с драйверами 5.16 и 5.30;
  • NVIDIA GeForce 256 SDR (с референтным дизайном) с драйверами 5.30;
  • ST Microelectronics KYRO;
  • 3dfx Voodoo5 5500 AGP retail board, использовались retail драйвера и БИОС версии 1.06.

Результаты тестирования

Quake 3 Arena - Normal Quake 3 Arena является основным тестом, и начнем мы с уровня детализации "Normal". Этот режим хоть и не полностью загружает графическую систему, особенно на низких разрешениях, но все же является интересным показателем, когда вам нужна и достаточно высокий уровень детализации и хорошая скорость. Кроме того, V-Sync был отключен, а звук мы оставили, так как это делает результаты тестов более приближенными к реальности.

MX показывает себя хорошо, обгоняя и GeForce256 SDR и Kyro, во всех разрешениях, но вот Voodoo5 5500 стал отрываться от MX, начиная с разрешения 1024х768 и выше.

Quake 3 Arena - High Quality Это уже совсем другое дело, при таких настройках нагрузка на графическую систему будет приближаться к максимальной, особенно на высоких разрешениях. Как и раньше V-Sync был отключен, звук включен.

Вот здесь ситуации сильно меняется и MX уже во всех разрешениях уступает GeForce256 SDR, да и Kyro был не так далеко во всех разрешениях, а Voodoo5 5500 начал обходить MX уже с разрешения 800х600.

Quake 3 Arena - MAX Quality Вся разница между HQ и MAX Quality заключается в том, что детализация геометрии и качество текстур были выставлены на максимальное качество.

Ситуация повторяется, MX вновь проигрывает GeForce256, но теперь еще больше, а Kyro еще ближе.

Quake 3 Arena - Quaver Ну, если вам и Max Quality было мало, тогда мы выставим тест с демкой Quaver, которая была специально создана, что бы выжать последние соки из вашего ускорителя. Здесь использовались разрешения 1024х768 и 1280х1024 при 32 битах. (картинка)

Результаты MX были самыми худшими, она заняла последнее место, уступив всем, (даже Kyro, хотя она имела 64Мб SDRAM памяти, что однозначно помогло достичь ей такие результаты). В тесте Quaver абсолютными лидерами являются GTS и Voodoo5 5500.

HDVP

Как и GTS, МХ имеет в наличии High Definition Video Processor - аппаратное ускорение MPEG-2 как для проигрывания DVD, так и для просмотра HDTV программ. Для просмотра HDTV вам будет необходим HDTV тюнер. Но парадокс в том, что на рынке до сих пор не существуют HDTV тюнеры, так что эта функция не будет востребованной в данный момент.

2D и Digital Vibrance Control

MX имеет 350МГц RAMDAC, но, тем не менее, G400 и Voodoo3 имеют лучшее качество изображения, а высоких разрешениях, но не намного. А для улучшения качество 2D, NVIDIA решила внести новую систему настройки изображения - Digital Vibrance Control (DVC).


DVC off and on

DVC это технология, которая позволяет менять уровень яркости изображения. Данная опция присутствует в опциях драйверов, так что она будет доступна на любых платформах, так как DVC реализована аппаратно. Хотя DVC и не столь однозначна, так как повышение яркости не во всех случаях может повысить качество изображения, к тому же все мониторы имеют данную возможность, так что особой необходимости в этой опции нет, только если у монитора недостаточная яркость.

Совместимость с Apple

Хорошей особенностью MX, которой будут рады 10% пользователей компьютерного рынка - это пользователи Mac-совместимых систем, так как в MX была заложена поддержка Mac систем, хотя до сих пор NVIDIA не объявляла об этом и не выпускала соответствующих драйверов. А произойдет это или нет, уже зависит от поддержки Apple. NVIDIA просто не хочет оказаться в такой же ситуации, как и 3dfx, которая предоставляет Mac-совместимую продукцию, но Apple просто на просто не поддерживает эти начинания 3dfx в своей OEM политике.
А будет ли такая поддержка от Apple и вовсе не обязательно проявится.

Прощай TNT2

MX стала тем самым решением, которое в конец выместило TNT2-серию. А GeForce256 будет присутствовать на рынке еще некоторое время, так как GTS займет рынок дорогих графических плат, а MX соответственно дешевую нишу, а для 256-серии не останется места на рынке.

Цена

Как мы уже заметили ранее, платы на базе MX будут стоить от $119 до $179. Самые дешевые карты будут поставляться только с одним VGA выходом. А самые дорогие будут включать в свою конфигурацию VGA, TV и цифровые выходы и возможно даже с TV входом (обычно такие карты делает Asus). Как видим вариантов карт на базе MX будет большое множество, и цена карты будет зависить от того, что вы хотите от нее получить. Если вы хотите работать с двумя мониторами, то MX представляется неплохой альтернативой G4xx-серии от Matrox. Если вы хотите просто работать с одним монитором, работать, играть, то MX так же будет хорошим выбором и для геймеров, которые не хотят тратить сотни зеленых на эти цели. Ведь OpenGL и Direct3D хорошо отшлифованы NVIDIA, хотя мы и не проводили тесты в Direct3D, так как результаты были несколько сомнительными, но едва ли там будут проблемы.

Заключение

И так, хотя MX и проигрывала GeForce256 SDR, новые возможности, T&L второго поколения, технология DVC, поддержка двух мониторов, поддержка шейдеров в DirectX 8 и цена делают его хорошим и экономичным выбором. Однако для финальных результатов следует провести тесты в Direct3D.

Плюсы:

  • TwinView (аналог DualHead первого поколения);
  • Невысокая цена;
  • Хорошая OpenGL производительность;
  • Низкое потребление энергии.
Минусы:
  • Не столь быстра в OpenGL как GeForce256 SDR;
  • С DDR результаты были бы куда лучше (такие варианты могут появиться).




Оригинал материала: https://3dnews.kz/173296