Оригинал материала: https://3dnews.kz/173332

Первый взгляд на SiS Xabre 600

Стр.1 - Введение


Автор: Дмитрий Зиновьев

Цена важнее FPS

Обозревая 3D акселераторы, постепенно привыкаешь к тому, что сквозь твои руки проходят самые быстрые решения, новейшие графические чипы и предпродажные образцы акселераторов, появление которых на рынке ожидается, в лучшем случае, через несколько недель после того, как карта поселяется в тестовом стенде. К хорошему привыкаешь быстро, и спуститься с небес на грешную землю, пересев обратно с GeForce 4 Ti4600 или Radeon 9700 Pro на GeForce 2 MX бывает очень сложно. Прессу не зря обвиняют в том, что она уделяет слишком много внимания новинкам, подчас забывая о том, чем живёт средний обыватель. Рассказывать о Pentium 4 3.06 ГГц можно сколько угодно, да и железо тестировать приятнее с гигабайтом памяти, но нужно отдавать себе отчёт, что энтузиастов и толстосумов не так много, а массы всё ещё сидят на догигагерцовых процессорах и мучаются, пытаясь выжать десяток FPS из демки Doom III. Какие уж там цветные корпуса с неоновой подсветкой за 200 долларов штучка? Наскрести бы денег на обед в столовой...

Производители могут сколько угодно рассказывать о том, как красиво будет летать игра в 2003 году на NV30, или бахвалится сотнями FPS сегодня у Radeon 9700 Pro. В магазинах же, лучше всего продавались и будут продаваться именно бюджетные решения - всё те же GeForce 4 MX и конкурирующие с ним платы. Откусить кусок бюджетного рынка пожирнее - мечта любого производителя, и действительно серьёзная игра разворачивается отнюдь не вокруг продуктов стоимостью в пол тысячи долларов, а именно там, где цена вопроса не превышает двух сотен.


Чип Xabre 600

25-го ноября случилось сразу два знаменательных события. Прежде всего, nVidia продемонстрировала в Москве живой образец NV30, открутив на нём чуть менее десятка невероятно красивых демонстрашек. Во-вторых, закончился период информационного эмбарго на SiS Xabre 600. Этот новый бюджетный чип заменит Xabre 400, о котором немало написано на страницах 3DNews. Перед тем, как читать наш обзор шестисотого Xabre, рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

Тестирование видеокарт Xabre 400
Xabre400 Reference
Elitegroup ECS AG400
Gigabyte SP64D-H
Vinix VX-3340
PowerColor EvilXabre400

Представляем Xabre 600

Чем же отличается новинка от прежнего лидера в линейке SiS? Прежде всего, более высокой частотой ядра и памяти. Первая достигла 300, а вторая 600 мегагерц. Кроме того, Xabre 600 - первый реальный чип, производящийся по 0.13 микронному технологическому процессу. nVidia будет выпускать GeForce FX с использованием этого же процесса, но в отличие от Xabre 600, чип лидера графической индустрии стоит ожидать в продаже лишь в январе, а то и в феврале. Платы же на Xabre начнут появляться в магазинах уже к концу этого, максимум началу следующего месяца. А за Xabre 600 придёт Xabre II, и случится это уже в феврале.


SiS Xabre roadmap

Но, давайте не будем забегать в будущее. Да и процесс производства - не главное. Выделим ключевые особенности Xabre 600 в сравнении с чипами-конкурентами:

SiS Xabre 600 SiS Xabre 400 nVidia GeForce 4 MX440-8x ATi Radeon 9000 Pro
Технологический процесс 0.13 мкм 0.15 мкм 0.15 мкм 0.15 мкм
Количество транзисторов
Частота чипа 300 МГц 300 МГц
Частота памяти 600 МГц 500 МГц 550 МГц 550 МГц
Тип и количество памяти DDR 3.3ns
128 Мб
DDR 4ns,
128 Мб
DDR
128 Мб
DDR
128 Mb
RAMDAC 2x300 МГц 400 МГц + внешний 125 МГц 2x350 МГц 2x400 МГц
Вывод на два монитора есть есть
Поддерживаемая версия AGP 8x (3.0) 8x (3.0) 4x (2.0) 8x (3.0)
Поддержка T&L есть есть есть (Superscalar) есть
Вершинные шейдеры Vertexelizer Engine есть, v1.1 программные 2 блока, v1.1
Пиксельные шейдеры v1.3 нет v1.4
Дополнительно Поддержка стерео Ускорение MPEG2 Ускорение MPEG2

Теперь, поговорим немного об архитектуре чипа. Блок-схема ниже наглядно демонстрирует, как устроена карта:


Архитектура Xabre 600

Точно также, как и у в случае с Xabre 400, в паре с новым чипом работает SiS301, обеспечивающий выход на телевизор или второй монитор. Подробнее об этом чипе мы расскажем ниже.

Также, стоит выделить ключевые технологии, используемые в Xabre 600. Прежде всего, это движок Vertexlizer Engine, система оптимизации полосы пропускания XmartAGP, контроль вывода изображения XmartVision, технология контроля частоты чипа XmartDrive и оптимизированный драйвер Xminator II. Последний отличается от Xminator II поддержкой перечисленных выше технологий.

Визуально и на уровне меню драйвер ничем не отличается от того, что поставляется в комплекте с Xabre 400, и останавливаться на нём подробнее мы не будем. Итак, начнём рассказ о GPU Xabre 600 с Vertexlizer.


Традиционная архитектура вершинных шейдеров


Архитектура вершинных шейлеров Xabre 600

Найти отличия в этих двух блок-схемах, поставлявшихся в пресс-ките SiS практически невозможно. Если судить только по рисункам, то в случае с Xabre 600 единственное отличие заключается в названии. На самом же деле, Vertexlizer Engine, это система, динамически распределяющая нагрузку при работе с вершинными шейдерами между графическим и центральным процессорами. Это позволяет SiS утверждать, что с ростом частоты процессора, эффективность работы вершинных шейдеров Xabre 600 растёт, и при частоте около 2.8 ГГц приближается к эффективности nVidia GeForce 4 Ti4200:

Конечно, можно начать рассуждать о том, а подходит ли идеологически процессор Pentium 4 2.8 ГГц для такой бюджетной карты или нет. Но, дело не в этом. SiS рассудила вполне логично, что на бюджетной системе, вместо реализации медленных вершинных шейдеров, стоит попытаться часть нагрузки переложить на центральный процессор.

Далее на повестке технология Xmart, состоящая из трёх компонент. Первая - XmartAGP, это система, автоматически определяющая тип AGP в системе, и исходя из полученных данных, определяющая наиболее эффективный режим работы карты. Вторая составляющая - система XmartVision, определяющая, чем именно в данный момент занимается ускоритель. В случае, если он занят выводом 2D графики в приложениях, не требующих работы с 3D, система сделает изображение более мягким и приятным для глаз, что позволит снизить нагрузку на глаза. Если же вы запустите 3D приложение, то драйвер повысит контрастность и яркость, сделает изображение более чётким и насыщенным. По сути, напоминает работу 3Deep и аналогичных утилит. Осталось на практике проверить, насколько эта технология влияет на изображение.

Последняя Xmart-технология, это XmartDrive. В моменты, когда системе не нужна максимальная производительность, чип переходит в щадящий режим работы и снижает частоту, что позволяет ему меньше нагреваться самому, и как следствие, меньше нагревать систему. Также, это должно увеличивать стабильность работы как акселератора, так и компьютера в целом.

Стр.2 - Референс Xabre 600

Референс SiS Xabre 600

Первой, в наши руки попала референсная плата от SiS на тестолите чёрного цвета, с классическим радиатором под золото, аналоговым и DVI выходом для подключения мониторов, а также S-Video выходом на TV. Нельзя сказать, что черный цвет PCB выглядит оригинально, но смотрится с золотым радиатором отлично. При подключении устройств, приоритетным каналом считается D-Sub 15, то есть при подключении двух мониторов первым будет считаться именно монитор подключенный к D-Sub. Микросхема BIOS не впаяна и может быть заменена. Подобное решение в последнее время является редкостью. На лицевой стороне находятся несколько разъемов и перемычек для выставления стандарта TV-Out и использования прерывания.

Таких функций мы давно не встречали на современных видеокартах, местами создаётся ощущение, что в руках выходец из прошлого века. Рядом с TV-Out явно заметны места для впайки дополнительных элементов, что можно считать намеком на возможность установки чипа не только для вывода видео но и для ввода. Также, на плате есть разводка под feature-коннектор, но физически он не реализован. Минус в случае с перемычками заключается еще и в том, что на плате отсутствуют какие-либо нормальные обозначения, и на практике невозможно разобраться, где какая перемычка должна быть.

Память

64 мегабайта памяти на плате набраны четырьмя чипами Hynix с временем выборки 2.8 нс. Откровенно говоря, для частоты в 600 МГц использовать такую быструю память необходимости нет. Да и разгоняется Xabre 600 не слишком хорошо, поэтому, не совсем понятно стремление SiS применить такую память. Вероятнее всего, причина кроется в необходимости обеспечить прохладный режим работы. Стоит отметить, что место для еще 4 чипов с обратной стороны PCB отсутствует, что фактически означает предел в 64 мегабайта для этого дизайна платы.

Система охлаждения

Относительно системы охлаждения у нас две новости. Первая - традиционно хорошая. На карте установлен кулер с контролем частоты вращения, а значит, в теории карта может быть фактически бесшумной во время работы офисных приложений, когда нагрузка на GPU минимальна. Проверить на практике скорость вращения невозможно, так как в драйвер контроль кулера и его диагностика не выведены. Судя по всему, заявленная технология XmartDrive работает автоматически.

Вторая новость заключается в том, что без очумелых ручек обойтись не удастся. Между чипом и куллером полнустью отсутствует даже намек на теплопроводящий материал или термопасту. Налицо ненужная экономия. Впрочем, радиатор довольно плотно прижат к чипу и неплохо отполирован, но мы считаем, что без термопасты даже этого будет недостаточно. Уровень шума во время работы нельзя назвать сильным, а по сравнению с топовыми продуктами ATi/nVidia, или тем же OTES, его вообще не слышно.

Выход на телевизор и DVI

Выход на телевизор со времён Xabre 400 практически не эволюционировал. Это по прежнему внешний чип SiS301. Отсюда основные ограничения - поддерживаемые разрешения ограничены 1024x768, при этом, есть возможность использовать телевизор как отдельный монитор совместно с основным. То есть, на мониторе можно оставить разрешение 1280х1024, а на телевизор вывести 800x600 и потом просто перетаскивать окна программ в телевизор.

Серьёзным минусом выхода на телевизор, который нам удалось обнаружить, оказалась невозможность менять TV стандарт налету. Идея вернуться к перемычкам выглядит немного странной в наше время.

В случае с DVI разъемом всё обыденно. Можно подключить как ЖК панель по DVI, так и обычный ЭЛТ/ЖК монитор с аналоговым входом через переходник. Карта вполне подойдет пользователям двухмониторных систем, несмотря на то, что использует для вывода на второй монитор относительно слабый RAMDAC на 175 МГц, интегрированный в чипе-компаньоне SiS301.

Особо хотелось бы выделить отличное качество 2D на основном мониторе. Для этой ценовой ниши, оно просто отменное, но только при использовании фирменного драйвера. VESA режимы под XP выглядят ужасающе, работают в чрезстрочном режиме и режут глаза.

3D производительность

В 3D приложениях карта производит впечатление полноценного меньшого брата High-End ускорителей. За время тестирования мы не заметили каких-либо явных проблем и артефактов. Безусловно, Xabre 600 не будет сколь нибудь интересной для тех, кто ценит новейшие и наиболее ресурсоёмкие игры. Как бы то ни было, но будущие проекты по прежнему оптимизируются под nVidia и ATi. Так, в DooM III полностью отвалились все динамические карты освещения, а так как других карт освещения там нет, то отвалилось все освещение. Тем не менее, карта отлично показала себя на RTCF и других OpenGL приложениях. Давайте теперь взглянем на результаты наших тестов.

Стр.3 - Результаты тестов

Тестирование

Первое тестирование мы провели на довольно мощном ПК следующей конфигурации:
  • Процессор Intel Pentium 4 2.8 ГГц;
  • Память RDRAM PC800, 512 Мб;
  • Материнская плата Intel 850EMV на чипсете i850E
  • Звуковая карта Sound Blaster Audigy
Выбирая стенд, мы руководствовались желанием протестировать как потенциал карты, так и заявленный Vertexlizer Engine, который должен на мощной системе показать значительный выигрыш блока вершинных шейдеров. Что касается тестов, то мы воспользовались следующими пакетами:
  • 3DMark 2001 SE Pro (Direct3D, синтетический тест на базе ядра MaxFX)
  • Codecult Creatures Benchmark (Direct3D, сложный тест, эффективно задействующий AGP)
  • Unreal Tournament 2003 Demo (Direct3D, ресурсоёмкий реальный игровой тест)
  • Return to Castle Wolfenstein (OpenGL, ядро Quake 3)

Рассматривать производительность начнём с синтетических тестов. Первый на очереди 3DMark 2001 SE:

Заметим, что с ростом разрешения Xabre 600 начинает заметно выигрывать у Xabre 400. За счёт чего это достигается, мы постараемся проанализировать при помощи сравнения отдельных элементов пакета:

#

Прежде всего, стоит обратить внимание на скорость заполнения, которая является одним из важных параметров, в особенности для старых игр, не поддерживающих шейдеры, T&L и другие новые технологии, то есть, на те игры, которые переносят на акселератор исключительно растеризацию.

Как по скорости мультитекстурирования без мультитекстурирования, так и с оным, скорость Xabre 600 заметно выше скорости Xabre 400. Заметим, что в среднем, карта демонстрирует приблизительно 20-ти процентный прирост производительности. Мы думаем, что прежде всего, это связано с увеличением частоты чипа и памяти, то есть, разогнав Xabre 400, можно получить некое подобие результатов по этому тесту.

Второй важный тест, это производительность вершинных шейдеров. Как вы помните из вступления к этой статье, SiS заявила у Xabre 600 систему Vertexlizer, которая призвана распределять нагрузку при работе с вершинными шейдерами между графическим чипом и процессором. В отличие от пиксельных шейдеров, вершинные вполне можно обрабатывать центральным процессором. В итоге, мы видим вполне неплохой результат - скорость работы с вершинными шейдерами у Xabre 600 зачастую намного выше скорости GeForce 3. Позднее, мы постараемся подготовить детальное исследование производительности вершинных шейдеров Xabre 600 в зависимости от используемого процессора.

Последний тест, на который стоит обратить внимание, это Nature - здесь и вершинные, и пиксельные шейдеры, а также масса побочных технологий рендеринга. Явно видно, что в комплексе Xabre 600 всё равно не готова поспорить с дорогими продуктами nVidia, но при этом, от предыдущего поколения продуктов отличается заметно даже с самого начала, а с ростом разрешения разница в производительности может достигать 50%.

Теперь о Codecult. Тест весьма ресурсоёмкий и очень критичен к количеству памяти и другим характеристикам системы. Если взглянуть на верхний график общих результатов, то хорошо видно, что лидерами по производительности являются именно карты с 128 мегабайтами памяти. Если говорить конкретно о Xabre 600, то налицо заметный отрыв от GeForce 3. Тесты Xabre 400 мы приводить не будем, так как они заметно хуже, и тест на этой карте едва шевелится. Кстати, в связи с этим стоит вспомнить недавний скандал, когда SiS обвинили в накручивании результатов 3DMark 2001. Эксперимент был прост - коллеги с iXBT удалили из 3DMark все упоминания о том, что это именно 3DMark, переименовали исполняемый файл и запустили тесты. Результаты оказались значительно ниже тех, что были получены на оригинальном тесте, из чего были сделаны выводы, что SiS некоторым образом модифицировала драйвер, чтобы получить более высокие результаты на популярном тестовом пакете.

Напоследок игровые тесты - Unreal Tournament 2003 Demo и Return to Castle Wolfenstein. Здесь уже обмануть счётчик не так просто. Налицо интересный факт - в RTCW карта заметно, местами в три и более раза, обгоняет Xabre 400, особенно в высоких разрешениях, а вот в Unreal Tournament FPS незначительно лучше, чем у Xabre 400.

Подводя итоги по тестам, стоит обратить внимание на различную ситуацию в различных играх и тестовых пакетах. Можно точно утверждать, что Xabre 600 везде быстрее Xabre 400, и в большей части тестов, отрыв весьма немалый. Наряду с этим, карта местами приближается по производительности к куда более дорогому GeForce 3, а местами работает даже чуточку быстрее. Это несомненно приятный бонус для бюджетного продукта.

Выводы

Назвать Xabre 600 новым продуктом сложно. Скорее, это эволюционный шаг после Xabre 400, подготавливающий почву перед высадкой Xabre II. Система программной работы с вершинными шейдерами представляет определённый интерес, но насколько она будет оправдана, покажут тесты коммерческих вариантов плат на отлаженных драйверах. Неплохая производительность на фоне небольшой цены позволяет нам думать, что Xabre 600 может составить реальную конкуренцию бюджетным решениям nVidia и ATi.

Плюсы:

  • Отличное качество 2D
  • Поддержка двух мониторов
  • Стабильная работа
  • Низкая стоимость

Минусы:

  • Архаичная система переключения TV стандартов
  • Неразборчивые подписи под джамперами
  • Отсутствие термпасты под кулером

Дополнительные материалы:

Тестирование видеокарт Xabre 400


Оригинал материала: https://3dnews.kz/173332