Пристально следя за развитием индустрии видеокарт, мы в основном, обращаем внимание на самые производительные видеокарты, за счёт которых у пользователей и строится впечатление о том, или ином производителе видеочипов. Ведь никто не будет спорить, что GeForce4 Ti4600, так же как и Radeon8500 являются "лицами" компаний nVidia и ATi. Эти имена уже прочно закрепились в сознании игроков, ассоциируясь с чем-то быстрым, надёжным, с чем-то тем, с чем не возникает никаких проблем. Но подчас разделяя рынок видеокарт на nVidia и ATi, мы забываем о том, что кроме этих двух китов существуют ещё и другие производители видеокарт, амбиции которых не уступают ни одному из воротил этого бизнеса. Такие производители, как Trident и SiS, конечно же, не могут составить конкуренцию nVidia и ATi в плане высокопроизводительных дорогих видеокарт, поэтому для них наиболее предпочтительным становится рынок недорогих видеокарт, которые поставляются OEM партиями и устанавливаются по умолчанию в офисные компьютеры, или продаются тем, кому не слишком важна скорость в играх, и кто считает каждый рубль, или доллар, потраченный на компьютер. Здесь, где основной показатель - это соотношение цена/качество, любой компании с опытом производства видеокарт будет несложно немного потеснить ATi и nVidia и занять свою нишу. А вот насколько эта ниша будет глубокой, зависит именно от продукта, который будет представлять "лицо" фирмы.
Видеокартам на базе чипов SiS как-то не принято доверять. И хотя можно сказать, что SiS в прямом смысле прозевал переход на 2D/3D акселераторы с большим уклоном к 3D, всё же SiS не сдаётся и не собирается отступать. Так, например, если видеочип SiS 305 не мог сравниться с конкурентами ни по одному показателю, то SiS 315 уже вполне мог бы конкурировать с низшим звеном видеокарт от nVidia - GeForce2 MX200. И если бы производители видеокарт вовремя обратили бы внимание на SiS 315, он бы не прошёл незамеченным. Сегодня компания SiS выпускает новую линейку видеочипов с новым именем Xabre. SiS рассчитывает запустить чипы Xabre во все три категории рынка видеокарт - Value, Mainstream и Performance.
Сначала должны появились видеочипы SiS Xabre400, находящиеся в категории производительных решений, а затем SiS выпустит более медленную версию Xabre200 в категории видеокарт для основного рынка потребителей и Xabre80, как GPU для дешёвых видеокарт. В планах также выпуск Xabre600 (разогнанной версии Xabre400 и Xabre II, совершенно нового видеочипа). Основные конкуренты Xabre400 - видеокарты GeForce4 MX440/460, GeForce3, GeForce4 Ti4200 и Radeon 8500LE. Давайте рассмотрим, что же представляют собой GPU серии Xabre по сравнению с конкурентами?
Видеочип |
NVIDIA GeForce4 Ti4200 | NVIDIA GeForce4 MX460 | ATI Radeon 8500 | ATI Radeon 9000 Pro | SiS Xabre400 |
Технология чипа | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Техпроцесс | 0.15 мкм | 0.15 мкм | 0.15 мкм | 0.15 мкм | 0.15 мкм |
Число транзисторов | 63 млн | - | 60 млн | - | - |
Шина памяти | 128 бит DDR | 128 бит DDR | 128 бит DDR | 128 бит DDR | 128 бит DDR |
Частота ядра, МГц | 250 | 300 | 275 | 275 | 250 |
Частота памяти, МГц | 514 МГц - 64Мб 444 МГц - 128 Мб |
550 | 550 | 550 | 500 |
Макс. объем памяти | 128 Мб | 128 Мб | 128 Мб | 128 Мб | 128 Мб |
Пропускная способность шины памяти, ГБайт/с | 8.2 | 8.8 | 8.8 | 8.8 | 8.0 |
Шина AGP | 1x/2x/4x | 1x/2x/4x | 1x/2x/4x | 1x/2x/4x/8x | 1x/2x/4x/8x |
Тип памяти | SD/BGA 3.3-4 нс | BGA 3.3 нс | SD/BGA 3.3 нс | SD 3.3 нс | SD 3.3-4 нс |
Число пиксельных конвейеров | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 |
Число текстурных блоков на конвейер | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Текстур за такт | 4 | 4 | 3 | 6 | 4 |
Fillrate | 1000 MPixels/sec 2000 MTexels/sec |
600 MPixels/sec 1200 MTexels/sec |
1100 MPixels/sec 2200 MTexels/sec |
1100 MPixels/sec 1100 MTexels/sec |
1000 MPixels/sec 2000 MTexels/sec |
Версия DirectX | 8.1 | 8 | 8.1 | 8.1 | 8.1 |
RAMDAC | Два по 350 МГц | Два по 350 МГц | Два по 400 МГц | Два по 400 МГц | Один 400 МГц, внешний 135МГц |
Режимы сглаживания | Мультисемплинг | Мультисемплинг | Суперсемплинг | Суперсемплинг | Суперсемплинг, Jitter |
Оптимизация памяти | LMA II | LMA II | Hyper Z II | Hyper Z II | Не указана |
Число выходов на дисплеи | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Число битов на канал цвета | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
GPU |
|||||
Поддержка T&L | Да, SuperScalar T&L | Да, SuperScalar T&L | Да | Да | Да |
Число блоков вершинных шейдеров | 2 | НЕТ | 2 | 2 | НЕТ |
Версия вершинных шейдеров | 1.1 | 1.0 | 1.1 | 1.1 | 1.1 |
Версия пиксельных шейдеров | 1.3 | НЕТ | 1.4 | 1.4 | 1.3 |
Текстуры |
|||||
Кубические карты среды | Да | Да | Да | Да | Да |
Anisotropic Filtering Level | 8 | 8 | 8 | 8 | Не указано |
3D текстуры | Да | НЕТ | Да | Да | Да |
Env. Mapping (EMBM) | Да | НЕТ | Да | Да | Да |
Специальные возможности | - | MPEG2 декодер | - | MPEG2 декодер | Выход на стереоочки |
Теоретически, Xabre400 не уступает, и даже по некоторым параметрам превосходит своих конкурентов. Этот чип не имеет многих недостатков, свойственных GeForce4 MX. Например, поддерживаются пиксельные шейдеры и Environmental Mapped Bump Mapping, и хотя Xabre также, как и GeForce4 MX не имеет аппаратной поддержки вершинных шейдеров, они могут исполняться за счёт ресурсов центрального процессора. Кроме этого, Xabre стал первым видеочипом, поддерживающим интерфейс AGP 8x, который мало-помалу начинает внедряться в нашу жизнь. Честно говоря, разница в скорости между AGP4x и AGP8x практически незаметна, и сегодня лишь в немногих приложениях можно будет ощутить преимущества нового стандарта, а кроме того, Xabre на материнских плата с системными чипами VIA вообще работает лишь в режиме AGP2x, так что ещё неизвестно, что лучше - AGP8x с сомнительной поддержкой AGP4x, или честная AGP4x на любой материнской плате?
Сравнительные характеристики стандартов AGP |
||||
AGP |
Частота шины | Напряжение | Пропускная способность | Примечание |
1x | 66 МГц | 3,3 В | 266 Гбайт/с | Передача одного бита за такт |
2x | 66 МГц | 1,5 / 3,3 В | 533 Гбайт/с | Передача двух битов за такт |
4x | 66 МГц | 1,5 В | 1 Гбайт/с | Передача четырех битов за такт |
8x | 66 МГц | 0,8 / 1,5 В | 2,1 Гбайт/с | Передача восьми битов за такт |
Интересно, что Xabre унаследовал от SiS315 работу в паре с чипом SiS301, отвечающим за ТВ-выход, или выход на второй монитор. Этот чип имеет очень слабый RAMDAC частотой всего 135 МГц, что могло бы пройти ещё во времена GeForce2 MX, но никак не приемлемо к сегодняшней ситуации, когда видеочипы имеют уже встроенные RAMDAC частотой 350 МГц и более. С другой сторны, за счёт использования различных модификаций чипа SiS301 есть возможность выпускать видеокарты с DVI интерфейсом, выходом на стереоочки, или ТВ-входом. Мы ещё рассмотрим различные видеокарты на базе Xabre400, а пока постараемся разобраться с самим чипом.
По сравнению с nVidia Detonator, или ATi Catalyst, драйвера для Xabre кажутся какими-то куцыми. В них отсутствуют элементарные настройки 3D-изображения, такие как выбор фильтрации, включение синхронизации, или сглаживания. Использование ТВ-выхода также слегка смущает, поскольку соответствующее меню появляется только лишь после подсоединения кабеля и перезагрузки компьютера.
Меню калибровки цвета
Меню проигрывания видео
Выбор дисплея
Благо, с драйверами поставляется утилита 3DWizard, которая может включать антиалиасинг, разгонять видеокарту, делать изображение стереографическим и жульничать в играх, делая стены прозрачными.
К слову сказать, в чипе SiS315 тоже была реализована возможность смотреть сквозь стены и никакой негативной реакции это не вызвало. Видеокарты на GPU от SiS слишком слабо распространены, чтобы привести к массовому жульничеству в киберсхватках в Quake III через интернет, так что вероятность того, что вы встретите на каком-нибудь сервере игрока с видеокартой Xabre, или SiS315 пока что мала, а как будет дальше - посмотрим.
SiS301 позволяет использовать 24-битные, 18-битные и 12-битные ЖК мониторы. Максимальное разрешение - 1280x1024@60 Гц. Некоторые компании типа Triplex поставляют со своими картами DVI-VGA переходник, позволяющий подключать второй ЭЛТ монитор к карте. Медленный 135 МГц RAMDAC значительно ограничивает максимальное разрешение и частоты обновления. Максимальное значение - 1280x1024@75 Гц. В 1280x1024 изображение довольно четко, однако на нем присутствует несколько затененных линий. Максимальное приемлемое разрешение для второго монитора составляет 1024x768 при 32-битном цвете. Так что по качеству сигнала второй выход и рядом не находится с первым. Вряд ли вам понравится использовать Xabre для работы с двумя мониторами.
Для активации ТВ-выхода необходимо воткнуть кабель в карту. После перезагрузки ТВ-выход будет опознан драйверами. Возможные разрешения ТВ-выхода составляют 800x600 и 1024x768. Что касается качества, то здесь есть как плюсы, так и минусы. Сначала о плохом: при включении ТВ-выхода основной монитор должен использовать то же разрешение, что и ТВ-выход. Вы не сможете использовать ТВ-выход для расширения рабочего стола. К тому же все шрифты на VGA мониторе приобретают жирное начертание. Так что от SiS здесь требуется некоторая доработка. Еще одна загадка - в 1024x768 мы не смогли выбрать 32-битный цвет, хотя он без проблем работал в 800x600.
Ну а теперь о хорошем: для регулировки изображения на ТВ существует большое количество опций. Вы можете двигать и масштабировать изображение по вертикальной и горизонтальной оси. Изображение можно масштабировать на 20 позиций, так что вы сможете оптимально подогнать его под ваш экран. Драйвер даже предлагает режим overscan. Так что инженерам nVidia есть на что посмотреть в драйверах SiS.
Драйвер SiS предлагает и зеркальный режим, в котором второй дисплей дублирует первый. Также реализован и мультимониторный режим, когда рабочий стол продолжается на второй монитор (в качестве второго монитора можно использовать только ЭЛТ или ЖК). Совместное использование ТВ-выхода и второго монитора невозможно.
Рассмотрим, к примеру, Quake III Arena. Эта игра на Xabre выглядит очень плохо. И прежде всего в глаза бросается ужасное небо, напоминающее те времена, когда люди использовали 16-битный цвет и компрессию текстур.
Но не только небо портит впечатление от игры. Кроме него есть ещё и фильтрация текстур.
Как видите, здесь она билинейная, то есть перед нами уровень прошлого века. Как мы ни пытались включить трилинейную фильтрацию, нам это не удалось. И когда я увидел это небо и эту фильтрацию, я вспомнил, что где-то мы уже встречали в одном месте оба этих недостатка. Ну конечно же - SiS 315! Со времён этого чипа, похоже, ситуация в лучшую сторону не сдвинулась, и Xabre унаследовал все нежелательные черты своего предшественника.
Качество в 3DMark2001SE
Хотелось бы верить, что в Direct3D качество изображения будет лучше, но это не так. Точнее, не совсем так. Изображение в Direct3D выглядит размытым и нечётким. Это по-видимому из-за того, что в установках фильтрации в драйверах первый MIP-уровень начинается слишком близко к наблюдателю, и мы видим отфильтрованные текстуры ближе, чем должно быть. Вот, что получается в итоге: посмотрите на первый тест 3DMark2001SE.
Видно, что текстуры на Xabre400 сильно размыты по сравнению с образцом и выглядят какими-то мутноватыми. То же самое наблюдается и в прочих играх.
С виду может показаться, что 2x + Blur даёт такое же качество сглаживания, как и FSAA4x, но это не так, потому что изображение действительно сглаживается методом 2xAA, а Blur просто размывает всю картинку, из-за чего надписи перестают читаться и изображение выглядит невзрачным.
SiS Xabre, NoAA
Сверху машина с применением Blur размытия, а снизу - без него. Даже при том, что Xabre по умолчанию делает картинку более размытой, чем образец, Blur ещё сильнее размывает её. С таким качеством играть уже просто неприятно. Теперь посмотрим, как включение антиалиасинга влияет на скорость.
Как видно, падение скорости при включении полноэкранного сглаживания более чем существенное. При 2xAA скорость падает в два раза (качество картинки тоже), а при 3xAA и 4xAA - в три и четыре раза соответственно. А так как включить 2xAA без замыливания Blur невозможно, то минимум сглаживания, который удовлетворит ценителя высокого качества - это 3xAA с троекратным падением скорости.
На панельке видеокарты присутствуют разъём D-Sub, ТВ-выход формата S-Video и DVI выход на цифровой плоскопанельный монитор. Выход на DVI, а также ТВ-выход обеспечивает специальная версия чипа SiS 301 - SiS 301MV с поддержкой DVI.
Этот чип содержит в себе и второй RAMDAC, и ТВ-декодер, и трансмиттер. Прямо над ним установлены перемычки. Вообще, в чипе SiS301 перемычками переключается стандарт ТВ-выхода: NTSC, или PAL. Но на референсной плате перемычки не стоят, так что по умолчанию ТВ-выход работает в NTSC.
Большая часть лицевой стороны видеокарты закрыта радиатором кулера. На манер первых образцов GeForce3 Ti500, SiS поставила огромный кулер на свою видеокарту только для того, чтобы придать ей угрожающий вид.
Такие большие кулеры используются для охлаждения сразу видеочипа и памяти, но на SiS Xabre400 во-первых радиатор не касается чипов памяти, а потому охлаждает только ядро, а во-вторых память напаяна на плату с двух сторон, так что и радиаторы пришлось бы в случае необходимости ставить по обе стороны видеокарты, иначе от одного такого радиатора толку не будет. Но всё равно SiS можно поздравить с тем, что карта имеет грозный вид. Вентилятор кулера подключается к плате тремя проводками, но нигде в драйверах нет опции просмотра скорости его вращения. Почти стопроцентно можно утверждать, что видеокарты на Xabre400 не умеют мониторить работу кулера.
Под огромным кулером скрывается и само сердце видеокарты - GPU Xabre400. Чип ревизии A1 имеет зеркальную поверхность внутреннего круга. Смотрится необычно, но нам на него любоваться некогда.
Видеопамять на плате представлена восемью чипами DDR SDRAM производства EtronTech. Время цикла памяти - 3.3 нс, как у GeForce3. Номинальная частота такой памяти составляет 606 МГц, но на видеокартах Xabre400 она работает на 500 МГц, ниже своего номинала, а значит у нас есть шанс ожидать хорошие результаты разгона этой самой памяти.
Но в процессе работы выяснилось, что ядро Xabre400 такую высокую частоту не тянет и разгон пришлось снизить до 270 МГц. В результате видеокарта разогналась ровно на 20 МГц и финальная максимально высокая и стабильная частота составила 270/270(540) МГц.
В комплекте к видеокарте поставляется лишь инструкция по установке да диск с драйверами. Как ни странно, но ни одного кабеля для подключения карты к телевизору в комплекте нет. Немного необычно, ведь зачастую производители видеокарт с ТВ-выходом кладут в коробку с платой кабели и переходники. Неужели они как-то сказываются на стоимости видеокарты?
Сама плата ECS AG400 сделана по дизайну, отличному от референсного. И эти отличия видны сразу же и невооружённым взглядом. Первое, что бросается в глаза - панель видеокарты. На ней нет DVI выхода.
Слева направо (или сверху вниз) на панельке установлены: выход на стереоочки, ТВ-выход Composite, ТВ-выход S-Video и D-Sub выход на аналоговый монитор. Такая конфигурация больше подходит для дешёвой видеокарты, которая вряд ли в своей жизни хоть раз повстречает монитор с DVI входом, а вот два типа гнёзд ТВ-выхода здесь кстати. Жаль только, что стереоочки придётся покупать отдельно - это дефицит.
На ECS EG400 установлена другая, нежели на референсной плате, версия чипа SiS 301 - SiS301DHMV. За счёт этого на плате и нет DVI выхода, зато есть выход на стереоочки. Снизу от SiS301 установлены джамперы выбора стандарта ТВ-выхода: NTSC, или PAL и интерфейса: AGP1x/2x/4x/8x. По умолчанию плата стоит на AGP 4x/8x и NTSC. Справа от SiS 301 установлены джамперы, отвечающие за вывод изображения. Они переключают форматы RGB, YUV, SCART TV, Normal TV и виды PAL и NTSC.
ECS EG400 использует ту же память DDR SDRAM от EtronTech со временем цикла 3.3 нс. Эта память точно также напаяна с двух сторон на плату, как и на референсной. Но здесь она не закрыта кулером, который, кстати намного меньше в размерах, чем на референсной карте. Кулер здесь подсоединяется к видеокарте двумя проводками и в другое место, потому что такой блок питания, как стоял на образцовой плате от SiS у детища ECS отсутствует. Чип Xabre400 потребляет не так уж много мощности, чтобы городить ради него блок питания. Пара транзисторов легко справляются с питанием платы, как доказала Elitegroup.
Сам же видеочип Xabre400 точно такой же, как на референсной плате. Ревизия A1, только сделан он чуть позже. Его поверхность такая же зеркальная, и мне начинает казаться, что вскоре это войдёт в моду - делать чипы не просто металлического цвета, а зеркальные.
К сожалению, видеопамять на этой плате подвела и не стала разгоняться более чем на 20 МГц, остановившись на отметке 270 МГц, где она работала без артефактов изображения и не зависая. Видимо, это её предел. Ядро же - напротив оказалось готовым к рекордам скорости и заработало аж стабильно на 300 МГц. В результате максимальная стабильная частота, на которой удалось заставить работать видеокарту, оказалась 300/270(540) МГц.
Сама видеокарта хоть и похожа на референсную, но имеет свои отличия, которых не мало. Но сначала, об общих чертах. Gigabyte SP64D-H также, как и другие платы в нашем обзоре, имеет 64 Мб DDR SDRAM. На плате установлен DVI выход и ТВ-выход.
Видеокарта выполнена на печатной плате красного цвета. При ближайшем рассмотрении становится заметно, что инженеры Gigabyte действительно позаботились о своей первой видеокарте на новом чипе от SiS. Прежде всего, это заметно по панельке платы. DVI выход, как у карты от SiS и S-Video разъём, который, кстати здесь имеет семь контактов вместо четырёх, но стандартный S-Video кабель к нему подключается без проблем, как и переходник S-Video - Composite.
Использование DVI выхода заставило установить на видеокарту чип SiS301 версии MV, как на образцовой плате от SiS.
Видеокарта от Gigabyte не имеет ни одного джампера, так что переключение AGP режима и формата вывода изображения на телевизор будет производиться либо автоматически, либо в драйверах. А так как драйвера к чипам Xabre пока довольно слабые, то возможно, что пользователь вообще не сможет в случае чего заставить видеокарту работать в режиме AGP 8x, или выдавать сигнал в нужном формате.
Одна из интересных особенностей видеокарты от Gigabyte - это две розетки для кулеров. Они расположены скраю видеокарты, рядом с её блоком питания. Обе розетки имеют по три контакта и маркируются как AN1 и AN2. Сразу поднимается вопрос: зачем такой видеокарте два кулера? И почему если кулер подключается тремя проводками, в драйверах нигде нет возможности узнать частоту его вращения?
Естественно, на видеокарте установлен один-единственный кулер на чипе Xabre400. Это обычный алюминиевый охладитель, небольших размеров, с толстыми рёбрами. Он сидит на термопрокладке, поэтому охлаждает не так хорошо, как если бы вместо неё использовалась термопаста. Кулер действительно имеет встроенный датчик частоты вращения, но его показания доступны только в модифицированных Гигабайтом драйверах, в референс-драйвере необходимой закладки нет.
Под кулером скрывается видеочип Xabre400. Он имеет ту же самую ревизию A1, что и на других видеокартах, но произведён уже позже, а поэтому его поверхность не зеркальная, как у других видеокарт в нашем обзоре, а матовая. Честно говоря, не важно, какая там у него поверхность. Важно - что он покажет при разгоне.
Видеопамять на плате также представлена восемью чипами DDR SDRAM, установленными с обоих сторон видеокарты друг над другом. Вместо стандартной памяти EtronTech со временем цикла 3.3 нс, которая используется на большинстве видеокарт с чипом Xabre400, здесь стоит четырёхнаносекундный Hynix. Не берусь сказать, какая память дешевле и какая лучше, но 4 нс память на Gigabyte SP64D-H уже работает на своей номинальной частоте - 500 МГц, а значит с разгоном могут быть проблемы. С другой стороны, это Hynix - зарекомендовавший себя брэнд. Так что посмотрим.
Ядро сначала заработало на 300 МГц, но после некоторого времени от перегрева плата стала зависать и частоту опустили до 290 МГц. Этот порог Xabre400 выдержал, работая минут тридцать, а потом снова начал давать сбои. Естественно, виной тому было недостаточное охлаждение, поэтому максимальная стабильная частота в итоге была принята равной 285 МГц. Как итог - плата разогналась до 285/270 МГц. Средний результат в нашем тесте.
Vinix VX-3340 - наглядный образец видеокарты с дизайном, отличным от референсного. Дело в том, что тайваньская компания Vinix разработала для Xabre400 свою плату, которая использует улучшенную систему питания (Advanced V-Power System 1.0), требующую подключения 12-вольтового разъёма PC-Plug блока питания. Видеокарта Vinix VX-3340 поставляется в Retail-коробке, в которой кроме самой видеоплаты, диска с драйверами и инструкции по установке на одну страницу, нет больше ничего, даже разветвителя PC-Plug, то есть, при установке этой платы вы потеряете один разъём питания.
Сама плата отличается от референсной и других Xabre400 даже на вид. Она имеет весьма редкий тёмно-малиновый цвет, на ней установлены те же 64 Мб DDR SDRAM, DVI и ТВ-выход.
Vinix использовал для VX-3340 разъём D-Sub чёрного цвета, отступив от общепринятых стандартов. К сожалению, как выяснилось при тестировании, никаких преимуществ это не даёт и качество, о котором мы будем говорить позже, здесь плохое.
На плате имеются места под три джампера, один из которых переключает ТВ-выход в режимы NTSC/PAL, другой включает INTA (что это такое - неизвестно), а третий переключает 64К адрес памяти. Самих перемычек на плате нет, поэтому по умолчанию она работает на NTSC, INTA выключена, а 64К адрес памяти установлен в Down.
Странно, но на видеокарте Vinix VX-3340 установлен чип SiS301, без букв "MV" в названии, как на других платах на Xabre. Честно говоря, вряд ли это имеет большое значение, потому что SiS301 основные свои функции выполняет одинакого, и здесь он поддерживает DVI и ТВ-выход.
Но, конечно же, если я скажу, что на VX-3340 кулер смотрится лучше, чем на любой другой из протестированных нами Xabre, никто не станет спорить. Он не такой большой, как на референсной карте, но он красивее, и очень напоминает те, что используются на GeForce4 Ti4600.
Сверху он закрыт крышкой, защищающей его от попадания различных проводков внутри корпуса, а также направляющей весь воздушный поток в верхнюю и заднюю части видеокарты. Эту крышку легко снять, чтобы увидеть рёбра этого охладителя.
Просто красота - толстые алюминиевые рёбра, загнутые так, чтобы направить поток в две стороны. Кулер приклеен к видеочипу с помощью двухсторонней наклейки и так просто не снимается, поэтому посмотреть на сам чип Xabre400 нам не удастся. Кстати, вентилятор подключается к плате двумя проводками, что исключает возможность аппаратного мониторинга. Сдаётся мне, что нет в Xabre400 никакого встроенного монитора, снимающего показания тахометров вентиляторов.
Блок питания видеокарты расположен в задней её стороне. Надо сказать, что видно, как инженеры Vinix по-честному подошли к вопросу запитки видеокарты. Количество конденсаторов здесь больше, чем на других видеокартах с Xabre400. Возможно, это объясняется необходимостью преобразовывать приходящие 12В в нужное для чипов напряжение. Мы видим в середине, между конденсаторами, разъём PC-Plug. Если быть до конца честным, то вся эта Advanced V-Power System - не более чем рекламная акция, и видеокарта отлично работает без внешнего питания, то есть ей хватает возможностей AGP порта. Да и с чего бы ей этого не хватало, ведь чип Xabre400 задумывался, как решение с низким энергопотреблением, чтобы было возможно использовать его в мобильных и маломощных настольных компьютерах.
Видеопамять на плате также представлена восемью чипами DDR SDRAM, установленными с обоих сторон видеокарты друг над другом. Вместо стандартной памяти EtronTech со временем цикла 3.3 нс, которая используется на большинстве видеокарт с чипом Xabre400, здесь также, как и в Gigabyte SP64-DH стоит четырёхнаносекундный Hynix. По умолчанию 4 нс память уже работает на своей номинальной частоте - 500 МГц, а значит с разгоном могут быть проблемы. С другой стороны, это Hynix - зарекомендовавший себя брэнд. Так что посмотрим.
Благодаря установленному на плате большому кулеру, ядро заработало на частоте 300 МГц. Установившись на неё с самого начала, плата так и продолжала работать без глюков. Надо сказать, что мы разгоняли VX-3340 как с подключенным дополнительным питанием, так и без него. Оно не повлияло ни на разгон памяти, ни на разгон GPU. До этого частоту ядра в 300 МГц смогла выдержать только карта от ECS. Надежды хорошие.
Видеокарта EvilXabre400 попала к нам в Retail-комплектации. Поэтому нам удалось воочую убедиться, что PowerColor растёт над собой, и это уже не тот брэнд, от которого несколько лет назад все отмахивались руками и ногами. Во-первых, в коробке с картой поставляется толстая инструкция на английском, немецком, французском и китайском языках. Во-вторых, два диска: с драйверами и утилитой для просмотра видео PowerDVD. А кроме этого, PowerColor не забыла, что EvilXabre400 - видеокарта с ТВ-выходом и вложила в коробочку переходник S-Video-Composite и кабель Composite-Composite. И хотя инструкцию по установке никто не читает, а драйвера и плеер DVD можно скачать из интернета, и тем более - полные версии, всё это говорит об улучшающемся отношении к покупателю.
Компания PowerColor не стала изобретать велосипед, она улучшила его. Сама плата имеет референсный дизайн и практически не отличается от образцовой карты Xabre400. Обычный жёлтый цвет печатной платы, и ничего особенного, но она несёт на борту целых 128 Мб DDR SDRAM памяти, DVI и ТВ-выход.
Если посмотреть на обратную сторону видеокарты, то можно увидеть обозначения XP400A, XP200A, 32MB, 64Mb и 128Mb. Означает ли это, что на одной и той же печатной плате PowerColor собирается выпускать видеокарты на Xabre200, Xabre400 с разными конфигурациями памяти? И что более всего интересно, будет ли что-нибудь необычное типа Xabre400 c 32 мегабайтами на борту, или наоборот - Xabre200 со 128 Мб видеопамяти? Как бы то ни было, но Xabre - не тот чип, на котором имеет смысл паять шесть возможных вариантов видеокарт.
На PowerColor EvilXabre ТВ-выход S-Video может работать в двух стандартах: PAL и NTSC. И хотя на обратной стороне видеокарты расписаны конфигурации трёх джамперов, на плате установлена только одна перемычка, переключающая стандарт ТВ-выхода. По умолчанию он включен на PAL.
Так как на плате установлен DVI выход на плоскопанельные мониторы, то прямо рядом с ним распаян SiS301MV.
Кстати, переходничка с DVI на D-Sub в комплекте нет. Наверное потому, что никто не расценивает Xabre400 с его вторым 135 МГц RAMDAC как мультимониторную карту. А зря, ведь в низком разрешении, если видеоплата имеет плохое качество 2D, можно подключить монитор через DVI и есть вероятность, что картинка станет лучше. Однако, про качество 2D мы ещё не говорили.
На PowerColor EvilXabre400 установлен самый обычный кулер для видеокарты. Он хоть и имеет чуть более широкий вентилятор, но подключается к плате двумя проводками.
Кулер посажен на чип с использованием капельки кремниевой термопасты. В случае необходимости он легко снимается и обнаруживает нашему взгляду сам GPU Xabre400.
1986 - это не год выпуска, а серия чипа. Мы видим, что он был выпущен чуть позже, чем у платы от Gigabyte. Интересно, как скажется это на разгоне? Если брать внешние отличия, то этот Xabre тоже совсем не зеркальный, как у референсной, платы, или от ECS.
И хотя PowerColor установил на свою видеокарту 128 Мб памяти, она всё так же размещена в восьми чипах по двум сторонам платы. DDR SDRAM здесь установлена от компании Samsung со временем цикла 4.0 нс. Опять же более медленная память, чем на плате-образце, хотя здесь она работает по умолчанию на своей номинальной частоте: 250(500) МГц. Имея уже некоторый опыт разгона видеопамяти на платах с чипами Xabre400, я могу поспорить, что она не разгонится выше 270 МГц.
Но опять же вопрос - зачем видеокарте так много памяти? Тем более, бюджетной, которая нацелена на рынок, где каждый лишний заплаченный доллар играет свою роль. С одной стороны, уже прошли те времена, когда производители видеокарт все как один могли клепать одинаковые платы и их покупали только из-за доверия к тому, или иному брэнду. Сейчас каждый хочет выделить свой продукт на фоне остальных, и наш сравнительный обзор - наглядное тому подтверждение. Вот и PowerColor выделились, выпустив 128-Мб версию Xabre400. А ведь Xabre400 - новый чип и неизвестно, как он поведёт себя с дополнительным объёмом памяти?
На разгон ядра возлагались большие надежды, тем более что утилита PowerStrip смогла заставить работать GPU на 305 МГц, но недолго и нестабильно. Полагая, что мы имеем дело с самой разгоняющейся видеокартой на Xabre, мы установили нашу самую высокую частоту - 300 МГц на ядро и были огорчены непродолжительной работой EvilXabre в этом режиме. Сожаление перемешивалось с радостью, когда плата работала стабильно на частоте ядра 295 МГц. С одной стороны, мы прибавили 5 МГц в памяти, а с другой - потеряли на ядре. И всё же в наших руках оказалась Xabre400 со 128 Мб памяти на борту, и работающая на 295/275 МГц. Эта плата готова потягаться со всеми конкурентами.
Теперь, когда мы знаем в лицо наших подопытных, пришло время протестировать их и выяснить, кто на что горазд. Но прежде, чем мы перейдём к результатам, позвольте ещё отнять несколько минут вашего времени и рассказать о том, что мы тестировали и как.
Для сравнения мы использовали все пять полученных видеокарт на Xabre400 - референсную, от Elitegroup, от Vinix, от PowerColor и от Gigabyte. Все эти карты тестировались в номинальном и разогнанном режиме. В ближайшее время на арену выйдет чип Xabre200, отличающийся от Xabre400 только частотой: он будет работать на 200/166(333) МГц. Поэтому чтобы иметь представление о его производительности, мы опустили частоту референсной Xabre400 до Xabre200, получив таким образом, 64-мегабайтный аналог видеокарты, которой ещё нет.
Так как мы тестировали на материнской плате с системным чипсетом VIA KT333, то все видеокарты на Xabre автоматически переключались в режим AGP2x. Вообще, если честно, то разница в производительности видеокарт на AGP2x, 4x и 8x будет очень мала, тем более, что все видеоплаты имеют по 64 Мб памяти на борту. Ну а так как этот глюк - заслуга инженеров компании SiS, а чипы VIA пользуются огромной популярностью, то не будем придавать этому большое значение - тестирование проводилось ведь в реальных условиях, на реальном компьютере, ко встрече с которым видеокарты на Xabre должны быть готовы, как и ко встрече с любым другим железом.
Если говорить об инсталляции, то почти все видеокарты установились под WinXP без проблем. Только PowerColor EvilXabre400 очень долго сопротивлялась установке и не хотела работать никак кроме как в VGA режиме. Возможно, это связано с установкой дополнительных 64 Мб памяти, может быть драйвера не готовы, но я бы сказал, что драйвера стали почти чудом, и я бы не хотел ещё раз переставлять их для этой видеокарты.
Для сравнения мы использовали двух конкурентов видеоплат среднего уровня на чипах nVidia. Это были видеокарты на GeForce4 MX440 и GeForce4 Ti4200. Первая плата имела 64 Мб DDR SGRAM и работала на частоте 270/400 МГц. Вторая - 128 Мб DDR SDRAM и частоту 250/444 МГц. Ну что же, начнём.
2D
Первый тест - это тест 2D изображения и производительности. Ну что же, про качество 3D мы уже поговорили. К сожалению, ничего хорошего про него сказано не было, а вот с 2D ситуация повторяется с точностью до наоборот. Референсная плата от SiS и Gigabyte SP64D-H имеют просто великолепное качество 2D изображения, лишённое замыливания даже в высоких разрешениях. Никакого сравнения с конкурентами. Здесь SiS постарался на славу - вот что значит 400 МГц RAMDAC! И отличная реализация разводки на платах. Правда, компания Elitegroup умудрилась испортить все ужасным дизайном своей AG400, из-за которого работать с видеокартой можно в разрешении не более чем 1024x768 при 85 Гц. Да и то размыливание будет портить всю картину. Точно такая же ситуация сложилась и сплатой от Vinix. Визуально, лучше всех показывает образцовая видеоплата от SiS, с еле-заметным отрывом идёт Gigabyte, затем видеокарты на GeForce4 (практически рядом), PowerColor EvilXabre и с большим отрывом, хуже всех - ECS AG400 и Vinix VX-3340. При таком ужасном качестве Vinix VX-3340 имеет одно преимущество перед ECS AG400,а именно: к нему можно подключить монитор через DVI-VGA переходник, тогда качество будет всё же лучше, правда ограничит вас разрешением 1280x1024 при 32-битном цвете. И ещё одна проблема: такойпереходник в комплекте не поставляется, так что придётся искать его на стороне.
Тестирование же скорости 2D мы проводили при помощи PCMark2002. Скорости в 2D, как правило, людям хватает, поэтому здесь видеокарты тестировались в номинальных режимах, на номинальных частотах. Результаты перед вами, лучшие из них выделены:
PCMark2002 тесты 2D | ||||||||
Видеокарта/Тест | Xabre200 | Xabre400 | ECS AG400 | Gigabyte SP64D-H | Vinix VX-3340 | PowerColor EvilXabre400 | GeForce4 MX440 | GeForce4 Ti4200 |
Lines | 14936.7 | 15031.3 | 14872.3 | 14878.9 | 14990.6 | 14991.4 | 17768.6 | 17832.4 |
Ellipses | 5450.48 | 5452.2 | 5447.7 | 5338.12 | 5420.3 | 5410.2 | 5996.7 | 6011.46 |
Arcs | 10976.5 | 10999.6 | 10988.1 | 10959.3 | 10990.2 | 10961.3 | 12334.1 | 12375.1 |
Beziers | 6819.5 | 6819.7 | 6820.7 | 6808.1 | 6813.3 | 6820.3 | 7800.16 | 7795.45 |
Curves | 1521.6 | 1535.3 | 1535.58 | 1535.25 | 1535.35 | 1533.3 | 1648.3 | 1647.64 |
Filled Ellipses | 15082.5 | 15083.6 | 15076.7 | 15054.7 | 15080.6 | 15076.6 | 23583.7 | 25558.9 |
Gradient Boxes | 41.99 | 42.82 | 42.86 | 42.73 | 42.81 | 42.85 | 34.76 | 32.74 |
Gradient Polygons | 11.72 | 11.93 | 11.95 | 11.92 | 11.91 | 11.93 | 10.29 | 9.68 |
Filled Pies | 9170.7 | 9190.1 | 9186.4 | 9173.3 | 9170.2 | 9188 | 17422.4 | 17366.8 |
Images | 473.69 | 477.44 | 477.28 | 477.84 | 477.36 | 477.46 | 645.44 | 642.507 |
Cached Bitmaps | 1818.7 | 1819.1 | 1818.9 | 1819.8 | 1819.6 | 1819.6 | 5538.0 | 5618.18 |
Strings | 221405 | 221650 | 213685 | 219304 | 215318 | 219467 | 208827 | 206985 |
Как видно, кое-где Xabre сильно проигрывет, но кое-где и лидирует. Конечно, сравнивать 2D ядро Xabre400 с таким сильным, как у GeForce4 немного нечестно, но такова жизнь. Честно говоря, мы ожидали, что будет хуже, но Xabre начинает оправдывать свои надежды, хотя ещё рано говорить - лучшее, конечно, впереди.
Direct3D
В Direct3D нет лучше средства для измерения скорости видеокарты, чем 3DMark2001SE. Мы хотели проверить Xabre в тесте CodeCreatures Bencmark Pro, в котором тормозит даже GeForce4 Ti4600, но на детище от SiS этот бенчмарк работать отказался. Всё же Xabre не полностью совместим с DirectX 8.1, раз тут у нас возникают подобные глюки. Ладно, спишем их на сырость драйверов и приступим к рассмотрению результатов 3DMark2001. Прежде всего, начнём с официальных бенчмарков видеокарт.
3DMark2001SE | ||||||||
Видеокарта/Тест | Xabre200 | Xabre400 | ECS AG400 | Gigabyte SP64D-H | Vinix VX-3340 | PowerColor EvilXabre400 | GeForce4 MX440 | GeForce4 Ti4200 |
3DMark Result | 5680 | 6983 | 6722 | 6823 | 6784 | 6760 | 5520 | 8871 |
Game1 Low Detail | 95.7 | 132.9 | 126.5 | 126.9 | 126.7 | 125.0 | 95.5 | 139.1 |
Game1 High Detail | 42.1 | 43.7 | 43.2 | 43.5 | 43.3 | 43.5 | 43.8 | 50.0 |
Game2 Low Detail | 81.3 | 110.7 | 100.5 | 106.6 | 103.1 | 101.3 | 88.1 | 147.3 |
Game2 High Detail | 48.0 | 53.9 | 53.7 | 54.8 | 54.2 | 54.2 | 46.0 | 90.3 |
Game3 Low Detail | 90.1 | 108.7 | 106.2 | 106.0 | 106.3 | 104.2 | 91.6 | 127.1 |
Game3 High Detail | 43.6 | 51.4 | 50.6 | 51.0 | 50.9 | 49.8 | 48.6 | 60.2 |
Game4 Nature | 16.8 | 23.9 | 22.1 | 22.2 | 22.2 | 22.1 | Not Supported | 36.2 |
FillRate (Singletexturing) | 322.0 | 488. | 451.0 | 450.5 | 450.7 | 450.7 | 394.7 | 758.2 |
FillRate (Multitextuing) | 1202.4 | 1806.2 | 1665.1 | 1660.3 | 1666.3 | 1655.9 | 507.6 | 1774.0 |
High Polygon Count (1 light) | 17.8 | 27.7 | 25.9 | 26.0 | 26.0 | 25.7 | 26.3 | 41.3 |
High Polygon Count (8 lights) | 5.2 | 8.4 | 7.8 | 7.8 | 7.8 | 7.8 | 6.5 | 10.4 |
Bump Mapping Environment | 30.9 | 46.4 | 43.0 | 43.1 | 43.1 | 43.1 | Not Supported | 138.6 |
Bump Mapping DOT3 | 69.7 | 96.1 | 87.8 | 90.1 | 87.9 | 91.2 | 60.5 | 106.9 |
Vertex Shader Speed | 44.6 | 45.2 | 46.4 | 46.2 | 46.3 | 45.4 | 48.6 | 85 |
Pixel Shader Speed | 20.1 | 30.7 | 28.6 | 28.6 | 28.6 | 29.0 | Not supported | 96.9 |
Advanced Pixel Shader | 13.3 | 19.7 | 18.2 | 18.5 | 18.3 | 18.5 | Not Supported | 72.3 |
Point Sprites Speed | 5.5 | 8.0 | 7.5 | 7.5 | 7.5 | 7.6 | 9.1 | 20.5 |
Здесь можно видеть, что по теоретическим тестам Xabre не уступает GeForce4 MX440, а по скорости заполнения с мультитекстурированием даже выигрывает у GeForce4 Ti4200. По игровым тестам наблюдается превосходство Xabre над MX440, но об этом мы поговорим дальше. По финальным же очкам Xabre выигрывает у MX440 с явным преимуществом, а вот Ti4200 всё ещё слишком далеко.
Перейдём к игровым тестам. Здесь видеокарты работали в номинальных и разогнанных режимах.
Очень интересно, что судя по первым тестам, видеокарты на Xabre успешно борются с GeForce4 MX440 почти на равных. Естественно, Xabre выигрывает. Кстати, у Xabre есть одна тенденция. При разгоне видеокарты иногда показывают меньшую скорость, чем при номинальных частотах. Мы видим это у Gigabyte SP64D-H в высоких разрешениях. Никакой ошибки тут нет, видеокарта действительно при разгоне показала меньшую скорость, чем в нормальном режиме. Заметьте - это только в высоких разрешениях. Кстати, с первых тестов видно преимущество 128-Мб видеокарты от PowerColore в высоких разрешениях.
Game 2 - более лёгкий тест, и здесь мы видим, насколько недостижимым для соперников является ядро GeForce4 Ti4200. Однако, если не смотреть на 1600x1200, то в остальных разрешениях 64-мегабайтный Xabre обыгрывает GeForce4 MX440, а 128 Мб версия Xabre400 на высоте даже в высоком разрешении!
Ситуация сохраняется: пока GeForce4 Ti4200 находится вдали от соперников, Xabrы общей массой давят GeForce4 MX440. Преимущество невелико, но оно явное и сохраняется на всех разрешениях кроме 1280x1024, где младший GeForce сдаётся только разогнанным Xabr-ам. В этом тесте плата от Vinix показывает себя совсем неплохо, хотя проигрывает PowerColor-овской.
GeForce4 MX не тянет тест Game4, а вот Xabre тянет, и в этом его преимущество. Сравнивать в этом тесте видеокарту, имеющую программные вершинные шейдеры с продвинутым ядром GeForce4 Ti, имеющим два блока шейдеров, работающих параллельно, вообще-то бесполезно. PowerColor в этом тесте отвечает за всё поколение плат Xabre и берёт огонь на себя. Особенно это хорошо видно в разрешении 1600x1200. Я прогонял этот тест дважды на EvilXabre400 - никакой ошибки здесь нет: троекратное увеличение скорости по сравнению с 64-мегабайтными видеокартами.
Dungeon Siege
Так как бенчмарк CodeCreatures на Xabre отказался работать, мы решили провести тестирование на игре Dungeon Siege. Сам процесс замера скорости был прост - в одном и том же месте игры был включен счётчик кадров в секунду и записано его среднее значение. Это, конечно, не Timedemo, но так как все карты были в одинаковых условиях, результаты верны. Тем более, что Dungeon Siege - реальное приложение, а не синтетический тест. Разрешение - 1024x768, 32-битный цвет, и все настройки изображения установлены на максимальное качество.
В этом тесте, как обычно, лидирует GeForce4 Ti4200, а вот Xabre не может догнать младшего брата лидера - видеокарту GeForce4 MX440. Между собой по скорости Xabre поделили места, отдав майку лидера видеокарте от PowerColor. Интересно, что в этом тесте платы от ECS и от Gigabyte не почувствовали пользы от разгона.
OpenGL
Для тестирования в OpenGL применялась игра Quake III Arena. Все настройки этой игры устанавливались на максимальное качество, тест запускался в 32-битном цвете.
Сотни кадров в секунду - вот где начинаются настоящие скорости. Здесь уже GeForce4 Ti4200 не в таком отрыве, как ранее. И здесь MX440 выигрывает только в самом низком разрешении. В остальном тенденции сохраняются: уверенное лидерство референсной карты в низких разрешениях, Gigabyte в среднем и PowerColor в высоких.
Villagemark
В спецификации Xabre ничего не было сказано про оптимизацию доступа к видеопамяти. Поэтому узнать про работу Xabre в сценах с высоким коэффициентом Overdraw мы сможем только запустив тест VillageMark от STMicro. Если видеокарта обрабатывает все скрытые поверхности, то она не выдержит испытания на скорость ни в Direct3D, ни в OpenGL.
Как видно по результатам, Xabre400 оптимизирован под обработку подобных сцен и применяет какую-то технологию для отсечения невидимых поверхностей. Причём, в Direct3D делает это даже лучше, чем GeForce4 Ti4200. Как говорится, MX440 и рядом не стоял.
Если говорить о каждой видеокарте в отдельности, то лучше всех показала себя, конечно же референсная плата. SiS доказал на её примере, что Xabre400 - это вам не SiS315, и даже не GeForce4 MX. Очень бы хотелось, чтобы производители видеокарт на Xabre ничего не изменяли в референсном дизайне, тогда они бы получили самые высокие скоростные показатели и отличное качество 2D.
Gigabyte SP64D-H лишь немногим уступает образцу. Качество 2D графики у него практически такое же высокое, ведь когда сравниваешь две идеальных картинки, найти разницу очень сложно. Эта плата работает быстро, и если Gigabyte уделит немного внимания кулеру, то она сможет разгонять ядро до 300 МГц. На ней есть и DVI и ТВ-выход. В общем, это отличный образец продукта на новом графическом чипе.
ECS AG400 портит всё впечатление низким качеством 2D изображения. Из-за этого видеокарту не пожелаешь никому. Видно, что Elitegroup сэкономили на ней больше, чем следовало. На плате, как и полагается, есть ТВ-выход, но в комплекте нет шнуров. На ней ест разъём для стереоочков, но самих очков в комплекте нет, а искать те, что подойдут к ней по разъёму и напряжению - не самое лучшее занятие. Уж лучше бы оставили DVI выход. Зато эта видеокарта разогналась лучше остальных. Но ещё раз повторю - такое низкое качество 2D в двадцать первом веке прощать нельзя.
Vinix VX-3340 представляет собой непонятно что. С одной стороны, ужасное 2D изображение, как у ECS AG400, а с другой - неплохая производительность и разгоняемость ядра. Улучшенная система питания на деле не пригодилась, из-за чего говорить о её достоинствах (если таковые имеются) бессмысленно. Из-за того, что в 2D работать на ней невозможно, её не хочется видеть в продаже в российских магазинах. Скорее всего, так и будет, ведь кому нужна неизвестная Vinix, когда есть Gigabyte, PowerColor, Inno3D и другие.
SiS может гордиться компанией PowerColor, выпустившей EvilXabre400 со 128 Мб памяти на борту. Эта карта показывает отличные скоростные показатели, лучшие результаты разгона памяти, хорошее качество 2D и имеет в комплекте шнур и переходник для ТВ-выхода. Замечательный продукт, у которого лишь один недостаток - эту видеокарту сложно установить под WinXP (под Win98 проблем не было). И если в будущих релизах драйверов эта неприятная особенность исправится, то можно будет считать EvilXabre лидером среди видеоплат на Xabre400. И ещё возможно, что сейчас начнут появляться в продаже 128-мегабайтные платы на Xabre от других производителей. Тесты показали, что лишняя память этому GPU идёт на пользу, так отчего же этим не воспользоваться?
Подводя итог нашему обзору, я не стану одним словом описывать как сам чип Xabre400, так и видеокарты на его основе. Как и всё нестандартное, он имеет свои преимущества и недостатки. По сравнению с тем, что мы видели в SiS315, Xabre400 - это большой шаг вперёд. Двигаясь такими шагами, SiS, возможно и сможет догнать ATi и nVidia. Главное - идти в нужном направлении.