S3 Inc. опять пытается нагнать фаворитов: после выхода Riva TNT от nVidia, S3 выпускает Savage3D, ну а теперь после выхода чипов nVidia Riva TNT2, S3 выпускает серию своих чипов Savage4. Линейка чипов представлена шестью вариантами, два из которых мобильные:
Чип | Тип шины | Частота памяти | Частота чипа | Размер памяти |
Savage4 PRO+ | AGP 4X/2X | 143MHz | 125MHz | 32 Mb |
Savage4 PRO | AGP 4X/2X | 125MHz | 110MHz | 32 Mb |
Savage4 PRO-M+ | AGP 4X/2X | 143MHz | 125MHz | 32 Mb |
Savage4 PRO-M | AGP 4X/2X | 125MHz | 110MHz | 32 Mb |
Savage4 GT | AGP 2X | 125MHz | 110MHz | 16 Mb |
Savage4 LT | AGP 2X | 110MHz | 110MHz | 8 Mb |
Как видно из таблицы чипы отличаются между собой частотой работы ядра/памяти, объемом обслуживаемой видеопямяти и типом шины AGP.
К отличительным особенностям чипсета Savage4 по сравнению с Savage3D стоит отнести:
На тестирование попала карта 3D Blaster Savage4 производства Creative, сердцем карты является чип S3 Savage4 Pro. 3D Blaster Savage4 работает на положенных чипу Pro частотах - 110/125MHz чипсет/память), плата несет на себе четыре микросхемы 8-наносекундной памяти типа SDRAM общим объемом 32Mb, на чип наклеен небольшой игольчатый радиатор. Помня то, как сильно грелся чип Savage3D я подумал, что специалисты Creative обязательно установили бы кулер на чип Savage4 если бы и он также сильно грелся как и его предшественник, и не стал прикреплять к радиатору вентилятор от процессора, хотя обычно я это делаю. Видеокарта выполнена в конструктиве AGP 2X, имеет микросхему флэш-BIOS, видеовыхода карта не имеет, хотя под соответствующую логику на карте имеется пустое место.
Установка драйверов карты прошла гладко, картинка на экране монитора не отличается чем-либо от видеокарт на чипе Savage3D, на резрешении в 1024*768 при 85-герцах уже заметно небольшое замыливание, хотя качество RAMDAC устроит большинство геймеров. Первые попытки запустить трехмерные игры приводили к зависанию видеосистемы через секунд пять-десять после старта игры. Потрогав пальцем радиатор карты я чуть не обжегся, таким горячим он был, пришлось привинчивать к нему вентилятор от процессора.
Устойчивой работы в закрытом корпусе при одном вентиляторе добиться не удалось, карта очень сильно грелась с задней стороны чипа и поэтому был установлен еще один вентилятор и с задней (верхней) стороны карты, после установки которого в закрытом корпусе видеокарта часами работала нормально. Такая ситуация с перегревом карты понравится не многим, хотя она и решаема.
Драйвера
Драйвера использовались от Creative версии 4.10.01.2102. В драйверах содержится стандартный креативовский BlasterControl обеспечивающий доступ к настройкам видеокарты. Внешний вид самого BlasterControl можно тоже настроить под свой вкус:
Все настройки располагаются в одной закладке, владельцы креативовских Бластеров знают, что это очень удобно, т.к. не захламляется окно Display Properties большим количеством дополнительных закладок и облегчает доступ к ним. В окне Adapter Information можно почерпнут информацию о чипе, памяти и версии BIOS и драйверов установленных в системе.
Далее в Monitor Settings выводится информация о мониторе, тут можно подвигать и поизменять изображение на мониторе посредством драйверов, что будет полезно при использовании старых моделей мониторов не имющих цифровых настроек с экраным меню.
В Color Settings можно побаловаться с настройками гаммы, результат проявляется сразу же за движениями ползунков и можно добиться наиболее оптимального отображения на экране выводимой информации, настройки гаммы сохраняются и после перезагрузки Windows.
Далее следует экран с настройками рабочего стола (Desktop Settings), тут можно сменить разрешение и глубину цвета, а также выбрать параметры для виртуального десктопа:
Ну и в последнем окне Advanced Settings устанавливаются рабочие частоты чипсета и памяти, по умолчанию они равны 110MHz и 125MHz соответственно. Максимально можно выставить 143MHz как на чипсет, так и на память.
Нажав в окне Advanced Settings кнопочку "More...", попадаем в следующее окно именуемое More Settings, в котором "морем" установок и не пахнет :-(. Здесь присутствуют настройки работы ускорителя в DirectX и пара параметров работы шины AGP.
Тут стоит вспомнить Savage3D, там я уже об этом писал.
Always use S3TC texture compression - если поставить галочку в данном пункте, то драйвера карты будут принудительно сжимать все приходящие текстуры без разбора, что в свою очередь немного увеличит скорость работы при использовании больших текстур, но ценой этому будет долгая подкачка текстур и ухудшение качества изображения из-за того что при сжатии качество текстур ухудшается.
Force textures to be mipmapped - автомипмаппинг немного ускоряет работу, но в тоже время ухудшает изображение, так что лучше его отключать, пусть все будет так, как предусмотрел разработчик игры.
Wait for Vertical Sync - включение вертикальной синхронизации, ну это всем известно, если включить вертикальную синхронизацию то изображение на экране не будет рваться, а при отключенной синхронизации можно получить прибавку в несколько FPS, а если к отключенному Vsync включить еще использование тройной буферизации, то изображение рваться уже не будет.
AGP memory size - это размер AGP-памяти выделяемый из системной памяти, который будет доступен ускорителю. Большой размер этой памяти требуют игры с использование API S3Metal и расчитанные на работу с большими текстурами.
Enable AGP side-band protocol - включение этого параметра позволить увеличить пропускную способность шины AGP, но на некоторых материнских платах может привести к зависанию системы.
Настроек в драйверах не слишком много и чтобы получить доступ к большему количеству настроек рекомендуется программа S3 Tweak, которая помимо Savage3D уже знает и Savage4.
Тестирование проходило на системе следующей конфигурации:
Сравнивать S3 Savage4 будем с Riva TNT (Creative Graphics Blaster Riva TNT) и Riva TNT2 (ASUS AGP-V3800). Creative 3D Blaster Savage4 использовался с драйверами от Creative версии 4.10.01.2102, а TNT и TNT2 использовались с референс-драйверами версии 2.08 от nVidia.
Для начала посмотрим как Savage4 работает в Direct3D:
Видно что Savage4 находится между TNT и TNT2 немного ближе к TNT чем к TNT2, тут следует подметить что на всех опробованных мной драйверах (два референс-драйвера от S3 и один от Creative) у Savage4 наблюдался лаг и изображение двигалось рывками, то сильно ускорялось, то замедлялось и чем выше было разрешение, тем сильнее был лаг. У Savage4 очень высокое качество изображения в 3D, цвета очень сочные и живые, а благодаря полноценной трилинейной фильтрации качество изображения лучше чем выдают карты на чипах Riva TNT/TNT2 в которых используется трилинейная апроксимация.
Интересно, а как обстоят дела у Savage4 с OpenGL, это проверим на игре Quake II:
Quake II (demo1.dm2), 32bit
Мда, тут Savage4 проигрывает уже и "старушке" TNT, правда происходит это из-за отсутствия в OpenGL драйвере SGIS-мультитекстурирования, а ARB-мультитекстурирование Quake II пока не поддерживает, такая же ситуация была одно время и с драйверами TNT, так что если Quake II будет поддерживать ARB-мультитекстурирование, то результаты будут значительно выше. Да и с качеством изображения в OpenGL у Savage4 имеются некоторые проблемы.
Также был опробован и Quake III test 1.06, играть в него было значительно приятнее, если на TNT в режиме 800*600*32bit играть не очень удобно, то на Savage4 в этом режиме все бегает очень прилично - вот что значит нормальная поддержка мультитекстурирования. Изображение в игре было очень насыщенное, полноценная трилинейная фильтрация очень сильно улучшала качествво картинки по сравнению с картинкой получаемой на TNT/TNT2, но в игре было много и неточностей в изображении: проблемы с прозрачностью, те же что и в Quake II проблемы с оружием, не было светящихся ореолов вокруг фонарей, ну а после замера скорости по timedemo в конце прогона тестового уровня изображение сбивалось и не было видно результатов теста, консоль и меню игры не больше отображались, короче сплошные глюки. Хотя списывать эти глюки на драйвера еще рано, ведь в Quake II нет такого количества недочетов, скорей всего виноват сам тест и стоит надеятся что в следующей версии все будет исправлено.