Оригинал материала: https://3dnews.kz/180994

Линейка фотобумаги Salute: экономим с комфортом

Современный рынок расходных материалов – излюбленная тема публикаций многих изданий в последнее время. Излюбленная, но отнюдь не избитая, поскольку с течением времени цифровые камеры – основной "поставщик" контента для печати, дешевеют, получают всё большее распространение, и вопросы выбора расходных материалов – картриджей и бумаги, становятся актуальными для большего количества покупателей. Производители оригинальных расходных материалов, в свою очередь, не дремлют, предлагая всё больший ассортимент принтеров и различных носителей. А уж насколько "не дремлют" поставщики альтернативной "расходки"! Что там говорить: если ещё пару-тройку лет назад, выбирая альтернативу качественным, но весьма бьющим по карману оригинальным расходным материалам, достаточно было выбрать из пяти-семи наименований, то сейчас этот счёт идёт на десятки. Скорее всего, эта тенденция в дальнейшем только усилится. Так всё же, есть ли смысл добиваться экономии и связываться с альтернативными расходными материалами? Многочисленные исследования, в том числе, неоднократно проводившиеся в нашей лаборатории, показали, что по крайней мере, в вопросе с картриджами для струйной печати овчинка стоит выделки. При условии если вы не намерены играть в рулетку и, благодаря собственным экспериментам или опираясь на мнение экспертов, регулярно пользуетесь однажды выбранным типом совместимых картриджей. Практика показывает, что диапазон разброса качества печати с использованием альтернативных картриджей для струйной печати весьма велик. Более того, порой нельзя с большой долей уверенности посоветовать применение картриджей для нового типа принтеров от иного производителя принтеров, несмотря на отлично зарекомендовавшие себя картриджи для работы с другими моделями. И всё же выход есть: подбираем надёжного постоянного поставщика альтернативных картриджей (или чернил для СНПЧ), экспериментируем с настройками - вплоть до создания персонального цветового профиля, и жизнь налаживается – есть получается хорошее качество вкупе с экономией. Совсем другие сложности с выбором альтернативных расходных материалов со сводным названием "носители информации". Да-да, именно бумага, особенно для фотопечати, сулящая значительную экономию расходов, является в настоящее время наименее изученной областью. Рынок альтернативной бумаги для фотопечати в настоящее время переживает настоящий бум, шутка ли – даже компании, владеющие весьма известными международными брендами, имеют в ассортименте такую продукцию. Что интересно отметить, обычно на упаковках с такой фотобумагой имеется надпись вроде "для любых типов струйных принтеров". И это при всём при том, что каждый производитель принтеров и, соответственно, картриджей и носителей, неустанно утверждает о лучшей совместимости только своих расходников. Конечно, это несколько "отпугивает" желающих поэкспериментировать с недорогими альтернативами, но если уж такие известные компании как TDK или Konica Minolta позиционируют свою фотобумагу в качестве универсального носителя для фотопечати на любых струйных принтерах от любых производителей, что уж говорить о менее "раскрученных" торговых марках!
 Salute
Сегодня мы познакомим наших читателей с продукцией компании Salute, не первый год известной в России своими картриджами и чернилами для струйной печати. В настоящее время компания Salute также активизировалась в качестве поставщика различных сортов бумаги для струйной и лазерной печати, в том числе, для фотопринтеров. Хотя, честно признаться, выбор поставщика бумаги для написания этого материала не был действительно критичен. Главная цель, поставленная автором до начала написания материала, была сформулирована так: попробовать разработать какие-то более-менее универсальные критерии оценки недорогой альтернативной фотобумаги для дальнейшего её использования на постоянной основе. Разумеется, у каждого из нас уровень требований различен – кому-то важнее цена, кому-то качество, кого-то устраивает выработанный самостоятельно внутренний компромисс этих параметров. Вот и попробуем сегодня определить ключевые требования, чтобы затем подходить с ними к любым сортам фотобумаги от любого производителя, также как сегодня подошли к бумаге Salute.

Что мы тестировали

Каковы же ключевые критерии, по которым фотобумага оценивается на профессиональном уровне стандартов? Не претендуя на полную экспертизу и всеобъемлющий характер оценки, автор всё же попытался просуммировать наиболее критичные показатели фотоносителей. К ним относятся:
  • Плотность - один из наиболее важных параметров, измеряется в граммах на квадратный метр (г/м²). Традиционно (и порой ошибочно) принято считать, что чем плотнее носитель, тем он предпочтительнее для представительной фотопечати, хотя на практике это не совсем так – даже специализированные носители для фотопечати плотностью порядка 100 г/м² способны отлично справляться с поставленной задачей. Другое дело, что фотокарточки и, например, визитки, действительно лучше смотрятся при печати на картоне или полукартоне
  • Белизна - параметр, определяющий степень отражения света от листа. Повышение белизны осуществляется за счет специальных добавок при обработке бумаги и отражается на ее конечной стоимости, однако на работу техники фактически не влияет, только на качество восприятия
  • Загрязнения носителя - как правило, делятся на внутренние (химикаты, клеи), возникающие при изготовлении рабочего слоя фотобумаги, и внешние (пыль), "налипающие", например, вследствие возникновения поверхностного статического заряда
  • Кислотная или щелочная реакция носителя - возникает вследствие проклейки слоев носителя для замедления проникновения жидкостей (чернил, красителей) внутрь листа, а также для закрепления волокон
  • Влажность – менее критична для фотобумаг нежели чем для носителей под лазерную печать
  • Изгиб – параметр, определяемый при пробной печати. При большой влажности носителя его изгиб и скручивание почти неизбежно
  • Жесткость – параметр, разнящийся в зависимости от расположения волокон и всегда выше в направлении поперек волокон
  • Гладкость - в лабораторных условиях определяется по потоку воздуха над листом бумаги. Параметр, совершенно некритичный для "творческих" фотобумаг – холстов, текстурированных носителей
  • Пористость - влияет как на надежность подачи, так и на качество финального отпечатка
  • Калибр (толщина) - полностью зависит от плотности и последующего каландрирования (прессования). Более высокий калибр говорит о более жестком сорте бумаги
  • Электропроводность - параметр, из-за которого порой возникают пропуски изображения или происходит слипание листов
  • Трение - параметр, влияющий на подачу бумаги из лотка, определяет то, с какой легкостью листы отделяются друг от друга
  • Качество кромок - при низком качестве резки пыль может попасть под чернила или оседает на печатном тракте
  • Упаковка - параметр не только маркетинговый, для распознавания бренда, но также позволяющий задерживать процесс выцветания носителя и впитывание влаги
И всё же ключевым критерием для любой фотобумаги является показатель её взаимодействия с чернилами. Это один из ключевых физико-химических параметров, позиционируемый производителями оригинальных картриджей и носителей как большое "ноу-хау", которое невозможно воспроизвести с точностью в лабораториях третьих компаний. Благодаря тщательной "подгонке" состава чернил и слоёв фотобумаги на поверхности носителя после печати образуется быстровысыхающий результат этого самого химического взаимодействия. Поставщикам альтернативной бумаги остаётся лишь тщательно экспериментировать для того, чтобы в результате получить максимальное качество "взаимодействия" с широким перечнем различных чернил. Побочные эффекты плохой или недостаточной проработки этого параметра – плохая передача цветов, недостаточный цветовой охват, несовместимость фотобумаги с некоторыми типами чернил, лёгкое осыпание или смазывание чернил с носителя, быстрое выцветание, повышенная гигроскопичность и многое другое. В целом, специалисты по производству фотобумаги насчитывают более пятидесяти (!) параметров для оценки качества носителя и его совместимости с тем или иным видом чернил. Сложности также добавляет тот факт, что чернила для струйной фотопечати бывают растворимые (водный раствор красителя и добавок) и пигментные (тонкодисперсная эмульсия красителя и добавок). Надеюсь, вы уже поняли, что фотобумага для струйной печати – целая наука, и создание хороших носителей для фотопечати невозможно на коленке, в кустарных условиях. Весь вопрос лишь в добросовестности производителей бумаги, затрачивающих деньги на такие исследования или напротив, полагающиеся на авось и выпускающие "что подешевле".

Как мы тестировали

В свою очередь, протестировать все ключевые параметры фотобумаги без специального оборудования нереально, особенно в домашних условиях. И всё же выход есть, и заключается он в отсеве второстепенных характеристик. Такие ключевые параметры как белизну, непрозрачность, глянец, мягкость, прочность, однородность, качество закрепления чернил и устойчивость к воздействию влаги, мы будем оценивать привычными и естественными для таких случаев визуальными и тактильными способами. Что касается качества печати, её будем оценивать с помощью пробных распечатков тестовых страниц. Наконец, в сравнении полученных результатов с "контрольными", сделанными с применением картриджей и носителей оригинального производства, определится истина и наш окончательный вердикт.
 Salute
Сегодняшнее знакомство и испытания бумаги производства компании Salute производилось с помощью следующего тестового стенда. Для печати использовался 6-цветный фотопринтер PIXMA iP6000D производства компании Canon. В качестве эталона использовались отпечатки, полученные с помощью оригинальных чернил Canon на одном из лучших сортов фотобумаги Canon - InkJet Photo Paper Super High Gloss плотностью 245 г/м². В качестве тестовой таблицы использовалась подготовленная для такого случая в графическом пакете CorelDraw! 12 мишень, включающая несколько характерных фотоснимков, плашки основных цветов палитры RGB (как наиболее востребованные, в частности, при печати фотографий с цифровых носителей) и градиентная 512-ступенчатая заливка из круговой гаммы цветов RGB.
 Тестовая мишень
Подчеркну, что фотоснимки для мишени отбирались по критериям насыщенности цветов, широкого охвата цветовой гаммы, а также (в случае с фото, расположенным вверху слева) для оценки наиболее сложных цветовых переходов между красными, оранжевыми и жёлтыми оттенками.
 Тестовая мишень
 Тестовая мишень
 Тестовая мишень
 Тестовая мишень
Несколько вводных слов о бумаге, любезно предоставленной для сегодняшнего тестирования компанией Salute. Ключевые характеристики носителей приведены в таблице ниже:
Артикул Краткое наименование Краткое описание Формат Листов в пачке
SLA 6 -180gp SL-180 Glossy A6 180 г/м2, глянцевая A6 20
SLA 6 -190gp SL- J190 Glossy A6 190 г/м2, глянцевая А6 20
SLA 6 - 230gp2 SL-230 Matt / Glossy 2х A6 230 г/м2, двусторонняя глянцевая / матовая A6 20
SLA 6 - 260ghp SL-260 Super Glossy A6 260 г/м2, глянцевая, суперглянец A6 20
SLA 4 -128mp SL-Z128 Matte CP 128 г/м2, матовая A4 100
SLA 4 -180gp SL-180 Glossy A4 180 г/м2, глянцевая A4 20
SLA 4 -190gp SL- J190g Glossy A4 190 г/м2, глянцевая А4 20
SLA 4 - 220mpc SL-220 Matt Cloth A4

220 г/м2, матовая, с тиснением

A4 50
SLA 4 - 230gpc SL-230 Glossy Cloth A4

230 г/м2, глянцевая, с тиснением

А4 50
SLA 4 - 230gp2 SL-230 Matt/Glossy 2х A4

230 г/м2, двусторонняя глянцевая / матовая

A4 20
SLA 4 - 250wp SL-W250 Color A4 250 г/м2, матовая А4 50
SLA 4 - 260ghp SL-260 Super Glossy A4 260 г/м2, глянцевая, суперглянец A4 20
Все сорта фотобумаги Salute поставляются в схожих по дизайну опрятных "фирменных" упаковках, на которых нанесён логотип и название фирмы-производителя, характеристики носителя (на русском языке!), ссылка на сайт компании, страна производства, подробное описание носителя, также на русском языке. Фотобумага формата A4 поставляются в закрывающихся картонных упаковках, внутри пачка бумаги переложена с двух сторон картонными листами и упакована в заклеивающийся пакет из прозрачного пластика, что гарантирует хранение носителей без доступа лучей света и влаги достаточно долгое время. Относительно носителей формата А6 стоит также упомянуть, что каждая пачка бумаги также переложена с двух сторон картонными листами, упакована в заклеивающийся пакет из прозрачного пластика; затем предусмотрен 2-сторонний картонный вкладыш, лицевая сторона которого одновременно служит "фирменной" упаковкой, и далее – ещё один пластиковый прозрачный пакет с самоклеющимся клапаном.
 Salute
 Salute
Должен отметить, что написание вот этих строк по результатам знакомства с различными сортами бумаги Salute – лишь видимая часть всего "айсберга" проведённых перед этим тестирований. Поэтому, ради того, чтобы получить исчерпывающие представления о продукции Salute, было решено провести параллельное тестирование этих же сортов бумаги не только с применением оригинальных картриджей Canon, но также совместимых расходников Salute, благо, для принтеров Canon класса Pixma iP6000D совместимые картриджи Salute - SL-C-6х, выпускаются уже давненько.
 Salute
Вот, собственно говоря, и вся присказка, а теперь по существу.

Впечатления от носителей и результаты тестирования

Весь процесс тестирования бумаги Salute можно разбить на несколько последовательных операций. Вначале производилась визуальная и тактильная оценка носителя, затем сравнивались отпечатки, полученные с помощью оригинальных картриджей и альтернативных чернил Salute. Наконец, традиционный тест на стойкость отпечатков к влажному и сухому смазыванию полученных отпечатков. Подробный отчёт о результатах было решено разбить по сортам бумаги. Фотобумага SL-180 глянцевая, плотностью 180 г/м² была представлена на тестирование в образцах формата А4 и А6. Бумага качественная, с достаточной для фотоносителя белизной и удовлетворительной гладкостью. После печати контрольного отпечатка стало заметно ещё не скручивание, но некоторый изгиб носителя (в особенности у формата А4), который, впрочем, связан отнюдь не с впитыванием чернил в носитель – с этим как раз всё в порядке. Очевидно, для изгиба этой бумаги достаточно одноразового прохода через тракт печати. Такие отпечатки лучше не использовать в качестве открыток и хранить в фотоальбомах. Сравнение отпечатка на бумаге Salute SL-180, сделанного чернилами Canon, с контрольным отпечатком, выполненным на бумаге Canon чернилами Canon, показало минимальный уход гаммы в светло-розовую область, едва заметный на светло-серых участках монохромной шкалы. Вместе с тем сохранилась передача гаммы нежных розовых оттенков и киновари. Сравнение с отпечатком, сделанным с помощью чернил Salute, выявило несколько меньшую насыщенность пурпура при общем сохранении палитры оттенков. Фотобумага SL-J190 глянцевая, плотностью 190 г/м² была представлена на тестирование в образцах формата А4 и А6. По сравнению с предыдущим сортом эта бумага более плотная, с заметно большей белизной и примерно схожей гладкостью. Печать контрольного отпечатка также привела к тенденции некоторого загибания длинных сторон у бумаги формата А4, также из-за прохождения через тракт печати, ибо на площади наложения контрольного распечатка никаких следов набухания или изгиба носителя не замечено. Рекомендации к этому сорту бумаги такие же – отпечатки лучше хранить в фотоальбомах. Сравнение отпечатка на бумаге Salute SL-J190, сделанного чернилами Canon, с контрольным отпечатком, выполненным на бумаге Canon чернилами Canon, также показало едва заметный уход гаммы в светло-розовую область на монохромной шкале. Сравнение с отпечатком, сделанным с помощью чернил Salute, также выявило несколько меньшую насыщенность пурпура, заметную, впрочем, главным образом на светлых участках фотографий. Фотобумага SL-260 глянцевая, класса "суперглянец", плотностью 260 г/м², была представлена на тестирование в образцах формата А4 и А6. Слов нет, это лучшая глянцевая бумага, принявшая участие в этом тестировании. Плотная, с отличной белизной и гладкостью, без малейшего намёка на изгиб после печати, эта бумага может использоваться в качестве универсального носителя для большинства печатных фоторабот. Сравнение отпечатка на бумаге Salute SL-260, сделанного чернилами Canon, с контрольным отпечатком, выполненным на бумаге Canon чернилами Canon, показало минимальное расхождение между ними, При очень тщательном исследовании отпечатков конечно же можно заметить некоторые следы розового оттенка на плашке с 50% серого, но в целом результат смотрится весьма достойно. Сравнение с отпечатком, сделанным с помощью чернил Salute, выявило несколько меньшую насыщенность цветов, получаемых с помощью картриджей Magenta и Magenta Photo. Во всех случаях отклонения от контрольного отпечатка носят систематический характер, из чего можно сделать простой вывод: достаточно не полениться и один раз создать собственный цветовой профиль под весь спектр глянцевой фотобумаги Salute, чтобы было вам счастье. Впрочем, не исключено, что производитель со временем сам представит профили под свои носители, по крайней мере, такие работы в Salute ведутся. Фотобумага SL-230, двусторонняя глянцевая / матовая, плотностью 230 г/м², была представлена на тестирование в образцах формата А4 и А6. Отличная универсальная двусторонняя бумага с отличной белизной, гладкостью, проходящая через тракт печати без малейшего изгиба. Матовая сторона бумаги и вовсе безупречна в плане гладкости. Сравнение глянцевой стороны отпечатка на бумаге Salute SL-230, сделанного чернилами Canon, с контрольным отпечатком, выполненным на бумаге Canon чернилами Canon, показало результаты, примерно схожие с полученными при тестировании образцов SL-260. Сравнение матовой стороны отпечатка, особенно с выполненным чернилами Salute, принесло несколько большее расхождение: в характерных местах жёлтый цвет кажется менее насыщенным, сгладились оттенки розового и киновари, сочный зелёный цвет местами "ушёл" в "салатные" оттенки. Фотобумага SL-W250, матовая, плотностью 250 г/м², была представлена на тестирование в образцах формата А4. Отличный полукартон для самого широкого спектра работ с отличной белизной, гладкостью, без малейшего изгиба после печати. Сравнение отпечатка на бумаге Salute SL-W250, сделанного чернилами Canon, с контрольным отпечатком, выполненным на бумаге Canon чернилами Canon, показало результаты, примерно схожие с полученными при тестировании матовой стороны образцов 2-сторонней бумаги SL-230. Сравнение контрольного образца с отпечатком, выполненным чернилами Salute, также принесло более заметное расхождение результатов с меньшей насыщенностью жёлтого и розового оттенков. Очевидно, матовую бумагу также "спасёт" создание соответствующего цветового профиля. Фотобумага SL-Z128 Matte CP, матовая, плотностью 128 г/м², была представлена на тестирование в образцах формата А4. Потрясающе интересный носитель: лично меня всегда удивляли сорта фотобумаг, по толщине и плотности не отличимые от обычной офисной бумаги, но способные показывать чудеса при струйной печати. Все цветовые отклонения, замеченные при тестировании предыдущих сортов матовых фотобумаг, также характерны для SL-Z128 Matte CP, здесь, похоже, создание цветового профиля также способно решить все цветовые проблемы. Зато не могу не отметить некоторую "живость" отпечатков, получаемых на SL-Z128 Matte CP. Без сравнения с контрольным образцом вы и в жизнь не подумаете, что этот сочный насыщенный отпечаток имеет какие-либо отклонения. По мне, так распечатка большинства любительских фото на этой бумаге более чем актуальна и без всяких профилей. Наконец, немного экзотики. А именно – два сорта фотобумаги с тиснением. Только после тестирования фотобумаг Salute SL-230 Glossy Cloth A4 и SL-220 Matt Cloth A4 - с тиснением, глянцевой и матовой соответственно, плотностью 230 г/м² и 220 г/м², начинаешь понимать, почему такие носители поставляются только в формате А4 и более. Действительно, небольшие портреты, пейзажи и другие малоформатные снимки с мелкой детализацией даже теряют в выразительности при печати на носителях "под холст". И в то же время медная люстра в обрамлении "радуги", размещённая в правом верхнем углу тестового отпечатка, смотрится потрясающе рельефно. Что и говорить, бумага превосходная, но для получения высокохудожественных отпечатков требует действительно мастерского подхода. Относительно характеристик отпечатков, полученных с использованием тиснёных бумаг можно сказать, что в целом они примерно соответствуют замечаниям, приведённым выше в адрес матовых и глянцевых сортов бумаги Salute соответственно. Рискну предположить, что профили, изготовленные для глянцевых и матовых сортов бумаг Salute можно будет с успехом применять и с матовыми образцами.
В заключение – несколько слов об устойчивости отпечатков, сделанных на разных сортах фотобумаги Salute, к попыткам воздействия на них влажными и сухими средами. По опыту работы с различными сортами бумаг от разных производителей могу в целом оценить стойкость фотобумаг Salute как "выше среднего". По крайней мере, всё, чего мне удалось "добиться" – это оставить отпечатки пальца на глянцевых сортах бумаги, к тщательным попыткам воздействия с помощью влажной и сухой ватки все сорта бумаги остались "равнодушны". Вот, в целом, и всё. Принимать ли в расчёт итоги этого тестирования при выборе альтернативных носителей для фотопечати или не принимать – решать вам. Однако выбравшись в магазин за подобными покупками, также нелишним будет обратить внимание на цену этого предложения. Вот тогда и есть смысл принимать окончательное решение…


Оригинал материала: https://3dnews.kz/180994