Не торопитесь доставать из кармана кошелек, увидев на прилавке коробку внушительного размера с тремя героическими профилями на фоне разрушенных зданий, ибо цена этого шедевра отечественных локализаторов складывается из стоимости 3-х дисков, содержащих…А впрочем, давайте начнем с начала.
"Другая Война – совершенно новый взгляд на события Второй Мировой глазами непосредственных участников событий. Игра сделана в лучших традициях мировых шедевров ролевых игр, таких как Diablo и Fallout, однако, вместо надоевших фентезийных миров действие происходит в реальности" - гласит краткое описание, появившееся на сайте Акеллы еще задолго до поступления игры в продажу. Сложно сказать, сколько поклонников вышеупомянутых шедевров ждали официального выхода "Другой Войны". Кому-то посчастливилось достать оригинальную версию Another War, кто-то почитал отзывы в форумах, но, как известно, лучше один раз увидеть… Тем более, что краткий анонс на сайте, перекочевавший впоследствии на обложку компакт-диска, обещал нечто впечатляющее. Графика в стиле JA, сюжет в духе Fallout, плюс хорошо знакомая по книгам и кинофильмам обстановка Второй Мировой Войны, "новый взгляд" на события которой манил воображение: а что же еще неизвестного нам расскажут? В общем, вопреки обыкновению, я "разорился" на 270 рублей и купил свежеиспеченный шедевр. Что из этого вышло, вы сейчас узнаете.
"Главный герой игры – наемник и авантюрист, должен вызволить своего друга из немецкого застенка. Его приключения начнутся в небольшой французской деревушке, где единственными признаками войны будут редкие германские патрули да солдаты Вермахта, выпивающие в местном баре. А завершатся…в блокадном Ленинграде, где вам предстоит узнать тайны самых секретных проектов Германии и Советского Союза"
Возможно, любопытный читатель спросит: зачем цитировать то, что можно прочитать на веб-сайте "Акеллы"? Все дело в том, что этот анонс, практически, от первого и до последнего слова – обман. А текст я привел для наглядности, ибо далее мы приступим к полному его разоблачению. Позволю себе небольшое "лирическое отступление" и задам вопрос: часто ли вы читаете описания игр на коробках? Что до меня, то я делаю это из "спортивного интереса", так как знаю, что в 70 процентах из 100 текст либо абсолютно безграмотен, либо полностью лжив. 10 процентов я оставлю для "коктейля" из вышеперечисленных "достоинств". Но, вернемся к сюжету игры.
К сожалению, об основном персонаже нам известно не очень много. Да, он действительно наемник и авантюрист. Из урывочных сведений, почерпнутых из его уст во время игры, герой этот родился в Норвегии, но вырос в Бразилии. Как ни странно, при формировании персонажа, нам предлагают выбрать ему польское имя. Что же, юмор, как и обещано, начинается с самого начала. Собственно, возможных персонажей всего 3, отличающихся по классу, как это принято в РПГ. Силач – туповатый детина с хорошим телосложением. Вор – ловкий, но субтильный. Интеллектуал (непременно в очках) – неглупый, но слабый. Трансформация готовых персонажей почти недоступна. При желании, можно слегка "подкачать" вора или очкарика, а также "вправить мозги" тупорылому качку. На это Вам дается не более 5 баллов. Изменяемые показатели видны на приведенном ниже скриншоте:
А начинается всё… Правильно! С бутылки! За круглым столом заседает "тёплая компания". Повествование ведется от имени некоего спутника главного героя. Спутник этот, собрав "шайку" собутыльников, собирается рассказать о своих героических приключениях в годы войны. После показа "увлекательного" ролика "про грузовик", мы попадаем на центральную площадь маленькой французской деревушки, куда главный герой прибыл для встречи со своим другом по имени Пьер. Первый ляп (уж не знаю чей!) встречается, как говорится "не отходя от кассы". Возможно, французское имя Пьер не менее популярно во Франции, чем, скажем, Пётр, в России, но водитель грузовика оказался тёзкой друга главного героя. А впрочем, оставим это на совести локализаторов и двинемся дальше. Площадь, которую вы видите на скриншоте, наполнена полезными и бесполезными вещами и персонажами. Например, афиша с Ч.Чаплиным на столбе. Смею заверить, что она еще пригодится. "Мужик в кожаном пальто", оказавшийся на поверку тайным агентом Гестапо, не обращает внимания на оскорбления главного героя и продолжает "таскаться" за ним по пятам. Хоть убей, но ничего полезного я в нем не нашел, равно как и в музыкантах, которые прерывали свой идиотский диалог лишь для того, чтобы послать нашего персонажа "куда подальше".
Однако пора было идти в кафе на встречу с тёзкой шофера. Страшно исхудавший (судя по комментариям) и ужасно напуганный Пьер сообщил нам, что является обладателем какой-то страшной тайны, которая не дает ему покоя ни днем, ни ночью. Увы, содержательная беседа была прервана появлением в "кабаке" эсесовского генерала, который треснул нашего персонажа чем-то тяжелым по голове. Очнувшись в камере, герой обнаруживает, что злобные враги опустошили его inventory, где, если честно, не было ни черта полезного за исключением кожаной куртки. Не стану подробно описывать способ, при помощи которого герой, став ко всему прочему обладателем ножа, покинул свою темницу. Вооруженный и очень опасный, он последовал по темным коридорам в поисках друга, а заодно и выхода на волю. Вообще, блуждание по лабиринтам в "Другой Войне", отчасти, напоминает Diablo: карта тоже есть, врагов достаточно, но всех можно не убивать. Бой ведется в реальном времени. В подземелье замка встречаются 2 основных типа солдат: стрелки с винтовками и "качки" с ножами. Последние наносят достаточно сильный урон в рукопашной схватке, а хит-пойнтов у них немало. Стрелки – ребята не очень опасные. Если подойти к ним вплотную и бить ножом, то очень скоро враг "откинет копыта". Кстати, смерть в игре, если можно так выразиться, вполне материальна. Над умирающим заносит косу бледный призрак, что смотрится впечатляюще, особенно на ранних стадиях игры. Потом это даже слегка раздражает, так как народу гибнет много, а смерть – дама неторопливая. Однако вернемся к сюжету.
Именно в подземелье главный герой встречает рассказчика – "в дымину" пьяного немецкого солдата по имени Иоганн, который был посажен под замок за дезертирство на почве злоупотребления спиртным. "Спящий был разбужен" и взят с собой в обмен на обещание показать выход из каземата. Надо сказать, что делать особо в подземелье было нечего. Для развития сюжета необходимо было лишь подслушать допрос Пьера, из которого стало ясно, что искать "страшную тайну" нужно на деревенском кладбище. Найти место, где содержался друг можно, как в сопровождении пьянчуги, так и без него. Неприятным сигналом стал еще один ляп: можно убить охранников Пьера, но несмотря на отсутствие второго выхода в застенке, друг бесследно исчезает. Столь очевидная несуразица вызвала у меня предчувствие чудовищной линейности сюжета. Но не будем забегать вперед.
Выйдя на поверхность в сопровождении алкаша-фашиста, наш герой первым делом отправляется за припасами. Честно говоря, любую РПГ я начинаю с похода к торговцу, невзирая на финансовые затруднения. Всегда приятно увидеть то, что будет доступно, когда карманы наполнятся деньгами и трофеями. "Барыгой", как это принято в большинстве игр, оказывается бармен того самого заведения, где наш герой получил "в торец". Однако, при повторном посещении торговца, оказывается, что товар обновляется каждый раз. С одной стороны, это хорошо, а с другой…Для покупки понравившегося продукта, зачастую, приходится обращаться к продавцу несколько раз. Причем, "несколько" - это в лучшем случае, что делает игру нудноватой. Конечно, резонно возразить, что, дескать, сам виноват, не хочешь – не бери, но… Магазины в Fallout и JA, на мой взгляд, были устроены более логично, а главное более удобно. Кстати, об удобстве. Inventory в игре имеет ограниченный размер, что "лечится" приобретением рюкзака, который увеличивает вместимость персонажа. Самое неприятное заключается в отсутствии кнопки автоматической сортировки содержимого. В результате увеличивается не полезное игровое время, а затраты на перекладывание груза. И если на начальной стадии игры это не ощущается, то ближе к середине это вырастает в серьезную проблему: благо, "барахла" достается немало. Но, продолжим…
Побывав на кладбище, а затем в церкви, герой впервые потерял своего спутника, павшего от рук злобных агентов Гестапо, а ваш покорный слуга был неприятно удивлен. К сожалению, основной персонаж и "вечно пьяный" Ганс тесно связаны "незримыми" узами кровного братства. Умер Иоганн – игра кончилась. Разумеется, поскольку повествование ведется от лица последнего, то его гибель вызывает "неустранимую ошибку", ибо так подсказывает нормальная логика. Скажем спасибо любезным авторам игры за то, что главный герой отныне вынужден постоянно спасать глупого слабого пьяницу от толпы озверевших врагов. Возможно, ситуация вполне жизненная, но от понимания этого легче не становится. Единственное, что утешает: Ганса можно "прокачивать", как и основного персонажа. Да, я, кажется, забыл упомянуть, что убийства врагов и выполнение квестов, как это и принято в РПГ, ведут героя к повышению уровня, которое дает увеличение хит-пойнтов и призовые баллы. Использовать их можно как для улучшения основных характеристик, так и для приобретения особых навыков типа отбрасывания гранат, лечения, специализации оружия и прочего. Но, к игре…
"…где единственными признаками войны будут редкие германские патрули да солдаты Вермахта, выпивающие в местном баре" Как подло нас обманули! В местном баре не было ни одного солдата Вермахта, а "редкие патрули"… Конечно, если попасть на строевой смотр в Таманскую дивизию, то количество вооруженных военнослужащих в лесах под Annecy, а именно так называется маленькая деревушка, покажется незначительным. "Редкие патрули" представляли собой хорошо организованные отряды противника под руководством достаточно проворных и метких офицеров. Стоит ли говорить, что при повторном посещении "зачищенных" районов, личный состав противника респаунится, как аптечки в сетевом Doom? Трупики же бесследно исчезают. Ну как тут не вспомнить незабвенный JA от Буки, стервятников и реплику Shadow: "Как отвратительно! Совсем озверели!". Да, до настоящих шедевров "Другой Войне" далековато. Предметы, тем не менее, остаются на "месте преступления", так что взять их не составляет труда в любое время. Но, это уже другая история. А мы вернемся во Францию. Согласно сюжету половина "активного" населения городка помогает Сопротивлению, с помощью которого крайне необходимо достать фальшивые документы для Иоганна (герой наш, видимо, в оных не нуждается. И правда, кто же посмеет спросить "аусвайс" у "солдата удачи"?). Для получения документов надо лишь выполнить маленькое задание отважного подпольщика. Едва ли имеет смысл описывать побочные квесты, выполнение которых дает лишь прирост XP. Скажу лишь, что в деревне их не очень много. По ходу блужданий в Annecy, находится и предмет, "сгубивший юность" старины Пьера. Оказывается это древняя карта, изображающая "черт знает какие" места. Одно несомненно – арестованного друга надо искать в Югославии. Туда мы, получив искомый аусвайс, и отправляемся.