Оригинал материала: https://3dnews.kz/183357

Medieval: Total War

Автор: QW
Говорят, что труд сделал из обезьяны человека.
Но на самом деле обезьяна взяла палку
не для того, чтобы сбить ею банан,
а для того, чтобы ударить другую обезьяну.

Люди начали воевать друг с другом наверное еще до того, как научились внятно говорить. Посмотрите на человеческую историю, вся она состоит из беспрерывной цепочки войн. Если кто-либо думает, что сможет найти хоть один день за всю человеческую историю, когда люди не убивали себе подобных, он жестоко заблуждается. Что бы не говорили пацифисты, война есть, была, и, наверное, будет основным двигателем технического прогресса. Государство всегда с большей охотой финансировало науку, если ее исследования направлены на изобретение оружия. И по сей день все осталось по прежнему. К примеру: первый спутник полетел в космос как результат разработки баллистических ракет (чтоб не погрешить против истины, вынужден заметить, что именно с космосом связанно развитие технологий, напрямую не связанное с войной. Помните гонку между СССР и США за покорение космоса? Хотя это тоже кое-кто называл войной, но за всю человеческую историю не было более бескровной и полезной войны, где целью было не покорение противника, не завоевание новых территорий, а только престиж страны. Жаль, что американцы первые добрались до Луны. Думаю, что если бы эту гонку выиграли русские, то в попытке нас догнать американцы уже сейчас рыли бы котлованы для своей марсианской базы :)). Первый компьютер появился еще во времена 2-й мировой войны и занимался он шифровкой и дешифровкой секретных депеш, даже интернет изначально был военной сетью. А как насчет подводных лодок? Уже прошло больше века со времени их появления, но до сих пор у них нет мирных аналогов за исключением батискафов.

Похоже, что страсть к войне, прошедшая через всю человеческую историю, заложена в самые основы человеческого характера. Не избежали этого и компьютерные игры. Не все из них но, наверное, более 80% игр хоть как-то связано с войной или ведением боевых действий. Не стал исключением и...

Medieval: Total War

Фактически, это продолжение другой, очень нашумевшей в свое время игры Shogun: Total War. В Medieval: Total War действие игры разворачивается в Европе, на заре первого тысячелетия. Это один из самых мрачных периодов в истории Европы, получивший название "Темные Века". Времена варварства и невежества, инквизиции и охоты на ведьм, когда люди, даже высокородные, зачастую мылись 3-4 раза за свою короткую жизнь, и ни разу за все время военного похода. Границы государств менялись каждый год, велись знаменитые столетние войны и в Европе вспыхивали страшные эпидемии.

Игра представляет собой глобальную стратегию с тактическими битвами. Если попробовать объяснить это более простым языком, то практически это две игры. Стратегическая и тактическая.

Стратегическая часть происходит на карте Европы, где вы передвигаете войска по странам (провинциям), создаете различные постройки, войска, короче управляете государствам. Все точно так же, как и в Shogun: Total War, только карта больше, построек тоже больше (они теперь даже все не вмещаются в окошко снизу, там появилась стрелочка прокрутки) и войск соответственно тоже больше. На стратегической карте игра представляет собой обычную глобальную походовую стратегию, на каждый стратегический ход уходит один год. Если в течение года произошли события, требующие военного решения (к примеру нападение на соседние государство, или прибытие к вам крестового похода), игра предлагает вам перейти в тактический режим, где вам предстоит проявит свой талант полководца уже в реал-тайме. Впрочем, те кто играл в Shogun, в таких пояснениях не нуждаются. Если у вас нет времени и желания утруждать себя мелкими пограничными стычками, битву можно пропустить, выбрав автоматический подсчет результатов боя. Компьютер подсчитает все достаточно честно. (Любители пошаговых стратегий и ненавистники реал-тайма таким образом могут пройти всю игру, не сыграв ни одной тактической битвы).

Со времен Shogunа в Medieval на тактической карте изменилось немного. Управление войсками стало проще, исчезли такие сложные построения, как обход с правого фланга и им подобные. Остались только плотный строй, рассыпчатый строй (очень хорошо помогает при обстреле), клин (наибольшую эффективность он имеет при чарже тяжелой кавалерии), построение в 1, 2, 3 ряда и конечно же custom. Появилась тяжелая артиллерия, сначала это баллисты и катапульты, но под конец появляются уже настоящие орудия. Артиллерия не может двигаться по полю боя, и грамотно расставленные огневые точки, еще до начала боя, могут очень сильно облегчить жизнь. Правда из-за их ограниченной дальнобойности и невозможности маневра на поле боя это больше оборонительное, чем наступательное вооружение. Некоторые очень большие и тяжелые орудия и требушеты надо закапывать в землю. Поэтому они не могут даже разворачиваться.

Еще одним изобретением Medieval можно считать возможность набрать во время боя военнопленных. Про женевскую конвенцию об обращении с пленными в те времена еще никто не слышал. Поэтому их дальнейшая судьба полностью зависит от вас, вы можете их казнить прямо на месте или же потребовать за них выкуп, не хватает только возможности использовать их как дармовую рабочую силу. Но в то время это было не принято, в качестве дармовой рабочей силы использовали собственное население. Если вы все-таки решите взять за них выкуп, то имейте в виду, что очень скоро они снова появятся на поле боя.

Игра охватывает очень большой временной период (около 500 лет), и в начале игры у вас есть возможность выбора между тремя периодами - ранним, средним и поздним. Кроме разных уровней технического развития с наступлением каждого из этих периодов происходит очередной передел земель. Начальные условия для каждой из наций могут отличаться: от тепличных, до очень жестких, когда на нее идет жесткий прессинг со всех сторон. Это обстоятельство вызвало появление дополнительного рейтинга сложности для каждой нации.

Условий победы может быть два, это банальный "завоюй их всех", или игра на великие достижения. Каждое из них дает вам некоторое количество очков. Достижения могут быть вроде: защитить свою родину (определенную провинцию) от врагов, или отбить ее до определенной даты. Успешно провести несколько крестовых походов, или же до определенного времени уничтожить какую-либо нацию.

В Shogun: Total War различия между кланами были достаточно условны, более-менее серьезная разница появилась только в The Mongol Invasion. Medieval лишен этого недостатка, каждая из представленных наций по-своему уникальна. Кроме религии, у любой из них есть свои уникальные войска, причем если географически и культурно нации очень далеки друг от друга (например, турки и шведы), то у них может не оказаться ни одного одинакового юнита.

Игру постоянно разнообразят сообщения и события. Некоторые из них нам уже хорошо знакомы по Shogun: Total War, это сообщения о самой богатой, самой сильной, самой довольной, или самой развитой нации. О стихийных бедствиях, засухах, наводнениях, эпидемиях, каждое из которых ополовинивает доход от пострадавшей провинции. Но это еще не все, иногда попадаются сообщения, вроде появления философа или писателя, труды которого оказывают влияние на всю его страну. Нахождения святой реликвии или появления местной Жанны Д`Арк. Есть и более веселые вещи, в виде появления разбойников в шервудском лесу (Робин Гуды чертовы), или возрождения какой-либо давно уничтоженной нации. Может оказаться что кто-то из недобитых наследников ходил по деревням и набирал себе армию из бывших поданных своих предков. И когда он решит, что набрал достаточно, то у вас глубоко в тылу из ниоткуда может появиться враждебная армия. Очень сильная, или несколько поменьше. В этом случае атакованными могут оказаться несколько провинций одновременно. Но самое неприятное - это гражданская война. Вся ваша империя делится на две части, и вам предлагают выбрать сторону на которой воевать.

Дипломатия, шпионаж и т.д.

Хотят ли русские войны?


Ultima ratio rex – Последний довод короля. Впервые это изречение появилось на пушках в начале 17 века и оно как нельзя лучше подходит по духу ко всей игре. Война - это, безусловно, самый кардинальный и эффективный способ навязать противнику свою волю. Однако, несмотря на все свои преимущества, он не всегда самый лучший и экономичный. Нарушение мирных договоров, постоянные войны со своими братьями по вере, игнорирования требований Папы (справедливо только для католического государства), могут привести к тому, что вам придется в одиночку воевать против половины мира. А война на 2-3 фронта - верный путь к поражению. Для избежания такой печальной ситуации придется пользоваться правилами подковерной политической борьбы. Для простейших дипломатических игр вам потребуется эмиссар. Основное его назначение, это заключение мирных договоров и заключение альянсов. Но это только официальное прикрытие, на самом деле он нужен для сбора информации об потенциальном или реальном противнике (проще говоря шпионаж). И подкупа вражеских или нейтральных армий, для переманивания их на свою сторону. Причем арестовать его, или даже просто выслать из страны нельзя, дипломатический иммунитет, понимаете ли. Никто не захочет мириться с таким безобразием творящимся у себя под носом, и если нет официальных путей избавиться от такой помехи, всегда можно найти специалиста который решит эту проблему неофициальным путем.

Assasin ака убийца. Не думаю, что кто-либо сможет сказать, когда впервые появились представители этой профессии. Но вплоть до недавнего времени они были самым популярным инструментом для разрешения деликатных и неудобных проблем (хотя на постсоветском пространстве они, похоже, до сих пор остаются удобным инструментом для деловых переговоров). Таким образом, можно решить проблему с кем угодно, с чужим эмиссаром, генералом, даже наследным принцем или принцессой. Причем без разницы, являются эти жертвы представителями союзников или врагов. Убить можно даже своего генерала. Единственное неудобство ассасинов, что они очень часто умирают. Но тут уж ничего не поделаешь, издержки профессии. Прокачать ассасина до 5-6 ранга (при котором он уже имеет достаточно неплохой шанс для убийства членов королевской семьи) - очень непростая задача. Свои ранги они получают за успешно выполненное задания, грубо говоря за зарубки на его оружии. Ваши соперники также не будут сидеть сложа руки, если вы не примете меры по защите ваших эмиссаров и агентов, то через некоторое время вы рискуете остаться без дипломатов, священников, и возможно, без своих лучших генералов.

Давно известно что самый эффективный способ тушения лесных или степных пожаров - это другой пожар пущенный навстречу. Так же и с убийцами - если хотите спать спокойно, держите около себя своего ассасина, который будет заниматься вопросами вашей охраны. Также могут помочь постройки, осуществляющие пограничный контроль.

Ни одно государство не может существовать без служб внешней разведки и внутренней госбезопасности. Именно этим в Medieval: Total War и занимаются шпионы. Люди с тысячью лиц, которые в зависимости от обстоятельств могут стать кем угодно.

На своей территории это контрразведчики, охраняющие важнейшие государственные тайны (вроде того что наследный принц отъявленный алкоголик, и спит со своей сестрой), и отлавливают чужих шпионов и убийц. Если родина прикажет, то он может стать Че Геварой, выполняющим свой патриотический долг за рубежом, оказывая помощь угнетенному народу, раздувая горнило праведного народного гнева. Красных знамен в те времена еще не изобрели, поэтому обычно дело кончается банальным народным бунтом. Про идущих следом за ним эмиссаров с мешками денег он ничего не знает :-) . Также он может превратиться и в частного детектива, собирающего у ваших соседей компромат на слишком популярного у них принца или генерала. Не беда, если народ считает его святым, хороший шпион всегда сможет раскопать доказательства того что он, к примеру, педофил, и довести это до его населения.

Государство это я.

Заявил Людовик XIV, и был в этом совершенно прав. Хоть это и было сказано более чем полтысячелетия позже начала событий в Medieval: Total War, это в полной мере можно применить к правителем в игре. Только от монарха (в данном случае игрока) зависит с кем заключать альянс, на кого пойти войной и на ком женить своих дочерей. Королевская семья, Династия, в средние века главный признак существования государства. В игре необходимо внимательно следить за состоянием своего здоровья и своими наследниками, редко какой король доживает до 80 лет, и отсутствие дееспособных наследников означает конец государства. Кроме сыновей, естественно, рождаются и дочери, но в те времена не могло идти и речи о том, чтобы какая-то из них заняла отцовский трон, даже если нет других наследников. Нельзя сказать, что они совсем бесполезны, при желании их можно использовать как эмиссаров для заключения мира, но это не главное их предназначение. Удачно выйти замуж - не это ли главная цель любой девушки? Современные, эмансипированные женщины могут с этим поспорить, но в то время таких вопросов не возникало. Личная жизнь членов королевской семьи им практически не принадлежит, тем более это верно, когда речь идет об особе женского пола. Игроку придется решать самому, когда и за кого с наибольшей выгодой для государства выдать свою дочь. Ее можно выдать за одного из своих генералов в качестве поощрения (или наказания, как на это еще посмотреть). Генерал не сможет отказать своему Монарху, и возможность войти в королевскую семью поднимет его лояльность до заоблачных высот.

Ради укрепления дипломатических договоров и альянсов, полезно одну из своих дочерей выдать замуж за одного из членов королевской семьи соседнего государства. Можно и наоборот, попробовать женить кого-либо из своих сыновей на чужой принцессе. В этом случае, если ее отец умрет, не оставив наследника, можно получить часть его земель. Правда, когда имеешь дело с принцессами и принцами других государств, их родители не всегда соглашаются с вашими планами на будущее детей. Ну что ж, это может послужить замечательным поводом для объявления войны. После выхода замуж судьба принцессы уже неподвластна родительской воле, отныне все за нее решает ее супруг. Очень долго тянуть со свадьбой не стоит, по достижении определенного возраста (около 30-35 лет) у принцессы не остается никаких шансов для выхода замуж и ей ничего не остается, как провести остаток своей жизни в монастыре или каком нибудь отдаленном поместье.

В мусульманских странах у их правителя дочери, похоже, не рождаются, по крайне мере они не играют никакой заметной роли в игре. Зато по количеству сыновей они гораздо плодовитее своих христианских коллег. Похоже сказываются преимущества гарема.

Роль отдельной личности всегда была очень важна в человеческой истории. В сравнении с Shogun: Total War в Medieval: Total War генералы и наследные принцы стали менее безликими. Принцы, по достижению дееспособного возраста, имеют в своем описании некоторые свойства характера, которые характеризуют их как личность и влияют на их показатели. Иногда можно с удивлением узнать, что ваш наследник оказывается обжора и пьяница, патологический лгун, трус, и имеет интересные отношения со своей сестрой. Похоже, что чрезмерное увлечение их отца войной и политикой сказывается на их воспитании самым пагубным образом. Но иногда появляются наследники, которыми можно гордиться, с хорошими манерами, прирожденные лидеры, в свои 16 лет они могут оказаться чуть ли не круче их отца.

То же самое можно сказать и про своих генералов. Хотя все они начинают одинаково безликими личностями, со временем они обрастают различными свойствами и слухами. Естественно все их заслуги появляются не на пустом месте. Если генерал любитель казнить пленных прямо на поле боя, то он получит славу мясника, что будет пугать его врагов еще до начала битвы. Если в его провинции постоянно что-либо строится, то о нем будут говорить, как о великом строителе. Если так получилось, что он сбежал с поля битвы, это тоже не забудется, и его до конца жизни будут называть хорошим бегуном, или любителем быстрого отступления.

Экономика.

Люди гибнут за металл.

Золото, и что бы ни говорили правители, начинающие очередную войну, о высоких материях, радении об интересах нации, любая война преследует и экономические цели. Так было, так есть и так будет. Люди сами от себя никуда не убегут.

Война всегда требует денег, больших денег, на деньги покупается армия, стоятся укрепления и казармы для тренировки солдат. Также каждый год некоторое количество золота тратится на оплату содержания ваших войск. Но несмотря на такую важную роль денег в войне, экономическая модель в Medieval: Total War очень упрощена. Основная валюта для всех государств в игре - это золотой флорин. Самый простой способ получить звонкую монету - сбор налогов, их количество напрямую зависит от собранной пшеницы. Урожай пшеницы можно увеличить, улучшая земледелие на 20, 40, 60, или 80%. Все очень просто, но далеко не каждая провинция имеет одинаково плодородные земли, поэтому количество собранного золота может отличаться в разы. У каждой провинции еще есть показатель лояльности населения, максимально 200%, чем он выше тем лучше, и если он гораздо выше 100% - значит время повышать налоги. Проблемы могут начаться, когда лояльность падает меньше 100, а вероятность возникновения восстания становится больше 0. Не стоит думать, что восстанием будет просто кучка голодных крестьян, которые разбегутся при виде вашей тяжелой кавалерии. Всегда найдется какой либо недобитый, незаконнорожденный ублюдок, который на деньги ваших врагов наберет кучу наемников. И тогда вместо толпы крестьян вы будете очень неприятно удивлены хорошо обученной и снаряженной армией, для разгрома которой придется срочно подводить свои лучшие части, отвлекая их от экспроприации чужой собственности. Для подержания лояльности населения необходимо постоянно демонстрировать им свой железный кулак, держа свои войска в особо беспокойных провинциях. Не обязательно для подержания порядка среди крестьян использовать свои элитные войска, с этим вполне справится такой же сброд, как и они сами. Выберите сотню крестьян вооружите их вилами, и дайте каждому по накидке с вашим гербом. А самого тупого и злобного из них назначьте сержантом. Все, готова простейшая боевая единица. На поле боя толку от них почти никакого, они даже не могут героически умереть за свою страну, разбегутся еще до этого. Но с полицейскими функциями вполне справятся. Если войска не помогают, попробуйте направить к ним священника, он должен им напомнить, что ваша власть от бога и восстание против вас есть восстание против бога. Если и это не поможет, то тогда делать нечего - придется все-таки снижать налоги.

Также немного дополнительного золота можно заработать и на торговле, но это дело непростое, и сначала требует больших финансовых вливаний, причем нет гарантии, что потом окупится. Но поверте, если это окупиться то доходы могут быть нереальные. Можно получать более чем по 5.000 с одной провинции. Еще один способ получить немного денег - это пожаловать провинцию бережливому генералу. На каждую провинцию у вас есть грамота, которую, в качестве награды, можно доверить какому-либо из ваших генералов, сделав его этим вашим вассалом. Мало того, что это поднимет его лояльность к вам до заоблачных высот, у каждого из генералов есть такой показатель Acumen. Чем он выше, тем больше денег он сможет выбить из своих подданных. И это заметно повысит доход от его провинции.

Религия


Религия - опиум для народа

Золото - это конечно хорошо, но не всегда только из его одного развязываются войны. Вера, война за души людей между различными религиозными конфессиями, идет не менее напряженная, чем между Богом и Сатаной, Аллахом и Шайтаном, Светом и Тьмой. Даже в современном, достаточно спокойном и цивилизованном мире, религия все еще оказывает огромное влияние на умы людей. Если вы с этим не согласны, попробуйте себе представить, что произойдет, если взорвать атомную бомбу в Мекке или Ватикане?

Но все это не идет ни в какое сравнение с тем влиянием, которое религия имела раньше. Церковь стояла выше государства, а Папа Римский долгое время был самой влиятельной фигурой в Европе. Его власть была настолько велика, что он мог заставить (и заставлял) очень разозлившего его Короля на коленях проползти пол-Европы ко двору Папы и вымаливать прощение церкви.

Поэтому несмотря на все заповеди о терпимости и недопустимости кровопролития, крови из-за религии пролилось ничуть не меньше чем из-за золота. (Если честно, то я думаю, что религия и золото в войне связаны настолько тесно, что провести между ними четкую границу невозможно, например некоторые государства латали дыры в своих бюджетах именно добычей от Крестовых походов). Но в Medieval: Total War роль религии достаточно скромная. В игре представлены 4 религии, которые у разных стран претендуют на звания государственных: Католицизм, Православие, Язычники и Ислам. Атеизма как такого нет, его место заняли еретические культы. Религию можно использовать как мощный инструмент воздействия на свое или чужое население, результатом которого может стать отсутствие или начало массовых бунтов. Если в вашей стране государственная религия - католицизм, то у вас могут возникнуть большие проблемы с Папой. Он будет активно вмешиваться в ваши дела, указывать с кем вам не стоит воевать, требовать от вашего народа участия в его крестовых походах, в конце концов именно церковь изобрела Инквизицию. Конечно вы можете не обращать внимания на его требования, но тогда он отлучит вас от церкви, что грозит вам началом массовых религиозных бунтов в ваших провинциях. Если вы будете продолжать упорствовать, то вас могут объявить еретиком и направить против вас крестовый поход. Кроме кнута у Папы есть еще и пряник, за борьбу с неверными, за защиту веры Папа может дать вам безвозмездную контрибуцию. На самом деле это только жалкая тень того, какой властью он обладал в то время на самом деле. Например ни одно коронование короля в католических странах не обходилось без благословения Папы, в случае нескольких претендентов на престол побеждал всегда тот кандидат, который сумел заручиться поддержкой Папы.

Крестовые походы.

Папа регулярно объявляет крестовый поход с требованием освободить от неверных ту или иную землю. Когда это происходит то начинает собираться армия, она ходит по всей Европе, везде требуя беспрепятственного прохода, и после этого вы можете обнаружить, что значительная часть вашей армии (иногда до половины, причем далеко не самая худшая), отправилась вместе с ними. Обычно на земли язычников Крестовый Поход вступает полностью укомплектованной армией, представляющей из себя реальную силу. У мусульман тоже есть аналог Крестового похода - Джихад.

Инквизиция - это наверно одно из самых страшных изобретений Христианской церкви. Впервые о существовании еретиков сказал еще Апостол Павел, но он учил, что с ними надо бороться только силой убеждения, в самом крайнем случае, если они все еще будут упорствовать в своем невежестве, их надо просто отлучать от церкви. Других наказаний он не предполагал. Но шло время, Христианство стало основной религией в Европе, и уже в 4 веке святые епископы убедили монархов в необходимости уголовного наказания за ересь. Епископы не хотели никому зла, они думали, что только одного страха перед телесными наказаниями будет достаточно для предотвращения еретических мыслей. Но уже первый случай, когда человека высекли на площади не за преступления, а религиозные убеждения, можно считать началом инквизиции. Святые Епископы поначалу очень переживали, что в жизни получилось немного не так, как они рассчитывали. Они даже лично отправлялись ко двору монарха с просьбой помиловать того или иного еретика. Но это продолжалось недолго, и через некоторое время на площадях стали появляться весело потрескивающие костры, которые спасали души еретиков от них же самих. Время действия Medieval: Total War приходится на самый расцвет инквизиции, и когда игроку становиться доступно создание инквизиторов (строить их могут только изначально католические государства), они, в умелых руках, сразу могут стать очень мощным и эффективным инструментом. Их можно запустить к своему соседу, и они пройдутся настоящим пожаром по его территории? выжигая скверну и ересь тысячами душ. Под их горящую руку могут попасться и недостаточно благочестивые генералы, и даже наследные принцы. Свою благородную миссию они будут продолжать до своего последнего вздоха, который сможет приблизить только рука ассасина. Думаю, не надо объяснять, что нигде кроме как в христианских странах инквизиторы работать не могут.

Заключение:

В последнее время среди некоторых производителей игр стало популярно нещадно эксплуатировать известные и любимые миры, штампуя одну за другой новые игры, отличающиеся друг от друга только сюжетом и небольшими косметическими изменениями. На первый взгляд то же самое можно сказать и про Medieval с Shogun, это игры одной серии: Total War. Они очень похожи, по крайне мере внешне. Но я не могу Medieval: Total War обвинить в том, что это просто очередная поделка. Над ней провели очень серьезную работу, тщательно сохранив все лучшие черты Shogunа и добавив новые возможности. Различия между нациями настолько велики, что и 5 раз проходя игру заново, другой нацией вам не будет скучно, и вы сможете обнаружить в игре для себя что-то новое. Конечно нельзя ее рекомендовать как практическое пособие для изучения истории средневековой Европы, но это однозначный must have для всех любителей тактических игр и глобальных стратегий.

Ссылки:





Оригинал материала: https://3dnews.kz/183357