Такие размышления у меня были вызваны некоторыми концепциями игры "Civilization: Call to Power II" фирмы Activision. Сейчас эта игрушка 2000 года выпуска немного устарела в связи с выходом оригинальной "Civilization III". И не только из-за больших просчетов в геймплее в эту играть перестало хотеться. Определенные моменты в "Жажде власти" вызывают большое удивление.
Об этом подробнее. Любителям симуляций цивилизаций, несомненно, известны такие дела, как "смена правительства" и "специальные юниты". Если миролюбивый вождь сиу Сидящий Бык вдруг от республики вернулся к деспотизму, готовьтесь к войне и ждите нападений индейских тайных шпионов. Вот... Когда начинают уменьшаться деньги, народ выходит на улицы и наука безнадежно отстает, приходиться менять правительство. Набор этих самых "гавернментов" был до поры до времени стандартен: тирания, пара вариаций на республиканскую ("хорошую") тему и на авторитарную ("плохую") - коммунизм, фундаментализм. Правда, почему-то плохие режимы в итоге работали лучше... Но я отвлекся.
Создатели "Call to Power II" для придания своей симуляции оригинальности и продвинутости решили основательно продумать близкое будущее. Года так, по умолчанию, до 2300. В принципе, это стандартный набор генетических чудес и прочих ДНК, юниты в стиле battletech, много бесплатной еды в городах и так далее. Хорошо, "достижения" в виде цилиндрообразных подводных бутылок, называемых "дредноутами" были вполне ожидаемы. А вот политическое устройство будущего мира заставило в размышлении чесать затылок...
Итак, в будущем нас ждут такие формы правления, как корпоративная республика, технократия, "виртуальная демократия" и "экотопия".
С первыми двумя особых проблем нет. Корпоративная республика - как бы много корпораций Майкрософт и других не менее мягких, плюс свобода слова, так что всем хорошо. Короче, "эффективная и экономически здоровая страна... люди обычно счастливы и производительны". Технократия - это когда много техники, всяких там силиконовых долин и болот, и физики гоняются за лириками. Она "ставит акцент на науку и технологии... технократии быстро продвигаются по древу открытий, их города продуктивны, а люди преданны".
Еще более лучшее из "хороших" правительств - это virtual democracy. Любителей виртуальной реальности придется разочаровать - слово virtual здесь скорее переводится не как "виртуальная", а как "практически полная". Но все же интересно звучит: "виртуальная демократия"! Естественно, как и следовало предполагать, такие государства "высокоразвиты и очень миролюбивы... обычно они богаты, процветают, быстро растут и велики по размерам... они делают ставку на науку, коммерцию и окружающую среду". Вам это ничего не напоминает? Ну да ладно.
Однако вся эта виртуальщина и яйца выеденного не стоит без самого высокопродвинутого типа из этих будущих правительств. Лучшее - враг хорошего, и вот вам еще одно подтверждение.
Речь идет об "экотопии". Само новое слово, на мой взгляд, не очень-то красиво. А вот что внутри, что внутри! Краткое описание, пожалуй, говорит о банальных вещах: "...как подсказывает название, экотопии стремятся соединить технологический прогресс с ответственностью за окружающую среду. Они полагают, что наиболее яркое выражение сущности человечества - в экологически гармоничном образе жизни. Идеология экотопий поощряет рост, экономическую силу и научные исследования. Экотописты не терпят империй, хронически загрязняющих природу".
Вот так вот. Конечно, самый лучший способ достижения гармонии - это увеличение численности человечества и исследования в области ядерной бомбы. И экономический рост способствует оздоровлению климата. Очень гармонично! Однако перейдем от этих милых цветочков к не менее обаятельным ягодкам.
Обратили внимание, как не терпят наши "экологи" хронических загрязнителей среды? А как они борются с нарушителями? Отнюдь не успокоительными беседами под финиковыми пальмами на берегу лазурного, теплого южного моря. И совсем не помещением в "центры изменения поведения", и не присоединением шарообразного "наблюдателя за безопасностью". Кстати, все эти милые штучки в этой игре можно построить хоть в каждом городе.
Нет! Для этого есть такие способы, как "юниты специального назначения": эко-рейнджер и эко-террорист. Естественно: чтобы бороться с добрыми и миролюбивыми виртуальными демократиями (которые вооружены армадами авианосцев и прочих стелз-бомбардировщиков), глупо лезть стенка на стенку. Гораздо проще изобрести что-нибудь маленькое и высокоточное. Чтобы было сильнее неповоротливой атомной бомбы (ласково называемой в игре "Nuke") и маломощных крылатых ракет, неспособных подбить даже танк. Вот и обратим внимание на эти супер-юниты. Обещаю, вам будет постоянно казаться, что вы где-то это видели и слышали.
Эко-террорист может совершить публичное убийство видного государственного деятеля, что вызовет в городе беспорядки и недовольство. Также с помощью нано-бомбы (может, нано-боинга?) он способен провести "нано-инфекцию", после чего каждое здание в городе обрушится с вероятностью 30%. Более того, если город, подвергшийся атаке террориста, имел торговые связи, то не поздоровится и партнерам. С вероятностью 20% здания в этих городах также превратятся в пыль! Ну как? Для начала неплохо!
Эко-рейнджер внешне похож на солдата на реактивном мотоцикле из "Звездных войн". С помощью нано-технологий он проводит "нанитную зачистку". Она возвращает город и окрестности "в первозданное состояние". То есть все рукотворное, от строений до людей и юнитов, попросту исчезает. Просто и красиво. Правда, произойдет дипломатический инцидент: никто в мире после этой атаки вас любить не будет.
Помню, как-то раз, воюя с Францией, направил эко-рейнджера на Париж. На месте мегаполиса, его железных дорог, авиабаз и армий поднялись девственные леса и другие болота. Честно говоря, стало немного стыдно. Так сразу и все, нет огромного города? После этого даже союзники стали относиться ко мне очень подозрительно. Зато французы, сжав зубы, вскоре сдались. Предупреждаю: дай бесчеловечному AI волю, напустит на вас орду этих рейнджеров, невзирая на дипломатические осложнения. И тогда ваша песенка будет очень быстро спета.
Такова "экотопия". Во внутренней политике она ограничивает загрязнение, промышленность и наука развиваются потихоньку, но стабильно. Во внешней же... вы уже видели. Создается впечатление, что авторы игры взяли нынешних антиглобалистов, немного их ухудшили, добавили экологического шарма: так и появилась пресловутая экотопия с эко-рейнджерами. Наверное, до 11 сентября это смотрелось романтично...
Подытожить эти вольные наблюдения хотелось бы следующим выводом: создателям игр, тем более таких глобальных, следует очень осторожно подходить к некоторым вещам. Не то в противном случае будем мы жить в экотопии, плодящей эко-рейнджеров и эко-террористов. А какая-нибудь миролюбивая виртуальная демократия, разъяренная этим, будет обрушивать на "экологов" волны стелзов, левиафанов, кракенов и дредноутов с пехотой на воздушной подушке. Авторы "Call to Power II" планировали такую ситуацию на XXII век: не их ли вина, что это состоялось в XXI?
Будьте внимательны, господа дизайнеры, будьте внимательны! В ваши игры будут играть люди! Разные люди.
P. S. Как там дела с "Цивилизацией Три"? Я ее еще не видел.
Eco-terrorist |
Eco-ranger |
Экорейнджер перед атакой на Страсбург
Города больше нет!