Оригинал материала: https://3dnews.kz/184209

Galaxy

Автор: Дмитрий Эш.
Конкурсный обзор

Встречаем по обложке...

Этим обзором хотелось бы открыть серию обзоров по многопользовательским играм через Интернет, так как они представляют собой целое направление в разновидности игр. Но, к сожалению, не все о них знают. О них можно узнать или от друзей, или случайно наткнувшись в Интернет.

Введение

Прежде всего, это игра. Во-вторых, это стратегия. В-третьих, это космическая стратегия. И, наконец, это игра людей против людей. Компьютерный интеллект в игре как таковой не присутствует. Впрочем последний пункт является отличительной особенностью почти всех игр типа PBEM, что расшифровывается как "play by e-mail", в переводе "играть через электронную почту". Сам процесс игры сводится к получению писем с отчетом о текущем положении в партии, и событиях за последний ход, и отправке писем с приказами о действиях на следующий. Ход проходит в четко определенное время (для каждой партии время свое) по определенным дням. Партии различаются по частоте ходов в неделю. Наиболее популярны партии по 5 и 3 хода в неделю. Также существуют партии по 2 хода, и одному ходу в неделю. Для обычного геймера это огромные временные промежутки, однако на поздних этапах игры управление империей требует огромного времени, одна из юбилейных партий последнего времени (партия dg100 - более 500 рас в начале) отметилась скандальным отказом побеждающей расы продолжать игру из-за того, что ему не хватало семи дней на ход - такова на тот момент была огромной империя. В каждой партии играет обычно по 20-40 человек, хотя бывают партии до 500 и более человек. В среднем партии длятся по 50-60 ходов - при трехходовке это составит примерно 20 недель. Если вы не можете быть уверенным в доступе к Интернету столь длительное время, лучше не начинайте, потом обидно будет.

Ах да! Чуть не забыл! Еще есть дипломатическая переписка. Дипломатия в игре не ограничена никак. Собственно она сделана настоящей дипломатией. Простейший пример: вы предлагаете соседней расе заключить мирный договор, сосед соглашается. Вы долго договариваетесь об условиях мира прежде чем договорится (например: он просит планету, а вы ему ее дарите), а следующим ходом вы можете запросто напасть на доверчивого соседа... При заключении любых соглашений вы можете полагаться только на веру. Нет способов заставить расу сделать то, что она наобещала. Точнее один способ есть - большой флот у границ этой расы. Существует очень мало людей способных на нарушение договоренностей под угрозой немедленного наказания :). Как и в жизни, флот делает политику одним фактом своего существования. Этим, да и многим другим, игра очень похожа на реальную жизнь.

Главное в Galaxy - это общение. Привыкшие общаться в игре, продолжают общаться и вне ее. Поэтому мир Galaxy это еще и сайты посвященные этой игре, личные странички отдельных рас, форумы, различные проекты и т.д.

Как начать играть

Чтобы начать играть для начала надо захотеть играть. Потом необходимо выяснить что такое почтовый ящик, и обзавестись хотя бы одним. Желательно создать специальный ящик только для игры. Также желательно посмотреть список доменов на которых не рекомендуют создавать эти самые почтовые ящики. В игре достаточно важно получать почту вовремя, в связи с чем проблемы вашего почтового сервера могут вам доставить определенные неприятности. Лично я не рекомендую использовать ящики на mail.ru. После этого необходимо прочитать правила игры. Они есть на многих сайтах этой тематики, но проще всего прочитать их на игровых серверах. В нашей стране присутствуют два главных игровых сервера Galaxy: Первый московский по адресу http://galaxy.pbem.msk.ru и сервер Саргоны по адресу http://pbem.sargona.ru. На обоих серверах вы найдете ссылки на множество других ресурсов Galaxy. Прочитав правила можно прочитать их повторно, а можно оставить это на потом - начать играть не зная правила и без посторонней помощи очень тяжело, но только слегка поиграв вы сможете полностью понять правила. И только потом вы поймете, что в правилах написаны только самые основы.

После прочтения правил можно записываться в партию. Партии проводятся на нескольких серверах, но крупнейшими являются Первый московский, и Саргона. Записаться в партию можно двумя способами: отправив письмо либо заполнив web-форму. Последний способ поддерживает сервер Саргоны, поэтому новичкам рекомендую именно его. Если вы хотите играть на московском сервере (есть принципиальные отличия) надо отправить письмо по адресу welcome@pbem.ru, указав там имя расы, пароль и еще некоторые данные, необходимые для вашей регистрации (всего 8 пунктов). На сервере и в правилах можно найти пример правильного письма. После регистрации вы получите письмо о том, что записаны в партию. Если письмо не пришло в течение суток, значит что-то не так. Попробуйте еще раз. Оба сервера проводят партии для новичков, рекомендую записаться именно туда. "DGNovice" на Саргоне или "novice" на московском сервере. После этого вам предстоит 1-2 недели ожидания прежде чем наберется необходимое количество участников для начала партии. На сервере Саргоны у вас будет возможность увидеть сколько человек (и кто) записаны в партии на данный момент времени.

После этого стоит обзавестись вьювером - программой, предназначенной для более простого процесса игры в Galaxy. Поскольку отчеты приходят в текстовом виде, бывает сложно понять всю картину происходящего. Помочь в этом призваны вьюверы. Такая программа "читает" отчет (в терминологии галаксиан - реп) и представляет вам его в виде графической информации. Когда видишь как расположены планеты, а не представляешь, играется все же легче. Кроме того вьювер предоставляет вам возможность более удобного управления, самостоятельно преобразовывая ваши действия в команды, которые поймет игровой сервер. Таких программ несколько, наиболее популярны Gcomm и GVNG (http://gvng.uplanet.ru). Каждая имеет свои сильные и слабые стороны. Обе программы делаются на чистом энтузиазме и, к сожалению, не лишены недостатков. Если вы обнаружите ошибку, напишите о ней автору - в следующей версии он ее исправит.

Когда вы получите отчет о нулевом ходе, ваше ожидание окончится - партия началась. Это самое время, чтобы отправить заявку на следующую партию. По статистике в самом начале гибнет примерно половина рас - учитывая, что вы играете первый раз, вполне возможно среди них окажитесь и вы. На случай если это произойдет, чтобы не ожидать следующей партии, как вы ожидали этой, запишитесь в нее заранее :).

Игра началась...

Вот первое, возможно главное, но, к сожалению, часто забываемое правило, которое вам стоит знать: Galaxy - это игра, и отношения в ней не должны выходить за рамки отдельной партии, переходить из партию в партию, из игры на реальные отношения с людьми. Раса, обманувшая вас, предавшая и уничтожившая коварным ударом в спину, может управляться вполне нормальным честным человеком. Более того - многие управляют несколькими расами, каждая из которых имеет свое собственное "лицо", совсем не такое как у других рас этого игрока.

Как бессменный и мудрый правитель вы заботитесь о процветании своего народа и его распространении по галактике. Ну и об уничтожении других народов :). Надо же освободить место для жизни будущих поколений! А места в галактике мало. На самом деле процесс игры довольно прост. Построить транспортные корабли, перевезти колонистов на новые планеты, построить индустрию, развить технологии, построить боевые корабли, уничтожить соседнюю расу - после чего процесс повторяется до тех пор, пока вы не распространите свою власть на большую часть галактики. Правда и другие делают то же самое, и кто же останется последним определяется "правильностью" подхода. Под этим я понимаю то, что вдвоем победить противника легче :). А вообще, правильный подход - это все что обеспечивает победу. Вообще в Galaxy выигрывают дипломаты. Конечно, победа зависит от многого, а не только от дипломатии, но, при известном везении, вы сможете победить, несмотря на ошибки в управлении производством и боевыми действиями. При ошибках в дипломатии вы не выиграете никогда.

В начале партии все имеют одинаковый набор планет и никакого флота. На первых ходах вам предстоит построить ряд кораблей, предназначенных для колонизации близлежащих планет и разведки. Для этого стоит делать простые небольшие корабли, но несколько сразу. Затем вам понадобятся транспортные корабли для перевозки колонистов. Стоит сделать кораблей столько, чтобы каждый ход вывозить всех новых колонистов со старых планет. На новых планетах необходимо построить индустрию. Можно завезти индустрию с других планет. После того как вы полностью развили планету, на ней можно развивать науки и строить корабли. Она перестает работать на себя и начинает работать на всю расу.

Прежде чем делать корабли стоит развить технологии. Корабли в Galaxy строятся на текущих технологиях, и при последующем развитии технологий на старых кораблях это никак не скажется - корабли будут устаревать. Хотя их и можно будет потом усовершенствовать до текущих технологий, на это потребуется потратить дополнительные ресурсы. Строить корабли и одновременно развивать технологии совсем уж не имеет смысла. Мирный промежуток времени делите мысленно пополам, и первую половину времени упорно развиваете технологии, вторую - строите флот. Потом этим самым флотом воюете. Пока война в разгаре, на планетах надо делать флот, когда ваша победа неизбежна и вам ничего не угрожает, можно перейти опять на развитие технологий.

В войне перед вами стоит две задачи - во-первых уничтожить планеты противника (именно это первая и главная задача!), во-вторых защитить свои. В начале, когда планет у вас будет мало, а воюющие флотилии будут небольшими, это будет не так сложно, а когда планет станет больше, риск пропустить удар увеличится. В идеале надо уничтожить флот врага, и потом спокойно бомбить планеты (уничтожать население). Однако удается это нечасто. После окончания войны опять наступает мирное время, в течение которого вы занимаетесь развитием планет и технологий. Однако помните, что соседи ставят перед собой те же самые задачи, и когда сосед начнет строить флот, задумайтесь - не по вашу ли голову.

И начал он строить флот, и начал он развивать планеты...

Каждый ход население увеличивается на 8 процентов. Каждая планета имеет размер, который определяет, сколько на ней может жить людей. Когда население достигает максимума, рост населения не прекращается - но теперь новые жители вашей империи подвергаются криогенной заморозке и сохраняются при низкой температуре в виде колонистов. Каждые 8 единиц населения превращаются в 1 единицу колонистов. Колонисты ничего не производят, не размножаются и не учитываются в населении вашей расы. Зато их можно перевезти на другие планеты (население планеты перевозить нельзя), где есть свободное место, и там выгрузить. Там они разморозятся, превратятся в население и приступят к нормальной жизни. После этого там можно производить и размещать индустрию.

Индустрии не может быть больше чем население. Вся лишняя индустрия складывается в виде капы (1 индустрия = 1 капа) и может перевозиться на другие планеты. Перевозить индустрию нельзя. Объем производства на планете определяется по формуле: 0.25 умножить на население планеты плюс 0.75 умножить на индустрию планеты. 1 единица населения и 1 одна единица индустрии дают 1 единицу производства. Производство полностью развитой планеты равно ее размеру. Производство планеты с полным населением, но без индустрии в 4 раза меньше. Максимальный размер планеты - 2500. Минимальный - 0. Игру вы начинаете с одной планетой размером 1000 (домашний мир) и двумя планетами размером 500 (дочерние миры). Все планеты полностью развиты - максимально количество населения и индустрии. Полное производство расы в начале игры - 2000.

На одной планете в один ход может производиться только что-то одно. Либо технологии, либо индустрия, либо материалы, либо корабли. Все производство считается с точностью до четвертого знака после запятой!!!

Технологии. Существуют четыре типа технологии: двигатель (Drive), оружие (Weapons), защита (Shields) и грузоперевозки (Cargo). В начале игры все технологии равны 1. Для увеличения каждой технологии на 1 на нее необходимо потратить 5000 единиц производства. Технология двигателя определяет скорость движения кораблей, как далеко от своих планет могут улетать корабли (40*технология двигателей), и дальность действия радаров, засекающих чужие корабли в космосе (30*технология двигателей). Технология оружия определяет мощь пушек на кораблях (калибр ствола*технология оружия). Технология защиты определяет защиту корабля (формула защиты*технология защиты). Технология грузоперевозок определяет, сколько единиц груза (корабль может везти груз только одного типа) можно загрузить в корабль (формула объема груза*технология грузоперевозок).

Индустрия. Индустрия необходима для увеличения общего производственного потенциала расы: она дает в три раза больше производства, чем население. Производство индустрии требует существенных ресурсов, но потом это окупается. Для производства 1 единицы индустрии необходимо 5 единиц производства.

Материалы. Для производства индустрии и кораблей также необходимы материалы. Для производства 1 единицы индустрии или 1 тоны корабля необходима 1 единица материалов. При производстве кораблей и индустрии материалы производятся автоматически по мере необходимости. Каждая планета имеет Показатель Природных Ресурсов (R) - он определяет как много на планете ресурсов и насколько легко их производить. Объем производства материалов считается по формуле - объем производства*R. R может быть от 0 до 25. На всех стартовых планетах Показатель Природных Ресурсов равен 10. Таким образом для производства 1 единицы индустрии необходимо 5.1 единицы производства (5 единиц на то чтобы сделать фабрику, и 0.1 чтобы добыть для этого материалы).

Корабли. Количество типов кораблей никак не ограничено - но вы сначала должны их спроектировать. Каждый корабль может состоять из четырех частей (может и из любой одной) - двигатель, оружие, генераторы защиты и трюм. Полный вид корабля при проектировании определяется 5ю цифрами. 5 4 3 2 1 - показывает что у корабля 5 тонн двигателей, 4 пушки 3 калибра, 2 тонны генераторов защиты и 1 трюма. Более подробно принципы проектирования кораблей смотрите в правилах игры. Масса корабля считается как сумма его частей - двигатель + защита + трюм + первая пушка*калибр + остальные пушки*калибр/2. Если планета может произвести 100 тон массы корабля, то за ход она сможет произвести 10 кораблей массой 10, или один корабль массой 200 за два хода. Если вы захотите произвести корабль массой 80, то планета произведет 1 корабль за первый ход, и останется еще 25% незавершенного производства, на следующий ход произведется еще одни корабль и остаток составит уже 50%. Если в этот момент вы поменяете производство, эти 50% просто пропадут. Поэтому выгодно производить корабли массой кратной ее производству за ход. Делая корабли для войн, имеет смысл делать крупные корабли - особенности кораблестроительства в Galaxy делают более эффективными большие по размеру корабли.

Война. Наступит время когда вы захотите повоевать. Или этого захочет ваш сосед. Или просто больше нечего будет делать. В общем - время придет. Первое что вам стоит знать - флот надо начинать строить за пару ходов до войны. Как минимум. Лучше начать его строить раньше вашего соперника. Второе - цель войны: уничтожить планеты и флот противника. Пока обе эти задачи не выполнены вы не сможете спать спокойно.

Флот. Флот должен состоять из разных кораблей. Первый принцип: в массе кораблей примерно 50% идет на массу двигателей. Скорость корабля считается как "процент массы двигателей в массе корабля"*"технология двигателя"*20. При 50% двигателя скорость 10*"технология двигателя". Второй принцип - каждый корабль имеет атаку (калибр*"технология оружия") и защиту (сложная формула - зависит от объема (шар) корабля и массы генераторов защиты, умножается на "технологию защиты"). Когда атака равна защите - вероятность уничтожения при выстреле 50%. Если атака больше защиты в 4 раза (в 5,6 и т.д. раз) - 100%. Если меньше в 4 раза (в 5,6 и т.д. раз) - 0%. Все пушки на корабле одинаковы (одного калибра).

В битве обычно участвует много кораблей. Случайным образом выбирается один корабль из тех, которые могут стрелять (любой стороны), после чего он стреляет поочередно из всех своих пушек. Корабль, по которому будет производиться каждый выстрел, выбирается случайно. Затем выбирается следующий корабль, который будет стрелять и так пока не отстреляются все корабли. После этого все повторяется заново. Битва продолжается до тех пор, пока будут оставаться корабли способные поразить какие либо корабли противника. Если остаются у каждого остается по одному кораблю, уничтожающие корабль противника с вероятностью 0% - битва прекращается.

Из этого следует первый принцип: на корабль необходимо поставить огромный ствол, и хорошую защиту . Чтобы он мог уничтожить любой корабль противника, и был более менее защищен от аналогичного корабля противника. Такой тип корабля называется "ствол" или "дуло". Из этого следует второй принцип. Если добавить к такому своему кораблю сотню маленьких простейших однотонных кораблей (прикрышка), только и способных что летать, то вероятность того, что выстрел придется в ваш корабль, а не в прикрышку составит всего 1%. Из этого истекает третий принцип: для уничтожения прикрышки необходим корабль (перфоратор) с очень большим количеством стволов и минимальным калибром (минимальный калибр равен 1). Так как прикрышка не имеет защиты, то она всегда уничтожается с вероятностью 100%. Четвертый принцип - построить "шилду". Шилда - это прикрышка с защитой, - перфоратор будет уничтожать их много дольше, чем прикрышку. Следующий принцип сделать тяжелый перфоратор - с пушками калибра 1,5-2. Они будут более эффективны против шилды чем единичные перфораторы. Рано или поздно прикрышка будет уничтожена - здесь вам пригодиться корабль типа "Турель" - корабль с несколькими пушками среднего калибра. Турель предназначена для быстрого уничтожения боевых кораблей - вражеских перфораторов, турелей и стволов. Последний тип корабля, это непробивашка. Непробивашка делается с очень высокой защитой и одной пушкой среднего калибра. Если во вражеском флоте не окажется ствола, способного пробить вашу непробивашку, то один этот корабль способен полностью или почти полностью уничтожить флот противника. Или ваш флот - если эта непробивашка не ваша. Флот создается из кораблей всех этих типов. В каких сочетаниях - это ваше дело, но масса прикрышки должна быть примерно равна массе боевых кораблей.

Половина массы боевых кораблей состоит из двигателя (у большинства остальных кораблей доля двигателя еще больше) не просто так - именно скорость является определяющим фактором возможностей вашего флота и флота вашего врага. Так при скорости 15 часто у вас не будет даже одной планеты куда вы смогли бы попасть за один ход. Противник может с легкостью определить куда вы летите и подготовиться. При скорости 30 таких планет редко будет более 5. Задача усложнится, но не намного. При скорости 50 количество планет куда вы можете попасть "немедленно" возрастает до 10-20. И это уже совсем другая война. В начале игры, когда флота мало, а скорости низкие, очень тяжело пройти мимо вражеского флота и, как правило, войны начинаются с битвы флотов - победившая сторона практически выигрывает войну. На скорости 50, при нежелании одной стороны встречаться с флотом противника, встреча флотов практически невозможна. Ваш враг может еще долго партизанить по вашим планетам, даже потеряв все свои планеты. При скорости 80-100 ловить противника становиться совершенно бессмысленно - войны на этом этапе, как правило, сводятся к быстрейшему уничтожению планет противника. А уже потом пытаются защитить свои планеты. В это же время можно пытаться защититься при помощи статики. Статика: корабли, неспособные летать - те же самые перфораторы, турели и т.д. но без двигателей. Корабли теряют способность летать, но выигрывают в боевой эффективности. Такая оборона не способна остановить боевой флот противника, но потребует он него уничтожать ваши планеты по одной концентрированными ударами флота. Это может вам дать необходимое время для подготовки обороны или уничтожения его планет.

Так или иначе, но партия всегда заканчивается Армагеддоном. Армагеддон это страшное время всеобщего разрушения и опустошения - когда по пустой галактике носятся огромные флоты, уничтожающие то немногое, что осталось к этому времени. Что бы понять, что такое Армагеддон - его надо увидеть. Нередко люди впервые увидевшие Армагеддон порывались бросить Galaxy - он они всегда возвращались :). В конце концов, дожить до Армагеддона и выжить в нем это совсем разные вещи. Если у вас не удалась первая партия - не бросайте ее, попытайтесь последними кораблями дожить до этого времени. Просите у других игроков их отчеты - что бы иметь представление о масштабе действий - Армагеддон стоит того, что бы его увидеть.

Что-то я очень уж подробно тут все описал, ладно можете этот пункт пропустить, тот, что выше. Потом, когда начнете играть прочитаете. Он вам поможет.

Как закончить играть или уйти из жизни красиво...

Игра заканчивается, когда одна раса (или альянс) получит более двух третей голосов при голосовании. Голосование проводиться каждый ход. По умолчанию каждый голосует за себя. По идее игру можно закончить на первом же ходу - если об этом договорятся две трети рас галактики, только вот игра тогда теряет смысл. Побеждает обычно альянс или раса набравшая две трети населения от общегалактического (как правило, процесс идет наоборот - уничтожаются "голоса" других рас). Реже побеждает раса, получившая голоса других рас, и набравшая за счет этого 66,7% процентов голосов.

На пути к победе внимательно следите за продвижением лидеров галактики - иногда лидеры достигают такого преимущества, что их можно остановить только общими усилиями. Главное вовремя остановиться и, отбросив распри и обиды, объединиться против общего врага. В финале партии дадут плоды ваши дипломатические усилия. На чьей стороне решит воевать нейтральная раса, на вашей или нет, зависит от того, какие отношения у вас были до этого.

Особенности нашей жизни...

Вообще дипломатические отношения это основа игры - после игры забываются битвы и флотилии, но навсегда остаются в памяти предательства и справедливое возмездие, опоздавшая помощь союзника и смерть врагов, тяжелые победы и несправедливые обвинения, уважение к друзьям и противникам, презрение к нарушителям и обманщикам. И желание повторить. Впрочем повторить никогда не удается - каждый раз все происходит по новому...

Термины и обозначения

  1. Апгрейд - усовершенствование кораблей путем увеличения технологий их частей, но не больше текущих технологий вашей расы.
  2. Атака - сила выстрела пушки корабля: калибр корабля помноженый на технологию оружия данного корабля.
  3. Бомбер - корабль с минимальной защитой, сделанный для максимального бомбинга по планете.
  4. Веапонс - технология оружия.
  5. Драйв - технология двигателей.
  6. Дрон - корабль имеющий только один двигатель. Обладает максимальной возможной скоростью, и минимальной возможной массой. Используются для разведки и в качестве прикрышки.
  7. Дуло - корабль имеющих один или два ствола большого калибра.
  8. Инда - индустрия. Предназначна для производства чего нибудь полезного. Кораблей например. Бесполезна без жителей.
  9. Камень - корабль состоящий только из шилды. Обычно массой 1 тонна. Используется в качестве статичной прикрышки - при меньшей массе эффективней чем шилда.
  10. Капа - лишняя индустрия, уложена и подготовлена к перевозке или установке на этой планете (при росте населения).
  11. Капавозка - корабль предназначенный для перевозки капы. Просто больше чем коловозка.
  12. Ковер - атака сразу многих планет противника с целью их уничтожения.
  13. Кол - колонисты, замороженные жители вашей расы ожидающие когда их привезут на свободные планеты и дадут жить.
  14. Коловозка - корабль предназначенный для перевозки колонистов.
  15. Колонайзер - корабль с единичным трюмом и высокой скоростью. Может иметь пушку и защиту. Используется для быстрейшей колонизации планет - обычно строятся только в начале партии.
  16. Непробивашка - корабль непробиваемый стволами кораблей противника.
  17. Перфоратор - корабль оборудованный большим количеством пушек маленького калибра. Предназначен для уничтожения прикрышки противника.
  18. Полустатика - корабли с очень малым процентом двигателей. Почти так же хороши как и статика, и к тому же могут летать. Но медленно.
  19. Поп - жители вашей расы. Точнее их колчиество. Размножаются.
  20. Препарс - отчет о выполнении ваших приказов. Ну пишут там выполнены они или нет, если нет, то почему.
  21. Псевдонепробивашка - корабль, уничтожаемый стволом противника с очень низкой вероятностью.
  22. Раскачка - процесс развития планет до их максимального потенциала.
  23. Реп - отчет о событиях и состоянии галактики. Присылается в начале каждого хода или по спец заказу.
  24. Сарга - технолгия грузоперевозок.
  25. Статика - корабли неспособные летать - предназначены для обороны планет.
  26. Ствол - см. дуло.
  27. Стенка - написать на стенку, т.е. написать всем - способ обратить всеобщее внимание на ваше заявление.
  28. Техи - технологии.
  29. Турель - корабль оснащенный несколькими пушками среднего калибра (обычно в два раза меньше средней защиты кораблей противника). Предназначен для быстрейшего уничтожения основных кораблей противника.
  30. Шилда - в зависимости от контекста или техноогия защиты или защита отдельного корабля.
  31. Шилда - тяжелый дрон имеющий 50% массы двигателя, 50% защиты. Обычно массой 2 тонны, иногда тяжелее. Используется в качестве прикрышки.




Оригинал материала: https://3dnews.kz/184209