В создании учебника использованы материалы и иллюстрации:
Razorworks http://www.razorworks.com
ОКБ им. Камова http://www.kamov.ru
Летчика-испытателя Бездетнова В.А. (Вихревое кольцо. "Вертолет" 1999г. №5.)
Сайт "Мир Вертолетов" http://avia.russian.ee/vertigo/
Права являются собственностью их соответствующих владельцев.
Вертолет, летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальными взлетом и посадкой, подъемная сила в котором создается одним или несколькими (чаще двумя) несущими винтами. Слово "вертолет" введено вместо иностранного "геликоптер". Вертолет взлетает вертикально вверх без разбега и совершает вертикальную посадку без пробега, неподвижно висит над одним местом, допуская поворот вокруг вертикальной оси в любую сторону, производит полет в любом направлении со скоростями от нуля до максимальной. При вынужденной остановке двигателей в полете вертолет может совершить планирующий спуск и посадку, используя самовращение (); двухвинтовые соосные и вертолеты продольной схемы.
Вертолеты любой схемы состоят из планера, аналогичного самолетному (фюзеляж, шасси, органы управления, электро-, радио- и навигационное оборудование и т.д.), винтовой несущей системы (несущих винтов), двигательной (силовой) установки, трансмиссии (привода). Одновинтовые вертолеты с механическим приводом, кроме того, имеют хвостовой винт и систему управления им.
Подавляющее большинство конструкций несущих винтов вертолетов выполнено с шарнирной подвеской лопастей. Такая подвеска дает возможность лопастям совершать маховое движение, обеспечивающее балансировку вертолета во всем диапазоне скоростей полета. В то же время маховое движение лопастей ставит предел увеличению скорости полета вертолета свыше 350-370км/ч из-за срыва потока на них. В 1965г. появились вертолеты американской фирмы "Локхид" с бесшарнирными полужесткими винтами, у которых маховое движение концов лопастей осуществляется вследствие упругого изгиба лопастей. А в 60-е годы ХХ века начались разработки конструкций жестких винтов, у которых практически устранено маховое движение. Такие винты могут быть применены только в двухвинтовой соосной системе, обеспечивающей балансировку и управление вертолета. Жесткие соосные винты, не имея срыва потока, позволят довести скорость полета до 500-600км/ч. Основные три типа конструктивного выполнения лопастей - смешанная конструкция со стальным трубчатым лонжероном; цельнометаллическая конструкция с прессованным из алюминиевого сплава лонжероном; цельностеклопластиковая лопасть. Аэродинамическая компоновка лопастей зависит от назначения вертолета и определяется условиями взлета, значением максимальной скорости конца лопасти при максимальной скорости полета.
Управление несущими винтами состоит из двух систем: управления общим шагом лопастей и управления циклическим шагом лопастей.
Управление общим шагом лопастей осуществляется одновременным поворотом их в осевом шарнире относительно продольной оси лопасти посредством рычагов и тяг и служат для изменения вертикального режима полета: при одновременном увеличении угла установки всех лопастей вертолет поднимается; при одновременном уменьшении углов - опускается.
Циклическое управление шагом лопастей выполняется автоматом перекоса, изобретенным Б.Н.Юрьевым в 1911 году. Автомат перекоса расположен на оси винта и состоит из двух колец, подвешенных на кардане к неподвижной опоре. Внутреннее кольцо соединено с тягами продольного и поперечного управления; внешнее кольцо - с тягами, управляющими лопастями. Под действием тяг управления внутреннее кольцо автомата перекоса наклоняется, вызывая синусоидальное изменение углов установки лопастей в осевом шарнире и появление горизонтальной составляющей тяги несущего винта, которая вызывает поступательное движение вертолета и наклоняет его в сторону движения.
Продольное и поперечное управление вертолетом осуществляется через автоматы перекоса; путевое управление - изменением шага лопастей хвостового винта (на одновинтовых вертолетах) или одновременным изменением общего шага лопастей в противоположных направлениях (на соосных вертолетах). При переходе на режим безмоторного планирования (режим самовращения несущих винтов) опусканием рычага общего шага уменьшают угол установки лопастей до 3-5 градусов.
На низких высотах от поверхности (ниже 30 м) экранирующее влияние земли на поток отбрасываемый несущим винтом создаёт своеобразную "воздушную подушку". Это приводит к тому, что меньше общего шага требуется для той или иной вертикальной скорости или достижения зависания.
Вихревое кольцо или воронка
Очень опасная ситуация возникает при быстром вертикальном снижении при отсутствии или незначительном горизонтальном перемещении. Заключается она в том, что при таком снижении может возникнуть баланс между скоростью снижения вертолёта и его несущего винта и скоростью отбрасываемого вниз потока, которыйЖ, завихрясь, захватывается обратно в несущий винт. При этом, естественно, теряется подъемная сила, и вертолёт начинает падать в созданную "воронку".
Увеличения общего шага в данной ситуации не только не спасает, но и усугубляет кризисное положение - лишь ускоряя обращение в вихревом кольце. Выведение из такой ситуации возможно в основном только за счёт изменения циклического шага и набора горизонтальной скорости, которая дает аэродинамический подъём и также смещает воздушные потоки, прерывая вихревое кольцо и позволяя выйти из созданной воронки.
Срыв потока на лопастях
У вертолёта существует ограничение максимальной скорости горизонтального полёта. Связано оно не с пределом мощности, а с аэродинамикой несущего винта. При увеличении горизонтальной скорости достигается ситуация, когда скорость отбрасываемого потока сравнивается с со скоростью набегающего протока воздуха в полёте. Таким образом, несущий винт больше не совершает полезной работы и наступает срыв потока - сначала на возвращающихся лопастях. При этом теряется его несущая функция, хотя подъем может еще существовать за счёт протока по поверхностям фюзеляжа. Такое и дальнейшее увеличение скорости приводит к увеличению разницы давления потока на лопасти несущего винта, их разбалансировку, поломку и перехлест, с катастрофическими последствиями.
Аэродинамические эффекты поверхностей вертолета (подъем, силы потока по фюзеляжу)
При наборе горизонтальной скорости набегающий воздушный поток создаёт аэродинамический подъем на поверхностях фюзеляжа так же, как и в случае с самолётом. В дополнение к этому этот поток уплотняет отбрасываемый поток на несущем винте, что тоже служит увеличению подъемной силы при том же значении оборотов и общего шага. Это явление делает возможным посадку и взлёт на вертолёте с разбега, как и на самолёте, что помогает для уменьшения расхода топлива, при перегрузке или падении мощности в таких ситуациях, как сбой одного из двигателей, или полётах на больших высотах над уровнем моря с повышенным разряжением воздуха.
Крутящий момент
Вращение несущего винта создает реактивный момент на фюзеляже, закручивающий его в обратную сторону. Для компенсации, в традиционной одновинтовой схеме, применяется хвостовой винт. Управление шагом этого винта традиционно было осуществлено педалями. Изменения воздушного потока (ветер) и любое изменение общего шага выводят из баланса противодействие этому реактивному моменту и пилот должен практически постоянно осуществлять корректировку педалями. Потеря или сбой управления, передачи и агрегата хвостового винта будет катастрофической для такой схемы вертолёта. В двухвинтовой соосной схеме применение противовращения устраняет данную проблему, что и сделано в летной модели Ка-52 в симуляторе. В Команчи, как и в других, наиболее современных моделях вертолётов, данная задача автоматизирована (в симуляторе эта настройка включена по умолчанию), однако повреждения способны привести к отказу этой системы. Наиболее ощутимо выключение этой настройки проявляется в управлении Апачи и Ми-28, где нужно постоянное управление хвостовым винтом.
ЛТХ Ка-52Б и ЛТХ воплощенные в симуляторе
Характеристики | Реальность | Симулятор |
Взлетная (максимальная) масса, кг | 10400 | 10440 |
Скорость полета (критическая максимальная), км/час | 350 | 360-370 |
Скороподъемность (м/мин) | 600 | 2400 |
Скорость полета вбок, км/час | 80 | 5 |
Скорость полета назад, км/час | 90 | 20 |
Противотанковое вооружение | ||
Марка ПТУР | "Вихрь" | |
Количество | 12 | |
Дальность пуска, м | 8000 | 10000 |
Стрелково-пушечное вооружение | ||
Марка подвижной пушки | 2А42 | |
Калибр, мм | 30 | |
Боекомплект, патр. | 460 | |
Прицельная дальность стрельбы, м | 4000 | 2000 |
Неуправляемое ракетное вооружение | ||
Макс. Количество НАР: - калибра 80 мм - калибра 122 мм |
80 10 |
|
Ракеты "воздух-воздух" | ||
Марка | "Игла-В" | |
Количество | 4 |
Симулятор также интегрируется с предыдущей версией серии - "Enemy Engaged: AH64D Apache versus Mi-28N Havoc".
Правильная процедура интеграции "Apache-Havoc" (A-H) в "Разорванное Небо"
Не приводя деталей ЛТХ для Ми-28Н, все же необходимо сказать, что, как и в реальности, летные параметры всех 4х возможных вертолетов отличаются значительно. Симулятор отражает это в летной модели вертолетов так, что вы почувствуете разницу в весе, мощности двигателей и управлении машиной. Будучи сконструированным по традиционной схеме с задним компенсирующим рулевым винтом, Ми-28 требует большего внимания в управлении. Приборы и индикаторы тоже отличны от таковых, установленных на Ка-52. По мере возможности, наиболее важные из них на Ми-28 будут затронуты наряду с Ка-52.
Для того, чтобы взлететь, необходимо:
Для вертикального взлета - отпустить тормоз несущего винта (R), затем увеличить общий шаг (ОШ) до 65-75% и выше в зависимости от взлетного веса, который определяется конфигурацией подвески и может быть виден со страницы "Оружие". В районе момента достижения указанного процента ОШ наступит момент отрыва. На Ми-28 в этот момент необходимо прикладывать компенсацию крутящего момента вручную (если в настройках данный эффект выключен). На КА-52, благодаря соосной двухвинтовой схеме противовращения, делать это нет необходимости. Не следует увеличивать ОШ поспешно, так как разгон несущих винтов происходит не сразу и можно превысить допустимый момент на ОШ. В дополнение, если даже этого не случиться, то можно, тем не менее, оказаться на величине ОШ, избыточной для взлета, что может, в свою очередь, привести к быстрому набору высоты. Это в некоторых ситуациях присутствия противника опасно, и порождает излишнюю нужду в маневрировании на снижение до маршрутной высоты. За принцип необходимо взять правило: чтобы избежать экстренных приемов на корректирование полета, не нужно содействовать появлению ситуации к тому приводящей. Поэтому нужно плавно увеличивать ОШ, дожидаясь, пока увеличение отобразиться на указателе оборотов или ОШ на ИЛС, пока, наконец, ощущение динамики разгона не будет доведено до автоматизма.
Для взлета с разбега - лучше всего выполнить руление на взлетно-посадочную полосу (ВПП), поэтому это применимо только к аэродромам, ее имеющим. Динамика взаимодействия с поверхностью, к сожалению, недоработана в симуляторе. Практически на любой поверхности качение при рулении ощущается как по вязкой почве. Хотя это здорово помогает быстрому торможению при посадке на скорости, которую, возможно, необходимо будет выполнять, если один двигатель вышел из строя (особенно на более тяжелом Ми-28). Выполнять руление на земле можно, повысив ОШ до 50 % и отключив тормоз шасси (B), и управляя ЦШ и педальным поворотом. Выполнив руление до ВПП, следует полностью отклонить от себя ЦШ и по мере увеличения разгона добавить ОШ плавно до отрыва, в момент которого уменьшить ЦШ для набора высоты.
После отрыва вертолета необходимо сразу стабилизировать набор высоты. Некоторые школы пилотирования, особенно западные, предписывают достигать зависания после этого. Для наших целей, однако, предпочтительно тратить как можно меньше времени на взлет. В заданиях одно-игрокового режима и в сетевой игре время иногда очень важно. Для начинающих лучше всего на первых порах включить автопилот (а/п) сразу же после набора 10-15 метров (G). При этом а/п выведет машину сразу на маршрутную высоту низкого профиля (10м) с разворотом на курс по маршруту взлета или задания, если все звено выполнило взлет и нет большого воздушного движения.
Для тех кто хотел бы проделать это все сам - необходимо снизить набор высоты, одновременно отклонив ручку циклического шага (ЦШ) от себя, и, ориентируясь по каретке на ИЛС, педальным разворотом развернуться на заданный курс. Далее, стабилизировав горизонтальный полет, манипулируя ЦШ и ОШ, уйти на маршрут задания. Следует помнить, что увеличение горизонтальной скорости приводит к появлению дополнительного аэродинамического подъема, поэтому рекомендуется уменьшить ОШ соответственно для сохранения той же высоты.
Убедившись в стабильности полета, следует убрать шасси (Ctrl+G).
Включение автопилота позволит вам выставить обзор кабины и страницы МФИ. В противном случае это можно проделать и до взлета.
Рекомендую обзор кабины Alt+V (с полным видом индикатора вертикальной скорости с места пилота) для переднего обзора и Alt+B (с полным видом 3х из 4х МФИ) для приборного обзора. Рекомендую первые 3 МФИ выставить на следующие страницы слева направо: радар (выставляется автоматически просто включением воздушного или наземного радара), угрозы (выставляется автоматически при обнаружении вас радаром или пуска ракеты по вашему вертолету), навигационную страницу Ctrl+4) с максимальной информацией (переключая клавишей D можно отобразить на ней маршрутную информацию, обнаруженные цели, сектор и радиус собственного радара в дополнение к рельефу местности). Переключить страницы МФИ второго пилота возможно только перейдя на его место (Esc). Управление вертолетом при этом остается за вами или а/п если он включен. Оставшийся МФИ рекомендуется выставить на Оптический Комплекс (Alt+3), включающий Инфракрасный (ИК) обзор ТВ малой освещенности, перископ.
Включив 4й МФИ на полный экран, вы получите возможность просто переключением на место второго пилота сразу увидеть засеченную цель на экране с выгодным увеличением (которое можно регулировать), что дает шанс быстрого определения цели и оценки ситуации и возврата на место пилота для принятия дальнейших действий. Так как Alt+B вид направлен несколько вниз, рекомендую включить прозрачность кабины Ctrl+F2, для улучшения обзора и ориентации во время полета, что важно на малых высотах.
Зависание
Маневр важен для посадки и для других полетных маневров, таких, как подскок. В вертолетах переход в зависание с горизонтальной скорости считается по праву одним из наиболее сложных. При переходе с горизонтального полета нужно выполнить ряд мер одновременно, чтобы избежать либо избыточного набора высоты, либо ухода в критическое снижение с вероятностью создания вихревого кольца. Гашение горизонтальной скорости следует производить активно. Рекомендуемый прием - торможение несущим винтом. Для этого следует взять ручку ЦШ на себя, одновременно уменьшив ОШ до минимального, чтобы избежать набора высоты, отслеживая величину вертикальной скорости и горизонтальной скорости по индикаторам или по навигационному режиму ИЛС (Ctrl+BackSpace). Тангаж следует изменять плавно, но уверенно. Как только указатель вертикальной скорости перейдет в отрицательное значение, ожидайте быстрое нарастание снижения, и следует начать увеличивать ОШ чтобы упредить переход в критическое. Общим правилом выберите ориентацию на стрелки индикатора вертикальной скорости - никогда не позволяйте стрелке зашкалить до максимального значения особенно при снижении.
Продолжайте торможение до снижения скорости полета до 30 км/ч, после чего начинайте выравнивать ЦШ. Если вы правильно следили за вертикальной скоростью, то к этому моменту она должна быть в районе -5м/с. Далее, плавно регулируя ЦШ и ОШ, следует довести горизонтальную скорость до околонулевого значения. Учитывайте, что при включенном в настройках эффекте аэродинамического подъема, падение горизонтальной скорости ниже 20-15 км/ч приводит к потере такого подъема и необходимо небольшое увеличение ОШ для поддержания того же темпа снижения.
Для облегчения можно использовать два режима автозависания, которые возможно включить при скорости полета в пределах 20м/с - -20м/с. Ctrl+H авто удержание горизонтальной позиции с возможностью контроля ОШ и Shift+H - тоже самое, но с авто контролем ОШ в дополнение. Оба авто-режима выключаются, кроме как клавишами, еще и любым изменением ЦШ с вашей стороны, поэтому надо быть осторожным в управлении. Все время следите за панелью индикаторов и активных устройств, где отображается включение того или иного режима загоранием контрольной лампы. При ее потухании, если выбьет из режима (следите за этим), просто снова включите режим.
Достигнув зависания, определите, как далеко от желаемой позиции зависания вы находитесь и небольшими передвижениями с повтором зависания переместитесь в желаемое место, если нужно.
Далее, очень плавно уменьшая ОШ, доведите скорость снижения до 3-5 м/с, до достижения желаемой вертикальной позиции. Следует учитывать, что порывы ветра у поверхности могут усложнять поддержание горизонтальной позиции. Симулятор также моделирует физику воздушного потока на разных частях несущего винта. Таким образом, если зависание происходит над поверхностью, где, скажем одна часть винта находиться над выступающей частью рельефа, то на высотах менее 10 метров, при включенном эффекте влияния поверхности, экранирующий воздушный поток может привести к крену машины и набору горизонтальной скорости.
Горизонтальный полет по курсу
При включенном а/п следование маршруту от точки к точке автоматизировано и происходит на высоте 10 метров. Контроль над полетом в этом режиме достигается: изменением маршрута (выбором и перемещением точек маршрута указателем мыши), добавлением или удалением точек маршрута (Insert/Delete) на карте и путем их перебора в кабине (W/Shift+W).
В пилотируемом режиме отслеживайте ориентацию на следующую точку маршрута по каретке на ИЛС, по навигационной странице МФИ. На ней же указано в нижнем левом углу, какая именно точка маршрута активизирована, текущая дистанция и время в пути до нее. Придерживайтесь максимальной крейсерской высоты 30м от поверхности.
Боковой и обратный полет
К сожалению, хотя оба вида этого полета возможны в симуляторе, параметры летной модели не совсем отрегулированы и делают эти маневры нестабильными из-за рысканий фюзеляжа вокруг оси несущих винтов. Одновременным отклонением ЦШ и управлением педалями для компенсации рысканий, тем не менее, возможно достигнуть относительно стабильного полета вбок в пределах 5м/с и полета назад до 20 км/ч максимум.
Следование ландшафту Вертолеты - малоскоростные и маловысотные летающие боевые машины по сравнению с реактивными самолетами. По тем же причинам они уязвимы для ЗРК с земли. В симуляторе эти особенности отношений и динамики на современном поле боя смоделированы очень реалистично. Поэтому, как и в реальной боевой обстановке, важно держать как можно более скрытный профиль. В случае с вертолетом это означает - низкая полетная высота на маршруте, использование рельефа местности, природных и искусственных объектов для прикрытия и, как следствие, снижения шансов быть обнаруженным средствами целенаведения и визуального обзора.
В симуляторе есть ряд систем управления, помогающих это сделать. В первую очередь, рекомендуемая высота полета даже на безопасных отрезках маршрута - до 30м от поверхности. При навигационном режиме ИЛС, справа сверху индицируется этот тип высоты (пример: R10). Также правая шкала и указатель вертикальной скорости помогают держать стабильность и следование высоте в пилотируемом режиме. В дополнение при включенном режиме целеуказания на ИЛС для какого-либо вида оружия, необходимо пользоваться аналоговыми показателями на приборной доске.
Для того, чтобы облегчить удержание высоты и тангажа, можно пользоваться тримированием ручки управления, задающей циклический шаг. Отклонив ручку до стабильного желаемого тангажа, нажмите трим (Т) и отпустите ручку в центральное положение, при этом заданный угол смещения по тангажу будет оставаться.
Существует также система авто удержания заданной высоты (Alt+H), однако в симуляторе она не стабильна. Удержание высоты следует включать лишь при вертикальной скорости ближе к нулевой. Иначе система будет приближаться к заданной высоте, компенсируя вертикальную скорость, что приводит к "прыжкам" вверх и вниз подобно "йо-йо". И даже после стабилизации при перепадах высоты пролетаемой поверхности, динамика полета приводит к потере заданной высоты с последующим повторением циклов маятника.
В ситуациях, когда система должна будет компенсировать значительную вертикальную скорость, особенно подъема, система может понизить общий шаг до закритического значения, что может привести к входу в вихревое кольцо и крушению.
В дополнение в режиме авто-удержания высоты есть возможность изменения ее значения - Alt+J увеличение на 1м, Alt+K уменьшение на 1м.
Подскок
Использование природных и искусственных объектов для скрытного подхода к цели, ведения огня и защиты от обнаружения и атаки является одним из основных тактических приемов боевых вертолетов. Так, зависнув, скажем, за зданием или кромкой леса, можно избежать обнаружения системами противника. Набрав небольшую высоту, можно произвести наблюдение и сканирование радаром находящихся за объектом целей, определить цели. Затем, вновь снизившись за укрытие, принять огневое решение, распределить цели по приоритетам и, "подскочив" еще раз, произвести огонь по выбранной цели. При этом в случае атаки со стороны противника всегда остаётся возможность прервать его целенаведение и избежать попадания ракеты или стрелково-пушечного огня, вновь "нырнув" за укрытие.
Большая часть этого маневра состоит из уже описанного выше зависания. Выбрав объект рельефа, который можно использовать в качестве укрытия или барьера, следует выполнить описанный выше подход с торможением и зависание на безопасной высоте. Необходимо подготовить желаемое оружие и при необходимости выставить соответствующий фильтр приоритета радара. Затем, плавно увеличив ОШ добиться подъема максимум в 5м/с одновременно включив систему целенаведения. Следует следить за набором высоты и не превышать величины, необходимой для выбранной системы. Часто для этого нужно уменьшить сектор прохода радара для более быстрого обнаружения целей. При получении целей они будут высвечены на радаре и появиться символ захвата цели на ИЛС/нашлемной индикации. После этого цели останутся "в списке" на радаре, даже если нет прямого поля обзора для радара. Этим следует воспользоваться и снизиться в укрытие для тактического анализа. В случаях, когда есть предварительные данные о целях, возможно быстро определить цель (при реалистичной настройке и включенном опознавании второго пилота он будет делать это для вас, но с задержкой по времени, варьирующейся в зависимости от условий освещенности и обзора цели). Это можно проделать и самому, пользуясь рекомендованным выше выставлением на месте второго пилота 4го МФИ на полный экран в режиме оптических систем, и открыть огонь, не уходя в укрытие. Следует помнить, что управляемые ракеты типа Вихрь, Атака, требуют подсветки цели для корректировки наведения до момента попадания, что приводит к необходимости оставаться вне укрытия на все время полета ракет до цели. Безусловно, произведение многочисленных последовательных пусков вне укрытия увеличивает шансы быть обнаруженным. Поэтому рекомендуется управляемые ракеты пускать сразу столько, сколько целей планируется поразить, с перерывом в 3 секунды. Это дает возможность после поражения первой цели перенацелить остальные ракеты на последующие цели уже в полете и сократить суммарное время ведения огня и поражения целей до минимума.
Заход на посадку и её выполнение
Основная часть маневров состоит из описанных приемов для зависания. Следует лишь упомянуть, что при получении разрешения на посадку и достижения финальной точки маршрута возле базы посадки вы получаете посадочные точки, обозначенные на навигационном МФИ буквами "W". При подходе с торможением после этого следует выпустить шасси и проверить, что тормоз на них отпущен, на случай, когда касание поверхности произойдет с ненулевой горизонтальной скоростью. При выдаче разрешения на посадку диспетчер так же даст силу ветра в узлах, что нужно учесть, как и описано в зависании. По началу будет трудно посадить машину точно на указанную стоянку. В этом случае можно посадить рядом и для завершения посадки выполнить руление при ОШ 40-50% до стоянки. Затем, приложив тормоз, остановиться, вывести ОШ до нуля и включить тормоз несущих винтов. После этого кабина вертолета откроется (если задание выполнено) и - посадка завершена. Автопилот может произвести посадку за вас, однако стоит сказать, что в случае любой неисправности автопилот не будет работать, и сажать машину нужно будет только в пилотируемом ("ручном") режиме.
В данный тип входит маневрирование вертолета с целью поражения целей противника и ухода от огня противника. При этом используются многие из описанных выше маневров.
Уход от ракет
Основную опасность для вертолетов представляют управляемые ракеты различных систем наведения. Ракеты с головками ИК наведения не представляют большой опасности при грамотном использовании контрмер и маневрирования. При пуске ракеты отслеживайте приближение ракеты по странице угроз МФИ (СПО и СПП - системы предупреждения об облучении и пуске), как было рекомендовано выше. Рекомендуется доверить включение подавителей и первичный отстрел ложных тепловых целей (ЛТЦ) и дипольных отражателей (ДО) второму пилоту в настройках игры. Однако при подходе ракеты, обозначаемой "х" на МФИ, рекомендуется дополнительно вручную отстрелять ЛТЦ (F) и ДО (C) до исчезновения этого символа, что означает потерю вас как цели. Период действия отстреливаемых контрмер примерно 3 секунды. Следует помнить, что после этого ракета может снова перенацелиться на вас. Конечно, при этом следует принять определенное направление полета по отношению к траектории ракеты. Поскольку часто необходимо все же развернуться или поддерживать направление на угрозу для наведения на нее и уничтожения, то рекомендуется выполнить либо резкое снижение, если позволяет высота, либо уйти в боковой, перпендикулярный к источнику угрозы, полет. ИК ракеты достаточно эффективно обманываются ЛТЦ, но детонация ракеты на ЛТЦ близко от вертолета все равно может привести к повреждениям систем или двигателя. Поэтому маневрирование может помочь в наборе дистанции между возможным местом разрыва ракеты и вашим вертолетом.
Резкое снижение может помочь и при другом способе обмана ракет, который очень важен для ухода от ракет радарного и особенно лазерного наведения. Расчет наведения ракеты учитывает движение цели и наводит не на саму машину, а на вычисляемую точку пересечения с целью. Поэтому резким снижением при соответствующей высоте можно увести эту точку пересечения в глубь поверхности, тем самым заставляя ракету уйти в "землю". Кроме этого, если придерживаться небольшой высоты, такое снижение может вывести вашу машину в укрытие за какой-либо объект или поставить барьер между вами и подсвечивающим вас противником, прервав наведение или заставив ракету поразить барьер.
Ведение огня с использованием укрытия
Подскок - основной маневр в этой категории, и описан выше. Следует указать, что подобный маневр можно проводить в горизонтальной плоскости из-за укрытия боковым полетом.
Из них обратите внимание на задачу/цель и взлетный ветер. При сильном ветре будьте готовы компенсировать его при отрыве. Также там будет изображена карта и маршрут. Изучите маршрут и если надо измените расположение и количество точек. Если маршрут проходит через опасные зоны иной раз полезно развести их в обход. Однако если ясно, что боеприпасов звена может с лихвой хватить на выполнение задание (скажем на уничтожение батареи САУ), то полезнее наоборот провести маршрут через попутные дополнительные цели противника. Как описано ниже в тактике ведения боя с различными целями, добавьте точки маршрута для огневой позиции вне зон обнаружения ПВО и даже на сами цели для удобства ориентировки.
Карта
Карта имеет ряд настроек и черт, значение которых надо знать.
Также, научитесь распознавать черты ландшафта. Возвышения и впадины обозначаются концентрическими контурными линиями. Чем ближе линии к друг другу, тем круче подъем или спуск. Высота по отношению к уровню моря указывается цветовым оттенком. Ниже показаны оттенки и цветовая гамма, использованная в оригинале симулятора.
Это можно менять путем замены файла 2dmapcol.psd в папке "terrain" соответствующей карты. Например, все снимки с экрана в использованные в этом учебнике, сделаны с использованием файла переключающих цвета и их гамму в соответствии обычно принятой на физических картах.
Объекты
Объекты представляющие военное значение (базы, фабрики, радио-трансляторы и т.п.) обозначаются отдельными иконками. Населенные же пункты не выделяются кроме как фигурой серого цвета очерчивающей контур и занимаемую площадь.
Маршрут
Состоит из ряда точек последовательного прохождения от базы взлета до цели и обратно до базы посадки (в основном та же что и взлета). Также иногда при взлете многочисленного звена и на больших аэродромах будет необходимо выполнить "круг" - предполетный маршрут обозначаемый точками W, пока выход на маршрут не будет свободен и разрешен.
Путевые точки (изменения)
Все остальные точки между W и X обозначены буквами алфавита ( A,B,C,... и т.д.). Эти точки можно свободно удалять (нажать на точку указателем мыши и нажать Delete), добавлять (нажать на точку + между двумя существующими указателем мыши), перемещать (нажать на точку указателем мыши и держа нажатой переместить мышью в желаемое место). Иногда точка не может удалена, если является текущей для уже идущего на него звена.
Кабина
В кабине есть ряд указателей и систем для индикации навигационной информации.
Ми - 28: навигационный режим ИЛС
Каретка маршрута отсутствует и имеет Указатель на точку маршрута.
Управление, приборы, выбор текущей точки маршрута.
Текущая точка маршрута отображается на всех указателях - ИЛС (в навигационном режиме), МФИ страницы. Перебор текущих точек маршрута (следующая - W , предыдущая - Shift+W). Эти клавиши не срабатывают, если вы еще находитесь на "круге", не являетесь ведущим.
Следует также заметить, если вы ведущий звена, то изменение вами текущей точки будет равносильно приказу ведомым идти на эту точку. Однако они будут оставаться в построении, следуя за вами.
Транспортир и карта - направление на цель
Кроме навигации по маршруту и определения направления на точки в нем, часто необходимо определять направление на другие объекты. Например при приближении к вам воздушной угрозы, определенному по карте, надо знать откуда по отношению к вашему направлению угроза появится при входе в радиус обнаружения. Следует знать что север на карте находится, естественно, сверху и соответствует 0 градусу на шкале ИЛС. Поэтому приблизительно разделяя по часовой стрелке направления по 45o можно получить ориентировочное направление на угрозу/цель и развернуть вертолет по этому направлению. Это еще точнее можно определить если есть под рукой прозрачный транспортир на 360o.
Направление на цель очень часто нужно будет при перехвате. В этом случае можно быстро добавить еще и дополнительную точку маршрута на цель и обновлять ее положение вручную. В этом случае выбор этой точки сразу даст вам правильное указание кареткой ИЛС.
Пушка
Два виды боеприпасов - Разрывные и Бронебойные
Цели (наиболее подходящие):
Легко бронирование (ЗРК, РСЗО)
Вертолеты
Небольшие Объекты, постройки
Отсюда, при стрельбе из пушки необходимо маневрирование на Ка-52 для введения цели в сектор пушечного огня. Как правило, держите курс не прямо на цель, а несколько влево. Как бы подставляя цели свою правую переднюю полусферу.
Неуправляемые Авиационные Ракеты (НАР) и подвесные пушечные контейнеры УПК23/250
На вооружении Ка-52 находятся:
С-8 (80мм НАР)
С-13 (130мм НАР)
УПК23/250 (23мм сдвоенные пушечные контейнеры)
Все они попадают под один класс неуправляемого оружия, наведение которого возможно только пилотированием.
Цели (наиболее подходящие):
Объекты с многочисленными постройками
Укрепленные постройки (железобетонные ангары и т.п.)
Небольшие Объекты, постройки
Колоны бронетехники (подходами!)
Корабли противника
Применение рекомендуется со специальными видами и наиболее легкий вариант вид строго вперед и без кабины, для повышения обзора и удобства наведения.
Наведение зависит от мастерства пилотирования, т.к. осуществляется только управлением направления полета. Поэтому рекомендую практиковаться. При равнинной местности помогает авто-удержание высоты и использование перископа для повышения точности наведения.
Стрельба проходами и особенно подходами единственно эффективные методы для этого оружия.
"Игла"
Тип - Воздух-Воздух ИК наведения.
Эффективность - мала в силу отстрела ЛТЦ, что ИИ и автомат 2го пилота делает достаточно хорошо. Практически безвредны при добавочном отстреле ЛТЦ вручную.
Ввиду малой эффективности рекомендуется стрельба очередями по 3-4 ракеты для повышения шансов прямого или косвенного (радиусом разрыва и осколками) поражения цели: на вероятность поражения цели влияет дистанция полёта до неё - так, время действия ЛТЦ 3 секунды поэтому время полёта УР "Игла" рекомендуется выбирать по возможности дольше или меньше этого времени.
Ввиду многочисленного отстрела ЛТЦ противником так же партиями одна за другой (ИИ), время между пусками в очереди распределяйте следующим образом - пуск, пуск, и-раз и-два (пауза) пуск, пуск.
"Вихрь"/"Атака"
Тип - Воздух-Поверхность.
Возможные цели:
Наземные (ПВО, бронетехника, постройки и объекты), типы целей по их опасности и приоритету легко разделяются фильтрами наземного радара - Высокий/Средний/Низкий/Все;
Низкоскоростные воздушные (вертолёты, транспортные самолёты при взлёте и посадке), целеуказание воздушным радаром, но при малых высотах цели также возможен захват цели наземным радаром;
Высокоскоростные воздушные (истребители, штурмовики и т.п.) - эффективны только при стрельбе на подход цели или близкой дистанции, при условии достижения цели ракетой за время нахождения цели в зоне воздушного радара.
Наведение - "Вихрь" лазерное, "Атака" - радио - подсветка цели и удержание её в захвате необходимо на всём протяжении полёта ракет!
Прямое ведение огня по открытым и полуоткрытым (радиус поражения у обоих ПТУРов значителен) наземным целям.
По воздушным целям на больших высотах с удерживанием полёта по высоте и сектору систем целенаведения для поддержания постоянной подсветки и захвата цели
МФИ помогают в переборе целей (Num0/Shift+Num0), определении целей (быстро по оптике выставленной на полный экран на месте 2го пилота) и зафиксировании цели. (Замечание: фиксирование цели отлично он захвата цели - при рыскании фюзеляжа сектор систем целенаведения может перескакивать, захватывая цель ближайшую к центральной оси, что может перенаправить ракету на другую цель, когда это нежелательно - следует зафиксировать захваченную выбранную цель до поражения ее ракетой (NumEnter)).
Для сокращения времени на поражение многочисленных целей и соответственно своей открытости ответным действиям противника, рекомендуется вести огонь очередью, используя авто-обновление радара и перенацеливание ракет в полёте. Для правильной работы время между пусками в очереди распределяйте следующим образом - пуск, и-раз и-два и-три (3х секундная пауза, если цели скученны, больше - если расстояние между ними значительно), пуск и т.д. по числу нужных целей. Можно использовать для этого время прохода луча радара по сектору сканирования, как "метроном". Дождитесь полного возврата луча к положению пуска первой ракеты и произведите повторный пуск.
Активен, выдаёт излучение увеличивающие вашу обнаруживаемость.
Радиус действия радара Ка-52 "Арбалет" увеличен в симуляторе до заявленных бюро Камова 10км (обновление Х) с 6км, изначально установленных в вышедшей версии.
Воздушный радар и наземный имеют режимы работы с фильтрами (фильтры не включаемы на низком уровне настроек сложности и лётной модели).
Фильтры приоритета/опасности целей наземного радара:
Используйте фильтры приоритета при атаке в порядке их перечисления и выключайте фильтры во время полёта на маршруте для лучшей навигации и ситуационной информации.
Фильтры типа "Свой/Чужой" целей воздушного радара:
Возможны сокращения радиуса радаров для более четкого отображения скученных целей (Num+/Num-).
Для быстрого обновления информации радара - рекомендуется использование ограниченных направленных секторов прохода радара (Num8/Num2 увеличить/ограничить сектор; Num4/Num6 повернуть сектор радара по-часовой/против-часовой)
Рекомендации:
Выставить место 2го пилота на полный экран (Alt+3 , F4) - помогает в определении целей и их состояния.
Возможны наблюдение и разведка при ручном наведении (стрелками Num) - проводить только в режиме авто-зависания, т.к. иначе - потеря ориентации. При включенном радаре, МФИ страница ИК/ТВ будет отцентрована на текущей захваченной цели вне зависимости от направления полёта.
При включенном радаре, МФИ страница Перископа будет отцентрована на текущей захваченной цели вне зависимости от направления полёта. Полезен в точном наведении НАРов на неподвижные цели:
Любой аэродром, ППСЗ, авианосец пригодны для перезарядки, смены вооружения и дозаправки, но нужно выбирать те, статус которых показывает боеспособность или хотя бы не 0% запасов топлива и амуниции. Достаточно просто совершить посадку на их территории. Нет необходимости находить свободную специальную вертолетную площадку, однако для чувства реальности и избежания посадки вне района, разрешающего дозаправку и снаряжение, лучше все-таки найти именно такое место.
После посадки достаточно снизить ОШ до 0% и поставить на тормоз шасси во избежание движения во время снаряжения и вывести страницу "Оружие". Переснаряжение не происходит автоматически. Для этого просто достаточно щелкнуть по какой-либо подвеске и перебрать вид оружия до необходимого (даже если это тот же вид что был изначально) и по статусу проследить как количество амуниции и топлива смениться на максимально возможное для выбранной конфигурации. Следует заметить, что максимально возможное количество топлива автоматически будет изменено, для сохранения максимального взлетного веса в допустимых пределах.
При наличии в звене ведомых, дозаправку, снаряжение и перевооружение можно осуществлять в то же время что и свою. Однако ваша посадка не приведет к тому, что они сядут рядом. Просто они будут в стабильном зависании на высоте около 15 метров. Желаемое перевооружение также доступно на странице "Оружие", при выборе вертолета ведомого из списка звена приведенного на этой странице. Поскольку дозаправка и снаряжение также не происходит для них автоматически, нужно всегда проверять их состояние во время своей посадки.
Ведущий вертолет может всегда задать построение звена в полете. Это важно в силу ряда причин. Отмечу лишь, что при резких маневрах возможно столкновение с ведомыми если они в построении шеренга влево или вправо однако для ведения огня при построении в колонну головные вертолеты могут случайно попасть в поле стрельбы последующих машин. Хотя последние обновления к симулятору устраняют начальное довольно близкое расположение ведомых в построении, часто приводившему к столкновениям у неопытных пилотов, рекомендую выбрать подходящий для вас оптимум. Советую:
Из последнего следует важность управления позицией ведомых. Симулятор воплощает довольно реалистичные действия вертолетов в бою под контролем ИИ. Так, получив приказ атаковать цель, ведомый, если не имеет позиции для немедленного открытия огня, сообщит о поиске огневой позиции и попытается найти ближайшее укрытие, заняв позицию за которым, произведет затем подскок (захват цели, если она была закрыта) и первый залп с возможным уходом в укрытие и повтором огня если цель не уничтожена. Тем не менее, вам как командиру звена следует контролировать их позицию для наилучшего ведения боя.
Нет необходимости всему звену следовать в район требующий разведки на предмет присутствия целей/опасности. Например, если группа ПВО противника находится за холмом и вам очевидно что к моменту вылета на вершину для открытия целей вашим системам наведения вы тоже окажетесь в зоне поражения, возможно будет лучшим решением приказать им оставаться на позиции (что при ведет их к зависанию в точке близкой к моменту получения приказа) и самому проследовать на рекогносцировку и найдя подходящую к ситуации огневую позицию (скажем, справа от холма с открытой линией огня на цели, но вне зоны их обнаружения) приказать им вернуться в строй. Это выведет их на наиболее выгодную позицию, в то время как вы уже получите радарную информацию по целям, классифицируете их и подготовите их для распределения ведомым для огня.
Приказ "Оставаться на позиции" перед приказом атаковать какую-либо цель приводит к еще одному выгодному режиму. В этой комбинации, ведомый произведет атаку выполняя маневры если необходимо и затем вернется на заданную позицию, что предохранит его от увлечения другими целями и заведения в опасную ситуацию.
Комбинация "Огня не открывать"/ "Атакуй мою цель" приводит ведомого к поиску огневой позиции и занятия ее. После сообщения "Я такой-то нахожусь на позиции", у вас в меню становиться доступной команда "Подскок". При отдаче этой команды ведомый выполнит единичный подскок и залп с последующим уходом в укрытие. Такая комбинация и режим огневой работы позволяет скрытному ведению боя на предельно малых высотах, что важно при атаке таких комплексов как авиабаза, когда перехватчики противника могут вас легко обнаружить и атаковать.
Ведомых нужно по возможности беречь. Поэтому, если вы видите что он поврежден и скорее будет сбит чем принесет пользы звену (что можно проверить пересев его вертолет и проверив повреждения систем по МФИ) лучше отправить его на базу.
Там он будет полностью отремонтирован и готов к новым заданиям. Если же он будет сбит потребуется время до 10 минут до поставки резерва на одной из баз в тылу и затем долгое задание на перебазирование ближе к лини фронта и иногда даже не одно, что может занят часы. Все это время у вас будет меньше сил на лини фронта, где они всего нужнее. Как упомянуто в предыдущей главе, не забывайте проверять статус боеприпасов как у себя так и у ведомых. Для последнего, не обязательно пересаживаться в вертолет ведомого, если вам нужно знать сколько УР осталось у него. Достаточно выбрать вид его вертолета и посмотреть сколько трубчатых контейнеров на подвесках все еще имеют крышки. При выстреле УР эти крышки отстреливаются. Симулятор воплощает эту деталь и ее нужно использовать. Если расходы боеприпасов были значительно, будет разумнее дозаправиться и перезарядиться на ближайшей точке.
Используйте огневую мощь ведомых. Правило должно быть таковым: раздай цели ведомым потом произведи залп сам. Так расход боеприпасов и уничтожение целей будут произведены наиболее эффективным и методичным путем.
Ведомые также могут быть полезны в быстром устранении угрозы и атаки противника. Как только по вам открыт огонь и раздается сигнал предупреждения о приближающейся ракете, быстро отдайте приказ "Звено" / "Помоги мне". Ведомые моментально откроют огонь по угрозе. Во многих случаях это быстрее нежели определение угрозы, маневрирование на захват цели и огонь на подавление произведенные самим. Это очень полезный прием особенно при внезапной атаке с фланга или тыла и дает вам время на принятие контрмер и ухода от огня противника.
значение = ближние силы.
Вызов артиллерийского удара (налёта)
Применение по большим объектам и скоплениям техники противника (авиабазы, фабрики, заводы, военные базы, корабельные группы), при разрушении текущей цели повторить запрос (хотя огонь должен переводиться), поэтому следует давать цели низкого приоритета.
Вызов авиаудара по цели
Применение по скоплениям ПВО и большим объектам (см. выше). При условии наличия не занятой в боевых действиях в текущий момент ударной авиации (самолётов и вертолётов) на аэродромах и в воздухе. Ввиду времени прибытия давать попутные цели или выжидать прибытия.
Общие правила:
Запрос поддержки
Работает при индикации угрозы (только)!
При условии присутствия неподалёку своей авиации - она может придти на помощь.
При угрозе со стороны ПВО - создаётся задание на подавление.
При угрозе со стороны бронетехники - ПНЦ.
Также ответ может быть отрицательный/положительный.
Скоростные воздушные
Оружие: "Игла" - по необходимости, ПТУР - предпочтительно.
Необходимо быстрое реагирование на ситуацию, а также ориентирование и своя инициатива, нежели использование ведомых. После атаки вернуться на исходную высоту и перестроиться, вернув ведомых в исходный строй. Проверить маршрутное направление, осведомиться по карте, продолжить маршрут/боевую работу.
Малоскоростные воздушные
Выбор оружия.
На минимальной дистанции - пушка (при малой численности противника). Проверка по оптике и виду цели.
При средней и большой дальности и многочисленном противнике - ПТУРы и ведомые (радар включать перед пуском).
Общее: Воздушные цели
При индикации угрозы: выполнить визуальное сопровождение угрозы для быстрого определения направления на неё (клавиши: 4 - наземная угроза, 3 воздушная угроза). Даже при дистанции большей чем радиус обнаружения выбранной системы целеуказания, моментально определится направление на угрозу. Это можно использовать для выбора другой системы целенаведения, разворота на угрозу даже не прибегая к карте.
Большие скорости при преследовании достигаются при ручном пилотировании небольшой высотой (набрать высоту [100 м] ), максимальный ОТ [95%], увеличить тангаж на полупикирование ЦШ, при снижении высоты до опасной снова набрать, выровняв ЦШ или, использовав инерцию, сделать "горку"
Наземные цели противника
ОПАСНОСТЬ | ТИП ГРУППЫ |
Высокая | Развёрнутая (стационарная) система ПВО вокруг объектов по периметру в радиусе 500-1000 м. Состоит из гнёзд ЗРК/ЗСК по 2-3 ед. в каждом |
Средняя | Колонна бронетехники (на марше или развёрнутая, обычно, на перекрёстке/развилке), состав из мобильных средств ПВО 2-4 единицы, танки и БМП общим числом 8-10 единицСтационарная система ПВО на объекте, состоящая из пехоты с ПЗРК - до 2-3 ед. на нефтезаводах, большее число в городах и населённых пунктахСкопление бронетехники из резервов (на крупных авиабазах) |
Низкая | Батарея САУ/РСЗО 2-3 ед. с машинами обслуживания, боеприпасов и топливозаправщиками, общим числом 6-7 ед.Скопления авиации на земле (аэродромы, ангары, ППСЗ) |
Отсутствует | Объекты и постройки различного назначения |
Высокая опасность
Всё это можно проделать на автопилоте.
Средняя опасность
Высокая (средняя) опасность. Общее.
Если очевидно уже на взлёте или маршруте, что цели - большие скопления, то можно и нужно перевести маршруты ударной и истребительной авиации в этом районе через их позиции. Пролёт через ПВО противника обычно сопровождается захватом авиации как целей, что вызывает атаку угрозы. Если, к тому же, по авиации открыт огонь, то следует вызов от неё на поддержку, что создаёт дополнительные задания и привлекает дополнительные ближайшие звенья. Создание заданий также помогает вам брать их одно за другим, работая на том же объекте или в его районе, что помогает осуществлять общую расчистку и продвижение в данном направлении. Совпадение по времени прибытия к цели с другими звеньями уменьшает ваши шансы бать перехваченными и увеличивает огневую мощь, т.к. именно эти звенья могут откликнуться на вызов воздушного удара или поддержки. Это особенно важно в случаях с большими авиабазами не только из-за большого количества целей, но и из-за опасности взлёта авиации противника на ваш перехват.
Пехота с ПЗРК малозаметна и обычно появляется на радаре, когда уже захватывает вас в прицел или производит пуск ракеты. Отстрел контрмер правильным образом должен вас обезопасить. Для поражения этих целей достаточно пушки с разрывными патронами или одного НАРа, положенного даже не очень точно вблизи цели.
Если УРы и НАРы закончились и у вас и у ведомых, то обычно остаётся пушечный боезапас. Если карта и радар показывают, что осталось до 3х-4х целей ПВО и местность пересечённая, то возможно их уничтожение с ближней дистанции. Для этого необходимо выключит радар, перейдя на НЦУ или ИК/ТВ. При этом вы становитесь более скрытными. Выполняйте подходы к целям один за другой. Можно добавить точки маршрута, расставив их прямо по целям, что удобно делать, уменьшив масштаб карты. Выполняйте подход и атаку на предельно малых высотах. Поначалу это можно легко проделывать, включив автопилот (он снизит вас до 10м), переключившись затем на автоудержание высоты. Дайте ведомым цели или приказ вести огонь по своему усмотрению и укажите построение. Так, они будут рядом и вести огонь или откликаться на помощь. Осторожно приближаясь к цели по курсу периодически нажимайте "KeyPad 0", пока не получите её в прицеле, после чего открывайте огонь.
Низкая опасность.
Можно сократить это до одного этапа, если задание на объект - разведка. Передавайте разведданные только после уничтожения всех или, как минимум, 70-80 % построек на объекте и тогда он будет сразу оценен как вышедший из строя, и сразу будет создано задание на его захват. Такое задание будет создано только при условии наличия десантных Ми-24 в определённом радиусе. Поэтому важно захватывать ППСЗ на подступах к объекту.
Захват ППСЗ может предать вам и уцелевшие вертолёты противника. Поэтому уничтожайте постройки, оставляя таким образом вертолёты без горючего - они уже никуда не взлетят. Для этого используйте пушку, хотя пара хорошо положенных на склады ПТУРов может уничтожить добрую половину ППСЗ.
Cмысл минимальных, необходимых для захвата, разрушений в том, что после захвата объект должен быть восстановлен и доснабжён до боеспособности в минимальные сроки, чтобы начать функционировать вам на пользу. Чем больше разрушения, тем большее время будет затрачено на восстановление и больше будет заданий на снабжение для транспортной авиации.
Обратное - тоже верно. Поэтому берите эскорт задания, обычно назначаемые на десант. Кроме охраны от нападения и перехвата, десантные Ми-24 нужно беречь для последующих захватов. К моменту прибытия объект может быть восстановлен противником до состояния, когда попытка захвата может быть отражена. Поэтому, залетев вперёд, следует оценить состояние объекта и, при необходимости, нанести дополнительные повреждения до прибытия десанта.
Захватив передовой объект, следует позаботиться о БВП на время ремонта о оснащении объекта средствами ПВО. Противник зачастую предпринимает меры для десанта и перезахвата объекта.
Разрушение ангаров на полевых аэродромах и авиабазах - одна из приоритетных задач. В ангарах, пока они целы, будут "выводиться" резервы авиации. Поэтому для завоевания господства в воздухе уничтожайте эти объекты даже попутно. НАРы - наиболее подходящее для этой цели оружие.
Структура авиабаз такова, что на них в дополнение к ангарам существуют здания/цеха по вводу резервов вертолётов и гараж для ввода бронетехники, артиллерии и ПВО. Резервы поступают из них по мере потерь с перерывом до 10-ти минут. В случае с моторизованными единицами - они накапливаются до достижения численности группы и затем выдвигаются на маршруты по сети дорог. Поэтому уничтожение этих зданий также перевоочерёдно после уничтожения ПВО.
На здание достаточно порой одного точно выложенного 80мм НАРа (используйте отцентрированный вид из кабины или перископ для точного ведения огня). В случае с укреплёнными ангарами используйте залповую стрельбу, увеличив залп (S) до 2х-3х НАРов.
Патрулирующая на авиабазах живая сила противника не опасна и легко уничтожается пушечным огнём.
Морские цели противника. Авианосная группа
ОПАСНОСТЬ | ТИП ЦЕЛИ |
Высокая | Авианосец/ударно-десантный корабль. Радиус действия ПВО - 12км. Корабли охранения - фрегаты типа "Оливер". Радиус действия ПВО - 6-8км |
Никакой | Средства на воздушной подушке, корабли береговой высадки десанта. Средства ПВО отсутствуют. |
Как следует из описания, атака такой группы очень опасна и осложнена открытым пространством моря. Поэтому подход следует выполнять на предельно малых высотах 6-10м. Это затрудняет обнаружение вас противником и зачастую направляет идущие на вас УР в воду при отстреле ловушек.
Это также верно и в отношении вашего радара и иногда следует переключиться на ИК/ТВ, сравнивая, какая система осуществит захват цели быстрее. Это же помогает скрытному подходу.
В случае с радаром - выставить фильтр на высокий. Уничтожив цели этого типа можно считать авианосную группу уничтоженной. Можно ограничиться только уничтожением авианосца, оставив корабли охранения в покое или для других средств авиации.
Опять же, перевод маршрутов других звеньев желателен, как и управление огнём ведомых.
Авианосец требует большого количества попаданий и вы можете использовать большую половину ПТУРов. Поэтому рекомендуется подойти ближе и использовать НАРы залпами по 3-5 ракет, применяя перископ, который очень удобен на море и для точности. Этому способствует тот факт, что в симуляторе корабли оснащены только ЗРК и не имеют установок беглого стрелково-пушечного огня, существующих в реальности для поражения ракет и воздушных целей на ближней дистанции.
В ночное время и плохую погоду ИК/ТВ и перископ могут помочь вам обнаружить цели раньше радиоэлектронных средств наведения противника, особенно по навигационным огням и освещению кораблей.
Рекомендуется использовать 130мм НАРы, но при этом стрелять надо точно - их всего 10 шт при наборе с ПТУРами.
Радиосообщения и журнал сводок должно всегда анализировать. Такие сообщения всегда сопровождаются реальными координатами и, найдя указанный сектор, можно оценить обстановку и принять соответствующие решения о ходе действий. Далее следование принципам разобрано с точки зрения агрессивного метода как самого эффективного и наиболее популярного.
Наращивание господства также происходит за счёт уменьшения своих потерь. Поэтому следует брать задания у ИИ на себя при приближении к зонам ПВО или скоплениям войск. Их уничтожение поможет и следующим стратегическим принципам - уничтожению артиллерии и расчистка пути фронтовым частям. Делайте это если только есть время между воздушными перехватами, иначе просто обведите маршрут звена в обход опасности на пути к цели, либо, если есть возможность, сведите дополнительные звенья авиации в тот же район. Можно замедлять или ускорять время полёта звеньев путём добавления/убавления числа "петляющих" - дополнительных точек маршрута. Тот же принцип редактирования маршрутов используйте и для зон перехвата авиации противника - в этом случае ответ на запрос поддержки будет положительным и быстрым. Это особенно важно для перехвата штурмовиков и истребителей противника. Сбив первоначальную волну ВВС, можно перейти к следующему этапу. Однако осуществляйте перехват воздушных целей где и когда только это возможно в течение всей кампании.
Уничтожение/захват авиабаз.
Под авиабазами здесь следует понимать не только крупные авиакомплексы, но и полевые аэродромы истребительной и ударной авиации, авианосцы и, конечно, ППСЗ. В начале кампании занятость перехватами и скудность разведанных объектов не позволяет этим заняться эффективно. Когда увеличится время между перехватами и появится больше объектов на карте - можно планировать и проводить удары при первой же возможности. На первом этапе наносите удары по ППСЗ, авианосцам и несильно защищённым полевым аэродромам вблизи линии фронта. Такие удары относительно скоротечны и выполняются, как правило, за один вылет (при правильном использовании тактики, описанной выше). Зачастую они могут выполняться и наряду с перехватами - достаточно выбрать задание, вооружение и отправить звено под управлением ИИ к цели, самому выйдя из задания и занимаясь перехватом до подхода того звена к заданному району.
Удар по крупной авиабазе следует осуществлять поэтапно и с наводкой максимального числа дополнительных средств.
На начальном этапе ваша прифронтовая артиллерия может очень сильно в этом помочь. Поэтому перехват идущих на неё ВВС противника первоочерёден как и расчистка пути следования от бронетехники, которая и сама, если допущена, может уничтожить вашу артиллерию.
Используйте описанные тактические приёмы в совокупности т.к. сама авиабаза состоит из множества целей разных типов.
Уничтожение транспортной авиации.
Транспортные самолёты и вертолёты обеспечивают снабжение и ремонт авиабаз, объектов, сухопутных частей (только снабжение). По мере роста числа вылетов происходит трата запасов горючего и амуниции, статус которых виден в обзоре при выборе базы (ВСЕ/БАЗЫ/ОБЗОР).
При снижении запасов ниже 20% возможность вылетов сокращается и падает до нуля при 10% запасов. Авиация остаётся на земле, что обеспечивает вам преимущество в воздухе. Повреждения также способны снизить работоспособность базы, что сказывается на количестве производимых вылетов. Поэтому ущемление способности противника снабжаться и восстанавливать повреждения (пример времени ремонта) тоже важно.
Перехватывайте транспортную авиацию при любой возможности, когда нет других приоритетов типа боевой авиации или угрозы ПВО. Транспорты в симуляторе не вооружены и не представляют опасности. Вертолёты по возможности уничтожайте пушечным огнём, но против самолётов, как скоростных целей, нужны УРы (кроме случаев перехвата на взлёте/посадке или на земле).
Уничтожение транспортной авиации также помогает ограничивать продвижение сухопутных частей противника, каждая из которых, продвигаясь и ведя бои, растрачивает боезапас и горючее. Поэтому, отрезав им снабжение, вы заставите их стоять на какой-нибудь развилке без возможности наступления или отхода, а также отражения атак с вашей стороны.
По всем вышеперечисленным причинам важно оберегать свою транспортную авиацию, обводя их маршрут в обход опасных зон; следить за тем, чтобы создавались задания на их сопровождение, пусть даже под контролем ИИ.
Резервы артиллерии вводятся из гаражей на авиабазах и поэтому тоже подлежат уничтожению как описано выше.
По тем же причинам следует оберегать свои батареи и способствовать их снабжению и продвижению к линии фронта всеми путями. Провод маршрутов авиации над ними способствует их своеобразной охране - т.к. если они атакованы противником их вызов поддержки будет быстро удовлетворён.
Однако этого лучше не допускать, своевременно перехватывая воздушные атаки. Очищая окружающие дороги от наземных сил противника вы будете способствовать продвижению артиллерии вслед за линией фронта. Используйте тактические приёмы, описанные для группы целей средней опасности.
Отсюда и важность расчистки пути передовым частям для продвижения от бронетехники противника. Следите за радиосообщениями об отходе и наступлении. Если части сообщают об отходе - это сигнал к немедленному принятию мер (определите район по координатам в сообщении). При правильном следовании этому принципу вы должны слышать только сообщения о продвижении и, чем чаще, тем лучше.
Ввиду описанных выше динамики захвата объектов и противодействия противника просматривается тщетность попыток глубоких рейдов с целью захвата. Если таковые даже и приведут к захвату, что маловероятно из-за превосходства окружающих сил противника, то удержать захваченный объект представляется практически невозможным - ввиду малой возможности боевого охранения из-за удалённости своих баз. Линии снабжения открыты для частых атак как воздушных, так и наземных сил противника. Объект практически гарантированно будет перезахвачен ещё до выполнения следующего задания. Поэтому, как описано в приёмах захвата авиабаз противника в принципе 1, необходимо поэтапное продвижение к объекту. Анализируйте карту и определите направление к таким объектам с самого начала. Именно на этих направлениях следует применять все вышеописанные принципы прежде всего. Расчищая наземное и воздушное пространство, создавая условия для продвижения ваших войск, захватывайте ППСЗ, авиа- и военные базы, фабрики, постепенно подбираясь к главной цели. Подталкивайте перебазирование боевых вертолётов из тыла, через основные и на вновь захваченные базы.
Действуя таким образом, у вас всегда будет под рукой достаточно сил и средств поддержки. Используйте тактические приёмы по быстрому захвату и обороне (БВП), уверяйтесь в безопасности транспортов, осуществляющих восстановление и снабжение вновь захваченных объектов, проталкиванием заданий на сопровождения и маршрутом, старайтесь захватывать вертолёты противника на ППСЗ, чтобы сразу получить дополнительные боевые средства на передовой.
Следуя предыдущим 4-м принципам вы уже знаете и создаёте условия для захвата таких объектов поэтапным методом. Теперь, когда силы противника сильно сокращены, опорные пункты захвачены и способны обеспечить удержание и атаку целевого объекта, можно осуществлять и захват такового. Напомню, что захват - это не только сам момент перехода объекта в ваши руки после высадки десанта; это ещё и способность удержать его, по крайней мере, до выполнения остальных задач. Что же касается объектов, которые следует уничтожить, то они почти всегда второстепенны (за исключением авианосцев) и не имеют реального влияния на ход кампании, кроме как факт выполнения задачи. Ориентируйтесь по обстановке о времени выполнения такой задачи. Критерий:
Если попутно к объекту и на самом объекте имеется много полезных целей противника, которые необходимо уничтожить согласно принципам 1-4, то задание того стоит. В противном случае следует выбрать другие приоритеты.
Такие объекты могут быть разрушены и без вашего участия действиями авиации или артиллерии под контролем ИИ в результате продвижения, обеспечиваемого вами, резервами и частями. В случае больших объектов (нефтезаводы), их размер не позволяет выполнить задачу за один вылет без использования артиллерии и поддержки авиации. Поэтому стратегически более полезно уделять внимание (1-4)
Следуя этим принципам приведет вас к эффективной и наиболее быстрой победе в кампаниях и соответствующему награждению вас как пилота.