Демо-версии игр семейства Tomb Raider всегда отличались лаконичностью и неожиданностью появления. Вот и на этот раз новость о выходе демы очередной серии мыльной оперы, главной и единственной героиней которой на протяжении вот уже нескольких лет является некая молодая сексапильная особа, носящая русское имя Лара и немецкую фамилию Крофт, была довольно неожиданной даже для меня, старого чекиста. Как ни крути, а появление очередного отпрыска славного тамбовского рода - событие неординарное и в сетевой жизни случающееся нечасто. Посему, несмотря на поздний час, я немедля запустил свой верный ГетРайт (вернее - он сам запустился при одном упоминании файла с названием tr4.exe) и приступил к качке.. Качанию.. Скачиванию.. Впрочем, неважно - к чему-то приступил.
Сразу хочу развеять все сомнения и расставить все точки над i. Я не являюсь поклонником TR. И не прошел до конца ни одной части этой, безусловно, замечательной (во всяком случае - для многих) игры. Скажу больше: я (о ужас!) не закончил полностью даже одного эпизода. Только вы, пожалуйста, никому об этом прискорбном факте моей биографии не говорите. Засмеют ведь некоторые. ;-) Исходя из такого вот печального положения, хочу всех предупредить: мнение, высказанное здесь - это сугубо мое, субъективное мнение. И - ничто больше.
Итак, что же я увидел, проинсталлировав и запустив демо-версию Tomb Rider: The Last Revelation? На мой неквалифицированный взгляд, увидел я нечто, очень напоминающее предыдущую, третью часть игры. Во всяком случае, графически. Может быть, все дело в том, что я не уделил должного внимания каким-либо нюансам или не совсем ясно представляю себе графику TR3, но повторю еще раз: то же самое. Конечно, сразу же видны некоторые новые спецэффекты освещения, прозрачности и полупрозрачности, но в основном все осталось по-прежнему. Та же бедность окружающей обстановки (они бы там в EIDOS, если монстров не хватает, хоть мебелью какой помещения украсили). Те же невзрачные текстуры. Абсолютно таже вода. В общем, если вы хотите помотреть, что представляет из себя графически Tomb Raider 4 и не хотите качать дему - просто запустите Tomb Raider 3. И вы все увидите.
Но, в конце концов, не графикой единой живы игры. Есть кое-что и поважнее. Например, геймплей. К изучению которого я и приступил, констатировав полную приемственность изобразительного ряда отсматриваемой игры.
Куда лезет в начале каждый уважающий себя геймер, серьезно подходящий к вопросу изничтожения монстров? Молчать, поручик Ржевский! Не туда. Лезет он в меню, дабы настроить наиболее удобным и приемлемым способом средства управления, так сказать, процессом.
То же самое сделал и я. Полез. И ничего полезного для себя не нашел. В чем, скажите мне, разница - на какие именно клавиши буду я жать, управляя телодвижениями незабвенной Лары? Лично мне нравятся три клавиши. Те, что расположены на мышке. И обязательно - вкупе с возможностью управлять всем именной ею, хвостатой. Ну не могу я играть на клавиатуре, уподобляясь пианисту и запоминая сложнейшие "клавишные партитуры". Не могу - и все тут. А в TR4 нам всем предлагают именно это. Точнее - эту. Клавиатуру, то есть. Ну да ладно. Играть глобально я не собираюсь, а для того, чтобы посмотреть дему - могу и на клавиши подавить немного.
Итак, этап меню был безуспешно пройден, и я попал в самую, что называется, гущу игрового процесса. Сразу же хочу обрадовать владельцев маломощных компьютеров (к каковым и себя причисляю. Спонсоры! Намек поняли?). Системные требования TR4 (Р2-266 + 64 Мб RAM + D3D-ускоритель) явно завышены. На моем 233-м втором "пне", оснащенном 64 метрами памяти и видеокартой VooDoo3 2000 игра просто бегала. Не "нормально шла", а именно бегала. В разрешении экрана 1024х768 и с высокой детализацией текстур. Это радует.
Остальное же навевает грустные мысли. Я имею в виду сам игровой процесс. Управление - неудобное. Во всяком случае - для меня, привыкшего к своим конфигам и раскладкам. Хотя многим, думаю, оно понравится.
Следующее разочарование - монстры. Даже не сами монстры, а их количество. Маловато будет. Сначала, увидев двух скелетонов, бодренько так направляющихся большими прыжками и размахивающих устрашающих размеров мечами, я обрадовался. "Ну наконец-то ОНИ поняли свои ошибки и наводнили окружающие пейзажи всякими тварями" - подумал я, вытащил внушительных размеров шотган и сбросил пришельцев несколькими выстрелами в пропасть. Но. Как говорят в Одессе - "здесь есть большое "НО"". Следующих монстров я увидел нескоро. Очень нескоро. Мало того - ими оказались два тщедушных скорпиона, испустивших дух уже от первых пистолетных выстрелов. Дальше были (комнат этак через пять) два непонятных летающих девайса явно китайского происхождения, которых я и за противника не признал поначалу, приняв за демонстрацию игровыми дизайнерами последних достижений в области динамического освещения. За что и был злостно этими тварюками зажарен досмерти. Все. Больше монстров я не видел. Может быть, конечно, я их попросту не нашел (я ведь даже не уверен, прошел ли демо-версию TR4 до конца). Может быть. Но даже если так - все равно их мало. Очень мало. И в этом - основная, на мой взгляд, ошибка разработчиков и издателей игры. Ведь что ищет игрок, с трудом оторвав свой взгляд от Лариных красот? Правильно: монстров. А их нет. Непорядок.
Описывать и ругать многочисленные графические глюки и баги типа "заезжание камеры в стены" и "углубление главного персонажа опять же в стены" особого смысла я не вижу. В конце концов, мы имеем дело всего лишь с демой. Будем надеяться, что в полной версии игры все эти ошибки и недочеты будут выловлены и уничтожены. И, скорее всего, именно так и будет.
В общем и целом, вывод лично я могу сделать один: игра Tomb Raider: The Last Revelation понравится многим поклонникам серии. И очень понравится еще большему числу подростков, вошедших в период гиперсексуальности. А вот мне - не понравится. Как и остальным гипертрофированным квакоманам и турнаментолюбам. И пусть вас это ни в коей мере не смутит. На вкус и цвет, как известно, у всех взгляды свои. Индивидуальные.