Подарил Пятачок Винни-пуху на день рождения сотовый телефон.
На следующий день Винни его спрашивает:
- Ты чего мне вчера на день рождения подарил?
- Сотовый телефон.
- Я там ковырялся - ни сот, ни меда не нашел!
(с) Анекдот про день Рождения
Крупные даты всегда ассоциируются с некоторым подведением итогов. Ведь «прожито» для деловых людей приравнивается к «сделано». «Мне жаль тех дней, что прожиты напрасно. Их не вернуть и вновь не пережить». Если вы готовы с открытым сердцем и душой процитировать эти слова, то вы либо неисправимый романтик, либо упустили еще один шанс сделать свою судьбу ярче. Одним словом, не стоит тратить попусту секунды, отмеренные нам природой. Руководство компании МТС в Петербурге доблестно отчиталось о пяти годах работы своей сети в городе на Неве. Чувствуется, что сделано было много. Не будем лукавить, оператор допускал ошибки. Да и у кого и их не бывает? Наверно, только у тех, кто ничего не делает. И все же даже те немногие ляпы МТС, не могут стать той ложкой дегтя, которая испортит бочку меда общего подъема оператора на рынке Северо-запада. Давайте вместе посмотрим, как все начиналось.
На рубеже веков в Городе на Неве сотовая связь переживала свой кризис. В чем это заключалось? Прежде всего, Северная Столица является не только колыбелью революции в России, но и родоначальником мобильной телефонии в нашей стране. Именно здесь была запущена первая сеть и начата ее коммерческая эксплуатация. Город принял три оператора – Дельта Телеком (Дельта Телеком, который работал еще в аналоговом стандарте, является первым российским оператором, сейчас - SkyLink), Fora (ныне от нее осталась лишь память о «подсадках» и ошибках биллинга) и NW-GSM (теперь Megafon). Все операторы работали в разных стандартах передачи данных, но занимались одним делом – предоставляли голосовые услуги своим абонентам.
Вы будете сильно удивлены, но конкуренция между этими операторами была такая слабая, что не поддается никаким современным меркам. Компании устойчиво держали высокие цены на связь и совсем не спешили опускать их. Движение в сторону народных масс отсутствовало в принципе. В большей мере это определялось строительством сетей, на которое уходили гигантские по тем временам деньги.
Тогда же в Москве Beeline и МТС не просто конкурировали на рынке, но и просчитывали свои действия на будущее. Если мне не изменяет память, то именно в это время начались разговоры о возможном полном проникновении сотовой связи в столицу и начале бурного освоения регионов. Ленинградцы и питерцы с удивлением смотрели на это и молились о конкурентной борьбе мобильных операторов на родном рынке. Кстати, разговоры о том, что в город на Неве придет один из московских операторов, начались еще в 99 году. Видимо наш министр связи решил, что «раньше» не есть хорошо. Северо-Западный GSM находился в активном строительстве своей сети. Конкурировать в те годы на-равных с московскими монстрами он бы не смог. Кроме этого, не до конца было понятно, что он получит в замен на то, что столичные связисты придут в Питер.
Долгие споры разрешились самым логичным образом. На рынке зародился Мегафон (перерождение NW-GSM), который получил необходимый для своей работы в Москве частотный диапазон. А компания МТС пришла на питерский рынок.
Приход МТС был настоящим шоком. Говорить о старте сети начали уже за несколько месяцев до старта работы оператора в Питере. При этом обсуждали проблему все и везде. Публика отлично понимала, что выход на питерский рынок был возможен только с какой-то невероятной акцией. Ведь Мегафон (тогда он еще так не назывался, но сути дела это не меняет) крепко встал на ноги и имел мощную сеть и преимущества на всех направлениях. Кроме этого, играли на его поле. На стороне МТС были большие деньги и желание красиво выйти на второй по значимости российский рынок сотовых услуг.
В очередной раз мы наблюдали, как деньги творят чудеса. МТС рекордно быстро возвела свою сеть в городе и в его ближайших окрестностях. 15 БС были куплены у "Телекома-21" летом 2001 года. К декабрю было запущено еще около тридцати базовых станций.
Как гром среди ясного неба прозвучало сообщение, что до конца следующего года все абоненты питерского МТС могут совершать звонки внутри сети всего за 1 цент.
Это был шок. Больше года вам предлагалось говорить практически даром. Справедливости ради отметим, что не было ни одного тарифа без абонентской платы. Впрочем, плата в 3 доллара за федеральный номер никого не смущала. Одним словом, начался бум подключений. Сотовая связь вдруг стала близкой и доступной. Поток к офисам МТС и дилерским точкам был больше, чем тот, что тянулся к офисам Мегафона, где пользователи закрывали и морозили свои счета. Мне кажется, что брежневскому социализму не хватало именно 1 центовой связи до развитого коммунизма…
Впрочем, бесплатного сыра не бывает. Чем расплачивались абоненты МТС 5-летеней давности. Прежде всего, хотя и говорили о 100 процентом покрытии города, но было множество мест, где связь не работала. Помехи, потери пакетов и ошибки коммутации были так же заметны, как заплатки на новом костюме. Все это бросалось в глаза и связь ругали, но при этом активно использовали.
МТС обкатывала сеть буквально на максимуме нагрузки. Количество ежедневных звонков можно было сравнить с тем количеством, что совершается в Новогоднюю Ночь. Как результат, пользователи часто видели на экране надпись – «Сеть занята». Ругались, но продолжали говорить и дозваниваться. Скидки и дисконт способны победить россиян, которые справились с татаро-монгольским игом и победили шведов под Полтавой. Падок наш человек до «халявы». Расчет был сделан верно, и абонентская база оператора стремительно росла.
Кто подключался тогда к МТС? Большинство контрактов заключали молодые люди, те, кто испытывал максимальную потребность в общении и некоторый дефицит средств. Удивительно, но среди новых абонентов было много серьезных бизнесменов, которые считали, что московский оператор даст им что-то большее, чем питерский. Одним словом, этот дурдом продолжался один год. Это было веселое и очень радостное время, которое навсегда запомнится жителями северной столицы.
Добавлю, что именно МТС первым предложила услугу – «Деньги в долг». Можно было позвонить оператору и попросить положить на ваш счет до 300 рублей. Правда, фактический платеж вы были обязаны сделать в течение нескольких дней после «отложенного платежа». Однако это мало кого останавливало. Люди брали деньги в долг и не все возвращали. Через некоторое время «мертвым» абонентам начали приходить домой письма с просьбой положить - таки деньги на счет, иначе МТС подаст на них в суд. Насколько мне известно, угрозы не возымели никакого действия. И должники по сегодняшний день не наказаны.
Итак, перед вами вольная трактовка прихода МТС на питерский рынок. Мы целенаправленно не вдавались в подробности (кто старое помянет – тому глаз вон!) и несколько упрощали ситуацию. Факт налицо – МТС разработали и осуществили экспансию на трудный для нее рынок, где уже несколько лет работали ее конкуренты. Результат превзошел все ожидания. Оператор за один год стал равноправным игроком на питерском рынке. Компания могла похвастаться огромной абонентской базой. Прогнозы аналитиков, что с уходом «года 1 цента» все пользователи «халявы» утекут, так и не сбылись.
МТС – что это?
Аббревиатура МТС – что она значит? Сколько было проведено шуточных конкурсов на эту тему самой компанией. Обычно такие соревнования проводились на днях рождения городов. Умение смеяться над собой это признак мудрости. Сегодня мы опубликуем самые яркие расшифровки, которые пришли к нам за последние пять лет:
- Мы Теперь Столичные
- Моя Телефонная Сеть
- Мир Твоей Свободы
- Мы Такие Счастливые
- Музыка Твоего Сердца
- Могу Тебя Спросить
- Моя Твоя Солидарен
- Может Ты Следующий
- Мой Тающий Счет
- Местами Тебя Слышно
- MONEY TYRING SYSTEMS
- Мобильный – Твоя Сила
- Мото Тракторные Системы
- Можно Тебя Стукнуть
- Машино-Тракторные Станции
- Моя Туда Скакать
- Местами телефонная связь
- Моя Твоя Слышит
- Мои Телки – Супер
Одним словом, фантазия у абонентов работает хорошо, а дела у оператора идут отлично.
Суровые цифры
На смену эмоциям всегда приходят прагматичные цифры. Так и сейчас. Если в начале материала мы попытались передать сам дух прихода оператора на питерский рынок, то сейчас строго распишем историю строительства МТС в Городе на Неве в цифрах.
Формально компания МТС вышла на телекоммуникационный рынок Санкт-Петербурга в марте 2001 года. В типично деловой московской манере оператор не стал терять времени даром. Развитие обновленной сети МТС в Петербурге началось уже в апреле и включало в план первоочередного строительства один Центр коммутации подвижной связи (MSC) на 350 тысяч абонентов, пять контроллеров базовых станций (BSC) и более ста базовых станций.
Уже 16 октября 2001 года был смонтирован и протестирован первый MSC, 18 октября был сделан первый звонок в сети МТС Санкт-Петербурга, а 20 октября в тестовую эксплуатацию в городе и области были включены 58 базовых станций. Что являлось достаточным количеством для старта сети, по мнению большинства специалистов.
Сеть МТС в Санкт-Петербурге официально начала работать с 11 декабря 2001 года. В 11:30 10 декабря было получено разрешение на эксплуатацию сети в составе 1 Центра коммутации (MSC), 5 контроллеров (BSC) и 92 базовых станций. Утром 11 декабря начались подключения первых коммерческих абонентов. Кроме того, в коммутатор Санкт-Петербурга были включены базовые станции Мурманска, Архангельска, Петрозаводска, Калининграда, Вологды и Великого Новгорода, что позволило абонентам МТС Санкт-Петербурга, находящимся в этих регионах, общаться между собой на условиях «домашней» сети.
К началу мая 2002 года в Санкт-Петербурге и области абонентская база МТС насчитывала более 320 тысяч пользователей, а 1 января 2003 года их число увеличилось до 800 тысяч. К 15 августа 2003 года количество абонентов в Санкт-Петербурге достигло 1 миллиона, в апреле 2005 года – сеть перешла рубеж в 2 миллиона абонентов. В ноябре 2006 года абонентская база МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывает 2,696 миллиона пользователей.
Сеть МТС в регионе активно развивалась с ростом абонентской базы. В период с мая 2002 года по август 2003 компания ввела в эксплуатацию еще три Центра коммутации (MSС). В январе 2004 был запущен второй Регистр положения абонентов (HLR). На сегодняшний день 9 коммутаторов МТС, работающих в Санкт-Петербурге, способны обслужить более 3,5 миллионов абонентов.
Сейчас компания МТС уделяет большое внимание развитию сети и расширению территории покрытия, делая акцент на улучшении качества связи, увеличении емкости сети и модернизации сетевого оборудования, что позволяет обеспечить растущие потребности населения в услугах сотовой связи и реализовывать новые возможности для пользователей. На сегодняшний момент территория покрытия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области не только не уступает конкурентам, но и превосходит их показатели.
Компания МТС предоставляет жителям все преимущества федерального оператора: единый подход к стандартам обслуживания, качественную связь, удобные тарифы для самых разных категорий пользователей, единую систему приема платежей по всей России, льготный внутрисетевой роуминг во всех регионах, где работает компания, и многое другое. За столь небольшой срок работы абонентами компании на Северо-Западе стали более 5 миллионов жителей округа.
Особое внимание в МТС уделяется развитию новых высокотехнологичных услуг. В мае 2002 года была запущена услуга пакетной передачи данных GPRS. Через два года – GPRS-роуминг и MMS. В августе 2005 года - EDGE . В 2005 году - LBS (услуги на базе технологии мобильного позиционирования), «Вам звонили» (MCA -Missed Call Alert). В 2006 году абонентам стали доступны сервисы GOOD’OK, DMS, USSD. Компания развивает и услуги для корпоративных абонентов, такие как «Доступ в корпоративную сеть через выделенный APN», FMC, «Офис Онлайн». Некоторые из услуг в регионе предоставляет только компания МТС.
Одним словом, цифры показывают, что МТС живет правильно и строго. Возможно, ее работу можно ассоциировать с формальной и деловой Москвой. Имидж столичного оператора устойчиво уложился в головах ленинградцев и петербуржцев.
Личная жизнь оператора
На свое пятилетие компания МТС допустила журналистов в свой северо-западный офис. На крыши здания, как и полагается оператору, расположилась базовая станция и антенное оборудование.
Как только вы входите в здание МТС, вас ждет забавная картина. На стене расположилась огромная «Доска почета». Надо заметить, что сейчас очень часто работодатели начинают использовать придуманные в советское время методы для поднятия производительности труда. Выходит, то над чем мы смеялись, все же работает. Однако возвратимся к «Доске почета» от МТС. Один взгляд на нее и у вас на лице улыбка. То ли работники в компании выполняют свои обязанности плохо, а может быть планка слишком высока, но на стенде «Наши лучшие сотрудники» красуются только надувные шарики. Забавно.
Святая всех святых, Центр полетов или Генеральный штаб. Мы заходим в командную рубку МТС по Северо-западу. Тут несут постоянное дежурство около 10 человек. Они отслеживают нагрузку в сети; ведут мониторинг неполадок и работ по их устранению; решают технические вопросы роуминга и следят за вводом новых базовых станций в строй. Одним словом, здесь мозг и сердце компании. Рабочий персонал даже обедает в той же комнате. Для этого сервисная информация дублируется на настенном экране и ее видно с любой точки комнаты.
Собственно, на этом мы поставим точку и пожелаем дальнейших успехов компании МТС.