Стр.1 - MSI RX2400Pro
Обновление архитектур графических ускорителей рано или поздно затрагивает все сегменты. Если топовые продукты борются за абсолютное первенство и удивляют невероятной производительностью, то от видеокарт нижнего ценового сегмента сложно ожидать рекордов. Как правило, изменения в low-end сводятся к добавлению формальной поддержки новых возможностей, воспользоваться которыми не всегда получается, из-за слабой производительности продуктов, предопределенной их классом. Более того, иногда характеристики новинок «урезаются» столь сильно, что возникает вопрос – а не окажутся ли они «слабее» предшественников? Ведь у 7300GT и X1600Pro шина памяти 128-бит, в то время как у новинок low-end HD2400Pro и 8400GS – всего лишь 64-бит. Не получится ли так, что вдвое узкая шина памяти сведет на нет преимущества новой архитектуры? С этим мы сегодня и попытаемся разобраться.
MSI RX2400Pro
Как легко догадаться, видеокарта MSI RX2400Pro есть не что иное, как Radeon HD2400Pro. Замена первых двух букв в названии на «RX» сути не меняет.
Упаковка оформлена в привычном стиле. Из лейблов на лицевой стороне понятно, что карта укомплектована 256 Мб видеопамяти стандарта DDR2 и пассивным охлаждением.
На обратной стороне упаковки, как обычно, идет стандартное перечисление поддерживаемых технологий, включая поддержку DirrectX 10, OpenGL 2.0 и готовность к работе в Windows Vista. Требования к блоку питания выглядят несколько завышенными (и даже странными) – «450 Вт или более 350 Вт». Что авторы хотели сказать такой мудреной фразой, остается загадкой. Но насчет энергопотребления не беспокойтесь, требования к блоку питания включают потребление всех компонентов системного блока, а сама видеокарта HD2400Pro потребляет очень немного, благодаря 65 нм техпроцессу видеочипа.
Внешне видеокарта MSI RX2400Pro выглядит довольно скромно, как и положено бюджетному продукту. Высота печатной платы составляет лишь половину «стандартной» PCB, что позволит легко приспособить MSI RX2400Pro для низкопрофильных корпусов. Инженеры MSI решили обойтись без активного охлаждения, и видеочип довольствуется лишь радиатором.
Под радиатором, помимо видеопроцессора, скрываются два чипа видеопамяти. Их охлаждением радиатор GPU не занимается, впрочем, микросхемам памяти стандарта DDR2 это и не нужно.
Вторая пара микросхем видеопамяти находится на обратной стороне PCB.
Так выглядит видеопроцессор RV610, он же HD2400Pro. Благодаря «тонкому» 65 нм тех.процессу кристалл, как и чип в целом, получился очень скромных размеров. Видеопроцессор состоит из примерно 180 миллионов транзисторов, содержит 40 универсальных процессоров, 4 текстурных блока и 4 блока растеризации (ROP). Рекомендованная частота HD2400Pro равна 525 МГц, на этой частоте GPU и работает. Ширина шины видеопамяти, как уже неоднократно упоминалось, составляет всего 64-бит.
Общий объем видеопамяти 256 Мб набран четырьмя микросхемами стандарта GDDR2 плотностью 512 Мбит производства Hynix. Время выборки равно 2,5 нс, что соответствует эффективной частоте 800 МГц DDR. На этой частоте видеопамять штатно и работает.
Стр.2 - MSI NX8400GS
MSI NX8400GS
Следующая low-end видеокарта также является продуктом компании MSI, но построена уже на видеопроцессоре от NVIDIA.
Неудивительно, что коробка MSI NX8400GS оформлена в том же стиле, что и у MSI RX2400Pro. Даже кибер-львы чем-то друг на друга похожи. В характеристиках видеокарт, на первый взгляд, также много общего.
Разумеется, и обратная сторона коробки выполнена по общему шаблону. Для 8400GS также указана минимальная мощность блока питания 350 Вт, что более чем достаточно для среднего компьютера с low-end видеокартой.
Как видите, «соперницы» 8400GS и 2400Pro даже внешне очень похожи. Такой же низкопрофильный дизайн PCB, красный текстолит, расположение GPU и кулера. Разве что MSI NX8400GS использует активный кулер, в отличие от простого радиатора на 2400Pro.
Под кулером ничего, кроме GPU и двух чипов видеопамяти не обнаруживается.
На обратной стороне PCB расположена вторая пара микросхем видеопамяти.
«Сердцем» видеокарты 8400GS является видеопроцессор G86, работающий на частоте 460 МГц. Видеочип содержит 16 потоковых процессоров, 8 текстурных модулей и 8 блоков растеризации. Единственное, что отличает его от G86, использованного в видеокарте 8500GT, так это ширина шины памяти, которая у 8400GS равна 64-бит.
Общий объем видеопамяти на карте MSI NX8400GS равен 256 Мб и набран четырьмя микросхемами стандарта GDDR2 производства компании Samsung. Время выборки равно 2,5 нс, что соответствует номинальной частоте 800 МГц DDR. На этой частоте память штатно и работает.
Стр.3 - Тестирование. Выводы.
Мы не стали разгонять видеокарты HD2400Pro и 8400GS. Конечно, довольно часто low-end видеокарты обладают неплохим разгонным потенциалом и при увеличении частот способны показать результаты на уровне некоторых представителей среднего класса. Однако, в нашем случае разгон с большой долей вероятности будет лимитирован очень «узкой» шиной памяти шириной 64-бит. В нижеследующей таблице приведены сравнительные характеристики видеокарт HD2400Pro и 8400GS, а также их непосредственных «конкурентов» предыдущего поколения. В последней строчке таблицы указана примерная цена продуктов на момент написания статьи. Собственно, именно по уровню цены мы и подбирали «похожих» соперников. Видеокарта 8500GT в таблице присутствует неслучайно, хотя ее результаты и не отражены в данном тестировании. Но об этом несколько позже.
Видеокарта |
7300GT |
X1600Pro |
HD2400Pro |
8400GS |
8500GT |
Ядро |
G73 |
RV530 |
RV610 |
G86 |
G86 |
Тех.процесс |
90 нм |
90 нм |
65 нм |
80 нм |
80 нм |
Пиксельных конвейеров |
8 |
12 |
|
|
|
Вершинных конвейеров |
4 |
5 |
|
|
|
Универсальных процессоров |
|
|
40 |
16 |
16 |
DirectX |
9.0c |
9.0c |
10 |
10 |
10 |
Текстурных блоков |
8 |
4 |
4 |
8 |
8 |
Блоков ROP |
8 |
4 |
4 |
8 |
8 |
Частоты чипа / памяти, МГц |
350/667 |
500/780 |
525/800 |
460/800 |
460/800 |
Шина памяти |
128 бит |
128 бит |
64 бит |
64 бит |
128 бит |
Цена, уе |
55-60 |
65-70 |
≈50 |
50-60 |
75-80 |
Результаты новинок выделены светлыми оттенками, ну а результаты «старичков», соответственно, более темными.
Тестовый стенд
Шина
|
PCI-Express
|
CPU
|
|
MB
|
|
Memory
|
|
OS
|
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c
|
PSU
|
Thermaltake ToughPower 750 Wt
|
Тестирование проводилось с помощью драйверов ForceWare 162.18 и Catalyst 7.7.
Согласно 3DMark, наиболее производительным продуктом из представленных является Radeon X1600Pro. В общем, логично. Эта карта и наиболее дорогая (здесь и далее 8500GT в расчет не принимаем). HD2400Pro откровенно проваливается в 3DMark’03. Возможно, сказывается отсутствие оптимизаций под старый «попугаеметр» или же недостаточно эффективно работают текстурные блоки. С другой стороны, в 3DMark’05, который всегда отдавал предпочтение видеокартам от ATI/AMD, паритет с 8400GS восстанавливается, а проваливается уже 7300GT. В последней версии 3DMark три карты показывают примерно одинаковые результаты, и только X1600Pro гордо лидирует в одиночестве.
В игре Oblivion видеокарта HD2400Pro отстает от непосредственного соперника 8400GS, как, впрочем, и от остальных участников. Это можно было бы списать на узкую шину памяти, но вот 8400GS не стесняясь обходит 7300GT, и 64-бит шина памяти ей не мешает.
В Need for Speed Carbon карта HD2400Pro берет реванш, и опережает 8400GS. Впрочем, данная игра всегда отличалась склонностью к адаптерам от AMD.
В игре Serious Sam II представители NVIDIA показывают очень близкие результаты, в то время как продукты AMD разных поколений демонстрируют впечатляющее отклонение в обе стороны.
В игре Quake 4 закономерно лидируют адаптеры от NVIDIA (в рамках одного поколения). Что касается борьбы «старичков» и «новичков», то она оказывается не в пользу последних.
Похожая картина и в игре Prey, разве что разрыв между HD2400Pro и 8400GS несколько уменьшается.
В игре F.E.A.R. видеокарта HD2400Pro опять сильно проваливается, в то время как 8400GS не сильно отстает от 7300GT.
Эффективность шины памяти 8400GS и 8500GT
Теперь скажем пару слов о том, зачем нам понадобилось указывать в сравнительной таблице характеристики 8500GT, хотя данная карта в тестировании не участвовала. Дело в том, что видеокарты 8400GS и 8500GT обладают идентичными параметрами, за исключением ширины шины памяти. Если вы помните, не так давно было
показано, что для карт класса middle-end переход от шины памяти 128-бит к шине памяти шириной 256-бит прибавляет не так много производительности. В тот раз мы получали аналог 7600GT с шиной памяти 256-бит искусственным путем, и полной аналогии получить не удалось. В этот раз выпал более благоприятный случай, и мы не могли пройти мимо. Собственно, вопрос звучал так – если при увеличении ширины памяти прибавка в производительности не очень большая, то может и при «урезании» шины памяти мы много не потеряем? Давайте посмотрим. Проверять будем по прежней методике. Фиксируем частоту GPU и, изменяя частоту видеопамяти, строим график FPS, полученный в Quake 4 при разрешении 1024х768 No AA/AF. На рисунке ниже показаны четыре графика. Темные линии соответствуют номинальным частотам GPU, светлые – при разгоне GPU со штатных 460 МГц до 650 МГц. Жирными точками обозначены значения, полученные при штатных частотах.
Обратите внимание на темно-синюю и темно-зеленую линии. Они получены для 8400GS и 8500GT соответственно, при штатной частоте GPU, равной 460 МГц. Если частота памяти очень мала, то разрыв в результатах довольно велик, но уменьшается по мере увеличения частоты видеопамяти. При этом на штатных частотах 8500GT превосходит 8400GS лишь на 26%, как видно из цифр в нижней части графика, где указан разрыв в производительности между этими картами в процентах.
Также, из графиков можно увидеть, что при возрастающих частотах видеопамяти воображаемые касательные к линиям результатов не проходят через начало координат, а это значит, что производительность ограничивается не только пропускной способностью видеопамяти. То есть, при повышении частоты GPU мы вправе рассчитывать на увеличение результатов даже у 8400GS. Линии графиков светлого оттенка именно это и демонстрируют. Примечательно, что при разгоне 8400GS до частот 650/900(DDR) МГц ее производительность сравнивается со штатной 8500GT. Разумеется, если в свою очередь разогнать 8500GT до таких же частот, она по-прежнему останется недосягаемой, но разрыв между этими картами останется практически тем же (в процентном отношении).
Выводы
Итак, что же показало сегодняшнее тестирование. Новинки класса low-end, обладающие шиной памяти всего 64-бит, показывают производительность на уровне 128-битных аналогов предыдущего поколения. В плане «преемственности» уровня FPS с задачей лучше справилась компания NVIDIA, в то время как у HD2400Pro, бывает, наблюдаются значительные провалы. С другой стороны, HD2400Pro стоит дешевле, а при абсолютной производительности порядка 10 FPS разброс даже в десятки процентов не сделает ваш геймплей комфортным. Отсюда следует, что если вы уже являетесь обладателем low-end видеокарты, может и не стоит спешно менять ее на новинку с поддержкой DirectX 10, в производительности вы вряд ли выиграете. Если же вы только собрались прикупить себе недорогую видеокарту с поддержкой последних новомодных «фич», то и 8400GS, и HD2400Pro окажутся вполне достойным выбором. Преимуществом 8400GS является в среднем чуть более высокая производительность, в то время как HD2400Pro отличается скромным энергопотреблением и обладает встроенным видеодекодером (включая стандарты HD), что делает ее идеальным кандидатом для домашнего медиацентра. Видеокарты NVIDIA также обладают возможностями аппаратного декодирования HD-контента, хотя и не в столь полной мере, как продукты АМД. Поддержка технологии PureVideo HD от NVIDIA в данный момент декларируется только для Windows Vista.
Впрочем, сравнение эффективности аппаратного декодирования видеопотока силами графического процессора – отдельная большая тема, которую мы подробно рассмотрим в следующих материалах.