Оригинал материала: https://3dnews.kz/270893

AMD Radeon HD 3800 Series. Тестируем "младшую" - HD3850

Стр.1 - Архитектура и характеристики HD 3800

Авторы: Владимир Романченко, Дмитрий Софронов. Не прошло и полгода… Нет, не так. Прошло ровно полгода плюс один день, и компания AMD официально анонсировала новое поколение 3D графики под общим названием семейство ATI Radeon HD 3800. Сегодня закончилось время перебирания слухов о чипах с рабочим названием RV670XT и пришло время ознакомиться с официальной информацией непосредственно из первых рук. Более того, сегодня мы можем предоставить нашим читателям не только подробности о новой архитектуре Radeon HD 3800 и её сравнение с предшествовавшей серией Radeon HD 2000, но также имеем возможность оценить производительность реального образца на новом чипе в реальных приложениях.
 Radeon HD3870
На сегодняшний день в новом семействе Radeon HD 3800 представлено два новых графических процессора - Radeon HD 3870 и Radeon HD 3850. Пусть вас не смущают непривычные цифровые индексы чипов. Дело в том, что с этого поколения GPU компания AMD объявила о переходе к новому принципу маркировки: первая цифра в этом индексе означает поколение, вторая – семейство процессоров, а две последних остаются на маркировку вариантов в серии соответственно производительности чипа, чем больше его производительность, тем больше двузначное число.
 Маркировка  Radeon HD3800
Таким образом, в маркировке, к примеру, Radeon HD 3870, первая цифра означает третье поколение архитектуры унифицированных шейдеров (Unified Shader) (второе поколение - чипы ATI Radeon HD 2900, а первое было реализовано в чипе Xenos для игровой приставки XBOX 360); вторая цифра - семейство (можно предположить, что если есть "8", то почему бы потом не появиться чему-нибудь вроде "5", "6" или "3", с шинами памяти разной ширины и/или "урезанными" версиями ядра), а две последние цифры - возможность для манёвра внутри семейства.  ATI New Logo Можно сказать, что таким образом компания AMD одним махом решает два вопроса. Во-первых, избавляется от всех этих многочисленных добавочных индексов вроде XT, Pro, в которых, честно говоря, последнее время путаются даже специалисты. Во-вторых, приводит узнаваемость графических чипов к аналогии с маркировкой CPU, где подобная система у AMD принята на вооружение несколько раньше и уже успела доказать свою практичность. Похоже, маркетологи AMD в этот раз потрудились на славу. А что же инженеры-разработчики? Если вкратце, ключевыми нововведениями в новом поколении графических чипов Radeon HD 3800, отличающими их от прежнего поколения R600, можно назвать переход к нормам более прецизионного техпроцесса 55 нм при одновременном уменьшении общего количества транзисторов; появление поддержки технологии DirectX 10.1, шины PCI Express 2.0 и конфигураций ATI CrossFireX. Помимо этого в новом поколении чипов представлен значительно доработанный в рамках ATI Avivo HD унифицированный видео декодер UVD+ (Unified Video Decoder), а также – впервые для настольных ПК, реализована энергосберегающая технология ATI PowerPlay. Это – действительно вкратце. Чтобы ключевые нововведения серии Radeon HD 3800 и её отличия от предшественников выглядели нагляднее, приведём их в виде сравнительной таблицы.
Основные характеристики графических процессоров AMD ATI Radeon
Графический процессор
Radeon HD 3870
Radeon HD 3850
Radeon HD 2900 XT
Транзисторов
666 млн.
700 млн.
Технологический процесс
55 нм
80 нм
Количество потоковых (stream) процессоров
320
Количество текстурных модулей
16
Количество буферов рендеринга
16
Тактовая частота ядра
775 МГц и более
670 МГц
740 МГц
Тактовая частота памяти
2,25 ГГц
1,66 ГГц
1,65 ГГц
Производительность (Multiply-Add)
497+ GigaFLOPS
428 GigaFLOPS
475 GigaFLOPS
Поддержка системной шины
PCI Express 2.0
PCI Express x16
PCI Express x16
Поддерживаемая версия DirectX
10.1
10
Блок аппаратной тесселяции
Есть
UVD
Есть
Нет
Технология ATI PowerPlay
Есть
Нет
Вот теперь можно переходить непосредственно к детальному изучению новшеств семейства Radeon HD 3800, и прежде всего следует отметить, что ключевые характеристики архитектуры графических процессоров RV670 остались без особых изменений. Основа графического ядра – та же унифицированная шейдерная архитектура. В её основе – так называемый dispatch-процессор, распределяющий потоки задач на 64 суперскалярных потоковых процессора, каждый из которых в свою очередь содержит пять независимых дискретных потоковых модуля обработки и модуль ветвлений; в сумме – уже известные нам по предыдущей архитектуре 320 шейдерных унифицированных процессора в 5-компонентных модулях SPU (Streaming Processing Unit), обеспечивающие обработку до 5 инструкций класса Multiply-Add за такт, плюс, один из процессоров может обрабатывать более сложные команды (SIN/COS/LOG). Динамика баланса загрузки вертексными, геометрическими и пиксельными операциями обеспечивается автоматически аппаратным планировщиком.
 Radeon HD3800
Полная аналогия с R600 также наблюдается в плане наличия тех же текстурных модулей, отвечающих за выборку текстурных и вертексных данных – их также четыре, в каждом по четыре модуля выборки и четыре модуля адресации, итого по 16 каждых; имеется то же количество ROP – их также 16. Аналогия также просматривается в организации двухуровневого кэша L1 и L2. Подробнее почитать об основных положениях архитектуры можно в нашей майской статье Radeon HD2900XT – неоправдавшиеся надежды и фундаментальные инновации, а мы с вами продолжим разговор об инновациях этой осени. Подводя итог рассказу о ядре ATI Radeon HD 3800, остаётся сказать, что его "по-тактовая" производительность заявлена на эквивалентном уровне с ATI Radeon HD 2900. Отдельно отмечу лишь, что дизайн нового ядра имеет 256-битный интерфейс памяти со внутренней 512-битной кольцевой шиной. Действительно, предыдущее ядро имело вдвое более широкий 512-битный интерфейс памяти со внутренней 1024-битной кольцевой шиной, однако такое снижение внутренней и внешней производительности контроллера памяти компенсировано в RV670 другими изменениями. Да, 8-канальный 64-битный режим организации памяти для этого чипа недоступен, но отсутствие 4-канального 64-битного режима с лихвой окупается производительным 8-канальным 32-битным режимом, вкупе с более высокими тактовыми частотами памяти у старших карт нового семейства чипов, плюс усовершенствованиями арбитражной логики контроллера памяти. Именно здесь хотелось бы вспомнить о значительном уменьшении количества транзисторов: в новом ядре RV670 их 666 млн. по сравнению с 700 млн. в ядре R600. То есть, меньше примерно на 34 млн. при сохранении функциональности и даже реализации ряда новшеств. Нами на этапе тестирования в качестве рабочей гипотезы выдвигалась даже мысль о том, что инженеры AMD надумали отказаться от использования в чипе модуля аппаратной тесселяции. В принципе, отказ от аппаратной тесселяции, имеющий смысл лишь при поддержке производителями игр и наличии её в обязательном листе требований Microsoft DirectX, на данном этапе был бы оправдан, однако программируемый модуль тесселяции в новом ядре присутствует, и вопрос столь резкого сокращения количества транзисторов при явном приросте функциональности так и остался открытым.
 Design
По крайней мере, специалисты из AMD утверждают, что таковы последствия удачного редизайна архитектуры. Да, действительно, за полгода, прошедшие с момента анонса R600, инженеры AMD потратили с толком на устранение узких мест архитектуры, но не только. Среди ключевых изменений архитектуры мы уже упоминали переход на новые производственные нормы технологического процесса - 55 нм. Если бы не было никаких иных изменений, сам по себе такой редизайн с предыдущего 80 нм техпроцесса неплохой шаг по снижению энергопотребления новых GPU. В AMD также "упирают" на факт реализации в ядре RV670 технологии энергосбережения PowerPlay, однако новой её можно назвать только для "настольных" графических чипов, поскольку она дебютировала ещё раньше в ряде решений для мобильных ПК, таких как ATI Mobility Radeon HD 2300, HD 2400, HD 2600. Напомню, что технология ATI PowerPlay обеспечивает снижение тактовой частоты при снижении нагрузки и даже "обесточивает" временно неиспользуемые элементы чипа. Таким образом, значительное уменьшение TDP чипов семейства Radeon HD 3800 по сравнению с предшественниками всё же необходимо ставить в заслугу комбинации перехода на новый 55 нм техпроцесс TSMC с удачной реализацией борьбы с токами утечки, а также редизайну чипа и включению всех заложенных в архитектуру энергосберегающих возможностей. Подчёркивая нововведения, реализованные в семействе ATI Radeon HD 3800, необходимо упомянуть о поддержке DirectX 10.1, соответственно, с поддержкой Shader Model 4.1. Это первое и достаточно серьёзное обновление DirectX 10 официально ожидается с появлением Windows Vista SP1, ориентировочно в первом квартале 2008 года. Список дополнительных возможностей DirectX 10.1 достаточно велик, появятся расширенные функции программирования, работы с освещённостью, антиалиазингом и пр. Ко всем этим нововведениям, в отличие от предыдущих поколений, карты на Radeon HD 3800 готовы, дело теперь за производителями игр и приложений.
 DirectX 10.1
Следующая серьёзная инновация, которая, правда, для подавляющего большинства из нас ещё только в планах – это переход на шину PCI Express 2.0. Надо полагать, что в полной аналогии с ещё памятной (и до сих пор не закончившейся) миграцией с шины AGP 8x, по мере появления системных плат с шиной PCI Express 2.0, будет формироваться спрос на соответствующие графические карты. В этом плане чипы Radeon HD 3800 к такой миграции готовы. Более актуальным уже сегодня явлением можно назвать реализацию в чипах семейства Radeon HD 3800 более совершенной технологии ATI Avivo HD с универсальным видео декодером UVD (Universal Video Decoder). Вариант UVD/UVD+, интегрированный в чипах Radeon HD 3800, обеспечивает полноценное аппаратное декодирование HD сигнала форматов H.264 и VC-1(VC-1 декодировала ещё прежняя версия UVD), что наиболее актуально для разгрузки CPU во время воспроизведения современного HD DVD/Blu-ray видео.
 UVD/UVD+
Видеокарты на новых чипах, помимо прочих традиционных возможностей вывода, обладают интегрированным интерфейсом HDMI с поддержкой HDCP, при этом реализована полноценная поддержка HDMI дисплеев с высоким разрешением – защищённый контент можно воспроизводить на экранах разрешением до 2560x1600. Наконец, технология ATI CrossFireX - возможность поддержки до четырёх (двух, трёх) видеокарт семейства Radeon HD 3800 на единой системной плате, с поддержкой до 8 мониторов; с согласованным управлением производительностью, режимом Extended Desktop и прочими интересностями. В качестве примера работы с 8 мониторами приведём ролик с демонстрацией Microsoft Flight Simulator.
Ради справедливости нужно отметить, что подробнее (да и предметнее) о ATI CrossFireX стоит говорить уже после появления всех платформенных компонентов для такой работы. Тем не менее, уже сейчас стоит упомянуть такие интересные новшества как, например, "разлочивание" GPU посредством ATI Catalyst; режимы защиты и отката на безопасные режимы; возможность ручной установки тактовых частот ядра и памяти, а также функцию автоконфигурирования для "безопасного" разгона в стабильных пределах. Кстати, конфигурация ATI CrossFireX уже с помощью ATI Catalyst 7.10 обеспечивает в режиме "Compatible AFR" работу как с DirectX 9, так и с DirectX 10 приложениями.
 ATI Catalyst 7.10

Вот, пожалуй, и вся информация теоретического плана, которой хотелось поделиться до перехода к практическим испытаниям реальной видеокарты в реальных приложениях. Наряду с ребрендингом логотипов ATI, анонсированным сегодня, остаётся упомнить мельком проскочившее в новых спецификациях наименование Radeon HD 3870 X2, что позволяет надеяться нам на появление в следующем году графических карт со сдвоенным чипом.
 Логотипы ATI
Довершающим штрихом этого вступления, пожалуй, представим вашему вниманию сравнительную табличку с характеристиками видеокарт на новых чипах, начало поставок которых обещано уже с сегодняшнего числа.
Основные характеристики графических карт на чипах семейства ATI Radeon 3800
Графический процессор
Radeon HD 3870
Radeon HD 3850
Шина памяти
256 бит
Тактовая частота и тип памяти
1,2 ГГц GDDR4
900 МГц GDDR3
Объём памяти
512 Мб
256 (512) Мб
Форм-фактор
2 слота
1 слот
Разъём питания
6-контактный PCIe
Пиковое энергопотребление карты
105 Вт
95 Вт
Типовой шум
34 дБА
31 дБА
Интерфейсы
2x Dual-link DVI с HDCP (HDMI + аудио через адаптер) + HDTV Out
Режим ATI CrossFireX
2, 3 или четыре карты
 New Ruby

Стр.2 - Внешний вид и устройство Radeon HD3850

 Radeon HD3850 общий вид
Видеокарта Radeon HD3850 обладает компактной системой охлаждения и занимает один стандартный слот PCI. Карта оснащена двумя разъемами Dual-Link DVI и каждый из них поддерживает разрешения вплоть до 2560х1600 точек. Видеокарта, попавшая к нам в лабораторию, является инженерным образцом, поэтому не комплектовалась коробкой и аксессуарами, в комплекте находился лишь переходник DVI/HDMI.
 Radeon HD3850 вид спереди
Кулер закрывает большую часть PCB, но кое-что отметить можно уже сейчас. Игольчатый радиатор справа предназначен для охлаждения силовых элементов подсистемы питания. В кожухе кулера со стороны игольчатого радиатора никаких вырезов нет, так что он охлаждается в пассивном режиме. Однако для Radeon HD3850 и его скромных аппетитов в плане энергопотребления этого оказывается вполне достаточно. Центральная часть радиатора содержит большое количество ребер охлаждения. Поскольку дизайн кулера однослотовый, нагретый воздух не выводится за пределы видеокарты, а выбрасывается в сторону разъемов DVI, то есть справа-налево и вверх.
 Radeon HD3850 вид сзади
На обратной стороне PCB находится множество мелких элементов, но нет чипов памяти, и даже не предусмотрено место для них.
 Radeon HD3850 вид спереди без кулера
И вот почему. Оказывается, все восемь микросхем памяти находятся на лицевой стороне PCB и расположены углом вокруг GPU. Очевидно, такой дизайн обусловлен стремлением к унификации продуктов серии HD3850/70 и снижению их себестоимости. Поскольку обе видеокарты построены на одном и том же GPU, логичным выглядит желание инженеров AMD использовать одну PCB для обоих продуктов. Расположение чипов памяти на одной стороне печатной платы позволяет эффективно охлаждать их с помощью обычного кулера, а увеличения объема видеопамяти можно достичь использованием микросхем памяти большей плотности. Как уже говорилось, энергопотребление Radeon HD3850/70 относительно невелико, поэтому подсистема питания карты выглядит довольно скромно.
 Radeon HD3850 кулер
Штатный кулер видеокарты HD3850 довольно простенький. Радиатор представляет собой единый кусок металла и, против обыкновения, не имеет плавающей центральной части для GPU. Тепловых трубок тоже не наблюдается. Микросхемы памяти и силовые элементы системы питания охлаждаются с помощью термопрокладок. Как позже выяснилось, радиатор, несмотря на его цвет, выполнен из алюминиевого сплава (да-да, я все же его поцарапал). Что касается крыльчатки, то в штатном режиме она совершенно бесшумна, поскольку скорость вращения очень мала. Шум становится заметен, если выставить скорость вентилятора на уровень примерно 50% от максимума.
 Radeon HD3850 видеочип
Ядро видеопроцессора RV670 отличается весьма скромными размерами, несмотря на внушительное количество транзисторов. Сказывается тонкий техпроцесс 55-нм. Штатная, она же рекомендованная частота работы GPU на видеокарте HD3850 равна 670 МГц. Чип произведен сравнительно давно, на 39-й неделе 2007 года, то есть еще в августе месяце.
Radeon HD3850 видеопамять
Общий объем видеопамяти, установленный на карту HD3850 равен 256 Мб. Использовано восемь чипов памяти стандарта GDDR3 производства Samsung. Время выборки равно 1,1 нс, что соответствует номинальной частоте 1800 МГц DDR. Однако штатная частота работы видеопамяти меньше, и равна 1660 МГц DDR. Как видите, остается неплохой запас для разгона, особенно если учесть, что такая память может спокойно работать на частоте и 2000 МГц DDR. Ну а насколько производительность HD3850 и ее разгонный потенциал соответствует нашим ожиданиям, мы сейчас узнаем.

Стр.3 - Тестирование. Стандартный набор.

Подготовка к тестированию

Прежде чем приступать к тестированию, мы приведем немного полезной информации, относящейся к тестируемому образцу.
 sw_info.jpg
Здесь вы можете видеть скриншот Сatalyst Control Center с информацией о версии драйвера.
 ccc_hw_info.jpg
Это скриншот закладки - «аппаратное обеспечение» (вся параметры в один экран не умещались, пришлось воспользоваться графическим редактором, чтобы представить информацию компактно). Если приглядеться, то можно обнаружить забавный курьез - ССС рапортует о том, что видеокарта работает на шине PCI-Express 2.0, хотя ее в нашем тестовом стенде отродясь не было. Здесь же можно познакомиться со штатным частотами GPU и видеопамяти.
 overdrive default.jpg
В разделе ATI Overdrive указаны предельные частоты для режима 3D, которые можно выставить для HD3850 с помощью CCC. Для GPU предел установлен на 770 МГц, что соответствует штатной частоте старшей модели - HD3870. Для видеопамяти предел частоты равен 1117 реальных МГц (или же – 2234 МГц DDR), что также очень близко к штатной частоте видеопамяти старшей сестры. Забавное совпадение, не так ли? Здесь же можно посмотреть температуру видеокарты в 2D режиме, которая составляет 60°. Кстати, в 2D-режиме частота GPU снижается более чем вдвое и устанавливается на значение всего лишь 300 МГц. Вот она, технология энергосбережения в действии. В принципе температуру GPU под нагрузкой можно посмотреть с помощью все того же ССС, но удобнее это делать с помощью утилиты Rivatuner, тем более что она уже «понимает» видеокарту HD3850.
 riva.jpg
 riva-mon--default--670-1660.jpg
Как видите, под нагрузкой температура GPU поднимается почти до 90 градусов. Это происходит из-за того, что кулер не увеличивает обороты и видеокарта остается совершенно бесшумной. Видимо, такая цифра является приемлемой для инженеров AMD, поскольку на стабильности работы видеокарты это никак не сказывается.

Разгон

Понятно, что для разгона желательно улучшить охлаждение. К сожалению, у нас было не достаточно времени, чтобы заняться поисками максимальных частот при сохранении комфортного уровня шума. Поэтому мы поступили проще. С помощью Rivatuner скорость кулера была выставлена на 100%, а частоты подняты до значений 770/2000 МГц. И видеокарта прекрасно заработала на этих частотах, подтверждая свой отличный разгонный потенциал. Вполне возможно, что и это еще не предел, но пока остановимся на данных частотах при разгоне. Ну что же. Давайте теперь посмотрим, как обстоят дела с производительностью. Мы изучим производительность видеокарты Radeon HD3850 как в старых играх, так и в новых. К используемому нами «стандартному» набору игр были добавлены следующие – World in conflict, Crysis Single Player Demo, NFS Pro Street. Но это - не единственное изменение в порядке тестирования. Там, где было возможно указать минимальное значение FPS, оно приводилось, с соответствующими примечаниями. Что касается соперников для Radeon HD3850, то мы решили остановить свой выбор на двух картах - HD2900XT и 8800GT. Более обширное тестирование не проводилось, опять же, в силу нехватки времени, но обещаем восполнить этот пробел в следующих обзорах, которые обязательно появятся. Сравнение с HD2900XT интересно с точки зрения влияния ширины шины памяти, которая у этих видеокарт отличается в два раза. Как мы уже исследовали ранее, HD2900XT не всегда в полной мере может использовать всю полосу пропускания видеопамяти, но не скажется ли урезание шины памяти на HD3850? И вообще, насколько она окажется сбалансированной? Сравнение же с 8800GT интересно по другой причине. Во-первых, данные карты - две главные новинки этой осени. Как бы не позиционировали их AMD и NVIDIA, в глазах покупателей они останутся прямыми соперниками. Мы уже видели результаты разогнанной 8800GT от Gigabyte, которая в состоянии потягаться даже с 8800GTX. Сегодня мы сравним HD3850 с 8800GT, работающей на номинальных частотах.

Тестовый стенд
Шина
PCI-Express
CPU
MB
Memory
OS
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c
PSU
Thermaltake ToughPower 750 Wt
Тестирование проводилось с помощью драйверов ForceWare 169.04 и Catalyst 7.10. Результаты видеокарты Radeon HD3850 отображены на диаграммах ярко-красным цветом. Результаты Radeon HD3850при разгоне до частот 770/2000 МГц – оранжевым. Ну и соответственно, результаты HD2900XT и 8800GT – темно-красны и зеленым цветами.

3DMark

 результаты тестирования 3DMark
В тестах 3DMark на штатных частотах видеокарта HD3850 идет наравне с 8800GT, но уступает HD2900XT. Причем даже разгон не позволяет HD3850 обойти HD2900XT. Сказывается преимущество последнего в шине памяти? Вообще, отставание HD3850 от HD2900XT на номинальных частотах легко прогнозируемо. При схожей архитектуре новинка имеет чуть меньшую частоту GPU и, разумеется, вдвое меньшую ширину шины памяти. Поэтому комментировать данный факт мы далее не будем.

Elder Scrolls IV - Oblivion

 результаты тестирования Elder Scrolls IV - Oblivion, разрешение - 1024x768
 результаты тестирования Elder Scrolls IV - Oblivion, разрешение - 1280x1024
 результаты тестирования Elder Scrolls IV - Oblivion, разрешение - 1600x1200
В игре Oblivion видеокарта 8800GT имеет подавляющее преимущество над обеими картами от AMD даже на номинальных частотах. При этом шина памяти 256-бит ей совершенно не мешает. По всей видимости, причина кроется в чувствительности игры к мощности шейдерного блока. Косвенно догадку подтверждает тот факт, что при разгоне HD3850 превосходит HD2900XT.

Need for Speed Carbon

 результаты тестирования Need for Speed Carbon, разрешение - 1024x768
 результаты тестирования Need for Speed Carbon, разрешение - 1280x1024
 результаты тестирования Need for Speed Carbon, разрешение - 1600x1200
Игра Need for Speed Carbon тоже очень критична к скорости исполнения шейдеров, поэтому здесь 8800GT опять оказывается впереди со значительным отрывом. В то время как результаты HD3850 догоняют HD2900XT только при разгоне. Однако значение минимального FPS у HD3850 все же остается чуть хуже, чем у HD2900XT. С другой стороны, это отставание не фатально и даже в разрешении 1600х1200 никакого дискомфорта в игре не ощущалось.

Serious Sam 2

 результаты тестирования Serious Sam 2, разрешение - 1024x768
 результаты тестирования Serious Sam 2, разрешение - 1280x1024
 результаты тестирования Serious Sam 2, разрешение - 1600x1200
В игре Serious Sam II лидером по среднему FPS конечно же является видеокарта 8800GT, но в низких разрешениях минимальный FPS у нее несколько хуже, чем у видеокарт от AMD. Впрочем, в разрешении 1600х1200 все встает на свои места, разве что аномальным выглядит провал минимального FPS у разогнанной HD3850.

Quake 4

 результаты тестирования Quake 4, разрешение - 1024x768
 результаты тестирования Quake 4, разрешение - 1280x1024
 результаты тестирования Quake 4, разрешение - 1600x1200
В игре Quake 4, вотчине, так сказать, NVIDIA, новинка от AMD демонстрирует прекрасные результаты и в разгоне даже обходит 8800GT, чего ей раньше не удавалось.

Prey

 результаты тестирования Prey, разрешение - 1024x768
 результаты тестирования Prey, разрешение - 1280x1024
 результаты тестирования Prey, разрешение - 1600x1200
Однако в игре Prey, построенном на том же движке что и Quake4, разрыв в результатах уже в пользу 8800GT. При разгоне HD3850 достигает производительности HD2900XT, но до 8800GT дотянуться уже не в силах.

F.E.A.R.

 результаты тестирования F.E.A.R., разрешение - 1024x768
 результаты тестирования F.E.A.R., разрешение - 1280x1024
 результаты тестирования F.E.A.R., разрешение - 1600x1200
В игре F.E.A.R. новинка от AMD показывает очень приличный результат, особенно если учесть, что у нее на борту всего лишь 256 Мб видеопамяти, а игра в данных режимах тестирования требует заметно больше. Думается, именно по этой причине минимальный FPS у HD3850 находится значительно ниже уровня остальных участников тестирования.

Call of Juarez

 результаты тестирования Call of Juarez, разрешение - 1024x768
 результаты тестирования Call of Juarez, разрешение - 1280x1024
 результаты тестирования Call of Juarez, разрешение - 1600x1200
В данном тестировании в игре Call of Juarez полноэкранное сглаживание почему то не включалось, несмотря на все ухищрения. Поэтому приведены результаты в режиме No AA/AF. Новинка HD3850 показывает себя весьма неплохо, однако с ростом разрешения производительность ее несколько «проседает». Теперь перейдем к тестированию в новых, современных играх.

Стр.4 - Тестирование в WiC, NFS PS и Crysis. Выводы.

Прогон тестов в играх, рассмотренных ниже, является скорее экспресс-тестированием. Причины выбора именно таких графических режимов, в которых мы тестировали, в данный момент относятся скорее к интуитивной области, чем к точному расчету. Однако и эти результаты могут быть весьма показательными. Детальное исследование системных требований и особенностей новых игр уже готовится, а пока мы познакомим вас с первыми результатами. Эти результаты можно назвать предварительными хотя бы по той простой причине, что из трех игр две все еще являются бета-версиями.

World in Conflict

Игра World in Conflict имеет встроенный тест производительности, именно эти результаты и отображены на диаграммах ниже. Поскольку игра новая, весьма насыщена графикой и объектами, мы выбрали не самый максимальный графический режим, а решили остановиться на уровне “High”, задаваемом из меню настроек изображения. В этом режиме уже включается режим полноэкранного сглаживания степени 2Х.
 результаты тестирования World in Conflict, разрешение - 1024x768
Как видите, несмотря на не самые максимальные настройки, средний FPS невелик. Видеокарты 8800GT и HD3850 идут вровень, а тон задает HD2900XT.
 результаты тестирования World in Conflict, разрешение - 1280x1024
 результаты тестирования World in Conflict, разрешение - 1600x1200
При выбранном графическом режиме игра требовательна к объему видеопамяти. Поэтому с увеличением разрешения соотношение производительности 8800GT и HD2900XT остается неизменным, так как они обе оснащены объемом видеопамяти 512 Мб. А вот HD3850 начинает от них заметно отставать. Как ни крути, а для современных игр в качественных режимах 256 Мб будет маловато.

NFS Pro Street Demo

Мы решили включить в тесты игру Need for Speed Pro Street Demo как будущую преемницу NFS Carbon, ну и просто, чтобы немного разбавить обилие «шутеров». Все настройки графики, за исключением полноэкранного сглаживания, устанавливались на максимум. Измерения FPS проводились с помощью FRAPS. Время тестирования – два круга по кольцевой трассе. И вот тут то впервые разогнанная HD3850 дала сбой. Через некоторое время после начала игры вылетала ошибка “VPU Recover”. На разогнанной HD3850 проехать два круга целиком так и не получилось, поэтому результаты на диаграммах отсутствуют.
 результаты тестирования NFS Pro Street Demo, разрешение - 1024x768
 результаты тестирования NFS Pro Street Demo, разрешение - 1280x1024
 результаты тестирования NFS Pro Street Demo, разрешение - 1600x1200
Что интересно, HD3850 и HD2900XT показывают практически одинаковые результаты. А вот 8800GT демонстрирует совершенно ненормальный провал в производительности, который к тому же практически не зависит от разрешения. С чем связано такое поведение результатов – сказать сложно. Может NVIDIA еще не оптимизировала драйверы под эту игру. Может игра сыровата, все же «бета». Помнится, в NFS Carbon видеокарты NVIDIA тоже поначалу не блистали, а потом ничего, разошлись. Так что списываем все на бета-версию игры и приступаем к самому волнующему.

Crysis Single Player Demo

Как мы тестировали в Crysis. Во-первых, мы взяли Crysis Single Player Demo, которая вышла в октябре и представляет собой первый уровень игры. Во-вторых, тестировали «ручками» с помощью FRAPS. Поскольку игра весьма «тяжела» даже для мощных видеоадаптеров, мы решили установить в настройках графики все параметры на Medium. Практического смысла сравнивать 10 FPS с 12 FPS немного, а при средних настройках графики, как оказывается, можно вполне с комфортом побегать. Изучением системных требований Crysis мы займемся после выхода официальной версии, а пока расскажем о том, как и куда мы бегали в этой Single Player Demo.
 Crysis test point
На данном скриншоте приведен вид в исходной точке теста. Вдали на пригорке находится вражеский домик, вокруг которого идет трасса с прекрасным видом на море, пальмы корабли. Разумеется, перед сохранением в этой точке все враги в округе «зачищались», дабы не отвлекать тестера от забега. А дальше просто – держи голову прямо, зажми кнопку Shift и вперед. Собственно забег выглядит очень просто – со стартовой точки бежим до домика, вокруг него по террасе и назад, в исходную точку.
 результаты тестирования Crysis Single Player Demo, разрешение - 1024x768
 результаты тестирования Crysis Single Player Demo, разрешение - 1280x1024
 результаты тестирования Crysis Single Player Demo, разрешение - 1600x1200
Удивительно, но 8800GT поначалу даже проигрывает видеокартам от AMD в данном тесте. При этом HD3850 и HD2900XT идут очень ровно, и только с ростом разрешения HD3850 начинает уступать. Скорее всего – опять сказывается недостаток видеопамяти. В целом результаты можно назвать хорошими. Особенно – для продуктов среднего класса, каковыми HD3850 и 8800GT, собственно, официально и являются.

Влияние ширины шины памяти

Ну и напоследок приведем еще один график, показывающий влияние ширины шины памяти у HD3850 и HD2900XT. Архитектура видеопроцессоров этих видеокарт практически одинакова, количество функциональных блоков – тоже (если не брать в расчет блок UVD, который к рендерингу картинки в 3D отношения не имеет). А то что частоты разные, так их и уровнять можно. Так мы и сделали. Методика осталась та же, что была при изучении "Актуальности шины видеопамяти шириной 512-бит для современных GPU". Частота GPU на видеокарте HD3850 устанавливалась на 740 МГц, и строился график зависимости FPS от частоты видеопамяти для игры Quake 4 в разрешении 1280х1024 и для двух режимов – No AA/AF, 4AA/16AF. Не самое высокое разрешение было выбрано для того, чтобы не сказывался меньший объем видеопамяти у HD3850. Результат вы видите ниже.
 mem-speed.gif
Если сравнивать результаты HD3850 и HD2900XT в одинаковых режимах, то разница конечно есть. Причем, чем ниже частота видеопамяти тем сильнее проявляется различие. Но на частотах, близким к номинальным, разница в производительности HD3850 и HD2900XT оказывается весьма незначительной, из-за того, что HD2900XT не в состоянии воспользоваться преимуществом шины памяти шириной 512-бит. В этом смысле видеокарта HD3850 оказывается более сбалансированной. И, судя по графику, можно ожидать прироста производительности при разгоне как GPU, так и видеопамяти, что должно порадовать экономных любителей разгона. Что касается перехода от режима No AA/AF к режиму 4AA/16AF, то здесь больших изменений нет. Данный тест показывает, что и для HD2900XT, и для HD3850 наблюдается почти двукратное падение результатов. В общем-то – логично, при отсутствии кардинальных архитектурных отличий.

Выводы

Итак, как показало первое знакомство с видеокартой HD3850, эта серия продуктов выглядит чрезвычайно многообещающе. Младшая карта, которую мы сегодня протестировали, претендует вытеснить нынешних обитателей сегмента middle-end в более низкий ценовой диапазон. Имея лишь 128-битную шину памяти, им будет очень сложно конкурировать с мощью RV670 и его 256-битной шиной памяти. Это касается как видеокарт HD2600Pro/XT, так и 8600GT/GTS. Конечно, все это справедливо при условии, что компания AMD и ее партнеры смогут удержать заявленные рекомендованные цены и вовремя насытить рынок достаточным количеством этих перспективных продуктов. Давайте теперь прикинем, как могла бы выглядеть идеальная видеокарта на основе RV670 с точки зрения обычного пользователя. На самом деле, это будет нечто среднее между HD3850 и HD3870. И вот почему. Старшая модель будет оснащаться видеопамятью типа GDDR4 и работать на частоте 2,25 ГГц. Однако, на примере HD2600XT с разными типами видеопамяти мы видели, что более высокая частота GDDR4 компенсируется более высокими задержками, и в результате общая производительность оказывается практически одинаковой. Рискнем предположить, что аналогичную картину мы увидим и в случае с HD3850/70. С другой стороны, современные игры весьма требовательны к объему видеопамяти, а значит, имеет смысл отдавать предпочтение видеокартам с объемом памяти не 256 Мб, а 512 Мб. Далее, видеопроцессор RV670 обладает весьма приличной производительностью и хорошим разгонным потенциалом. Поэтому на идеальной видеокарте хотелось бы видеть мощную, но тихую систему охлаждения, такую как на HD3870, например. В итоге получаем следующий набор – GPU RV670 на частоте порядка 800 МГц, 512 Мб видеопамяти стандарта GDDR3 на частоте около 2000 МГц DDR, плюс мощный и тихий двухслотовый кулер. Ну и цену желательно не выше HD3870. Интересно, как скоро такие «гибриды» из HD3850/70 появятся в продаже? Делайте ставки, господа.

- Обсудить материал в конференции



Оригинал материала: https://3dnews.kz/270893