Оригинал материала: https://3dnews.kz/555613

Звук-2007. Итоги-I

Стр.1 - Разделение на рынке звуковых плат

2007-й… С точки зрения технологий, производители оказались на весьма шаткой почве, и в дорогом, и в дешевом сегментах. И в данной ситуации во многом виноваты они сами. А с другой стороны, мы можем наблюдать активное развитие некоторых направлений. Сегодня речь пойдет о пользовательском рынке, где сложилась интересная ситуация — технологии конкретно разделились на две ветви. Об этом и поговорим, используя реальные примеры.

Intro

Как мы знаем, звуковые кодеки, встроенные в материнские платы (AC’97 и т.п.), «убили» рынок дешевых интерфейсов, а с чем столкнулись пользователи в реале? Воспроизводить компьютер может, а вот когда нужно записать даже простое голосовое сообщение, не говоря уже о подкастинге и так далее, то уровни шумов и получающееся качество просто неприемлемы. Но… это устраивало разработчиков все тех же материнских плат. Они заняли позицию черепахи: «а что вы хотели, звуковой кодек — это практически подарок вам, пользователи». Другие же пытались что-то сделать, но, мягко говоря, с таким подходом никаких положительных моментов в сдвиге ситуации с мертвой точки не наблюдалось. Такое ощущение, что обычный пользователь РС — это полуглухой индивид, которому нравится качество кодеков АС’97, mp3 с низким битрейтом и пластмассовые наушники за 5 - 10 баксов. И данная ситуация решилась интересным образом, ведь люди стали обращать внимание на более качественные реализации. А поскольку появился явный интерес, то последовали и редкие предложения. Причем производители до сих пор не уверены - окупится ли данный сегмент или нет.

Разделение на рынке звуковых плат

Оно произошло не только тут, но и в акустических системах, о чем мы поговорим чуть позже. Практически по одним и тем же ценам можно найти продукцию, предназначенную как для домашних/проектных студий, так и для чисто мультимедийного использования. Причем активизация произошла осенью этого года. И если говорить о бюджетном ценовом диапазоне, то тут конкуренции практически нет никакой. Давайте начнем с мультимедийного варианта.

ASUSTeK…

Говоря о производителях материнских плат и о том, как кодеки загубили рынок дешевых звуковых устройств, мы и не намекали на компанию ASUSTeK. Между тем, когда они в начале весны этого года на CeBIT объявили о том, что собираются выпустить отдельную звуковую плату — это не звучало как гром среди ясного неба, но у многих вызвало некоторое недоумение: ведь рынок практически убит. То, что ASUSTeK не собирается выпускать что-то в профессиональной области, стало очевидно впоследствии, то есть ни на одной специализированной выставке в области звука в этом году данная компания не появилась. Хотя, если бы они подождали пару недель после CeBIT и повторили свое заявление на Musikmesse, к их планам можно было бы отнестись серьезнее. Компания Creative долгое время оказывалась вынужденным монополистом на рынке пользовательского звука, поскольку конкуренция с их X-Fi была очень слабой (причем, данная компания и изобрела основные движки, которые используются сейчас в играх). Одним словом, компания почивала на лаврах. Обычно такое «почивание» не приводит к хорошим результатам. Ведь у PCI-плат возникли проблемы… Возникли, м-м — не то слово, просто проявились в пользовательском сообществе, которое узнало очевидное об электромагнитных наводках внутри системного блока, внутренних помехах в рамках самих устройств, обнаружило несоответствия между заявленными в модных журналах спецификациями и реальными возможностями продуктов. То есть тут наслоилось множество проблем, которые характерны для состояния упадка. Согласно шутке из области черного юмора, минус на минус дает крест. Поэтому развитие данного рынка практически остановилось, та же Creative за весь год выпустила единственную модель X-Fi для шины PCI-E. А основным ответом на вопрос пользователей: «нужно приобрести звуковое устройство в бюджетном ценовом дипазоне, что посоветуете?» оставался один - Creative. ASUSTeK, как оказалось, решила составить конкуренцию X-Fi, при этом основной ее задачей было победить продукты Creative на их же поле — качестве. Плюс к этому производители учли некоторую панику в области «электромагнитного экранирования и защиты от помех», и предоставили свою продукцию по более низким ценам, чем у представителей верхней линейки X-Fi. В результате, у них кое-что получилось.

ASUS Xonar D2/PM

Модель D2 планировалось выпустить в двух вариантах: D2/PM (или просто D2, шина — PCI) и D2X (шина — PCI-E).
 ASUS Xonar D2/PM
 ASUS Xonar D2/PM
Итак, изначально определимся с понятием «хай-энд». И… согласимся с этой рекламной фишкой при условии, что речь идет об ориентации на компьютерных пользователей, ищущих высокое качество в мультимедийной сфере. Ведь профессиональных моделей (с поддержкой Dolby и DTS, со «звуковыми примочками» для игр и тому подобного) по таким ценам просто не существует. То есть речь идет об обычных пользователях РС. Позиционирование D2: 3D-игры, домашний кинотеатр на РС, меломания/производство музыки.
  • Интерфейс подключения: PCI
  • ЦАП: четыре Texas Instruments Burr-Brown PCM1796
  • АЦП: один Cirrus Logic CS5381-KZZ
  • Сигнальный процессор (DSP): ASUS AV200 (C-Media Oxygen HD CMI8788)
  • Частоты дискретизации: 44,1, 48, 96, 192 КГц
  • Разрешение: 24 бит, 32 бит — внутренняя обработка
  • Аналоговые входы: мини-джек 1/8" (2) (микрофонный, линейный), CD In, AUX
  • Аналоговые выходы: 8-канальные, мини-джек 1/8" (3)
  • Цифровые интерфейсы: S/PDIF (2) (оптические/коаксиальные), RCA-комбо
  • Обработка и декодирование звука: Dolby Headphone, Dolby Virtual Speaker, Dolby Pro-Logic IIx, Dolby Digital Live, DTS Connect (DTS Interactive Encoder и DTS Neo:PC), Xear 3D Virtual Speaker Shifter, Magic Voice, Karaoke Functions, FlexBass, 10-полосный эквалайзер, 27 реверберационных эффектов
  • Поддержка: 3D API EAX 1.0&2.0, A3D 1.0, DirectSound HW/SW, Open AL (128 потоков)
  • MIDI: дополнительная консоль MPU-401 MIDI I/O и кабель для конвертора
  • Операционные системы: Windows Vista/XP(32/64 бит)/MCE2005
  • DirectX: DirectX 9.0 и выше требуется для вывода 7.1
  • Драйверы: DirectSound, ASIO, MME
Как говорится в рамках данного сегмента: качество зависит от АЦП/ЦАП, а возможности - от DSP. ЦАП Burr-Brown PCM1796 является сейчас топовым в линейке продукции Texas Insrtruments (Burr-Brown принадлежит им), причем множество его предшественников используется в высококачественной бытовой аудиотехнике в области дорогих DVD-A/SACD-плееров. Технические характеристики этого решения: 123 дБ сигнал/шум, 192 КГц/24 бита, THD+N (коэффициэнт гармонических искажений+шум) составляет 0,0005%. Причем выбор ASUS пал на данные ЦАП’ы неспроста, поскольку за ними стоит уникальная разработка в области организации архитектуры Advanced Segment DAC. Объяснять ее не будем, кто хочет узнать поподробнее, может заглянуть в специализированную документацию. Отметим только, что новые технологии, примененные в PCM1796, позволяют дать очень широкий динамический диапазон плюс практическую невосприимчивость к джиттеру. А с точки зрения АЦП, ASUS предпочли конкурентов Texas Instruments, а именно Cirrus Logic и чип CS5381, чьи характеристики также выглядят весьма достойно: динамический диапазон 120 дБ, а искажения THD+N - на уровне 110 дБ. Что касается DSP ASUS AV200 (который, по существу, является C-Media Oxygen HD CMI8788), то он поддерживает 8-канальное воспроизведение в режиме 32 бит/192 кГц и запись в 24 бит/192 кГц. Количество реализованных на его базе функций очень обширно, правда, геймеров не слишком порадуют старенькие 3D API EAX 1.0&2.0 и A3D 1.0, хотя последние EAX — это прерогатива Creative: лишь она решает, давать или не давать их своим прямым конкурентам. Отдельно стоит отметить исполнение платы; например, пользователям должны понравиться разъемы с подсветкой. Другой элемент — это экранирующий корпус, крепящийся к плате, из-за чего она внешне напоминает закрытый вставной модуль. На самом деле, дизайн очень привлекателен. А теперь посмотрим на то, что предлагалось в этом году профессиональным пользователям домашних студий.

Infrasonic Quartet

 Infrasonic Quartet
Это и есть практически единственное предложение до 200 у.е., которое появилось на нашем рынке в этом году (что интересно, в некоторых западных странах устройство появится в продаже только в первом квартале 2008, и анонсировано оно весьма хорошо). До него любому покупателю, который искал нечто существенное в таком ценовом диапазоне, все рекомендовали старушку ESI Juli@. Корейская компания Infrasonic все-таки решилась на выпуск подобной продукции, при этом не по самой низкой цене (судя по интернет-магазинам, она составляет ~190 у.е.). Разработчики учли все нарекания со стороны пользователей к PCI-решениям, изобрели и реализовали технологию "US-PSB class I" (Ultra Stable Power Supply Block), которая подразумевает разделение цепей питания различных функциональных блоков карты. Помимо этого специально экранированы аналоговые разъемы, предусмотрены защитные цепи, используются конденсаторы большой емкости. Устройство получилось удачным для проектной студии, работающей со стереозвуком.
 Infrasonic Quartet
В «развернутом» варианте Quartet — это 4х4, в аналоговом - 2х2 (все до 24 бит/192 КГц, конверторы AKM AK4620B, они же стоят в таких профессиональных решениях, как ECHO Audiofire 4 и RME Fireface 400). В спецификации к устройству указан динамический диапазон, увеличенный на 10 дБ (ADC: 110 дБ, DAC: 115 дБ), и гораздо лучшее соотношение сигнал/шум.
 Infrasonic Quartet
С точки зрения коммутации, в устройстве имеется инструментальный линейный вход (также есть микрофонный предусилитель с управляемым частотным срезом low-cut и фантомным питанием +48V), вход/выход MIDI, цифровой коаксиальный вход/выход, цифровой оптический выход, порты для Word Clock синхронизации с другими цифровыми устройствами, два усилителя для наушников. Коммутация может производиться как путем подключения к основной панели с выходными разъемами, так и с помощью «вермишели», то есть много разъемов выносится за счет подключения специального кабеля.
 Infrasonic Quartet
Отдельно стоит отметить достаточно удобный внутренний микшер, который является ничем иным как матрицей переключений между физическими каналами.

Стр.2 - Акустические системы

Акустические системы

В принципе, наиболее выгодным (а вспомним, что кодеки АС’97 воспроизводят более-менее качественно) в плане вложений в новинки оказался рынок акустических систем. И тут мы можем наблюдать большое разнообразие моделей. Причем уже явно проявилось интересное разделение на мониторы для домашних/проектных студий (отдельно) и высококачественной акустики для мультимедийных целей (отдельно). И стоят они примерно одинаково. Поэтому, заходя в магазин, покупатель часто не может понять, что выбрать: ведь технические характеристики и элементная база в обоих случаях схожи, а применение у данных устройств различно. Давайте рассмотрим два примера.

Behringer Ms40

Не сказать, что это новинка от немецкого производителя, ведь она появилась достаточно давно. Но сейчас модель Ms40 весьма популярна среди пользователей, в основном благодаря цене (менее, чем 250 у.е.) и великолепному соотношению цена/качество. То есть, это прекрасный вариант для домашней проектной студии, причем его нельзя назвать мультимедийным набором; здесь лучше применимо понятие «студийных мониторов». Если честно, мы весьма скептически относились к колонкам по таким ценам , пока сами не услышали Ms40 и не поработали на них. Модель оказалась очень удачной.
 Behringer Ms40
Она предусматривает встроенные усилители 20+20 Вт, а также наличие ЦАП’ов. Модель усилена тем, что к ней можно подключать две стереолинии. В аналоговом варианте одна предусматривает коммутационные подключения с помощью RCA («тюльпаны»), а вторая — обыкновенным стерео 1/8” TRS (мини-джек). Но при этом кроме аналоговых входов имеются и цифровые (оптический и коаксиальный варианты). Встроенный ЦАП работает с характеристиками до 24/192. Для каждой из двух линий предусмотрен свой отдельный регулятор уровня, то есть мы получаем некое подобие мини-микшера. Это удобно. Также немаловажно отметить наличие регуляторов тембра (НЧ и ВЧ) на лицевой панели, что обеспечивает быструю настройку. С точки зрения акустики, мы имеем твитер (65 мм в диаметре), вуфер (120 мм в диаметре) и два фазоинвертора, выведенные на переднюю панель. Частотный диапазон воспроизведения составляет 50 Гц — 25 КГц, и, к чести этой системы, можно отметить не только ровную АЧХ, но и хороший «низ». В любом случае, отпадает необходимость в доращивании этой системы до 2.1, то есть для хорошего эффекта прослушивания сабвуфер вам и не нужен. Также стоит отметить и современный уровень конструкции, а именно наличие магнитного экранирования, то есть никаких сильно ощутимых электромагнитных наводок на рядом стоящие ЭЛТ-мониторы и прочую технику не происходит. Указанную мощность 20+20 Вт, в принципе, нужно отнести большей частью к усилителям данной системы, поскольку сам запас по мощности превосходит указанные цифры. Это можно объяснить и наличием тех же фазоинверторов, причем выведенных на переднюю панель. Ведь, как известно, диффузор электромагнитной головки излучает звук как в прямую так и в обратную сторону. Во многих моделях звук, направляющийся назад, просто глушится, или же для его «возвращения» используются фазоинверторы, которые могут располагаться спереди или сзади, а в некоторых «уникальных разработках» - и сбоку. Чем хороши фазоинверторы спереди? Дело в том, что они работают и как рупоры, то есть собирают звуковые волны в некий более узконаправленный по сравнению с тем, как излучает вуфер, поток. В результате мы получаем более четкое стереоразделение. То есть, в принципе, все мониторы ближнего поля осуществляют одну задачу — они являются переходным вариантом между прослушиванием в наушниках и в рамках развернутой стереосистемы. Поэтому четкое разделение каналов просто необходимо. И вот как раз тут решение с фазоинверторами оказалось неплохим. Те, кому доступны эти колонки, могут сравнить их по звучанию с другими решениями, у которых нет фазоинвертора спереди. В общем и целом, данная модель получилась очень удачной, и тут можно смело применить лозунг Line6: «Просто включи и послушай».

Velton Maestro TV200B

В области акустики для мультимедиа за последнее время вообще произошел качественный скачок. Компании-производители не боятся экспериментировать, назначать топовые цены, и это часто себя оправдывает. Причем, например, JetBalance в этом году выпустила вообще трехполосное (в каждой колонке по три типа громкоговорителей, а не по два) решение JB-391. А глядя на то, что сейчас предлагают марки microlab, Defender, Edifier, можно говорить о сформировавшемся течении мультимедийной акустики топ-класса. Velton также не является производителем студийного оборудования, а просто занимается акустическим обеспечением компьютерного мультимедиа, домашних кинотеатров и так далее. Модель Maestro TV200B заинтересовала нас из-за вопроса одного из читателей, который нашел где-то обзор по этой АС, и фраза «твитер расположен под вуфером для улучшения качества звучания» запала ему в душу. Вот он и поинтересовался, так ли это на самом деле… В принципе, для того, чтобы узнать об улучшении качества звучания при перестановке громкоговорителей, достаточно взять любую колонку и просто перевернуть ее, после чего сравнить обычный вариант и измененный. Сразу скажем, разница будет, особенно, если речь идет о колонках, которые стоят на столе. Ведь поверхность последнего не только поглощает звук, но и участвует в отражении звуковых волн. И теперь можете представить себе картину: какие именно волны и в каком количестве доходят до слушателя. Говоря просто, чем выше излучатель находится над поверхностью, тем меньше его волн через отражение от поверхности стола доходит до слушателя. Таким образом, если внизу НЧ-динамик, то мы слышим усиленные низкие, если твитер, то большее количество высоких частот. Учтите тот факт, что мы рассматриваем звуковую картину только в месте расположения слушателя. Причем при разработке акустических систем, а затем и в процессе приведения их параметров по равномерности АЧХ, отражение от поверхности стола не учитывается, хотя и влияет на качество звука.
 Velton Maestro TV200B
Поэтому, почему нет? Почему бы не перевернуть систему. И так в данном случае поступила Velton. Причем она сделала еще несколько ключевых видоизменений: лицевая панель, на которой расположены динамики, наклонена вверх, что уменьшает количество отраженных волн от поверхности стола. Это же ноу-хау мы можем наблюдать и в других моделях от Velton. И второе изобретение конструкторов — обтекаемая поверхность лицевых панелей, превращающая последние в рассекатели.
 Velton Maestro TV200B
 Velton Maestro TV200B
Обтекаемые формы колонок — это мода, появившаяся в профессиональной технике несколько лет назад. Дело в том, что звуковые волны отражаются от стен и т.п. и могут оказать влияние на качество самого воспроизведения, поэтому для минимизации их воздействия на зону излучения решили применять такой вариант. Он оказался очень выгодным и с точки зрения возможностей применения новаторского дизайна. Но, естественно, Velton не стремилась приблизиться к студийным вариантам; основной задачей разработчиков стало обеспечение качественного звукового поля в зоне прослушивания, внешней привлекательности и удобств типа пульта дистанционного управления. Данную модель мы оценивали только в рамках субъективного прослушивания, ведь опытному уху артефакты слышны сразу. Мы имеем достаточно ровную характеристику АЧХ, мощности данной системы с лихвой хватит для того, чтобы полноценно озвучить без существенных искажений (особенно это касается низких частот) помещение средних размеров. В принципе, такого точного стереоразделения, которое требуют студийные мониторы ближнего поля, тут и не нужно, самое главное — это создать качественную картину при прослушивании музыки, просмотре кино и убивании времени за компьютерными играми. Дизайн удачен. Основные характеристики:
  • частотный диапазон — 55 Гц - 20 КГц;
  • чувствительность — 87 дБ;
  • номинальная мощность — 40 Вт RMS;
  • размеры — 217х272х383 мм;
  • масса нетто — 8 кг.
На данный момент эти колонки на нашем рынке стоят около 15 000 рублей, и, в принципе, для меломанов вложенные средства себя оправдывают. Надеемся, на примере рассмотренных продуктов мы достаточно наглядно продемонстрировали различия в двух подходах к созданию компьютерных АС. Цены сопоставимы (например, ближайшей по стоимости к Behringer Ms40 является JetBalance JB-391), но спектр их применения отличается.
- Обсудить материал в конференции




Оригинал материала: https://3dnews.kz/555613