Стр.1 - HIS Radeon HD4870. Внешний вид.
Немного теории
Чтобы понять, чем новый графический чип RV770 качественно отличается от представителей двух предыдущих поколений, достаточно взглянуть на его схематическое представление.
Если сравнить новую схему с той, что была применена в чипе
R600/RV670, то отличия очевидны. Текстурные блоки в новом чипе привязаны к потоковым процессорам, компания AMD серьёзно переработала схему работы встроенной в GPU кэш-памяти L1 и L2, были улучшены блоки ROP и увеличено количество потоковых процессоров до 800 штук.
Система сглаживания претерпела серьёзные изменения, в результате которых значительно повысилась его скорость, а сглаживание 2x/4x MSAA теперь и вовсе стало практически бесплатным! В следующих статьях мы планируем остановиться на этом моменте более подробно, а также сравнить качество сглаживания у видеокарт AMD и NVIDIA. Для справки, приведём таблицу с техническими характеристиками новых видеокарт и сравним их с предыдущим поколением:
|
ATI Radeon™ HD4870 |
ATI Radeon™ HD4850 |
ATI Radeon™ HD3870 |
Количество транзисторов, млн |
965 |
965 |
666 |
Тех. процесс, нм |
55 |
55 |
55 |
Количество потоковых процессоров |
800 |
800 |
320 |
Количество текстурных модулей |
40 |
40 |
16 |
Количество блоков растеризации |
16 |
16 |
16 |
Тактовая частота GPU, МГц |
750 |
625 |
775 |
Тип и эффективная частота видеопамяти |
GDDR5, 3600 МГц |
GDDR3, 2000 МГц |
GDDR4, 2250 МГц |
Вычислительная мощность GPU, ТФлопс |
1,2 |
1,0 |
0,497 |
Тип шины |
PCI Express 2.0, x16 |
PCI Express 2.0, x16 |
PCI Express 2.0, x16 |
Поддержка DirectX |
10.1 |
10.1 |
10.1 |
Блок тесселяции |
да |
да |
да |
Встроенный видеодекодер |
ver. 2.0 |
ver. 2.0 |
ver. 1.0 |
Поддержка ATI PowerPlayTM |
да |
да |
да |
Изучать Radeon HD4870 мы будем на примере видеокарты, предоставленной нам на тесты компанией HIS.
HIS Radeon HD4870
Упаковка от видеокарты HIS Radeon HD4870 небольшого размера, выполнена в синих тонах. На обеих сторонах коробки размещена ключевая информация о видеокарте.
Комплектация видеокарты содержит:
- переходник DVI > D-sub;
- переходник DVI > HDMI;
- переходник S-video > тюльпан;
- переходник S-video > component out;
- мостик CrossFire;
- CD с драйверами;
- инструкция пользователя, памятка о доступных играх Steam;
- наклейка на корпус;
- фирменная отвёртка-фонарик-уровень;
В комплекте с видеокартой отсутствуют переходники для питания видеокарты, зато есть фирменная отвёртка с фонариком и уровнемером. Давайте посмотрим:
В комплект с отвёрткой входит две насадки, каждая из которых оснащена двумя головками. Первая насадка служит для работы с плоскими шляпками, вторая - с крестообразными. В корпус отвёртки также вмонтирован уровень.
Возле гнезда для установки насадок вмонтирован фонарик, основанный на сверх-ярком светодиоде. Выключатель расположен рядом с уровнемером, причем нет необходимости его удерживать, так как это именно выключатель, а не кнопка.
Сама главная обитательница коробки практически не отличается от той, что показала всему миру компания AMD, разве что наклейка на вентиляторе всё же фирменная, HIS. Для подключения питания видеокарты Radeon HD4870 служат два 6-контактных разъёма в хвосте видеокарты, в отличие от младшей Radeon HD4850, у которой всего один разъём. Усиленная система питания потребовалась для стабильной работы видеокарты на повышенных частотах. Так, по сравнению с видеокартой Radeon HD4850, у Radeon HD4870 частота графического процессора выше на 125 МГц и равна 750 МГц, а эффективная частота видеопамяти GDDR5 равна 3600 МГц, что значительно выше 1986 МГц, на которых работает видеопамять у видеокарты Radeon HD4850. Правда, тут стоит оговориться, реальная частота новой памяти GDDR5 равна 900 МГц, просто за один такт у неё передаётся не вдвое, а вчетверо больше информации по сравнению с «обычной» не-DDR памятью.
Система охлаждения у видеокарты очень сильно напоминает ту, что применялась в видеокартах
Radeon HD2900XT. Медная вставка с двумя тепловыми трубками и алюминиевыми листами служит для охлаждения графического процессора, каркас из крашенного алюминиевого сплава охлаждает чипы памяти и чипы подсистемы питания, а также придаёт жесткость всей конструкции. Для предотвращения перекоса медной вставки и, как следствие этого, повреждения графического чипа, она сделана независимой от металлического каркаса.
Из внешних отличий, по сравнению с видеокартой
Radeon HD4850, в Radeon HD4870 изменилась подсистема питания, и появился логотип AMD над слотом PCI-express x16. Хотя новинка и оборудована новейшей видеопамятью GDDR5, её расположение на печатной плате ничем не отличается от расположения видеопамяти GDDR3 на видеокарте Radeon HD4850.
На видеокарте Radeon HD4870 установлен тот же графический чип RV770, что и в Radeon HD4850.
Чипы видеопамяти GDDR5 произведены компанией Qimonda. Номинальная эффективная тактовая частота по паспорту для данной памяти равна 4,0 ГГц, штатная же, на которой данная память функционирует на видеокарте Radeon HD4870, как мы уже говорили, равна 3,6 ГГц.
Под нагрузкой в 3D-режиме графический чип видеокарты Radeon HD4870 работает на частоте 750 МГц, а во время простоя его частота снижается до 500 МГц.
Эффективность системы охлаждения и разгон
Поскольку ни Riva Tuner, ни какая-либо другая программа, осуществляющая разгон видеокарт ATI/AMD, до сих пор не поддерживают новое семейство Radeon HD4000, об измерении температурных и прочих показателей мы расскажем на словах. Во время простоя температура графического процессора колеблется в районе 78 градусов, при этом вентилятор вращается со скоростью 1075 оборотов в минуту, что составляет 22% от его максимально возможной скорости. Под нагрузкой, то есть во время прогона 9-ти тестов Firefly Forest из тестового пакета 3DMark’06 в разрешении 1600х1200 с 4-кратным сглаживанием и 16-кратной анизотропной фильтрацией, графический чип нагрелся до 84 градусов. Скорость вентилятора при этом возросла до 1886 оборотов в минуту, что составляет 30% от максимально возможной скорости. Заметим, что на такой скорости шум от системы охлаждения становился заметен.
Что касается разгона, то единственно доступным средством для его осуществления на данный момент является встроенная в панель управления видеокарты утилита ATI Overdrive. Увы, но эта утилита не предоставляет практически никакой свободы действий, позволяя увеличить частоту графического чипа всего на 40 МГц, а памяти на 200 «реальных» МГц. В результате видеокарту Radeon HD4870 удалось разогнать до 790/4400 МГц, что несерьёзно. Однако мы всё же протестировали разогнанную Radeon HD4870 в игре Crysis, и с результатами этого небольшого эксперимента вы сможете ознакомиться в конце данной статьи.
Тестирование
Тестирование мы будем проводить на тестовом стенде следующей конфигурации:
Тестовый стенд |
Процессор |
Intel Core 2 Quad X6850 3,0 ГГц |
Материнская плата |
ASUS P5E3 на базе чипсета Intel X38 |
Оперативная память |
Corsair Dominator DDR3 2 x 1 Гб 1333 МГц 6-6-6-18 1T |
Операционная система |
Windows XP+SP2+DirectX 9.0c / Windows Vista для DX10 тестов |
Блок питания |
Thermaltake Toughpower 750 Вт |
Конкуренты новой видеокарте Radeon HD4870 от компании HIS и драйверы для них будут следующие:
- GeForce GTX280, драйверы ForceWare 177.34;
- GeForce GTX260, драйверы ForceWare 177.39;
- Radeon HD4850, драйверы Catalyst 8.6;
Для нашей новинки, как и для Radeon HD4850, мы использовали драйверы Catalyst 8.6. Наше тестирование мы будем проводить как в «обычных» разрешениях, так и в повышенных. Начнём с тестов 3DMark и «стандартных» разрешений экрана.
Стр.2 - Тестирование в стандартных разрешениях
Тестирование в стандартных разрешениях
В тестах 3DMark новинка от HIS набрала заметно большее число баллов, нежели её бюджетная «сестричка» Radeon HD4850, что позволило ей выступить на равных с конкурентами от NVIDIA. Но, как мы уже говорили в наших предыдущих статьях, тесты 3DMark не отображают всей картины. Игровые тесты – совсем другое дело, к ним и перейдём. Как обычно, эти тесты мы проводили с 4-кратным сглаживанием и 16-кратной анизотропной фильтрацией.
Первый игровой тест, и Radeon HD4870 сразу же «заиграл мускулами». В игре Call of Duty 4 новинка смогла обойти GeForce GTX260. Но, как мы увидим дальше, так будет не всегда.
Вот, пожалуйста. Игра Crysis под управлением Windows XP. Результаты видеокарты Radeon HD4870 близки, но всё же чуть меньше результатов GeForce GTX 260.
Под управлением Windows Vista ситуация практически не изменилась, Radeon HD4870 и здесь медленнее, чем GeForce GTX 260.
В игре Need for Speed Pro Street Racing ситуация немного иная, в двух из трёх разрешений новинка оказалась быстрее, чем GeForce GTX 260. Проигрыш в разрешении 1600x1200 можно объяснить меньшим объёмом видеопамяти у Radeon HD4870.
В игре Call of Juarez результаты видеокарты Radeon HD4870 расположились между результатами GeForce GTX 260 и GeForce GTX 280. Данная игра всегда была требовательна к производительности шейдерного блока и «благосклонна» к видеоадаптерам AMD.
После перехода под Windows Vista ситуация меняется в пользу GeForce GTX 260, хотя при разрешении 1600x1200 новинка Radeon HD4870 всё же оказывается быстрее. Так как в игре Call of Juarez под управлением Windows Vista увеличивается нагрузка на видеопамять, то логично предположить, что GeForce GTX 260 победой в низких разрешениях обязана своей широкой шине памяти 448 бит, но с ростом разрешения ей не хватает мощности шейдерного блока и поэтому Radeon HD4870 оказывается быстрее.
Схожую картину мы видим в игре Need for Speed Carbon, где с ростом разрешения видеокарта Radeon HD4870 оказывается даже быстрее, чем GeForce GTX 280!
Игра Prey показывает ту же картину: разрешение растёт, а проигрыш Radeon HD4870 соперникам из стана NVIDIA - уменьшается. Впрочем, мы ещё в предыдущих обзорах обратили внимание на то, что новые видеокарты от AMD очень комфортно чувствуют себя в высоких разрешениях. Однако сравнительно небольшой объём видеопамяти у видеокарт AMD может сыграть с ними злую шутку, о чём позже.
Стр.3 - Тестирование в высоких разрешениях. Выводы
Тестирование в высоких разрешениях
В игре Crysis с высокими настройками качества видеокарта Radeon HD4870 по мере роста разрешения всё сильнее отстаёт от GeForce GTX 260, что вызвано именно её небольшим по современным меркам объёмом видеопамяти.
При переходе на максимально возможные настройки качества, в первых двух разрешениях Radeon HD4870 оказывается как минимум не хуже, чем GeForce GTX 260. Однако, при максимальном разрешении 2048x1536 результаты ощутимо падают. И снова виноват недостаточный объём видеопамяти. Возможно, версии Radeon HD4870 с объемом видеопамяти 1 Гб (если таковые появятся) будут показывать более лучшие результаты. Отставание Radeon HD4870 от «младшей» сестры Radeon HD4850, возможно, обусловлено особенностями памяти GDDR5, но детальным выяснением этого вопроса мы займемся в следующих материалах.
Забавно, но именно в Windows Vista, которая требовательнее к объёму видеопамяти, нежели чем Windows XP, видеокарта Radeon HD4870 чувствует себя лучше, и провала по скорости при разрешении 2048x1536 нет. Зато у видеокарт Radeon HD4870 и Radeon HD4850 проблема с разрешением 1920x1200, при котором игра работает, но отсутствует изображение. По всей видимости, это вызвано ошибкой в драйверах.
При переходе на максимально возможные настройки снижается скорость, но общий расклад сил не меняется.
В игре Call of Juarez под управлением Windows XP даже при переходе на высокие разрешения видеокарта Radeon HD4870 оказывается быстрее, чем GeForce GTX 260.
После перехода под Windows Vista видеокарта GeForce GTX 260 оказывается быстрее лишь в самом низком из представленных разрешений, а в разрешениях выше лидирует Radeon HD4870. Это в очередной раз указывает на более мощный шейдерный блок у видеокарты от AMD.
В игре Call of Duty 4 в высоких разрешениях видеокарта Radeon HD4870 идёт на равных с GeForce GTX 260. Практически такая же ситуация была и в более низких разрешениях.
В игре Race Driver: GRID новинка Radeon HD4870 уступает сопернице GeForce GTX 260 лишь в самом высоком разрешении. Скорее всего, виновником этого стал сравнительно небольшой объём видеопамяти.
Тесты разогнанной Radeon HD4870 в Crysis
Ну и напоследок, как мы и обещали, результаты разогнанной до 790/4400 МГц Radeon HD4870 в игре Crysis:
Прирост быстродействия очевиден. Видно, что дальнейшее увеличение тактовой частоты могло бы сделать новинку ощутимо быстрее. Но, увы, нет пока утилит, способных это осуществить.
Выводы
Видеокарта Radeon HD4870 оказалась не на словах, а на деле самым что ни на есть реальным конкурентом для видеокарты GeForce GTX 260 от компании NVIDIA. Давно мы такого не наблюдали, ведь «топовые» представители двух предыдущих семейств видеокарт от компании AMD могли конкурировать с продукцией NVIDIA лишь на словах, а на деле были слишком медленными. Очевидно, что новый шейдерный блок с увеличенным количеством потоковых процессоров и изменённой архитектурой оказался мощнее шейдерного блока в видеокарте GeForce GTX 260. Правда, до GeForce GTX 280 новинка не дотягивает, но при этом обеспечивает комфортный «геймплей» практически во всех современных играх.
Видеокарта |
Рекомендованная цена |
Примерная цена по данным price.ru, руб. |
Radeon HD4850 |
$199 |
5800 |
Radeon HD4870 |
$299 |
10663 (единственное предложение) |
GeForce GTX 260 |
$399 |
13000 |
GeForce GTX 280 |
$649 |
20000 |
При рекомендованной цене в 299$ видеокарту Radeon HD4870 уже можно найти за 10663 рублей. В это же время видеокарта GeForce GTX 260 стоит на пару тысяч рублей дороже. За такую сумму можно купить пару Radeon HD4850 и поставить в связку CrossFire, что должно быть быстрее по производительности, чем GeForce GTX 260. Ну а связку CrossFire из Radeon HD4870 вполне можно противопоставить GeForce GTX 280. Кстати, AMD обещала значительные улучшения в работе своих многочиповых конфигураций, но это уже тема для нашей следующей статьи.