Оригинал материала: https://3dnews.kz/564699

Один день в калифорнийской штаб-квартире NVIDIA

На прошедшей неделе в Калифорнии, точнее, в самом сердце "Кремниевой долины" - в городе Сан Хосе, состоялась первая историческая конференция NVISION08.
 NVISION08
Мероприятие, надо сразу отдать должное организаторам, прошло с великолепной пышностью – чего стоит хотя бы выступления лидеров NVIDIA с привлечением знаменитых астронавтов и киноактёров, марафон сотен геймеров и десятков геймерских команд с заявкой в книгу рекордов Гинесса, выставка партнёров NVIDIA и многое другое. Словом, шоу получилось великолепное, однако за его фасадом, почти незаметно для журналистской братии из телеканалов и гламурного глянца, проходили насыщенные техническими подробностями презентации, и ряд решений, представленный в рамках этих презентаций, совсем скоро станет реальностью в виде электронных новинок, нового игрового и прикладного программного обеспечения. Однако сегодня хотелось бы рассказать о самом первом дне, предшествовавшем открытию NVISION08. Обычно такие мероприятия называют Editor's Day, и на таких "редакторских днях" рассказывают действительно потрясающие подробности о новых продуктах.
 Штаб-квартира NVIDIA
В этот раз, по причине проведения Editor's Day непосредственно в штаб-квартире NVIDIA, расположенной в окрестностях Санта Клара, организаторы решили объединить редакторский марафон вопросов и ответов с экскурсией по наиболее интересным местам головного офиса NVIDIA. Сегодня предлагаю вашему вниманию небольшой фотоотчёт об этой экскурсии, а все технические детали и подробности о новых продуктах NVIDIA будут более уместны в качестве комментариев к собственно событиям NVISION08, которые мы затронем в следующих репортажах.
Называя калифорнийский кампус NVIDIA "штаб-квартирой" всё же надо уточнять, что на самом деле это не офис с секретаршами и маркетинговым отделом и не этакий отдельно стоящий домик в живописной долине. На самом деле это комплекс огромнейших зданий, занимающих приличную часть одного из местных технопарков.
 NVIDIA
 NVIDIA
Компания NVIDIA носит fables-статус, то есть, является компанией, разрабатывающей электронику самостоятельно и заказывающей изготовление и производство кремния "на стороне". Таким образом, калифорнийские мощности NVIDIA – это сердце и основа всей компании: здесь находятся основные R&D мощности, вычислительный центр, отладочные лаборатории компании и многое другое.
 NVIDIA
Театр начинается с вешалки, а компания – с приёмной. В холле главного здания NVIDIA в стеклянных витринах расположена гордость компании – копии патентных заявок, а также награды и другие знаки признания, полученные от многочисленных партнёров и прессы.
 Награды NVIDIA
Есть даже такие, которые можно назвать по нынешним временам экзотическими, хотя, с другой стороны, в полупроводниковой индустрии нет противников – конкуренты есть, но они же как правило являются и смежными партнёрами в какой-либо отрасли.
 NVIDIA AMD
Особенное внимание нашей группы привлекла вот эта статуэтка, стилизованная под бессменного соучредителя, CEO и президента NVIDIA Дженсена Хуана (Jen-Hsun Huang). Нет, это не кукла вуду для вымещения злости подчинёнными, и точно уж не сувенирное изделие, это такой шутливый знак признательности и восхищения личностью Дженсена от крупнейшего партнёра, производящего чипы NVIDIA, тайваньской TSMC.
 NVIDIA TSMC
Вряд ли кто-то возьмётся оспорить утверждение о мощнейшей харизматичности Дженсена. Это также подтверждает выставленная в фойе приёмной NVIDIA увеличенная обложка журнала Forbes, где Дженсен изображён этаким громовержцем – ниспровергателем конкурентов.
 Forbes NVIDIA
Это подтверждается без преувеличений и наигранности искренним восхищением своим шефом со стороны работников NVIDIA. Впрочем, коллектив 3DNews был очарован Дженсеном ещё в позапрошлом году, когда шеф NVIDIA вот так запросто заглянул к нам на празднование 9-летия нашей компании.
 NVIDIA и 9 лет 3DNews
 NVIDIA и 9 лет 3DNews
Ключевой доклад, прочитанный Дженсеном Хуаном в день открытия NVISION08 и вовсе заслуживает отдельной статьи, словами там мало что можно передать, слов не хватает, только с помощью многочисленных фото и видеоматериалов. Однако вернёмся к нашей экскурсии. Проходя по галереям и переходам корпусов, постоянно видишь различную рекламу предстоящего мероприятия, NVISION08. К слову, фактически весь Downtown Сан Хосе, тщательная подготовка к проведению конференции чувствовалась на каждом шагу.
 NVIDIA
О внутреннем обустройстве территории между корпусами можно говорить только с восхищением: ухоженный газон и чистые дорожки; лавочки для размышлений на чистом воздухе, как в тени, так и на солнышке; огромное здание столовой с напитками и закусками на любой вкус; даже огромные пепельницы, несмотря на то, что среди работников компании курящих мне практически не встречалось. В общем, производственный рай, работай с комфортом в своё удовольствие.
 Штаб-квартира NVIDIA
По стоянке автомобилей между корпусами можно изучать японский, европейский и американский автопром, при этом встречаются как вполне "демократические" модели, так и самые разнообразные диковинки. Автотехнику тут любят, ценят и уважают, а обилие разных моделей автомобилей и мотоциклов, уведенное мной за дни пребывания в Сан Хосе, трудно сравнить с чем-то ещё виденным в жизни, разве что с именитым автосалоном (с оказией встретился даже магазин мотоциклов "Урал". Нет, вот так: UЯAL. Однако об этом как-нибудь в другой раз).
 Автостоянка NVIDIA
 Автостоянка NVIDIA
Гвоздь экскурсионной программы – посещение лаборатории тестирования и отладки полупроводников.
 NVIDIA Говард Маркс (Howard Marx)
В самом начале нашей экскурсии по лаборатории руководитель этого подразделения Говард Маркс (Howard Marx) роздал всей нашей компании по новому чипу G200. Вот так выглядит выполненный с соблюдением норм 55 нм техпроцесса, состоящий из 10 млн. модулей, что в сумме составляет 1,4 млрд. транзисторов, графический процессор G200, подаренный мне на экскурсии – разумеется, без радиатора, ещё не паянный. ;-)
 NVIDIA G200
Чип G92, по словам Говарда, состоит из 718 млн. транзисторов.
 NVIDIA Lab
В лаборатории новые чипы делают одну из наиболее важных остановок на пути к потребителю. Помимо того, что здесь на практике отрабатывается моделирование дизайна будущих чипов перед передачей заказа на финальный набор фотомасок на фабрику партнёра-производителя (в последнее время в этой роли для особо ответственных прецизионных заказов безоговорочно выступает TSMC), каждый чип после изготовления возвращается в эту же лабораторию. Здесь его подвергают самым изощрённым испытаниям – от тестов на механическую надёжность и качество электрических контактов до прецизионных исследований каждого из выше упомянутых 10 млн. модулей G200 на надёжность и устойчивость к различным видам перегрузок.
 NVIDIA Lab
 NVIDIA Lab
Фотомаски для современных техпроцессов, между прочим, штука весьма затратная, весь комплект может запросто обходиться в сотни тысяч и миллионы долларов. Можете себе представить, в какие деньги и хлопоты выливается очередной, но не доведённый до ума степпинг, когда всё приходится начинать с начала, и вновь затрачивать гигантские суммы и множество человеко-часов на доведение проекта до приемлемого вида.
 NVIDIA G200
 NVIDIA G200
В одной из комнат лаборатории, например, с помощью продольной распиловки чипов и/или шлифования поверхности кристалла для последовательного снятия одного из слоёв (напомню, в чипах класса G200 таких слоёв десяток) исследователи, применяя электронный микроскоп, изучают структуру каждого вентиля схемы с точностью до 45 нм, и затем выдают рекомендации производителю. Такие исследования важны не только для контроля качества техпроцесса, они также позволяют на практике определить и локализовать причины различных "недомоганий" микросхем, например, высоких токов утечек.
 NVIDIA стенд
 NVIDIA стенд
Другая установка – оптический микроскоп с очень высокой точностью, позволяет изучать механические особенности чипа. Занятно, но по словам Говарда, в этом устройстве используется оптика, обычно применяемая в мощнейших астрономических телескопах.
 NVIDIA стенд
 NVIDIA стенд
Ещё один прибор с высокоточным позиционированием микрометрических термодатчиков позволяет определить нагрев того или иного участка чипа и выяснить причины аномалий.
 NVIDIA PlayStation 3
Огромные сосуды с жидким азотом расставлены в лаборатории отнюдь не ради баловства: с помощью низких температур, давления и множества других граничных условий в специальных вакуумных камерах проверяются граничные возможности полученного кремния, что также находит отражение в дальнейших рекомендациях производителю.
 NVIDIA стенд
Во время нашего посещения лаборатории на этом стенде "пытали" новый mainstream-чип G92.
 NVIDIA стенд
 NVIDIA стенд
 NVIDIA стенд
На одном из стендов нам была показана системная плата непривычных размеров. На самом деле, это испытательная плата, которую наши специалисты скорее назвали бы "монтажкой" – с помощью этой платы в лаборатории NVIDIA ведутся исследования возможностей новой версии северного моста чипсета, а большие размеры обусловлены размещением множества "контрольных точек", где производится замер промежуточных характеристик – тока, напряжения, частоты, фазы и т.д.
 NVIDIA чипсет
В целом в лаборатории NVIDIA нам было показано великое множество исследуемых в настоящий момент чипов.
 чипы NVIDIA
Например, графический процессор для игровых приставок PlayStation 3, дебютировавший в своё время в 90-нм исполнении, ныне "перебирающийся" на 65-нм нормы, а в перспективе – и на 40-нм техпроцесс.
 NVIDIA PlayStation 3
Были также впервые показаны готовые чипы для смартфонно-мобильного проекта NVIDIA Tegra.
 NVIDIA Tegra
На самом деле, об этом проекте в рамках NVISION08 было сказано много интересного, проект жив, энергично развивается и уже присутствует не только в кремнии, но также в готовых "наборах разработчика" (видел собственными глазами несколько таких коробок на тележке в закрытом секторе, жаль, не успел выхватить фотокамеру). Однако подробнее про NVIDIA Tegra – в одном из следующих репортажей, сейчас лишь отмечу, что чип настолько мал, что его "с запасом" можно накрыть обычной копеечной монетой.
 NVIDIA Tegra

Вот такая получилась интересная экскурсия, где больше фотографий, чем слов. Слова будут в другой части репортажа, а здесь мне очень хотелось передать рабочий дух и настрой работников NVIDIA, окружающую их труд атмосферу. Знаете, в какой-то момент, сиротливо стоя у огромной банки с жидким азотом, даже взгрустнулось: когда-то я променял паяльник исследователя на перо журналиста, а ведь работа в лаборатории – занятие немыслимо интересное и увлекательное… Впрочем, уж кто-кто, но IT-журналисты уж точно не жалуются на недостаток интересного и увлекательного в своей жизни. Так что взгрустнулось мне, но ненадолго, а вот тем, кто ещё не определился с дорогой в жизни, но всерьёз интересуется электроникой, крепко советую задуматься над перспективами, в конце концов, в таких вот лабораториях работают отнюдь не боги, но вполне живые люди, которым повезло определиться с божественной, на мой взгляд, профессией. Такие дела. Собственно, на этом не прощаюсь, на этой неделе ждите новых репортажей из Калифорнии, за две недели разных интересных событий, о которых обязательно стоит рассказать, скопилось великое количество. До встречи.
 NVIDIA
- Обсудить материал в конференции



Оригинал материала: https://3dnews.kz/564699