Репортаж с места событий
Осень 2008 года совершенно справедливо можно назвать как никогда урожайной на удивительные события, долгожданные и неожиданные анонсы в области цифровой фотографической техники. В сущности, современного человека, привычного к доступности и многообразию цифровых новинок, удивить всё труднее и труднее. И тем интереснее наблюдать за упорством производителей, продолжающих из года в год радовать нас неожиданными инженерными находками.
Каждая осень чётного года – это время проведения традиционной выставки фото- и видеотехники с говорящим названием Photokina в знаменитом старинном немецком городе Кёльн. Пожалуй, не сыщется ни одной компании, так или иначе связанной с выпуском продукции для работы с изображениями и видео, которая бы не представила своих новинок в канун выставки Photokina 2008.
Сегодня, в дни выставки, я пишу этот материал в гостиничном номере в перерывах между "набегами" на экспозиции участников Photokina 2008. Выставка уже началась и мне уже есть чем удивить и порадовать наших читателей - но уже в следующих репортажах. Сегодняшний рассказ - о новинках компании Panasonic, заметно активизировавшейся на рынке цифровой фототехники в последнее время и собравшей в Кёльне перед началом выставки журналистов всей Европы для официального анонса первого представителя нового типа цифровых камер – "зеркалок без зеркала", компактных цифровых фотоаппаратов новоявленной системы Micro Four Thirds. Самое время рассказать насколько можно подробно о премьере камеры Panasonic LUMIX DMC-G1, свидетелем которого мне посчастливилось быть на днях.
Нынешний год для компании Matsushita Electric Industrial Co., владеющей торговой маркой Panasonic, и без того богат на события и юбилеи. Прежде всего стоит напомнить, что именно в этом году компания, основанная в далёком 1918 году господином Коносуке Мацушита (Konosuke Matsushita), празднует своё почётное 90-летие. Помимо этого, совсем скоро - с 1 октября, компания окончательно меняет своё официальное название на Panasonic Corporation, под которым объединятся торговые марки Matsushita, National и Panasonic. Как говорится, самое время не только укреплять позиции на разведанных рынках, но также придумать что-нибудь неизведанное – новый рынок, автоматически став на нём одним из основателей и первопроходцем.
Мероприятие, сразу скажу, получилось очень торжественным и неординарным: торжественности моменту придали события в жизни компании и важность момента выхода новой системы, неординарности – место и форма проведения. Дело в том, что всех нас после краткой официальной части пригласили в автобусы и отвезли в Кёльнский центр Formula 1 компании Toyota Motor, давнего партнёра компании Panasonic.
Провести тестирование новой цифровой камеры новоявленной системы в "конюшне" славной команды Formula 1, сфотографировать фотомоделей на фоне прославленных болидов, принять участие в соревновании на скорость замены колеса на тренировочном пит-стопе, наконец, познакомиться и взять автограф у прославленных пилотов Ярно Трулли, Тимо Глока, Камуи Кобаяши – кто из журналистов откажется от такой уникальной возможности?
Словом, дальше обо всём по порядку.
Прежде чем перейти к рассказу о камере Panasonic LUMIX DMC-G1 и о впечатлениях от знакомства с ней, стоит передать некоторые соображения о мотивации разработки новой системы. Так сказать, философское обоснование новой системы, которой многие – и не только в Panasonic, пророчат светлое и долгое будущее. В официальной части некоторых мероприятий, если вслушаться, порой говорят очень и очень интересные вещи, понимание которых весьма полезно.
Посмотрите внимательно на слайд, представленный ниже. Маркетологи Panasonic усмотрели интересное подобие цикличности, сравнивая развитие современного рынка цифровой фотографии и некогда могучего рынка плёночных аппаратов. Интересны не только статистические данные по владельцам "компактов" и "зеркалок", цифровых и плёночных, но также соотношение между этими смежными рынками.
Рынок D-SLR камер и high-end "компактов" растёт впечатляющими темпами. В последнее время этому способствует ряд технологий вроде Live View и больших удобных дисплеев, то есть не в последнюю очередь новички рынка зеркальных камер обращают внимание на функции, привычные им в цифровых компактах.
Оценивая потенциал рынка цифровых зеркальных камер и учитывая социальные тенденции, наметившиеся в статистических показателях продаж - такие как рост числа покупателей D-SLR камер среди молодёжи и женской аудитории, аналитики оценивают количество потенциальных покупателей цифрозеркалок в 23 миллиона.
И всё бы хорошо, да только далеко не каждый из этих 23 миллионов желает выбирать цифрозеркалку из предлагаемых сегодня. Из наиболее существенных причин можно выделить нежелание носить с собой громоздкую, дорогую и слишком тяжёлую технику, и только после этого указывается дороговизна сменной оптики и сложность управления.
Итого, если нащупать слабые места современной D-SLR техники и найти способ удовлетворить желания этих потенциальных, но слишком требовательных покупателей, можно открыть не что иное как совершенно новый рынок цифровых камер!
Вот, собственно говоря, и вся подоплёка философского обоснования возникновения новой "культуры потребления" цифровой техники. Дальше оставалось только решить этот вопрос технически.
То, что новый стандарт Micro Four Thirds порой выглядит этаким "роялем в кустах", заслуга не только "идеологов" стандарта Four Thirds. На самом деле всё это выглядит так, как будто производители однажды наконец-то снизошли до чтения наших фотографических форумов и вняли гласу народа. Взять, к примеру, достаточно популярную серию цифровых камер LUMIX FZ: всем хороши аппараты, да только матрица традиционно маловата и, как следствие, шумновата (классическая задача: компактная оптика со светосилой F2.8 на маленькую матрицу или крупная матрица на тяжеленную оптику с такой светосилой, двух зайцев тут не дано).
Но если взять что-то подобное FZ28, "приладить" к ней 4/3-дюймовый сенсор стандарта Four Thirds с уменьшенным рабочим отрезком (расстоянием между байонетом и сенсором) и позволить пользователю самому выбирать между светлой или тёмной, но в любом случае компактной (хотя не всегда недорогой) оптикой, можно получить кое-что интересное.
А именно - стандарт Micro Four Thirds, компактный и весьма привлекательный без всяких зеркал. Основными отличиями стандарта Micro Four Thirds от "классического" Four Thirds можно назвать уменьшенное на 50% расстояние рабочего отрезка объектива (с 40 мм до 20 мм), уменьшенный на 6 мм диаметр байонета, увеличенное с 9 до 11 число электрических контактов на байонете (под будущее развитие системы). Уменьшился не только корпус камеры, но и габариты объективов. Таким образом, появляется возможность сделать компактную, лёгкую и достаточно недорогую камеру.
Среди ряда существенных для комфорта и удобства пользователя плюсов – таких как значительное уменьшение габаритов камеры и оптики, доступности парка оптики стандарта Four Thirds и ряда других, проглядывает ещё одна интересная тенденция: заманчивые перспективы быстрого Live View и запись великолепного HD видео, но гораздо меньшей "кровью" нежели в нынешних зеркальных камерах.
Проще говоря, многие преимущества компактных цифровых камер сохраняются, плюс к ним добавляется сменная оптика и другие прелести "зеркального" мира.
На слайде ниже квинтэссенция философского обоснования возникновения стандарта Micro Four Thirds - это Live View и комфортная эксплуатация, компактные габариты и малый вес, качество изображения и совместимость с прежним стандартом, плюс запись высококачественного видео аппаратом со сменной оптикой.
Надеюсь, читатели не будут на меня в обиде за столь затянувшееся вступление. Появление на рынке новой системы – достаточно серьёзное событие, и разок написать о причинах её возникновения дабы расставить все точки над i того стоит.
Технологии и потенциал новой системы
Технологии и потенциал системы Micro Four Thirds, реализованные в Lumix G1
В рамках этого репортажа нет никакой возможности (и нужды) подробно пересказывать "содержание предыдущей серии", то есть, официального пресс-релиза об анонсе камеры Panasonic Lumix G1, с которым наши читатели имели возможность ознакомиться некоторое время назад в ленте новостей. Однако чтобы разговор был предметным, а материал исчерпывающим, приведём характеристики новой камеры, официально заявленные производителем.
Тип камеры |
Цифровая камера со сменными объективами |
Носитель информации |
Карта памяти SD, карта памяти SDHC, Multimedia Card |
Размер сенсора | 17,3 х 13,0 мм |
Крепление | Байонет стандарта Микро 4/3 |
Сенсор изображения | Сенсор Live MOS |
Всего пикселей | 13,1 Мп |
Количество эффективных пикселей | 12,1 Мп |
Соотношение сторон сенсора | 4:3 |
Цветной фильтр | Фильтр основного цвета |
Система защиты от пыли | Supersonic Wave Filter |
Формат записи | JPEG ( Exif 2.21), RAW (DPOF) |
Соотношение сторон снимка | 4:3, 3:2, 16:9 |
Размер файла | 4:3 — 4000 х 3000, 2816 х 2112, 2048 х 1536;
3:2 — 4000 х 2672, 2816 х 1880, 2048 х 1360; 16:9 — 4000 х 2248, 2816 х 1584, 1920 х 1080 |
Качество изображения | RAW, RAW+Fine, RAW+Standard, Fine, Standard |
Цветовое пространство | sRGB, Adobe RGB |
Видоискатель | Live View Finder (эквивалент 1,44 млн. точек) |
Поле зрения | Приблизительно 100 % |
Увеличение | Приблизительно х1,4/0,7 (эквивалент 35-мм камеры) с 50 мм объективом,
установленным на бесконечность |
Базовая точка визуализации | Приблизительно 17,5 мм |
Регулировка оптической силы | −4.0 … +4.0 диоптрий |
Автофокус | Система контрастного АФ |
Режим фокусировки | AFs/AFc/MF |
Режим автофокуса | Распознавание лица; отслеживание объекта АФ; 23-зонная фокусировка;
1-зонная фокусировка |
Диапазон работы АФ | EV0–18 (ISO100) |
Лампа подсветки | Есть |
Фиксация АФ | Кнопка фиксации AF/AE или наполовину нажатая кнопка спуска затвора в
режиме автофокуса |
Экспонометрическая система | 144-зональная экспонометрическая система |
Режим экспозамера | Множественный интеллектуальный; центрально-взвешенный; точечный |
Диапазон измерения | EV0–18 (макс. светосила 2.0, ISO 100) |
Режим экспозиции | Программный, приоритет диафрагмы, приоритет затвора, ручной |
Чувствительность ISO | Авто; 100; 200; 400; 800; 1600; 3200; Интеллектуальный ISO |
Компенсация экспозиции | 1/3 EV шаг ±3EV |
Фиксирование автоматической экспозиции | Кнопка AF/AE LOCK или наполовину нажатая кнопка спуска затвора |
Экспозиционная вилка | 3,5,7 кадров, с шагом 1/3 или 2/3 EV, ±2 EV |
Баланс белого | Автоматический; дневной свет; облачно; тень; галоген; вспышка; ручная
установка 1,2; установка цветовой температуры |
Регулировка баланса белого | Смещение синий — желтый, красный — зеленый |
Установка цветовой температуры | 2500–10000K с шагом 100K |
Вилка баланса белого | 3 экспозиции в голубой — желтой оси или в красной — зеленой
оси |
Затвор | Фокальный затвор |
Диапазон работы затвора | 1/4000 с – 60 с и от руки (до 4 минут) |
Автоспуск | 2 секунды; 10 секунд; 10 секунд, 3 снимка |
Пульт ДУ | Дистанционное управление с функцией ручного затвора DMW-RSL1 (опция) |
Режим сюжетов | Портрет (нормальный, мягкая кожа, на улице, в помещении, творческий);
Пейзаж (нормальный, природа, архитектура, творческий); Спорт (нормальный,
на улице, в помещении, творческий); Макро (цветок, пища, объекты, творческий);
Ночной портрет (ночной портрет, ночной пейзаж, огни, творческий) |
Режим сюжет | Закат; вечеринка; дети 1,2; животные |
Скорость серийной съемки | 3 кадра/сек. (высокая скорость) или 2 кадра/сек. (низкая скорость) |
Количество записываемых кадров в серии | 7 снимков (при наличии RAW-файла с конкретной скоростью). Неограниченная серийная съемка (при отсутствии RAW-файла) в зависимости
от размера карты памяти, мощности аккумулятора, размера снимка и сжатия |
Вспышка | Встроенная TTL вспышка, эквивалент GN11 (ISO 100 м), убирающаяся |
Режимы встроенной вспышки | Автоматическая; автоматическая / уменьшение эффекта красных глаз; принудительная, принудительная / уменьшение эффекта красных глаз, медленная синхронизация,
медленная синхронизация / уменьшение эффекта красных глаз, принудительное
выключение |
Скорость синхронизации | Менее 1/160 с |
Регулировка мощности вспышки | 1/3 EV с шагом ±2 EV |
Синхронизация вспышки | Синхронизация по 1-й шторке, синхронизация по 2-й шторке |
Горячий башмак | Автоматическая TTL с FL360/FL500/FL220 (опция) |
ЖК-монитор | Низкотемпературный поликристаллический TFT LCD |
Размер монитора | 3,0 дюйма, соотношение сторон 3:2, широкий угол обзора |
Пиксели | 460 тысяч |
Поле зрения | Приблизительно 100 % |
Live view: цифровой трансфокатор | 2х, 4х |
Дополнительный оптический трансфокатор | Макс. 2х; не действует при записи всех пикселей, кратность увеличения
зависит от записываемых пикселей |
Функциональность | Дисплей повышенной яркости; основной объектив (3 группы); гистограмма
в реальном времени |
Режим цветной плёнки | Стандартный, динамический, естественный, мягкий, ностальгия, яркий |
Черно-белый режим | Стандартный, динамичный, мягкий |
Прочие режимы | Моя пленка 1, моя пленка 2, Multi Film |
Режим воспроизведения | Одиночный; 12, 30 миникартинок, календарный, воспроизведение с увеличением (макс. 16х); вращение изображения (кроме RAW), показ слайдов (регулируемая длительность, также ручное управление); воспроизведение избранных снимков; изменение размера (кол-во пикселей на выбор); обрезка,
защита, конверсия соотношения сторон, установки печати DPOF |
Защита от стирания | Одиночная, множественная или отмена |
Стирание | Одиночное, множественное, все, кроме избранных |
Прямая печать | PictBridge (размер отпечатка, ориентация, выбор даты) |
Интерфейс | USB 2.0 High Speed |
Цифровое видео | MiniHDMI TypeC (1.3b) |
Аналоговое видео | NTSC/PAL композитный (переключается в меню) |
Язык экранного меню | Английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский,
чешский, венгерский, русский, китайский (традиционный), китайский (упрощенный),
голландский, тайский, корейский, турецкий, португальский, арабский, персидский,
японский, финский, датский |
Аккумулятор | Li-ion аккумулятор (7,2 В, 1250 мАч) (в комплекте); зарядное
устройство, адаптер переменного тока 110–240 В (опциональный шнур
постоянного тока DMW-DCC3 необходим) |
Ресурс аккумулятора | Стандарт CIPA: приблизительно 330 снимков (ЖК-дисплей) |
Размеры (Ш × В × Г) | 124 х 83,6 х 45,2 мм |
Вес | Приблизительно 385 г (только камера) |
Рабочая температура | 0–40 °C |
Рабочая влажность | 10–80 % |
ПО | PHOTOfunSTUDIO Viewer 2.1; E SILKYPIX Developer Studio 3.0 SE;
USB-драйвер |
Стандартные аксессуары | Зарядное устройство/адаптер переменного тока, аккумулятор, чехол, видеокабель, USB-кабель, сетевой шнур, плечевой ремень, CD-ROM |
Разберёмся подробнее с некоторыми ключевыми характеристиками. Что такое 12,1 мегапикселей на матрице Four Thirds, как соотнести такое разрешение с "соседними" стандартами – цифрокомпактными 1/7", 1/25" и "зеркальными" APS-C, Full Frame? Лучше всего прикинуть по площади матриц. Сравнивая с площадью стандартных APS-C матриц – 329-380 кв. мм, надо признать, что у современных так называемых "кропнутых" цифрозеркалок размер/шаг пикселя будут побольше чем у матрицы Lumix G1.
В то же время сравнение с 43 кв. мм площади 1/1,7-дюймовой матрицы, на которую нынче размещают даже 14 млн. пикселей полностью и безоговорочно в пользу 12,1-Мп камеры Lumix G1 со стандартной для Four Thirds площадью 225 кв. мм. Если же сравнить с площадью 35-мм матрицы – 864 кв. мм (24 х 36 мм), то разрешение такого полнокадрового сенсора при плотности размещения пикселей, сравнимой с матрицей G1, должно было бы составить более 45 Мп (совершенно не удивлюсь если в ближайшие годы появится что-то подобное).
Уже на основании этих нехитрых вычислений можно представить, каким жёстким требованиям должен соответствовать тракт аналогово-цифрового преобразователя и пост-обработки изображения камеры, чтобы успешно бороться с шумами на высоких выдержках ISO. В то же время с большой вероятностью можно сказать, что современным компактным камерам с их типичными 1/1,7-, 1/1,8-, 1/2,33- и 1/2,25-дюймовыми сенсорами тягаться с Lumix G1 явно не под силу – совершенно разные "весовые категории".
Кстати, именно здесь будет удобно напомнить, что Live MOS сенсор Panasonic объединяет в себе качество сенсора CCD и низкое энергопотребление, более типичное для CMOS. Тот факт, что сенсор камеры греется меньше аналогов, также может оказывать положительное в деле борьбы с шумами. Для борьбы с пылью, которая может попасть в камеру в момент смены объектива и осесть на сенсоре, в DMC-G1 применён специальный ультразвуковой фильтр с частотой колебаний 50 КГц, расположенный перед сенсором Live MOS.
Новая технология Panasonic, применённая при разработке и производстве Live MOS сенсора для G1 позволяет считывать 4 канала данных одновременно, благодаря этому возможно весьи съёмку с частотой до 60 кадров в секунду и получать детализированные снимки. Процессор Venus Engine обеспечивает контроль градаций для каждого цвета R, G и B, при этом сигнал с большим объёмом данных посылаются из Live MOS сенсора в видоискатель высокого разрешения, давая чёткую картинку с разрешением 1,44 млн. точек и с частотой обновления 60 кадров в секунду Процессор Venus Engine также поддерживает широкий ряд функций, включая HDMI-выход. В камере Lumix G1 поддержка видеосъёмки не реализована, но судя по характеристикам модуля матрицы и процессора обработки данных Venus Engine HD появление моделей с поддержкой съёмки Video HD - дело недалёкого будущего.
Впрочем, в плане детализации фотоснимков также не последнюю роль играет качество применённого в каждом конкретном случае сменного объектива. Перед тем как перейти к дальнейшему знакомству с особенностями камеры, стоит рассказать о новой оптике, представленной одновременно с Lumix G1 – стандартном объективе LUMIX G VARIO 14-45мм/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S. и теле-объективе LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S.
Оба новых объектива при работе с камерой DMC-G1 поддерживют контрастный автофокус. Характеристики новых объективов приведены в таблицах ниже.
Объектив LUMIX G VARIO 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S. |
Конструкция | 12 элементов в 9 группах (1 асферическая линза) |
Крепление | Байонет Micro Four Thirds |
Оптический стабилизатор изображения | Встроенный |
Фокусное расстояние | f=14 мм -45 мм (28 мм – 90 мм в 35 мм эквиваленте) |
Тип диафрагмы | 7-лепестковая /круглое отверстие |
Диафрагма | F3.5 (широкий угол) - F5.6 (теле) |
Минимальная диафрагма | F22 |
Минимальное расстояние фокусировки | 0,3 м |
Максимальное увеличение | 0.17x / 0.34x (в 35-мм эквиваленте) |
Угол обзора по диагонали | 75° (Wide) - 27° (Tele) |
Диаметр фильтра | 52 мм |
Диаметр объектива | 60 мм |
Длина | 60 мм |
Вес | 195 г |
Комплектация | Крышка объектива, бленда, задняя крышка, сумка для хранения |
Вот так выглядит штатный объектив LUMIX G VARIO 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S. и его оптическая схема:
Объектив LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S. |
Конструкция | 16 элементов в 13 группах |
Крепление | Байонет Micro Four Thirds |
Оптический стабилизатор изображения | Встроенный |
Фокусное расстояние | f=45-200 мм (90 мм – 400 мм в 35 мм эквиваленте) |
Тип диафрагмы | 7-лепестковая /круглое отверстие |
Диафрагма | F4.0 (широкий угол) - F5.6 (теле) |
Минимальная диафрагма | F22 |
Минимальное расстояние фокусировки | 1,0 м |
Максимальное увеличение | 0.19x / 0.38x (в 35-мм эквиваленте) |
Угол обзора по диагонали | 27° (Wide) - 6.2 (Tele) |
Диаметр фильтра | 52 мм |
Диаметр объектива | 70 мм |
Длина | 100 мм |
Вес | 380 г |
Комплектация | Крышка объектива, бленда, задняя крышка, сумка для хранения |
Ниже приведено изображение телеобъектива LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S. и его оптической схемы
Так выглядит адаптер-переходник с Four Thirds на Micro Four Thirds:
Вот так выглядит байонет крепления объектива камеры G1:
Раз уж зашла речь о комплектовании системы Micro Four Thirds в исполнении Panasonic, приведём список остальных компонентов и аксессуаров.
- Внешние вспышки: DMW-FL220 (GN22), DMW-FL360 (GN36), DMW-FL500(GN50)
- Поляризационный фильтр: DMW-LPL52
- Нейтральный фильтр: DMW-LND52
- Протектор MC: DMW-LMC52
- Монтажный адаптер: DMW-MA1
- Аккумулятор: DMW-BLB13
- Кабель питания постоянного тока: DMW-DCC3
- Футляр: DMW-CG1
- Сумка: DMW-BAG1
- Плечевой ремень (стильный) DMW-SSTG1-A/C/R
- Ремень на плечо (плетеный)DMW-SSTG2-W
- Плечевой ремень (кожаный) DMW-SSTG3-T
- Дистанционный затвор: DMW-RSL1
- Мини-кабель HDMI: RP-CDHM15 (1,5 м), RP-CDHM30 (3,0 м)
Что тут сказать. Испортить такой замечательный список можно только одним образом. Да, именно так - только непомерными ценами.
Впечатления
Впечатления от конструкции Lumix DMC-G1
Применённая в камере G1 система Full-Time Live View обеспечивает возможность кадрировать снимок используя для этого непосредственно ЖК-экран в качестве видоискателя. Видоискатель в G1 действительно качественный, с высоким разрешением, при этом специальный встроенный датчик вкллючает видоискатель в момент поднесения камеры к глазу, а волшебная кнопочка Quick Menu позволяет проводить настройки не отводя глаза от видоискателя. Как видоискатель, так и ЖК монитор обеспечивают 100% поле обзора.
Первое время я снимал камерой G1 по "зеркальной" привычке поднося каждый раз видоискатель к глазу, но немного освоившись, бросил это дело и с удовольствием использовал для съёмки огромный ЖК-экран с разрешением 460 тысяч точек, обладающий к тому же возможностью вращения на 180 градусов в горизонтальной плоскости и 270 в вертикальной. плюс. имеющий широкий угол обзора. Освещение экрана меняется при изменении освещенности окружающей среды, а функция Auto Power автоматически усиливает яркость до 40% в зависимости от условий.
Тут, видимо, необходимо сказать традиционные слова про то, что Live View облегчает психологический переход от компактов к зеркалкам (теперь уже можно говорить шире – "к камерам со сменной оптикой), но на самом деле фокусировка по ЖК-экрану G1 имеет ещё два немаловажных преимущества. Во-первых, для таких как я пользователей с неидеальным зрением совершенно не нужно ловить диоптрийные настройки видоискателя – 3 дюйма яркого, достаточно детального экрана с традиционным для плёнки соотношением сторон 3:2, поворачиваемого на любой угол, запросто решают этот вопрос.
И во-вторых, камера G1 обеспечивает неописуемое удобство ручной фокусировки по ЖК-экрану. В отличие от типичной для компактных камер технологии ручной фокусировки, когда в центре ЖК-экрана появляется своеобразная "лупа" для более точной настройки, в камере G1 в режиме MF после начала кручения кольца ручного фокуса центральный фрагмент фокусировки проецируется на все три дюйма монитора. При этом с помощью функции "Ручной помощник" и переднего управляющего диска есть возможность увеличить кадр автоматически в 5 или 10 раз. Передвигаемые направляющие делают проверку горизонтального и вертикального положения объекта или пейзажа легче, независимо от того, как будет скомбинирован снимок.
Кстати, кольца ручной фокусировки логично расположены на обоих новых объективах Lumix ближе к передней линзе и обладают очень плавным и продолжительным ходом – по моим ощущениям так не меньше нескольких оборотов. Полагаю, это будет значительным дополнительным плюсом для любителей макросъёмки и съёмки в сложных условиях фокусировки – см. примеры ниже.
Впрочем, исключительные удобства при ручной фокусировке также будут полезны тем пользователям, которые не намерены дожидаться появления в системе Micro Four Thirds светлых автофокусных объективов и планируют работать с уже имеющейся оптикой Four Thirds через адаптер. К сожалению, далеко не все объективы даже среди последних новинок компании Olympus будут поддерживать с камерой G1 режим автофокуса. Как удалось уточнить у одного из представителей Panasonic, о таковых в линейке оптики Olympus с полной долей уверенности можно говорить лишь о трёх моделях, точной информации по другим сторонним производителям пока и вовсе нет. Но! С таким роскошным режимом ручного фокуса дождаться появления светлых объективов Lumix (о сроках и моделях - в конце статьи) будет вполне комфортно. На плакате у демонстрационного стенда мы могли видеть список с десятками поддерживаемых через переходник объективов, среди них серии Leica D Vario Elmar/Elmarit, Summilux, Sigma, Olympus E, но которые из них будут поддерживать автофокус пока неизвестно.
Несколько слов о системе автофокуса G1. Разработчики камеры хорошо поработали над удобствами пользователей, и теперь есть возможность выбирать самые разные режимы, включая однократную автофокусировку с одной областью фокусирования, распознание лица в кадре, отслеживание объекта автофокусирования и даже такую экзотику как многократная автофокусировка с числом плоскостей фокусирования до 23. В режиме с одной областью автофокусирования размер кадра может быть изменен простым поворотом градуированного диска.
Камера G1 поддерживает режимы быстрого автофокуса (Quick AF), при котором фокусировка начинается ещё в момент наведения камеры на объект съёмки.
Отдельно стоит упомянуть интеллектуальный автоматический режим - Intelligent Auto (iA). Тут хочется сказать, что обычный для новичков режим Auto компания Panasonic довела до совершенства, и теперь тем, кто затрудняется выбрать режим съёмки, достаточно выбрать на шкале красный сектор iA, в большинстве случаев для новичка результат будет максимально наилучшим. То же самое можно сказать про опытного пользозвателя, застигнутого врасплох неожиданно подходящим моментом: достаточно установить iA и уникальный момент по крайней мере не будет упущен.
В режиме iA камера включает сразу множество функций: распознавание лица в кадре, интеллектуальный выбор сюжета Intelligent Scene Selector, определение уровня освещения, а также AF Tracking для беспрерывного удержания в фокусе движущегося объекта.
В принципе я успел самостоятельно поэкспериментировать с режимом "умного автомата" и нашёл его достаточно полезным для многих ситуаций. Однако для тестирования iA нам организовали специальный показ, где девушка-гимнастка динамично двигалась и изгибалась под музыку в самым невероятным и непостижимым образом. Как только срабатывает датчик AF Tracking – всё, объект съёмки может скрыться от вас только за углом. Кстати, не стоит путать AF Tracking с обычным детектором лица в кадре, поскольку объектом слежения AF Tracking может служить что угодно, хоть нога – то, что зафиксировалось системой, то и отслеживается.
На практике маленький и простой с виду аппарат G1 оказывается вооружённым новыми технологиями "до зубов". Это и функция оптического стабилизатора MEGA O.I.S.; это интеллектуальный детектор движения Intelligent ISO Control, автоматический поднимающий ISO в случае движения объекта; это функция Intelligent Exposure для увеличения экспозиции только в недодержанных зонах; это распознавание лица Face Detection AF/AE; это интеллектуальный выбор сюжета Intelligent Scene Selector (автоматический выбор сюжета Пейзаж, Портрет, Макросъемка, Ночной портрет или Ночной пейзаж); наконец, это набор специальных творческих функций вроде "Мой цветовой режим" для самостоятельной подстройки цвета, освещённости и насыщенности при просмотре, или функции стиля изображения "Режим фотопленка", для подстройки цвета, контраста, градаций в стиле аналоговой фотоплёнки.
Перечисляю всё множество этих удивительных функций через запятую не по причине лени или их второстепенности, но лишь экономя наше с вами время. В конце концов за нескольких часов, в продолжении которых камера была у меня в руках, совершенно невозможно ознакомиться со всеми сюжетами и режимами работы аппарата, в конце концов, на площадке Formula 1 Toyota интересно именно снимать, чем тестировать автоматические режимы съёмки. И всё же некоторые из них очень приятно удивляют – такие как, например, упомянутый выше AF Tracking, опыты со встроенной вспышкой и многое другое. Такую камеру стоит изучать неделю, а лучше две.
Для порядка всё же приведу список режимов для "Фотоплёнки" – это Стандартный, Динамический, Естественный, Плавный, Ностальгический, Энергичный, Стандартный черно-белый, Динамический черно-белый и Мягкий черно-белый, каждый с возможностью тонкой настройки контраста, резкости, насыщенности и шумоподавления. Помимо этого можно снимать одну сцену на трех разных пленках, используя режим "Мультиплёнка"». Также есть возможность увидеть заранее результат, установив выдержку, диафрагму и баланс белого.
Также можно назвать очень удобной и практичной новую функцию "Моё меню", которое автоматически запоминает пять часто используемых компонентов меню для быстрого вызова. Обычные настройки также можно использовать для сохранения команды быстрого вызова, активируется такая функция нажатием кнопки управления курсором.
О впечатлениях непосредственно в режиме съёмки. Щелчок зеркала, точнее, имитация этого щелчка, исполняется камерой G1 наилучшим образом – деликатный благородный звук, однако пользователя, привыкшего к зеркалке и по характеру щелчка косвенно оценивающего продолжительность выдержки, порой вводит в заблуждение. Впрочем, это тоже дело привычки.
Оба новых объектива Lumix фокусируются плавно, быстро и очень тихо. Объективчики непривычно и приятно лёгкие, даже телевик с блендой в "боевом" положении очень компактен.
Автофокус на удивление цепок, быстр и точен, вполне на современном уровне. Лаг срабатывания затвора появится только если вы установите его в настройках, в нормальном режиме на этот параметр вовсе не стоит обращать внимания как на несущественно малый.
Наконец, несколько слов об эргономике аппарата. Про то, что камера G1 будет выпускаться в трёх цветовых исполнениях – чёрном, красном или синем, вы, полагаю, уже наслышаны. Кому что нравится. Журналисты в нашей группе также пошутили по этому поводу, что Lumix G1 в руках репортёра совершенно не будет производить впечатления
опасного профессионального фотоинструмента, а цветом корпуса, отличным от "профессионального чёрного" можно даже ввести в заблуждение тех, кому по долгу службы наказано препятствовать фотосъёмке.
Впрочем, всё это уже оффтопик и фантазии, который каждый додумает сам для себя. Зато такая настройка как выбор гаммы дисплея из трёх вариантов явно придётся по душе всем.
Об удобстве расположения органов управления каждый пусть судит для себя, но лично мне на привыкание потребовался минимум времени, всё что надо интуитивно находится под нужным пальцем. Отдельно хочется отметить ностальгический дизайн – все эти милые рычажки-переключатели вместо крутящихся колёс, очертания корпуса... Кому как, а мне этот стиль импонирует ещё со времён анонса Lumix L1, очень необычно.
Тестовые снимки. О будущем
Тестовые снимки Lumix DMC-G1
Перед началом знакомства с тестовыми снимками, сделанными камерой
Lumix DMC-G1 во время тестирования, хотелось бы сделать одно существенное замечание-заявление. Дело в том, что для знакомства – даже не для тестирования, а для первого знакомства с возможностями и особенностями камеры журналистам были выданы инженерные экземпляры Lumix DMC-G1. В сущности, до начала продаж этой модели у компании Panasonic имеется ещё два месяца (подробнее – см. в конце статьи), так что время на доводку камеры ещё есть. Тем не менее, в образце, попавшем в мои руки, стояла прошивка 0.4, что, как правило, означает даже не предпоследнюю, а гораздо более раннюю версию прошивки.
Хотелось бы чтобы наши читатели, обсуждая представленные тестовые снимки, помнили о том, что изображения получены с помощью промежуточной инженерной версии камеры. Вердикты будем выносить позже, после знакомства с розничным образцом, а пока – всего лишь первое знакомство.
Впрочем, такое "подстраховочное" вступление делается мной скорее для проформы. Снимки в большинстве случаев получились действительно хорошими, к тому же в данном случае речь идёт о формате JPEG, а не о TIFF или RAW, из которого при необходимости можно "вытащить" множество дополнительных деталей. Имейте это в виду.
Тестовые снимки представлены следующим образом: здесь выложены уменьшенные до разумных размеров изображения, ссылки с которых в свою очередь ведут на полноразмерные файлы JPEG, ничем не обрабатывавшиеся после скачивания с карты памяти, в том числе, с полными метаданными EXIF. Под каждым снимком уменьшенного размера стоят основные данные о режиме съёмки, так что вы можете скачивать не всё подряд, но именно те "полноразмеры", которые вас заинтересовали болььше всего.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
37 мм (74 мм экв.), 1/30c, F6.3, ISO400
Объектив LUMIX G VARIO 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
38 мм (76 мм экв.), 1/125c, F5.6, ISO160
Объектив LUMIX G VARIO 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
14 мм (28 мм экв.), 1/160c, F4.0, ISO100
Объектив LUMIX G VARIO 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
29 мм (58 мм экв.), 1/40c, F5.2, ISO800
Объектив LUMIX G VARIO 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
18 мм (36 мм экв.), 1/30c, F3.9, ISO125
Объектив LUMIX G VARIO 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
45 мм (90 мм экв.), 1/100c, F5.6, ISO160
Объектив LUMIX G VARIO 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
91 мм (182 мм экв.), 1/160c, F4.6, ISO100
Объектив LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
136 мм (272 мм экв.), 1/200c, F5.1, ISO400
Объектив LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
84 мм (168 мм экв.), 1/125c, F4.5, ISO160
Объектив LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
171 мм (342 мм экв.), 1/250c, F5.4, ISO200
Объектив LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
115 мм (230 мм экв.), 1/250c, F6.3, ISO400
Объектив LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
45 мм (90 мм экв.), 1/320c, F5.6, ISO3200
Объектив LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
136 мм (272 мм экв.), 1/200c, F5.6, ISO320
Объектив LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S.
Внутрикамерный JPEG. Цифровая камера Lumix G1. По ссылке с картинки - полноразмерный JPG
115 мм (230 мм экв.), 1/125c, F4.9, ISO400
Объектив LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S.
Даже результаты тестирования инженерного образца Lumix G1 показывают, что компактным камерам с этой системой соревноваться будет очень сложно. Что уж там говорить, когда в дополнение к "китовой" оптике будут представлены светлые резкие объективы.
Мы договорились не обсуждать качествосъёмки предварительной версией камеры, однако очень интересно отметить характер шумов, появляющийся на высоких ISO – он не похож на цветовое зашумление (не путать с хроматическими аберрациями объектива по углам), характерное для многих современных камер, скорее, создаётся впечатление некоторой перешарпленности картинки. Бороться с таким шумом в некоторых случаях гораздо проще.
О будущем
Будущее системы Micro Four Thirds и камеры Lumix DMC-G1 наступит в конце ноября – начале декабря, когда камера и аксессуары появятся в российской рознице.
Что касается комплектации и цен, здесь пока можно с уверенностью говорить лишь о двух "китовых" наборах - DMC-G1 с штатным объективом G VARIO 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S. и DMC-G1 в варианте Double Kit, с обоими объективами, штатным G VARIO 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S. и телеобъективом LUMIX G VARIO 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S. На данный момент известна лишь рекомендованная цена комплекта со штатным объективом – сейчас она заявлена на уровне 27990 рублей.
Остаётся лишь надеяться, что до начала продаж произойдёт что-то хорошее и цена станет более приятной, от этого может напрямую зависеть успех или неуспех всей системы Micro Four Thirds. Также пока нет известий о доступности переходников-адаптеров для использования объективов других систем.
Что касается более дальних перспектив системы – начала следующего года, то можно уже с уверенностью сказать: компания Panasonic имеет серьёзные планы на развитие Micro Four Thirds. В рамках показа G1 нам был представлен прототип следующей камеры Lumix серии G, которую уже окрестили Lumix G HD. Нынешняя G1 уже умеет выводить изображение в формате высокого разрешения на экран соответствующего монитора или телевизора через интерфейс HDMI, однако следующий аппарат системы будет способен также снимать видео высокой чёткости со стереозвуком.
Вот так выглядит прототип следующей камеры, показанный нам под стеклом. В сущности, судя по расположению элементов управления, в качестве корпуса прототипа использован всё тот же G1, из видимых отличий можно отметить лишь стереофонический микрофон вблизи "горячего башмака".
Разумеется, к моменту выпуска новинки изменится многое, в том числе расположение некоторых элементов управления (должна же где-то располагаться кнопка съёмки видео!). Впрочем, судя по возможностям, уже заложенным в элементы конструкции G1 (вроде считывания кадра в буфер со скоростью 60 кадров в секунду) появление HD Video варианта фотокамеры G1 – дело действительно ближайшего времени.
Не меньше заинтересовали планы Panasonic по расширению парка оптики для системы Micro Four Thirds. В начале 2009 года уже точно обещано появление первого светлого "блинчика" системы, 20 мм/F1.7,
Помимо этого, в системе появится полноценный автофокусный широкоугольный объектив 7-14 мм/F4
А также первый гиперзум 14-140 мм/F4-5.6 OIS HD. Судя по его названию, именно этим объективом будет удобнее всего пользоваться при съёмке высококачественного видео, одно из косвенных тому подтверждений – аббревиатура OIS, используемая в Panasonic для обозначения систем оптической стабилизации объективов для видеокамер (для фотокамер используется другое обозначение, Mega OIS).
Словом, перспективы интригующие и вполне реальные. А там со временем подтянутся и другие компании, поддержавшие Micro Four Thirds. Если производитель и покупатели смогут "нащупать" приемлемую для обоих сторон цену, успех нового формата вполне может стать реальностью в обозримом будущем.