Сотовый телефон в раскладном форм-факторе (или попросту - "раскладушка") за границей чаще всего называют более функционально-насыщенным термином: "ракушка" - clamshell, то есть "раковина моллюска", если перевести дословно. Очень точно подмеченное сходство, нужно признать. Ведь действительно, захлопнув половинки своего телефона, мы скрываем от внешних неблагоприятных воздействий и случайных нажатий всю его функциональную начинку - хрупкий экран, кнопочный блок, джойстик и т.д., прямо как моллюск прячет свое мягкое тельце в непроницаемые половинки панциря-ракушки. Никакого блокирования кнопок и разных чехлов-футляров не требуется, все вполне самодостаточно. Между прочим, ноутбуки изготавливаются только в таком форм-факторе, и никому пока не приходит в голову что-либо менять. Дизайн подсказала сама природа, а у нее он всегда только самый оптимальный.
Форм-фактор "раскладушка" - один из самых старых форм-факторов для мобильного телефона. Он появился задолго до сверхмодных нынче слайдеров и почти забытых ротейторов. В далеком 1996 году в Америке, 3 января родилась "новая звезда" - Motorola StarTAC, названная так в честь популярнейшего космического ТВ-сериала StarTrek. Это была статусная и поначалу весьма дорогая вещь, раскладной корпус которой стал в те времена образцом компактности и изящества, на фоне крупных и весьма увесистых брусков-моноблоков. При этом, аппарат предоставлял пользователям все технические возможности обычных мобильных телефонов того времени и даже больше - в StarTAC была впервые применена функция вибровызова. Аккуратная, симпатичная и, что самое главное - совсем небольшая раскладушка надолго пленила сердца пользователей сотовой связи, которым не чужда была имиджевая составляющая их мобильных спутников. Им приходилось выкладывать за такой имидж несколько тысяч долларов, однако спрос на сей аппарат еще долго не ослабевал.
Выпускалась эта модель и для GSM-, и для CDMA-сетей. Неслыханная популярность устройства позволила разрастись линейке StarTAC до почти десятка моделей, а число проданных экземпляров исчислялось десятками миллионов по всему миру. Дело даже дошло до того, что в 2004-2005 годах компания дважды перевыпускала модель специально для корейского рынка, дав ей названия StarTAC 2004 и StarTAC III. Они, также как и их древний предшественник, пользовались немалым успехом у корейцев, чья любовь к данной модели оказалась наиболее сильной.
Так началась история раскладных мобильных терминалов, родоначальником и единственным производителем которых на протяжении нескольких лет являлась компания Motorola. Тот, кто заботился о своем имидже, приобретал раскладушку этой американской компании. Европейские производители, присутствовавшие на рынке мобильной связи тех времен - Ericsson, Siemens и Nokia, - отчего-то не торопились подхватывать данное начинание и продолжали выпускать почти исключительно моноблоки. Возможно, это было обусловлено отсутствием у разработчиков фантазии или производственных мощностей, но, что вероятнее всего - отсутствием дальновидности у маркетологов. Факт остается фактом, компания Siemens представила свою первую и, кстати, весьма посредственную в функциональном плане "раскладушку" CL50 только в 2002-м, причем спозиционировав ее исключительно на женскую аудиторию. А компания Ericsson так и вовсе не произвела на свет ни одной "раскладушки", вплоть до поглощения японской Sony.
Правда, после слияния компания выдала такой шедевр, который до сих пор многие вспоминают с восторгом - Sony Ericsson Z600. Презентация была приурочена к масштабной акции Sony Dreamworld, проходившей в Париже. Сама компания Sony Ericsson описывала новую модель так: "Z600 - первый мобильный телефон стандарта GSM/GPRS раскладывающегося типа со сменными лицевой и задней панелями, встроенной камерой и полноцветным дисплеем". И действительно, сменные панели в презентациях этого телефона фигурировали чуть ли не на первом месте. В остальном, аппарат был достаточно продвинут в техническом плане и очень толст: 48х90х28 мм.
Как ни странно, самым последним свою "ракушку" представил публике общепризнанный мировой лидер рынка мобильной связи - компания Nokia. Хотя, возможно, именно осознание своей позиции лидера и позволяло ей очень долгое время выпускать устройства в своем особом вкусе - крупные, увесистые моноблоки. И, кстати, чем дороже был мобильный терминал, тем более крупным и увесистым его ваял неторопливый финский производитель. Даже самая дорогая имиджевая линейка 8-й серии состояла из металлических и даже титановых... раздвижных моноблоков!
И все-таки дань моде взяла свое, и презентация первой ракушки от Nokia состоялась на конференции Nokia Mobile Internet Conference (NMIC) в 2003-м году во Франции, в городе Ниса. Ей стала имиджевая раскладушка "замшевой" наружности с индексом 7200. Запущена в продажу она была лишь в начале 2004 года, то есть, по сути, прошло всего каких-то четыре года с тех пор, как Nokia начала производить раскладушки! Модель, к слову сказать, получилась не то чтобы очень компактная, особенно в таком параметре как толщина - аж целых 26 миллиметров (50х86х26 мм)! Вес тоже был не мал - 115 г. Однако при этом модель оказалась функционально достаточно богатой: тут и цветной 128х128 пикселей TFT-экран на 65 тыс. цветов, и FM-радиоприемник; поддержка протокола WAP 2.0 и даже камера на 0,3 мегапикселя. Вдобавок ко всему, имелась возможность установки и варьирования сменных панелей, выполненных "под замшу". Бестселлером, как и все остальные раскладушки от Nokia, она не стала, но пользовалась известной популярностью в своей, имиджевой нише. Встречалась она в руках пользователей даже в недалеком 2006-м году...
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что форма "ракушки" никогда не была приоритетной в производстве сотовых телефонов у компании Nokia. И это правда, на счету Лидера немало знаковых для всего мирового рынка решений, но только не среди "раскладушек".
Совсем иначе выглядит история "отношений" данного форм-фактора с еще одним известным современным производителем сотовых телефонов - корейской компанией Samsung. Для нее как раз форм-фактор "раскладушки" оказался синонимом успеха. Сразу "положив глаз" на интересный дизайн, эта корейская компания мгновенно подхватила, а со временем и перехватила инициативу Motorola, и с присущим востоку упорством и рвением ринулась разрабатывать эту "золотую жилу". Первый раскладной телефон Samsung A100 увидел свет в 2000 году.
А уже в мае 2001 года новая раскладушка с двумя (!) дисплеями, получившая наименование Samsung A300, получила признание на международном рынке и принесла компании немалый успех на поприще производства раскладных корпусов.
Правда, то же восточное рвение сыграло и свою отрицательную роль - из уникального дизайна раскладной корпус стараниями все той же Samsung быстро превратился в ширпотреб. На сегодняшний день количество действующих раскладных моделей у этого производителя насчитывает никак не меньше двух дюжин и состоит преимущественно из низкобюджетных женских или даже будет правильнее сказать - детских "раскладушек", минимальная цена которых порой достигает полторы тысячи рублей. Сейчас такие маленькие переливающиеся всеми цветами радуги телефончики мы покупаем своим детям в качестве их первого телефона, по праву причисляя их к разряду "несерьезных".
Совсем по иному пути пошел другой восточный "любитель раскладушек", но уже из более высокоразвитой в технологическом плане Страны восходящего солнца - компания Panasonic. На европейском континенте первой раскладушкой от Panasonic стала модель GD87, выпущенная в 2003 году. Аппарат был чертовски хорош внешне и обладал вполне достойными характеристиками: цифровая камера с хромированным зеркальцем для съемки себя любимого (японцы сильно любят это дело); голосовой набор, часы, будильник, диктофон, конвертор валют, органайзер, ИК-порт - все было на месте. Но самым главным его достоинством был шикарный, один из лучших на то время дисплей, отображающий 65 000 цветов и обладающий невероятным, почти на все 180 градусов углом обзора. Правда, подкачала программа синхронизации с компьютером: сильно намаявшись с конвертацией телефонной книжки в формат CSV и обратно, автору пришлось вернуться к интуитивно более понятной Nokia PC Suite.
Panasonic вообще сразу подошел к вопросу со всей серьезностью и размахом. Этот производитель еще со времен создателя компании - господина Коносукэ Мацусита (Konosuke Matsushita) - известен именно тем, что прозорливо подхватывает, развивает и доводит до совершенства любые новаторские идеи, будь то холодильник, лампочка, видеомагнитофон или кондиционер. Так же вышло и с раскладным телефоном: произведя на свет свою первую раскладушку одновременно с корейской Samsung, Panasonic возвела этот форм-фактор в своей стране на высший пьедестал, и сейчас в Японии практически не встретишь человека с другой формой телефона. Перед поездкой в Японию знакомая рассказала мне, что у всех японцев практически одинаковые мобильные телефоны - здоровенные, плоские, прямоугольные, совершенно разных немыслимых цветов "раскладушки". И это оказалось абсолютной правдой! Кругом только "раскладушки": красные, синие, зеленые и желтые, с огромными по нашим меркам экранами, показывающими мобильное цифровое телевидение даже в метро. Удивительное зрелище для любителя "раскладушек".
Между прочим, в Америке тоже не часто встретишь человека с моноблоком, сплошь одни "раскладушки", маленькие, изящные, правда, в основном CDMA-формата, поэтому оснащенные выдвижными антеннками, что делает их еще более высокотехнологичными с виду. Производитель? Естественно - Motorola.
Ну а что, кстати, Motorola? А компания Motorola повторила свой подвиг еще раз. В 2004 году, за шесть месяцев разработав и предъявив миру неоспоримое доказательство того, что она как была, так и осталась Создателем Уникального, а остальные опять будут только подхватывать и развивать. А дело было так - миру явилось чудо в виде самой тонкой и к тому же полностью металлической раскладушки Motorola RAZR V3. И все началось заново - восхищенные охи-ахи, зависть, бесконечное копирование дизайна, почивание первооткрывателя на лаврах и упущенная инициатива...
Таким образом, пройдя полный цикл, круг замкнулся, и сейчас Motorola переживает не лучшие дни в своей славной истории. Но кто знает, возможно, она восстанет из пепла в третий раз, и опять начнет закручиваться новый виток эволюции мобильных "раскладушек"? Все может быть, поживем - увидим, однако уже сейчас становится совершенно понятно, что слухи о скорой кончине "раскладушки" как форм-фактора телефона сильно преувеличены. И доказательство тому - фотография с прошедшей две недели назад в Японии выставки CEATEC. Здесь представители японского оператора сотовой связи NTT DOCOMO показали совершенно новую разработку - телефон, состоящий из двух модулей типа iPhone с магнитным контуром, позволяющим складывать эти половинки как вам угодно и ... догадайтесь, что они сложили на наших глазах первым делом?