Спустя одиннадцать лет продолжение знаменитой серии ролевых игр все-таки вышло. И можно с уверенностью сказать: Fallout 3 достойна внимания в любом случае, вне зависимости от того, видели вы первые части или нет
RPG |
Bethesda Softworks |
"1C" |
Bethesda Softworks |
fallout.bethsoft.com |
Pentium 4 2,4 ГГц/Athlon XP 2500+, 1024 Мб RAM, видеокарта GeForce 6800/ Radeon X850XT с 256 Мб видеопамяти |
Intel Core 2 Duo E6400/Athlon 64 X2 5200+, 2048 Мб RAM, видеокарта GeForce 8600 GTS/Radeon Х1900 с 512 Мб видеопамяти |
31 октября 2008 года |
от 18 лет |
Fallout 3 вышел. Ничем не примечательная фраза, за вычетом ровно одного нюанса: речь идет о продолжении ТОЙ самой серии. Именно ТОЙ самой, и, наверное, ни один из преданных фанатов Fallout не решится написать это слово строчными буквами. Fallout можно рассматривать с десятков позиций: как культурный феномен и как исследовательскую работу на тему "Постядерное завтра". Ее можно воспринимать как ироничную комедию с тонким юмором. Это хрупкий мир из ретро-классики, декораций будущего, джаз-эмбиента и культовой силовой брони как символа несокрушимой мощи.
В день официального анонса на сайте Bethesda Softworks разразилась массовая истерия, тысячи людей со всего мира требовали хотя бы один кадр из третьей части и чуть ли не угрожали разработчикам. И сразу же после этого Fallout 3 начали сравнивать с первоисточником, искать любые отступки, прилюдно осуждать за отсутствие изометрии. То же самое продолжается и сейчас, кучка ортодоксальных фанатов до сих пор находит несуществующие недостатки, главное - не обращать на подобные бредни внимания. Bethesda Softworks ни в коем случае не сделала новый идеальный Fallout, да и при всем желании вряд ли смогла бы, но вместо этого она создала Fallout XXI века. Та самая постядерная пустошь для тех, кто не готов мириться с технологиями и правилами века прошлого - таков новый Fallout. И это лучшее, чем он только мог стать.
Окружение
Главная, как ни странно, беда Fallout 3 - о ней слишком многое было известно заранее.
Многозначительных кадров, длинных видеороликов, исчерпывающих комментариев самих разработчиков из Bethesda было столько, что начало самой игры не знали разве что те, кто Fallout 3 не собирался покупать в принципе. Каждая деталь, от визуального стиля до интерфейса родного "Пип-боя 3000", уже хорошо известна, словно в их окружении ты провел не пару дней, а уже несколько месяцев. И когда герой делает первые шаги из Убежища 101 навстречу постядерному солнцу, заранее знаешь, что именно ждет на близлежащих окрестностях. Благо эти окрестности скоро окажутся позади, а вместо них откроются впечатляющие просторы пустоши.
Все эти слова очень походят на пафосные слоганы, которые принято печатать на задней стороне коробочки с диском, но размах действительно впечатляет. Лишь в первые мгновения карта может показаться маленькой, но достаточно открыть пару ближайших поселений, как масштаб окончательно прояснится. Надо сказать, это очень необычное ощущение: на экране ровным счетом ничего не происходит, перед глазами только карта пустоши, и в этот момент ты неожиданно понимаешь, сколько разваливающихся деревень, построенных из подручного хлама городов, странных общин, церквей с непонятными религиями и просто километров неисхоженных дорог еще ждет впереди. Куда идти в следующий момент и не свернуть ли с дороги на малоприметную развилку - как и в первых частях, ответ на эти вопросы даете только вы. При желании, сюжетную линию можно оставить напоследок или вовсе пропустить мимо себя. В таком случае вы так и не узнаете, отчего же отец героя, в здравом уме и твердой, кажется, памяти, предпочел безопасному Убежищу 101 кишащую мутантами, рейдерами и прочим отребьем пустошь. А можно, наоборот, со всем энтузиазмом ринуться на поиски папаши, рискуя тем самым загубить все впечатление от игры.
Те десять, от силы пятнадцать часов, за которые перед вами промелькнет сюжет, не покажут вам и половины всей пустоши, оставив за бортом самые выдающиеся достопримечательности Вашингтона и окрестностей. В качестве иллюстрации к атомной войне теперь выступает западное побережье США, а не Калифорния. Слова "западное побережье" не значат, что все ограничится столицей и парой районов по соседству. Где-то на карте можно отыскать заброшенный завод по производству роботов, некое подобие военной базы и даже уцелевший, настоящий зеленый лес. Конечно, легко заметить, как в полуразрушенных городах мелькают однотипные здания и постройки, но не отдать должное дизайнерам Bethesda никак нельзя. Мир вокруг выглядит убедительным, по крайней мере, он соотносится с представлениями о том, как бы выглядела Земля после ядерной войны. Что немаловажно: Земля из Fallout в своем развитии остановилась в 50-х годах прошлого столетия, добавив к соответствующей эстетике передовые технологии. Отсюда все вытекающие: спокойная музыка, угловатые торговые автоматы и машины, здорово напоминающие "древние" большие "Кадиллаки".
Герой из 101
Местами Fallout 3 очень напоминает предыдущую игру Bethesda - "ролевик" The Elder Scrolls 4: Oblivion, и в особенности - в создании героя. Жизненный путь здесь начинается прямо с рождения, когда нужно выбрать свое имя и пол. Дальше жизнь мчится со скоростью света, останавливаясь лишь на самых важных событиях: вот отец подарил книгу и нужно распределить очки между характеристиками, а вот десятый день рождения - и собственный "Пип-бой 3000" вместо праздничного торта. Наконец, тест "К.О.З.А" на профпригодность, по итогам которого уточняется уровень каждого из навыков. Почти один в один ролевая механика бережно перенесена из предыдущих частей, лишний раз доказывая - даже сейчас, больше десяти лет спустя, для ролевых игр не придумали ничего лучше.
Развитие героя понятно и логично: после каждого уровня разрешается поднять свои навыки и изучить новую способность. Создать в итоге можно кого угодно - громилу, дерущегося врукопашную, вора-карманника, обычно стреляющего в спину, закованного в броню бойца с огнеметом наперевес или специалиста-многостаночника, понемногу умеющего все. В случае, когда срочно нужно увеличить одну из характеристик или навыков, на помощь приходят ментаты. Таблетки поднимают силу или харизму, но обычно имеют и побочные действия. Главное - не переборщить со стимуляторами, иначе герой превратится в настоящего наркомана, и без дозы "Винта", например, у него начнется самая настоящая ломка. Доктора, впрочем, легко найти в ближайшем городе, и за определенное вознаграждение он избавит от пагубной привычки.
Со способностями дела обстоят еще интереснее. Они не просто прибавляют некие абстрактные возможности, а часто открывают новые пути. Способность с замечательным названием "Женоубийца", например, добавляет для героя-мужчины уникальные варианты ответа при разговоре с женщинами. Охмурив очередную красотку, можно выведать пароль от компьютера или заполучить ключ от нужной комнаты. Для прекрасного пола имеется противоположная "Черная вдова". Но и без них в Fallout 3 хватает свободы для действий. Убедить благодаря красноречию, украсть, забрать силой - каждая ситуация решается как минимум этими тремя способами, нужно лишь сделать свой выбор.
А выбор в Fallout 3 приходится делать чуть ли не на каждом шагу. При желании под него можно подвести взгляды и жизненную позицию самого игрока, а можно и не делать никаких глубокомысленных выводов и просто искать для себя выгоду. Возможно, по-дружески с гулем вы поговорили лишь потому, что он согласился дешевле продавать свои товары, но вдруг вам действительно небезразлична судьба покалеченного радиацией бедняги? Или наоборот, вам отвратительны подобные создания, и вы сразу же послали урода куда подальше, а вдобавок вырезали весь подземный город гулей. За бескорыстную помощь часто начисляют дополнительную карму, но бесчестные поступки приносят неплохие барыши. Игра в этом смысле вас никак не ограничивает, здесь нет "черного" и "белого", жизнь в пустоши - это всегда оттенки серого. Сегодня герой дал нищему напиться воды, а завтра расстрелял охрану и ограбил караван. Fallout 3 охотно принимает любые ваши решения, даже если вы промышляете тем, что сдаете отрезанные уши последних защитников этого мира в ближайший ломбард.
Цена секунды
С переходом в третье измерение и к виду от первого лица Fallout 3 в определенные моменты смахивает уже не столько на RPG, сколько на динамичный шутер. О том, кто есть кто, напоминает специальная кнопка, включающая режим Vault-Tec Assisted Targeting System. Без него на врагов приходится тратить в несколько раз больше патронов, а с V.A.T.S. экономия на лицо, и сама расправа реализована зрелищно. Время замедляется, и можно неспеша определить, куда именно стрелять. Естественно, шанс на попадание и урон зависят от умения обращаться с конкретным оружием, как и количество выстрелов прямо пропорционально доступным очкам действия.
Стоит только выпасть критическому удару или выучить замечательную способность "Кровавая баня", как каждое сражение будет с лихвой оправдывать рейтинг "от 18 и старше". Камера выбирает самые зрелищные ракурсы и почти что цитирует культовые боевики, включая "Матрицу". Время замедляется, виртуальный оператор мчится вслед за пулей и крупным планом демонстрирует, как оторванная голова супермутанта летит в направлении ближайшей стены. Или вот очередного рейдера буквально разорвало на куски, при этом игра не замедлит показать сцену во всех деталях и мельчайших подробностях.
Спорное, казалось бы, решение добавить в "ролевик" подобные вставки, больше подходящие для шутера, неожиданно работает. Как работает и сама V.A.T.S.: схватка с пятью, а то и десятью врагами заряжена таким драйвом, который не снился иным боевикам. Вы прячетесь за ближайшей стеной, спешно глотаете стимуляторы, восстанавливаете очки действия и в следующий момент выстрелом из гранатомета превращаете в кровавое месиво трех противников разом, а затем заживо сжигаете двух других. И не забывайте, мы все еще говорим про RPG.
Fallout 3 часто выходит за привычные жанровые рамки, успешно прикидываясь почти философской притчей, причем повороты настолько крутые, что мигом врезаются в память. Так, вы окажетесь в уютном и тихом городке Транквилити… Мы бы очень хотели рассказать о нем подробнее, но боимся испортить вам редкое удовольствие, так что ограничимся намеком - прим. ред. Яркие эпизоды наполняют Fallout 3 и, как нитки, сплетаются в единый узор под названием "пустошь". Города, маленькие деревни, заброшенные фабрики, захваченные мутировавшими животными станции метро и подземные столицы всеми отвергнутых существ - каждое из этих мест таит какой-нибудь сюрприз, а его обитатели предлагают вам ввязаться в новое приключение. В первые же полчаса вы можете активировать заряд, взорвать Мегатонну, выстроенную вокруг атомной бомбы, и наблюдать за этим с балкона шикарных апартаментов Тенпенни-тауэр. Погоня за беглым андроидом неожиданно обернется философскими вопросами, имеют ли роботы право на личность и свободу. И каждый раз вам придется решать: уничтожить работорговцев или, наоборот, выдать им лагерь беглых рабов за вознаграждение; подсунуть охочему до антиквара старику настоящую конституцию или всучить подделку. В мир Fallout 3 хочется верить, его хочется изучить до конца, исходить каждый метр, узнать все секреты, выпытать подноготную каждого встречного персонажа. Здесь хочется поселиться, пусть даже виртуально и всего на неделю.
Fallout… Fallout никогда не меняется
При должном желании, к Fallout 3 можно предъявить немаленький список претензий. В игре странный ремонт вещей, нет их описания, она, бывает, неожиданно зависает и отказывается запускаться по непонятным причинам. Если противник вдруг оказался за углом, и вы включили V.A.T.S., то герой так и будет самозабвенно палить в стенку, и столь же странно он способен промазать в рейдера, стоящего на расстоянии вытянутой руки. Но зацикливаться не мелочах совсем не хочется. Ради Fallout 3 не жалко потратить даже пару часов, чтобы отыскать решение для технической проблемы, а ко всему остальному просто привыкаешь. Секрет банален донельзя - в эту RPG просто очень интересно играть.
Ну и, конечно, на месте все те вещи, которые из Fallout невозможно вытравить в принципе - крышки от "Ядер-колы" в качестве валюты, роботы с человеческим мозгом, вызывающая трепет силовая броня и уморительные иллюстрации к каждой из способностей. Все вместе это создает какую-то особую, присущую только Fallout атмосферу. И Bethesda Softworks ни в коем случае ее не убила, а лишь перенесла в новый век с его новыми реалиями.
Наша оценка: 9,5/10
Fallout 3 функционирует на движке Oblivion двухлетней давности, и невероятной графики от него ждать не стоит. Игра берет другим - дизайном, вниманием к деталям, атмосферой постядерного мира.
|
Звучит Fallout 3 просто отлично: все "пушки", как им и положено, максимально походят на свои реальные прототипы, а диалоги озвучены.
|
В случае с Fallout 3 нужна не столько оригинальность, сколько бережное отношение к идеям предыдущих частей и их перенос в новые реалии. С этим Bethesda Softworks безусловно справилась. Да и V.A.T.S. оказалась первоклассной находкой. |
Небольшие трудности могут возникнуть лишь с инвентарем, но стоит немного привыкнуть, и найти нужную вещь не составит труда.
|
В Fallout 3 вряд ли можно играть иначе, чем полностью погрузившись в ее мир. Пустошь с отвратительными, удивительными и просто странными обитателями не отпускает до последнего, и это - самое важное. |
Пустошь можно исследовать десятки раз, выискивая все секреты и тайны этого места, пробуя все новые и новые варианты развития своего героя. |
Не предусмотрен. |
Fallout 3 - пока главная игра 2008 года, ни больше, ни меньше. Пропустить ее - значит, украсть у самого себя много незабываемых дней и ночей.
|
Видео
Ссылки по теме:
- Fallout 3 обогнал по продажам Oblivion, Fallout, Fallout 2
- Ретроспектива Fallout
- Fallout 3: сравнение графических настроек