Оригинал материала: https://3dnews.kz/575137

Обзор видеокарты ASUS EN9800GT Matrix

Стр.1 - Внешний вид. Особенности

В каждый промежуток времени на графическом рынке царствуют свои "короли", есть свои "шуты", не способные похвастать хорошими потребительскими качествами, а есть фавориты, читай бестселлеры. "Королей" 3D-графики покупает довольно ограниченное количество людей, способных платить бешеные деньги за максимальную производительность, "шуты" оседают в компьютерах тех, кто слабо разбирается в железе или покупает видеокарту по ошибке, ну а фавориты нравятся почти всем, с той лишь разницей, что одни выбирают фаворитов AMD, а другие - NVIDIA, это вопрос личной компьютерной "религии". Конечно, самые удачные видеокарты приносят компании-производителю приличную прибыль и потому попадают в "зал славы". У компании ASUS на этот счет свое мнение. На основе лучших графических чипов изготавливается серия игровых видеокарт Matrix. В нашем сегодняшнем обзоре участвует ASUS EN9800GT Matrix. Семейство видеокарт ASUS Matrix, безусловно, не ограничивается одной моделью. Среди видеокарт этой серии присутствуют также адаптеры на чипах AMD, в частности, ASUS EAH4850 Matrix, о которой мы уже писали, и другие устройства. Несмотря на кардинальные различия чипов, на которых построены видеокарты Matrix, есть у них одно общее свойство - программно-аппаратный комплекс, состоящий из микросхемы Hybrid Engine и управляющего приложения ASUS iTracker, которое позволяет проводить тончайшую настройку устройства, исходя из потребностей пользователя.
Интерфейс программы довольно прост, все интуитивно понятно и доступно даже новичку, достаточно лишь базовое знание английского языка. К вашим услугам изменение напряжения на ядре и памяти видеокарты, регулировка частот и скорости вращения вентилятора. Для удобства предусмотрена система профилей, которые вы можете сохранять и загружать парой нажатий мыши. К описанию работы ASUS iTracker мы еще вернемся, сейчас давайте посмотри на комплектацию и внешний вид видеокарты EN9800GT Matrix:
 Плата_в_коробке_s.jpg
Коробка, в которую упакована видеокарта, содержит информацию о типе и объеме установленной видеопамяти, а также ряде ключевых функций устройства, таких как наличие HDMI-выхода и технологии iTracker.
 Плата_в_коробке_сзади_s.jpg
Обратная сторона упаковки информирует пользователя о поддерживаемых программных решениях ASUS, системных требованиях и знакомит со списком рабочих разрешений.
 Плата_коробке_развёрнута_s.jpg
На развороте содержится описание интерфейса программы iTracker, а также данные о режимах работы системы охлаждения.
 Комплект_s.jpg
В комплекте с EN9800GT Matrix прилагаются следующие аксессуары:
  • переходник с DVI на VGA;
  • компакт-диски с драйверами и документацией;
  • переходник с S-Video на RGB;
  • переходник питания 2xMolex на PCI-Ex;
  • инструкция по быстрой установке и брошюра по работе с iTracker.
 Сама_плата_s.jpg
 Плата_сзади_s.jpg
Разъемы SLI защищены специальными пластиковыми насадками, защищающими их от повреждений, точно такие же насадки/заглушки установлены на всех портах видеокарты.
 плата_спереди_без_СО_s.jpg
 подсистема-питания_s.jpg
 Накладки_на_память_s.jpg
 Память.jpg
 Разъём-питания_s.jpg
Для работы видеокарты понадобится всего один кабель питания PCI-Ex
 входы_s.jpg
На задней панели видеокарты выведены разъемы DVI, HDMI, SPD/IF и S-VIDEO, а значит, плата готова работать практически с любым внешним устройством, что должно понравиться любителям посмотреть кино или концерт любимой группы на ЖК-телевизоре или плазменной панели.
 Кулер_снят_s.jpg
На ASUS EN9800GT Matrix установлена нестандартная система охлаждения на основе тепловых трубок, которые переносят тепловую энергию от GPU на радиатор, обдуваемый турбиной. Когда турбина работает на низких оборотах, тепло рассеивается внутри корпуса. В случае, когда скорость вращения максимальна, горячий воздух выбрасывается наружу.

Стр.2 - Стенд. Температуры. Режим NO AA/AF

После подробного осмотра видеокарты самое время переходить к тестированию, которое проходило на компьютере следующей конфигурации:
Центральный процессор Intel Core i7 920 @ 4.0GHz (200x20)
Система охлаждения ProModz Cooled Silence Extreme Package
Материнская плата ASUS P6T Deluxe Palm OS Edition
Оперативная память DDR3 OCZ Platinum 3x2GB @ 1600MHz @ 7-7-7-24
Блок питания IKONIK Vulcan 1200Вт
Жесткий диск Western Digital Raptor 36GB + Seagate 160Gb
Корпус IKONIK RA 10X SIM
Операционная система Windows Vista Home Basic x64 SP1
Версия драйверов для карт AMD Catalyst 9.4
Версия драйверов для карт NVIDIA 182.50

Список тестовых пакетов и режимы тестирования

Тестовый пакет Режим тестирования
3DMark Vantage Perfomance, High, Extreme
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX отключена
CRYSIS версия 1.2.1 DX10 / VeryHigh /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF или 4xAA,16xAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX отключена
FarCry 2 Benchmark DX10 / VeryHigh /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF или 4xAA,16xAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX отключена
HAWX встроенный Benchmark DX10 / All High /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF или 4xAA,16xAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX отключена
Call of Juarez DirectX10 Benchmark DX10 / Max Detail /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF или 4xAA,16xAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX отключена
World in Conflict DX10 / все графические опции установлены вручную в режиме максимального качества /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF или 4xAA,16xAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX отключена
Unique Tropics DirectX10 Benchmark DX10 / High Detail /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF или 4xAA,16xAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX отключена

Несколько слов о разгоне

По умолчанию, видеокарта EN9800GT работает на частотах, рекомендованных компанией NVIDIA, однако с помощью профилей можно выставить несколько частотных комбинаций, подобранных инженерами ASUS и сохраненных в отдельные пресеты. Давайте ознакомимся с ними:
Параметры Режим Optimized Режим Gaming Режим Default Режим Power Saving
Частота GPU в 2D, МГц 370 612 612 370
Напряжение GPU в 2D, В 1 1 1,2 1
Частота памяти в 2D, МГц 800 1800 1800 800
Частота шейдерного домена в 2D, МГц 925 1512 1512 925
Напряжение памяти в 2D, В 1,92 1,92 1,92 1,92
Частота GPU в 3D, МГц 630 630 612 612
Напряжение GPU в 3D, В 1,3 1,3 1,2 1,2
Частота памяти в 3D, МГц 1856 1856 1800 1800
Частота шейдерного домена в 3D, МГц 1566 1566 1512 1512
Напряжение памяти в 3D, В 1,98 1,98 1,92 1,92
Начиная эксперименты с разгоном ASUS EN9800GT Matrix, мы надеялись на хороший результат, тем более, что ASUS iTracker позволяет поднять напряжение на ядре и памяти до 1,4 В и 2,1 В, соответственно. Однако надежды не оправдались. Во-первых, увеличение напряжения на графическом ядре свыше 1,3 В приводило к полной неработоспособности видеокарты в 3D-режиме, причем изменение частот в меньшую сторону не давало эффекта. Кроме того, в работе iTracker постоянно наблюдались сбои (произвольное закрытие программы, отказ в применении частот и скорости вращения кулера). В результате, абсолютно стабильной работы видеоадаптера удалось добиться только с частотной формулой 680/1717/2100 для ядра, шейдерного домена и видеопамяти, соответственно, что является далеко не лучшим результатом даже для воздушной системы охлаждения. Проведем замеры температуры в различных режимах работы видеокарты, в том числе и после разгона.
 temperatures-рабочий стол.png
В таком режиме система охлаждения видеокарта работает абсолютно бесшумно, разница в частотах четко отражается на температуре, в результате, в выигрыше оказывается режим Power Saving, что и следовало ожидать.
 temperatures-FarCry2(DX10,1600x1200,4xAA1.png
По нашим наблюдениям, после достижения графическим ядром температуры в 60 градусов Цельсия, система охлаждения начинает ускоряться. Итог - повышение уровня шума от СО, который, впрочем, не режет слух. Разброс температуры между профилями практически отсутствует, так как разница в частотах невелика.
 temperatures-FURMARKStabilityTestExtremel.png
Даже после разгона температура видеокарты не вызывает опасений, тем более, что такой нагрузки обычно не бывает в играх и тем более - при работе с мультимедиа-контентом.

Тесты производительности

 1-3DMarkVantagePerformance.png
 3-3DMarkVantageHigh.png
 4-3DMarkVantageExtreme.png
3DMark Vantage очень чутко реагирует на рост тактовых частот видеокарты, разгон 9800GT Matrix позволил ей заметно оторваться от обычной 9800GT, однако к результатам GTS 250 приблизиться не удалось.
 5-UniqueTropicsDX101280x1024(n.png
Как и в случае с 3DMark, Unique Tropics показывает заметное преимущество EN9800GT Matrix над простой 9800GT, кроме того, разгон позволяет Matrix'у сравняться с HD4850. Посмотрим, сохранится ли тенденция с ростом разрешения.
 6-UniqueTropicsDX101600x1200(n.png
 7-UniqueTropicsDX101920x1200(n.png
Рост разрешения отбрасывает все видеокарты на основе чипов NVIDIA назад, выводя на первую позицию Radeon HD 4770. Внутри семейства карт NVIDIA конкуренции фактически нет, каждая видеокарта заняла строго определенную позицию.
 2-Crysis1211280x1024(DX10VeryH.png
От сухой синтетики - к суровой реальности, в Crysis. Здесь картина начинает меняться и четкая иерархическая последовательность разрушается. Разогнанный Matrix слегка опережает HD4770 по минимальному значению fps, но слегка отстает по среднему.
 8-Crysis1211600x1200(DX10VeryH.png
 9-Crysis1211920x1200(DX10VeryH.png
Рост разрешения уравнял позиции HD4770 и разогнанной EN9800GT Matrix, кроме того, разрыв с GTS 250 сократился, разница в минимальном значении частоты смены кадров составляет всего 1 fps, а в среднем - 2.
 10-WorldinConflict1280x1024(DX1.png
В низком разрешении все участники показывают схожие результаты. Разгон дал возможность EN9800GT Matrix обойти HD 4770 на 1 fps как по минимальному, так и по среднему значению, тем не менее, до уровня HD 4850 и уж тем более GTS 250 дотянуться не удалось.
 11-WorldinConflict1600x1200(DX1.png
 12-WorldinConflict1920x1200(DX1.png
С ростом разрешения карты AMD слегка отступили, и вперед вышли бойцы NVIDIA во главе с GTS 250, ну а разогнанный Matrix подобрался к лидеру довольно близко.
 31-FarCry21280x1024(DX10UltraHi.png
Практически на равных сражаются решения AMD и GeForce GTS 250, а EN9800GT Matrix заметно отстает. Сказывается нехватка функциональных блоков и более низкие частоты. Жаль, что разгон в этот раз не удался, быть может, на более высоких частотах Matrix смог бы побороть GTS 250.
 32-FarCry21600x1200(DX10UltraHi.png
 33-FarCry21920x1200(DX10UltraHi.png
Рост разрешения практически уравнял EN9800GT Matrix и обычный GeForce 9800GT, оставляя карты на грани комфортной игры.
 34-HAWX1280x1024(DX10,noAAAF).png
HAWX традиционно предпочитает видеокарты NVIDIA, впрочем, решения AMD не так уж сильно отстают. Что же касается положения нашего героя, то в данном случае чуда не произошло, EN9800GT Matrix после разгона слегка обошел HD 4770 и своего коллегу 9800GT, однако так и не смог побороть ни HD 4850, ни уж тем более GTS 250.
 35-HAWX1600x1200(DX10,noAAAF).png
 36-HAWX1920x1200(DX10,noAAAF).png
Рост разрешения сгладил и так незначительный отрыв разогнанной 9800GT Matrix от HD 4770, таким образом, Matrix вплотную приблизился к HD 4850
 37-CallofJuarez1280x1024(DX10Ve.png
Call of Juarez практически сравнивает по минимальному показателю fps GTS 250 и разогнанную EN9800GT Matrix, а разрыв в среднем значении составляет 4 fps.
 38-CallofJuarez1600x1200(DX10Ve.png
 39-CallofJuarez1920x1200(DX10Ve.png
Высокие разрешения буквально "душат" неразогнанную 9800GT, что неудивительно, так как несмотря на довольно почтенный возраст эта игра в состоянии "дать прикурить" даже самым мощным ускорителям, не говоря уже о 9800GT. А вот разгон позволил EN9800GT Matrix практически выровняться по скорости с GTS 250 в 1920x1200.

Стр.3 - Тестирование в режиме 4AA/16AF. Выводы

Тестирование в режиме 4AA/16AF

 13-UniqueTropicsDX10(1280x1024,.png
Сочетание DirectX 10, максимальной детализации и режимов улучшения качества картинки в виде активированного сглаживания и анизотропной фильтрации серьезно бьет по всем участникам тестирования. Даже в низком, по сегодняшним меркам, разрешении производительность оставляет желать лучшего. Разгон EN9800GT Matrix не позволяет оторваться от "номинальной" 9800GT на хоть сколько-нибудь заметную величину.
 14-UniqueTropicsDX10(1600x1200,.png
 15-UniqueTropicsDX10(1920x1200,.png
Увеличение разрешения только усугубило ситуацию, но надо отметить, что решения AMD здесь выглядят уверенней.
 16-Crysis1211280x1024(DX10VeryH.png
 17-Crysis1211600x1200(DX10VeryH.png
 18-Crysis1211920x1200(DX10VeryH.png
Crysis заставляет опускаться счетчик fps до минимума. 1 fps - уже в разрешении 1600x1200 у 9800GT и 3 fps - у разогнанной EN9800GT Matrix. В таком разрешении и с такими настройками игра выглядит как очень красивое слайд-шоу.
 19-WorldinConflict1280x1024(DX1.png
 20-WorldinConflict1600x1200(DX1.png
 21-WorldinConflict1920x1200(DX1.png
World in Conflict показывает небольшой отрыв разогнанной EN9800GT Matrix от конкурентов AMD в низком разрешении. С увеличением разрешения видеокарты AMD по-прежнему уступают по минимальному показателю fps, но по среднему оказываются на равных с разогнанным Matrix'ом.
 22-FarCry21280x1024(DX10UltraHi.png
 23-FarCry21600x1200(DX10UltraHi.png
 24-FarCry21920x1200(DX10UltraHi.png
В FarCry2 разогнанная EN9800GT Matrix вторая, во всех разрешениях. Вот только вторая снизу. Ну а три первых места разделили GeForce GTS 250, HD 4850 и HD 4770 соответственно.
 25-HAWXDX10(1280x1024,4xAA16xAF.png
В низком разрешении HAWX демонстрирует преимущество видеокарт NVIDIA во главе с GTS 250.
 26-HAWXDX10(1600x1200,4xAA16xAF.png
С ростом разрешения лидерство NVIDIA ослабевает и разогнанная EN9800GT сравнивается с HD 4770.
 27-HAWXDX10(1920x1200,4xAA16xAF.png
В максимальном же разрешении в лидеры выбиваются оба бойца AMD, разделяя первое место по абсолютному показателю среднего fps с GTS 250.
 28-CallofJuarez1280x1024(DX10Ve.png
 29-CallofJuarez1600x1200(DX10Ve.png
 30-CallofJuarez1920x1200(DX10Ve.png
C самого начала и до конца Call of Juarez не изменил своего мнения об участниках. С ростом разрешения разница между GTS 250 и разогнанной EN9800GT Matrix практически растаяла. В 1920x1200 по минимальному fps эти видеокарты сравнялись, разница между ними лишь в среднем fps; естественно, в пользу GTS 250.

Выводы

По итогам тестирования стало ясно, что уже далеко не всегда производительности чипа G92 достаточно, чтобы держать комфортную частоту смены кадров в современных DirectX10-играх при максимальном качестве картинки. Даже разгон не может заметно повлиять на эту ситуацию. Видеокарта EN9800GT Matrix выделяется среди прочих аналогов и является очень интересным решением для тех, кто любит эксперименты и хочет оптимизировать работу своего компьютера до мельчайших деталей Однако для комфортной игры на ней придется немного уменьшить детализацию и/или разрешение картинки.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/575137