Чтобы понять Wolfenstein, нужно принять определенные условия. С удовольствием здесь можно заниматься только одним – отстрелом фашистов, черных магов и гигантских цеппелинов. С другой стороны, мистических солдат вермахта и пикирующих дирижаблей нам давно не хватало
шутер |
Activision |
"1C" |
Raven Software |
wolfenstein.com |
Pentium 4 2,8 ГГц/Athlon 64 2800+, 768 Мб RAM, видеокарта GeForce 6800GT/ Radeon X800XT с 256 Мб видеопамяти
|
Intel Core 2 Duo E6400/Athlon 64 X2 5000+, 2 Гб RAM, видеокарта GeForce 8600 GTS/Radeon Х2600 XT с 512 Мб видеопамяти
|
21 августа 2009 года |
от 18 лет |
Вы, возможно, даже не подозреваете, но буквально неделю назад у нас состоялась, натурально, встреча с прошлым. Никто, конечно, не ждал от Raven Software переворотов и бархатных революций, но как-то совсем уж неожиданно вышло так, что Wolfenstein оказался реально существующим воплощением машины времени. Отбросить в сторону предательски восстанавливающееся здоровье, заменить контрольные точки на "ручное" сохранение и… кажется, все - никто не заметит подвоха и примет игру за Return to Castle Wolfenstein восьмилетней давности. Практически ничто не выдает в Wolfenstein проект 2009 года.
По меркам игрового рынка, все это - маневр удивительной дерзости. Wolfenstein функционирует на принципах, по которым делали игры десять, двадцать и чуть ли не тридцать лет назад. Это бесхитростный шутер - никаких укрытий - с весьма сомнительной графикой, сюжетом и вообще без всех остальных вещей, которые давно появились в жанре. Еще невероятнее, что Activision с большими усилиями продвигает его именно на консоли современного поколения, где давно уже приняты совсем другие стандарты. Wolfenstein, как очнувшийся от анабиоза неандерталец, не представляет, что вокруг происходит, а поэтому, на всякий случай, сразу же бьет вас дубинкой по темечку. В итоге, игрок, ошарашенный и оглушенный, просто не может самостоятельно нажать на кнопку выхода…
Стоп-кадр
Чтобы вы лучше понимали ситуацию: по "родословной" серии Wolfenstein приходится продолжением ремейку игры 1992 года. Предполагалось, что это будет подлая эксплуатация ностальгии, тур по местам боевой славы и теплая встреча с Вилли Блажковичем - возможно, первым запомнившимся героем видеоигр. И вдруг получилось практически наоборот: Wolfenstein вместо того, чтобы ностальгию вызывать, ее полностью удовлетворяет. Raven Software сознательно и с удовольствием игнорирует буквально все последние достижения, рисуя на экране идеальный шутер 90-х.
Это, собственно, первый шутер за последние годы, который держится только на одном - на стрельбе. Любой последний экшн со стороны выглядит огромной конструкцией с кучей надстроек и пришитых частей из других жанров. Шутеры объединяли с RPG, добавляли новые возможности и даже отводили камеру за спину героя - все это, на самом деле, очень здорово, именно так и должно быть. Но опыт Wolfenstein теперь наверняка будут изучать и другие компании. С невозмутимым лицом он предлагает вам только одно - стрельбу. И от этого, как ни странно, только выигрывает.
Здесь вас подробно инструктируют об улучшениях оружия, водят на какие-то черные рынки и даже пускают слоняться по городу без особой цели, но, поверьте, сами авторы ждут от вас только того, что вы возьмете в руки автомат и расстреляете немецкий патруль. А потом еще один, еще, и так до самого конца. Патрули сменяют целые взводы, потом из ближайших ворот неожиданно выскакивает закованный в броню огнеметчик, появляются маги, а чуть позже и весь спектр героев дешевой фантастики. Третий рейх опять нагло эксплуатирует оккультные науки и с маниакальной настойчивостью отправляет в бой ожившие мифы средневековой Европы. Хотя самому Вилли до этого нет никакого дела: любую тварь он разглядывает не дольше нескольких секунд и исключительно через прицел.
Wolfenstein практически не дает расслабиться. Только Вилли прибывает на задание, как на вокзал нападают фашисты, герой хватает трофейный автомат, закидывает за плечо винтовку и прячется за ближайшими ящиками. Все остальные восемь часов - чистой воды культ стрельбы из автоматического, мифического и фантастического оружия. Отложившиеся где-то в коре мозга рефлексы работают безупречно: быстрые перебежки, зажатая кнопка "присесть" и привычка, простите, "стрейфить". На самом деле, не так уж важно, понимаете ли вы, что это значит - Wolfenstein не обижает новичков и охотно дает подсказки. Но чтобы любить эту игру по-настоящему, понимать ее дикое очарование и вообще саму уникальность, надо держать в памяти обрывочные воспоминания о Return to Castle Wolfenstein, а еще лучше - о настоящем Wolfenstein 3D.
Аннигилируй это
Raven Software, пусть и не специально, учитывает ровно один современный тренд - феномен "кидалтов". Средний возраст играющей части населения сегодня перевалил за 30 лет, и среди целевой аудитории Wolfenstein обязательно найдутся люди с нужными воспоминаниями и впечатлениями. На них, в общем-то, и рассчитывают авторы, для всех остальных, будто в оправдание, добавлены какие-то куски из современных игр. Проблема в том, что Wolfenstein это совершенно не идет. Якобы открытый город на самом деле служит только для того, чтобы добираться от одной ключевой точки к другой, злобно расстреливая фрицев на пути. Так же странно выглядит желание уложить приключения Блажковича в дорогую и интересную историю. Ирония в следующем: американец, истребляющий оккультных немцев - само по себе уже веское оправдание для существования игры.
Raven Software из этого делает какую-то дикую фантастику: Вилли топит "Тирпиц", находит паранормальный амулет древних цивилизаций и практически в одиночку собирается сорвать немецкие планы мирового господства. Такие подробности лучше держать в текстовом файле, приложенном к игре, как когда-то предложил Джон Кармак. Иначе выходят несуразицы и глупости: организация сопротивления, в версии "1C" почему-то названная "кружком", полностью оправдывает свое локализованное название. Подпольщики прячутся за дверями, проштампованными их секретным знаком, и действуют совсем не скрытно. И, конечно, не обошлось без предателя и финала с пошлым многоточием. Третий рейх, в общем, обязательно о себе напомнит.
Возращение будет пусть и ожидаемым, но в чем-то удивительным. За игру Вилли успевает перестрелять чуть ли не всех средневековых мифических чудовищ и половину германской армии. В этом, наверное, можно усмотреть издевку разработчиков: какие позиционные бои, какая тактика, какие тонкие ходы? Блажкович, что называется, бьет ногой с разворота в прыжке - за плечами весь немецкий арсенал, оккультный амулет с суперспособностями и четыре ящика патронов. Типичный бой в Wolfenstein выглядит как сценка из комикса о гипертрофированном супергерое. Вилли выпускает в фашистов весь магазин, добивает кого-то из снайперской винтовки, и тут неожиданно появляются подозрительно быстрые солдаты или полуобнаженные окровавленные медсестры. В руках же героя в этот момент обычно оказывается фотонная пушка, ручная базука или вот ручной - мы не шутим - аннигилятор.
Герой нации
Если бы Wolfenstein только и состоял из таких вакханалий, никто бы всерьез не обиделся. Но у Raven Software проскакивает порой что-то похожее на амбиции - эта не та студия, которая довольствуется малым. Буквально через двадцать минут после начала игры повстанцы взрывают подозрительный поезд, и вы вместе с фашистами вдруг оказываетесь в невесомости. Минутная заминка - перестрелка продолжается уже в воздухе, без гравитации. И так постоянно - только вы привыкаете равномерно расстреливать немцев, как в кадре неожиданно что-то взрывается, горит или появляются солдаты с ракетными ранцами и полуразложившиеся маги. Окружение также меняется в такт: взяв штурмом готическую церковь, внутри которой фашисты, конечно, установили портал в другое измерение, вы отправляетесь захватывать пугающий госпиталь или подозрительную ферму. Без другого измерения тоже не обошлось, хотя выглядит оно скучнее, чем огромный цеппелин с модифицированной армией рейха на борту.
Удивительнее летающих лабораторий или паранормальных немцев может быть только амулет Блажковича - странная штуковина открывает измерение Тени. Среди достопримечательной там не только враги, которых нельзя увидеть в мире обычном, но и летающие червяки, собирающие электроэнергию. Кому и зачем - непонятно, но если их расстрелять, кольчатые "замкнутся" на ближайших врагах. По ходу своих приключений Вилли собирает кристаллы с определенными суперспособностями, но это уже не столь важно. В Wolfenstein, как всегда, играть надо как минимум на предпоследней сложности, а амулет чаще всего только опошляет затянувшееся противостояние Блажковича и нацистов.
Эта история и в самом деле растянулась на целые десятилетия, а идеи минувшей эпохи, оказывается, работают даже теперь. Wolfenstein сложно назвать игрой выдающейся, к ней важно привыкнуть и, как бы это странно ни звучало, почувствовать ее на каком-то подсознательном уровне. Оно того, поверьте, стоит - так прямолинейно и дерзко давно никто не выступал.
Наша оценка: 7,5/10
Хотелось бы отделаться стандартным замечанием - графика далеко не технологичная, но в Wolfenstein она порой выглядит даже устаревшей. Эта игра с прямолинейным дизайном и комнатами, заваленными деревянными коробками. С другой стороны, сам замок Вульфенштейн или огромный цеппелин компенсируют многое.
|
Нацисты, как обычно, громко предлагают Блажковичу выйти из-за угла и драться как мужчина, на что Вилли отвечает такой же громкой очередью. А звуки очередного взрывающегося дирижабля или завода порой перекрывают эти милые беседы.
|
Wolfenstein - невероятно старомодная игра, и в этом заключается как ее недостаток, так и достоинство. |
Не забудьте отключить функцию автоприцеливания - она совсем неуместна и портит весь драматический эффект от перестрелок с десятью врагами разом.
|
Wolfenstein воспринимается как машина времени - десятилетние идеи вдруг оказываются интересными и сегодня. Бесхитростные перестрелки с немецкими солдатами, а чуть позже - и выдуманными сверхсолдатами увлекают с неожиданной силой. |
Открытый город не добавляет Wolfenstein "реиграбельности" - по своей сути это все тот же скриптовый шутер. Куда логичнее обратиться к многопользовательским режимам. |
За мультиплеерные сражения в игре были ответственны совсем другие люди - студия Endrant. Но главная проблема с ними все та же - коллективные битвы предельно стандартны. Одиночной игре это идет только на пользу, но многопользовательские режимы, несмотря на некоторые современные идеи, моментально теряют привлекательность. К тому же, карты вышли чересчур маленькими и незамысловатыми - развернуться совершенно негде. |
В зависимости от того, занимает ли серия Wolfenstein место в ваших воспоминаниях и готовы ли вы мириться с установленными правилами, Wolfenstein образца 2009 года может показаться как громким провалом, так и лучшим шутером года.
|
Видео
Ссылки по теме
- Русское издание шутера Wolfenstein появилось в продаже
- Создателей многопользовательского режима Wolfenstein уволили
- Подробности мультиплеера Wolfenstein