Shift – первая за последние несколько лет гонка, кардинально меняющая концепцию серии Need for Speed. Больше никаких уличных заездов, неоновых ламп и аляповатых наклеек, в моде серьезный автоспорт, достоверная симуляция и зубодробительная физика
По вечной и, кажется, незыблемой серии Need for Speed последние несколько лет можно было изучать важный и актуальный вопрос - проблемы с самоидентификацией. Ключевые слова - дорогие машины, езда по встречной, дрифт по скоростной автостраде - оставались примерно одинаковыми, но декорации удивительным образом менялись - от неоновых улиц условных мегаполисов до гоночных трасс и обратно. Игра, а вместе с ней и Electronic Arts, до невозможного хотела угодить каждому человеку на этой планете, начиная от десятиклассника, только что посмотревшего "Двойной форсаж", и заканчивая чуть ли не обладателями собственных суперкаров. Про промежуточные варианты, никто, естественно, не забывал.
Банальная и малоэффективная схема, ко всеобщему удивлению, отказала только в прошлом году: после неудачной Undercover в EA дали отмашку все переделать, вернуть серии ровное дыхание и узнаваемое лицо. С последним, наверное, и случился главный казус - сегодняшняя Shift меньше всего напоминает саму серию NFS. Привычные рефлексы - газ в пол, ускорение на повороте и таран противника - отказываются работать, и вы с ужасом находите свою машину у ближайшего отбойника, конечно, вдребезги разбитую. Отработанная мелкая моторика подводит ровно так же: пальцы слишком поздно дотягиваются до "тормоза", случайная поездка по гравию мгновенно выбивает руль из рук, а между передне- и заднеприводным болидом вдруг оказывается бездна отличий. Ничего страшного, после отыщете себя у указанного отбойника, а пока задержите дыхание - это новое лицо NFS.
Семейные черты
Еще год назад трудно было себе представить, что в отношении самой знаменитой серии про нелегальные гонки когда-нибудь придется использовать слова "управляемый занос", "раннее торможение" или "перегрузка". А Shift - именно про такую гоночную романтику, и больше никаких обвешанных неоновыми фонарями и обклеенных стикерами колымаг, рассекающих под электронные сеты диджея. Исключительно мощные болиды, специально оборудованные и усовершенствованные, только гоночные трассы, чистые линии и цвета машин, никакого, наконец, богомерзкого неона и киловатного сабвуфера в багажнике. У NFS новой формации гениально простая арифметика, которой нужны ровно три переменных, - вы, машина, гоночный трек. Все остальное без сожалений оставлено за границами трассы.
Откуда такой педантизм и непримиримая борьба со всей шелухой, сопутствующей автомобильным заездам, становится понятно, если присмотреться к графе "разработчик". Slightly Mad Studios непосредственно связана с ключевыми и самыми важными гоночными симуляторами на PC, о которых вы, возможно, даже не слышали, - GTR, GTR 2, GT Legends. Традиционно, о таких играх помнят полтора увлеченных фаната, в то время как остальные благоразумно предпочитают держать подальше и не рисковать собственным терпением и нервами. С Shift у авторов наконец-то получилась нужная "золотая" середина. С одной стороны, вы не боитесь за собственное здоровье и психику, с другой - имеете все шансы не доехать до финиша и разбиться в самой последней шикане. Талант, опыт и рвение Slightly Mad под контролем менджеров EA и с ее же финансовой поддержкой незаметно превратились в нужную игру, которая практически идеально вписывается в существующую иерархию гоночных симуляторов.
Shift в первую очередь интересна даже не уникальными ощущениями, а принципиальностью и строгостью подхода. Именно последнее обстоятельство обычно отделяет аркадные заезды от серьезных симуляторов. Shift уверенно держится где-то посередине, но настойчиво подталкивает вас к изучению трасс, машин и, пожалуй, собственных возможностей. Случайно выбрав какой-нибудь заезд мимо Биг-Бена, болид (практически ракету на колесах с пятьюстами лошадиными силами), и, по привычке выжав газ, вы вряд ли уедете дальше первого поворота. Каждый гоночный трек здесь настоятельно требует, чтобы его подробно исследовали и изъездили несколько десятков раз. Практически интимная близость нужна и во взаимоотношениях с автомобилями - предельно реалистичные настройки физики берут свое.
Фокус в том, что в отрыве от максимальной сложности и такого же уровня компьютерных соперников Shift не просто скучен, а утомителен. Игра с радостью делает за вас базовые вещи - услужливо тормозит на поворотах, указывает траекторию и чуть ли не приказывает передать ей управление полностью. С соответствующими настройками и реалистичной физической моделью все позорные уступки и поблажки исчезают, и вы наконец-то полностью понимаете Shift. Это игра уникальна не своими точно смоделированными кузовами автомобилей или приборными панелями (интерфейс, кстати, каждый раз принимает вид спидометра и тахометра определенной машины), не хитро сконструированными трассами, а уникальными ощущениями от самой езды.
В центре событий
Последнее наставление - не забудьте про вид "из кабины": подвешенная над машиной камера в данном случае воспринимается не более чем баловство. Можно начинать, точнее, стартовать. От резкого ускорения в глазах все плывет - серия NFS теперь в том числе понимает слово "перегрузки" - пока вы приходите в себя, кто-то справа неудачно тормозит, в него врезается еще одна машина, вы в последний момент выворачиваете руль, кое-как объезжаете кучу металлолома и без передышки входите в первую шикану. Прошло всего десять секунд и впереди целая гонка, но событий столько, будто за спиной не меньше пяти кругов. Такие впечатления и ощущения наслаиваются друг на друга, соединяются с дотошным моделированием и детальной проработкой физической модели, и в итоге получается что-то большее, чем простая сумма слагаемых. Shift на самом деле дает если не уникальный, то точно новый и очень необычный опыт. Серия NFS впервые выступает в самой высшей лиге, на равных конкурируя с Race Driver GRID и Gran Turismo 5: Prologue.
Правда, здесь появляются определенные требования к самому игроку. Не смущайтесь проходить одну и ту же трассу по десять раз и будьте морально готовы к тому, что вам придется запоминать отличия между передне- и заднеприводными автомобилями и с ужасом садиться за самоубийственные болиды, под капотом которых умещается табун в восемьсот лошадей. Без подобных жертв, с высоко повешенной камерой и легким уровнем сложности, Shift быстро превращается в невнятную аркаду про дорогие машины. Пожалуйста, потерпите немного - все-таки, возвращение серии NFS.
Наша оценка: 8,5/10
Slightly Mad Studios использовала собственный графический движок, и игре это пошло только на пользу. Shift выглядит очень аккуратно, четко, в кадре нет лишних деталей и аляповатых красок. Ничто не отвлекает вас от трассы.
|
Каждая машина в игре обладает своим уникальным и хорошо узнаваемым "голосом". Особенно вам запомнится злобный рык самых дорогих суперкаров.
|
Серия NFS впервые отходит от собственного имиджа и превращается чуть ли не в автосимулятор. Такой поворот очень кстати. |
Без геймпада пробовать самые сложные настройки (только с ними имеет смысл играть) даже не стоит - все равно вылетите с трассы.
|
В Shift нет четкого сюжета, знакомого по серии, вместо этого вы участвуете в настоящем гоночном чемпионате. Впрочем, это, скорее, детали: игра всецело посвящена тому, чтобы как можно точнее ретранслировать ощущения и впечатления от вождения какого-нибудь спорткара. Выходит интересно и даже несколько необычно. |
Shift охотно оставляет вас наедине с автомобилем и ждет, что из этого получится. Изучать неочевидные свойства и конкретные особенности каждой новой машины можно очень долго, раз за разом перепроходя гонку. |
Играть с живыми людьми, естественно, еще интереснее: они чаще ошибаются, используют совсем уж хитрую тактику и выживают из машин максимум. Если хотите свежих впечатлений, обязательно попробуйте. |
После кардинальной перемены курса серия NFS чувствует себя как никогда хорошо. Shift - игра, интересная всем, начиная от простых любителей дорогих машин и заканчивая увлеченными автосимуляторами людьми.
|
Видео
Ссылки по теме:
- Демоверсия гоночной игры Need for Speed Shift
- Релиз Need For Speed: Shift — возвращение к гонкам
- Игровая индустрия за неделю. 31 августа — 6 сентября 2009