Оригинал материала: https://3dnews.kz/580687

Средства связи Второй Мировой войны. Часть вторая

Страница 1

Военная связь в Германии находилась на высоком профессиональном уровне - этому способствовало небольшое число боевых машин (в сравнении с СССР) и знакомство офицерского корпуса с преимуществом управления войсками с помощью радиосвязи. Разумеется, далеко не все было идеально. Однако, тактика "блицкрига", господствовавшая в вермахте с конца 30-х годов, была немыслима без связи различных боевых подразделений одного рода войск (обычно, танковых и мотострелковых) между собой, а также взаимодействия с поддерживающими частями артиллерии и авиации. В первой части материала мы рассмотрели специфику телефонной и радиосвязи в РККА, а сейчас, во второй части материала, мы рассмотрим решения, которые применялись в вермахте, а также ту аппаратуру, которая была доступна частям РККА по ленд-лизу.

Связь в вермахте

Готовясь к войне, германское командование еще в 1936 г. приняло доктрину военной радиосвязи, определявшую номенклатуру радиосредств для различных родов войск, их частотные диапазоны и т.д. Радиосвязь рассматривалась как один из решающих факторов превосходства отдельных броне- и моторизованных частей Германии над аналогичными частями прочих противников, поэтому монтаж устройств передачи и приемных беспроводных аппаратов рассматривался в аспекте "большой" тактической задачи, начиная от применения в пределах отдельного воинского подразделения (взвода, роты, танка), так и до уровня руководства армий. Правда, немцы отнюдь не были оригинальны в данном вопросе - такие же разработки были и в РККА. Другое дело, что по темпам разработки новых радиосредств в предвоенные годы Германия существенно опережала и СССР, и союзников. Это было объективно обусловлено тем, что именно в Германии в начале 1930-х гг. были запатентованы изобретения, во многом определившие развитие радиотехники на многие десятилетия.
 Радиостанция 'Берта'
Ранцевый общевойсковой всеволновый приемник "Берта" - 1935 г. производства.
 Полевой телефон FF-33
Полевой телефон FF-33 - использовался в пехотных частях вермахта.
 Коммутатор на десять абонентов
Малый полевой коммутатор на десять абонентов.
После 1933 г. немецкая радиопромышленность сумела создать более 1 тыс. различных образцов приемников, передатчиков и радиостанций для всех областей военного дела. Но использовалось не так много экземпляров. Однако будем реалистами. Хоть в Генштабе сухопутных войск Германии и были сформулированы два главных требования к насыщению вермахта - "полная моторизация и устойчивая радиосвязь", - на практике они не выполнялись. Да, все передвижные бронированные средства вермахта на момент начала войны были радиофицированы (то есть имели приемник), но это было организовано по той простой причине, что их было не так уж и много (несколько тысяч танков вермахта против десятков тысяч в РККА). Кроме того, с "обратной связью" этой "танковой лавины" и, следовательно, оперативным управлением, было туговато. Еще хуже дело обстояло со взаимодействием с пехотой и артиллерией - оно тоже было в ограниченном режиме, поскольку танковые и пехотные части, к примеру, пользовались разными непересекающимися частотами и вынуждены были действовать через вышестоящие штабы. Кроме того, переход на радиосвязь был психологически непрост и для немецких офицеров. В свое время начальник генштаба Бек спрашивал Гудериана: "Как же они будут руководить боем, не имея ни стола с картами, ни телефона?"
 Радиостанция пехоты 'Дора-2'
Носимая УКВ-радиостанция пехоты "Дора-2" - 1936 г. производства.
 Возимая радиостанция пехоты 'Фридрих'
Возимая радиостанция пехоты "Фридрих" (1940 год).
 Портативная УКВ-радиостанция пехоты 'Фридрих'
Портативная УКВ-радиостанция пехоты "Фридрих" (1942 год выпуска) и справа - солдат-мотор для зарядки аккумуляторов в полевых условиях (1944 год).
 15-ваттная общевойсковая КВ-радиостанция
15-ваттная общевойсковая КВ-радиостанция.
Основа всех армий мира того времени - стрелковые и моторизованные части. В начале войны на уровне рот и взводов в вермахте применялись носимые УКВ-радиостанции - к примеру, Torn.Fu.d2, которая была разработана еще в 1936 г. и успешно применялась до самого конца войны. Однако рабочий диапазон Torn.Fu.d2 (33,8-38 МГц) не позволял напрямую связываться ни с танками, ни с появившимися в 1944 г. новыми УКВ-радиостанциями Feldfu.f (удачная разработка, послужившая прототипом для нашей Р-105М). Кроме того, в вермахте на уровне взводов и рот, наряду с радиосвязью и телефонной, сохранялся стародавний способ связи - гелиосвязь, когда сообщения передавались азбукой Морзе днем с помощью зеркальца, а ночью фонариком. Довольно примитивно, но во многих случаях весьма эффективно. Кроме того, немецкий пехотный батальон имел бронетранспортеры с УКВ-радиостанциями с радиусом приемопередачи 3 км и - на таких же бронетранспортерах - радиостанции для связи с командованием. Формально, в батальоне этих бронемашин было двенадцать, на практике, после активных боев первых месяцев и до конца войны - не больше половины.
 Приемник 'Эмиль' и передатчик 'Цезарь'
Слева - танковый УКВ-приемник "Эмиль" (производство - 1936 год), справа - 10-ваттный танковый передатчик "Цезарь" (производство - 1938 год). Эта "связка" использовалась для связи танков между собой и с командиром.
 Танковый УКВ-приемник канала 'земля-воздух' Ukw.E.d1
Танковый УКВ-приемник канала "земля-воздух" Ukw.E.d1 (производство - 1939 год), использовался для связи танковых подразделений с пикирующими бомбардировщиками и штурмовиками.
 Бортовая радиостанция Fug17
Fug17 - бортовая радиостанция канала "воздух-земля".
 Танковый передатчик
30-ваттный средневолновый танковый передатчик.
 Радиостанция для САУ
Fu16 - 10-ваттная радиостанция для САУ (к примеру, "Фердинанд"); слева - приемник "Хайнрих", справа - передатчик.
Крайне интересный вариант был разработан и применен для связи различных родов войск еще с 1939 года. К примеру, кроме 10-ваттных радиостанций Fu 5, обеспечивавших связь между немецкими танками в диапазоне 27-33 МГц, на командирских танках и бронетранспортерах дополнительно устанавливались 20-ваттные радиостанции Fu 7, которые работали в диапазоне 42-48 МГц и предназначались для связи с самолетами. На самолетах же для связи с танками устанавливались радиостанции FuG 17 (обычно станцию ставили на командирском самолете эскадрильи пикирующих бомбардировщиков). Таким образом, командир танкового батальона мог спокойно, действуя на поле боя, вызвать и координировать работу нескольких боевых эскадрилий в реальном режиме по принципу "уничтожить батарею на опушке леса слева от моих боевых порядков!" Такие радиостанции устанавливались на танки Pz.Bef.Wg. III, V, VI, VI B Tiger II, 35(t), Pz.Beow. IV, бронемашины Sd.Kfz. 250/3 и 251/3, Sd Kfz. 260. Теоретически, каждый танковый полк мог наводить самолеты для своего прорыва. В танковых войсках РККА все было иначе - только наблюдательный пункт командира дивизии имел прямую телеграфную связь по терминалу СТ-35 со штурмовой авиацией, взаимодействовавшей с армией, что встречалось редко, обычно она поддерживалась через штаб фронта или штаб приданной ему воздушной армии.
 Приемники и передатчики для люфтваффе
Образцы приемников и передатчиков для самолетов люфтваффе (слева), бортовой приемник для посадки вслепую по радиолучу с аэродрома.
Германские летчики активно пользовались радиостанциями, установленными на истребителях еще во время войны в Испании в 1936 г. К июлю 1938 г. самолеты Bf-109С-1 сменили Не-51. Летчики по достоинству оценили новый самолет, имевший помимо более мощного двигателя и усиленного вооружения еще одно важное преимущество - радиостанцию FuG 7, позволявшую обеспечивать взаимодействие истребителей в группе, а также получать указания с земли. Немецкие Ju-87 оставили о себе страшную память у советских пехотинцев и танкистов. Машины были тихоходными и, вообще говоря, ничего уникального из себя не представляли - но они блестяще уничтожали цели, поскольку на земле находился специальный офицер, который наводил самолеты. Кроме этого, в составе подразделения "Юнкерсов" обычно летели два штабных самолета, которые по радио руководили налетом.
 УКВ-радиостанция 'Доретта'
УКВ-радиостанция "Доретта" - модель Kl.Fu.Spr.d.
Полностью решить проблему взаимодействия между различными видами вооруженных сил немцам удалось только в 1944 г. с появлением небольшой УКВ-радиостанции "Доретта" (Kl.Fu.Spr.d) - она имела общие каналы как с радиостанциями танков, так и с Feldfu.f, и с Torn.Fu.d2. "Доретта" получилась и в самом деле малогабаритной, ее носили на поясном ремне, но при всей свой миниатюрности она позволяла вести уверенную связь на расстояниях в 1-2 км. Правда, для этого использовали довольно длинную вертикальную антенну и тяжелую аккумуляторную батарею. Именно тогда немецкие истребители и пикирующие фронтовые бомбардировщики стали наводиться с земли целой сетью наводчиков именно с такими миниатюрными радиостанциями.
 Приемник для контрольных служб
Приемник для контрольных служб Fu.H.E.c (производство - 1938 год).
 Приемник для контрольных служб
УКВ-приемник для контрольных служб Fu.H.E.c (производство - 1940 год).
Активно в немецкой армии применялась и радиоразведка. К примеру, специальные приемники и пеленгационные станции состояли на вооружении радиоразведывательных полков - в начале 40-х и до конца войны в вермахте их было восемь, из которых шесть было отправлено на русский фронт. Кроме того, в Берлине при главном штабе германских вооруженных сил существовал центр радиоподслушивания - высший орган, ведающий радиоразведкой. Радиополк обычно состоял из двух-трех радиоразведывательных групп, роты дальней радиоразведки и роты ближней радиоразведки. Каждая рота состояла из взвода подслушивания (70 человек) и взвода дешифровки, где служили люди с высшим математическим образованием. Был еще взвод переводчиков (30 человек) и взвод обработки данных радиоразведки.

Страница 2

Радиооборудование по ленд-лизу

У американцев дела со средствами связи обстояли куда благополучнее, и о достижениях немцев в области радиочастотных материалов и технологий им было хорошо известно. Кроме того, и в США, и в Англии к началу войны производилось достаточно много моделей аппаратуры для военной связи. Поставки такого оборудования в СССР были важной составной частью поставок по соглашению о ленд-лизе.
 V-100-B
V-100-B - обеспечивала радиосвязь в звене "полк-батальон".
 Дистанционное управление радиостанцией
Комплект для дистанционного управления приемо-передающими радиостанциями на расстоянии до 3 км.
РККА очень выручали поставки автомобильных 400-ватных радиостанций. Американцы вначале присылали их вместе с автомобилями. Потом комплектация изменилась - стали упаковывать в большие ящики, в каждом из которых был упакован кузов с радиостанцией без автомашины. Сами автомашины американцы поставляли по другой линии. РККА эти автомашины тоже получали и монтировали на них радиостанции - они широко применялись на уровне штабов армий и дивизий. Переносные КВ-радиостанции V-100 и BC-654, оснащенные ручными генераторами ("солдат-моторами"), использовались для связи в звеньях "дивизия - полк" и "полк - батальон". Нашим ветеранам хорошо известны и американские авиационные радиостанции SCR-274N, состоящие из отдельных продолговатых алюминиевых блоков, и танковые станции WS 19 Mk II, разработанные в Англии и производившиеся в США и Канаде.
 Компактная радиостанция пехоты
Компактная радиостанция пехоты в ранцевом исполнении.
 Компактная радиостанция пехоты
Прообраз современного "мобильника" - радиостанция на 3-4 км для связи с артиллерией - широко применялась в США во время войны на Тихом океане для связи с кораблями десанта и огневой поддержки, в СССР не поставлялась.
А вот массовых поставок в СССР аппаратуры американского производства, предназначенной для радиосвязи на передовой, т.е. на уровне рот и взводов, не отмечено. Хотя такие средства связи в американской армии в 1940 гг. уже были.
 SCR-284
"Переносная" рация SCR-284 без блока батарей.
Что касается переносных радиостанций (SCR-284), то они просто не выдерживали критики: были громоздкими, действовали лишь на близкие расстояния, и их использовали только как приемники на аэродромах и в войсках ПВО. Каждую такую "переносную радиостанцию" весом до 70 кг в трех упаковках можно было с трудом перенести втроем.
 Зарядные агрегаты
Зарядные агрегаты для подзарядки аккумуляторов в полевом режиме.
 Зарядные агрегаты
Зарядные агрегаты для подзарядки аккумуляторов в полевом режиме.
Зарядные агрегаты - т.н. солдат-моторы 3- и 5-киловаттные. По ленд-лизу поставлялись весьма щедро - сначала в РККА в первое время не знали даже, что с ними делать, т.е. не могли их все использовать, такая масса была.

Выводы

Радиосвязь и полевая телефонная связь во время Второй мировой войны привнесли много нового в тактику управления войсками Советского союза и Германии, кроме того изменения затронули армии всех учатсвовавших в войне сторон от Японии до США. Тактика глубоких прорывов, наступления крупных механизированные соединений, воздушный десант в тылу противника, штурм островов - все эти мероприятия требовали обеспечения войск надежной связью с командованием. Это сейчас спутниковые и тактические радиостанции можно себе спокойно представить не только на вооружении у различных подразделений спецназа и ВДВ, но и в обычных мотострелковых батальонах. В первой и во второй частях материала мы постарались показать то "железо", с которого начинались все эти современные системы, стоящие сейчас на вооружении наших войск - в области военной связи создатели вооружений всегда старались использовать наилучшие решения без разницы, кому они принадлежат.
- Обсудить материал в конференции




Оригинал материала: https://3dnews.kz/580687