Оригинал материала: https://3dnews.kz/588029

Алиса в стране чудес - создание фильма

В 1863 году двое молодых джентльменов (одним из которых был математик и писатель Чарльз Лютвидж Доджсон) в компании юных дочерей вице-канцлера Оксфордского университета отправились на лодке вверх по течению реки Темза. На протяжении прогулки Доджсон рассказывал сочинённую им самим историю о приключениях девочки Алисы. Сказка очень понравилась одной из дочерей, которую тоже звали Алиса, и она попросила Джонсона законспектировать текст для неё. Подаренная год спустя рукопись стала лишь началом пути - 4 июля 1865 г. свет увидела книга под названием «Алиса в Стране чудес». Автором этого произведения на обложке значился Льюис Кэрролл - под этим псевдонимом в реальности скрывался Доджсон. Сказка о провалившейся в кроличью нору девочке Алисе, и о последовавших за этим приключениях в сказочной стране, ещё на заре прошлого века стала ярким представителем культурного наследия Великобритании, произведением, известным на весь мир. Впоследствии книга была не только переведена на сотни иностранных языков, но и не единожды экранизирована. Согласно данным Википедии, сказку переносили на кино- и телеэкраны в виде художественных и анимационных фильмов более десяти раз. Пожалуй, наиболее известной экранизацией «Алисы» является мультфильм производства компании Disney, выпущенный в прокат в 1951 году. Спустя почти полвека с момента его выхода студия Уолта Диснея решила вновь вернуться к этой теме, однако на этот раз уже в виде кинофильма и в модном нынче формате 3D.
 Pic 1.jpg

#Ворота в страну чудес

Сюжет сказки Кэрролла знаком практически каждому - последовавшая в нору за Белым Кроликом девочка Алиса попадает в сказочную страну, на пути странствования по которой встречается с различными её обитателями: Белым Кроликом, Синей Гусеницей, Чеширским Котом, Безумным Шляпником и его компаньоном – Мартовским Зайцем, и, наконец, Королевой Червей. «По большей части, я узнавал более подробно обо всех этих классических персонажах благодаря музыке и иллюстрациям, нежели по уже поставленным экранизациям сказки», – говорит режиссёр Тим Бёртон. «Проблема заключается в том, что хотя они и являются довольно интересными, однако не могут похвастаться активным повествованием. Каждая виденная мною версия пасует в одном и том же месте - не по годам развитая девочка встречается с кучкой чудаков. Мультфильм Disney, пожалуй, наиболее известен, однако и наименее успешен с коммерческой точки зрения». Идея же «освежить» классическую сказку принадлежит сценаристке Линде Вулвертон, являющейся автором и соавтором сценариев к мультфильмам Disney «Красавица и чудовище» и «Король лев». Она решила отойти от оригинального сюжета сказки Кэрролла, внеся в него некоторые «косметические» изменения. Согласно новой завязке истории, Алиса – 19-летняя девушка, недавно потерявшая своего отца. Во время пребывания на званом вечере она получает публичное предложение выйти замуж, которое выводит её из состояния равновесия. Сбежав с празднования, она замечает белого кролика, и, последовав за ним через лабиринт и кроличью нору, попадает в Страну чудес, в которой, как позже оказалось, она уже побывала в шестилетнем возрасте, но напрочь об этом забыла.
 Pic 2.jpg
Иллюстрации, подготовленные художником Артуром Рэкхемом к переизданию «Алисы в Стране чудес» в 1907 году

По словам Вулвертон, «первым вопросом, который я задала себе, было - а что если она вернётся назад в страну чудес, где уже была раньше? В таком случае как мне переработать историю?». Согласно мнению писательницы, к такому выводу она пришла после того, как задумалась над проблемой, связанной со структурой текста. «Это невероятная книга. Герои замечательны и незабываемы. Я преклоняюсь перед Льюисом Кэрроллом, однако исходя из сказки Алиса – это девочка, которая не меняется на протяжении всей истории. В ней нет никакой опасности, нет эмоций». Дабы сделать повествование более активным с точки зрения экранного действия, Вулвертон добавила в сценарий события из поэмы Кэрролла «Бармаглот», которая фигурирует в книге-продолжении «Алиса в Зазеркалье». Таким образом, сценаристка хотела дать героине возможность не просто «прожить» один день в стране чудес, но и определить собственную судьбу. В отличие от книги и оригинального мультфильма Disney, в новой экранизации Алиса больше не предстаёт перед зрителем в виде любопытной девочки со светлыми волосами и в белом переднике. Зрителю открывается образ взрослой девушки, утратившей веру в будущее и в саму себя. «Смерть её отца унесла с собой и часть Алисы», – говорит Вулвертон. Писательница знакома с этими чувствами не понаслышке, поскольку сама потеряла своего отца в 19 лет. Более мрачной оказывается и Страна чудес. Несмотря на пышную растительность, россыпи больших грибов и вычурных живых существ, окружающую обстановку портят следы опустошения и разорения. По словам режиссёра картины Тима Бёртона, его собственное видение обновлённой Страны чудес базируется на рисунках Артура Рэкхема, иллюстрировавшего переиздание «Алисы в Стране чудес» в 1907 году, а также на чёрно-белой фотографии английской семьи, пьющей чай на фоне пребывающего в плачевном состоянии Лондона времён Второй мировой войны.

 Pic 3.jpg
Неразлучная парочка - режиссёр Тим Бёртон и «Безумный шляпник» Джонни Депп

Вулвертон признаётся, что была несказанно рада, когда узнала о назначении на режиссёрское кресло проекта Тима Бёртона. «Я не могу похвастаться богатым визуальным воображением», – говорит она. «Тим же видит мир в своём уникальном цвете, и затем как бы приглашает вас в него. Согласие Бёртона участвовать в производстве выглядело для меня этим приглашением». Режиссёр был вовлечён в проект в апреле 2007 года, когда подписал контракт со студией Disney на съёмки двух фильмов в формате 3D, одним из которых и была «Алиса».

#В кроличьей норе

В то время, как натурные съёмки велись на территории полуострова Корнуэлл в Англии, все сцены, действие которых происходит в Стране чудес, были сняты на фоне «зелёного экрана» в павильонах Culver City Studios в Лос-Анджелесе. «Процесс работы над «Алисой» был совершенно противоположен моему обычному подходу к съёмкам фильмов», – говорит Тим Бёртон. Стадия монтажа включала в себя не только монтирование видеоряда, но и основательную его доработку при помощи визуальных эффектов путём добавления в сцены окружающей обстановки, предметов инвентаря и, конечно же, персонажей картины. «Обычно я снимаю на протяжении шести или более месяцев, после чего монтирую готовые сцены. В данном же случае весь материал приобрёл законченную форму лишь в самом конце работы над фильмом».
 Pic 4.jpg
Процесс создания кадра - съёмки на фоне «зелёного экрана», добавление чернового варианта сгенерированного на компьютере фонового изображения, окончательный вариант

Съёмочный процесс «Алисы» был осложнён тем, что, по словам режиссёра, это была первая картина, в процессе работы над которой ему пришлось столь долго работать с «зелёным экраном». В предыдущих картинах Бёртона в подавляющем большинстве сцен в качестве фонов использовались реальные декорации, и их отсутствие в новом фильме было большим испытанием для него. «Длительное пребывание в окружении зелёных стен, пола и потолка способно навредить кому угодно», – сетует режиссёр. «У всех нас развилась зелёная лихорадка, съёмочная команда просто сходила с ума». В итоге Бёртону во время стадии постановки, 40 дней из которой ушли на съёмки сцен на фоне «зелёного экрана», пришлось носить прикреплённые к очкам линзы лавандового цвета, дабы уменьшить негативный эффект, оказываемый на глаза. Незаменимым для Бёртона при работе над «Алисой» оказался художник-постановщик Роберт Стромберг, до этого успевший поучаствовать в создании «Аватара» Джеймса Кэмерона. По его словам, многое из опыта, полученного на предыдущем проекте, удалось реализовать в новой картине. «Я знал, что по большей части нам предстоит иметь дело с «зелёным экраном». Посему мне казалось, что наилучшим способом было бы продемонстрировать Тиму Бёртону, чем же будут впоследствии заполнены все эти большие экраны. Поэтому я взял весь багаж знаний, приобретённый во время работы над «Аватаром», и применил его к «Алисе». Разница между работой над двумя фильмами заключалась в том, что в случае с картиной Бёртона на съёмочной площадке присутствовали живые актёры, взаимодействующие с окружающей обстановкой. В результате Стромбергом были также подготовлены частично натурные сцены, в которых герои фильма могли дотрагиваться до физических объектов, и наблюдать результат своего взаимодействия с ними. Для облегчения работы с «зелёным экраном» была использована техника «виртуальной камеры», применявшаяся в «Аватаре» Джеймса Кэмерона: на стадии постановки художниками была смоделирована низкополигональная окружающая обстановка каждой сцены. Используя маркеры, закреплённые на костюмах для «захвата движений», а также сенсоры на кинокамере, Тим Бёртон имел возможность наблюдать актёров на фоне компьютерных декораций в режиме реального времени прямо на съёмочной площадке. По словам монтажёра Джейси Бонда, съёмка почти всего фильма на цифровые кинокамеры дала значительные преимущества. Если для сцен в реальном мире Алисы были использованы натура и декорации, эпизоды в Стране чудес снимались в павильонах, и практически все требовали дополнительной обработки на компьютере. Команда Бонда соединялась со съёмочным павильоном через высокопроизводительные серверы, и работала с отставанием всего лишь в 20 минут от текущей съёмки. Как только заканчивалась работа над сценами определённого эпизода, Джейси и его помощники загружали отснятый материал в монтажную систему Avid Media Composer, и начинали процесс редактирования. Готовый «черновой» вариант смонтированных сцен демонстрировался Бёртону в конце каждого дня во время просмотра отснятого за день материала.

 Pic 5.jpg
Процесс создания кадра с участием Красной королевы отличается от обычного этапом по увеличению головы персонажа

#Сказочные превращения

Обладая поистине безграничной фантазией, Тим Бёртон любит собственноручно создавать зарисовки персонажей своих фильмов. Очень часто эти эскизы становятся основой для художников, работающих над его картинами. В случае с Джонни Деппом, играющим в фильме Безумного Шляпника, для придания его персонажу экстравагантной внешности Бёртон предложил специалистам по визуальным эффектам увеличить размер глаз актёра на 15%, что, совместно с яркими контактными линзами, чудаковатой причёской, а также костюмом, придаёт ему в итоге поистине безумный вид. Если Депп «обошёлся» лишь изменением размера глаз, Красной Королеве, в исполнении жены Бёртона, – Хелены Бонем Картер, пришлось щеголять на экране с «распухшей» головой. По словам Керри Вилегаса, одного из супервайзеров студии Sony Pictures Imageworks (SPI), режиссёр любит изображать героев в своих зарисовках с измененными пропорциями, обычно – увеличенными головой и глазами. В случае с Красной Королевой Бёртон и художники студии сошлись во мнении, что этот персонаж стоит сделать как можно более комичным. В итоге в фильме её голова была увеличена в два раза по сравнению с нормальными для человека размерами. Дабы воплотить эффект в жизнь, параллельно с использованием обычной камеры с FullHD разрешением 1920x1080 (2 миллиона пикселей) съёмочная бригада использовала камеру Evolution производства Dalsa, обладающей вчетверо большим разрешением (4096x2048, 8 миллионов пикселей). Благодаря этому можно было не беспокоиться за возможные потери качества при последующей цифровой обработке. «Мы снимали Красную королеву в 8М, а затем уменьшали изображение до псевдо-FullHD разрешения 2160x1080», – рассказывает Вилегас. «Итак, используя разработанное нами программное обеспечение, мы уменьшали кадр, включая её тело и голову, при этом у нас в распоряжении оставалась и изначальная версия, голову актрисы из которой мы затем помещали поверх уменьшенной». По словам супервайзера, из почти 2500 планов с визуальными эффектами в фильме около 500 из них пришлось на королеву.
 Pic 6.jpg
Манипуляции по созданию двух персонажей из одного актёра. Мэтт Лукас – слева

Довольно нетривиальным был процесс создания Траляля и Труляля. По словам Бёртона, своё вдохновение при разработке их дизайна он черпал из фильма «Сияние» Стэнли Кубрика, в котором фигурируют две жуткие девочки-близняшки. Голос, мимику лица и движения тела близнецам подарил актёр Мэтт Лукас. Поскольку в сценах Траляля и Труляля присутствуют вдвоём, а актёр в наличии был лишь один, съёмка каждой из сцен с участием братьев производилась дважды. Лукас играл каждого из братьев по очереди, тогда как компанию ему составлял дублёр Итан Кон. «Я могу быть лишь одним из этих персонажей одновременно», – говорит Лукас. «Итан – отличный актёр, и его помощь в качестве дублёра действительно помогла воплотить персонажей в жизнь». После завершения съёмки данные, полученные в результате захвата движения, передавались группе художников SPI, которые использовали их для анимации близнецов. Присутствуют в картине и полностью цифровые персонажи. Среди них – Белый Кролик, который заводит Алису в Страну чудес. Зверёк был смоделирован и анимирован на компьютере без использования техники «захвата движения» за исключением лица озвучивавшего его актёра Майкла Шина, мимика которого была использована для «оживления» кроличьей мордашки. Достаточно нетривиальной задачей для художников и аниматоров SPI было совмещение различных по размеру персонажей в одном кадре. К примеру, по сюжету фильма рост Алисы на протяжении её странствия по Стране чудес несколько раз меняется в достаточно широком диапазоне – от 15 сантиметров до девяти метров. При этом часто в кадре, кроме неё самой, присутствовали и другие актёры. Для имитации различий в размерах в ход шли всевозможные ухищрения: подставки в виде табуреток, ходули, уменьшенные копии декораций, а также изменение перспективы и съёмка сцены в несколько проходов.

 Pic 7.jpg
Процесс создания полностью цифрового персонажа: зарисовка Тима Бёртона, низкополигональная трёхмерная модель, окончательный вариант, кролик с добавленными шерстью и одеждой и, наконец, готовый кадр с фоновым изображением и освещением всей сцены

#Алиса в трёхмерном формате

Хотя стадия постановки длилась относительно недолго, всего два с половиной месяца, пост-продакшн отнял у создателей фильма более года. За это время для картины было создано около 2500 планов с визуальными эффектами, записаны звук и музыка, а также произведена конвертация видеоизображения в стереоформат. В отличие от «Аватара», Бёртон принял решение снимать «Алису» традиционными 2D-кинокамерами, а конвертацию в 3D-формат производить уже на стадии монтажа. «Существует несколько причин, по которым был выбран этот вариант», – говорит Бёртон. «К примеру, мы были ограничены рамками времени, и у нас не было пяти или шести лет в запасе. Также я чувствовал, что используемые нами техники – чистая анимация, съёмки на натуре, а также другие элементы, добавляемые нами, впоследствии давали больше свободы в определении глубины кадра при формировании стереоизображения. В конце концов, я просто не видел разницы. Выбранный способ был более чем достаточным для решения поставленной перед нами задачи».
 Pic 8.jpg
Большая часть событий фильма происходит в Стране чудес, которая создана практически целиком при помощи визуальных эффектов. «Поскольку окружающая обстановка состояла из компьютерной графики, она была изначально создана в 3D, а элементы сцены, снятые при помощи традиционных кинокамер, были впоследствии подвергнуты конвертации», – говорит Джейси Бонд. «Нам пришлось заниматься обработкой стереоданных как только мы начали получать визуальные эффекты от занимающихся ими студий. Процесс растянулся на год с лишним, да и стартовал он уже после стадии постановки». Конвертация двухмерного изображения в стереоформат состояла из следующих этапов: как только у команды Бонда на руках оказывалась удовлетворяющая их 2D-версия сцены, она приступала к её просмотру в 3D. Первый «прогон» видеоряда осуществлялся, главным образом, с целью определить в общем «глубину» изображения – степень трёхмерности окружающей обстановки, а также разделение между отдельными её элементами. По словам Бонда: «Мы просматривали материал в 3D благодаря способности Media Composer комбинировать раздельное изображение для левого и правого глаз в единый стереоряд, и показывать его на нескольких дисплеях, которые были расположены у нас в монтажной комнате. Естественно, монитор не даёт возможности объективно оценить результат, и потому в конечном итоге мы заканчивали просмотр в полноценном кинозале».
 Pic 9.jpg
После определения необходимых для сцены параметров за дело брались сотрудники Sony Pictures Imageworks. Благодаря тому, что 90% фильма было создано при помощи компьютерной графики, художники и аниматоры имели полный контроль над практически каждым элементом в кадре. Поэтому они могли менять их размеры, а также положение относительно левого или правого глаза для достижения наибольшего стереоскопического эффекта. В стремлении извлечь из 3D максимальный эффект создателям «Алисы» пришлось незначительно отредактировать фильм, главным образом изменив углы обзора и кадрирование. В некоторых сценах для стереоверсии пришлось удалить часть фоновых элементов, расположенных в кадре, поскольку при просмотре они сильно выделялись. Поэтому в визуальном плане обычная «Алиса» несколько выигрывает у стереоварианта. Впрочем, 3D IMAX-версия картины отличается от них ещё больше. «Экран IMAX столь большой, что вам очень сложно полностью охватить его зрением слева на право», – говорит Бонд. «Зритель фокусируется на центральной зоне, тогда как изображение по краям улавливается лишь периферийным зрением». В итоге специально для фильма, демонстрируемого в кинотеатрах IMAX, количество фоновых элементов ближе к краям кадра было увеличено.
 Pic 10.jpg

#Время собирать урожай

Изначально премьера фильма была запланирована студией Disney на 2009 год, однако из-за более позднего старта съёмочного процесса студия была вынуждена перенести её на март 2010 г. За неделю до выхода фильма на экраны мир облетела новость о том, что ряд крупных сетей кинотеатров Великобритании, Голландии и Италии объявили бойкот Disney, и решили отказаться от проката «Алисы». Как оказалось, проблема заключалась в желании студии сократить окно между стартом проката и выпуском фильма на цифровых носителях с четырёх с половиной до трёх месяцев. По мнению представителей сетей, сокращение проката фильма негативным образом повлияло бы на окупаемость инвестиций, вложенных в переоборудование кинотеатров для поддержки 3D формата. Впрочем, уже на следующий день общественность совместно с актёрами и съёмочной бригадой картины вздохнули с облегчением - в результате переговоров между Disney и объявившими бойкот сетями кинотеатров, было подписано компромиссное соглашение и представители последних всё же согласились пустить «Алису» в прокат. Уже первый премьерный день показал, что новую картину Тима Бёртона ждёт коммерческий успех: 41 миллион долларов в США – лучший старт среди всех фильмов режиссёра. Итоговые сборы за первый уик-энд составили 116,3 млн. долл., и это лишь начало. Более того, если приплюсовать 94 млн. долл., собранных картиной в мировом прокате, итоговая сумма в 210 миллионов долларов позволила «Алисе» занять четвёртую строчку в рейтинге самых кассовых премьерных выходных. Возврат потраченных на создание картины 250 млн. долл. является лишь делом времени.
 Pic 11.jpg
Признание «Алисы» критиками и широкой публикой, а также высокие кассовые сборы, не мешают Тиму Бёртону думать о дальнейшем творческом будущем. Следующим его фильмом должна стать полнометражная экранизация телесериала «Тёмные тени», повествующего о похождениях 175-летнего вампира Барнабаса Коллинза. Главную роль в картине - и это никого уже не удивляет - исполнит Джонни Депп. Кроме того, в планах режиссёра римейк собственной короткометражной ленты «Франкенвини», снятой им в 1984 году, и являющейся пародией на картину «Франкинштейн» 1931 г. Джеймса Уэйла. На данный момент, согласно графику, новая работа режиссёра должна появиться на экранах кинотеатров в ноябре 2011 года. Учитывая неиссякаемый энтузиазм Тима Бёртона, а также его талант, можно не сомневаться, что в будущем нас ждёт ещё немало выдающихся лент и запоминающихся персонажей, как это было в очередной раз доказано фильмом «Алиса в Стране чудес».

#Источники:

Обсудить материал в конференции


Оригинал материала: https://3dnews.kz/588029