Жанр: | Ролевая игра |
Разработчик: | Obsidian Entertainment |
Издатель: | Bethesda Softworks |
Дата выхода: | 22 октября 2010 года |
Веб-сайт: | http://bethsoft.com/eng/games/games_falloutnewvegas.html |
2010 год, как и 2009-й, и 2008-й, вновь пройдет под лозунгом «ни года без Fallout». Эстафетную палочку из рук Fallout 3 и ее специального издания Game of the Year Edition принимает Fallout: New Vegas. В предыдущих сезонах Bethesda Softworks обходилась собственными силами, но в нынешнем обратилась к ближайшей соратнице Obsidian Entertainment. Последней принадлежат сиквелы Knights of the Old Republic II и Neverwinter Nights 2. Первое же сольное выступление Obsidian – шпионская ролевая игра Alpha Protocol – оказалось во многом спорным и неоднозначным. Оно еще больше укрепило в мысли, что разработчикам все же стоит трудиться в паре с более опытным и мудрым наставником.
Впрочем, случай с Fallout: New Vegas – особенный. Obsidian впервые приходится иметь дело с собственными идеями, уже побывавшими в чужих руках. Дело в том, что основатели компании Фергус Уркхарт и Крис Авеллон непосредственно участвовали в создании оригинальной дилогии Fallout. Вместе с другими гениальными геймдизайнерами они придумывали концепцию и характерные для серии атрибуты – джаз, супермутантов и систему S.P.E.C.I.A.L., то есть все те вещи, на которые долгие годы молилось большинство разработчиков ролевых игр. Остальной штат соответствует именитому начальству – он практически полностью состоит из бывших сотрудников Interplay и Black Isle Studios.
Топор мира
Казалось бы – бунт неизбежен, ведь вокруг Fallout 3 бушевали самые ожесточенные споры – третья часть во многом непохожа на предыдущие две. Кроме очевидных глупостей вроде «верните изометрию» находились и вполне здравые претензии, хотя понятно, что в сегодняшних реалиях ни первая, ни вторая части игры просто не могут существовать – слишком чудовищными окажутся затраты и сроки разработки (спорно – прим. ред.). Но Obsidian Entertainment, по логике, должна была страдать больше всех, и при первой же удобной возможности была просто обязана сделать тот самый классический Fallout. Однако обошлось. Авторы не питают никаких иллюзий и явно понимают, что именно формат Fallout 3 сейчас наиболее выигрышный. За прошедшие два года успокоились и беснующиеся фанаты.
Для дальнейшего развития нового поколения Fallout издательство Bethesda Softworks предоставило Obsidian определенную свободу. Она видна уже в самом названии, которое не содержит никакой привязки к третьей части. Каждый пресс-релиз обязательно содержит несколько строчек о том, что New Vegas – ни в коем случае не аддон, как можно подумать, а полноценная игра во вселенной Fallout 3. Используя запчасти последней – движок, переосмысленные принципы боя и прокачки и прочие мелочи, Obsidian практически изобретает Fallout заново, наполняет его деталями, возможностями и даже локациями из классических двух частей. Это пусть и не совсем очевидный, но все-таки шаг в сторону примирения с ортодоксальными фанатами, кричащими о возвращении изометрии.
Obsidian не перечит работе Bethesda Softworks в открытую, не переделывает все подряд, но вместо этого словно пытается сделать свою зеркальную копию Fallout 3. С тем важным уточнением, что зеркала здесь кривые. Мир, история, сюжет третьей части словно прошли через специальную призму, стали насыщеннее, ярче, полнее в плане различных событий и ситуаций. Даже географические различия строго зеркальные. Если события Fallout 3 разворачивались на восточном побережье США, то New Vegas возвращается к «каноническому» западному (фанаты два года назад всерьез придирались даже к географическим отличиям). В центре внимания, понятно, Вегас в своем традиционном амплуа города разврата, азарта и разбитых надежд. Мегаполис и вообще все окрестности пострадали от ядерной войны гораздо меньше. Лас-Вегас по большей части уцелел, вокруг много непривычной зелени, хилых деревцев и необыкновенно синее, совсем уже непривычное небо с ярким солнцем над головой.
Fallout: New Vegas здорово меняет цветовую палитру. Кроме зелени и солнечного света экран расцвечивают яркие неоновые вывески казино, стрип-клубов, баров и каких-то дешевых забегаловок. Вокруг кипит и бурлит жизнь, словно никакого ядерного конфликта не было. Если отъехать от города на километр, пейзаж, конечно, разительно меняется – мегаполис уступает место пустоши, супермутантам и прочим неопознанным уродцам. Но внутри города картина почти невероятная. Небольшими кучками бродят случайные зеваки, торговцы во весь голос расхваливают свой товар, конферансье и специальные зазывалы приглашают непременно заглянуть в их казино.
Едва ли удастся устоять перед соблазнами города грехов, но прежде, чем герою разрешат зайти в игорный дом, его обязательно обыщет робот и предложит сдать все оружие в специальное хранилище. Тут же проявляется искренняя любовь Obsidian к мелочам: по городу бродит бородатый иллюзионист и по совместительству торговец, который предлагает особые ножи. Холодное оружие сконструировано таким хитрым образом, что сканеры охранного дроида его не замечают. При большом желании кровавую резню можно устроить прямо в игровом зале. В списке обязательных развлечений кроме самих игровых автоматов заявлена рулетка и покер. Без внимания не осталась и криминальная специфика заведений. Выиграете слишком много – и вами непременно заинтересуются менеджеры казино. Быть может, даже отправят вслед парочку дронов, чтобы немного облегчить ваши карманы и установить счет в пользу казино.
Поражает не только яркая жизнь мегаполиса, но и его масштабы – громады игорных заведений, целые кварталы обветшалых домов, устремившиеся вверх небоскребы. В Fallout 3 единственным высотным зданием было лишь жилище свихнувшегося миллионера, предлагавшего вам взорвать соседний город ядерной бомбой. В New Vegas без могущественных и по большей части психически нездоровых индивидов тоже не обошлось. Самая загадочная фигура – некий «властелин» роботов. В Вегасе и его окрестностях кто-то управляет всеми дронами – служебными, охранными и даже пожарными. Без ведома и согласия таинственного господина в городе ничего не происходит. Учитывая возможности, которые предлагает каждая часть Fallout, «мистера X» можно будет как минимум свергнуть и, чем черт не шутит, занять его место.
Не меньший интерес вызывает Черная гора, откуда вещает ряженый в женщину супермутант и поднимает боевой дух товарищей, и по-настоящему горячая солнечная электростанция «Гелиос». Выглядит она точно как в фильме «Сахара» - много зеркал отражают солнечные лучи и нагревают центральную башню. Если Черная гора интересна больше всего своим агитпунктом и его вдохновителем – супермутант вдобавок ко всему носит манерные очки-сердечки, то «Гелиос» можно захватить и даже настроить для своих нужд. Альтернативная и довольно сомнительная в мирное время функция станции – работать как гигантский лазер. Достаточно перенаправить зеркала, ввести несколько кодов, и в ваших руках оказывается сокрушительное оружие. Интересно, что лазер управляется прямо с наручного компьютера и, по заверениям авторов, доступен в любой момент. Теоретически, испепелить можно любую неугодную деревню или лагерь обнаглевших вконец мутантов.
Но главный предмет спора – плотина Гувера, легендарная электростанция, обеспечивающая энергией весь Вегас и окрестности в придачу. Здесь герой-одиночка не у дел – спор идет между тремя крупными группировками со своими мощными вооруженными силами. С одной стороны – коренные жители Нью-Вегаса во главе с таинственным «Большим Братом», с другой – армия Новой калифорнийской республики, а с третьей – рабовладельческий Легион Цезаря (что бы ни значило это название).
Знать текущую геополитическую обстановку для персонажа важно. В New Vegas возвращается система репутации. Теперь отношение к герою других обитателей мрачного мира зависит не только от его кармы, но и оттого, к какой «партии» принадлежит он сам. Схема простая, но действенная: будете вставлять палки в колеса работорговцам, и они обязательно захотят проделать в вашем теле пару лишних дырок, говорить о каком-то сотрудничестве вообще не придется. Зато горожане и военные из Новой калифорнийской республики встретят вас с распростертыми объятиями и предложат не только выгодные цены, но и несколько уникальных заданий.
Еще одно зеркальное отражение – создание персонажа. Здесь Obsidian едва ли не передразнивает работу Bethesda. Если в Fallout 3 персонаж в буквальном смысле рождался, делал первые шаги, учился в школе и сдавал специальный экзамен, то в New Vegas герой получает что-то вроде второго шанса. Обычный курьер попал в предположительно бандитскую засаду, лишился ценной посылки и остался умирать в придорожной канаве. Никакой бы истории, конечно, не вышло, если бы не случайный робот «Виктор», который оттащил разносчика к своему хозяину – по счастливой случайности доктору. Хирург собрал по частям лицо героя (на этой стадии рассказа можно создать нужную внешность), провел несколько тестов (в зависимости от ответов формируются характеристики) и разрешил выбрать нужные параметры. После этого, нацепив последний подарок дорого доктора – робу с логотипом «Убежища 21» – герой отправляется восвояси.
Самое первое задание – разобраться с загадочными грабителями и выяснить, что же было в коробке. В традициях Fallout, его выполнение можно отложить надолго, просто исследуя мир вокруг и выполняя сторонние поручения. И здесь заключено еще одно важное отличие. Впервые в истории серии главный герой – не наивный выходец из убежища, ничего не подозревающий о враждебном окружении, а выросший в нем человек, прекрасно себе представляющий реалии постапокалиптического существования. Obsidian делает своего героя заметно жестче и решительнее – достаточно лишь взглянуть на то, как он управляется с простой клюшкой для гольфа. От мощных ударов трещат черепа, в стороны разлетаются кровавые брызги и ошметки… Специальные удары для холодного оружия – страшная сила. В New Vegas оно становится серьезным аргументов в любой схватке.
Вообще, по части оружия у Obsidian явно есть какой-то специальный пунктик. Разработчики готовы с блестящими от восторга глазами рассказывать про все смертельные штуки в New Vegas. «Стволов» в игре практически вдвое больше, чем в Fallout 3, и каждый из них со временем можно улучшить (увеличив объем магазина, дальность и скорость стрельбы, уменьшив отдачу). К тому же New Vegas чуть больше похожа на шутер. Не пугайтесь, никакой угрозы ролевой составляющей нет, но стрельба от бедра стала намного результативнее и эффективнее. Привычный по Fallout 3 режим прицеливания VATS никуда не делся, но в большинстве ситуаций можно обойтись и без него.
Другой обязательный атрибут игр от Obsidian – напарники. Управлять ими в мире Fallout стало еще удобнее благодаря специальному интерфейсу Companion Wheel. Выглядит он действительно как круг и позволяет отдавать соратникам простейшие команды, вроде «стрелять из такого-то оружия» или, наоборот, приказа не встревать в заварушку. К тому же на плечи товарищей можно переложить часть груза из своего вещмешка, использовав их в роли вьючных лошадей.
Наконец, самое важное – примирение с ортодоксальными фанатами первых частей. Специально для них и всех, кто просто любит трудности, в New Vegas предусмотрен режим повышенной сложности. После использования аптечек здоровье в нем восстанавливается не сразу, сломанные руки-ноги вообще нельзя вылечить подручными средствами, все боеприпасы имеют вес, а умереть можно даже от простого обезвоживания. Словом, это такой мини-филиал ада на Земле. Впрочем, подвергать себя такому испытанию никто не заставляет – и без него New Vegas сейчас видится отличной игрой. Масштабная, наполненная яркими персонажами и заданиями, с морем оружия и возможностей, провозглашающая полную свободу выбора – именно таким и должен быть настоящий Fallout.