Наверное, вам приходилось слышать утверждение, что-де часы – это единственное украшение, которое может носить настоящий мужчина. Оно служит удобной отговоркой для менеджеров среднего звена: мол, я мог бы купить цепь, два кольца и сережку в левое ухо, а вместо этого истратил две зарплаты на чудесные швейцарские часы – как нормальный. А дамам и отговорки не нужны - они покупают и принимают в дар дорогие украшения вне зависимости от того, надеваются ли они, висят или тикают. В определенных кругах украшения и часы служат своего рода маячками, по которым люди узнают об уровне отношений знакомых, успешности IPO соседа и прочих бытовых вещах. С недавних пор к традиционным украшениям присоединились и достаточно технологичные, а именно телефоны класса «люкс». Конечно же, речь не идет о банальных «айфонах»: выделиться ими в их первозданном виде уже невозможно, разве что только отдавать умельцам на доработку (о чем – чуть ниже). Нет, действительно престижными считаются только модели, выпускаемые ограниченными тиражами, где в оформлении используются драгоценные металлы и минералы. Вот о них мы сегодня и поговорим.
Начнем с выявления причин, по которым люди приобретают телефоны класса «люкс». На мой взгляд, их можно свести к четырем:
Легко заметить, что ни одна из причин не имеет ничего общего с такими параметрами, как «Качество связи», «Эргономика», «Срок автономной работы» или, упаси боже, «Функциональность». Поэтому продажи люксовых аппаратов зависят прежде всего от правильно выстроенной ценовой политики и каналов продаж, грамотного дизайна и использованных материалов, а также, конечно, от марки. Всё остальное может служить приятным дополнением, но не более того. Неудивительно, что умных и удобных роскошных телефонов, скажем так, несколько меньше, чем просто роскошных.
Порода - одна из главных причин, по которой покупают телефон класса «люкс». Среди обычных марок электроники целевая аудитория воспринимает разве что Apple и Nokia, да и то лишь заключенные в корпуса ручной сборки из драгметаллов.
Самостоятельных брендов люкс-телефонов не так много. Самым известным и популярным, несомненно, является Vertu – дочернее предприятие Nokia. Далее следуют компании гораздо меньшего масштаба – Mobiado, Gresso и другие. Заработать себе имя в данной отрасли трудно, поэтому доминирование Vertu, вероятно, продлится еще долго.
С недавних пор свои телефоны стали выпускать и швейцарские производители часов. Поскольку часы и телефоны – аксессуары во многом схожие, это направление развития для часовых марок абсолютно логично, и они имеют отличные шансы на завоевание доли рынка. Лучше всех пока выступает TAG Heuer, но есть свои модели смартфонов также у Ulysse Nardin, планируют подтянуться и два других именитых производителя.
Продолжает экспериментировать с телефонами и целая группа топ-брендов из индустрии моды. Это Armani, D&G, Dior, Prada, Versace и другие, заставляющие замирать все женские и некоторые мужские сердца. Эти модели очень разнятся по подходу к их производству и ценовой категории, но некоторые из них (например, Versace), несомненно, относятся к интересующему нас сегменту.
Покупая дорогие часы, клиент не в последнюю очередь платит за красивую легенду: эксклюзивные, добытые со дна морского, материалы, маленькие трудолюбивые гномики пожилые швейцарские мастера, вручную собирающие каждый экземпляр, уникальные микромеханические решения, такие как турбийон…
Всё это, конечно, чистая правда. Но есть еще одна, согласно которой, дешевые кварцевые механизмы, миллионами выпускаемые в Китае, обеспечивают значительно большую точность и стабильность хода, нежели любые механические ухищрения. А пятидолларовая микросхема и вовсе позволяет «повесить» на устройство больше функций, чем в любых искусно сделанных часах старого образца. Что касается ручной сборки, то она, очевидно, обладает более низким качеством, поскольку человек ошибается куда чаще точно настроенной сборочной линии. Правда, при малотиражном производстве каждому экземпляру уделяется больше времени, поэтому шансы столкнуться с браком малы. Но это связано именно с ручным и неспешным контролем качества, а не ручной сборкой.
Что касается эксклюзивных материалов, то к таковым на самом деле относятся только золото, бриллианты, редкие породы дерева и экзотические разновидности кожи. Что касается стали и сапфировых стекол, то они, разумеется, стоят дороже пластмассы, но все же весьма массовы. Что бывает, когда дорогие материалы сочетают с типовым заводским конвейером, наглядно показала Nokia – модели серии 8800 с точки зрения материаловедения мало чем уступают дешевым (читаем - не золотым) Vertu, и стоят $1500-2000 вместо $4000-5000. Но тиражи 8800 гораздо больше и, следовательно, эксклюзивность телефона ниже, поэтому критериям 2) и 3) продукт удовлетворяет с натяжкой, а настоящих фанатов люкса не прельщает.
К слову, в использовании при производстве телефона стали и золота кроется большой подвох. Современный телефон содержит от 5 до 12 антенн (GSM, WCDMA, Wi-Fi, GPS и т.п.), а железный корпус их очень эффективно экранирует. Поэтому хотя бы небольшие зоны из других материалов нужны обязательно, а функциональный минимализм крайне желателен. Если можно выкинуть хотя бы GPS и Wi-Fi, жизнь инженера сразу становится легче. По этой же причине рискованно покупать, скажем, iPhone 3Gs, «переодетый» в золото – ювелиры редко могут правильно рассчитать параметры корпуса и антенны, поэтому владельцу такого кустарного iPhone Gold грозит, как минимум, снижение качества связи, а как максимум – потеря части функциональности аппарата.
Другая тонкость, связанная с «железным» корпусом, состоит в том, что металл не только прочный, но и жесткий. При падениях кинетическая энергия не поглощается, как в случае с пластиком, а передается начинке. Поэтому, если в конструкции не были приняты защитные меры, при сильном ударе вместо корпуса трескается плата телефона. (Нужно ли уточнять, что если процедура «переодевания» была произведена за пределами завода, ни о каком гарантийном ремонте и речи идти не может. Правда, серьезные мастера поступают очень просто: они сохраняют оригинальный корпус и в случае поломки выступают в роли посредника между клиентом и сервисным центром. В последний отправляется поврежденная начинка в «родном» корпусе, а после замены процедура переодевания повторяется – прим. редакции)
Немаловажно и то, что железные «латы» сильно сокращают полезную нагрузку, которую может нести телефон, поэтому ни топовый модуль камеры, ни сверхмощную батарейку поставить уже нельзя – трубка станет весить непомерно много.
Вообще, количество нюансов, которые нужно учесть при конструировании телефона, особенно люксового, так велико, что ни одна компания без серьезного опыта в этой конкретной области не может успешно «выпечь блинчик». Именно поэтому все без исключения телефоны класса «люкс» появляются по одному из двух сценариев: в партнерстве с именитым телефонным производителем (LG-Prada, Samsung-Armani, ранее – Motorola-D&G, Siemens-Escada), либо при поддержке специализированного конструкторского бюро. И здесь на арену выходит крайне малоизвестная конечному потребителю компания Modelabs. Эта французская фирма отвечает за конструирование едва ли не всех известных телефонов «нетехнических» марок, за исключением вышеописанных парочек.
Кроме дорогих моделей Dior и Versace выпускаются и более бюджетные варианты – Hummer, Levis и даже MTV. Разумеется, здесь торжествует пластик, и товар нельзя назвать люксовым. Так что вернемся к роскошным моделям, которые в Modelabs делать очень даже умеют. Именно французы помогали создавать Tag Heuer Meridiist и Versace Unique. Выбор материалов и дизайна остается за модной маркой, а конструкторские нюансы берет на себя подрядчик. В силу малого тиража электроника и прочая элементная база (кроме корпусов, конечно) берется с массового рынка, уникальные компоненты не заказываются. Большинство подобных аппаратов оснащается экранами LG (кстати, очень хорошими – такой стоит, например, в iPhone 4), чипсетами Qualcomm, а собираются телефоны специальной группой на заводах Sony France. Дорогие модели, такие как Tag Heuer, – действительно вручную, с ручным же контролем качества.
Снова возвращаемся к списку причин покупки и вспоминаем – функциональность не важна. У многих владельцев нет ни потребности, ни времени заниматься чем-либо, кроме общения голосом. Ещё можно посмотреть на телефоне время, либо, на худой конец, поставить будильник или воспользоваться калькулятором. Но это уже под вопросом, главное – звонки.
Другая группа владельцев имеет и время и желание возиться с техноигрушками, но они легко простят плохую камеру или отсутствие Wi-Fi модели в часовом корпусе с ценником пять тысяч евро, а для развлечений докупят iPhone 4. Отсутствие острой потребности развивать функциональность сочетается с другой интересной проблемой – производителям неоткуда взять зрелую и совершенную платформу. Разумеется, если телефон сделан в партнерстве с одним из крупных вендоров или под его началом, тот может «одолжить» свою платформу и разрешить изменить ее внешний облик. Типичные примеры – Vertu, использующие платформу Nokia, Mobiado, «переодевающие» серийные модели Nokia в эксклюзивные корпуса, а также кооперация LG и Prada. Но вот независимым разработчикам за платформой пойти, прямо скажем, некуда. Разве что долго сидеть, доводя до ума всенародную китайскую MTK, либо вложиться в кастомизацию свободно доступной ОС – Windows Mobile (применена в Gresso) или Android (выбрана Ulysse Nardin). А вот в сенсорном телефоне Versace Unique, сделанном Modelabs, используется модифицированная визуально система интерфейса S-class от LG, интересный вариант «партнерства на троих». Разработки типа S-class и TouchWiz – единственный безопасный способ предоставить покупателю относительно стабильный и современный интерфейс и богатый набор функций. Открытые ОС в этом смысле куда опасней, ведь стабильность работы и производительность под вопросом, а воевать с телефоном серьезному человеку не с руки. Тем не менее, мода на смартфоны постепенно проникает и в этот консервативный сегмент, поэтому на рынке появился смартфон Vertu (на базе Nokia E72) и ожидаются другие пополнения. Но как на них отреагируют покупатели – пока загадка. Ведь смартфоны здесь стали именно модным веянием, а не попыткой удовлетворить базовые потребности клиента.
Не возьмусь разбирать структуру цены телефона за $5000 и дороже. Право же, нельзя сказать однозначно - сколько из этой суммы приходится на материалы и работу, а сколько – на переплату за бренд и «эксклюзив». Понятно лишь, что за электронную начинку и ее функциональность берут буквально пару сотен, а всё остальное приходится на «приятные необязательные дополнения» в виде стали, сапфирового стекла и ручной сборки. В этом суть жанра, иначе и быть не может. Как раз непрактичность траты делает её привлекательной, позволяя заявить: «я могу себе позволить». И для многих, знаете ли, это само по себе практично. А почему, по-вашему, так популярны женские украшения, которые стоят, как хорошая московская квартира?
Автор – главный редактор журнала Mobile Digital