Оригинал материала: https://3dnews.kz/609864

LTE Connected Car: широкополосный Интернет на колёсах

Всё началось в феврале 2009 года, когда компания QNX Software Systems презентовала свою автомобильную платформу QNX CAR. Этот программный комплекс позволял легко сводить воедино доселе разрозненные элементы электроники автомобиля — от управления двигателем до мультимедиа и навигации. И, естественно, в ней подразумевался выход в Интернет. Платформу QNX CAR взяли на вооружение многие автопроизводители — Mercedes, General Motors, Audi, Toyota, Volkswagen… Но в отсутствие широкополосного беспроводного канала связи с Интернетом идеи, связанные с интеграцией интернет-сервисов в автомобиль, пока остаются только идеями. Всё, однако, изменится совсем скоро — как только начнётся массовый переход на стандарт беспроводной передачи данных четвёртого поколения — LTE.

К такому развитию событий автомобильный мир (по крайней мере, самая прогрессивная его часть) подойдёт во всеоружии: в 2009 году была создана организация ng Connect Program, основной задачей которой провозгласили ни больше ни меньше как создание интернет-мобиля. То есть автомобиля, обеспечивающего своего владельца самыми разнообразными интернет-сервисами, связью и навигацией. Но это — не просто проект очередной инкарнации Car PC, это другое. И сервисы, и связь, и развлечения в автомобиле имеют свою специфику, и просто перенести домашние возможности в машину — бессмысленно. Есть смысл предложить нечто новое, чем без труда может воспользоваться как человек за рулём, так и его пассажиры. Созданием такой концепции и занялась ng Connect Program.

Заметим, что ng Connect Program — не очередной выскочка, эксплуатирующий взрыв интереса к мобильному Интернету. Это серьёзный консорциум, объединивший ресурсы многих известных компаний — Adobe, Alcatel-Lucent, Apple, Bosch, Cisco, Daimler, Denso, Freescale, Google, Gracenote, Harman/Becker, GM, IBM, Magna, Mercedes-Benz, Microsoft, Panasonic, Volkswagen, Chumby и ещё доброй пары десятков брендов. Такого «созвездия», работающего над единым продуктом, давно не было ни в автомобильной, ни в компьютерной отраслях!

Концепция, создаваемая ng Connect Program, называется просто и понятно: LTE Connected Car. В её основе лежит операционная система QNX Neutrino, легко адаптирующаяся к любой аппаратной конфигурации. На «каркас» Neutrino уже штатно «надеты» мультимедийная оболочка, средства обработки звука, технология Adobe Flash-based HMI и несколько подпрограмм и утилит. В этой среде функционируют сервисы, поставщиками которых являются участники ng Connect Program. Приведём несколько примеров.

Вот, допустим, сервис Chumby, лавинообразно набирающий популярность. Это такая интернет-штуковина, которая позволяет в автоматическом режиме выводить на экран различные сюжеты — ленты новостей, картинки определённой тематики, прогноз погоды, курсы валют… Да всё, что захотите и информация о чём есть в Сети. Проще говоря, это набор заранее выбранных виджетов. Chumby-устройства, соответственно, представляют собой простые интернет-приёмники, не отягощённые клавиатурами и мощными процессорами. Но будучи внедрёнными в среду QNX, Chumby-сервисы из малополезной игрушки превращаются в полноценных информаторов, транслирующих водителю, например, информацию о дорожных пробках, а пассажирам — индивидуальные гороскопы или меню ближайшего ресторана. Причём всё это программируется заранее: можно настроить на определённое время показ новостей, телепрограмм или просто умиротворяющих картинок.

Другой пример — Kabillion — интерактивный детский развлекательный канал. Тут вам и бесплатные онлайн-игры, и видео по требованию, и общение в форумах и чатах. Даже магазинчик виртуальных товаров есть. Канал чётко специализируется на аудитории возрастом от 6 до 12 лет, то есть именно на тех людях, которым в машине бывает скучнее всего.

Fanbase — детище американской звукозаписывающей компании Atlantic Records. В этом приложении можно отслеживать информацию о музыкальной группе или исполнителе, общаться исключительно на эту тему с себе подобными фанатами, слушать музыку и смотреть видео отдельно взятого музыканта. Причём речь не только и не столько об информации, размещённой на «материнском» сайте, — Fanbase автоматически ищет ролики заданных исполнителей на видеохостингах и интернет-радиостанциях, сам «выуживает» новости из лент, социальных сетей и официальных сайтов.

Интернет-радио Pandora, пожалуй, и представлять не надо — у многих офисных работников с него начинается трудовой день. Но — только в США. Трансляция за пределы Америки пока не осуществляется по некоторым юридическим причинам. Pandora — персонализированное радио, позволяющее находить и слушать именно тех, кого в данный момент хочется послушать. Создатель радиостанции Тим Вестергрен обещает в скором времени решить вопросы лицензирования своего вещания во многих странах, прежде всего в европейских, где Pandora должна заработать буквально со дня на день. Так что включение её в список партнёров ng Connect Program выглядит оправданным и многообещающим.

А вот что точно не нуждается в рекомендациях, так это Google Local Search — средство локального поиска по адресным базам и «точкам интереса». Оно и маршрут проложит, и фотоснимки объекта покажет.

Велики и коммуникационные возможности. Это не только прямая связь между абонентами, доступная через широкополосный канал. Тут возможны и локально-практичные варианты. Например, в январе 2010-го на выставке CES в Лас-Вегасе компания Intamac совместно с ng Connect Program продемонстрировала готовое решение для управления устройствами умного дома из автомобиля.

Системы «умного дома» — специализация Intamac Systems. Причём у её работников в ходу не традиционные термины smart home и digital home, а новомодный connected home, то есть дом, управляемый дистанционно. Водитель посредством сенсорного экрана может поддерживать связь с домашней системой автоматизации. Например, управлять освещением, задавать температуру, посмотреть изображение с домашних видеокамер в реальном времени, протестировать систему безопасности и проверить, все ли двери заперты. Да, собственно говоря, можно управлять всем, чем оснащена квартира, вплоть до просмотра списка интернет-страниц, которые в отсутствие родителей посещал ребёнок. Безусловно, всё это заслуга не столько LTE Connected Car, сколько самого LTE, — все перечисленные действия можно осуществлять и с 4G-смартфона. Но, во-первых, в автомобиле с его большим дисплеем это делать удобнее, во-вторых, это нужно не столько «умному дому», сколько автомобилю. Именно в автомобиле нам приходится проводить по нескольку часов в сутки, и многие из этих часов теряются в пробках и другого рода тягостных ожиданиях. Тут-то управление домашним хозяйством и поможет расслабиться, получив удовольствие от некой осмысленности. Всё-таки игры, праздный интернет-сёрфинг и онлайн-радио — это убийцы времени, ничего или почти ничего человеку не дающие. А вот дистанционно похлопотать по хозяйству и проверить уроки у сына (через тот же Skype) — совсем другое дело.

Обо всех сервисах и возможностях LTE Connected Car говорить нет смысла — это живая система, постоянно обновляющая набор компонентов. Сейчас их около 50, завтра может быть в два раза больше. Достаточно сказать, что партнёрами проекта уже стали онлайн-магазины Nokia и Apple, картографический сервис Yahoo и SybaseiAnywhere — разработчик Bluetooth-решений.

С точки зрения «железа» жестких требований у LTE Connected Car нет — QNX может работать с процессорами разной архитектуры и производительности. «Фишкой» системы является программируемый интерактивный дисплей, заменяющий водителю комбинацию приборов и все иные электронные индикаторы. Автодизайнеры вольны сами выбрать форму главного дисплея, QNX лишь наполнит её содержанием.

Прогнозируется, что в будущем нас ждёт вообще единый дисплей на передней панели размером с саму панель, который будет произвольно конфигурироваться исходя из текущих задач и потребностей. Такие решения уже можно встретить на некоторых концепт-карах.

Первый демоавтомобиль LTE Connected Car был построен компанией Alcatel-Lucent за четыре месяца. Вполне естественно, что базой для него стала Toyota Prius последнего, третьего поколения. В нём уже были реализованы такие сервисы, как видео по требованию, индивидуальное телевидение с хранением контента в «облаках», онлайн-игры, интернет-радио, интеграция с основными социальными сетями, навигация и локальный поиск. Видеоролик про эту машину с участием разработчиков можно посмотреть здесь. А здесь можно поиграться одним из первых образцов интерфейса LTE Connected Car. Сейчас интерфейс уже доработан с учётом сервисов новых партнёров проекта, но общее впечатление от возможностей LTE Connected Car можно получить и из этой демоверсии.

Блок-схема LTE Connected Car

После первой демонстрации LTE Connected Car к консорциуму ng Connect присоединилась компания Nuance, интегрировавшая в проект свою систему голосового управления автомобилем. Она называется Nuance Voice Control Automotive и позволяет надиктовывать сообщения в «Скайп» и электронную почту, управлять навигацией и даже бродить по Интернету, голосом вызывая тематические закладки. Система распознавания речи Dragon NaturallySpeaking пока работает только с английским языком, о других не сообщается. Но очевидно, что вторым языком, внедрённым в LTE Connected Car, будет китайский. Dragon NaturallySpeaking применяет тот же алгоритм распознавания речи, что и приложения Dragon Dictation и Dragon Search для iPhone. Так что многоязычность — не такая уж большая проблема.

Пусть голосовое управление распространяется пока не на весь автомобиль, а только на его информационно-развлекательную часть, но и это много, до сих пор всё ограничивалось отдельными модулями, входящими в состав аналогичных систем, например, в аппарате MyGIG концерна Chrysler. Но там команды должны были быть лапидарно-чёткими, а Nuance Automotive гордится умением распознавать естественный язык пользователей. Кстати, интеграция Dragon NaturallySpeaking в QNX CAR вовсе не привязана жёстко к проекту LTE Connected Car, уже сейчас этим достижением могут воспользоваться автоконцерны — клиенты QNX Software Systems. И пользуются — например, Mercedes-Benz, имеющий давний опыт сотрудничества с Nuance Automotive.

Весной 2010 года два основных участника проекта были отмечены наградами Канадского технологического альянса (CATAAlliance) и Центра исследований и инноваций в Оттаве (OCRI). А в июне Alcatel-Lucent представила концепт-кар делегатам саммитов G-8 и G-20.

И наконец летом 2010-го на всемирной выставке World Expo в Шанхае был представлен новый автомобиль с возможностями подключения к LTE-сетям — теперь на базе Volkswagen Touran. Причём кроме двух прежних основных создателей проекта (Alcatel-Lucent и QNX Software Systems) фигурировал уже и третий — Samsung. Ради этой демонстрации Alcatel-Lucent смонтировал локальную LTE-сеть, а интерфейс перевели на китайский.

Надо сказать, что Volkswagen ближе, чем кто-либо, подошёл к созданию «умного автомобиля». Ещё четыре года тому назад компания представила проект auto@web, носителем идей которого выбрали кроссовер Tiguan, прозванный в автомобильной среде «вебмобилем».

Но тогда ещё не шла речь о внедрении 4G, и фольксвагеновцы вынуждены были использовать более традиционные средства доступа в Интернет — UMTS и GPRS. Поэтому не предполагалось и передавать все данные непосредственно из Сети. Но инженеры Volkswagen решили немножко обмануть реальность, ткнув её лицом в её же несовершенство. Они придумали свой маленький, локальный «Интернет», который использовал городские точки доступа Wi-Fi, аналогичные роутеры на автомобилях и единый центральный сервер. Получалась такая распределённая сеть, устойчивость которой сильно зависела от числа подключённых «клиентов» в зоне действия Wi-Fi. Сеть назвали WLAN, где буква W символизировала вовсе не Volkswagen, а город Вольфсбург, в котором была создана научно-исследовательская корпорация «Wireless Wolfsburg». Там же и тестировали «вебмобиль». Официально работы эти не прекращены, по крайней мере, сайт проекта в Интернете еще висит. Но сами фольксвагеновцы со всей очевидностью охладели к этой затее, взявшись за боле перспективный проект LTE Connected Car. Однако наработки по «вебмобилю» никуда не делись, а ведь там, кроме информации и развлечений, были более серьёзные компоненты. Например, система автоматического управления — с радарами и видеокамерами, отслеживающими дорожные знаки, разметку, другие автомобили и пешеходов. Плюс система интеллектуальной парковки, в которой именно Volkswagen достиг наибольших высот. Так что им и карты в руки — в деле совершенствования LTE Connected Car. Теперь, кстати, несложно предсказать, в каком направлении пойдёт дальнейшее развитие системы. Очевидно, что на наших глазах начинает сбываться мечта Николы Теслы о полностью автоматическом автомобиле, в котором можно сидеть нога-на-ногу и потягивать коньяк.

LTE Connected Car, разумеется, ещё долго не станет принадлежностью дешёвых автомобилей — это удел люксового сегмента. Можно сказать, что состоятельным людям придумали ещё одну опцию, продавать которую вряд ли будут по себестоимости. Да и сама QNX — «операционка» премиум-сегмента. Поэтому не стоит ожидать жестокой войны между двумя лидерами рынка встраиваемых автомобильных ОС — Microsoft и QNX. Как доселе они делали вид, что не замечают друг друга, так и дальше будут делать. Windows Embedded Automotive 7 станет принадлежностью массовых моделей, а QNX останется в «люксе». Впрочем, Microsoft все свои предыдущие попытки внедриться в автостроение благополучно провалила (вспомним AutoPC и Blue&Me), и не факт, что в этот раз ей достанет усердия.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/609864