Оригинал материала: https://3dnews.kz/612596

Римские каникулы с Panasonic Lumix GF3

Анализ рынка фотокамер. Panasonic Lumix GF3

Если верить словам местных жителей, то 320 дней в году Рим купается в солнечных лучах, а температура за окном редко опускается ниже 30 градусов. Однако журналистов, приехавших в Вечный город на презентацию новой системной камеры Panasonic, столица Италии встретила дождем, который периодически прерывался для того, чтобы через несколько минут превратиться в настоящий ливень. В Колизее местами образовались небольшие озерца, а по Римскому Форуму текли ручьи. Все это совершенно не повлияло на ход презентации, а кадры, снятые на третье поколение самых компактных беззеркальных камер, от такой погоды, быть может, только похорошели.

Системные камеры постепенно занимают устойчивые позиции во всем мире. Больше всего их любят в высокотехнологичной Японии — там каждая третья проданная камера является «беззеркалкой». В Сингапуре — только каждая четвертая, а в Европе лишь 11% от всех реализованных камер относятся к классу системных. Panasonic не унывает и рассчитывает в 2011-2012 годах поднять планку процентов до 30. При этом рынок системных камер чувствует себя преотлично, хотя весь рынок цифровых фотоаппаратов сейчас испытывает легкий упадок. По данным агентства GFK, продажи всех цифровых камер по всему миру в апреле 2011 года снизились на 3,9% по сравнению с апрелем 2010-го. Доля Panasonic от всего этого пирога составляет 14,4% — компания идет третьей в списке, уступая по объему продаж только Canon и Nikon. При этом самая продаваемая в апреле камера также принадлежит именно Panasonic — покупатели предпочли Lumix DMC-TZ10 остальным камерам с более чем двукратным отрывом.

Среди всех фотокамер, проданных по всему миру за апрель 2011-го, примерно 10,9% составляют системные. Из них 38,3% приходятся на долю компании Panasonic. Только недавно компании удалось отвоевать первое место у Sony, которая, благодаря агрессивной ценовой политике по отношению к камерам семейства NEX, стала для Panasonic серьезным конкурентом на рынке системных камер. При этом остальных игроков в расчет фактически можно не брать: доля Olympus быстро упала и сейчас только-только начинает очень медленно расти, а продажи системных камер Samsung просто идут откровенно плохо. С помощью новой камеры и нового объектива Panasonic надеется еще сильнее укрепить свои позиции.

Речь, естественно, идет о Panasonic Lumix GF3 – по-настоящему маленькой камере со сменными объективами. Линейка Micro Four Thirds-камер Panasonic делится на три основные ветви. Серия GH ближе к профессиональным камерам — в ней шире настройки и проще управление, при этом она и по размерам мало отличается от зеркалок. Это единственная серия, в которой последняя модель фотоаппарата до сих пор носит в названии цифру 2 — третью версию пока еще даже не анонсировали. Камеры серии G просты в управлении и достаточно универсальны. Последней моделью в этой ветке является не так давно анонсированная Lumix G3 — о ней мы тоже скажем пару слов и приведем несколько кадров. И, наконец, третья серия — GF — включает в себя наиболее компактные камеры. Буква F в названии соответствует слову Fashion — эти фотоаппараты внешне больше похожи на продвинутые мыльницы, а благодаря небольшому весу их легко удержит в руках даже хрупкая девушка. Именно анонсу GF3 и была посвящена большая часть презентации, да и вообще всей поездки.

Характеристики

Lumix GF3

Lumix G3

Матрица

12,1 Мп Live MOS

16,0 Мп Live MOS

Процессор

Venus Engine VII HD

Venus Engine VI FHD

Байонет

Micro Four Thirds

Micro Four Thirds

Диапазон ISO

Auto, Intelligent ISO, 160, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400

Auto, Intelligent ISO, 160, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400

Непрерывная съемка, кадров/с

4

4 (16,0 Мп), 20 (4 Мп)

Запись видео

AVCHD Full HD 1080i 25 кадров/с

AVCHD Full HD 1920x1080 50i, AVCHD 1280x720 50p

Экран

3 дюйма, 3:2, 460 тыс. точек, сенсорный, емкостный

3 дюйма, 3:2, 460 тыс. точек, сенсорный, емкостный. Поворотный: 270 градусов по вертикали, 180 градусов по горизонтали

Размеры, мм

107,5х67,1х32

115,2х83,6х46,7

Масса, г

225 (без объектива)

336 (без объектива)

Интерфейсы

HDMI, Digital AV out

HDMI, USB 2.0, Digital AV Out, Remote input, microphone, speaker

Вспышка

Встроенная GN6

Встроенная GN10,5

Дата анонса

июнь 2011

май 2011

В целом G3 и GF3 очень похожи по начинке. В обеих используется матрица нового поколения со сниженным уровнем шумов, обе получили обновленный байонет, который при сохранении всей функциональности несколько уменьшился в размерах. Раньше ширина байонетного модуля составляла 72,2 мм, а высота — 59,5 мм. Новый, «похудевший» байонетный модуль от старого визуально отличить сложно, но если говорить о цифрах, то его высота уменьшилась на 2,5 мм (до 57 мм), а ширина — на 3,6 мм (до 68,8 мм). Вместе с прочими оптимизациями и нововведениями это позволило уменьшить размер и вес камер. Например, объем Lumix GF2 составлял примерно 210 см3, а масса — порядка 265 г. В GF3 объем снизился приблизительно до 175 см3, а масса — до 225 г. Если добавить к этому «блинчик» 14/f2.0, который весит 55 г, получается исключительно легкая и компактная камера, которая влезает практически в любой карман.

Корпус камеры выполнен из алюминия, что выгодно отличает ее от самого страшного конкурента — Sony NEX-3. Набор фильтров у камер примерно одинаковый: ретрофото, сепия, высокий динамический диапазон, ч/б. В камере имеется встроенная выбрасываемая вспышка с ведущим числом 6, которая отличается забавной особенностью. «Ножка» вспышки состоит из двух секций, которые фиксируются друг относительно друга за счет системы пружин и упоров. При этом нижнюю секцию можно аккуратно отвести пальцем в исходное положение, в результате чего вспышка будет смотреть в потолок. В некоторых случаях это позволяет подсветить кадр, избежав бликов и засветок, которые появляются, если вспышка направлена прямо на объект съемки.

Самая маленькая камера стандарта Micro Four Thirds и самый крупный объектив для этого байонета. Вместе смотрятся немного несуразно

Сама камера теряется где-то вдалеке...

GF3, как и G3, может похвастаться исключительно быстрым автофокусом. С объективом 14-140 мм камера должна фокусироваться на объекте за 0,1 с, а с более распространенными 14-42 и 14 мм — за 0,18 с. У нас не было возможности измерить реальное время фокусировки, но работает автоматика по-настоящему быстро. Это, правда, распространяется не на все объективы — некоторые наводятся достаточно неспешно, но большинство действительно укладывается в заявленный норматив — 0,2 с.

Одна из главных «фишек» семейства Lumix G в новой камере сохранилась и работает ничуть не хуже, чем в предшественницах, — речь идет о так называемом Pinpoint AF, или автофокусе по нажатию на точку экрана. Это просто фантастически удобно и позволяет в несколько раз ускорить процесс съемки. Сохранена и вторая «фишка» — съемка Full HD-видео. Качество получается вполне приличное.

Из принципиальных отличий GF3 от GF2, да и всех остальных камер линейки Lumix G стоит отметить то, что камера лишилась колесика — селектора режимов. Первоначальные суеверный ужас и предчувствие радикального снижения удобства управления проходят, как только берешь камеру в руки. По набору кнопок GF3 больше всего похожа на Sony NEX 3/5. Под упором для большого пальца располагается кнопка перехода в режим просмотра, пятипозиционная кнопка-колесико и клавиша вызова меню или удаления. Собственно, во всех остальных камерах пятипозиционная клавиша лишена колесика, что делает этот орган управления куда менее удобным.

При этом с точки зрения эргономики камера выигрывает у Sony NEX за счет сенсорного экрана. Весь функционал, связанный с дисплеем, реализован просто великолепно. Хотите вывести на экран гистограмму — пожалуйста. При этом вы можете расположить ее в той части дисплея, в какой вам будет удобно, просто перетаскивая ее пальцем, как виджет на Android-телефонах. Хотите сменить режим съемки? Ткните в иконку текущего режима в левом верхнем углу дисплея, и перед вами предстанет виртуальное колесико-селектор. То есть нехватки реального механического селектора режимов не ощущается совсем. Дисплей достаточно отзывчивый, не слишком выцветает под лучами яркого итальянского солнца.

По удобству GF3 во всем превосходит GF2, у которой, кстати, был механический селектор режимов и бесполезный оптический видоискатель. А в новом G3 есть только одна возможность, которая добавляет камере удобства и функциональности по сравнению с GF3, — это поворотный сенсорный экран. С помощью G3 удобно фотографировать предметы на земле или, наоборот, снимать удаленные объекты с вытянутых вверх рук. А для любителей дурацких кадров экран G3 несет отдельный подарок — можно сфотографировать себя любимого, не выпуская фотоаппарат из рук.

Зато в эргономике GF3 и G3 есть одно маленькое, но существенное различие: клавиша включения интеллектуальной автоматики у G3 попадает под указательный палец правой руки, лежащий на кнопке спуска затвора, в то время как у GF3 эта клавиша вынесена чуть дальше, и нечаянно нажать на нее пальцем при съемке уже не получится. Интеллектуальная автоматика — штука полезная, она реально позволяет новичку сэкономить тучу сил и нервов. Но тем, кто хоть немного разбирается в фотосъемке, кнопка iA чаще всего будет только мешать.

На высоких значениях чувствительности матрица камеры все же шумит. Собственно, в G3 и GF3 используются матрицы одного поколения, и уровень шумов у обеих камер практически одинаковый. Конечно, некоторый прогресс по сравнению с G2 и GF2 имеет место быть, однако инженерам Panasonic еще есть куда стремиться — по уровню шумов новые камеры проигрывают основным конкурентам. Правда, тут стоит учесть, что у конкурентов в лице Samsung и Sony используются матрицы APSC с кроп-фактором 1,6, в то время как стандарт Micro Four Thirds подразумевает матрицы с кроп-фактором 2,0, то есть физически меньшего размера. А так как по количеству мегапикселей аппараты Panasonic, Sony и Samsung различаются несильно, то удельная плотность пикселей на дюйм у камер Micro Four Thirds получается больше, что естественным образом сказывается на уровне шумов.

Весь спектр современных камер и оптики Panasonic стандарта Micro Four Thirds

В продажу Lumix GF3 поступит в двух разных комплектациях: более дешевой — со штатным объективом 14-42/f3,5-5,6, и немногим более дорогой — с «блинчиком» 14 мм. Цена обоих комплектов останется ниже психологической отметки в 20 000 рублей, а значит GF3 может вполне успешно конкурировать с камерами семейства Sony NEX. У Sony, правда, ценник выстраивается наоборот: комплект с «блинчиком» дешевле, чем комплект с «штатником» 18-55.

Примеры снимков. Leica 25/f1.4

Приведем несколько снимков, сделанных на камеры Panasonic Lumix G3 и GF3 с объективами 14-42/f3,5-5,6 и 14/f2,0.

Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 62 мм, ƒ/5, 1/13 c, ISO 800

Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 84 мм, ƒ/7,1, 1/200 c, ISO 160
Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 84 мм, ƒ/7,1, 1/160 c, ISO 160
Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 32 мм, ƒ/5, 1/200 c, ISO 160
Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 84 мм, ƒ/22, 1/10 c, ISO 160
Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 84 мм, ƒ/20, 1/20 c, ISO 160
Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 46 мм, ƒ/5,6, 1/100 c, ISO 160
Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 48 мм, ƒ/5,6, 1/80 c, ISO 160
Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 84 мм, ƒ/5,6, 1/2000 c, ISO 160, экспокоррекция -1/3
Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 84 мм, ƒ/5,6, 1/500 c, ISO 160
Lumix G3 14-42/f3,5-5,6. Метаданные снимка: ЭФР 50 мм, ƒ/5,6, 1/320 c, ISO 160

Lumix GF3 14/f2,0. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/2,5, 1/1000 c, ISO 160

Вместе с камерой был представлен и новый объектив – Leica 25/f1,4. Надо сказать, принадлежность объектива к легендарной «Лейке» по его внешнему виду заметить нелегко: это громкое имя написано лишь маленькими буквами под блендой, в то время как на внешней поверхности красуются надписи Lumix и Micro Four Thirds, намекая, что объектив создавался именно силами инженеров Panasonic для камер Panasonic. Аналогичный объектив Leica Summilux 25 mm/f1,4 существовал в свое время для системы Four Thirds, однако широкого распространения не получил. В случае Micro Four Thirds 25 мм реального фокусного расстояния в пересчете на 35-мм эквивалент превращаются в 50 мм, а сам объектив в результате оказывается не «шириком», а «штатником», на который можно снять практически все что угодно, от портретов до панорамных кадров.


Приведем несколько примеров фотографий, сделанных на Lumix GF3 с установленным Leica 25/f1,4.

Lumix GF3 Leica 25/f1,4. Метаданные снимка: ЭФР 50 мм, ƒ/1,6, 1/4000 c, ISO 160
Lumix GF3 Leica 25/f1,4. Метаданные снимка: ЭФР 50 мм, ƒ/2,5, 1/1300 c, ISO 160
Lumix GF3 Leica 25/f1,4. Метаданные снимка: ЭФР 50 мм, ƒ/1,4, 1/4000 c, ISO 160
Lumix GF3 Leica 25/f1,4. Метаданные снимка: ЭФР 50 мм, ƒ/1,4, 1/2500 c, ISO 160
Lumix GF3 Leica 25/f1,4. Метаданные снимка: ЭФР 50 мм, ƒ/10, 1/200 c, ISO 160
Lumix GF3 Leica 25/f1,4. Метаданные снимка: ЭФР 50 мм, ƒ/4, 1/320 c, ISO 160

Lumix GF3 Leica 25/f1,4. Метаданные снимка: ЭФР 50 мм, ƒ/1,4, 1/50 c, ISO 800

С одной стороны, Leica 25/1,4 — это дорогая, практически профессиональная оптика. С другой стороны — это настоящая мечта неофита, потому что снимок получается хорошим почти что вне зависимости от умений фотографа. Достаточно лишь правильно скомпоновать кадр. В большинстве случаев умная автоматика сумеет хотя бы приблизительно правильно подобрать все параметры съемки, а художественное размытие и приятное боке превратят кадр если не в шедевр, то хотя бы просто в красивый снимок. Светосилы хватает практически для любых ситуаций, так что автоматика не станет задирать ISO сверх меры, и даже при неидеальном освещении фотографии будут получатся резкими, не слишком шумными и несмазанными. Для тех, кто умеет хоть как-то настраивать параметры съемки, пусть даже в полуавтоматических режимах, «Лейка» окажется еще более привлекательной: объектив чутко реагирует даже на небольшие изменения диафрагмы, вполне наглядно перекрашивая картинку. В общем, если не считать цены, Leica 25/1,4 — «must have» для любого владельца камеры системы Micro Four Thirds. Цена, собственно, составит от 800 до 900 долларов — не мало, но терпимо.

Снимок сделан на камеру, представленную на снимке. С тем же объективом.

#Итоги

Если подводить некие итоги пресс-семинара в Риме, то можно сказать, что Panasonic в целом движется в верном направлении: более компактные и более удобные камеры, широкий спектр оптики, в том числе и под брендом Leica... Радует, что Panasonic старается сохранить цены на камеры Micro Four Thirds в рамках разумного: 20 000 рублей за GF3 с объективом 14-42 — хорошая цена.

К сожалению, в светлом будущем Micro Four Thirds есть и темные пятна. Первое: недорогой оптики в ближайшие пару лет будет очень мало. Второе: Panasonic обращает недостаточно внимания на уровень шумов. Ичиро Китао (Ichiro Kitao), директор направления цифровой фотографии, на мой вопрос о планах по понижению уровня шумов прямо так и ответил: не верим, что у наших камер шумы выше, чем у конкурентов.

Однако впечатление от новой камеры остается все равно исключительно положительное. От себя могу сказать, что GF3 — первая камера семейства Micro Four Thirds, которая заставила меня задуматься: а не сменить ли свой NEX на системную камеру Panasonic? Полдня, проведенные в компании объектива Leica 25/f1,4, только подкрепили это намерение.

А если соберетесь в Рим — не забудьте зонтик и шорты. И то, и то вам пригодится с очень большой вероятностью. И не доверяйте людям, которые предлагают вам что-то посреди улицы, — скорее всего, они очень хотят вас обмануть.

В завершение — десяток фактов об Италии и о Риме:

  • В Италии запрещено пить на улице из стеклянных бутылок. Если вы попробуете взять с собой бутылку минералки из бара — официант заботливо перельет ее содержимое в пластиковый стакан.
  • В Риме почти на каждом канализационном люке стоит аббревиатура SPQR (Senatus Populusque Romanus — Сенат и граждане Рима).
  • Правила дорожного движения в Риме соблюдают едва ли не хуже, чем в Москве.
  • Итальянцы исключительно темпераментны, но достаточно медлительны.
  • В Риме живет приблизительно 4 млн человек. На них приходится примерно 5 млн автомобилей.
  • По дороге от метро к Ватикану вам встретится немало итальянцев, предлагающих купить билет, чтобы не стоять в «многочасовой» очереди на вход. На деле очередь состоит из двух-трех человек.
  • Из водопроводного крана и фонтанов в Риме течет чистая минеральная вода. Ее можно и даже полезно пить.
  • Пицца в России и пицца в Италии — два совершенно разных блюда.
  • За едой итальянцы пьют либо воду, либо вино. Иногда — кофе, из всех видов которого предпочитают чудовищно крепкий эспрессо.
  • На газонах вдоль дорог в Риме растут апельсиновые деревья.


Оригинал материала: https://3dnews.kz/612596