Так уж принято, что многие новые камеры являются преемницами старых. Nikon Coolpix S9100, например, продолжает традиции уже протестированной нами S8000 и более свежей S8100 с КМОП-матрицей. Новинка также построена на базе КМОП-сенсора, но, в отличие от S8000 и S8100, оборудована новым объективом с существенно расширенным диапазоном перекрываемых фокусных расстояний: 25-450 мм против 30-300 у предшественниц. Помимо прочего, S9100 может похвастаться возможностью съёмки Full HD-видео, функцией автоматического создания круговых панорам, а также съёмкой видео с высокой скоростью потока кадров и высокоскоростной серийной съёмкой.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Nikon Coolpix S9100 | |
---|---|
Матрица | КМОП-матрица, 1/2,3-дюймовая 12,75 |
Эффективное количество точек, Мп | 12,1 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2,23, DCF) Видео: H,264/MPEG-4 AVC |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: 4608x3456, 3264x2448, 2560x1920, 2048x1536, 1600x1200, 1280x960, 640x480, 4608x2592, 1920x1080 Видеокадр: 640х480, 1280х720, 1920х1080 |
DPOF | Поддержка DPOF |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | Авто, ISO 160, 200, 400, 800, 1600, 3200 |
Диапазон фокусных расстояний, мм | 4,5–81 мм (эквивалентный диапазон 35-мм плёнки: 25–450 мм) |
Диафрагма | ƒ/3,5 — ƒ/5,9 |
Конструкция объектива | 12 элементов в 11 группах |
Цифровое увеличение | 4x |
Дистанция фокусировки | от 4 см в режиме макро от 50 см в обычном режиме |
Выдержка, с | 1—1/2000 , 4 в режиме Фейерверк |
Экспозамер | 256-сегментная матрица, центрально-взвешенный, точечный (при цифровом масштабировании 2х и более) |
Экспокоррекция | +/-2 EV с шагом 1/3 EV |
Режимы сюжетных программ | 15 сюжетных режимов |
Баланс белого | Автоматический режим, дневной свет, лампа накаливания, лампа дневного света, облачно, вспышка |
Встроенная вспышка | Есть |
Режимы вспышки | Авто, Подавление эффекта «красных глаз», Заполняющая, Замедленная синхронизация, Отмена вспышки |
Диапазон действия вспышки, м | ШУ: 0,5—4,0 (ISO авто) Теле: 1,5—2,5 (ISO авто) |
Автоспуск | С задержкой 2/10 с |
Устройство хранения информации | SD/SDHC/SDXC |
Встроенная память, Мбайт | 73 |
ЖК-дисплей | 3,0-дюймовый ЖК-дисплей, 921 тыс. точек |
Интерфейс | microUSB 2,0, AV-выход, HDMI |
Питание | Литий-ионный аккумулятор EN-EL12 (3,9 Вт*ч) |
Габариты (ШxВxД), мм | 104,8x62,0x34,6 |
Масса, г | 214 (включая аккумулятор и карту памяти) |
⇡#Внешний вид и удобство использования
Внешне камера мало отличается от предшественницы — модели S8100, которая, к сожалению, так и не попала к нам на тестирование. Основное различие во внешности заключается лишь в органах управления в верхней части корпуса — произведена рокировка клавиши спуска затвора и круглого селектора режимов съёмки, а в остальном камеры весьма схожи.
Корпус изготовлен из металлических панелей. Лицевая сторона может быть окрашена в серебристый, чёрный или красный цвет, а тыльная сторона во всех вариантах расцветки покрыта чёрной краской. К качеству сборки замечаний нет. При попытках скручивания и сдавливания корпус не поддаётся — панели достаточно толстые, но при этом из корпуса раздаётся едва заметный скрип.
Спереди находятся объектив и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоматического таймера спуска затвора.
Тыльная сторона абсолютно такая же, как у предшественницы, — тут расположен дисплей, видеоклавиша, кнопка перехода в режим просмотра, круглая 4-позиционная клавиша, многофункциональная вращающаяся клавиша с кнопкой ввода по центру, а также клавиши перехода в основное меню и удаления.
Сверху находится подъёмная вспышка, пара микрофонов, между которыми установлен системный динамик, кнопка питания, клавиша спуска затвора с рычажком управления трансфокацией, а также круглый селектор выбора режимов съёмки.
Снизу разместился металлический разъём установки на штатив, разъём подключения USB и A/V-кабеля, а также отсек установки аккумулятора и карты памяти.
Слева установлена лишь клавиша выброса вспышки, а справа — разъём подключения HDMI-кабеля и ушко крепёжного шнурка.
В тестируемой камере установлен такой же дисплей, как и в моделях S8000/S8100, — это 3-дюймовая матрица с разрешением 921 тыс. точек. Разрешение дисплея довольно велико, поэтому зерно незаметно даже на однотонных цветовых полях. Углы обзора достаточно большие, причём как вертикальные, так и горизонтальные, поэтому работать с камерой удобно в любых условиях, в том числе и при сильной солнечной засветке, хотя яркость дисплея сама по себе невелика. Интерфейс камеры узнаваем — он почти такой же, как и в других современных камерах Nikon Coolpix. Анимации в меню немного, а та, что есть, — быстрая и плавная, поэтому желания её отключить не возникает (впрочем, такой функции и не предусмотрено). Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.
Две основные особенности камеры — это объектив и КМОП-матрица. Первый может похвастаться не 10-кратным, как у Coolpix S8000 и S8100, а 18-кратным зумом. Весьма солидный скачок. Несмотря на существенное увеличение кратности трансфокатора, светосила в телеположении пострадала не слишком сильно — ƒ/5,9 против ƒ/5,6 у предшественника.
КМОП-матрица позволила реализовать в камере множество интересных функций. Для начала стоит отметить наиболее востребованную — съёмку Full HD-видео, что в современных компактах, оборудованных подобным сенсором, становится нормой. Более подробно съёмки видео мы ещё коснёмся в соответствующем пункте. Кроме видео с высоким разрешением, камера позволяет снимать ролики с высокой скоростью потока кадров — 60 кадров/с при разрешении HD, 120 кадров/с при разрешении VGA и 240 кадров/с при разрешении qVGA. Фишка интересная, пусть и не очень полезная, однако раз уж это можно реализовать практически бесплатно, то отказываться от дополнительного функционала было бы попросту глупо. Автоматическая съёмка панорам, напротив, функция весьма востребованная. Возможна съёмка панорам на 180 и 360 градусов. Для съёмки пользователю не нужно выбирать направление перемещения, а просто нажать клавишу спуска затвора и повернуть камеру, причём не нужно выдерживать стабильную скорость поворота (можно даже вовсе на время остановиться), да и твёрдая рука не нужна — достаточно небрежной проводки, чего будет более чем достаточно для корректной склейки снимка. Недостаток фактически лишь один — разрешение автоматических панорам невелико, но тут камера проигрывает лишь компактам Sony.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
Камера довольно шустро готовится к работе — первый снимок можно сделать уже через 1,78 секунды. Рекордным этот результат не назовешь, однако и плохим — тоже. Трансфокатор тоже достаточно быстрый — для перемещения от края краю объективу с 18-кратной трансфокацией требуется 1,86 секунды. Также доступна более медленная скорость перемещения (4,5 с от края к краю), которая активируется половинным нажатием, но в зачёт, естественно, идёт первый результат. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замер был произведён в ШУ-положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 30 см и со 100 см в телеположении объектива. В ШУ-положении на фокусировку потребовалось 0,44 секунды, а в телеположении — 0,78 секунды.
В камере предусмотрено пять режимов выбора зоны фокусировки: приоритет лица, ручной выбор зоны, центр, ведение объекта и автоматический режим. Режим приоритета лиц работает безупречно — лица подхватываются мгновенно и не теряются даже при повороте (подхват лиц происходит даже при съёмке практически в профиль) или при очень быстром перемещении, что особо актуально при попытке сфотографировать непоседливых детей. Также стоит немного рассказать о режиме ведения объекта. В данном режиме объекты легко подхватываются даже при слабоконтрастном фоне, но при быстром перемещении или встряске камеры цель теряется, что особенно заметно проявляется при съёмке в телеположении, ведь удержать ультракомпакт без тряски при ЭФР 450 мм весьма непросто.
Экспозамер работает только в автоматическом режиме, а также введение экспосдвига. При тестировании в лабораторных условиях результаты оказались чрезвычайно зависимыми от типа освещения. Например, при использовании осветителей с лампами накаливания ошибка не превышала 0,08 стопа, а при свете флуоресцентных ламп она колебалась в пределах +0,18…+0,45 стопа. При естественном освещении экспозамер оказался довольно точным и, что примечательно, автоматика легко справлялась с довольно сложными условиями — съёмкой сильно затенённых объектов в солнечный день, в густом лесу, в пасмурную погоду, причём как в ШУ-, так и в телеположении, тогда как многие компакты в телеположении в подобных условиях приходится одёргивать отрицательной экспокорекцией. В общем, экспозамер работает здорово, и только флуоресцентный свет заставляет автоматику ошибаться.
Настройки баланса белого включают пять пресетов (вспышка, облачно, дневной свет, лампа накаливания и лампа дневного света), а также автоматический и ручной режимы. Как и у многих компактов, автоматика тестируемой камеры довольно неплохо справляется с лампами дневного света и тем более с естественным освещением, хотя ни в одном, ни в другом случае камера — далеко не рекордсмен. Однако ошибка получается небольшой, поэтому невооружённым глазом она практически незаметна. При освещении лампами накаливания ошибка сравнительно невелика, но всё же использование пресета либо ручного режима тут крайне необходимо.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Камера подключается к ПК в режиме PTP. Измерение скорости передачи данных осуществлялось при использовании карт памяти SDHC Class 10. Средняя скорость передачи данных оказалась довольно низкой — всего 3,2 Мбайт/с.
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, баланс белого был выставлен по белому листу. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 160 до 3200 единиц в ISO-эквиваленте.
В качестве оппонентов были выбраны следующие камеры:
Фр 1 | Nikon Coolpix S9100 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Canon PowerShot SX230HS |
ISO 100* | ||||
ISO 200* | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
Фр 2 | Nikon Coolpix S9100 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Canon PowerShot SX230HS |
ISO 100* | ||||
ISO 200* | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
Фр 3 | Nikon Coolpix S9100 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Canon PowerShot SX230HS |
ISO 100* | ||||
ISO 200* | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
*ISO 160 для Nikon Coolpix S9100
*ISO 125 для Sony Cyber-shot DSC-HX7V
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/13 c, ISO 160
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/15 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/30 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/50 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/100 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/200 c, ISO 3200
Фр 1 | Nikon Coolpix S9100 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Canon PowerShot SX230HS |
ISO 100* | ||||
ISO 200* | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
Фр 2 | Nikon Coolpix S9100 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Canon PowerShot SX230HS |
ISO 100* | ||||
ISO 200* | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
Фр 3 | Nikon Coolpix S9100 | Sony Cyber-shot DSC-HX7V | Panasonic LUMIX DMC-TZ20 | Canon PowerShot SX230HS |
ISO 100* | ||||
ISO 200* | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - |
*ISO 160 для Nikon Coolpix S9100
*ISO 125 для Sony Cyber-shot DSC-HX7V
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/8 c, ISO 160
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/10 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/20 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/40 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/80 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,5, 1/160 c, ISO 3200
Камера выглядит солидно, да и вспышка подъёмная, а не интегрирована в лицевую панель, поэтому подсознательно ожидаешь увидеть богатые настройки вспышки, но их нет — пользователю дана лишь возможность выбора режима срабатывания вспышки (авто, заполняющая, замедленная синхронизация, режим подавления эффекта «красных глаз»). Тестовый снимок шаблона был сделан с расстояния 30 см в тёмном помещении.
Существенное увеличение кратности трансфокатора сказалось на режиме макросъемки: если модели S8000 и S8100 могли фокусироваться с 2 и 1 см соответственно, то минимальная дистанция фокусировки у тестируемой камеры составляет 4 см. Тестовые снимки были сделаны с минимальной дистанции, а также, для возможности сравнения, с 10 см.
⇡#Съёмка при недостаточной освещённости
Для оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при подсветке двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100 и 200 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме.
Съёмка с высокими значениями чувствительности
Камера оборудована КМОП-сенсором, поэтому съёмка Full HD-видео обязана быть, и она есть, причём не только для галочки. Конечно, камера не поддерживает AVCHD, но всё же звук пишется в формате стерео, автофокус и оптический трансфокатор работают не только перед началом записи, но и во время съёмки, а главное, качество записи радует глаз. Из дополнительных функций стоит отметить возможность подавления шума ветра, которая немного съедает детали, но всё же довольно эффективно справляется даже с сильными порывами ветра. Настройки баланса белого ничем не отличаются от режима фото, точнее, они же и используются. Из недостатков стоит отметить разве что замедленную реакцию экспозамера, что заметно на записи при резкой смене интенсивности освещения.
Пример записи — 1920х1080 точек 30 кадров/с.
В камере установлен литий-ионный аккумулятор EN-EL12 ёмкостью 3,9 Вт*ч, что для ультракомпакта весьма неплохо. Согласно заявлениям производителя, камера способна отснять на одном заряде 270 кадров, разумеется, по методологии CIPA. Тестирование проводилось в режиме обычной работы, то есть для сравнения полученный результат непригоден, но всё же на него можно ориентироваться. В полевых условиях камера отсняла 325 кадров, что является весьма неплохим результатом. Индикатор уровня заряда фактически бесполезен, ведь отображает либо высокий уровень заряда, либо сразу низкий, а затем критический уровень заряда, который загорается перед автоматическим выключением питания камеры. В общем, полагаться на него не стоит. Аккумулятор заряжается в корпусе камеры от зарядного устройства с разъёмом USB (соединение с камерой производится при помощи дата-кабеля) либо от USB-шины ПК/автомагнитолы, что позволяет пополнить заряд в полевых условиях. Также стоит отметить конструкцию зарядки со сменными насадками, что в сумме с «автовольтажом» от 100 до 240 Вольт позволяет использовать зарядку в любой стране мира, однако есть небольшая загвоздка — в комплекте идет только одна насадка, рассчитанная под регион реализации камеры.
Камера оставила весьма приятные впечатления. Для начала стоит отметить красивый и прочный корпус и отличное качество покрытия. К слову, с субъективной точки зрения корпус, окрашенный в тёмно-серебристый цвет, сморится наиболее эффектно и стильно, к тому же серебристая модификация совершенно не боится отпечатков. Также похвалы заслуживают быстрый интерфейс и качественный экран. Скоростные характеристики у камеры весьма неплохие, и пускай в ШУ-положении автофокус не самый быстрый, зато в телеположении камера оказалась быстрее всех протестированных нами конкурентов с объективами с кратностью трансфокатора 14х и выше. Отдельно стоит упомянуть экспозамер, который хоть и допускает солидные промахи при флуоресцентном освещении, но зато автоматика отлично справляется со съёмкой в тяжёлых условиях, где большинство даже более дорогих компактов капитулируют.
Автоматическое определение баланса белого также далеко не самое точное, но всё же зачастую отклонение невелико и не особо заметно невооружённым глазом. Качество видео очень высокое, конечно, если не забывать, что S9100 — это всё же не видеокамера. Не хватает только поддержки AVCHD. В общем, камера рекордных показателей нигде не демонстрирует, но в комплексе обходит большинство конкурентов, а главное, у неё нет серьёзных недостатков.
Благодарим украинское представительство компании Nikon за предоставленный на тестирование фотоаппарат.