Оригинал материала: https://3dnews.kz/615680

Мечта экстремала. Обзор SLI-тандема из двух ZOTAC GeForce GTX 590

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

Для определённой категории компьютерных энтузиастов игра в максимальном разрешении с бешеным FPS — то же самое, что для гонщика «Формулы-1» — проехать несколько десятков кругов по виражам очередной трассы в борьбе за кубок. Вот только, в отличие от «Формулы-1», самые мощные компьютерные комплектующие могут позволить себе куда больше людей, ведь высокая, по меркам IT-индустрии, цена старших графических ускорителей ничтожно мала в сравнении со стоимостью спортивного автомобиля. Сегодня на повестке дня стоит вопрос, насколько хороши самые крутые графические связки, и ответить на него нам помогут тандемы из старших графических ускорителей от AMD и NVIDIA. Зелёный лагерь представляет пара ускорителей ZOTAC GeForce GTX 590, ну а за «красных» выступает пара эталонных образцов Radeon HD 6990.

Видеосистема, состоящая из пары двухчиповых видеокарт, обладает нешуточной производительностью, однако столь высокая вычислительная мощь требует контроля, ведь энергопотребление тандема крайне велико, особенно под нагрузкой, да и тепловыделение, надо сказать, неслабое. Именно поэтому, если вы рассчитываете приобрести подобный комплект себе домой, необходимо хорошенько подготовиться. Впрочем, если в ваших силах отдать порядка пятидесяти тысяч рублей за пару видеокарт, значит почти наверняка проблем с покупкой хорошего корпуса с качественной вентиляцией и мощного БП не будет.

Ещё один достаточно важный момент, на который стоит обратить своё внимание, — разрешение монитора, для которого планируется приобретение связки из четырех GPU. Дело в том, что наши предыдущие тесты неоднократно подтверждали тот факт, что и в одиночку флагманские ускорители NVIDIA и AMD зачастую упираются в вычислительную мощь процессора при работе в разрешении 1680x1050 и даже 1920x1200, так что в случае с топовыми тандемами обязательным условием для раскрытия их потенциала будет не только наличие мощного (желательно разогнанного) CPU, но и хорошего монитора, работающего в высоком разрешении.

Итак, переходим к внешнему осмотру главных героев нашего обзора — видеокарт ZOTAC GeForce GTX 590.

С момента нашей последней встречи с продуктами ZOTAC прошло немало времени, и за этот период дизайнеры компании поработали над внешним видом упаковки своих продуктов. Так, в отличие от флагманов недавнего прошлого, ускоритель ZOTAC GeForce GTX 590 поставляется в существенно модифицированной с точки зрения дизайна упаковке. Отныне на коробке нет места сказочным драконам и прочим экзотическим существам. Чёткие линии, сочные, но не перенасыщенные цвета, внимание к деталям — строгость во всём. На лицевой и обратной сторонах упаковки собраны все основные данные о возможностях GeForce GTX 590 от ZOTAC, в том числе и описание поддерживаемых технологий.

Снимаем тонкий картонный кожух, открываем коробку. Внутри находятся два отсека. В первом, под прозрачной пластиковой крышкой, располагается сам ускоритель ZOTAC GeForce GTX 590. Чуть ниже, в отдельном отсеке, находится комплект поставки, включающий в себя:

  • Переходник с DVI на VGA
  • Переходник питания с PCI-Ex → 2 x Molex
  • Подарочный сертификат на игру Assassin’s Creed
  • Набор инструкций и брошюр
  • Диск с драйверами

Сама плата является точной копией эталонного решения NVIDIA. Разница заключается лишь в наклейке на кожухе системы охлаждения. Тактовые частоты, на которых работает ZOTAC GeForce GTX 590, также совпадают с рекомендованными NVIDIA значениями. С одной стороны, безусловно, хотелось бы видеть оригинальную разработку инженеров ZOTAC, поскольку эталонные платы NVIDIA не отличаются высоким разгонным потенциалом, и над этим стоило бы поработать. С другой — GTX 590, как мы уже выяснили, и без разгона показывает достойную производительность, так что для большинства покупателей этот фактор не будет решающим.

На панели выводов, помимо вентиляционных отверстий, располагаются три разъёма DL DVI-I и один mini-DisplayPort.

Как и у некоторых других моделей GeForce, для монтажа системы охлаждения ZOTAC GeForce GTX 590 используются винты с головками под шестигранную отвёртку. Перед тем как в домашних условиях разбирать такой ускоритель, убедитесь в наличии соответствующих инструментов, в противном случае можно сорвать резьбу на винтах при попытке демонтировать систему охлаждения.

Для более эффективного отвода тепла вентилятор располагается прямо по центру системы охлаждения. Таким образом, кулер протягивает прохладный воздух через оба радиатора GPU.

Графические чипы ZOTAC GeForce GTX 590 охлаждаются при помощи термокамер, спрятанных в массивных медных основаниях. На каждом таком основании располагается прямоугольный радиатор, набранный из алюминиевых ребер.

Перейдем к подсистеме питания. Для питания графических процессоров используются два контроллера CHiL Semiconductor CHL8266 (по 5 фаз на каждый GPU). Питание памяти: два контроллера Anpec APW7066 (одна фаза Vdd + одна фаза Vddq). Кроме того, однофазное питание используется на коммутаторе NF200, за него отвечает контроллер Anpec APW7142.

На плату установлены 24 микросхемы памяти Samsung стандарта GDDR5 с маркировкой K4G10325FE-HC04. Суммарный объём видеопамяти составляет 3072 Мбайт. Чипы имеют время доступа 0,4 нс, а их номинальная частота равна 1000 МГц (4000 МГц QDR), однако рабочая частота видеопамяти составляет 853 МГц (3414 МГц QDR).

Разгон. Тестирование. Выводы

Прежде всего, ознакомьтесь с конфигурацией тестового стенда и настройками приложений:

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-870 @ 4,0 ГГц (182x22)
Система охлаждения GlacialTech F101 + 2x120-мм кулера
Материнская плата ASUS Maximus III Extreme
Оперативная память DDR3 Super Talent 2x2 Гбайт @ 1890 МГц @ 9-9-9
Блок питания IKONIK Vulcan 1200 Вт
Жёсткий диск Samsung SpinPoint 750 Гбайт
Корпус Cooler Master Test Bench 1.0
Операционная система Windows 7 Ultimate x64
Версия драйверов для карт AMD AMD Catalyst 11.7 + Catalyst Application Profiles 11.7
Версия драйверов для карт NVIDIA Программное обеспечение NVIDIA версии 280.26 WHQL

Тестирование проводилось в следующих приложениях:

3DMark Vantage Пресеты Performance, High, Extreme
3DMark 11 Пресеты Performance, Extreme
Battleforge DX 10 Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
DiRT 3 DX 11 Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Crysis v 2 DX11 Экстремальная детализация + текстуры высокого разрешения, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Экстремальная детализация + текстуры высокого разрешения, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Just Cause 2 DX 10 Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Alien versus Predator DX 11 Benchmark Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
FarCry 2 DirectX 10 benchmark Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Mafia II Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена
Metro 2033 DX11 Benchmark Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселяция включена
Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселяция включена
Unigine Heaven 2.0 Максимальная детализация, тесселяция в режиме Extreme, 1920x1200/1680x1050 no AA/AF
Максимальная детализация, тесселяция в режиме Extreme, 1920x1200/1680x1050 4xAA/16xAF
Lost Planet 2 Benchmark DX11, Максимальная детализация, тесселяция включена, 1920x1200/1680x1050 no AA/AFDX11, Максимальная детализация, тесселяция включена, 1920x1200/1680x1050 4xAA/16xAF
HAWX 2 Benchmark DX11, Максимальная детализация, тесселяция включена, 1920x1200/1680x1050 no AA/AFDX11, Максимальная детализация, тесселяция включена, 1920x1200/1680x1050 4xAA/16xAF
Настройки драйвера AMD Catalyst 11.7 — По умолчанию
Antialiasing Application Settings
Anisotropic filtering Application Settings
Tesselation AMD Optimized
Catalyst A.I. Texture Filter Quality Quality, Enable Surface Format Optimization
Wait for V-Sync Disable, unless application Specifies
AA Mode Multisample
Triple buffernig Disable
Настройки драйвера NVIDIA — По умолчанию
CUDA графические процессоры Все
Анизотропная фильтрация Управление приложением
Вертикальная синхронизация Использовать настройку 3D-приложения
Затенение фонового освещения Выкл.
Максимальное количество заранее подготовленных кадров 3
Потоковая оптимизация Авто
Режим управления электропитанием Адаптивный
Сглаживание — гамма-коррекция Выкл.
Сглаживание — режим Управление от приложения
Тройная буферизация Выкл.
Ускорение нескольких дисплеев Режим многодисплейной производительности
Фильтрация текстур — анизотропная оптимизация Выкл.
Фильтрация текстур — качество Качество
Фильтрация текстур — отрицательное отклонение УД Разрешить
Фильтрация текстур — трилинейная оптимизация Вкл.

В тестировании принимали участие следующие видеокарты:

  • NVIDIA GeForce GTX 580 1536 Мбайт (772/1544/4008)
  • AMD Radeon HD 6970 (880/5500)
  • AMD Radeon HD 6990 (880/5000)
  • NVIDIA GeForce GTX 590 (607/1215/3414)
  • AMD Radeon HD 6990 (880/5000) CrossFireX
  • NVIDIA GeForce GTX 590 (607/1215/3414) 4-Way SLI

#Замечания по тестированию

Как мы уже говорили в начале статьи, для раскрытия всего потенциала графического тандема из четырех GPU необходимо, чтобы процессор не ограничивал мощь ускорителей, кроме того, рабочее разрешение, в котором будут запускаться игры, должно быть как минимум Full HD.

В качестве нового тестового монитора к нам в редакцию попал 27-дюймовый продукт NEC, который неплохо показал себя в наших тестах. Новый монитор позволяет играть в игры с разрешением 2560x1440, так что теперь мы сможем более объективно оценить возможности того или иного ускорителя. Кроме того, центральный процессор, установленный на тестовом стенде, несколько разогнан, это определённо позитивно скажется на результате.

Видеокарта Radeon HD 6990 имеет два режима работы, один из которых — обычный, другой — турбо. Второй режим почти всегда стабилен, так что в наших тестах мы будем использовать результаты, полученные в турборежиме.

#Разгон

Естественно, получив в свое распоряжение такие мощные видеокарты, мы попытались их разогнать. Разгон — дело хорошее, но до тех пор, пока всё получается... В нашем же случае проблемы со стабильностью начались сразу после поднятия частот GPU. Так что мы решили обойтись тестированием на номинальных частотах.

#Результаты тестирования

При тестировании дорогих тандемов из нескольких видеокарт мы уже не раз говорили о необходимости организации качественного охлаждения видеосистемы. Как можно догадаться, установленные видеокарты греют не только воздух вокруг себя, но и друг друга, так что хороший обдув прилегающего к ним пространства обязателен. Интересно, что в режиме холостого хода самый горячий GPU на паре ускорителей ZOTAC GeForce GTX 590 прогрелся до 52 градусов, что на 1 градус хуже, чем у ускоренной версии Radeon HD 6990 CF, а вот под нагрузкой ситуация несколько иная. Обычно холодные карты AMD в этом тесте показывают результат худший, чем у GeForce GTX 590 SLI от ZOTAC. Справедливости ради отметим, что в режиме холостого хода разница в температуре не в пользу зелёных мало на что влияет, а вот 3 градуса в режиме игровой нагрузки — это уже заметнее. С формальной точки зрения по температурным показателям карты AMD Radeon HD 6990 в CrossFireX смотрятся неидеально.

А вот с точки зрения энергопотребления видеокарты NVIDIA всё ещё позади. Судите сами, при игровой нагрузке разница в пользу связки AMD Radeon HD 6990 OC CF в сравнении с ZOTAC GeForce GTX 590 SLI более чем заметна, 73 Вт — не шутка! Обратите внимание, что в некоторых случаях GeForce GTX 580 с одним своим GPU потребляет больше, чем Radeon HD 6990 OC. Кстати, вышеприведенная диаграмма наглядно иллюстрирует, зачем нужны киловаттные блоки питания. Если система с одним жестким диском и не самым горячим процессором потребляет почти 700 Вт, то можете себе представить, сколько потребуется для стабильной работы системы с внушительным RAID-массивом и шестиядерным процессором. Так что существование киловаттников — не просто прихоть маркетологов, они иногда бывают очень кстати.

Оценка производительности силами синтетических пакетов проста и незатейлива. Запустил, нажал пару кнопок и получил результат. Как оценка производительности в реальных игровых приложениях такой результат вряд ли пригодится, а вот как инструмент примерного сравнения видеокарт между собой — в самый раз. По результатам видно, что в лёгком режиме ускорители ZOTAC GeForce GTX 590 SLI идут почти наравне с Radeon HD 6990 OC CF, а вот с ростом нагрузки продукты NVIDIA вырываются вперёд. Более того, в сверхтяжёлом режиме — Extreme — топовые ускорители AMD в паре показывают весьма слабый результат, увеличить который не удалось ни после переустановки драйверов, ни после переустановки CrossFireX профилей. Печально, но первый сигнал о недостаточной оптимизации драйверов AMD под Quad CrossFire получен.

В 3DMark 11 ситуация несколько иная, но совсем уж странная. В обоих режимах система с тандемом из двух GTX 590 набирает больше всего очков за мощность графического адаптера, но почему-то проигрывает конкурентам по общей производительности. Однако процессор и память не менялись, и с логической точки зрения такой результат просто невероятен. Объяснить подобное поведение можно, лишь предположив, что странные результаты обусловлены неверным алгоритмом расчета в 3DMark 11, и относится к ним стоит со здоровой долей скептицизма.

Надо сказать, что оба тандема показывают прекрасную производительность: частота смены кадров превышает сотню, и это в разрешении 2560x1440 с полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией!

Соотношение сил при сравнении сопоставимых по классу решений сохраняется как в случае с одночиповыми решениями, так и в случае со связками из двухчиповых. Видеокарта GeForce GTX 590 опережает Radeon HD 6990 OC, равно как и ускорители ZOTAC GeForce GTX 590, работающие в SLI, показывают лучший результат в сравнении с Radeon HD 6990 OC CF.

Наверняка многие из вас знают, что игра DiRT 3 создавалась при активном участии AMD, однако, несмотря на это, мы нашли в работе игры ряд недостатков, которые проявляются на ускорителях Radeon. Итак, на системе со связкой из двух Radeon HD 6990 OC, при попытке запустить встроенный бенчмарк или проехаться по трассе игра просто вылетает. Именно поэтому на графиках результаты Radeon HD 6990 OC CF нулевые.

Топовые продукты NVIDIA работают без нареканий и сбоев, однако огорчает крайне низкая масштабируемость результатов. Судя по всему, наш процессор далёк от того, чтобы раскачать в DiRT 3 связку из двух топовых видеокарт даже в сверхтяжёлом разрешении.

Владельцы Crysis 2 не так давно получили возможность наслаждаться всеми прелестями DirectX 11 и текстур высокого разрешения в этой суперсовременной игре. Если говорить о разрешении 1920x1200, то здесь фактически наблюдается ничья. Разница в производительности ZOTAC GeForce GTX 590 SLI и Radeon HD 6990 OC CF находится в пределах погрешности, но зато при переходе к сверхвысокому разрешению производительность тандема AMD падает, в то время как Quad SLI на удивление держит FPS примерно на том же уровне.

Старичок Far Cry 2 в этот раз удивил. Вопреки ожиданиям, с последними на момент тестирования драйверами AMD, результаты AMD Radeon HD 6990 OC CF оказываются лучше, чем то, на что способна связка ZOTAC GeForce GTX 590 SLI.

А вот Just Cause 2 сюрпризов не преподнёс. Всё как и прежде — впереди AMD. Даже двухчиповый монстр Radeon HD 6990 OC «делает» четыре чипа GF110.

В игре Alien versus Predator ускорители AMD Radeon HD 6990 OC демонстрируют прекрасную масштабируемость результатов при активации CrossFireX! Смотрите сами, почти двукратный прирост производительности! Впрочем, по качеству масштабирования ускорители GeForce GTX 590, работающие в SLI, тоже не отстают, однако абсолютные показатели скорости ниже, чем у одноклассников AMD.

И всё-таки удивительная вещь — драйверы. Качественная оптимизации кода может возвысить не самую мощную железку, а плохой код — наоборот, задушить даже мощнейший флагманский ускоритель. Уверенная победа ZOTAC GeForce GTX 590 SLI в разрешении 1920x1200 сменяется поражением при переходе к 2560x1440, более того, в этом разрешении пара топовых моделей NVIDIA не способна показать достойный результат во встроенном в игру бенчмарке. Мы более чем уверены в том, что такое поведение связано с ошибками оптимизации драйверов, поскольку повторное тестирование, как и переустановка ПО видеокарт, не повлияло на итоговый результат. Что же, по очкам в Metro 2033 между красными и зелёными — ничья.

Преимущество ZOTAC GeForce GTX 590 SLI над решением конкурента очевидно. В обоих разрешениях пара флагманов NVIDIA опережает Radeon HD 6990 OC CF примерно на 25%, впрочем, это не мешает Radeon HD 6990 OC CF показывать достойные результаты производительности даже в 2560x1440.

В Unigine Heaven 2.5 борьба двухчиповых ускорителей GeForce GTX 590 и Radeon HD 6990 оканчивается победой NVIDIA, а вот при переходе к парным видам спорта картина немного меняется. Да, ускорители ZOTAC на базе GPU NVIDIA по-прежнему впереди, однако разница в производительности с Radeon HD 6990 OC CF минимальна.

В игре HAWX 2 любой из участников нашего теста, даже «малыш» Radeon HD 6970 показывает прекрасную производительность в максимальном разрешении. В лидерах ZOTAC GeForce GTX 590 SLI, следом, как и предполагалось, Radeon HD 6990 OC CF.

В более низком разрешении одиночная GTX 590 оказывается даже чуть быстрее, чем две такие же видеокарты, однако разница укладывается в погрешность — здесь производительность явно уперлась в процессор.

В игре Mafia II масштабируемость результатов у видеокарт AMD Radeon HD 6990 OC, работающих в CrossFireX-связке, находится на очень низком уровне, что негативно сказывается на позиции этого тандема относительно ZOTAC GeForce GTX 590 SLI, который показывает отличный результат.

#Выводы

По правде говоря, покупка Quad SLI или Quad CrossFireX — удел очень узкого круга людей даже из среды энтузиастов. Во всех современных играх любой двухчиповый монстр независимо от «цвета кожуха СО» показывает хорошую производительность даже в самых тяжёлых режимах, и только отдельные проекты вроде Metro 2033 умудряются нарушить эту идиллию. Так что если вы хотите получить супермощный игровой компьютер и при этом не испытывать проблем с совместимостью в играх, то ваш выбор — двухчиповый CrossFireX- или SLI-тандем. Quad SLI или Quad CrossFireX остаются скорее для тех, кто хочет поиграть мускулами перед соседями и получить совсем уж выдающуюся, почти рекордную производительность. Однако не забывайте обновлять драйверы, это сохранит ваши нервы.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/615680