Конфигурации типа Quad-SLI и Quad-CrossfireX мы уже протестировали в отдельной статье, а потом столкнули их с мощной одиночной видеокартой — ASUS MARS II. И выяснилось, что четыре графических процессора в компьютере — это, конечно, солидно, но реальный прирост в производительности по сравнению с двухпроцессорным SLI далеко не всегда оправдывает деньги, вложенные в пару GeForce GTX 590 или Radeon HD 6990. Может быть, комбинация из трех GTX 580, к тому же с 3 Гбайт памяти на каждой карте, выступит более успешно? Проверим это при помощи новеньких плат от Palit Microsystems.
Кроме того, как бы нам еще поиздеваться над топовыми графическими ускорителями, пока NVIDIA и AMD не выпустили новое поколение GeForce и Radeon? Они справляются даже с Crysis 2 в режиме DirectX 11! Тогда, если у нас на повестке дня стоят три видеокарты, то пусть и мониторов тоже будет три штуки. В конце концов, не для того люди тратят по полторы тысячи баксов на апгрейд, чтобы потом играть в жалком разрешении 1920x1080. Заставим участников тестирования поработать в режиме 5760х1080. Хотя на сей раз это касается лишь продукции NVIDIA: технология Eyefinity, которая обеспечивает вывод картинки на три дисплея картам AMD, требует подключения по интерфейсу DisplayPort, а наши тестовые мониторы таких портов не имеют. Так что Eyefinity еще предстоит дождаться своей очереди.
Но если наши подопытные монстры справятся даже с экстремальным разрешением, то пусть попробуют делать то же самое, только в стереорежиме с очками 3D Vision. А на десерт — бенчмарк Battlefield 3, также в разрешении 5760х1080.
⇡#Palit GeForce GTX 580 3 Гбайт
Платы, которые в сегодняшнем тесте будут представлять конфигурацию 3-Way SLI, выполнены по оригинальному дизайну и во многих отношениях отличаются от референсного GeForce GTX 580. Главная особенность — 3 Гбайт набортной видеопамяти. Между прочим, это больше, чем объем системной RAM у компьютеров начального уровня. Кроме того, карта немного разогнана по сравнению с эталоном — с 772 до 783 МГц по частоте GPU и с 4004 до 4020 МГц по частоте памяти. Ее средняя цена в московских интернет-магазинах — 16,5 тыс. рублей, это один из наиболее дешевых вариантов GTX 580, если не самый.
Palit GeForce GTX 580 3 Гбайт | |
---|---|
Компоненты | |
GPU | NVIDIA GF110 |
Тактовая частота, МГц: ядро / шейдерный домен | 783/1566 |
Видеопамять: тип, объем | GDDR5, 3 Гбайт |
Эффективная тактовая частота памяти, МГц | 4020 |
Ширина шины памяти, бит | 2х 384 |
Интерфейс | PCI-Express 2.0 x16 |
Вывод изображения | |
Частота RAMDAC, МГц | Н/Д |
Макс. разрешение: DVI / D-Sub | 2560x1600 2048x1536 |
Разъемы | 2 х DVI-I, 1 x HDMI, 1 x DisplayPort |
Физические характеристики | |
Габаритные размеры: ДхВхГ, мм | 267х45х635 |
Масса, г | Н/Д |
Гарантийный срок, лет | 3 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных |
Поэтому комплект поставки платы небогат: только диск с драйверами, руководство по установке, переходник с DVI на VGA и Y-образный кабель для питания восьмиконтактного входа от двух шестиконтактных линий.
Охлаждается карта не одиночной турбинкой, как референсная GTX 580, а парой вентиляторов классического типа на подшипниках качения.
Внутри — радиатор с четырьмя теплотрубками. Графический процессор отдает тепло через медную подошву, а чипы памяти и силовая обвязка — посредством влажных прокладок.
Уровень шума у этой конструкции, по субъективному впечатлению, такой же, как у референсного кулера. Судя по тестам, не отличается и эффективность теплоотвода.
На заглушке карты нашлось место для разъема DisplayPort, которого у эталонных GTX 580 нет.
У Palit GTX 580, как и у референсной карты, восемь фаз питания — шесть используются графичеcким процессором, две отданы видеопамяти.
Питанием GPU управляет чип ON Semiconductor ADP4100.
За память отвечает малюсенькая микросхемка неизвестного происхождения с маркировкой DQ-CL F3K. По всему видно, что оригинальный дизайн этого GTX 580 разработан отнюдь не для того, чтобы поднять разгонный потенциал. Скорее всего, дело в унификации производства: на основе этой же платы Palit выпускает свою версию GTX 570. Отсюда и низкая цена нашего сегодняшнего гостя.
Чипы памяти от Elpida, судя по маркировке W2032BABG-50-F, рассчитаны на эффективную тактовую частоту 5 ГГц.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
Центральный процессор | Intel Core i7-870 @ 4,0 ГГц (182x22), SpeedStep и TurboBoost выкл. |
Материнская плата | ASUS Maximus III Extreme |
Оперативная память | DDR3 Super Talent 2x2 Гбайт @ 1890 МГц @ 9-9-9 |
ПЗУ | Samsung SpinPoint 750 Гбайт |
Система охлаждения ЦП | GlacialTech F101 + 2 кулера 120 мм |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Корпус | Cooler Master Test Bench 1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 |
ПО для карт AMD | AMD Catalyst 11.9 + Catalyst Application Profiles 11.9 |
ПО для карт NVIDIA | Программное обеспечение NVIDIA версии 280.26 WHQL |
Настройки драйвера AMD Catalyst — по умолчанию | |
---|---|
Antialiasing | Application Settings |
Anisotropic Filtering | Application Settings |
Tesselation | AMD Optimized |
Catalyst A.I. Texture Filter Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Wait for V-Sync | Disable, unless application Specifies |
AA Mode | Multisample |
Triple buffernig | Disable |
Настройки драйвера NVIDIA | |
CUDA графические процессоры | Все |
Анизотропная фильтрация | Управление приложением |
Вертикальная синхронизация | Использовать настройку 3D-приложения |
Затенение фонового освещения | Выкл. |
Максимальное количество заранее подготовленных кадров | 3 |
Потоковая оптимизация | Авто |
Режим управления электропитанием | Адаптивный |
Сглаживание — гамма-коррекция | Выкл. |
Сглаживание — режим | Управление от приложения |
Тройная буферизация | Выкл. |
Ускорение нескольких дисплеев | Режим многодисплейной производительности |
Фильтрация текстур — анизотропная оптимизация | Выкл. |
Фильтрация текстур — качество | Качество |
Фильтрация текстур — отрицательное отклонение УД | Разрешить |
Фильтрация текстур — трилинейная оптимизация | Вкл. |
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Режим тестирования | Разрешение |
3DMark Vantage | DirectX 10 | Профили Performance, High, Extreme | - | - |
3DMark 11 | DirectX 11 | Профили Performance, Extreme | - | - |
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | Максимальная детализация, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme |
AA 4х AF 16x |
1920х1080 2560х1440 5760x1080 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | Карта Downtown/Adrenaline. Макс. детализация, текстуры высокого разрешения, DirectX 11 | AA 4х | 1920х1080 2560х1440 5760x1080 |
Far Cry 2 + Far Cry 2 Benchmark Tool | DirectX 10 | Карта Ranch Small Макс. детализация |
AA 4х | 1920х1080 2560х1440 5760x1080 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark | DirectX 11 | Максимальная детализация, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. |
MSAA 4x AF 16x |
1920х1080 2560х1440 |
Aliens versus Predator + Alien vs Predator Benchmark Tool | DirectX 11 | Максимальная детализация, DirectX 11 | AA 4х AF 16x |
1920х1080 2560х1440 5760x1080 |
Lost Planet 2 DX 11 Benchmark | DirectX 11 | Тест B. Максимальная детализация, тесселяция |
AA 4х | 1920х1080 2560х1440 5760x1080 |
DiRT 3 | DirectX 11 | Максимальная детализация | AA 4х AF 16x |
1920х1080 2560х1440 5760x1080 |
Mafia 2 | DirectX 11 | Максимальная детализация, NVIDIA PhysX выкл. |
AA вкл., AF 16x |
1920х1080 2560х1440 5760x1080 |
Just Cause 2 | DirectX 10 | Максимальная детализация | AA 4х, AF 16x |
1920х1080 2560х1440 5760x1080 |
Battlefield 3 | DirectX 11 | Максимальная детализация | AA 4х, AF 16x |
1920х1080 2560х1440 5760x1080 |
В тестировании приняли участие следующие видеоадаптеры и многопроцессорные конфигурации:
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
По температурному режиму Palit GeForce GTX 580 идентична референсной карте. Нет существенных различий и в потреблении энергии. В SLI-конфигурации нагрев зависит от продува корпуса и возможности разместить видеокарты на достаточном расстоянии друг от друга. Если материнская плата вынуждает устанавливать адаптеры впритык, то тот, что повернут к товарищу лицевой стороной, непременно перегреется. И не забудьте о мощном блоке питания. Три одиночные видеокарты потребляют гораздо больше энергии, чем две GTX 590, даже при работе в офисных приложениях на сниженных частотах.
Palit GeForce GTX 580, хоть и стоит дешевле моделей, специально заточенных под оверклокинг, отлично разогналась до 920 МГц и 4250 МГц — частота GPU и видеопамяти соответственно. Напряжение на процессоре для этого пришлось поднять до 1,138 В.
⇡#Производительность, синтетические тесты
В тесте 3DMark Vantage тройка адаптеров Palit уверенно обходит систему Quad-SLI по основному баллу бенчмарка. И только в режиме Extreme дуэт GTX 590 берет первенство по уровню Graphics Score. Равный соперник для карт Palit – это сдвоенные Radeon HD 6990.
При переходе к следующей версии бенчмарка 3-Way SLI сохраняет большое преимущество по сравнению с Quad-SLI. Тандем HD 6990 показывает равную производительность в тяжелом режиме Extreme и заметно более эффективен в легком Performance.
⇡#Производительность, игровые тесты
Сегодня мы тестируем топовые многопроцессорные конфигурации, поэтому бенчмарки проводятся в самых тяжелых режимах: разрешение не опускается ниже 1920х1080, во всех играх активирована анизотропная фильтрация и антиалиасинг. Большинство тестов также запускали с тремя мониторами формата Full HD, а некоторые удалось протестировать в режиме 3D Vision Surround. Из этого списка полностью выпало только Metro 2033 — при разрешении 5760х1080 игра не может отработать даже первые секунды демки и закрывается с ошибкой. DiRT 3 попросту не запускается в 3D, а в долгожданном Battlefield 3 поддержка 3D Vision пока не активирована, но разработчики обещают, что скоро выйдет соответствующий патч.
Для поддержки Surround нужен SLI, поэтому одиночные карты GTX 580 в таком режиме не тестировались. Кроме того, в некоторых играх и GTX 590 отказывался нормально работать с 3D, поэтому в диаграмме возникает аккуратный нолик.
Начнем с Unigine Heaven. Здесь продолжается линия, заданная синтетическими тестами: по производительности 3-Way SLI сравним с двумя GTX 590, но в разрешении 2560х1440 и 3D Vision Surround он значительно быстрее. Quad-конфигурация на базе Radeon HD 6990 выступает полным аналогом тандема из GTX 590.
Такая же картина наблюдается и в Crysis 2. С тремя GTX 580 вполне можно играть при разрешении 5760x1080 в 3D, с антиалиасингом и средним FPS больше 30. А на двух GTX 590 Crysis 2 в 3D просто не запустился.
Far Cry 2 — семечки для таких карт, поэтому скорость одинаково хороша в любом разрешении, включая 5760x1080, но активация 3D Vision съедает больше половины FPS. В целом 3-Way SLI все-таки быстрее Quad-системы NVIDIA. Но как бы то ни было, лидер в этом тесте — пара Radeon HD 6990 в режиме CrossFireX.
Metro 2033, видимо, совершенно не совместим с NVIDIA Surround, как в 3D, так и в 2D, да и слабо масштабируется в SLI-конфигурациях. Для игры в высоком разрешении здесь лучше всего подходит тандем Radeon HD 6990, а все комбинации GeForce не могут оторваться от планки в 30 FPS.
То ли дело AvP! Производительность SLI взлетает вместе с каждым дополнительным GPU. Но тактовые частоты имеют определяющее значение, и тандем GTX 590 не может составить достойной конкуренции трем отдельным GTX 580. Как и в случае с Crysis 2, 3-Way SLI позволяет играть в AvP на трех мониторах со стереоочками, сохраняя комфортный фреймрейт. Что касается черно-красного лагеря, то Crossfire-конфигурации получают ничуть не меньший бонус к производительности. В разрешениях 1920х1080 и 2560х1440 пару Radeon HD 6990 не в состоянии догнать ни один участник тестирования.
Lost Planet 2 может нагрузить не больше двух GPU, и весь дополнительный расход денег и электроэнергии позволяет выжать из игры лишь несколько дополнительных FPS. Лидером в этом тесте опять стала тройка Palit GeForce GTX 590. В режиме Surround обеспечивается отличная частота смены кадров, хотя в 3D она уже опускается ниже границы комфорта. На системе Quad-SLI при разрешении 5760x1080 3D включить не удалось.
Ну а в DiRT 3 и само по себе разрешение 5760х1080 покорилось лишь трем GTX 580 и тандему из GTX 590, в остальных случаях возникли ошибки. Игра хорошо масштабируется в SLI от одного до трех GPU, но добавлять к одной карте GTX 590 вторую такую же тут бесполезно. Очень достойную скорость продемонстрировал и тандем Radeon HD 6990, на уровне 3-Way SLI.
Mafia 2 отличилась безукоризненной работой в разрешении 5760x1080 и режиме 3D Vision. При этом сохраняется вполне достаточная для комфортной игры частота смены кадров. Mafia 2 хорошо распараллеливает нагрузку на GPU вплоть до появления третьего процессора. Четвертый чип в SLI-конфигурации уже только служит балластом. Игра явно заточена под продукты NVIDIA, и тандем Radeon HD 6990 может соперничать в лучшем случае с двумя GeForce GTX 580.
Just Cause 2 наконец-то дал отыграться команде AMD: даже единственный Radeon HD 6990 легко обошел всех соперников из стана NVIDIA. Среди зеленых только система 3-Way SLI удерживает FPS на грани комфорта в 3D Vision Surround.
А на десерт — Battlefield 3. В игре нет встроенного бенчмарка, и даже сторонних утилит пока не сделали. Поэтому наш тест представлял собой пробег из пункта А в пункт Б в первой миссии с участием морпехов, а программа Fraps попутно регистрировала FPS. Маршрут весьма предсказуемый, и получившимся результатам можно доверять. Но имейте в виду, что это спокойная сцена и игре нужен запас в пару десятков FPS, чтобы перестрелки не превращались в слайд-шоу.
Battlefield 3 полностью соответствует лозунгу «NVIDIA. The way it’s meant to be played». Ни одна другая игра из всего набора бенчмарков не способна так хорошо использовать Quad-SLI. Досадно, что при разрешении 5760x1080 такая система начинает отчаянно тормозить — очередной каприз Surround-режима. К счастью, конфигурация с тремя Palit GeForce GTX 580 обеспечивает в таких условиях вполне комфортный FPS, а в стандартных разрешениях игра работает идеально гладко, с большим запасом производительности.
Тандем из двухчиповых видеокарт в одной системе — впечатляющее зрелище, но практического смысла в таких покупках пока что мало. Разработчики игр движутся в этом направлении и уже смогли освоить конфигурации из двух и трех GPU. Полноценно загрузить четвертый графический процессор из современных игр могут лишь единицы. Поэтому если есть желание и возможность вложить круглую сумму в топовый игровой компьютер, то лучше взять три отдельные видеокарты. Это справедливо по меньшей мере для платформы NVIDIA.
Что касается GeForce GTX 580 в исполнении Palit, то это едва ли не самые дешевые адаптеры в своей категории, да еще и с тремя гигабайтами памяти, которые придутся как нельзя кстати в играх с детализированными текстурами при сверхвысоких разрешениях одиночного дисплея или в мультимониторной конфигурации.