Оригинал материала: https://3dnews.kz/627463

Жизнь как чудо. Месяц с PlayStation Vita

Технические характеристики

Пожалуй, не будем длинными словами рассказывать вам о предназначении каждой кнопки на корпусе устройства — это все как будто очевидно (на случай, если вам так не кажется — можете проконсультироваться у этой картинки). Также не будем сильно заострять внимание и на начинке: после того, как золотые руки из iFixit разобрали PS Vita едва ли не на молекулы, это было бы как-то даже неприлично.

Для особенно охочих до цифр читателей приведем таблицу технических характеристик. Про остальные моменты, касающиеся железа, вроде «дисплей прекрасен, процессор дико мощный и так далее» вы можете прочитать, в общем, где угодно — например, в нашем достаточно подробном первом взгляде на PS Vita, приуроченном к российскому (он же европейский) запуску консоли.

Характеристики Sony PlayStation Vita
Процессор Четырехъядерный ARM Cortex-A9
Видеоподсистема PowerVR SGX543MP4+, 128 Мбайт
ОЗУ 512 Мбайт
Экран 5″ мультисенсорная OLED-матрица с разрешением 960х544 пикселя
(Samsung)
Камеры Фронтальная и задняя VGA-камеры (640х480)
Интерфейсные разъемы 3,5-мм разъем для наушников
Разъем Vita card (для игровых карт)
Разъем Vita memory card
Порт для подключения аксессуаров
Порт питания/связи с компьютером (USB)
Звук Стереодинамики
Связь Wi-Fi IEEE 802.11b/g/n
Bluetooth 2.1+EDR
Модуль 3G (опционально)
Батарея 3-5 ч в режиме игры, 5 ч в режиме просмотра видео,
9 ч в режиме прослушивания музыки
Время зарядки составляет 2 ч 40 мин
Дополнительно Трехосевой гироскоп, акселерометр и электронный компас,
GPS (только в версии 3G/Wi-Fi)

Следует упомянуть батарейку. Заявленные производителем цифры, похоже, в данном случае близки к истине. Вообще, время жизни Vita зависит от многого — беспроводных интерфейсов, камеры, конкретной нагрузки на процессор, так что проверить все досконально практически невозможно. Так или иначе, в реальных играх консоль работала порядка 3,5-4,5 часов. На передвижение по городу этого будет предостаточно. Но для авиаперелетов — уже маловато.

Еще пара слов про камеру. Как уже было сказано в «первом взгляде», это единственный компонент системы, который выглядит откровенно архаично. И это, в общем, довольно существенный момент, поскольку камера используется во многих играх. Вот вам пара примеров, их будет вполне достаточно, чтобы сделать совершенно определенные выводы.

Обязательную программу будем считать на этом выполненной и сконцентрируемся на более интересных вещах, которые за пару часов общения с девайсом не всегда успеваешь прочувствовать, а за месяц попыток приручить устройство и найти ему полезное применение как раз улавливаешь.

Разрешение и передней, и задней камеры Vita составляет 640х480. Печаль…

Перво-наперво касательно дизайна PS Vita. Вообще Sony умеет делать хорошие, годные девайсы. Но умеет и не делать — иногда с особым цинизмом. Причем это не всегда зависит от торжественности момента. Скажем, PlayStation 3 (по мнению автора, конечно) — это один большой, немеркнущий фейл японского промдизайна. А, скажем, Sony NEX — наоборот, чертовски душевное и справное устройство, которое и в руках держать приятно, и людям показать не стыдно. И, главное, пользоваться удобно. Хотя, казалось бы, PlayStation 3 для Sony — наше все, а фотоаппараты — такой довольно побочный бизнес, который не особенно и жалко.

Таки вот: PS Vita принадлежит именно к породе наиболее удачных образцов творчества зодчих Sony. Это очень красивый, чертовски фотогеничный, по-своему яркий девайс. Отличный подбор материалов — всё пластик, но такой совершенно не оскорбительный, приятный со всех сторон пластик, замечательная работа с формой и декоративными деталями. На PSP после знакомства с Vita и смотреть не хочется — как на старую тысячерублевую «Нокию» после, допустим, «Айфона».

Получилось немного слишком марко — но с этим в наше время приходится мириться практически повсеместно. В конце концов, главный предмет внимания юного дактилоскописта в каждом современном устройстве — это сенсорный экран. А он в любом случае после сколько-нибудь плотного использования выглядит, мягко говоря, некрасиво. Ничего с этим не поделаешь.

Пыль любит Виту, а Вита любит пыль. Такая взаимность

Что больше всего удивило: корпус PS Vita оказался весьма жизнестойким. После месяца с лишним в меру аккуратного использования (без откровенного членовредительства вроде падений на асфальт; но с частыми транспортировками в рюкзаке, вместе со всякой другой техникой и без чехла) достаточно немного поработать тряпочкой — и можно ставить устройство на витрину: никто не заметит, что оно уже б/у.

Фото до (слева) и после (справа) месяца использования. Шутка, конечно, это одна и та же фотография. Но оно и в реальности так — абсолютно нулевой износ

Разумеется, не обошлось без обычных для Sony проприетарных форматов. Собственно, «не обошлось» — это очень мягко сказано. Скажем прямо: в данном случае жажда слупить с пользователей (производителей, разработчиков — всех) денег при каждом удобном случае расцвела чрезвычайно буйным цветом. В устройстве есть два слота под два разных типа карточек флеш-памяти, ни один из которых не является стандартным.

Vita card (карточка с игрой) в сравнении с SD

Использование собственного форм-фактора PlayStation Vita card для карт, на которых распространяются игры, еще как-то объяснимо. Пираты, конечно, рано или поздно справятся и с этой маленькой трудностью. Но по крайней мере в создании дополнительных неудобств для электрических разбойников есть смысл.

Vita memory card в сравнении с Micro SD

Однако оправдать использование проприетарных карт «просто памяти» нельзя совершенно ничем. Ладно, есть у компании нелюбовь к конкурентам из Panasonic — нет вопросов, отсутствие Micro SD мы поймем и простим. Но что мешало применить собственные MemoryStick Micro? Зачем нужны эти PlayStation Vita memory card, несовместимые более ни с одним устройством в мире? Что интересно, по размерам MS Micro и PS Vita card одинаковы — 15х12,5 мм. Но совершенно не похожи ни по «малым формам» на корпусе карт, ни по контактам.

Слева направо: Micro SD, Vita memory card, SD, Vita card

После этого, разумеется, не вызывает никакого удивления тот факт, что кабель для связи с компьютером и зарядки — тоже нестандартный. Никакого Micro USB, здесь вам не тут. Потеряли кабель — шлепайте в магазин и молитесь по дороге, чтобы фирменный шнурок был в наличии.

Силовой кабель в блок питания воткнут до упора, а выглядит, как будто его надо «дослать». Пустячок, конечно, но немного портит впечатление от в целом крайне аккуратно спроектированного и собранного устройства

Впрочем, несмотря на некоторые неприятности, все-таки за железо японцев ругать особенно не хочется. Отработали на совесть, ставим твердые 5 с минусом. Минус таки за камеру. Очень надеемся, что в ближайшем обновлении устройства это дело пофиксят. Отдельным номером надеемся, что это «ближайшее обновление» не станет самостоятельной тонкой версией — которую, как известно, по феншую положено ждать два-три года.

Интерфейс Vita

Вообще, азиатские интерфейсы — это такая тема, которая заслуживает отдельной, очень длинной статьи, предполагающей долгие предварительные консультации с психологами, востоковедами, акробатами из Цирка Дю Солей и даже, возможно, самим далай-ламой. А уж когда речь идет о сенсорном управлении, с нормальной проработкой которого десятилетиями не справляется даже такая могучая компания, как Microsoft, от японцев можно было ожидать чего угодно.

На несколько неаккуратную работу с графикой в реальной жизни внимания не обращаешь. На мелкозернистом OLED-дисплее картинка выглядит на порядок лучше, чем на скриншотах

Однако — сюрприз, сюрприз! — все обошлось. Интерфейс действительно удался, он удобный. В нем абсолютно нет гибкости, все действия строго и однозначно определены. Но по крайней мере все или почти все интуитивно понятно и работает. Без подтормаживаний, практически без зависания (зависла Vita всего разок за весь месяц — как буквально за минуту вылечить это состояние, несложно найти в Интернете).

Папок в интерфейсе Vita не предусмотрено. Всякие дополнительные, побочные и второстепенные ярлыки собираются на экране запуска основного приложения

По большому счету единственное, что действительно устроено неудобно, — это обмен файлами с внешним миром. Режим строжайшей секретности накладывает изрядные ограничения. При первой попытке загнать файлы на Vita пресловутый iTunes вспоминаешь с нежностью.

Это ВСЁ, что программа «Помощник по управлению данными» PS Vita позволяет делать на компьютере

Мало того, что на компьютер надо поставить специально обученную софтину, все предназначение которой, собственно, и сводится к файлообмену (то есть, в отличие от iTunes, удобную библиотеку контента она вам не организует). Помимо этого в нашем случае Vita захотела скачать еще и немаленький пакет обновления прошивки. Ладно, если дело происходит дома — можно и потерпеть, не три гигабайта, в конце концов. А если в «поле»? А в роуминге что прикажете делать? Утереться и забыть?

Ползи, улитка, по склону Фудзи

В качестве компенсации за эти маленькие неудобства «Помощник по управлению данными» PS Vita наделили серьезной суперспособностью: он умеет рушить «Проводник» Windows. Причем на месте, которое внешнему наблюдателю покажется совершенно ровным.

Местами интерфейс PS Vita удивительно разнообразен

Ну а самый-самый интересный момент всего этого делопроизводства состоит в том, что ведущим устройством в паре компьютер → Vita выступает вовсе не компьютер. Нет-нет, вам не дадут пользоваться мышью, клавиатурой, оконным интерфейсом и прочими благами цивилизации. Зачем? Ведь так удобно копировать файлы с помощью интерфейса 5-дюймовой приставки!

Процесс обмена файлами с компьютером контролируется полностью и исключительно с консоли

Карты памяти, напомним, нестандартные. Так что обойтись без услуг всего этого дивного программно-аппаратного бреда никак не получится. Всеядностью Vita не отличается и на то, какие файлы она захочет воспроизводить, а какие нет, имеет собственное мнение. Так что, по нашему традиционно скромному мнению, возможность связи с компьютером пригодится главным образом для скачивания с консоли скриншотов и фото нет, фотографии вы с нее забирать точно не захотите. Вы же их видели.

Vita как планшет, игра или подарок

#Vita как планшет

К сожалению, использование PlayStation Vita в качестве замены планшета показало свою пусть и не полную, но все же весьма основательную несостоятельность. Одну из причин мы только что разобрали, но есть еще несколько.

Во-первых, у устройства далеко не самое удачное соотношение размеров дисплея и габаритов корпуса. Есть, скажем, в природе такое чудесное явление, как Samsung Galaxy Note. Даже обладателям небольших рук совершенно комфортно использовать его для набора на виртуальной клавиатуре при естественном хвате в альбомной ориентации. Большие пальцы легко достают до центра дисплея — и это несмотря на огромный 5,3-дюймовый дисплей.

В противовес смартфонам, даже самым крупным, планшеты такого удобства работы на весу обеспечить не могут. Но у них есть другое достоинство: виртуальная клавиатура на 7-10-дюймовом дисплее получается весьма просторной. Так что планшет можно положить на колени или на стол — или облокотить на какую-нибудь волшебную подставку/чехол. И печатать уже не только двумя большими пальцами, но и всеми, которыми вы умеете.

Так вот, с PlayStation Vita не проходит ни тот, ни другой вариант. Экран довольно тесный, 5 дюймов, даже меньше, чем в Galaxy Note. Так что о гипотетической десятипальцевой печати и речи быть не может. В то же время, при естественном хвате в альбомной ориентации — а портретной и не предусмотрено — между кончиками больших пальцев остается слепая зона примерно в треть дисплея. Приходится сдвигать руки и держать устройство не так, как удобно, а как пальцы дотягиваются.

Чтобы нормально доставать до всех кнопок, консоль приходится держать в неестественном хвате. Или тыкать в дисплей одним пальцем, если вы предпочитаете такой вариант

Второй момент: весьма своеобразная многозадачность PS Vita. Пользуетесь приложением Facebook и внезапно решили открыть браузер, чтобы посоветоваться с «Википедией»? «Следующее приложение будет закрыто: Facebook». Извините. По возвращении из браузера приложение придется запускать по новой.

Делать многозадачность на четырех ядрах так утомительно…

Особенно этот механизм «радует» при подключении к бесплатным Wi-Fi-точкам, требующим дополнительной авторизации через браузер, — в кафе, аэропорту, гостинице. Цепочка в таком случае получается примерно следующая:

  1. Открыть настройки сети, выбрать нужную точку.
  2. Запустить Foursquare — как же не зачекиниться? Убедиться, что в сеть вас еще не пустили.
  3. Свернуть Foursquare, запустить браузер, увидеть вышеупомянутое сообщение о невозможности мирного сосуществования приложений. Чертыхнуться, нажать ОК.
  4. Запустить-таки браузер, подождать, пока прогрузится страница (это довольно долго даже при хорошем соединении; при плохом — тянет примерно на полвечности).
  5. Вернуться в Foursquare, по дороге обязательно закрыв браузер.
  6. ?????
  7. О нет! Уже зовут на посадку в самолет.

Третий аспект — непосредственно приложения. Скажем, несмотря на наличие целых двух камер, вам не предложат сфотографировать что-то и сразу выложить фотографию в Facebook. Собственно, и какую-нибудь другую фоточку вам не предложат выложить. Даже ссылку — и ту нельзя. Только текст, только хардкор! Кстати, удалить сообщение, если что, через это приложение тоже не удастся, ха-ха.

«О чем вы думаете?» А думаем мы о том, что разработчик этого приложения сильно сачканул

Ну и, разумеется, этот рассказ был бы не полным без упоминания беспрецедентно тормозного браузера. Это лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать описание, так что — внимание на экран.

Страна должна знать своих героев

Обещанный на презентации консоли Skype за месяц тестирования Vita так и не появился в PS Store. Если вспомнить, кому он сейчас принадлежит, — удивляться не приходится. Тянуть будут до последнего. А потом еще немного потянут.

Приложения Skype по-прежнему нет. И будет ли?..

В общем, возможность общения со Всемирной паутиной, как это ни прискорбно, следует расценивать как даже не второстепенную, а третьестепенную функцию PS Vita. Заменить смартфон/планшет устройство сможет только в том случае, если у смартфона/планшета внезапно села батарейка, а доступ в Сеть очень-очень нужен прямо сейчас.

#Vita как игра

На родном японском рынке PlayStation Vita продается уже без малого полгода. У разработчиков игр было время подготовиться к европейскому запуску и — самому ответственному — американскому. Так что игры есть, их довольно много, и большинство из них весьма качественные. Не чета однодолларовым поделкам для альтернативных мобильных платформ.

Лирическое отступление: сразу предупреждаем: скриншотов из игр, извините, не будет. Они совершенно не передают то, как выглядят игры в реальности на дисплее PS Vita. Смотреть на них — только портить впечатление.

Одним только старым добрым геймплеем современного покупателя не проймешь (хотя если по правде, то берет Vita именно им), поэтому японцы заготовили ряд экзотических заманух — сенсорные панели, датчики движения, дополненная реальность и все такое.

Карточки с играми продаются в больших и красивых коробочках. Проще купить в онлайне, но тогда стоит заготовить карту памяти потолще — топовые игрушки достаточно тяжелые

Скажем прямо: сенсорный экран для многих игр — действительно must have. Он здорово помогает во всяком игровом микроменеджменте: походить по меню, порыться в инвентаре и так далее. После знакомства с Vita понимаешь, насколько же мучительно (было) делать все то же самое с помощью одних только джойстиков. Причем понимаешь это, только глубоко поразмыслив, — разработчикам удается вписывать сенсорный интерфейс в игры так естественно, что о прошлой, исключительно кнопочной жизни даже и не вспоминаешь.

А вот все прочие необычные штучки — вроде чувствительной спинки, акселерометров, камер и микрофонов — остаются своеобразной вишенкой на вершине общего геймплейного торта. Их в Sony продвигают, но на удивление аккуратно и ненавязчиво. Не хотите делать всякие финты датчиком движения? Да не вопрос — можно обойтись и без него. Подумаешь, какая-то не слишком значительная сторона игры останется нераскрытой — но никаких критичных потерь.

На задней сенсорной панели, в принципе, можно было и сэкономить. Иногда она используется очень даже остроумно, но погоды особо не делает

Не нравится гладить пальцем заднюю сенсорную панель? Просто пропустите этот этап — и играйте дальше с удовольствием. То есть в основном пользоваться новшествами не заставляют. Хотя не пользоваться ими довольно глупо — зачастую они действительно разнообразят игру.

Минус во всем этом великолепии ровно один — и совершенно традиционный. Японцы, как это им нередко свойственно, с немалым трудом воспринимают новые веяния. По железу PlayStation Vita — одно из самых продвинутых мобильных устройств современности, образцовый XXI век в лучшем его проявлении.

В комплекте с PS Vita поставляются карточки с бар-кодами для дополненной реальности

Но по бизнес-модели Sony наполовину застряла в «лихих 90-х», в тех временах, когда «родные» картриджи стоили чуть ли не как вся игровая приставка вместе с телевизором. Компания явно продает сами консоли если не в убыток, то, как максимум, в ноль. Особенно на некоторых привилегированных рынках.

Там, кстати, в дополнение к и без того приятному ценнику существуют еще и хитрые схемы «трейд-ина». Сдай древнюю PSP и пачку игр для нее — получи PS Vita за 99 единиц местных (весьма свободно конвертируемых) денег. Смешная такая цена, учитывая явно немаленькую себестоимость устройства и тот факт, что сданное в «трейд-ин» барахло компания в любом случае отправит в топку крематория.

Отбивать затраты планируют по старинке — на играх. И это подводит нас к самому крупному недостатку устройства. «Полновкусные» игры стоят не просто дорого — чудовищно дорого. Они, конечно, качественные. Действительно качественные. Но далеко не такие, чтобы затягивать на месяцы. Экспериментально доказано: даже флагманский Uncharted: Golden Abyss в меру целеустремленный школьник может совершенно не напрягаясь пройти за один уикенд. С перерывами на прием пищи, сон и всякие прочие неприятные обязанности перед обществом.

Сколько-сколько???

Что он будет делать дальше? Сначала пройдется по не особенно многочисленным бесплатным играм и демоверсиям. Демки, кстати, в основном на удивление щедрые, каждая позволяет убить по несколько часов. Но спустя неделю, максимум две, дитятко неминуемо начнет дергать за рукав и кивать на вашу красивую золотистую кредитку.

Для спасения содержимого вышеупомянутой кредиточки (ну, относительного спасения) в Sony придумали два хитрых плана. Во-первых, совместимость с играми для PSP, цены на которые тоже находятся заметно выше отметки «приемлемо», но все же в разы ниже, чем на игры для собственно PS Vita.

Vita совместима с играми для PSP. Сравнительно дешево и примерно в той же степени сердито

Второй вариант — казуальные игры, которые иногда можно найти в специальном разделе PS Store под названием Minis, а иногда — в основном каталоге (во втором случае цены, понятное дело, выше). Здесь есть всякие популярные вещи вроде Angry Birds или Plants vs. Zombies, а есть и оригинальные игры вроде очаровательно мрачной Escape Plan.

Одна незадача: то, что на этом вашем «Андроиде» можно получить бесплатно, в PS Store обойдется в 2-3 доллара. Ну а те вещи, за которые просят 2-3 доллара в иных маркетах, в PS Store стоит порядка 5-10. Есть и положительный момент — нет вакханалии треш-приложений, косящих под хорошие популярные игры. То ли цензура в PS Store круче, чем в других системах, то ли любители легкой наживы пока не разнюхали путь на новую платформу. А может быть, входной билет дороговат. Так или иначе, апп-спама (пока?) нет.

Развлекательно-экономический итог в общем и целом таков. При условии постоянного и плотного использования хорошие и интересные игры, действительно задействующие все графические и интерфейсные возможности Sony PS Vita, будут обходиться в $50-60 в месяц, если все-таки наступать на горло собственной песне и умеренно жадничать. Если не ограничивать свои желания — стоит готовить $100.

Можно экономить и часть досуга забивать старенькими игрушками для PSP или «казуалками». Но в таком случае проще и дешевле обходиться старой же PSP или смартфоном/планшетом. А смартфон у владельца Vita практически наверняка все равно будет, потому что заменить его Vita не способна — см. раздел «Vita как планшет».

#Vita как подарок

Так что рекомендации таковы. Если вы действительно можете себе позволить достаточно ощутимые ежемесячные траты, то в общем нет никаких причин не купить PS Vita. Цена самого устройства сравнительно невысока, а радости оно способно доставить немало. Действительно немало. Как минимум в первое время, что будет дальше — зависит от выхода новых игр. Ну, даже при самых мрачных перспективах Sony вряд ли позволит себе и разработчикам совсем уж сачковать — это чревато для компании потерей лица, а компания, как ни крути, японская.

Если вышеуказанное значение monthly cost для вас является неприемлемым, то стоит подождать. Мучиться в затяжной и заранее проигрышной борьбе с жабой — не то удовольствие, которое стоит себе обеспечивать за собственный счет. Но есть надежда, что у руководства проекта Vita через некоторое время таки хватит разума умерить аппетиты. Иначе есть риск суровых убытков — на одних богатеньких буратинах хороших денег не сделаешь.

В каком варианте приобретение Vita становится совершенно беспроигрышным — это покупка в качестве подарка. Если хотите заручиться самой искренней, чистой и светлой любовью какого-нибудь школьника — ребенка знакомых, племянника, внука и так далее — это именно то, что вам нужно. Дитя гарантированно будет в полнейшем восторге. А неприятная обязанность ежемесячных выплат за игры и связь падет уже на голову родителей. Ну, они вас будут немножко ненавидеть за это. Но только самую малость — вполне вероятно, что отцу семейства Vita тоже понравится.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/627463