В 2008 году компания Renault приобрела 25% акций ОАО «АВТОВАЗ». Именно тогда появилась надежда на то, что крупнейший автомобильный завод в России наконец-то перейдет к производству новых моделей, отвечающих всем современным требованиям. За 4 года немногое изменилось в Тольятти. В 2011 году на конвейер встала Lada Granta, являющаяся модернизированной версией седана «Калина». В скором времени в продажу поступит Largus — копия универсала Renault Logan. С другой стороны, ОАО «АВТОВАЗ» несколько лет подряд было рентабельным и даже показывало неплохую прибыль. Но если помощь Renault в «разработке» новых моделей неоспорима, то высокий уровень доходов обеспечила государственная программа утилизации автохлама. Тем не менее альянс Renault-Nissan настроен на долговременное сотрудничество. В перспективе его доля в ОАО «АВТОВАЗ» будет повышена до 75%. Договоренность о приобретении мажоритарного пакета акций была достигнута 3 мая в Париже. Но управлять российским заводом напрямую Renault-Nissan не станет: для этого будет создано совместное предприятие.
Инвестиции франко-японского альянса составят примерно 750 миллионов долларов США. При этом вклад каждой из сторон строго регламентирован: примерно 300 миллионов долларов предоставит Renault, еще порядка 450 миллионов долларов добавит Nissan, который до текущего момента не имел доли в ОАО «АВТОВАЗ». Инвестиции будут не разовыми, их общий объем будет распределен до 2014 года. Второй стороной в создании с Renault-Nissan совместного предприятия выступает ГК «Ростехнологии». Ее основная задача — списание части огромного долга ОАО «АВТОВАЗ». Около 238 миллионов долларов будут погашены за счет продажи непрофильных активов. Но даже с учетом этого остается еще колоссальная задолженность в размере 1,56 миллиарда долларов. Срок ее погашения в очередной раз продлен.
В Париже подписано лишь соглашение, не имеющее обязательной юридической силы. Окончательное закрытие сделки запланировано на 2014 год. Но напрямую приобрести долю в ОАО «АВТОВАЗ» иностранцам не удастся. В результате сделки будет образовано лишь совместное предприятие между Renault-Nissan и Государственной корпорацией «Ростехнологии». По заявленным данным, инвестиции порядка 750 миллионов долларов обеспечат Renault-Nissan долю в 67,13%. Совместное предприятие, в свою очередь, будет владеть 74,5% акций ОАО «АВТОВАЗ». Несложно посчитать, что две мажоритарные доли позволят иностранному альянсу получить фактический контроль над крупнейшим российским производителем автомобилей. Косвенно Renault-Nissan будет владеть 50,01% акций ОАО «АВТОВАЗ».
О развивающемся сотрудничестве весьма лестно высказался глава Renault-Nissan Карлос Гон: «Протокол о намерениях, подписанный нами сегодня, — это новый шаг по расширению нашего сотрудничества, которое помогает модернизировать автомобильную промышленность России. Как Renault и Nissan внедряют свои технологии на российских производствах, так и наши коллеги из России будут все больше способствовать развитию мультикультурной команды менеджеров Альянса Renault-Nissan». Но что в сухом остатке получит российский производитель?
Производственные мощности ОАО «АВТОВАЗ» позволяют выпускать до миллиона машин ежегодно. В прошлом году конвейер был загружен чуть больше, чем на половину: всего продано 578 387 автомобилей LADA. Однако если прибавить сюда Renault и Nissan, то суммарный объем уже достигнет 878 990 автомобилей. Таким образом, под контролем пока еще существующего лишь на бумаге альянса фактически находится треть российского рынка новых легковых автомобилей. Мировые продажи Renault-Nissan за 2011 год составили 8,03 миллиона автомобилей, что уступает только соответствующим данным General Motors и Volkswagen. С учетом огромного опыта франко-японского альянса, деловой хватки и легендарной способности к оптимизации расходов Карлоса Гона строительство очередного союза для российского гиганта может оказаться прибыльным как минимум в финансовом отношении. Но, наряду с импортом современных технологий производства и разработки, неплохо было бы не забыть и о собственной инженерной базе.
В сложное для многих автопроизводителей время стали проявлять склонность к созданию союзов даже те компании, которые традиционно считались волками-одиночками. Например, BMW давно сотрудничает с PSA Peugeot Citroen. По данным на начало 2012 года, было произведено более 2,3 миллиона двигателей, являющихся совместной разработкой. В конце 2011 года появились первые сообщения о совместных инвестициях с General Motors, целью которых является создание инновационных транспортных средств, в том числе на базе водородных топливных элементов. Всего месяц назад стало известно о подписании договора о сотрудничестве с Toyota. Немецкие и японские специалисты соединят усилия для разработки литий-ионных батарей нового поколения. Инженеры будут пытаться повысить эффективность работы химических источников питания, пробовать новые элементы для использования в катоде, аноде и электролите, а также решать проблему токсичности современных технологий. Вместе с этим, по достигнутой договоренности Toyota начнет комплектовать свои европейские модели дизельными двигателями BMW с 2014 года.
Но сегодня нас интересует еще одно намечающееся сотрудничество. Хотя 2011 год и стал для бренда BMW самым удачным в истории (продано 1,38 миллиона новеньких «бумеров»), руководство BMW Group ищет пути сокращения расходов. Однако именно баварцы добились рекордной для автомобильного бизнеса прибыльности: по итогам 2011 года чистая прибыль выросла на 51,3%, достигнув $6,5 миллиарда. Но даже BMW есть у кого поучиться: с учетом уплаты налогов Hyundai Motor Company за год смогла заработать 7,2 миллиарда долларов. А теперь сравним общую выручку: немцы получили $90,85 миллиарда, а корейцы — $68,47 миллиарда. Таким образом, прибыльность бизнеса у Hyundai выше, чем у BMW. Вероятно, этот факт стал не последним доводом в пользу организации совместной разработки новых двигателей.
Информация пока неофициальная, но, согласно закулисным данным, встреча высоких людей из BMW и Hyundai уже прошла в Мюнхене. Скорее всего, компании движутся к сотрудничеству в сфере моторостроения. Тем не менее стороны отказываются комментировать эти слухи. Говорить о вероятности создания союза пока рано. Согласно предварительным оценкам, затраты на разработку нового семейства двигателей могут составить от 1 до 3 миллиардов долларов. Вполне логично разделить эту сумму между двумя крупными автомобильными производителями, что позволит существенно снизить операционные затраты. Но есть и другая сторона медали: BMW традиционно славится своими двигателями, являющимися идолом для поклонников марки. Но стратегии BMW EfficientDynamics и BMW EfficientMoney, похоже, не оставили фанатам шансов: совсем скоро им придется передвигаться на немецких машинах с южнокорейскими двигателями.
В феврале текущего года глава Tesla Motors Элон Маск представил долгожданную новинку — Model X. Автомобиль поступит в продажу в 2014 году и обещает стать самым популярным электрическим кроссовером. Но не самым первым! С этим пока диковинным форм-фактором как-то уже экспериментировала Toyota. Полностью электрическая версия Toyota RAV4 находилась на конвейере с 1997 по 2003 год, но за 7 лет производства на территории штата Калифорния, который стал эксклюзивным местом продаж RAV4 EV, было реализовано лишь 1 484 автомобиля. Не в последнюю очередь из-за существенных технических ограничений: автомобиль разгонялся с 0 до 100 км/ч за 18 секунд, максимальная скорость составляла 126 км/ч, а наибольшая протяженность путешествия — 130-190 км. Электрический RAV4 первого поколения питали 24 12-вольтовые батареи общей емкостью 27,4 кВт*ч. В чем преемник окажется лучше?
О подготовке второй генерации японцы говорили еще на Международном автосалоне 2010 года в Лос-Анджелесе. Уже тогда стало известно основное отличие RAV4 EV 2.0 от первенца: новый кроссовер сделают специалисты Tesla Motors. Мощность их силового агрегата составит 154 лошадиные силы, что довольно скромно даже для компактного кроссовера. Несмотря на официальные данные, разгоняться RAV4 EV будет более чем уверенно: первая «сотня» покорится автомобилю за 7 секунд! Максимальная скорость тоже не станет существенным ограничением для владельца — 160 км/ч. Но это в спортивном режиме, в нормальном электроника немного остудит пыл электрического паркетника: выполнение норматива 0-100 км/ч займет уже 8,6 секунды, «максималка» ограничится отметкой 137 км/ч. Тем не менее даже этих данных с лихвой хватит как для города, так и для большинства трасс. Аккумуляторные батареи размещены как можно ниже, чтобы не повышать центр тяжести. Полного заряда хватит, чтобы проехать примерно 160 км. Затем — 6 часов рядом с 240-вольтовой специальной розеткой. Гарантия на аккумуляторные элементы составляет 8 лет или 160 тысяч километров.
В погоне за энергоэффективностью специалисты Toyota поработали и над внешностью автомобиля. Кроссовер получил «прокачанный» аэродинамический обвес, который позволил снизить коэффициент аэродинамического сопротивления до 0,30. В набор вошли новые боковые зеркала заднего вида, передний бампер, спойлер на крышке багажника и плоские пластиковые пыльники днища. Также узнать электрическую версию Toyota RAV4 можно будет по дневным ходовым огням и фирменным эмблемам, щедро разбросанным по кузову. Интерьер новинки выделяет уникальная тканевая обивка сидений, измененная панель приборов и 8-дюймовый дисплей, отображающий параметры системы навигации и основные показатели здоровья электрического организма.
Производство Toyota RAV4 EV будет запущено в конце лета. Оно будет состоять из двух основных этапов: сначала техническую начинку электрокара соберут на заводе Tesla в Калифорнии, после чего ее отправят на фабрику Toyota в Канаде, где и поместят в кузов практически стандартного RAV4. Единственным рынком сбыта вновь станет штат Калифорния. За 3 года японская компания планирует продать примерно 2600 электрических паркетников. Перспективы интересного транспортного средства будут во многом зависеть от цены, а RAV4 EV вовсе не будет дешев. Рекомендованная розничная стоимость — $49 800, что практически вдвое больше суммы, которую просят за бензиновый RAV4 в топовом исполнении Limited, — $25 530. Первое поколение RAV4 EV тоже стоило немало, но государственные дотации и программы льготного субсидирования позволили снизить цену с $42 000 до $29 000. С тех прошло много времени, и «зеленые» скидки были пересмотрены в сторону уменьшения. Но и потребитель стал более лояльным: на рынке появились Nissan Leaf, Chevrolet Volt и Toyota Prius, постепенно приучающие американского автомобилиста к благам всеобщей электрификации.
Не секрет, что совсем скоро выпуском автомобилей с электрическими и гибридными силовыми установками займется BMW. Немецкая компания уже подготовила отдельную систему наименований для новой линейки транспортных средств: названия всех моделей будут начинаться с буквы «i». Например, BMW i3 — компактный городской автомобильчик, i8 — купе со спортивными повадками. Но баварские специалисты заинтересованы и во внешних проектах. Теперь BMW AG стала ведущим экспертом проекта Visio.M, организованного Мюнхенским техническим университетом (Technische Universität München — TUM). Финансированием занимается Федеральное министерство образования и научных исследований Германии, уже выделившее $14,2 миллиона. В ведомый BMW консорциум автомобильных производителей и технологических разработчиков входит дюжина опытных компаний, среди которых можно отметить Daimler AG, Siemens AG и Texas Instruments Germany GmbH.
Основной задачей Мюнхенского технического университета является создание современного городского электрокара. Согласно техническим требованиям автомобиль без учета аккумуляторных батарей должен весить не более 400 кг (на 45% меньше, чем Smart ForTwo), но при этом соответствовать всем европейским требованиям безопасности. Расчетная мощность такого транспортного средства составит 20 лошадиных сил. Созданный в рамках проекта Visio.M прототип электрокара должен обладать запасом хода, достаточным для использования в городе. Но ведь выпускаемые сегодня электрокары уже соответствуют этому требованию! В каком бы направлении ни начал развиваться Visio.M, компании BMW, Daimler и Siemens должны также просчитать оптимальную инфраструктуру для полноценного функционирования электрических машин.
Первой визуализацией проекта Visio.M является концепт MUTE. Пока он бесконечно далек даже от предсерийного прототипа, поэтому на внешность этого электромобиля можно не обращать внимание. Судить о технической начинке сложнее. Возможно, удачный опыт, полученный в рамках работы над Visio.M, в будущем ляжет в основу нового массового урбанистического транспортного средства, а какие-то элементы будут интегрированы и в грядущий BMW i3.
Вскоре порядок все же наступит и в стандартах разъемов для зарядки электрических автомобилей. Осенью 2011 года семь крупных производителей подписали договор о внедрении единого порта для электрокаров и подключаемых гибридов. В список вошли Audi, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Porsche и Volkswagen. Теперь к ним примкнул еще один крупный американский производитель — Chrysler. Вместе они в очередной раз анонсировали план по внедрению стандартизированного разъема зарядки. Что более важно, техническая часть проекта теперь раскрыта несколько подробнее.
Похоже, от стандарта SAE J1772 агломерации автомобильных производителей придется отказаться. Новая технология называется DC Fast Charging with a Combined Charging System («быстрая зарядка постоянным током с комбинированной системой портов»). Она подразумевает поддержку одновременно четырех способов подключения: однофазный переменный ток, трехфазный переменный ток, постоянный ток и сверхбыстрая зарядка постоянным током. Такая компоновка позволит пользователям подключать электромобили к практически любой станции. Что не менее важно, появится возможность быстрого пополнения уровня АКБ за 15-20 минут.
По мнению General Motors, внедрение комбинированного порта положительно скажется не только на стоимости разработки инфраструктуры, но и уменьшит общие затраты конечного владельца. Перспективы нового стандарта были осуждены на конференции производителей электромобилей Electric Vehicle Symposium. Ожидается, что первые серийные модели с новым разъемом появятся в 2013 году.
В прошлом году Volkswagen запустил в Китае проект под названием «Автомобиль для людей». Он призывал жителей страны с самой большой численностью населения предлагать свои варианты видения будущего Volkswagen. Немецкая компания получила очень много писем, буквально целую гору: за 11 месяцев поступило более 119 тысяч идей. Специальная комиссия отобрала тройку лучших проектов, авторы которых получили возможность обрести всемирную славу. Фантазия одной юной китаянки была даже положена в основу следующей визуализации.
Hover Car — концепт городского транспортного средства будущего. Его предполагается использовать исключительно в мегаполисах, и для этого есть две причины. Первая — Hover Car вмещает всего двух человек и не предназначен для перевоза какого-либо багажа. Вторая и самая важная — для эксплуатации этого автомобильчика необходимо наличие сети электромагнитных дорог, позволяющих ему парить в воздухе. А без левитации Hover Car столь же неподвижен, сколь и Великая китайская стена: разработчик сэкономил на колесах, поэтому конструкцией они не предусмотрены.
Два остальных проекта более прозаичны. Суть Music Car заключается в создании светодиодной обертки для Volkswagen Beetle, меняющей цвета в соответствии с выбранной водителем музыкой. Задумка Smart Key является более практичной: с помощью встроенного в транспондерный ключ экрана с высоким разрешением владелец в любой момент сможет выяснить остаток топлива в баке, проверить настройки климатической установки и следить за штатным охранным комплексом. Существует также любопытная дополнительная функция — слежение за автомобилем с высоты птичьего полета благодаря трансляции изображения со спутников в режиме реального времени. За реализацию секретной технологии отвечают китайские военные ученые, не иначе.
Людям свойственно создавать стереотипы, а уж относительно автомобильной тематики — вдвойне. Маленькая красная машинка? За рулем обязательно будет блондинка. Из черной BMW с наглухо затонированными окнами выйдут крепкие ребята, на Citroen DS4 ездит дизайнер, на Renault Logan — дачник, а Ford Focus и Mazda 3 из соседнего потока обязательно куплены в кредит. Но реальная жизнь существенно интереснее и разнообразнее распространенных предрассудков. Тем не менее определенные тенденции проследить все же можно. И если связь марки и модели автомобиля с профессией или философскими взглядами его владельца отыскать крайне сложно, то собрать статистику по половой принадлежности удалось исследовательской компании Truecar.com. Аналитики не стали смотреть на абсолютные данные продаж, а сделали ранжированный список производителей согласно популярности у мужчин и женщин.
Предметом исследования Truecar.com стала официальная статистика продаж новых легковых автомобилей в США за 2011 год. Самой «женской» маркой оказалась MINI — среди ее клиентов доля слабого пола достигла 46,2 процента. Далее с небольшим отрывом следуют сплошь азиатские производители: Nissan, Kia, Honda, Mitsubishi, Mazda, Lexus, Suzuki, Subaru и Hyundai. Но говорить об однозначной гендерной тенденции нельзя: ни одна марка не преодолела 50-процентный барьер. Совершенно иначе выглядит первая десятка «мужских» марок. Здесь преимущество сильного пола является подавляющим: от 67,8% у Chevrolet и 68,6% у Ford до 92,5% у Ferrari и 83,4% у Bentley. Между ними в порядке убывания расположились Maserati, Porsche, Jaguar, GMC, Dodge и Land Rover. Также список «мужских» марок отличает и завидная логичность. Если у женщин понятна позиция только фаворита MINI, то здесь все компании можно разделить на два больших лагеря: производители роскошных автомобилей и производители внедорожников-пикапов. Специалисты объясняют это просто: грузовик — для хозяйства, суперкар — для кризиса среднего возраста.
Ситуация с конкретными моделями еще проще: женщины предпочитают компактные машинки, мужчины — быстрые или тяжелые. Наибольшей популярностью у девушек пользуется седан Volvo S40 — почти 58%. Далее расположились в основном небольшие кроссоверы, среди которых выделяется только хэтчбек Volkswagen Beetle и купе-кабриолет Volkswagen Eos. Мужчины практически единогласно проголосовали за Porsche 911. Среди поклонников спортивного купе их доля достигла 88,2%. Налицо очевидный парадокс: как Ferrari стала самой «мужской» маркой, если их лучшее купе не набрало и 85%? Это не помарка, а особенность учета: для статистики были выбраны только те модели, чьи продажи превысили 1000 штук. Но даже эта особенность не мешает оценить общую расстановку сил.
Помните пенопластовую реплику Hyundai Azera из Китая? Но однажды наш взор привлек еще более эпатажный автомобиль — Ferdinand 911 GT3 RS из золотой фольги. Его разработчики вышли на скоростные автобаны Германии со своим новым детищем —Fahrradi Farfalla FXX. Прообразом автомобиля стал гоночный болид Ferrari FXX, созданный, в свою очередь, на основе Ferrari Enzo. Но Fahrradi Farfalla FXX является совершенно уникальной разработкой. Вся суть проекта скрыта в его названии: fahrrad на немецком языке означает «велосипед», буква i позаимствована у продукции бренда Apple, а farfalle переводится с итальянского как «бабочка».
По ряду параметров Fahrradi Farfalla FXX существенно превосходит Ferrari FXX. Новое купе значительно легче и надежнее своего именитого итальянского соперника. В Fahrradi Farfalla FXX установлена 11-скоростная коробка, в то время как трансмиссия Ferrari насчитывает всего 6 ступеней. Уникальное транспортное средство придется по душе экологам: все вредные выбросы автомобиля, единственной движущей силой которого является сам водитель, легко перевариваются окружающей средой. Но в некоторых областях Fahrradi Farfalla FXX все же уступает: ее максимальная мощность составляет 1/3 лошадиной силы против 810 у Ferrari FXX. Хорошо, что инновационному купе не требуются дороги, ведь летательная система Butterfly Antigravitation Management позволяет оторваться от соперника даже без асфальта под колесами.
Год назад для продвижения опциональной системы Park Assist на большинстве легковых автомобилей Volkswagen в целом и кроссовере Tiguan в частности немецкая компания запустила интересный рекламный ролик, в котором роль водителя и сурдопереводчика сыграл один человек. Для популяризации аналогичной системы нового Ford Focus американцы тоже решили начать яркую агитационную компанию. Реализованная задумка PR-агентства Ogilvy of Paris вызывает улыбку и смех у самих участников акции и случайных прохожих. Как насчет идеи совместить неудачные попытки припарковаться на тесной европейской улочке с игрой в пинбол? Оказывается, у этих занятий немало общего.
Трудно сказать, повлияет ли веселая рекламная кампания на популярность Active Park Assist. Одно ясно точно: кто-то выиграл новенький Ford Focus с этой нередко полезной системой.
Каждый мальчишка из 90-х мечтал о трансформере. Пусть он выполнен из низкосортного пластика, а левая нога все время заедает, но он может превращаться из автомобиля в человекоподобного робота! Существенно позже, в 2007 году, появился одноименный фильм режиссера Майкла Бэя, вновь сделавшего этих существ популярными. Но одно дело фильм, мультик или комикс, и совершенно другое — настоящая игрушка. Особенно когда она умеет ездить, бегать и, да, по-настоящему транфсормироваться.
Это уже восьмая версия трансформера. Автором является японский моделист. Он использовал 22 сервопривода, чтобы заставить этот механизм кувыркаться, бегать и даже делать небольшую разминку в боксерском стиле. Девятое поколение уже находится в работе, и к нему наверняка приложили руку квинтессоны.