Жанр | Стратегия |
Издатель | 2K Games |
Издатель в России | «1С-СофтКлаб» |
Разработчик | Firaxis Games |
Минимальные требования | Процессор Intel Core 2 Duo 1,8 ГГц/AMD Athlon 64 X2 1,9 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 256 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 6800 GS/AMD ATI Radeon HD 2600 XT, 6 Гбайт на жестком диске (вместе с оригинальной игрой) |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core 2 Quad 2,13 ГГц/AMD Phenom II X4 2,3 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 512 Мбайт памяти, например AMD ATI Radeon HD 4830/NVIDIA GeForce 9800 GTX+ |
Дата выхода | 22 июня 2012 года |
Возрастной ценз | от 10 лет |
Платформы | PC |
Официальный сайт |
Создать дополнение к представителю серии Civilization — это всегда нелегкое дело. Добавить новый контент, не испортив тонкую экосистему песочницы, непросто, поэтому в прошлом под масками полноразмерных аддонов очень часто прятались надстройки, предлагающие несколько новых юнитов, слегка отполированный баланс и тройку свежих цивилизаций на выбор. Разумно, но скучно.
Если нововведений будет немного, то покупатели справедливо посчитают, что деньги были потрачены впустую. Масштабные же работы чреваты тем, что выстроенная в Civilization V система будет разрушена. Словом, Firaxis запросто могла напортачить. Однако с Gods and Kings все вышло наилучшим образом — свежих «фишек» достаточно, чтобы с чистой совестью расстаться с кровными, но при этом они не только не пошатнули конструкции оригинала, но и сделали ее еще крепче.
Сухая статистика Gods and Kings обещает много нового: 27 юнитов, 9 чудес света, 9 цивилизаций, 13 сооружений и несколько свежих технологий в дереве развития. Помимо этого, разработчики постарались увеличить роль кораблей в армии и поработали над боевым искусственным интеллектом, а также расширили дипломатические возможности и ввели систему шпионажа. Венчает список добавление религии, отсутствовавшей в оригинальной Civilization V. Звучит интересно — но давайте обо всем по порядку.
Как следует из названия DLC, ключевым новшеством является религия, выступающая в роли социальной и политической движущей силы. В виде количественного выражения религии выступает вера, соседствующая на верхней панели с золотом, культурным уровнем и счастьем населения вашей цивилизации. Чтобы религия росла и крепла, необходимо строить храмы, памятники и другие сооружения, увеличивающие приток очков веры. На определенном этапе развития это позволит основать собственный пантеон богов. К выбору покровителя стоит подходить с умом, поскольку каждый несет с собой конкретные преимущества — один ускоряет прибавление очков веры за каждый золотой рудник на территории государства, другой помогает в решении проблемы с пропитанием, увеличивая количество получаемой с ферм пищи, и так далее.
Со временем поклонение приносит свои плоды — набрав достаточно очков веры, мы можем перейти от локального пантеона к основанию полномасштабной религии. На этом этапе в столице появляется великий пророк, с помощью которого религиозная машина приводится в действие. Мы можем выбрать одну из дюжины мировых религий либо создать собственную — последний вариант подходит, если вы хотите наиболее точно подогнать причитающиеся бонусы к вашему стилю игры. Воинственные вожди будут рады вероисповеданию, ускоряющему производство боевых единиц и улучшающему логистику, ориентированные на культурную победу тоже захотят соответствующего покровительства — вариантов много, поэтому решение нужно принимать с умом.
Впрочем, если вы не успели создать свою религию (компьютерные соперники ведь тоже не дремлют и возводят собственные храмы), то можно присоединиться к последователям уже существующей. А если первенство все-таки за вами, то крайне полезно насаждать свои верования в городах других цивилизаций, отправляя туда миссионеров (они приобретаются за очки веры, а не за золото). «Проигравшей стороны», по сути, нет — религия дает одинаковые бонусы для всех, независимо от нации-основателя, однако последняя все-таки имеет преимущество, поскольку может один раз за игру изменить курс вероисповедания и перераспределить полезные прибавки.
Однако религия — это не только бонусы к экономическим параметрам, но и отношения между государствами. Соратники по церкви охотнее идут на контакт и заводят дружеские отношения друг с другом, а сторонники одной конфессии формируют альянсы с единомышленниками и объединяются против иноверцев. Этот аспект разнообразит дипломатию и вносит изюминку в геймплей — такие решения не выставляется игровой механикой напоказ и происходят далеко не всегда, но когда их замечаешь, то отдаешь Firaxis должное и с уважением киваешь головой.
Со временем, где-то ближе к середине игры, влияние религии постепенно снижается и вы начинаете привычно черпать ресурсы из других источников. И здесь-то в дело вступает шпионаж. На успех всего сценария он влияет не так значительно, как религия, однако удачно вписывается в общую механику и является очень важным компонентом, которому следует уделить пристальное внимание, если вы хотите победить.
Шпионы не нанимаются, а появляются сами по себе через определенные промежутки времени. Неся службу и выполняя задания, они растут в звании, что значительно увеличивает шансы на успех в последующих предприятиях. Отправившись в чужой город, агент собирает сведения о технологическом уровне оппонирующей цивилизации, и если она располагает неизвестными научными знаниями, шпик может попробовать выкрасть их. Не подумайте, что это игра в одни ворота, — аналогичные интриги плетутся и у вас за спиной, поэтому бросать всех на чужбину, пренебрегая контрразведкой, отнюдь не стоит.
Шпионские игры рискованны, ведь если «агента 007» поймают, то в ходе допросов он может выболтать ценные сведения: обмолвиться врагу о том, что вы собираете большую армию или готовите переворот в одном из городов-государств. Последнее — еще одна полезная функция «бойцов невидимого фронта», которая позволяет, подтасовав результаты выборов, привести к власти в маленькой, но гордой стране, лояльное по отношению к нам правительство. В общем и целом, шпионаж вышел очень удачным — он предоставляет любопытные и полезные инструменты, хорошо сочетающиеся с ядром оригинальной Civilization V, но при этом не перетягивает одеяло на себя. В конце концов, если бы один человек мог преподносить на блюдечке целые города и покорять государства, то зачем тогда нужны солдаты и дипломаты?
С количественными нововведениями у Gods and Kings тоже проблем нет. Точные цифры приведены в начале рецензии, однако хочется отметить, что лидеров-женщин стало больше — компанию Екатерине II и Елизавете I составляют Феодора, императрица Византии, и таинственная Дидо, королева Карфагена. Кроме того, Firaxis расширила «репертуар» городов-государств, добавив два новых типа: религиозные и научные. Заручившись их поддержкой, вы обеспечите свою цивилизацию притоком соответствующего ресурса.
Вышеперечисленного вполне хватит, чтобы придать Civilization V новый вкус, однако Firaxis решила долить еще немного мёда в виде трех новых сценариев. «На пути к Возрождению» лучше всего демонстрирует важность религии — в средневековой Европе можно покупать все виды юнитов за очки веры, а ключом к победе может стать как удержание Иерусалима, так и снаряжение экспедиции в Новый Свет. «Падение Рима» выглядит более традиционно — отбиваемся от варваров в роли императора Западной или Восточной Римской империи или же завоевываем расколовшееся и агонизирующее государство, сокрушая слабеющие легионы. Но неофициальный приз зрительских симпатий получает «Мир пара и стали», где религия упразднена, а балом правит технократия в стимпанк-стиле со всеми полагающимися атрибутами вроде паровых танков, альтернативных источников энергии и моноклей в глазах амбициозных и чопорных правителей новых империй.
Огорчает лишь, что Gods and Kings не включает в себя ни сценариев, ни цивилизаций из предыдущих DLC. Исключение составляют испанцы и монголы, однако их и так можно загрузить бесплатно. Впрочем, найти еще какие-то минусы у дополнения непросто. Искусственный интеллект, как и было обещано, действительно стал чуточку умнее и теперь с большим толком подходит к формированию армии, собирая сбалансированные и разноплановые войска, готовые создать серьезные проблемы любой угрозе. А за счет условного деления кораблей на дальнобойные и «рукопашные» (способные вести бой только с врагом, стоящим на соседней клетке) стало возможным проводить внезапные атаки с моря — кремниевые флотоводцы, кстати, тоже не чураются наводить страх на портовые города своими набегами. Пожалуй, меньше всего доработок досталось дипломатии — вести переговоры стало приятнее, однако ИИ все равно периодически по-дурацки упирается и отказывается участвовать во взаимовыгодных сделках.
Если вы поклонник Civilization V, то не повторяйте ошибок компьютерного дипломата. Покупка Gods and Kings — это очень хорошая сделка, о которой вы ни разу не пожалеете.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Предводители цивилизаций, добавленных в Gods and Kings, отлично прорисованы и неплохо анимированы. За два года игра практически не изменилась, однако это совсем не плохо — аддон выглядит так же хорошо, как и оригинал. | 8 |
Звук | Звуковое сопровождение и музыка в «цивилизациях» всегда были направлены на одну цель — не мешать игроку погружаться в геймплей. Gods and Kings в этом плане не является исключением: все очень качественно, спокойно и ненавязчиво. | 8 |
Одиночная игра | Искусственный интеллект противников подвергся шлифовке. Теперь соперники чаще используют морские юниты и более грамотно осаждают города, а также не чураются пускать в дело новые инструменты в виде миссионеров, инквизиторов и шпионов. | 8 |
Коллективная игра | Навязывать сидящему рядом приятелю свою веру и внедрять шпиков в его государство, одновременно отсеивая еретиков и уничтожая вражеских агентов, — такое же увлекательное занятие, как и любой другой вид времяпровождения в Civilization V. | 8 |
Общее впечатление | Внесенных этим DLC изменений вполне достаточно, чтобы с упоением играть в стратегию двухлетней давности. Пока что Gods and Kings по праву можно считать самым комплексным дополнением к Civilization V, однако — таковы уж игры серии — всегда хочется большего. Будем надеяться, что в Firaxis это понимают и уже работают над следующим крупным дополнением. | 8 |