В последние несколько лет на мобильных устройствах начала набирать популярность технология дополненной реальности — совмещение картинки, передаваемой с фотокамеры устройства, с трёхмерными графическими элементами, «проецируемыми» на существующие объекты на дисплее, в результате чего создаётся довольно интересный и необычный эффект. Само собой, рост количества приложений с подобными возможностями обусловлен совершенствованием оптики и матриц в мобильных гаджетах — благодаря многомегапиксельным камерам изображение с кусочками компьютерной графики может выглядеть на экране весьма эффектно.
Вообще, вопреки прогнозам футурологов и писателей-фантастов, мы стремительно несёмся уже по второму десятилетию XXI века, но так пока и не получили в широкое пользование технологию голограмм или трёхмерных проекций изображения. Виток развития идёт в несколько ином направлении. Так, компания Google рассказывает о своих чудо-очках, которые по достоинству оценил бы сам Терминатор. В то же время появляется один концепт-документ весьма сомнительного прохождения, в котором подробно расписывается идея Microsoft совместить очки дополненной реальности со своей новой игровой консолью и особой камерой Kinect. Ну и Sony со своей недавно анонсированной Wonderbook — тоже в тренде.
И что бы ни получилось на деле у всех этих компаний (да и не только у них), совершенно очевидно, что в ближайшие годы будет множество экспериментов, проб и ошибок, связанных с попыткой совместить на дисплее телевизора, мобильного устройства или в окулярах специальных нательных гаджетов виртуальность с окружающей действительностью.
Собственно, чтобы не проигрывать в каких-то позициях смартфонам и планшетным компьютерам на iOS/Android, Sony также обеспечила поддержку дополненной реальности на своей портативной консоли PS Vita. На данный момент проецирование трехмерной графики на изображение с камеры используется в нескольких играх — о шести конкретных примерах, а также в целом о реализации этой технологии на данном устройстве сейчас и пойдёт речь.
Перед началом тестирования игр автор ещё строил какие-то иллюзии относительно удобства использования дополненной реальности на PS Vita — например, технодемки на Nintendo 3DS, виденные год назад, выглядели вполне симпатично. Так почему же у Sony должно быть чем-то хуже?
На деле же всё оказалось предельно плохо. Если абстрагироваться от качества самих «игр», всю затею убивает сама консоль — ну кто сегодня делает многофункциональные мобильные устройства с VGA-камерой, где максимальное разрешение составляет 640 на 480 пикселей? В случае с той же 3DS некачественная камера играла куда меньшую роль — ведь там и экран меньше, поэтому низкое качество картинки не имело принципиального значения.
Ну а на Vita великолепный OLED-дисплей с высоким разрешением — и вдруг на всю ширину растягивается изображение в 0,3 мегапикселя. Нам очень стыдно за наши скриншоты — они на полном серьёзе были сделаны в дневное время (правда, не на улице) и с максимально возможным освещением, но отвратительное качество фотографий никакой Photoshop не в состоянии исправить.
Плюс ужасная морока с AR-карточками. Их нужно разложить на ровной поверхности для того, чтобы использовать карточки как импровизированные площадки для выстраивания виртуальных элементов. Стоит чуть-чуть изменить положение камеры, как изображение начнёт моргать, может высветиться сообщение о том, что связь потеряна. Затем всё восстанавливается, но обязательно на экране появятся своеобразные артефакты и какие-то посторонние куски графических объектов. Не стоит и говорить, что все это сильно портит впечатление. Приближать-отдалять камеру также не рекомендуется — постоянно меняется угол проекции, в результате чего виртуальные объекты смещаются в каком-нибудь произвольном направлении, а на дисплее всё выглядит совсем мерзко.
Получается, что для игры лучше всего неподвижно держать консоль в определённой точке в воздухе. Мало того, что от этого руки банально устают, так ещё и в некоторых «играх» (почему в кавычках — узнаете дальше по течению) предлагают активно использовать сенсорный экран. Настоящая пытка!
Казалось бы, здесь вся соль именно во взаимодействии — за карточками закрепляется виртуальный объект, который можно свободно двигать и вращать, равно как и свободно перемещать относительно используемой поверхности само устройство. Но на деле всё это работает из рук вон плохо — упомянутые выше «дисконнекты» и баги всё портят даже без учёта посредственного качества самой картинки в целом.
Теперь проедемся многотонным катком и по самим «играм».
Конечно, автор в курсе, что излишне серьёзно относиться к подобным полудемкам не стоит, однако Sony без зазрения совести размещает их на одной полке рядом с полноценными проектами в PSN, а за некоторые ещё и просит денег (пусть и весьма символических, но тем не менее). Поэтому оценивать приложения, где демонстрируются возможности дополненной реальности на Vita, будем по обычным критериям для мобильных игр. Правда, обойдёмся без традиционных подытоживаний достоинств и недостатков каждого приложения — всё «игры» являются одним сплошным минусом и недоразумением.
Жанр | Аркада |
Издатель | SCEA |
Разработчик | SCE Studio Liverpool |
Цена | 70 руб. |
Дата выхода | 23 мая 2012 г. |
О нет, не спешите думать, что любимые «Танчики» с NES переживут очередное воскрешение прямо на поверхности кухонной табуретки. Table Top Tanks, может, и похожа на культовую Battle City, но весьма отдалённо — разнообразных режимов тут побольше, а вот играть, к сожалению, вообще невозможно.
Во-первых, наблюдается совершенный идиотизм с построением проекции уровня. В игре желательно использовать пять AR-карточек — четыре из них нужно расположить по углам воображаемого поля сражения, а пятую положить в центре. В некоторых режимах предлагают выбрать размер арены, но даже средний вариант с трудом вписывается в возможности камеры — какие-то карточки постоянно находятся «за кадром», а при сильном отдалении VGA-узел теряет способность различать объекты и связь рвётся. Большое поле вообще не удалось создать ни разу.
Во-вторых, управление, которое заслуживает отдельной песни. Зачем-то все манипуляции с перемещением танка назначили на левый стик. Ездить просто нереально — очень сложно сориентироваться, где передняя часть машины, а где задняя, особенно с учётом чуть ли не свободно болтающейся башни (ей мы манипулируем с помощью правого стика).
В Table Top Tanks есть несколько заданий-вызовов, смешных по замыслу, но сложных по выполнению (из-за управления, конечно): собрать за минуту столько-то маркеров, разрушить такие-то объекты и прочее в таком духе. Также предусмотрены местные вариации «десматча», игры на выживание и захвата флага. Ну а для особо изощрённых мазохистов, ищущих единомышленников, заботливые разработчики сообразили целый мультиплеер через прямое Wi-Fi-соединение.
Несмотря на априори слабую реализацию дополненной реальности на Vita, из такой игры могло бы получиться что-то дельное. Но инвалидное управление, глючные карты и однообразный процесс провоцируют выключить Table Top Tanks и никогда больше к ней не возвращаться.
Оценка:
Жанр | Пазл |
Издатель | SCEA |
Разработчик | Sony Europe |
Цена | 70 руб. |
Дата выхода | 12 июня 2012 г. |
К Земле летит огромный астероид, и единственный способ спасти планету — зашвырять космическое тело ракетами. Для запуска снаряда необходимо хитрым образом (хотя нет, врём, совсем не хитрым) провести луч лазера через отражатели к источнику питания.
Геймплей построен следующим образом: есть направленный луч и несколько зеркал «в кармане», которыми являются AR-карточки. Мы располагаем в нужном месте карточку — из неё появляется вращающееся зеркало, которое необходимо зафиксировать в правильном положении. Совсем уж очевидно решить задачу в один ход мешают всякие стенки и прочие объекты, поэтому лазерный луч нужно преломить в несколько ходов, избегая помех. Кроме того, запас времени всегда ограничен, а с неба падают метеориты и портят наше оборудование.
На самом деле, PulzAR была бы не такой уж и плохой, если бы всё не портила отвратная дополненная реальность. Чуть-чуть промахнулся с установкой карточки-зеркала, решил подвинуть объект — жди, пока Vita закончит истерику из-за потери сигнала и попробует заново всё синхронизировать. Обещанная возможность смотреть на объекты с любого угла также работает совсем слабо — артефакты, сдвиги проекции и глюки цветут пышным цветом.
Оценка:
Жанр | Аркада |
Издатель | SCEA |
Разработчик | SCE Studio Liverpool |
Цена | бесплатно |
Дата выхода | 22 февраля 2012 г. |
Из всех описываемых сегодня маленьких «игр» для Vita Cliff Diving, пожалуй, самая красивая. Хотя нет, скорее наименее уродливая. Сказывается то, что используется всего одна AR-карточка, поэтому минимизированы различные визуальные баги и прочая гадость.
На месте карточки вырастает симпатичная горка, наверху которой находится человечек по имени Клифф. Он собирается нырнуть с высоты в пруд, а мы должны помочь ему в выполнении трюков. От нас зависит траектория его полёта и техника выполнения различных пируэтов, исполняемых парнем в воздухе.
Cliff Diving нормально управляется и, в отличие от прочих героев нашей сегодняшней статьи, не способна нанести психическую травму пользователю. Другое дело, что проводить время за игрой всё равно не хочется: трюков мало, горок-сооружений — тоже, а все акробатические действия завязаны на четырёх кнопках. Автор обзора, к примеру, слабо представляет себе человека, который бы стал раскладывать карточки (пусть даже и одну) дома на столе и вдумчиво в это играть.
Оценка:
Жанр | Аркада |
Издатель | SCEA |
Разработчик | SCE Studio Liverpool |
Цена | бесплатно |
Дата выхода | 22 февраля 2012 г. |
На месте AR-карточек появляются особняки, с территории которых запускают фейерверки. От игрока требуется вовремя ткнуть пальцем в летящую петарду, чтобы та красиво взорвалась. Чем выше сложность, тем больше и быстрее нужно «обрабатывать» экран.
Выглядит всё это даже относительно приятно и практически неглючно — фейерверки красочно разлетаются по всему «небу» вспышками. Fireworks, так же как и Cliff Diving, неплохо подойдёт в качестве демонстрации дополненной реальности на Vita. Однако проводить на полном серьёзе время в этой игре и, упаси боже, зарабатывать очки, стараясь побить онлайн-рекорды… едва ли подобным будет заниматься вменяемый человек. Больше трёх минут здесь делать нечего.
Оценка:
Жанр | Аркада |
Издатель | SCEA |
Разработчик | SCE Studio Liverpool |
Цена | бесплатно |
Дата выхода | 22 февраля 2012 г. |
Хардкорный настольный футбол, управление в котором настолько мучительно, что способно заставить раскаиваться в своих поступках самого последнего грешника.
Трёмя AR-карточками мы создаём поле, остальными — трибуны и табло для счёта. Прежде всего, Table Football — лучший пример плохо работающей проекции, которая постоянно смещается и стабильно радует вылезающими графическими артефактами. Ну и ладно, все равно описания выше достаточно, чтобы в полной мере разочароваться в дополненной реальности на Vita.
Больше всего ввергает в уныние и печаль здешнее управление. Зачем надо было вешать пасы, удары и движения футболистов на сенсорный экран?! Что мешало сделать упрощенную модель а-ля FIFA/PES и задействовать кнопки? От пользователя требуется одной рукой ровно держать консоль (желательно вообще не шевелить), а другой пытаться управлять болванчиками на экране. Конечно же, ни о какой точности и речи не идёт — вы будете постоянно промахиваться. Ещё игра предлагает активно пользоваться приближением и удалением масштаба — с учётом всего вышесказанного, это вообще в комментариях не нуждается. В случае если вы вдруг осилите тренировочный уровень, — смело вешайте на стенку памятную награду за непростой подвиг, совершенном неизвестно ради чего.
И если бы по нашей системе можно было ставить оценки играм ниже единицы, автор бы с удовольствием влепил -273. Хуже просто невозможно придумать.
Оценка:
Жанр | Файтинг |
Издатель | Sony Computer Entertainment |
Разработчик | Novarama |
Цена | 1 089 руб. |
Дата выхода | 13 марта 2012 г. |
Официальный сайт |
Про эту игру мы писали уже отдельный, не самый лестный обзор.
В принципе, на фоне остальных недоигр, в Reality Fighters всё-таки есть хоть какой-то геймплей, нормальное управление и относительно вменяемая реализация дополненной реальности. Но и здесь справедливо правило «неподвижного хвата», несоблюдение которого чревато выдавливанием бойцов за экран. Ну и целое ведро дёгтя вносит уже сто раз упомянутая слабая камера — изображение выводится в очень низком разрешении.
В остальном же — снова скучная и неинтересная игра, единственной особенностью которой является эксплуатация камеры устройства.
Оценка:
Выводы о реализации технологии дополненной реальности на PS Vita, думается, вполне очевидны. Это не значит, что PS Vita — плохая консоль. Под нее есть немало интересных и действительно играбельных проектов. Вот только дополненная реальность на ней выглядит, скажем так, посредственно.