Оригинал материала: https://3dnews.kz/634122

Сказка о «Тройке»: прототип или готовый автокомпьютер?

В апреле этого года в Москве прошла конференция канадской фирмы QNX Software Systems, производящей операционные системы реального времени и принадлежащей ныне компании R.I.M. Кроме прочего, на конференции показали свежайшую на то время разработку – второе поколение автомобильной мультимедийной платформы QNX CAR, получившую на выставке CES-2012 главный приз конкурса Best of CES Award (о первой версии этой платформы мы рассказывали в материалах «Новая электронная игрушка для Chevrolet Corvette» и «LTE Connected Car: широкополосный Интернет на колёсах»). QNX CAR2 отличается от первого поколения тем, что имеет поддержку HTML5, Qt, OpenGL и беспроводной связи в формате Ultra HD, продвинутый речевой интерфейс и несколько других усовершенствований, ещё более приближающих эпоху connected car.

Но QNX CAR2 – это платформа для автопроизводителей, подразумевающая интеграцию с прочей электроникой автомобиля. Универсальный аftermarket на ней не построишь. Поправить это дело взялся российский дистрибьютор QNX Software Systems, показав на той же конференции прототип автомобильного компьютера на операционной системе QNX Neutrino. Назвали аппарат «Тройка», прозрачно намекая на национальность создателей.

«Тройка» образца весны-2012 была откровенно сырой разработкой, со множеством недодумок и с не очень качественным «железом». Но над ней продолжали работу и сейчас «Тройку» готовятся презентовать официально. Произойдёт это на грядущем Автосалоне (ММАС-2012), на стенде компании «СВД Встраиваемые Системы». Мы получили возможность познакомиться с новинкой ещё до её публичной демонстрации.

Форм-фактор «Тройки» – обычный двухдиновый CarPC, который можно установить в большинство современных автомобилей без каких-либо переделок приборной панели (либо используя доступные переходники).

Почти всю переднюю панель занимает семидюймовый сенсорный дисплей с резистивным сенсорным слоем, только слева расположен вертикальный ряд аппаратных кнопок управления и гнездо miniUSB. Панель может сдвигаться вниз, обнажая слот для компакт-диска.

Самое интересное у аппарата – на тыльной стороне. Там расположены автомобильные разъёмы (питание, управление внешними устройствами и тому подобные), последовательный порт (RS-232), четыре порта USB 2.0, 100-Мбит/с Ethernet и видеовыход D-sub. Получается, что при необходимости этот CarPC может работать именно как PC, с внешними мышкой и клавиатурой, кабельным подключением к сети и пр. Необязательно, впрочем, кабельным – на борту есть и модуль Wi-Fi, поддерживающий шифрование WPA. «Тройка» может выступать и в качестве точки доступа, раздавая сигнал на другие Wi-Fi-устройства, подключаясь к Интернету через внешний 3G-модем. Или, напротив, принимать по Wi-Fi сигнал с ноутбука или планшета – кино, тексты, картинки. Обещают, что в ближайшее время «Тройка» обзаведётся приёмопередатчиком LTE и слотом для подключения iPod/iPhone.

Основа «начинки» — процессор архитектуры х86 (в данном случае применён интеловский чип Core i3), хотя есть ровно такая же разработка и на базе ARM. Но главное в «Тройке» – это ОС реального времени QNX Neutrino, с приложениями для работы с радио, видео и аудио. Это, скажем так, стандартно-мультимедийная часть комплекса.

Встроенного навигационного приёмника нет, используется внешний Navstar/ГЛОНАСС. Навигационная программа своя (так, по крайней мере, утверждают создатели), в ней сходу не узнаётся чужой движок. Точнее так: использовались некие «разработки, доступные в Интернете, но их существенно переделали» (это цитата). Карты — Open Street Map. Навигация — это, пожалуй, самая неоднозначная часть «Тройки», если не сказать самая слабая. Прорисовка элементов интерфейса оставляет желать лучшего, эргономика на троечку, детализация тоже «хромает». Функции навигационной системы, их количество и реализация – на уровне четырёх-пятилетней давности. Видимо, создатели отдают себе отчёт в несовершенстве собственной навигации, и в виде дополнительных приложений тут присутствуют Nokia Maps и GoogleMaps. С «Навителом» или «СитиГидом» не связываются пока принципиально, хотят сохранить творческую свободу. Хотя если «Тройка» как продукт будет выпущена на рынок, то от общепринятого навигационного ПО никуда не уйдёшь.

Теперь самое интересное — работа с видеокамерами. Их, камеры, можно подключить две одновременно, превратив «Тройку» в продвинутый видеорегистратор, записывающий изображение спереди и сзади автомобиля. Или спереди и в салоне. Особам, испытывающим кайф от пререканий с гаишниками, вторую камеру можно направить в область водительского бокового стекла.

Разумеется, функциями видеорегистратора работа с камерами не ограничивается. Это могут быть следящие камеры (в том числе и протовоугонно-противоразбойные), для видеообщения (поддерживаются веб-камеры и аналоговые), для обзора слепых зон. В принципе, в автомобиле более чем достаточно способов применения функции видеоконтроля. Так что тут однозначное пожелание инженерам: надо бы увеличить количество видеовходов до 5—6. И памяти на борту иметь в достаточном количестве. Кстати, какая память и в каком объеме установлена в «Тройке» сейчас, нам не сообщили.

Дизайн интерфейса (графической оболочки ОС) тоже рисовали сами, чем гордятся, говорят, удачно получилось.

Управлять «Тройкой» действительно сплошное удовольствие. Реакции мгновенны, сенсоры работают изумительно. Приложения «летают» как на самом мощном десктопе. Особое впечатление производит включение: нажал кнопочку, и сразу – подчёркиваю, сразу! – всё загрузилось. Тут речь не о секундах даже, но о миллисекундах. Вот они, преимущества ОС реального времени.

На сладкое – дополнительные приложения в виде уже упомянутых Nokia Maps, GoogleMaps, а так же клиентов Facebook, Twitter и электронной почты. Особое внимание интернет-радиовещанию. Правда, не очень понятно зачем оно при отсутствии широкополосного интернет-канала, работающего в движении, но сделали, ибо модно. Видимо, дело в том, что в QNX CAR2 ради удовлетворения потребностей американского рынка встроена поддержка интернет-радио Pandora, и российские инженеры решили равняться на заокеанский тренд. «Тройка» работает с Digitally Improved, Sky.FM, Hotmixradio, а в скором времени обещают этот список расширить.

Может работать «Тройка» и борткомпьютером, снимая данные через адаптеры K-Line или ELM327. На дисплее появляются индикаторы скорости, оборотов двигателя, температуры охлаждающей жидкости и т.п. Поддерживается множество протоколов и типов ЭБУ, в том числе – что приятно! – и вазовские: Bosh MP7.0, Bosh M7.9.7, Январь 7.2.

Кроме нескольких аппаратных кнопок и сенсорного экрана, элементом управления «Тройки» может служить PlayBook, а также гаджеты под управлением BlackBerry 10 и Android (будет версия и для iOS). Для этого разработана специальная программа «Тройка@Connected», превращающая смартфоны в пульты управления. Пока, к сожалению, доступны не все функции, в основном аудио. Готовится и приложение для обмена файлами между «Тройкой» и гаджетами.

Вот я сейчас пишу и ловлю себя на мысли: а не слишком ли часто приходится использовать слова «готовится, предполагается, планируется»? Презентация «Тройки» на ММАС-2012 – это что, показ готового решения (как обещали) или только проекта на промежуточной стадии?

Ирония в том, что по отношению к «Тройке» это почти одно и то же. Её вообще не планируют делать розничным товаром с фиксированным набором возможностей. Создатели говорят: мы сделали платформу, теперь дело за конкретным заказчиком, с которым уже будет обсуждаться нужный ему функционал. Заказчиков может быть много, разных, под каждого будет, как из кубиков, собираться оригинальная конфигурация. Естественно, речь не идёт о покупателях-индивидуалах, что-то менять будут только при определённом тираже, чтоб выгодно было.

Тут, конечно, нужно выразить определённый скепсис. Сколько их было, подобных идей, не доведённых до уровня розничного продукта, а застывших в полусозданном состоянии в ожидании крупных заказчиков? Много было. И можно понять ребят из «СВД Встраиваемые Системы» — законченный образец и его промышленная партия потребуют весьма значительных инвестиций, а это риск. Штука новая, необычная, опыта продажи нет, неизвестно, как покупатель отреагирует и отобьются ли вообще вложения. Поэтому они ждут не столько заказчика, сколько соинвестора, который возьмёт на себя львиную долю коммерческих рисков. И, сдаётся, ждать такого соинвестора можно еще долго.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/634122