С момента выхода GeForce GTX 680 NVIDIA представляет новые карты на базе архитектуры Kepler едва ли не каждый месяц. И вот, не успели мы протестировать GTX 650, предыдущую новинку, как подоспело очередное пополнение — GTX 650 Ti.
Если судить по названию, GTX 650 Ti формально позиционируется как более мощная версия «простого» GTX 650. Но эта картина несколько расходится с реальным положением дел. Ведь GTX 650, по сути, является близким родственником GT 640, так как обе карты построены на базе самого младшего GPU в линейке Kepler — GK107. Его же, кстати, используют для производства ноутбучных видеоадаптеров GT 650M. Различаются GT 640 и GTX 650 типом микросхем видеопамяти: GDDR3 у первого и GDDR5 у второго. Как видно из наших тестов GT 640, устаревшая память сильно обременяет чип GK107, но по спецификациям графический процессор выглядит вполне себе мощно для своей категории. Так что у GTX 650 есть все шансы стать достойным соперником для Radeon HD 7750, что мы и проверим, когда семпл, наконец, доберется до нашей тестовой лаборатории. А пока вернемся к 650 Ti.
Референсная карта GTX 650 Ti с виду похожа на GTX 650, в чем мы лишний раз убедимся, когда доберемся до самой железки, но графический процессор роднит ее с GTX 660. После нее GTX 650 Ti стала второй моделью, в которой используется GPU GK106. В целом было бы странно ожидать, что NVIDIA удовлетворится, выпустив на базе GK106 единственную карту. При производстве любых более-менее сложных GPU всегда получается определенный процент кристаллов с частично работоспособными вычислительными блоками или просто более низким резервом по тактовой частоте, которые грех не пустить на видеоадаптер классом ниже, отключив дефектные участки. Вот и GTX 650 Ti комплектуется урезанными таким образом чипами.
Процессор GK106 интересен своей забавной асимметричной архитектурой. В семействе Kepler NVIDIA комбинирует массив ядер CUDA и текстурные модули в блоки под названием потоковые мультипроцессоры (SMX), а два SMX вместе с геометрическим блоком Raster Engine составляют более крупную единицу — Graphics Processing Cluster. Подробно об устройстве и принципе работы этих блоков написано в нашем обзоре GeForce GTX 680. Так вот, GK106 состоит из трех GPC, из которых два, как и положено, содержат по два SMX, а третий — только один.
В чипах GK106, идущих на производство GeForce GTX 650 Ti, отключается один из пяти SMX в зависимости от того, на какой участок схемы пришелся дефект. Следовательно, возможно два варианта «обрезки» вычислительных блоков. Если дефектный SMX расположен в «маленьком» GPC, то этот GPC полностью выпадает. В другом случае отключается SMX в одном из больших GPC. Теоретически последний вариант обеспечивает более высокую геометрическую производительность за счет одного «бесплатного» блока Raster Engine. На практике же не стоит говорить про какую-либо лотерею, ибо результирующая производительность GTX 650 Ti все равно будет упираться в филлрейт. Сейчас станет понятно, почему.
Четыре SMX дают нам 768 ядер CUDA и 64 текстурных модуля: вдвое больше, чем у GTX 650. При этом в GTX 650 Ti у GK106 отключен один контроллер памяти, связанный с ним кусочек кеша L2 и несколько ROP. В результате получается такая же конфигурация back-end, как и у GTX 650: 16 ROP плюс 128-битная шина памяти.
Сходство с GTX 650 усиливает и стандартный объем видеопамяти в референсной версии: 1024 Мбайт. Сегодня это уже является явным признаком бюджетных моделей. Минимальным объемом памяти, который страхует от резкой потери производительности в тяжелых графических режимах, можно назвать 1,5 Гбайт. В наиболее жадных до памяти бенчмарках (например, Metro 2033) при разрешении 2560х1440 с антиалиасингом заметно, что, например, GeForce GTX 580, у которого и есть на борту 1,5 Гбайт, еще проскакивает через узкие воротца без критического падения FPS, а вот GTX 570 с его 1,28 Гбайт уже показывает слайд-шоу. То есть в зависимости от объема памяти даже при более-менее быстром GPU может проходить резкая граница между «играть можно» и «играть нельзя». Окажется ли GTX 650 Ti в такой ситуации, когда GPU еще тянет, но производительность упирается в объем памяти, мы проверим в бенчмарках.
GTX 650 Ti отступил от GTX 660 и в тактовых частотах. Процессор работает на частоте 925 МГц, и это фиксированное значение. Технология GPU Boost здесь не применяется, но зато есть вероятность, что разгон карты даст ощутимый прирост FPS. Более мощные модели Kepler за счет GPU Boost в значительной мере выбирают запас частоты и в штатном режиме. Даже при серьезном разгоне эффект подчас бывает мизерный, из-за чего поднялись разговоры о «кукурузных мегагерцах». Тактовая частота памяти у GTX 650 Ti также ниже, чем стандартные для всех старших карт 6008 МГц.
По энергопотреблению (TDP 110 Вт) GTX 650 Ti оказался не столь легковесной картой, как GT 640 и GTX 650 (64—65 Вт). Radeon HD 7770 также заметно более экономичен (80 Вт), но HD 7850 уже прожорливее (130 Вт).
GT 640 | GTX 650 | GTX 650 Ti | GTX 660 | GTX 660 Ti | GTX 670 | GTX 680 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Основные компоненты | |||||||
GPU | GK107 | GK107 | GK106 | GK106 | GK104 | GK104 | GK104 |
Число транзисторов, млн | 1300 | 1300 | 2 540 | 2 540 | 3 540 | 3 540 | 3 540 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 900/НД | 1058/НД | 925/НД | 980/1033 | 915/980 | 915/980 | 1006/1058 |
Потоковые процессоры | 384 | 384 | 768 | 960 | 1344 | 1344 | 1536 |
Текстурные блоки | 32 | 32 | 64 | 80 | 112 | 112 | 128 |
ROPs | 16 | 16 | 16 | 24 | 24 | 32 | 32 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR3, 2048 | GDDR5, 1024/2048 | GDDR5, 1024 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 891 (1782) | 1250 (5000) | 1350 (5400) | 1502 (6008) | 1502 (6008) | 1502 (6008) | 1502 (6008) |
Ширина шины памяти, бит | 128 | 128 | 128 | 192 | 192 | 256 | 256 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | |||||||
Интерфейсы | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI 1.4a |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI 1.4a |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x Mini HDMI 1.4a |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
Макс. разрешение | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 |
Макс. потребляемая мощность, Вт | 65 | 64 | 110 | 140 | 150 | 170 | 195 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Новинка не обделена всеми функциями, присущими линейке Kepler, включая режим антиалиасинга TXAA и опцию Adaptive V-Sync, которые сейчас столь активно популяризирует NVIDIA. Подробно о них мы писали в обзоре GeForce GTX 660.
GTX 650 Ti позиционируется как карта для прижимистых геймеров, которые доселе играли в разрешениях 1280х1024 и 1680х1050. Сейчас им представилась возможность перейти на 1920x1080 за небольшие деньги. Рекомендованная глобальная розничная цена на GTX 650 Ti такая же, какая в свое время была назначена на GTX 550 Ti, — $149. В России эта сумма трансформируется в 4 999 руб.
Приятно видеть, что GTX 650 Ti от партнеров NVIDIA уже появились в московских интернет-магазинах, и как раз по цене, близкой к рекомендованной. Что еще можно купить за сравнимые деньги? Среди карт прошлого поколения примерно столько же в среднем стоит Radeon HD 6850 и чуть меньше — GeForce GTX 560.
Более интересно, как новинка соотносится с современным модельным рядом AMD. В линейке Radeon HD 7000 есть существенный зазор между HD 7770 и HD 7850 — как по цене, так и по производительности, и GeForce GTX 650 Ti попадает аккурат в середину. Если HD 7770 можно купить за сумму от 3 500 руб., то цены на HD 7850 начинаются уже с 6 000 руб.
Примечание: существуют разновидности HD 7850 с 1 Гбайт памяти, которые стоят примерно на 500 руб. меньше, чем полновесные варианты с 2 Гбайт. Мы не взяли такую карту в набор соперников для GTX 650 Ti по той причине, что у нас нет официального свидетельства, чтобы считать ее референсной моделью, а не частной инициативой отдельных производителей. На сайте AMD, к примеру, в характеристиках HD 7850 указано 2 Гбайт памяти, и никак иначе. Но после тестов мы еще вернемся к этой теме.
После партнерских розничных вариантов, на примере которых мы тестировали GeForce GTX 660 и GTX 660 Ti, вновь берем в руки референсный семпл от NVIDIA. Как обычно бывает с бюджетными моделями, референсные карты не рассылаются партнерам, и в рознице GTX 650 Ti будет выглядеть по-другому. По фотографиям уже анонсированных моделей от нескольких производителей видно, что никого не прельщает штатная конструкция кулера, а вот дизайн печатной платы, скорее всего, в большинстве случаев будет совпадать со стандартным.
По габаритам плата такая же, что и у GT 640, но, разумеется с более сложной разводкой и разъемом дополнительного питания.
NVIDIA выбрала дизайн с однослотовой крепежной рамкой, так как на плате на разведен видеовыход DisplayPort. Но высота кулера все-таки не позволяет карте остаться в габаритах одного слота.
Радиатор референсной системы охлаждения напоминает низкопрофильные кулеры, которыми нынче комплектуются многие процессоры Intel. В целом карточка выглядит легко и скромно. Один из конкурентов, Radeon HD 7770, даже при существенно более низком TDP в референсном варианте имеет двухслотовую рамку и крупный кулер закрытого типа.
Несмотря на то, что память в GTX 650 Ti работает на пониженной частоте, на плате мы видим те же микросхемы Hynix H5GQ2H24AFR-R0C со штатной эффективной частотой 6 ГГц, что и на старших картах Kepler. На лицевой стороне PCB всего четыре чипа, а на оборотной поверхности пустуют еще четыре контактные площадки. Этим наверняка воспользуются некоторые OEM-производители, чтобы сделать GTX 650 Ti с удвоенным объемом «мозгов» без необходимости придумывать плату оригинального дизайна.
Система питания минималистична: два фазы для GPU и одна — для памяти. VDDC (напряжение на процессоре) контролируется чипом uPI Semiconductor uP1728P.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Silver Arrow |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD | Catalyst 128 WHQL |
ПО для карт NVIDIA | 306.97 WHQL |
Настройки AMD Catalyst Control Center | |
---|---|
Antialiasing | Use application settings |
Anisotropic Filtering | Use application settings |
Tesselation | Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level | Quality |
Wait for V-Sync | Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode | Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | On |
Triple buffernig | Off |
Настройки NVIDIA Control Panel | |
Ambient Occlusion | Off |
Anisotropic Filtering | Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction | On |
Antialiasing — Mode | Application-controlled |
Antialiasing — Settings | Application-controlled |
Antialiasing — Transparency | Off |
CUDA — GPUs | All |
Maximum pre-rendered frames | 3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration | Multiple display performance mode |
Power management mode | Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization | Off |
Texture filtering — Negative LOD bias | Allow |
Texture filtering — Quality | Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization | On |
Threaded optimization | Auto |
Triple buffering | Off |
Vertical sync | Use the 3D application settings |
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Режим тестирования | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профили Performance, Extreme | - | - |
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark | DirectX 11 | Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool | DirectX 11 | Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 | AF, AA 4х | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения | AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Начало миссии Going Hunting. Макс. качество | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS | DirectX 9 | Город Whiterun. Макс. качество | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS | DirectX 9 | Миссия Return to Sender. Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
В тестировании приняли участие следующие видеокарты:
⇡# Разгон, температура, энергопотребление
Карта лишена функции GPU Boost, поэтому ничто не мешает вручную регулировать VDDC. По умолчанию напряжение в 3D-режиме составляет 1,075 В и без проблем поднимается вплоть до 1,15 В.
Благодаря этому GTX 650 Ti в наших руках разогнался сильнее, чем какая-либо другая видеокарта семейства Kepler: со стартовых 925 — до 1158 МГц. Частоту памяти, спасибо быстрым микросхемам, удалось поднять с 5400 до 6500 МГц, но это уже не рекорд: мы не раз видели, как Kepler переваливал и за 7 ГГц по частоте памяти.
Base Clock, МГц | Макс. Boost Clock, МГц | Base Clock, МГц (разгон) | Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон) |
|
---|---|---|---|---|
GeForce GTX 690 | 915 | 1071 (+156) | 1085 | 1241 (+156) |
GeForce GTX 680 | 1006 | 1110 (+104) | 1086 | 1177 (+91) |
GeForce GTX 670 | 915 | 1097 (+182) | 1035 | 1215 (+180) |
GeForce GTX 660 Ti | 915 | 1059 (+144) | 1116 | 1260 (+144) |
GeForce GTX 660 | 980 | 1071 (+91) | 1093 | 1185 (+92) |
GeForce GT 650 Ti | 925 | НД | 1158 | НД |
GeForce GT 640 | 900 | НД | 1062 | НД |
Реальное энергопотребление системы с GTX 650 Ti ниже, чем можно было бы ожидать, исходя из TDP карточки (110 Вт). Пиковая мощность системы с GTX 660 была выше аж на 51 Вт. Даже формально более экономичный Radeon HD 7770 немного проиграл GTX 650 Ti. В текущей методике мы измеряем только пиковые значения мощности, и все же столь яркий результат, коль скоро он неоднократно повторялся, нельзя целиком списать на ошибки измерения.
Вот и замеры температуры показывают, что даже под таким скромным кулером, как на референсной карте, GPU GTX 650 Ti нагревается меньше, чем процессоры Radeon HD 7770 и HD 7850 под их массивными системами охлаждения.
При разгоне видеокарты энергопотребление системы делает большой скачок, но температура практически не меняется, при условии, что вентилятор карты запущен на полные обороты. В таком режиме шум от кулера заметен, но все еще невелик. В штатном режиме карта практически бесшумна.
Производительность, 3DMark 2011
Производительность, Unigine Heaven 2 + игровые тесты
Unigine Heaven 2 (DirectX 11)
Crysis Warhead (DirectX 10)
Metro 2033 (DirectX 11)
DiRT 3 (DirectX 11)
Crysis 2 (DirectX 11)
Battlefield 3 (DirectX 11)
Batman: Arkham City (DirectX 11)
The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)
Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)
⇡#GeForce GTX 650 Ti vs Radeon HD 7770 vs Radeon HD 7850
По результатам всех бенчмарков GTX 650 Ti действительно попадает в зияющий зазор между Radeon HD 7770 и HD 7850, не закрытый какой-либо из референсных карт AMD современного поколения. GTX 650 Ti в любом тесте опережает HD 7770, хотя разница меняется в широких пределах: от одного-двух до 29 FPS. Самые тяжелые поражения HD 7770 потерпел в разрешении 2560х1440.
Несмотря на то, что у этих двух карт одинаковая разрядность шины памяти, одинаковый ее объем и одинаковое количество ROP, в тех случаях, где GTX 650 Ti удерживал играбельный FPS, его соперник показывал слайд-шоу. С другой стороны, на счету GTX 650 Ti мы имеем досадный сбой в Crysis Warhead (хотя, повторимся, тестирование в игре четырехлетней давности, да еще и в таком режиме, имеет чисто академический интерес).
А вот для Radeon HD 7850 новинка не может быть равным соперником. Нет ни одного бенчмарка, в котором GTX 650 Ti мог хотя бы приблизиться к HD 7850 без разгона, особенно в 2560х1440.
GeForce GTX 650 Ti произвел хорошее впечатление. Обладая, на поверку, не более высоким энергопотреблением, чем у Radeon HD 7770, он стабильно выигрывает у последнего в бенчмарках. В зависимости от того, насколько хорошо игра, архитектура GPU и драйверы подходят друг к другу, GTX 650 Ti может иметь как мизерное, так и колоссальное преимущество.
NVIDIA не обманула: GTX 650 Ti действительно позволяет играть в современные игры в разрешении 1920x1080. Даже с полноэкранным сглаживанием в большинстве тестов удалось получить фреймрейт выше 30 FPS, а в некоторых случаях и выше 60. Иные игры остаются играбельными даже в 2560х1440.
Несмотря на скромные возможности кулера референсной платы, GTX 650 Ti поддается серьезному разгону. Причем бонусные мегагерцы совершенно «некукурузные» — наглядно сказываются на производительности.
В общем, сама по себе карта хороша, но вот ее ценовое позиционирование вызывает вопросы. Сейчас GTX 650 Ti стоит на полторы тысячи рублей больше, чем самые дешевые варианты Radeon HD 7770. Не слишком ли велика разница, если значимого превосходства GTX 650 Ti никто не гарантирует и в некоторых играх оно может быть совершенно мизерным? Тем более что бюджетные карты покупает нетребовательный народ. Если HD 7770 вдруг недоберет до заветных 30 FPS, то можно и сбросить настройки графики в игре, но сэкономить почти половину стоимости этой карты, если взять именно ее, а не GeForce GTX 650 Ti.
С другой стороны, существуют версии Radeon HD 7850 с 1 Гбайт набортной памяти. Приобрести такую можно, доплатив примерно 500 рублей к стоимости GTX 650 Ti, зато карта будет однозначно классом выше. Конечно, в отличие от полновесных HD 7850 с 2 Гбайт памяти, она не позволит играть в ресурсоемкие игры в разрешении 2560х1440 при полноэкранном сглаживании, но ведь то же самое справедливо и в отношении GTX 650 Ti. А в режиме 1920х1080 объем памяти уже не столь важен, и результаты HD 7850 1024 Мбайт вряд ли будут ниже, чем сегодня показала в бенчмарках 2-гигабайтная версия. В присутствии такого сильного конкурента осознанный выбор в пользу GeForce GTX 650 Ti можно сделать только в том случае, если в бюджете на видеокарту нет ни копейки сверх пяти тысяч рублей либо необходима компактная карта с низким энергопотреблением и тепловыделением.