Говорят, что волка кормят ноги. IT-журналиста во время различных выставок кормят ноги и фотокамера, иногда подкармливает еще и диктофон. Понятно, что чем лучше и функциональнее камера, чем светосильнее объектив — тем более качественные снимки мы получим на выходе. Последние пять лет со мной в любой поездке обязательно была зеркальная камера: сначала — достаточно простенькая Sony Alpha A100, затем ей на замену удалось недорого урвать А700 в Шанхае — было просто невозможно устоять перед разницей по сравнению с московскими ценами (21 тыс. рублей против почти 40 тыс. в Москве — дело было в начале 2008 года). Потом на смену «китовому» объективу был прикуплен универсальный «размашистый» объектив Carl Zeiss 16-80/3,5-4,5 — данного диапазона фокусных расстояний хватало для 95% сюжетов.
В комплекте с Sony Alpha A700 сразу была обретена вертикальная питающая рукоятка, несколькими месяцами позднее пришло осознание, что необходима внешняя вспышка — порой освещение стендов оставляет желать лучшего, да и во время пресс-конференций лишний свет не помешает. Таким образом, комплект из всего вышеперечисленного вместе со вспышкой Sony HVL-F56AM покрывал все рабочие нужды — две батареи позволяли отщелкать не менее тысячи снимков на одной зарядке, объектив давал возможность делать вполне сносные портреты и был достаточно широкоугольным. Так что около четырех лет весь этот недешевый набор путешествовал со мной в рабочих поездках.
Все бы хорошо, но общий вес данного комплекта составлял около 2,5 кг, и если непрерывно таскать его на себе в течение трех-четырех выставочных дней я привык, то при подготовке к поездке и сборе чемоданов всегда приходилось идти на компромисс. Ведь к фотоаппарату еще нужен был кардридер (в ноутбук CF-карту не вставишь), а также зарядное устройство. Плюс зарядное устройство для пальчиковых батареек, а также комплект запасных аккумуляторов. Добавьте сюда ноутбук и блок питания для него — в итоге немаленький рюкзак Lowepro Computrekker AW100 оказывался практически заполненным. Так что в последнее время при взгляде на прогресс беззеркальных камер каждый раз возникало желание отказаться от громоздкой зеркалки в пользу путешествий налегке.
Потребители все чаще отдают предпочтение компактным беззеркальным камерам, ведь они сопоставимы с начальными DSLR-фотоаппаратами по качеству картинки, предлагая гораздо меньшие габариты и массу. Это подтверждает и статистика: к примеру, в прогрессивной Японии беззеркалки весной этого года почти догнали по доле рынка DSLR-аппараты — при такой тенденции в последнем квартале этого года они наверняка займут больше половины рынка камер со сменной оптикой.
В рамках прошедшей выставки Photokina 2012 было представлено немало интересных камер в данной нише — к примеру, Panasonic Lumix GH3 явно нацелена на конкуренцию с зеркалками, причем не начального, а среднего ценового сегмента. Родоначальник беззеркальных камер является одним из лидеров в данном классе, предлагая широкий диапазон продукции самого разного уровня. Представленная в июле этого года Lumix G5 — одна из самых интересных в портфолио компании Panasonic. Именно на ее примере попробуем выяснить, сможет ли она заменить зеркалку пятилетней давности с не самым дешевым объективом.
Итак, Lumix G5 получила 16,05-Мп сенсор Live MOS и процессор обработки изображений Venus Engine VII FHD. Диапазон чувствительности новой матрицы — от 160 до 12 800 единиц в ISO-эквиваленте. Основные характеристики можно почерпнуть из следующей таблички:
Panasonic Lumix G5 | |
---|---|
Матрица | Micro 4/3, 16,05 Мп |
Максимальное разрешение фотосъемки | [4:3] 4608x3456 / [3:2] 4608x3072 / [16:9] 4608x2592 / [1:1] 3456x3456 |
Максимальное разрешение видеосъемки | 1920x1080, 60p |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | 160 / 200 / 400 / 800 / 1600 / 3200 / 6400 / 12800 |
Диапазон выдержек, с | 1/4000 — 60 |
Серийная съемка | До 6 кадров/с |
Видоискатель | Электронный, 1,44 Мп |
Поле зрения видоискателя | 100% |
Экран | Сенсорный, поворотный, 3 дюйма, 920 тыс. точек |
Аккумулятор | Литий-ионный, 8,4 Вт*ч |
Габариты, мм | 119,9х83,2х70,8 |
Масса, г | 396 (включая батарею и карту памяти) |
Фотокамера была предоставлена на тестирование с обычным «китовым» объективом 14–42 мм — к сожалению, нового компактного «power-зума» с аналогичным диапазоном фокусных расстояний на момент тестирования в российском представительстве компании Panasonic не оказалось.
Итак, что можно сказать хорошего при первом взгляде на камеру? В глаза бросается типично «зеркальная» компоновка органов управления. Благодаря удобному утолщению с правой стороны Lumix G5 лежит в руке как влитая, при этом указательный палец автоматически попадает на кнопку спуска затвора. Также указательным пальцем можно с легкостью управлять зуммированием новых объективов вроде вышеупомянутого 14–42 мм. Изменять фокусное расстояние на самом объективе гораздо менее удобно — приходится задействовать вторую руку, да и постоянно путаешься с тем, в какую сторону нажимать на клавишу-качели.
Любителей снимать видео порадует специальная кнопка для активации данного режима, так что всегда можно оперативно заснять какое-либо интересное событие. Несколько огорчает наличие рядом кнопки активации интеллектуального режима, хотя начинающие фотолюбители, возможно, оценят данное решение.
Отдельной похвалы заслуживает экран: он поворачивается на 180° вбок и наклоняется на 270° вверх и вниз, так что в поисках удачного снимка не придется приседать и изгибаться. Радует, что производитель не стал перекладывать управление камерой на сенсорный экран, сохранив привычные элементы контроля, — практически все параметры можно изменять, не прикасаясь к дисплею. В распоряжении пользователя сразу три настраиваемые кнопки, на которые можно «повесить» изменение тех или иных параметров. Приверженцы привычного взгляда на окружающий мир могут воспользоваться помощью электронного видоискателя — благодаря датчику при приближении лица к камере изображение на дисплее гаснет автоматически.
Как видно, производитель тщательно подошел к вопросу эргономики Lumix G5 — она, возможно, и уступает по этому параметру DSLR-камерам, но среди беззеркалок явно в числе лучших. Конечно, габариты G5 сложно назвать миниатюрными, но за удобство нужно платить.
Переходим от теории к практике. Посмотрим, как справится Panasonic Lumix G5 со съемкой в выставочных павильонах — освещение там часто недостаточное, да и источники света бывают с разной цветовой температурой.
С балансом белого все отлично, проэкспонирован снимок также нормально, а шумов на ISO 400 практически не видно даже при 100%-м приближении фотографии.
А вот следующий кадр камере явно не удался. Впрочем, на подобных сюжетах наверняка спасует любая камера, если не установить экспозамер по центральной точке. Несмотря на чувствительность ISO 1250, уровень шумов незначителен.
Тут автоматическое определение баланса белого подвело, да и с экспозицией не все в порядке. Впрочем, в фоторедакторе подобные промахи корректируются при помощи пары кликов мышкой.
За следующий кадр Lumix G5 получает заслуженную пятерку. И баланс белого не подвел, и с экспозицией все хорошо и шумы на ISO 800 почти незаметны.
При съемке устройств с близкого расстояния ошибки автофокуса сразу бросаются в глаза. Как видно по данному кадру, здесь система автофокусировки сработала как надо.
Съемка черных предметов на белом фоне, как уже было отмечено, дается фотоаппаратам непросто. На сей раз Lumix G5 не подвел.
Еще более сложный объект для съемки — ноутбук с темным корпусом и включенным экраном на стенде белого цвета. В данном случае результат можно считать удовлетворительным.
Снимать черные смартфоны со включенным экраном во весь корпус — занятие не из легких: к предыдущим проблемам добавляется малая глубина резкости. Полученный в данном случае результат можно оценить на четыре с минусом.
На автомобильных выставках мне, к сожалению, побывать пока не удалось, но Lumix G5, как видно, готов к выполнению даже таких задач.
Журналисты просто обожают фотографировать устройства, спрятанные за стеклом. Производители явно об этом знают и с готовностью потакают нашим маленьким слабостям. В результате можно наблюдать такие концептуальные изображения.
Когда экспонаты на стенде установлены как надо, Panasonic Lumix G5 способна выдавать вполне пристойные кадры.
Фотографирование табличек с характеристиками — неотъемлемое развлечение во время съемки репортажей с выставок. В этом случае главное, чтобы автофокус сработал как надо, ведь если текст не попадет в ГРИП, разобрать его потом будет весьма сложно. Также на данной фотографии можно оценить уровень шумов при ISO 1600. Отмечу и работу системы оптической стабилизации изображения — при ЭФР 74 мм и выдержке 1/20 с смазывания практически не заметно.
По данной подборке фотографий видно, что в большинстве случаев Panasonic Lumix G5 сравнима с DSLR-камерой по качеству изображения. Если учесть, что за редким исключением фотографии на нашем сайте по большей стороне не превышают 800 точек, можно резюмировать, что именно для публикации снимков с выставок беззеркалка, в принципе, вполне подходит. Что касается именно процесса съемки, то тут не все так просто. Да, с эргономикой у Lumix G5 полный порядок, но отточенный за несколько лет процесс съемки на семисотую «Альфу» по скорости превзойти не удалось. К автофокусу камеры претензий нет, но вот при продолжительной последовательной съемке различных объектов лаг между кадрами ощущается явственно. Аккумулятора, как правило, хватает на рабочий день, в течение которого обычно делается 250–300 снимков, вечером камеру приходится заряжать снова.
Если с данным сценарием использования беззеркальной камеры все более-менее ясно, то как обстоят дела с более привычной ролью большинства фотоаппаратов — съемкой достопримечательностей во время отпуска? Естественно, тут у каждого пользователя свои требования, но наверняка покупатель не самой дешевой системной камеры хочет максимально качественных снимков в любых условиях. Попробую привести пример некоторых характерных фотографий, сделанных во время отпуска в Германии.
28 мм эквивалентного фокусного расстояния — показатель не рекордный, но обычно достаточный для съемки памятников архитектуры. В данном случае можно отметить геометрические искажения по краям кадра и заваленный горизонт. Впрочем, второе — это проблемы фотографа, ну а что касается искажений — требовать многого от «китового» объектива было бы наивно.
При съемке в солнечный день многим камерам часто не хватает динамического диапазона. В данном конкретном случае Lumix G5 сделала все как надо.
Фанатам «Инстаграма» и прочим ленивым пользователям наверняка понравятся встроенные в камеру эффекты вроде того, что использован на кадре выше.
К цветопередаче Lumix G5 претензий никаких.
Как уже было отмечено, Panasonic Lumix G5 умеет снимать Full HD-видео, причем в формате AVCHD, да еще и с частотой 60 к/с. Ознакомиться с примером видеосъемки можно по данной ссылке.
В общем, за две недели использования камера Panasonic Lumix G5 проявила себя с лучшей стороны как во время командировки, так и в небольшом отпуске. Легкая, относительно компактная, удобная, эргономичная, с отличным экраном — Lumix G5 выдает хорошую картинку как в помещении, так и на улице.
Вернемся к попыткам заменить DSLR-камеру беззеркалкой. Могу сказать, что зеркалка уже продана, а Lumix G5 всерьез рассматривается в качестве варианта потенциального приобретения. Впрочем, нынешняя конкуренция на рынке беззеркальных камер делает выбор весьма сложным: скоро в продажу поступит Sony NEX-6, есть еще Fujifilm X-E1, да и у Panasonic ассортимент подобных камер впечатляющий — от компактной Lumix GF5 и вплоть до навороченной GH3. Так что всем выбирающим любительскую зеркалку хочется посоветовать подумать дважды и пойти на разумный компромисс, приобретя более компактную системную камеру.