Трехколесные транспортные средства сегодня встречаются крайне редко. Помимо многочисленных концептов наподобие Toyota i-Road, о котором мы узнали на Женеве-2013 можно вспомнить, например, аутентичный Morgan Threewheeler. Между тем у таких автомобилей есть свои плюсы и сложившийся круг почитателей. Выбор в данном классе невелик. Но теперь он пополнился новой моделью T-REX 16S от канадского производителя трехколесников Campagna Motors. Столь редкий форм-фактор априори заслуживает рассмотрения.
Новый Campagna T-REX 16S имеет оригинальный дизайн, впрочем, как и его предшественники из канадской компании Campagna Motors. Да и разве может автомобиль с тремя колесами выглядеть обыденно? Перед T-REX 16S остроконечный, хищный. Колеса и элементы подвески установлены вне кузова. Состоящие из отдельных оптических элементов осветительные приборы встроены фактически в боковые зеркала заднего вида — получилось аэродинамично и стильно. В профиль Campagna T-REX 16S немудрено перепутать с каким-нибудь спорткаром без дверей. Серьезную техническую начинку новинки можно раскрыть с кормы: широкое заднее колесо и парочка больших трехствольных глушителей говорят нам, что с этой игрушкой лучше не шутить.
Подробные технические характеристики Campagna T-REX 16S не разочаровывают. Новая модель оснащается 1,6-литровым рядным шестицилиндровым двигателем, поставляемым BMW Motorrad. Он развивает максимальную мощность 160 лошадиных сил при 7750 оборотах в минуту и пиковый крутящий момент 175 Н*м при 5250. Мотор агрегатирован с шестиступенчатой секвентальной коробкой переключения передач. Последняя посредством цепного привода соединяется с задним колесом. Но Campagna Motors не просто закупает двигатели немецкого производителя: специалисты BMW нередко бывают в командировках в Канаде. В частности, они помогли найти оптимальное расположение силового агрегата, а также поделились максимально эффективными настройками электронных устройств и прочих компонентов.
Серийные модели Campagna Motors имеют практически идентичные размеры: длина 3500 мм, ширина 1981 мм и высота 1067 мм. Не стал исключением и T-REX 16S, который делит техническую базу еще с двумя трехколесниками. Если отбросить в сторону оригинальные пропорции новинки, то по своим габаритам он примерно соответствует крошечному хэтчбеку A-класса, но за счет большой колеи передних колес T-REX 16S будет существенно шире. Также нетрудно представить высоту этого транспортного средства, которые не будет выделяться на фоне современным спорткаров. Сравнивать эту игрушку с мотоциклами трудно, причем это касается не только разного количества колес. В первую очередь T-REX 16S имеет существенно более высокую пассивную безопасность: в данном случае можно говорить о полноценном силовом каркасе, который в случае неприятности до определенного момента может гарантировать сохранность жизни и здоровья водителя и пассажира. Кстати, тут эти двое будут сидеть рядом, а не друг за другом. Чувство локтя в этом экземпляре будет выражено очень ярко: кресла расположены вплотную друг к другу, поэтому привыкшим к простору авто- и мотолюбителям новинка противопоказана.
По удобству кокпита Campagna T-REX 16S не будет существенно отличаться от какого-нибудь экстремального четырехколесного спорткара. Тут, в отличие от мотоциклов, уже можно найти основные признаки автомобилизации: круглое рулевое колесо с переключателями, педали, рычаг трансмиссии и щиток приборов с карбоновым козырьком. Водителю и пассажиру в двух креслах с солидной боковой поддержкой потребуется меньше физических усилий для того, чтобы удержать собственное тело. Не будут лишними и трехточечные ремни безопасности. Поскольку интерьер открыт всем ветрам, то для его отделки использованы практичные материалы. Дождь не страшен и обшивке сидений. В T-REX 16S можно найти даже маленький перчаточный ящик. Небольшой багажный отсек доступен под капотом транспортного средства. Дополнительно к этому, как в хорошо оснащенных мотоциклах туристического класса, здесь имеются два вещевых отсека объемом по 46 литров. Трехколесная машина получила даже аудиосистему Alpine мощностью 180 Вт с возможностью подключения мобильных устройств по USB или Bluetooth и спутниковое радио Sirius.
Сегодня Campagna Motors уже предлагает еще три модели: T-REX 14R с двигателем Kawasaki, а также T-REX 14RR и V13R с силовым агрегатом от Harley-Davidson. Динамические параметры нового Campagna T-REX 16S пока не уточняются. Ожидается, что они будут близки к возможностям 197-сильного T-REX 14R: разгоняться с 0 до 100 км/ч он будет примерно за четыре секунды. Ожидаемая максимальная скорость — 230 км/ч. О стоимости Campagna T-REX 16S тоже пока можно лишь догадываться. Тот же T-REX 14R сейчас продается с базовым ценником $59 999. Новинка вряд ли будет доступнее. Много ли поклонников быстрой езды готовы выложить примерно 1 800 000 рублей за весьма непрактичный трехколесный автомобиль, пребывание в котором даже элементарный дождь способен сделать некомфортной? Впрочем, все зависит от взгляда на жизнь, а некоторым даже может понравиться с мокрой улыбкой проноситься по лужам на этом уникальном транспортном средстве.
Международный автосалон в Женеве затмил некоторые другие события из автомобильной жизни мира. Но теперь все значимые новинки из Швейцарии разложены по полочкам, поэтому можно вернуться в привычное русло, где основополагающее значение для отрасли имеют технологические новости. Land Rover уже начинает выпуск своего первого автомобиля с девятиступенчатой автоматической коробкой переключения передач. Да, вы не ослышались, новая трансмиссия получит девять передач. Поскольку разработка столь сложного агрегата является очень трудоемкой и дорогостоящей процедурой, британцам на помощь пришли немцы: основную часть работ проделали специалисты компании ZF.
В помощи со стороны ZF Friedrichshafen AG нет ничего удивительного. Во-первых, сегодня эта компания является ведущим поставщиком восьмиступенчатых автоматов собственного производства. Один из основных потребителей её продукции — концерн BMW AG. Получается, что существенная доля продукции ZF даже не покидает границ Германии! Во-вторых, несколько месяцев назад свою позицию относительно трансмиссий с девятью скоростями выразил глава ZF Штефан Зоммер: «Девять передач в КПП являются естественным пределом». Это означает, что более сложных КПП в ближайшее время не появится, но в ZF все же стремятся к этому естественному пределу. Также необходимо учитывать многолетние партнерские отношения ZF и Jaguar-Land Rover. С 1970-х немцы выпускают компоненты для лучших образцов британского автомобилестроения на собственной фабрике в Великобритании. Достаточно скоро серийные кроссоверы Range Rover Evoque с АКПП ZF 9HP появятся у официальных дилеров легендарной марки. Тем временем новинка уже успела засветиться в Женеве. Правда, визуально автомобиль себя никак не выдает.
Сегодня предельное количество передач для Range Rover Evoque составляет шесть. В Land Rover говорят, что ZF 9HP является первой в мире автоматической трансмиссией с девятью скоростями. Три дополнительные передачи позволяют повысить эффективность работы двигателя и снизить количество вредных выбросов. Но помимо этих очевидных преимуществ новое творение инженеров ZF обещает некоторый прирост показателей и в других аспектах кроссовера. Так, большее количество передач позволило не только «нарезать» их мельче, но и расширить общий диапазон передаточных соотношений. Иными словами, первая передача ZF 9HP получила еще более низкий коэффициент, а девятая — еще более высокий. Благодаря этому производитель ожидает некоторого улучшения внедорожных качеств Range Rover Evoque. Даже при отсутствии понижающей передачи и вообще раздаточной коробки первая скорость позволит преодолеть более существенные препятствия. Что касается экономичных поездок по автострадам, то, если судить по фотографии приборной панели, на скорости 110 км/ч при включении высшей, девятой передачи двигатель работает всего лишь на 1800 оборотах в минуту.
Можно предположить, что ZF 9HP будет обладать существенно большими размерами и весом в сравнении с уходящей «шестиступкой». Все же три дополнительных комплекта шестерен где-то необходимо разместить, то есть без учета заднего хода объем шестерен возрос в полтора раза. Но инженеры ZF умудрились сделать новый механизм всего на шесть миллиметров длиннее старого! При этом оптимизация позволила даже снизить вес: ZF 9HP обещает быть на 7,5 кг легче предшественницы. Добиться такого улучшения позволили новый насос лопастного типа, использование двух новых муфт вместо большого блока фрикционов и более компактного расположения шестерен.
Компания Volvo не устает вводить инновации, влияющие на безопасность водителя и пассажиров. Сегодня большинство новинок шведского производителя нашпигованы сложными комплексами устройств, позволяющими выйти сухими из воды. Даже если водитель полностью теряет контроль над автомобилем или банально отвлекся, умная компьютерная система должна сама остановить транспортное средство. Правда, работает это не всегда идеально даже в тепличных условиях общественных демонстраций, когда седан Volvo S60 может на скорости 35 км/ч попросту не заметить огромный грузовик и подставить разработчиков не только на дорогой ремонт данного экземпляра, но и на существенные репутационные потери. Но от ошибок никто не застрахован. Тем временем уже почти готов полуавтоматический электронный пилот для легковых автомобилей Sartre — Safe Road Trains for the Environment. Уже сегодня в качестве опционального оборудования некоторые модели Volvo оснащаются камерами, способными обнаруживать пешеходов. Однако завтра компьютер научится узнавать также и велосипедистов, которые в большом количестве встречаются на улицах европейских городов. Новая система была анонсирована в Женеве.
Подвергшаяся ревизии технология отныне будет носить название Pedestrian and Cyclist Detection with full auto brake — «обнаружение пешеходов и велосипедистов с полностью автоматическим торможением». Вице-президент Volvo Car Group по маркетингу, продажам и обслуживанию клиентов Дуг Спек объяснил, что на уже произведенных машинах с защитой от пешеходов можно будет обновить программное обеспечение, чтобы они научились узнавать и двухколесных участников движения. «Как лидер в области автомобильной безопасности, мы были первыми в индустрии, кто изобрел систему распознавания пешеходов и автоматического торможения. Первое поколение было представлено в 2006 году, в то время как полностью останавливаться без участия человека машины научились в 2010 году», — напоминает Дуг.
Согласно статистике, около 50% смертей велосипедистов в Европе приходятся на столкновения с автомобилями. Новая технология Volvo по задумке разработчиков попытается уменьшить вероятность таких происшествий. Чтобы перейти на новый уровень, потребовалась существенная помощь программистов. Они смогли оптимизировать комплекс обнаружения, разгрузив часть вычислительной мощности автомобильного компьютера. Таким образом, теперь электронный мозг способен одновременно обрабатывать большее количество объектов.
Усовершенствованная система датчиков сканирует область впереди автомобиля. Если двигающийся в попутном направлении велосипедист вдруг сворачивает и подрезает, то компьютер мгновенно оповестит об опасной ситуации и начнет тормозить транспортное средство. Даже если ему не удастся полностью обездвижить машину и избежать столкновения, меньшая скорость позволит избежать тяжелых травм.
Компьютер полагается на показания двух «органов чувств». Встроенный в решетку переднего бампера радар постоянно сканирует пространство впереди себя, обнаруживает объекты и определяет расстояние до них. Далее в работу вступает камера: она распознает тип объекта. Благодаря двойному режиму работы и широкому полю зрения радар способен находить препятствия на ранних этапах. Высокое разрешение сенсора камеры позволяет сравнивать движение объекта с заложенными в базу данных шаблонами. С помощью этих двух помощников центральное устройство непрерывно сканирует пространство перед автомобилем и оценивает дорожную обстановку.
Вся эта сложная электроника систем безопасности Volvo требует точной, скрупулезной настройки. Стремление к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий заслуживает высшей похвалы, вместе с тем надежда на компьютерную реакцию может негативно сказаться на хомо водитилусе. Внимание человека постепенно может стать рассеянным — все равно автомобиль сам затормозит в случае появления опасности. Также система должна доказать полную работоспособность и отказоустойчивость. Последний вероятный проблемный пункт касается ложных срабатываний. Водителю наверняка будет не очень приятно, если машина без видимых причин решит резко затормозить на автостраде.
Новая система Pedestrian and Cyclist Detection with full auto brake станет доступной для моделей Volvo V40, S60, V60, XC60, V70, XC70 и S80 с середины мая текущего года. Новые автомобили Volvo научатся не только узнавать пешеходов и велосипедистов, но и не слепить дальним светом. На самом деле это не такая уж большая проблема, ведь современные осветительные технологии, которые используют инертный газ ксенон или светодиоды, неплохо освещают дорожное полотно и при ближнем свете. Дополнительно к этому некоторые современные автомобили уже сами умеют выключать дальний свет, если в поле видимости появились другие участники движения. Тем не менее нет предела совершенству. Почти год назад Opel впервые анонсировал технологию интеллектуальной светодиодной матрицы. В перспективе она должна позволить постоянно передвигаться с включенным дальним светом. Многие российские автолюбители уже давно так делают и без сверхсовременных технологий, при этом чувствуют себя вполне комфортно. Но немецкие инженеры заботятся и о безопасности окружающих: такой свет не должен слепить остальных участников движения. Предложенный Opel вариант предусматривает установку на ветровом стекле специальной камеры, которая бы определяла соседствующие транспортные средства, а затем деактивировала определенный пучок света, направленный на них. Специалисты Volvo реализовали похожую функцию несколько иным путем.
В новой версии Active High Beam Control предполагается связать в единый управляющий модуль фары головного освещения и камеру, встроенную в салонное зеркало заднего вида. В данном случае у Volvo есть существенное преимущество: можно использовать сенсор системы Pedestrian and Cyclist Detection with full auto brake, следящий за пешеходами и велосипедистами, что сэкономит деньги как производителю, так и покупателю. При обнаружении встречного или попутного транспорта в дело вступают фары с активными элементами. Управляющий модуль посылает сигнал на встроенный в лампу механизм. По описанию представителей Volvo, он представляет собой крошечный цилиндр с металлическими элементами разных размеров. Они закрывают столько света, сколько посчитает нужным компьютер. Испытания показали, что система наводки довольно точна: тень окаймляет объект лишь на 1,5 градуса. В отчете Volvo не говорится, насколько эффективно новая разработка справляется одновременно с несколькими целями. Судя по проморолику, чтобы не ослепить двух водителей, фары попросту значительно увеличивают площадь тени: очевидно, в лампе находится только один затемняющий объект, что накладывает некоторые ограничения.
Система Active High Beam Control может распознавать как автомобили, так и мотоциклы. Она работает на скорости от 15 км/ч. В качестве источника света используются ксеноновые лампы. Таким образом, технология Volvo существенно отличается от ранее представленного аналогичного по сути изобретения Opel. Также добавим, что пока немецкий вариант не успел добраться до серийного производства, а шведский Active High Beam Control будет доступен на автомобилях Volvo S60, V60 и XC60 уже текущей весной.
Сегодня наиболее распространенным типом аккумуляторных батарей в автомобилестроении являются литий-ионные. Такие стоят в набирающем популярность электрокаре Nissan Leaf и гибридном Chevrolet Volt. А вот Toyota предпочитает никель-металл-гидридные. Считается, что они менее эффективны и обладают меньшей энергетической плотностью. Тот же Prius все три поколения использовал никель-металл-гидридные аккумуляторы, и лишь подключаемую версию с возможностью зарядки от внешнего источника энергии японцы оснастили литий-ионной батареей. Несмотря на это, инженеры Toyota продолжают считать эту технологию далекой от идеала, а сейчас она внедрена в некоторые продукты компании в качестве промежуточного, временного решения. В ближайшем будущем ей на смену придут существенно более эффективные твердотельные батареи. Из их названия ясно, что в них будут использованы твердые электролиты. В коммерческое обращение эта технология поступит примерно в 2020 году. Такие батареи будут обладать в три-четыре раза большей емкостью, чем сравнимые по размерам и массе литий-ионные аналоги. Еще через несколько лет на конвейер могут поступить литий-воздушные АКБ, которые по показателям пятикратно превзойдут литий-ионные батарей.
Сейчас литий-ионные аккумуляторы используются только в Toyota Prius с возможностью зарядки от розетки, минивэнообразном Toyota Prius V и кроссовере Toyota RAV4 EV. В то же время все эти автомобили не являются самыми массовыми гибридами компании. Сотрудник Toyota Шигеки Сузуки, занимающийся разработкой новых материалов, уверен, что японская компания стоит на пороге очередного прорыва. Новые твердотельные и литий-воздушные батареи будут обладать не только существенно возросшей энергетической плотностью, но и еще одним важным конкурентным преимуществом — доступностью. Ожидается, что новые технологии потребуют существенно меньшего количества редкоземельных металлов, что позволит снизить стоимость производства.
По мнению Шигеки Сузуки, преимущества твердотельных батарей очевидны. Использование твердого электролита позволит сделать такие аккумуляторы более компактными. Увеличенная стабильность откроет путь к повышению напряжения. На данный момент Toyota уже не один год ведет разработки твердотельных АКБ. Возможно, в будущем японцы смогут опередить конкурентов из Sakti3 и Planar Energy, которые заняты аналогичными исследованиями. Нет сомнений в том, что компания, которая первой задействует новое поколение аккумуляторов, получит огромное преимущество на рынке. Если прогнозы Шигеки Сузуки сбудутся, уже через семь-десять лет мы увидим электрокары, способные преодолевать более тысячи километров без зарядки. Дополнительный толчок в развитии получат гибриды, которые станут существенно более эффективными и массовыми. Меньший вес и стоимость позволят размещать комплексы батарей и электромоторов во многих массовых моделях.
Изобретения Toyota и других компаний, занятых разработкой твердотельных или литий-воздушных аккумуляторов, в перспективе также окажут положительное влияние на сектор средств индивидуальной мобильности. Пока мы видим их лишь в качестве концептов, все чаще напоминающих утварь из мультяшного комикса, но ведь многим они действительно могут пригодиться. Такой транспорт может стать настоящим спасением для людей, которые не способны передвигаться самостоятельно. Плюс ко всему подобные капсулы на колесах привлекут внимание тех, кто не хочет попусту растрачивать собственное время. Сценариев использования этих машинок множество, от сцепления их в большие поезда до внедрения функции полноценного автопилота. Пока такая кабинка будет вести горожанина из дома на работу или учебу, он сможет подготовить финансовый отчет, прочитать корреспонденцию или, в конце концов, посмотреть свеженькую серию Top Gear. Эти кресла на колесиках действительно востребованны, именно поэтому мы сегодня знакомимся с Hitachi ROPITS.
Аббревиатура ROPITS означает Robot for Personal Intelligent Transport System — «робот для индивидуальной интеллектуальной транспортной системы». В его первоочередные задачи входит путешествие по окрестностям. На большее он не способен: максимальная скорость передвижения составляет 6 км/ч. Его основной минус является и главным плюсом: на такой скорости трудно попасть в опасную ситуацию. Вероятность происшествий снижает и автоматика: управлять самоходной установкой будет не человек, а компьютер. Он опирается на показания стереокамеры и лазерного дальномера. Ориентироваться в хитросплетениях городских дорог поможет спутниковая система навигации GPS. Достаточно выбрать требуемый конечный пункт путешествия, и ROPITS домчит хозяина до места назначения за считаные минуты. Разумеется, если искомый объект находится где-то за углом, максимальную скорость мы уже приводили. Также можно вызвать этот японский автомобиль удаленно, для чего потребуется мобильное устройство. В общем, Hitachi обеспечивает вполне стандартный набор возможностей для прототипа такого класса.
Вот еще один вариант одноместной электрической машины. Правда, Colibri сулит владельцу не только существенно более комфортные путешествия, но и дальние поездки. Разработала эту «Колибри» немецкая компания Innovative Mobility Automobile GmbH (IMA). Поскольку на мировой арене это имя известно единицам, ее концепт остался незамеченным на Международном автосалоне в Женеве.
Colibri более чем компактна: длина 2,75 метра, ширина 1,18 метра, высота 1,30 метра. Высоко поднимающаяся дверь обеспечивает удобный доступ к креслу. Тут оно одно: Colibri — автомобиль для эгоиста. Его рост может составлять от 1,58 до 1,98 метра, на остальных водителей диапазона регулировок положения рулевого колеса и педалей попросту не хватит. Секрет птички колибри в малом весе и сверхвысоком обмене веществ. Что-то похожее решили внедрить в своем автомобиле и инженеры Innovative Mobility Automobile GmbH. Легкая пространственная рама электрокара сделана из магния и стали. Испытания на безопасность проводили компании B&W из Вольфсбурга и Altair Engineering. Согласно предварительным испытаниям, Colibri должна с легкостью пройти краш-тесты по методике Euro-NCAP.
В концепте установлен электромотор максимальной мощностью 24 кВт. Это совсем немного, но малый вес Colibri позволяет ей разгоняться довольно легко и даже задорно: первые 100 км/ч компактный автомобильчик набирает за приемлемые 9,9 секунды. Но эта «первая сотня» станет последней, поскольку уже на 120 км/ч сработает электронный ограничитель скорости. Литий-ионные батареи от Axxellon позволяют проехать в среднем около 110 километров. Ставка сделана на живучесть батарей: срок эксплуатации предусматривает по меньшей мере 2000 циклов зарядки-разрядки, чего хватит на 220 тысяч километров или примерно на восемь-десять лет размеренного пользования.
Серийное производство Colibri планируется начать в 2014 году. В год Innovative Mobility Automobile GmbH хочет выпускать по 17 000 таких электромобилей. Розничная стоимость новинки должна быть ниже 10 000 евро, но покупателю еще потребуется оплачивать ежемесячную аренду аккумуляторных батарей. По расчетам разработчика, один только рынок Германии сейчас нуждается в 500 000 таких машинок, причем это только бизнес-сектор, ориентированный на прокат или долгосрочную аренду электромобилей.
AKKA Link And Go является еще одним мобильным концептом из Женевы. Внешне это транспортное средство существенно отличается от Colibri. Динамичный стиль принесен в жертву экстравагантности. Темно-зеленый цвет кузова этого электрокара соседствует с желтым стеклом: данное цветовое сочетание является естественным, но вряд ли водителю будет комфортно смотреть на мир сквозь желтые очки. Представить себе габариты этого чудо-автомобиля весьма непросто, да и производитель не приводит точных размеров. Создается ощущение, что внутри этой коробочки даже один человек будет чувствовать себя неуютно. Но по фотографиям интерьера становится понятно, что внутреннее пространство рассчитано на четверых пассажиров. Среди них может и не быть водителя: достаточно отдавать команды, сообщая электронному мозгу конечную точку маршрута. Но в случае необходимости владелец и сам может сесть за штурвал этой штуки от компании AKKA Technologies.
Производитель не удосужился сопроводить свое изобретение никакими точными техническими данными. Он лишь говорит, что AKKA Link And Go ездит исключительно на электричестве. Получается, что за желто-зеленой скорлупой нет ничего интересного. Зато много любопытных вещей удалось спрятать внутри Applus+ IDIADA Volar-e. Главная цель проекта — показать европейскому сообществу, что электрические автомобили способны на равных тягаться с лучшими бензиновыми спорткарами.
Презентация Volar-e прошла на испанском автодроме Каталунья, где, в частности, проводятся гонки «Формулы-1» — Гран-при Испании. Эта трасса является подходящим местом, чтобы заявить о своих намерениях на всю Европу. Четыре электромотора Volar-e обеспечивают суммарную мощность 1000 лошадиных сил и максимальный крутящий момент 1000 Н*м. Причем такая запредельная тяга подается на каждое колесо в отдельности, хотя этот момент в официальных источниках компании озвучивается по-разному. Предельная скорость этого электрического болида составляет 300 км/ч. Поскольку весь запас энергии аккумуляторов Applus+ IDIADA Volar-e может потратить очень быстро, то и заряжаться он должен недолго. На это у него уходит 15-20 минут. Емкость аккумуляторных батарей составляет 38 кВт*ч. Остается только гадать, на сколько кругов того же автодрома Каталунья хватит этого запаса в боевом режиме. Трубчатый каркас автомобиля сделан из хромомолибденовых и стальных элементов. Спорткар наделен следующими размерами: длина 4,25 метра, ширина 1,88 метра и высота 1,09 метра.
Необходимо признать, что Volar-e выглядит весьма привлекательно и в то же время грозно. Приземистый широкий кузов с аэродинамическим профилем выполнен в лучших традициях спорткаров. При этом электрическая новинка не напоминает ни одну из существующих моделей. Но в Volar-e ключевыми являются именно его динамические характеристики. Предметом особой гордости инженеры, сконструировавшие этот электрокар, считают систему распределения крутящего момента iTORQ. Поскольку каждое колесо связано с отдельным электродвигателем, то центральный управляющий модуль может распоряжаться тягой на свое усмотрение. Дополнительное преимущество на трассе новинке должна обеспечить активная подвеска. Настройки дорожного компьютера предусматривают четыре режима работы: экологический, динамичный, гоночный и режим для мокрой трассы.
Существует мнение, что Applus+ IDIADA Volar-e сделан на основе хорватского суперэлектромобиля Rimac One. Последний тоже должен обеспечивать мощность около 1000 лошадиных сил и внушительные динамические характеристики. В интервью испанскому журналу Motorpasion Futuro представители Applus+ IDIADA такую возможность отрицали. Однако если внимательно присмотреться к Volar-e и Rimac One, можно обнаружить немало общих визуальных черт. Во-первых, форма бокового окна и двери скопирована почти полностью, а это означает идентичную силовую структуру кузова. Во-вторых, между фотографиями кокпитов двух автомобилей едва удается найти несколько различий — они почти одинаковы. Наконец, в-третьих, техника двух суперэлектрокаров наверняка совпадает. В общем, разобраться в оригинальности Applus+ IDIADA Volar-e не так-то просто.