Что? 120 тысяч рублей за «цифрокомпакт»?! Устройства Sony порой отличаются не особо гуманным ценником, но в данном случае производитель, можно сказать, превзошёл сам себя. Ведь, например, за «тушку» полнокадровой камеры зеркального типа Sony SLT-A99 просят на 11 тысяч рублей меньше. Конечно, столь высокая стоимость не получена из ниоткуда. RX1 — это первый серийный цифровой компактный фотоаппарат Sony, оснащённый полнокадровым сенсором. К тому же используется качественная оптика Carl Zeiss с фиксированным фокусным расстоянием и раскрытием диафрагмы ƒ/2,0–22,0.
Компакты, оборудованные APS-C матрицей и объективом с фиксированным фокусным расстоянием, на рынке присутствуют уже довольно давно. Это представители линеек не особо распространённых Ricoh, Leica и Sigma. Эти фотоаппараты не могут похвастаться внушительным набором дополнительных функций, а некоторые даже видео записывать не умеют. RX1 — это уже совсем другого поля ягода, ведь кроме светосильной оптики и огромного сенсора тут есть масса функций, присущих продвинутым компактам, в том числе и запись Full HD-видео со скоростью 60 кадров/с и прогрессивной развёрткой. И если с младшей моделью RX100, оборудованной дюймовым сенсором, хоть как-то конкурирует Canon PowerShot G1 X, то у попавшей на тестирование камеры конкурентов фактически нет. В общем, перед потенциальным покупателем с тугим кошельком в данном случае не стоит проблема выбора, а лишь возникает вопрос — покупать или нет. Попробуем разобраться, что же такого может предоставить компакт со столь нескромной стоимостью.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Sony Cyber-shot DSC-RX1 | |
---|---|
Матрица | 35-мм полнокадровая Exmor, 35,8x23,9 мм |
Пикселей (всего) | 24,7 млн |
Количество эффективных пикселей | 24,3 млн |
Формат фото | RAW, JPEG (DCF Ver.2.0, Exif Ver.2.3,) |
Формат видео | AVCHD Ver.2.0, MP4 |
Формат звука | AAC-LC |
Разрешение снимков | 3:2: 6000x4000, 3639×2624, 2640x1760 16:9: 6000x3376, 3936x2216, 2640x1488 Панорамные снимки: 5536x2160, 12416x1856, 3872x2160, 8192x1856 |
Разрешение видео | 1920х1080, 1440х1080, 640х480 |
Диапазон фокусных расстояний | 35 мм |
Диафрагма | ƒ/ 2,0–22,0 |
Режимы фокусировки | Прямая ручная фокусировка, ручная фокусировка, автофокусировка (AF) |
Экспозамер | Мультизонный, центровзвешенный, точечный |
Компенсация экспозиции | Можно регулировать в диапазоне от -3 до +3 EV с шагом 1/3 EV в режимах P, S, A и M |
Диапазон выдержек, с | 30–1/4000 |
Баланс белого | Авто, Дневной свет, Тень, Облачно, Лампы накаливания, Люминесцентный теплый белый, Люминесцентный холодный белый, Люминесцентный дневной белый, Люминесцентный дневной, Вспышка, Цветовая температура/Фильтр, Пользовательский |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | Автоматическая (ISO 100-25600, с выбором верхнего/нижнего предела), (увеличение до ISO 50/64/80), Шумоподавление (Multi-Frame NR) Автоматический режим (ISO 100-25600, с выбором верхнего/нижнего предела) 100–102400 |
Таймер спуска, с | 2, 10 |
Микрофон | Стерео |
Громкоговоритель | Моно |
Дисплей | 3 дюйма, 1 228 800 точек |
Видоискатель | Нет |
Встроенная флеш-память | Нет |
Носители данных | 1 слот MS/SD |
Источник питания | Литий-ионный аккумулятор NP-BX1, 4,5 Вт*ч |
Габариты, мм | 113,3x65,4x69,6 |
Масса, грамм | 482 г (включая аксессуары) 453 г (только корпус фотокамеры) |
⇡#Комплект поставки и аксессуары
К нам на тестирование попал ознакомительный образец, комплект поставки которого включал лишь USB-зарядку, USB-кабель, аккумулятор, крепёжный ремень, а также крышку объектива и заглушку «горячего башмака». К коммерческим образцам прилагается также масса привычной «макулатуры», руководство пользователя и диск с дополнительным ПО.
Дополнительных аксессуаров довольно много, начиная от разнообразных ремней и кабелей, дополнительных аккумуляторов, чехлов, фильтров, осветителей и вспышек (включая кольцевые) и заканчивая разнообразными переходниками для «горячего башмака». Отдельно стоит отметить адаптер синхроразъёма, который позволяет подключать студийные вспышки. Упоминания достойны оптический и электронный видоискатели, а также экран высокой чёткости CLM-V55. К сожалению, бокса для подводной съёмки нет, хотя он был бы весьма кстати для камеры, способной снимать в сумерках с приемлемым уровнем шумов. С полным перечнем опций можно ознакомиться здесь.
⇡#Внешний вид и удобство использования
Внешне камера напоминает «беззеркалку». Это сходство подчёркивается массивным объективом, опоясанным тремя кольцами управления. Крайнее кольцо отвечает за фокусировку, второе — за выбор режима фокусировки (макро или обычный режим), а третье позволяет быстро указать значение раскрытия диафрагмы с шагом в треть ступени. Диаметр фильтров составляет 49 мм (точно такой же, как у большинства объективов E-mount), а это не самый популярный размер — в отечественной рознице количество предложений в среднем вдвое меньше, чем для фильтров с диаметром от 59 до 77 мм. Сам же производитель предлагает лишь поляризационный, защитный и один нейтрально-серый. Защитный же фильтр для столь недешёвой камеры с несменным объективом является чрезвычайно важной опцией из разряда must have. Причём фильтр этот должен быть надёжным, ибо в случае повреждения внешней линзы ремонт будет удовольствием не из дешёвых — зачастую в сервисных центрах меняют весь оптически блок.
Корпус собран из нескольких металлических панелей, но, когда вертишь его в руках, кажется, что он монолитный — появляется этакое чувство булыжника в руке. Продавить панель либо хоть немного изогнуть корпус невозможно, и даже при чрезвычайно больших усилиях из него не выдавишь хоть чуточку треска или скрипа. Иногда даже возникало ощущение, что это не простой, а защищённый компакт, который можно ронять. Но делать этого не стоит, потому как защита не заявлена.
С лицевой стороны находится только объектив, лампа подсветки автофокуса и круглый трехпозиционный переключатель режимов работы фокусировки.
Тыльная сторона не особо загружена, хотя от столь недешёвой камеры подсознательно ожидаешь россыпи клавиш на все случаи жизни. Над экраном установлен ползунок замка подъёмной вспышки, а также клавиша перехода в режим просмотра. Правее находится диск управления, клавиши блокировки экспозиции и вызова функционального меню, которые по совместительству служат для масштабирования снимков, а также кнопка видеозаписи. По центру правого края разместилась круглая четырехпозиционная вращающаяся клавиша навигации с кнопкой ввода по центру. А в нижнем углу установлены клавиши входа в основное меню и удаления.
Сверху находится подъёмная вспышка, «горячий башмак» и пара микрофонов, а также два диска: для выбора режимов съёмки и для введения коррекции экспозиции. Тут же пристроились программируемая клавиша (по умолчанию она отвечает за установку уровня чувствительности) и кнопка спуска затвора, дополненная рычажком питания, с разъёмом для подключения спускового тросика. Удивительно, но ИК-приёмника для управления при помощи беспроводного пульта ДУ нет. Разъём же спускового тросика в современных условиях кажется атавизмом, хотя многие пользователи оценят.
Снизу — стандартный набор функциональных элементов: разъём установки на штатив, динамик и пластиковая дверца, скрывающая слоты для аккумулятора и карт памяти. В столь дорогой камере, лишённой беспроводных средств связи, установка карты памяти под одну крышку с аккумулятором кажется как минимум странным шагом. Ведь, например, при съёмке со штатива для загрузки отснятого материала на ПК приходится скручивать штативную головку либо подсоединять ноутбук к камере при помощи USB-кабеля, что далеко не всегда удобно.
Слева, под пластиковой дверцей скрыты разъёмы подключения микрофона, а также USB- и HDMI-кабеля. Правая боковая поверхность пустует.
В камере установлен 3-дюймовый дисплей с разрешением 1 228 800 точек. Разрешение довольно высокое, поэтому отдельные пиксели совершенно незаметны, даже если очень внимательно всматриваться. Но это не единственное достоинство матрицы. Углы обзоры очень большие, так что цвета не то что не инвертируются, а даже практически не тускнеют при взгляде на дисплей под острым углом. Запас яркости тоже солидный, благодаря чему с камерой удобно работать даже при сильной солнечной засветке. Цветопередача также радует. В общем, придраться можно только к слабенькой защите матрицы, которая легко продавливается.
Интерфейс камеры традиционно разделён на две части: основное меню, а также наиболее часто используемое функциональное меню. В целом интерфейс такой же, как и в других продвинутых камерах Sony. Отличия столь незначительные, что заметить их можно только при непосредственном сравнении камер. Клавишам круглого навигационного блока можно присвоить множество функций, но при этом на экране нет никаких подсказок и напоминаний о том, какая функция привязана к каждой из клавиш. Интерфейс в общем весьма шустрый, каких-либо заминок при съёмке не возникает, но вот в режиме просмотра после первого нажатия клавиши масштабирования заметна небольшая задержка. При последующем масштабировании при помощи тыльной вращающейся клавиши задержки замечены не были. Возможно, это особенность демонстрационного образца. Ниже для ознакомления с интерфейсом камеры приведено несколько снимков экрана.
RX1 формально хоть и является компактной, но относится к классу так называемых профессиональных камер. Профессиональный компакт… это даже звучит как-то забавно. К тому же в RX1 предусмотрена масса дополнительных функций, свойственных фотоаппаратам для начинающих. Впрочем, те же функции есть и у полнокадровой зеркалки SLT-A99, так что удивляться нечему.
Например, есть функция создания списка избранных лиц. Кроме того, имеется функция автоматического спуска затвора при обнаружении улыбки — Sony Smile Shutter. Она отличается от аналогов возможностью указания одного из трёх уровней «ширины» улыбки — нечто вроде порога срабатывания. Функция работает безупречно, хотя ещё год-два тому назад она вызывала массу нареканий. А вот автоспуск с задержкой при появлении в кадре одного или двух лиц в камере не предусмотрен, хотя в RX100 он есть. Режим «Мягкая кожа» тоже трёхуровневый, и даже на максимальном уровне коррекции ретушь предельно аккуратная — лица не становятся «пластилиновыми», коррекции подвергается только кожа, а, например, щетина либо волосы остаются нетронутыми. В режиме серийной съёмки камера не ставит рекордов: с максимальным разрешением она способна снимать со скоростью среднестатистической зеркалки — 5 кадров/с, тогда как RX100 выдаёт 15 кадров со скоростью 10 кадров/с. Тестируемая же камера ограничена 14 кадрами при съёмке в JPEG (качество X.FINE) и 13 кадрами при съёмке в RAW. В отличие от большинства зеркалок и «беззеркалок», у RX1 длительность серийной съёмки с максимальной скоростью совершенно не зависит от показателей карточки памяти, ведь при заполнении буфера съёмка попросту прекращается.
Как и все зеркалки, «беззеркалки» и продвинутые компакты Sony, RX1 наделена двумя режимами расширения динамического диапазона. Первый — программная обработка одного снимка, функция D-Range Optimizer (DRO), которая автоматически попиксельно подстраивает экспозицию согласно анализу освещенности изображения, причём с возможностью указания активности работы функции (5 значений). Второй режим гораздо более интересен — это функция HDR, которая склеивает 3 кадра, отснятые с различной экспозицией. В настройках функции предусмотрен как автоматический режим указания вилки экспозиции, так и ручной — от 1 до 6 ступеней с шагом в одну ступень. Правда, чаще всего и автоматический режим позволяет получить отличный результат. Камера довольно быстро снимает кадры с различной экспозицией, поэтому даже если объект медленно двигается, удаётся избежать появления его двоения, ведь задержка слишком мала. Конечно, если снимать несущийся автомобиль, то двоение будет сильно выделяться.
Ещё одна, не менее интересная, а главное, корректно работающая функция — съёмка панорам. Фотоаппараты Sony позволяют получить панорамы с наиболее высоким разрешением и с наиболее точной склейкой среди всех серийных камер. Процесс съёмки автоматических панорам невероятно прост. При запуске панорамной съёмки клавишу спуска нужно нажать лишь единожды, после чего начинается быстрая серийная съёмка, а пользователю остаётся лишь поворачивать камеру в заранее выбранном направлении, причём в нижней части экрана отображается строка прогресса, указывающая, насколько повёрнута камера. Границы изменения скорости поворота довольно широки — поворачиваться со стабильной скоростью совсем не обязательно, и только при крайне медленном или очень быстром перемещении камера сообщает о невозможности съёмки панорамы. Процесс склейки занимает буквально пару секунд, поэтому выдерживать мучительную паузу перед просмотром результата съёмки не приходится. Для изменения направления поворота камеры теперь не требуется заходить в основное меню — достаточно прокрутить диск управления. Хотя не стоит забывать, что многие камеры умеют определять направление поворота автоматически.
Ещё одна немаловажная «фишка», которая крайне редко встречается в компактах, — это режим многокадрового шумоподавления. Принцип работы заключается в склейке шести последовательно отснятых кадров, в результате чего подавляются шумы, имеющие случайный характер. Фотографам этот способ известен давным-давно, к нему нередко прибегают продвинутые пользователи графических пакетов, где склейка кадров производится вручную. Но у ручной обработки есть два весомых минуса: во-первых, съёмка возможна только со штатива, а во-вторых, ручная склейка требует хороших навыков работы в этих самых графических пакетах и немалых трудозатрат. В случае RX1 съёмка возможна с рук, а автоматическая склейка занимает пару секунд. Помимо главного плюса — снижения уровня шумов — есть ещё один: расширение чувствительности до 102 400 единиц при ограничении стандартного диапазона на уровне 25 600 единиц. Многокадровое шумоподавление имеет два недостатка. Во-первых, съёмка возможна только в JPEG, а во-вторых, не получится использовать вспышку.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
RX1 хоть и оборудован полнокадровой матрицей, но это всё же компакт, а не «зеркалка», поэтому и скорость включения у него значительно меньше. Однако по меркам компактов все хорошо: от момента перевода рычага питания до съёмки первого кадра проходит всего 0,79 секунды. Стоит отметить, что RX1 почти дотянул до рекорда цифровых компактных камер, который был поставлен простеньким компактом Nikon и остаётся непревзойдённым по сей день.
Однако куда важнее скорость фокусировки, ведь камеру можно всегда держать в режиме готовности, давая ей лишь засыпать. А вот процесс наведения на объект съёмки никак не ускорить. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замеры проводились в режиме макро (0,2–0,35 метра), а также в обычном режиме фокусировки (от 30 см до бесконечности). Результат оказался чрезвычайно сильно зависимым от дистанции съёмки — в обоих режимах на фокусировку может быть затрачено как 0,26, так и 0,76 секунды. Результат не особо радостный, но в то же время аналогичная скорость фокусировки остаётся и при слабом освещении. Например, в сумерках, при освещённости менее 10 люмен камера смогла в режиме макро навестись на объект без подсветки автофокуса всего за 0,28 секунды. В любом случае это медленно, но зато сфокусироваться возможно в любых условиях.
Режимов выбора зон фокусировки традиционно немного: мультисегментный, по центру и ручной выбор зоны. В общем, всё весьма стандартно. Режим распознавания лиц выведен в отдельный пункт функционального меню. Режим ведения объекта вовсе активируется нажатием центральной клавиши круглого навигационного блока, что весьма удобно. Вот только особой цепкостью он не отличается. При быстром передвижении объекта съёмки либо на слабоконтрастном фоне автоматика быстро переключается на любой другой — даже не особо схожий как по цвету, так и по форме, — объект. При медленном либо линейном перемещении объекта в пространстве автоматика без проблем удерживает его в фокусе. Кроме автоматической фокусировки, разумеется, предусмотрена и ручная. Традиционно для продвинутых камер Sony доступно не только увеличение выбранной зоны фокусировки, но и цветовое выделение зон резкости, причём есть три режима активности функции, а также три варианта цвета выделения (белый, красный и жёлтый). При сильной солнечной засветке такая помощь бывает весьма кстати, ведь оценить точность фокусировки по экрану в таких условиях не так-то просто, а видоискателя у камеры нет. Конечно, опционально доступен как цифровой, так и оптический видоискатель, но эти опции стоят недёшево.
Разумеется, так называемый профессиональный компакт поддерживает все режимы установки экспопары. Вот только введение коррекции экспозиции ограничено довольно скромным диапазоном от -3 до +3 ступеней, хотя многие продвинутые камеры поддерживают диапазон -5…+5 EV. Кроме того, поддерживается режим брекетинга, причём как покадрового, так и автоматического. Вариантов съёмки довольно много: 3 кадра с шагом 0,3, 0,7, 1, 2 и 3 ступени, а также 5 кадров с шагом 0,3 и 0,7 ступени. В общем, весьма неплохо. Добавим к этому действительно работающий режим программного расширения динамического диапазона и HDR — так что проблем с установкой экспозиции в теории быть не должно. На практике камера действительно чрезвычайно точно отрабатывает практически в любых условиях, и только при очень слабом искусственном освещении, например при свете уличных фонарей, она завышает выдержку. Впрочем, с помощью диска компенсации экспозиции бороться с этим эффектом несложно. Главное — потом не забыть установить диск в нулевое положение, ведь пиктограмма компенсации на экране едва заметна, а светодиода напоминания, как у фотоаппаратов семейства Nikon P7000, у RX1 нет.
В лабораторных условиях независимо от типа освещения ошибка составляла -0,25…-0,27 ступени. Из недостатков стоит отметить лишь существенное увеличение минимальной длительности выдержки при максимальном раскрытии диафрагмы. Формально минимальная выдержка составляет 1/4000 секунды, но уже при ƒ/5,0 она вырастает до 1/3200 секунды, а при ƒ/3,5 и ниже — 1/2000 секунды. В общем, в солнечный день при максимально раскрытой диафрагме даже при использовании значений чувствительности из расширенного диапазона (50, 64 и 80 единиц в эквиваленте ISO) необходимы нейтрально-серые светофильтры, ведь встроенного ND-фильтра у тестируемой камеры нет.
В настройках баланса белого предусмотрены следующие пресеты: солнечно, облачно, тень, лампы накаливания, четыре варианта флуоресцентных ламп, а также вспышка. Возможен и ручной выбор цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 K с шагом 100 K. Разумеется, предусмотрены ручной и автоматический режимы, причём для ручного есть не один, а сразу три контейнера, что весьма удобно. Также возможна тонкая настройка всех пресетов и режимов по шкалам A-B/G-M (по 7 позиций) — не только через основное меню, но и через функциональное. При съёмке в формате RAW весь этот арсенал не особо нужен, однако и лишним он не будет.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, а также в формате RAW с последующим конвертированием комплектным ПО в формат TIFF со стандартными настройками. Баланс белого был выставлен автоматически. Съёмка тестовой мишени также была проведена с обоими режимами шумоподавления. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS6, с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными значениями чувствительности — от 50 до 25 600 единиц в ISO-эквиваленте. Съёмка с более высокими уровнями чувствительности (вплоть до 102 400 единиц) возможна лишь в режиме с многокадровым шумоподавлением. Ограничение максимального уровня чувствительности 25 600 единицами — шаг вполне оправданный и верный, ведь при более высоком уровне чувствительности серьёзно страдает детализация.
Фр 1 | RAW Шумоподавление отключено |
JPEG Низкое шумоподавление |
JPEG Нормальное шумоподавление |
ISO 50 |
|||
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
|||
ISO 6400 |
|||
ISO 12800 |
|||
ISO 25600 |
Фр 2 | RAW Шумоподавление отключено |
JPEG Низкое шумоподавление |
JPEG Нормальное шумоподавление |
ISO 50 |
|||
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
|||
ISO 6400 |
|||
ISO 12800 |
|||
ISO 25600 |
Фр 3 | RAW Шумоподавление отключено |
JPEG Низкое шумоподавление |
JPEG Нормальное шумоподавление |
ISO 50 |
|||
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
|||
ISO 6400 |
|||
ISO 12800 |
|||
ISO 25600 |
Съёмка в формате RAW, шумоподавление отключено
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/3 c, ISO 50
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/5 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/10 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/25 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/40 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/80 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/160 c, ISO 3200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/320 c, ISO 6400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/640 c, ISO 12800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/1250 c, ISO 25600
Съёмка в формате JPEG, низкое шумоподавление
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/3 c, ISO 50
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/6 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/13 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/25 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/50 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/100 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/200 c, ISO 3200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/320 c, ISO 6400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/800 c, ISO 12800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/1600 c, ISO 25600
Съёмка в формате JPEG, нормальное шумоподавление
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/3 c, ISO 50
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/6 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/10 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/25 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/40 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/100 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/160 c, ISO 3200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/400 c, ISO 6400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/800 c, ISO 12800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, ƒ/13, 1/1600 с, ISO 25600
В камере предусмотрена как встроенная вспышка, так и возможность установки внешних. Причём при помощи переходника в стандартный «горячий башмак» можно установить фирменный переходник на разъём, который достался в наследство от Minolta и довольно долго использовался в камерах Sony. Также имеется фирменный адаптер подключения синхрокабеля. Удивляет лишь то, что у столь дорого и продвинутого фотоаппарата нет сихроразъёма на тушке, ведь спрятать его под аккуратной заглушкой несложно. Встроенная вспышка может работать в принудительном режиме, в режиме медленной синхронизации, причём как по передней, так и по задней шторке, кроме того, предусмотрен беспроводной режим управления. Примечательно то, что вспышка может работать даже при серийной съёмке. Но не стоит ожидать скорострельности Casio F1, который способен снимать серии со вспышкой на высокой скорости. В тестируемой камере зарядка конденсаторов вспышки происходит перед каждым следующим снимком, а занимает этот процесс около 1,8 секунды. Делителя мощности нет, но зато предусмотрена компенсация в широких пределах: от -3 до +3 с шагом в 1/3 EV. Тестовые снимки были сделаны с шагом компенсации в одну ступень.
Как и у всех продвинутых современных камер Sony, в RX1 предусмотрена отключаемая коррекция геометрических искажений. По умолчанию она активирована и со своей задачей справляется на отлично — искажения невелики, и чёткость по краям не особо страдает. Фокусное расстояние фиксированное, поэтому добиться данного результата на программном уровне не так уж и сложно: как-никак 35 мм — это не сверхширокоугольный объектив. В случае отключения автоматической коррекции на выходе, конечно же, получаем бочкообразную дисторсию. Разумеется, для камер со сменной оптикой это не так уж и важно, ведь степень искажения зависит в первую очередь от используемого объектива, но в случае RX1 возможности выбора нет. На краях изображение от бочкообразной дисторсии страдает больше всего: величина искажения составляет 3,08%,
Камера поддерживает съёмку Full HD-видеороликов со скоростью до 50 кадров/с и прогрессивной развёрткой, а также запись в формате AVCHD 2.0. В общем, всё как у всех последних продвинутых фотоаппаратов Sony. Помимо возможности управления настройками баланса белого, выбора режима экспозамера и прочих привычных мелочей, также предусмотрено ручное управление параметрами экспопары: приоритет диафрагмы, приоритет выдержки и полностью ручной режим. Параметрами экспопары можно управлять непосредственно во время видеозаписи. При этом щелчки диска управления длительностью выдержки практически незаметны, а вот диск объектива, управляющий раскрытием диафрагмы, весьма «голосист», что хорошо заметно на звуковой дорожке при последующем просмотре.
Камера также позволяет пользователю управлять уровнем чувствительности, причём не только до съемки, но и в процессе. Однако тут есть небольшие ограничения — уровень чувствительности в режиме видеосъёмки ограничен 6400 единицами в эквиваленте ISO. А вот со звуком — беда. Установлена пара микрофонов, и они весьма чувствительны, насколько это возможно в компактном корпусе камеры. Вот только ветрозащита у них слабая, настройки уровня нет вовсе, не говоря уже о его контроле. Фактически можно только лишь отключить программное шумоподавление, а также запись звука. Удивительно, но функция Dual Rec (тихая фотосъёмка во время видеозаписи), которая есть у младшенькой RX100, в тестируемой камере не поддерживается.
Пример записи 1920x1080 50p (чтобы скачать файл, нажмите правой кнопкой на ссылку и выберите «Сохранить как»)
⇡#Источники питания и автономная работа
В камере установлен литий-ионный аккумулятор NP-BX1 ёмкостью 4,5 Вт*ч, то есть точно такой же, как и в более доступном фотоаппарате RX100, оборудованном дюймовым сенсором. По заявлению производителя, этого достаточно для съёмки 220 кадров при тестировании по методике CIPA. На практике камера продержалась 358 кадров, однако вспышка использовалась фактически лишь пару раз для проверки её работоспособности, а подавляющее количество фото было снято без вспышки.
Результат вполне стандартный для большинства обычных и даже продвинутых компактов. Но ведь RX1 стоит дороже большинства полнокадровых камер зеркального типа от Canon и Nikon, а также дороже топовой зеркалки самой же Sony. Все эти фотоаппараты способны снимать от одного заряда гораздо дольше, в особенности зеркалки Nikon и Canon. Конечно, весит тестируемая камера значительно меньше полнокадровых «зеркалок», что достигнуто в том числе и за счёт использования крохотного аккумулятора. Но всё же хотелось бы иметь в запасе хотя бы кадров 500.
Индикатор уровня заряда преподнёс неожиданный и не особо приятный сюрприз — он всего лишь 4-сегментный, тогда как многие камеры Sony способны отображать уровень заряда с точностью до процента. Хуже то, что индикатор в текущей версии прошивки не особо точный и частенько кратковременно проваливается на деление, например после скоростной серийной съёмки. Зарядка аккумулятора производится при помощи крохотной 11-ваттной USB-зарядки. Длительность зарядки полностью опустошённого аккумулятора составляет 155 минут. Также зарядка возможна непосредственно от USB-шины. Примечательно, что во время зарядки возможно использование камеры не только в режиме просмотра, но и в режиме съёмки, что встречается крайне редко.
Казалось бы, после обзора складывается впечатление, что Sony Cyber-shot DSC-RX1 — чрезвычайно дорогой компакт, который к тому же не лишён недостатков. Сразу же расстраивает отсутствие видоискателя. Конечно, его можно установить, но это дополнительные затраты, а камера и без того недешёвая. К тому же съёмный видоискатель занимает «горячий башмак». Странно и то, что для карты памяти нет отдельного отсека — это осложняет работу при съёмке со штатива. Отсутствие Wi-Fi-модуля в современных реалиях также стоит отнести к минусам. Игнорируя современные «фишки», производитель тем не менее предусмотрел такой атавизм, как возможность подключения спускового тросика.
RX1 не особо скоростной. Конечно, по меркам компактов готовится к работе он быстро, но стоит-то как пяток «беззеркалок», которые гораздо шустрее. Скорость фокусировки также не радует — большинство тех же «беззеркалок» гораздо быстрее даже с комплектными объективами. В тестовом образце к тому же были замечены небольшие тормоза меню при масштабировании снимков в режиме просмотра. К недостаткам стоит отнести и зависимость минимальной длительности выдержки от степени раскрытия диафрагмы. В режиме видео камера вроде бы имеет массу настроек изображения, но вот со звуком не сложилось...
И все же RX1 хочется обладать, владеть и фотографировать, фотографировать... Ведь производителю удалось поместить в компактный и лёгкий металлический корпус полнокадровый сенсор и светосильную оптику, что позволяет снимать с рук без «шевеленки» и с приемлемым уровнем шумов даже при очень слабом освещении. А главное, позволяет не таскать с собой килограммы фототехники — и получать великолепные снимки. Не стоит забывать и о разнообразных фишках вроде многокадрового шумоподавления, почти идеальном режиме создания автоматических панорам, а также многих других, чуть менее значимых бонусах. И если вам вдруг не жалко 120 тысяч... стоит задуматься.
Выражаем благодарность украинскому представительству компании Sony за фотокамеру, предоставленную для тестирования.