Оригинал материала: https://3dnews.kz/794182

CES 2014: машины времени

Ни на одной другой выставке электроники вы не узнаете так много о будущем автомобильной индустрии, как на CES. И не столько потому, что обычно на подобных шоу автомобили встречаются редко (и тут CES – яркое исключение из правил), сколько потому, что будущее автомобилей самым тесным образом связано именно с электроникой.

Частично информация из этой статьи пересекается с тем, что описано в «Автодайджесте» — но здесь вы можете получить сведения об автомобилях с CES из первых рук и в более подробном виде.

В этот раз автомобилей на CES было еще больше, чем обычно: посетители увидели даже машину времени – тот самый DeLorean DMC-12, перенесший героев фильма «Назад в будущее» в 2015 год, который для нас сейчас, кстати, ближе, чем 1985-й, ставший для них отправной точкой увлекательного путешествия. Обилие четырехколесных экспонатов неудивительно: у американцев к автомобилям особое отношение – за руль здесь садятся в достаточно юном возрасте, а человек без собственной машины по многим причинам чувствует себя в американских городах достаточно неуютно. Два года назад мы уже отмечали, что некоторые автомобильные компании фактически являются полноправными участниками выставки. А в этом году они пошли дальше – на CES были представлены новые концепты и серийные модели, что для выставки электроники и вовсе уникально.

Кроме того, автомобили встречались и на стендах лидеров индустрии электроники – таких как Intel и NVIDIA, например. А генеральный партнер шоу, компания Qualcomm и вовсе провела презентацию болида Formula E – гоночного автомобиля новой автоспортивной серии, в которой гонщики будут соревноваться на машинах с электрическим двигателем.

Именно поэтому, в то время как большинство коллег отправилось осматривать изогнутые телевизоры и умные часы, автор этой статьи большую часть первого дня посвятил изучению павильона с автомобильной электроникой. И совершенно не пожалел об этом!

#Audi

Ярко-красное купе Audi Sport quattro laserlight, на мой субъективный взгляд, — самый красивый автомобиль выставки. Отличительная особенность этого концепта – головной свет: в уникальных фарах применяются одновременно светодиоды и лазеры. Однако Audi Sport quattro laserlight использовался компанией лишь в качестве шоу-стоппера, яркого элемента, привлекающего посетителей на стенд. А главная представленная Audi новинка – перспективный салон будущего купе Audi TT, лишенный центрального дисплея.

В то время как у большинства современных автомобилей мультимедийно-навигационная система обладает собственным экраном, располагающимся в центре передней панели, инженеры Audi решили объединить центральный дисплей с приборной панелью – теперь роль последней играет 12-дюймовый ЖК-экран, расположенный непосредственно перед водителем. Именно на него, помимо привычных спидометра и тахометра (в данном случае – виртуальных), выводится вся дополнительная информация. Это позволило превратить салон купе в настоящий кокпит, развернув переднюю панель к водителю, как это было сделано в старых BMW.

Еще одна особенность новинки – усовершенствованное управление мультимедийной системой. Теперь контроллер на центральном тоннеле имеет только две дополнительные кнопки вместо четырех – переработанное меню позволяет быстрее добираться до нужных пунктов и меньше отвлекаться при вождении. А верхняя часть контроллера теперь представляет собой сенсорную панель.

#Chevrolet

Любителям красных купе стоило посетить и стенд General Motors, на котором центральная роль была отведена Chevrolet Stingray. Этот автомобиль отличается не только потрясающим внешним видом, но и светодиодными фарами, электронными замками дверей, а также обновленной мультимедийной системой.

Хотя GM достаточно консервативна в плане внутреннего устройства салона – центральный дисплей Chevrolet Stingray даже не имеет сенсорного покрытия, а для навигации по меню применяется обычный поворотный регулятор – электронные системы всех представленных на стенде автомобилей вполне соответствуют двум главным современным тенденциям. Во-первых, это так называемые connected cars – они оснащены LTE-модулем и могут постоянно обмениваться информацией с Интернетом. А во-вторых, функциональность их мультимедийных систем может быть расширена благодаря фирменному магазину приложений.

#Ford

Без красного купе не обошлось и на стенде компании Ford – останавливать взгляды посетителей должен был обновленный Mustang. Однако с точки зрения перспективных автомобильных технологий гораздо интереснее два других, более скромных автомобиля.

Первый – это электроверсия Fusion. Стоит отметить, что на североамериканском рынке, в отличие от российского, под этим названием продается не компактная модель, а среднеразмерный седан. Fusion может похвастаться не только современной силовой установкой, но и системой MyFord Mobile – она позволяет удаленно (через сотовую сеть) подключаться к автомобилю с помощью специального приложения для смартфонов. Оно дает возможность как контролировать основные параметры автомобиля, так и управлять режимом подзарядки, включать предварительный подогрев или охлаждение салона.

А самый интересный экспонат Ford – это впервые показанный на CES 2014 концепт C-Max Solar Energy. Компания представляет эту модель как первый электрический автомобиль, который не требует подзарядки! На его крыше смонтированы солнечные батареи, и изготовитель утверждает, что они эффективны настолько, что могут полностью перезарядить аккумуляторную батарею автомобиля за день. Причем отдельно отмечается, что средней энергии солнца за световой день будет достаточно в любом городе США.

#KIA

Еще недавно корейский автопром вызывал определенный скептицизм, но сейчас производители автомобилей из Южной Кореи претендуют на лидирующие места в индустрии. В немалой степени такого впечатляющего результата удалось добиться благодаря вниманию к современным технологиям: достаточно сказать, что KIA – один из постоянных участников CES. И с каждым разом экспозиция компании все больше и интереснее!

В этом году основное место на стенде корейцев было отведено демонстрации концепции UCD (User-centered Driver Concept), направленной на создание максимально интуитивного и не отвлекающего водителя от вождения интерфейса. Основная идея этой технологии в том, чтобы водитель как можно реже отрывал взгляд от дороги, а руки — от руля. В представленном на стенде прототипе был установлен руль с сенсорными площадками для больших пальцев – благодаря им автомобиль может не только «узнать» водителя, но и контролировать его физическое и эмоциональное состояние.

А система распознавания жестов позволяет управлять различными функциями и настройками с помощью простейших движений руки. Вместе с огромным количеством интеллектуальных электронных помощников (таких как система предупреждения попутных столкновений, контроль безопасности обгона и поворота, автоматический экстренного тормоз) это значительно увеличивает безопасность вождения. Стоит сказать и о системе V2X, которая объединяет технологии V2V (Vehicle-to-Vehicle) и V2I (Vehicle-to-Infrastructure), позволяющие автомобилю обмениваться информацией с другими машинами и дорожными объектами и предупреждать водителя о возможных опасностях.

Но это — системы перспективные, а современное состояние электронного оборудования компания продемонстрировала на примере премиум-седана Quoris. «Автомобиль в разрезе» позволил максимально наглядно изучить устройство светодиодных фар, адаптивной подвески, интеллектуального круиз-контроля, оборудования салона (в том числе проекционной «приборки»), системы контроля слепых зон и пользовался огромной популярностью у посетителей стенда.

Не обошлось и без концепт-кара: на CES 2014 компания KIA продемонстрировала компактное четырехдверное купе KND-7. Его длина – менее 4 метров, но, благодаря открывающимся против хода задним дверям, доступ в салон очень удобен. Купе оснащено 208-сильным турбодвигателем и должно играть роль молодежного городского автомобиля.

#Mazda

А вот компания Mazda никаких ультрасовременных концептов на выставке не представила (в отличие от другого японского автопроизводителя, но об этом ниже). Экспозиция была посвящена обновленной мультимедийной системе автомобиля, которая используется в новых версиях 3-й и 6-й моделей. Консервативный интерфейс с раздельными приборной панелью и центральным дисплеем дополнен проекционной панелью за рулем.

Пожалуй, главное, на что стоит обратить внимание – заявленная совместимость с платформой OpenCar, позволяющей сторонним фирмам разрабатывать приложения для информационной системы автомобиля.

#Mercedes

Жемчужина экспозиции самой респектабельной автомобильной компании на выставке – концептуальное купе S-Class Coupe. Стального цвета автомобиль с белоснежным кожаным салоном, по словам представителей компании, чрезвычайно близок к серийному производству и уже практически не будет изменяться. Интересно, останется ли в качестве стандартного оснащения огромный ЖК-экран, играющий одновременно роль и приборной панели, и дисплея навигационно-мультимедийной системы?

Точно такой же экран использовался компанией для демонстрации технологии автоматической настройки. Основываясь на таких параметрах, как день недели, время дня, количество пассажиров, температура за бортом и тому подобное, система определяет сценарий использования (например, владелец авто с женой субботним утром едет за покупками), подбирает режим работы климатической системы, предлагает один из привычных маршрутов и даже предпочитаемую радиостанцию.

#Toyota

В отличие от Mazda, ограничившейся показом серийных авто, компания Toyota представила на выставке сразу три любопытнейших концепта. Наиболее близок к серийному воплощению седан FCV (Fuel Cell Vehicle) – запустить его в производство компания планирует уже в следующем году.

Это водородно-электрический гибрид, разработку которого компания начала еще в 1992 году. Первый ходовой прототип появился в 1996-м, в прошедшем 2013-м Toyota завершила серию долговременных тестов, в том числе в условиях холодного климата — в Канаде. Заявленный запас хода на одной заправке составляет впечатляющие 500 км, максимальная скорость – более 170 км/ч, мощность электродвигателя – 100 кВт. Если планы будут выполнены, то FCV войдет в историю как первый водородный автомобиль на рынке.

Концепт двухместного (хотя представить, где в нем может поместиться пассажир, достаточно сложно) городского автомобиля i-ROAD представляет собой нечто среднее между микролитражным автомобилем и трехколесным скутером. Передние колеса обладающего закрытой кабиной автомобиля приводятся в движение двумя электромоторами.

Управляемое заднее колесо, поворачивающееся на угол до 90 градусов, вместе с системой крена в поворотах делает трицикл чрезвычайно маневренным – для разворота ему достаточно площадки, всего лишь в пару раз превышающей его длину. На CES компания показала сразу два таких автомобильчика, причем один из них – в ходовой демонстрации. Уже в этом году планируется начать тестирование i-ROAD в качестве автомобиля для краткосрочной аренды во Франции.

Ну а гость из совсем далекого будущего – одноместный FV2 (Fun Vehicle 2). Особенность этого транспортного средства в том, что оно вовсе не имеет традиционных органов управления, в частности — руля. По принципу взаимодействия с водителем это устройство (назвать его автомобилем не поворачивается язык) напоминает Segway – ездить на нем можно только стоя, а направление и скорость движения задаются наклоном тела водителя. Однако, в отличие от Segway, не предназначенного для движения по дорогам, FV2 подразумевает совершенно другие скорости и – по идее инженеров Toyota – удовольствие от вождения. В этом смысле FV2 ближе к мотоциклу.

#BMW

Как мог заметить внимательный читатель, мы расположили автопроизводителей в алфавитном порядке. Почему же баварская компания оказалась в самом конце? Дело в том, что у BMW на выставке не было своего стенда. Но сказать, что компания не принимала участия в CES 2014, категорически нельзя – серийный электрический автомобиль i3 был представлен одновременно на стендах Intel и NVIDIA, а все желающие могли записаться на тест-драйв. Этих самых желающих было так много, что записываться приходилось на следующий день, а в окрестностях выставочного центра BMW i3 был самым часто встречающимся автомобилем!

Забавно, что эта машинка была показана на стендах сразу двух компьютерных компаний, причем конкурентов. Это позволяет легко догадаться, на базе какой платформы построена информационная система этого транспортного средства. Особенно если вспомнить жалобы инженеров Intel, отвечающих за разработку автомобильных систем, на огромные по меркам ИТ-отрасли сроки внедрения в автомобильной индустрии.

Так или иначе, BMW i3 – это полноценный Connected car с встроенным модулем мобильной связи. Кроме того, к автомобилю можно подключить свой смартфон – для связи с сервисами Google или просто прослушивания любимой музыки.

#Вместо выводов

Признаюсь честно: показанное на выставке автомобильными компаниями в гораздо большей степени переносит посетителя в будущее, чем все гнутые телевизоры, умные часы и 3D-принтеры, вместе взятые. Активное развитие гибридных и электромобилей, первый автомобиль на базе топливных ячеек, connected car, лазерные фары и изобилие систем, ассистирующих при вождении, – еще пару лет назад все это казалось достаточно далеким будущим.

А главная, без сомнения, тенденция, просматривающаяся на CES 2014, заключается в том, что совсем не за горами и первые V2V-решения. Пока индустрия ждала разработки единого стандарта взаимодействия, спорила, стоит ли использовать Wi-Fi или создать новый протокол беспроводной связи, автомобили обзавелись LTE-модулями и возможностью загружать и выполнять сторонние приложения. Так что вопрос канала связи больше не актуален – данные можно передавать через Интернет. А открытая архитектура позволяет разработать V2V-решения, которые будут совершенно брендонезависимыми. Так что появление таких решений – теперь лишь вопрос времени. Оглядываясь назад, понимаешь, что прародителями настоящих V2V-сервисов стали, например, «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Пробки» — генерирующие важную дорожную информацию на основе данных от каждого участника движения и передающие ее через Интернет. Именно так и будет работать автомобильная информационная сеть, став еще одним (или несколькими) интернет-сервисом в подключаемых (простите, но более удачного перевода термина Connected Cars я за время написания статьи так и не придумал) автомобилях.

Недаром на этой выставке оказался DeLorean DMC-12 – добро пожаловать назад, в будущее!



Оригинал материала: https://3dnews.kz/794182