Итак, на первый взгляд Nikon D3300 почти не отличается от предшественницы. Да, немного иначе размещена пара клавиш, чуть другая многопозиционная клавиша и иная форма рукоятки. Может и вовсе показаться, что новинка — это очередная доработка Nikon D3100. Однако достаточно беглого взгляда на характеристики, чтобы понять — внутри камера существенно обновилась. Для начала в ней используется новый, гораздо более мощный процессор, немного модифицирован видоискатель, скорость серийной съёмки увеличена, применён более ёмкий аккумулятор, наконец-то появилась поддержка записи Full HD-видео в режиме 50p (либо 60p — в зависимости от региона), что для сегмента бюджетных камер зеркального типа является своего рода прорывом, да и вес новинка сбросила здорово. К тому же в D3300 используется новый «китовый» объектив.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Nikon D3300 | |
---|---|
Сенсор изображения | КМОП-матрица размером 23,5x15,6 мм, 24,78 Мп |
Эффективное количество точек, Мп | 24,2 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW 12 бит Видео: MOV (H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding) |
Объектив | Байонет Nikon F с контактами АФ |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: 6000x4000 (большой), 4496x3000 (средний), 2992x2000 (маленький) Видео: 1920x1080, 1280х720, 640x424 |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | 100–25600 с шагом 1 EV |
Диапазон выдержек, секунд | 1/4000–30; Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/200 |
Экспозамер, режимы работы | Замеры в 420 зонах; мульти, точечная, средняя |
Экспокоррекция | ± 5 EV с шагом 1/3 ступени |
Ведущее число встроенной вспышки | 12 при ISO 100 |
Автоспуск, с | 2, 5, 10, 20; от 1 до 9 экспозиций |
Устройство хранения информации | SD, SDHC, SDXC(UHS-I) |
ЖК-дисплей |
7,6 см (3 дюйма), разрешением 921 тыс. точек |
Видоискатель | Зеркальный прямой видоискатель с пентазеркалом, покрытием кадра 95% и увеличением 0,85х |
Интерфейсы | HDMI, USB, внешний микрофон, подключение Wi-Fi и GPS-модулей, AV-выход |
Питание |
Литий-ионный аккумулятор EN-EL14а, 8,9 Вт·ч |
Габариты, мм | 124x98x75,5 |
Масса, г | 460 (вкл. батарею и карту памяти) 410 (только корпус) |
В комплект поставки входит:
Отдельного внимания заслуживает новый объектив AF-S NIKKOR 18-55 mm 1:3.5-5.6 GII, ведь в нем не только модифицирована оптическая схема — специалисты компании ещё и над удобством работы здорово потрудились. Во-первых, объектив теперь складывается, как и комплектные «стекла» «беззеркалок» Nikon 1, при этом в транспортировочном положении происходит блокировка. Для разблокировки необходимо нажать соответствующую клавишу на объективе и повернуть его. Во-вторых, теперь в «китовом» объективе можно без проблем использовать поляризационные и градиентные фильтры, ведь внешняя линза не вращается. В принципе, комплектные объективы Nikon нередко опережают конкурентов по качеству картинки, поэтому в бюджетных зеркалках пользователи частенько оставляют их в качестве универсальных «зумов», а в новинке ещё и приятные бонусы появились.
⇡#Внешний вид и удобство использования
Nikon D3300 — младший в обновлённом семействе зеркалок Nikon, поэтому рассчитывать, что он будет сделан из магниевых сплавов, было бы наивно. Однако, несмотря на то, что камера относится к бюджетному классу, пластик корпуса весьма качественный, да и его поверхность здорово походит на металлическую. Камера стала существенно легче, чем предшественница, — минус 45 граммов одним махом. «Тушка» теперь весит всего 410 граммов.
Для сравнения: конкурирующий Pentax K-500 тянет на 590 граммов. В руках камера лежит даже удобнее, чем предшественница, хотя габариты отличаются максимум на 1 мм — где больше, где меньше. Всё дело в рукоятке, в которой углубление под средний палец стало немного больше, благодаря чему легковесную камеру с «китовым» объективом можно легко удерживать даже двумя пальцами. Рукоятка, разумеется, обрезиненная. Есть резиновая накладка и под большой палец с тыльной стороны. К качеству сборки — никаких претензий. И даже приложив существенные усилия при попытках скручивания и сдавливания, мы не смогли выжать из камеры хоть какой-то звук.
Спереди находятся байонет объектива, монофонический микрофон, а также лампа подсветки автофокуса.
С тыльной стороны элементов побольше, да и некоторые отличия от Nikon D3200 имеются. Большую часть поверхности занимает дисплей, над которым поместился оптический видоискатель со значительно изменённым наглазником. По левому краю дисплея втиснуты пять клавиш — переход в режим просмотра, вход в основное меню, пара кнопок масштабирования и клавиша информации. Правее дисплея находится кнопка блокировки автофокуса и автоэкспозции, тыльный — и единственный — диск управления, клавиша перехода в режим LiveView, а также клавиша выбора режима протяжки и удаления и кнопка ввода, окружённая 8-позиционным кольцом-кнопкой (у D3200 оно было 4-позиционным). Кольцо не может похвастаться большим количеством функций, да и вручную привязать какое-либо действие к клавишам переключателя нельзя.
Сверху находятся подъёмная вспышка с «горячим башмаком» в основании, диск выбора режима работы, клавиши видеозаписи, отключения дисплея и введения экспокоррекции, а также системный динамик и кнопка спуска затвора с рычажком питания. Снизу же расположены только стандартный, четвертьдюймовый разъём установки на штатив и отсек для аккумулятора.
Слева вместо одной массивной резиновой заглушки появились две поменьше. Однако под ними скрываются всё те же разъёмы — подключения проводного пульта дистанционного управления, микрофона, а также USB/AV- и HDMI-кабелей. Кроме того, на левой боковой поверхности находятся клавиши Fn (по умолчанию она отвечает за выбор уровня чувствительности) и подъёма вспышки. Последняя из клавиш также используется для быстрого выбора режима срабатывания вспышки. Справа — никаких изменений: тут находится только лишь слот установки карты памяти, скрытый подпружиненной дверцей.
⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейс
Видоискатель в Nikon D3300 новый, причём обновлена как внешность, так и оптика. Во-первых, как мы уже говорили, используется новый резиновый наглазник. С субъективной точки зрения, он стал гораздо менее удобным. Но переживать не стоит, ведь наглазники у всех зеркалок сменные, а их стоимость на китайских аукционах с бесплатной доставкой копеечная. Во-вторых, доработана начинка, и доработана неплохо — видоискатель стал «светлее», а коэффициент увеличения у D3300 составляет 0,85х против 0,8 у D3200. Однако покрытие, как и прежде, — всего 95% кадра, тогда как у конкурирующего Pentax K-500 покрываются все 100% кадра при увеличении 0,92x. Датчика приближения у новинки, к сожалению, нет, поэтому при использовании видоискателя экран приходится отключать вручную. Впрочем, у Pentax K-500 его тоже нет, как и у Canon EOS 1200D.
Дисплей точно такой же, как и у Nikon D3200. Это 3-дюймовая ЖК-матрица с разрешением 921 тыс. точек. Углы обзора весьма приличные в обеих плоскостях, хороши контрастность и цветопередача. Запас яркости тоже внушительный, но при падении прямых солнечных лучей экран выцветает — он, конечно, все еще читается, но хуже, чем у многих современных зеркалок. Немного мешают и блики, ведь антибликового слоя у прочной и надёжной защиты дисплея не предусмотрено. Что касается основного меню, то отличий от интерфейса предшествующей камеры тут фактически нет. Быстрое же меню существенно изменено и выполнено по мотивам D5300. Однако, в отличие от старшей камеры, у D3300 в быстром меню можно управлять «лишь» 10 параметрами, тогда как у D5300 доступно 14 настроек. Впрочем, у предшественника доступных параметров в быстром меню тоже было 10. Анимация в меню есть, но только на главном экране и в режиме просмотра, однако новый процессор с ней справляется играючи — проигрывание анимации быстрое, но плавное и без рывков или подтормаживаний. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.
Нередко производители набивают под завязку разнообразными «фишками» даже откровенно бюджетные камеры. Но в случае D3300 особенностей не так и много. Для начала стоит отметить режим D-Lighting, который отвечает за программное расширение динамического диапазона. Вот только выбрать уровень активности функции нельзя, хотя подобная возможность имеется даже в продвинутых компактах Nikon, не говоря уже о зеркалках. Впрочем, это не означает, что функция всегда работает на максимальном уровне активности — автоматика подстраивается в зависимости от ситуации и условий съёмки. Главное, что функция ненавязчивая, да и на скорость обработки не влияет, поэтому даже при серийной съёмке её можно активировать не переживая за скорость и длительность серий. Также стоит отметить возможность подключения модуля, записывающего текущие GPS-координаты в EXIF-метаданные снимков и модуля беспроводной связи. Вот только цена данных опций довольно высока, поэтому их использование совместно с бюджетной камерой не выглядит оправданным шагом.
Также в камере предусмотрены такие режимы, как HDR-рисование и автоматическая съёмка панорам. Однако обе функции имеют ограничения. HDR-рисование можно по ошибке принять за режим расширения динамического диапазона путём склеивания нескольких кадров. Это, в общем-то, правда, однако лишь частично: изображение не только склеивается, но и существенно обрабатывается. Склеивается всего 2 кадра, а поддержки RAW в данном режиме нет, разумеется, отсутствует и возможность использования вспышки.
Съёмка автоматических панорам производится только в режиме LiveView, причём во время съёмки затвор не срабатывает. Поворот возможен в любом направлении, а определение направления происходит автоматически. Камера не слишком требовательна к скорости и равномерности поворота, а также к удерживанию линии горизонта, и при этом склейка оказывается довольно неплохой. Всего доступно два режима — обычная и широкая панорама с разрешением до 9600x1080 точек при горизонтальном панорамировании и до 1632x9600 точек при вертикальном. В общем, весьма неплохо.
Но всё же главная особенность — это съёмка Full HD-видео в режиме 50p/60p. Появление подобных возможностей даже в бюджетной зеркалке сотрудники представительства анонсировали ещё до выхода модели D3200, но добавилась она только в тестируемой камере. Более подробно режим видеосъёмки мы ещё рассмотрим в соответствующем пункте.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
Скорость подготовки к работе у большинства зеркалок чрезвычайно высокая, поэтому замеры зачастую не требуются, ведь время реакции пользователя обычно гораздо больше. Традиционным исключением тут являются разве что камеры Sony с полупрозрачным зеркалом. Однако медлительные аппараты встречаются и в стане классических камер с оптическим видоискателем. Серия D3000 никогда особой скоростью подготовки к работе не отличалась, и новинка не стала приятным исключением — от поворота рычажка питания до начала процесса фокусировки проходит 0,53 секунды. Для сравнения: предшественнику требовалось 0,48 секунды. В общем, новый процессор в текущей версии прошивки не пошёл на пользу.
Скорость серийной съёмки замерялась в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с, а также для сравнения была использована обычная карта Transcend SD Class 10, ведь именно с этой картой проводилось испытание модели D3200. Коррекция искажений (дисторсии), программное расширение динамического диапазона и шумоподавление были отключены.
Сразу стоит оговориться о скорости съёмки, ведь новинка стала чуть шустрее и снимает серии со скоростью 5 кадров в секунду, как и D5300, тогда как предшественник может снимать со скоростью 4 кадра в секунду. Скорость для бюджетной зеркалки неплохая, но Pentax K-500 впереди, ведь ей по плечу 6 кадров в секунду. В тяжёлом режиме RAW+JPEG при ёмкости буфера 6 кадров камера смогла отснять всё те же 6 кадров. При съёмке в RAW ёмкость буфера составляет 7 кадров, но D3300 отщелкала на максимальной скорости 9 кадров. А вот при серийной съёмке в формате JPEG камера приятно удивила — как и D5300, она смогла отснять 100 кадров при ёмкости буфера всего 9. Собственно, D3300 и D5300 смогли бы отснять и больше, ведь поток данных не успевал забивать буфер полностью, но таково искусственное ограничение производителя. При использовании недорогой Transcend SD Class 10 при съёмке в RAW и RAW+JPEG длительность серии равняется ёмкости буфера. В формате JPEG на максимальной скорости было отснято лишь 12 кадров. Как видите, при использовании шустрого носителя данных бюджетный D3300 по крайней мере в формате JPEG способен удивить.
Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. В D3300 используется автофокусировочный модуль Nikon Multi-CAM 1000. В линейке Nikon это простейший модуль, с TTL-определением фазы и 11 точками фокусировки. Аналогичный модуль использовался и в D3200, поэтому прирост скорости если и ожидался, то только в режиме LiveView, ведь в новинке используется более мощный процессор EXPEED 4. Однако стоит отметить, что D3300 комплектуется новым «китовым» объективом, который тоже может привнести определённую лепту в итоговый результат. Но неожиданно новинка показала результат даже хуже, чем у предшественника, — 0,53 секунды при съёмке с 50 см и широкоугольном положении объектива, а также 0,55 секунды при телеположении объектива и установке объекта на расстоянии 1 метра. Для сравнения: D3200 в аналогичных условиях потребовалось 0,42 и 0,44 секунды. Примечательно, что в режиме Live View новинка также не блистала — 0,67 и 0,72 секунды. Впрочем, быстрой фокусировкой в режиме Live View камеры Nikon никогда не отличались. Например, D5300 в идентичных условиях требуется 0,73 и 1,09 секунды соответственно.
В обычном режиме съёмки пользователю доступно 11 точек фокусировки, что в целом весьма неплохо, но бывает и больше. Например, у Sony SLT-A58 их 15. У конкурента от Canon, напротив, точек фокусировки меньше — 9. Выбор точки фокусировки осуществляется при помощи 8-позиционной клавиши. Также доступен и автоматический режим выбора зоны фокусировки. При активировании постоянной работы фокусировки становятся доступными режимы 3D-слежения и динамической фокусировки — последний удобен при съёмке движущихся объектов.
В LiveView используется контрастный метод фокусировки, поэтому режимы выбора зон фокусировки отличаются — это ручной выбор зоны (доступен выбор одного из двух размеров), а также режим слежения и определения лиц. Последние два явно существенно доработаны. В режиме определения лиц автоматика ведет себя отлично, причём при съёмке не только анфас, но и в профиль, — главное, чтобы в кадре был открытый глаз, и тогда лицо будет точно зафиксировано. В режиме ведения объекта Nikon D3300 также приятно удивила — она способна удерживать даже мелкие объекты при их довольно быстром перемещении. Разумеется, если фон не особо контрастный, то толку от данного режима нет — но у других зеркалок дела обстоят так же.
При фокусировке в темноте D3300 рекордов не ставит — как при визировании через видоискатель, так и в режиме LiveView. При использовании фазового метода камера без подсветки смогла навестись на тестовый натюрморт при освещённости порядка 0,9-1,2 лк, что для бюджетной зеркалки вполне неплохо. А вот в режиме LiveView зелёная рамка загорается при освещённости не ниже 3,5 лк. Результат далеко не рекордный, но и не провальный, ведь, например, полнокадровая «беззеркалка» Sony в аналогичных условиях смогла сфокусироваться при освещённости лишь 4 лк. В ручном режиме фокусировки в режиме LiveView из помощников доступно только увеличение зоны фокусировки.
Разумеется, D3300 работает во всех режимах установки экспопары. Режимы экспозамера также весьма стандартны — точечный, центрально-взвешенный, матричный. Предусмотрено введение коррекции экспозиции, вот только диапазон коррекции для бюджетной зеркалки чрезвычайно широкий — от -5 до +5 EV с шагом в треть ступени, тогда как даже некоторые более продвинутые камеры ограничиваются диапазоном коррекции -3…+3 EV. Диск управления параметрами экспопары только один, поэтому для изменения раскрытия диафрагмы приходится одновременно вращать диск и зажимать клавишу коррекции экспозиции. Минимальная длительность выдержки составляет 1/4000 секунды, что является стандартом для бюджетного сегмента. Однако, например, у Pentax K-500 минимальная выдержка составляет 1/6000 секунды. Особого смысла в этом нет, ведь трудно представить пользователя, который будет вешать на бюджетную «тушку» чрезвычайно светосильную и дорогую оптику, требующую крайне малых выдержек при ярком освещении.
Замер экспозиции в Nikon D3300 осуществляется с помощью 420-пиксельного датчика RGB, то есть точно такого же, как в D3200. Автоматика весьма неплохо работает при естественном освещении, причём не только в простых условиях с равномерной яркостью по всему полю снимка, но и при наличии в кадре существенно затенённых участков, тогда как предшественница в подобных условиях сдавала позиции. В сложных условиях съёмки немного помогает функция программного расширения динамического диапазона D-Lighting. Вот только, в отличие от старших камер, в D3300 данный режим не имеет уровней активности — он либо активирован, либо отключен. В лабораторных условиях при освещении лампами дневного света ошибка экспозамера составила 0,06 EV. При освещении лампами накаливания она иногда достигает -0,28 EV, что не так уж много. Вот только брекетинга экспозиции в камере нет, поэтому автоматизировать коррекцию не выйдет. Отсутствие данной функции чисто искусственное, причём оно имело место как в D3200, D3100 и D3000, так и в старичке D40. А ведь процессор у новинки довольно мощный, да и гораздо более слабого чипа для реализации данной функции хватило бы за глаза. Но если добавить брекетинг, то младшенькая камера уж очень сильно наступала бы на пятки D5300, ведь разрешение снимков, скорость серийной съёмки, а также качество видеозаписи у них одинаковое, поэтому начинающий пользователь зачастую видит разницу только в наличии у старшей камеры поворотного дисплея, из-за чего производителю приходится как-то дополнительно разводить фотоаппараты по сегментам.
Настройки баланса белого, кроме автоматического и ручного режимов, включают шесть стандартных предустановок: дневной свет, лампа накаливания, лампы дневного света (7 подрежимов), облачно, вспышка и тень. Все предварительные настройки можно корректировать по осям A-B/G-M (по шесть значений на каждой оси), пресет ламп дневного света и вовсе делится на семь подтипов, которые также отдельно корректируются по осям A-B/G-M. При использовании для освещения ламп дневного света автоматическая установка баланса белого оказалась чрезвычайно точной. Впрочем, предшественнице данный тип ламп также давался довольно легко. Неплохо автоматика показала себя и при естественном освещении, причём при любых погодных условиях. А вот при использовании для освещения ламп накаливания без соответствующей предустановки баланса белого не обойтись — ошибка довольно велика.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW и JPEG с минимальным сжатием. Съёмка тестовой мишени также была проведена с активированным режимом шумоподавления при высоких значениях чувствительности (функция работает на всех значениях чувствительности, но особенно эффект заметен на высоких). Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 25600 единиц в ISO-эквиваленте. Значения чувствительности ISO 25600 формально в камере нет — в настройках оно обозначается как Hi1, а в EXIF-данных снимков при установке этого значения поле ISO вовсе не заполняется. К слову, шаг изменения чувствительности в D3300 составляет 1 EV, как и в большинстве компактных камер, что стоит отнести к недостаткам фотоаппарата.
Фр 1 | RAW Шумоподавление отключено |
JPEG Шумоподавление отключено |
JPEG Шумоподавление активировано |
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
|||
ISO 6400 |
|||
ISO 12800 |
|||
ISO 25600 |
Фр 2 | RAW Шумоподавление отключено |
JPEG Шумоподавление отключено |
JPEG Шумоподавление активировано |
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
|||
ISO 6400 |
|||
ISO 12800 |
|||
ISO 25600 |
Фр 3 | RAW Шумоподавление отключено |
JPEG Шумоподавление отключено |
JPEG Шумоподавление активировано |
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
|||
ISO 6400 |
|||
ISO 12800 |
|||
ISO 25600 |
RAW (полноразмерные снимки в формате TIFF)
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/8 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/15 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/30 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/60 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/125 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/250 c, ISO 3200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/500 c, ISO 6400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/1000 c, ISO 12800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/2000 c, ISO 25600
Для возможности ознакомления также можно скачать архив с исходными файлами. Фирменный конвертер можно загрузить с сайта производителя
JPEG, шумоподавление отключено
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/8 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/15 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/30 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/60 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/125 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/250 c, ISO 3200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/500 c, ISO 6400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/1000 c, ISO 12800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/2000 c, ISO 25600
JPEG, шумоподавление активировано
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/8 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/15 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/30 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/60 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/125 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/250 c, ISO 3200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/500 c, ISO 6400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/1000 c, ISO 12800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 28 мм, ƒ/11, 1/2000 c, ISO 25600
Разумеется, в зеркалке, пусть и начального уровня, имеется «горячий башмак», а также встроенная вспышка, причём одна из самых мощных в классе — ведущее число равно 12 при ISO 100. Аналогичным показателем из конкурентов может похвастаться только Pentax K-500. Однако у высокой мощности есть и свой недостаток — зарядка вспышки при любом уровне заряда аккумулятора довольно медлительна. Во время тестовых замеров при полной мощности вспышки D3300 в течение минуты смогла отснять лишь 18 кадров с одинаковыми паузами между ними в 3,3 секунды, начиная с первого кадра. В общем, разрядные конденсаторы явно не слишком ёмкие. Настроек вспышки не так и мало. Для начала возможен выбор режима работы — заполняющая, заполняющая с подавлением эффекта «красных глаз», замедленная синхронизация по второй шторке, замедленная синхронизация по первой шторке, а также последний режим с функцией подавления эффекта «красных» глаз. Вспышка может работать как в TTL-режиме с компенсацией мощности от -3 до +1 EV с шагом в треть ступени, так и в ручном режиме с установкой делителя (от 1/2 до 1/32). К сожалению, режим креативного освещения Nikon CLS не поддерживается. Ниже приведены примеры съёмки со вспышкой, работающей в режиме TTL с компенсацией в диапазоне от -3 до +1 с шагом в 1 ступень.
Для всех снимков приоритет диафрагмы ƒ/11, ISO 100
Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.
Одним из существенных отличий Nikon D3300 от D3200 является поддержка записи Full HD-видео в режимах 50p/60p (в зависимости от региона). В принципе, среди сравнительно недорогих камер D3300 тут не пионер, ведь у D5300, основанной на таком же процессоре, подобная функция имеется. Но в то же время стоит отметить, что возможности записи видео 1080/50p нет ни у одной конкурирующей камеры из семейства бюджетных зеркалок. Даже Sony SLT-A58, несмотря на использование формата AVCHD, поддерживает лишь режим 50i (чересстрочная развёртка). Разумеется, для Sony не является проблемой «активировать» поддержку режима видеозаписи 1080/50p (иначе и не скажешь, ведь у старших моделей Sony на базе такого же процессора данный режим имеется), но тогда ломается стройный и довольно насыщенный модельный ряд зеркалок/«беззеркалок», что способствует внутреннему каннибализму, а в процессе перестройки модельного ряда Sony это совершенно не нужно. Другие же прямые конкуренты при Full HD-видеозаписи вовсе довольствуются максимум режимом 30p.
Камере есть чем похвастаться и помимо поддержки 1080/50p. В настройках предусмотрено ручное управление выдержкой, а также чувствительностью, в том числе непосредственно при видеосъёмке. К сожалению, в отличие от Canon EOS 100D, у D3300 нет сенсорного дисплея с возможностью управления при помощи виртуальных клавиш, поэтому при использовании встроенного микрофона щелчки диска управления слышны при последующем просмотре.
В большинстве зеркалок, за исключением камер Sony, при видеозаписи автофокус либо довольно неточен, либо активно ёрзает по всему диапазону настройки при малейшем изменении сцены или приближении, а иногда и просто постоянно неловко подстраивается, из-за чего видео даже неплохого качества оказывается не слишком приятным для просмотра. А вот автофокус тестируемой камеры порадовал — в процессе работы он показал себя даже лучше, чем в D5300, которая, напомним, основана на том же процессоре, что и герой материала. Скорее всего, на это оказал влияние новый комплектный объектив. Подстройка идёт мягко и точно, поэтому не слишком режет глаз и ухо. В общем, теперь в камерах Nikon функция видеозаписи годится не только для «галочки», но и для дела.
Микрофон в камере монофонический, также есть возможность подключения внешнего микрофона. В настройках предусмотрено активирование функции подавления шума ветра и ручная настройка уровня звукозаписи (20 положений), а во время записи на экране отображается индикатор уровня, что весьма удобно. Функция параллельной записи фото не поддерживается, а нажатие на спусковую клавишу при видеозаписи останавливает видеозапись и инициирует съёмку одного фотокадра.
⇡#Источники питания и автономная работа
В камере используется литий-ионный аккумулятор EN-EL14a ёмкостью 8,9 Вт·ч, тогда как в D3200 применён аккумулятор EN-EL14 ёмкостью 7,7 Вт·ч. Разница довольно небольшая, однако при этом производитель заявляет, что новинка при тестировании по методике CIPA способна отснять на треть больше кадров, чем предшественница, — 700 против 540. К сожалению, в своё время из-за сжатых сроков тестирования D3200 провести замер длительности автономной работы в полевых условиях не удалось, из-за чего сравнить камеры не получится. Новинка же в полевых условиях при редком срабатывании вспышки продержалась впечатляющие 1665 кадров. Отличный результат! Стоит отметить, что Nikon при тестировании по собственной методике обещает целых 2500 кадров. Индикатор уровня заряда аккумулятора всего-навсего 3-сегментный, но — в меру своих способностей — довольно точный. Зарядка аккумулятора производится исключительно во внешнем зарядном устройстве, а функция пополнения заряда от USB-шины не поддерживается, хотя небольшая ёмкость аккумулятора это вполне позволяет.
Итак, камера стала легче, причём значительно, а параллельно была немного модернизирована рукоятка, благодаря чему новинку стало гораздо проще удерживать. Конечно, D3300 — не самая легковесная зеркалка, ведь, например, Canon EOS 100D весит ещё немного меньше, но прямой конкурент в лице Canon EOS 1200 тяжелее, а уж Pentax K-500 значительно более увесистый. Дисплей в Nikon D3300 остался прежним, а в меню изменения претерпел лишь главный экран. Видоискатель немного доработан, хотя всё равно проигрывает оному у конкурента от Pentax. Камера немного медлительно готовится к работе, не может похвастаться расторопным автофокусом, да и при слабом освещении автофокус не в лидерах, зато в плане серийной съёмки, особенно в формате JPEG, D3300 приятно удивляет.
По точности работы автоматики наша подопытная — в «хорошистах», причём в плане как установки баланса белого, так и экспозиции. А вот где D3300 вырывается в лидеры сегмента, так это в режиме видеосъёмки — поддержка режима 1080/50p, высокое качество видео и корректная ненавязчивая работа автофокуса, возможность полностью ручного управления. В плане длительности автономной работы камера также в лидерах, причём очень сильно опережает не только прямых конкурентов, но и предшествующую модель трёхтысячной линейки. Отдельно стоит отметить новый комплектный объектив, который позволяет беспроблемно использовать градиентные и поляризационные фильтры, что в бюджетных «китах» — большая редкость. В общем, D3300 — однозначный шаг вперед, достаточный, чтобы поставить бюджетную зеркалку Nikon на один уровень с недавно обновленными аппаратами Sony и Canon.
Выражаем благодарность представительству компании Nikon за фотокамеру, предоставленную для тестирования.